Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Разварина И.Н., Гордиевская А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

ствующих развитию детского творчества, навыков проектной и исследовательской деятельности. Выполнение заданий осуществляется при взаимодействии с родителями воспитанников.

Педагоги МАДОУ № 2 приняли активное участие в региональных проблемно-ориентированных семинарах, вебинарах, где представили опыт своей работы по профориентации воспитанников, выступили с темами: «Проектная деятельность с воспитанниками как основа проф-ориентационной работы», «Организация проф-ориентационной работы в начальной школе с использованием технологии «Ментальная карта», «Использование STEAM-матрицы для проведения интегрированных занятий».

Проделанная педагогами дошкольной образовательной организации работа свидетельствует о том, что использование современных

подходов в профориентации воспитанников вызывает у них интерес к миру профессий, расширяет представления о профессиях, востребованных в муниципалитете, воспитывает уважительное отношение к людям труда.

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155]: информационно-правовой портал // Гарант.РУ / ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». — Москва. — Режим доступа: http://www.garant.ru.

2. Хвалевко Н. Г Опыт реализации муниципальной системы ранней профориентации дошкольников // Образование. Карьера. Общество. — 2018. — № 4 (59).

3. Кот Т. А. Ранняя профориентация воспитанников дошкольных образовательных организаций // Гуманитарные науки. — 2019. — № 3 (47).

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

И. Н. Разварина, младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения

Вологодского научного центра Российской академии наук А. Н. Гордиевская, младший научный сотрудник лаборатории исследования социальных процессов и эффективности государственного управления отдела исследования уровня и образа жизни населения

Социокультурное развитие детского населения представлено в немногочисленных исследованиях, в основном в контексте синтеза видов искусств [1 ]; в рамкахобразовательного процесса лицея [3]; в условиях дополнительного образования [8]. С учетом того, что старший школьный возраст является сензитивным по профессиональному самоопределению, важным представляется изучение влияния социокультурного развития старшеклассников на выбор профессии. Актуальность подтверждается данными Национального агентства финансовых исследований. В 2018 году в России только 31 % подростков в возрасте от 14 до 17 лет определились с выбором профессии, 54 % выпускника рассматривают несколько вариантов профессионального развития, 15% опрошенных не выбрали свою будущую специальность.

И. Н. Разварина

А. Н. Гордиевская

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предполагает переход от знаниевого подхода к развитию компетентности как готовности к решению проблем. В социально-педагогической деятель-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). — URL: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d 10/m1897.html

ности — это переход от социальной адаптации учащихся (освоение и соблюдение норм и правил поведения в социуме) к развитию их социальной компетентности (готовность к выявлению и решению социальных проблем)1. Такой подход к воспитанию детей необходим, так как современное общество заинтересовано в разносторонне развитом человеке, гражданине, обладающим высоким уровнем социокультурного развития. Тем не менее анализ современной научной литературы свидетельствует о недостаточной подготовленности школьников к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, неуверенности в будущем, выборе послешкольного образовательного маршрута, отсутствии навыка решения социальных проблем [4]. Из этого следует, что необходимо обращать более пристальное внимание на вопросы социализации ребенка, профессионального самоопределения обучающихся, в частности для выявления факторов, влияющих на этот процесс.

Гипотезой исследования стало предположение о наличии зависимости профессионального самоопределения от сформированно-сти навыков, характеризующих социокультурное развитие подростков. Информационная база исследования представлена выборочными результатами опроса родителей детей в возрасте от 15 до 17 лет, проведенного в 2018 году в Вологодской области. Опрос осуществлялся методом раздаточного анкетирования родителей. Приняли участие 244 родителя, имеющие детей в возрасте от 15 до 17 лет, в городах Вологде и Череповце и 8 муниципальных районах области.

Результаты

В 2018-2019 годах учеными Вологодского научного центра РАН реализовался проект РФФИ «Инструменты повышения потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества». В рамках исследования определены теоретико-методологические основы изучения человеческого потенциала детей (ЧПДН) и предложен инструментарий его оценки. Так, под ЧПДН понимается совокупность врожденных способностей и приобретаемых в ходе жизнедеятельности качеств (навыков), динамически изменяющихся по мере взросления, которые необходимы для успешного развития личности, ее социализации и адаптации к меняющимся условиям среды [6]. В структуре компонентов ЧПДН в соответствии с подходом Н. М. Римашевской предлагается рассматривать

здоровье, интеллектуальное и социокультурное развитие ребенка [9]. Согласно деятельност-ному подходу [10] сформированность человеческого потенциала ребенка подразумевает развитие навыков, характеризующих ключевые компоненты человеческого потенциала (здоровье, интеллектуальное, социокультурное развитие), с учетом специфики возрастных этапов детства.

Методический инструментарий оценки ЧПДН основан на социологических данных и предполагает построение интегрального индекса (/СЧПД), субиндексы оценивают выбранные компоненты ЧПДН:

I = зглгг 1чпд v з 1 ИР

I

СКР

где 1СЧПД — интегральный индекс человеческого потенциала детского населения, 1З — субиндекс здоровья, 1ИР — субиндекс интеллектуального развития, 1СКР — субиндекс социокультурного развития.

Каждый субиндекс показывает, в какой степени сформирован тот или иной компонент человеческого потенциала ребенка по сравнению с максимально возможным для данного возраста уровнем. Критерии сформированности навыков для детей определялись в соответствии с онтогенезом детского развития (по Л. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву) [2].

Таким образом, социокультурное развитие ребенка представлено как один из базовых компонентов его человеческого потенциала. Под ним понимается социокультурная практика, обеспечивающая возможность решения социальных задач [7], в том числе и возможность сделать выбор профессии.

Профессиональное самоопределение рассмотрено в исследовании как результат проф-ориентационных мероприятий, принятие осознанного решения человеком в выборе профессионального направления в определенный период жизненного цикла [5]. В рамках него мы попытались оценить влияние социокультурного развития подростков на выбор профессии. Критерием для оценки, в соответствии с деятель-ностным подходом, была выбрана сформированность навыков общения, этикета, морально-этических, хозяйственно-бытовых и волевых навыков у старшеклассников.

Оценку проводили родители детей по вопросу анкеты «Оцените степень развития тех или иных навыков у Вашего ребенка по шкале от 1 (навык не сформирован) до 5 (навык очень хорошо сформирован)» (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие субиндекса социокультурного развития детей 15-17 лет

Навыки Критерии, отражающие сформированность навыков

Этикета Следит за своими манерами и внешностью, стремится их совершенствовать

Морально-этические Главный приоритет — планы на будущее (профессию, личную жизнь)

Общения Избирателен в общении, имеет «лучших» друзей

Хозяйственно-бытовые Умеет готовить пищу, стирать, ухаживать за младшими братьями/сестрами

Волевые Определился с выбором будущей профессии

В результате оценивания субиндекс социокультурного развития получил численную оценку от 0,2 до 1, которая рассчитывалась как отношение суммы баллов, набранных по блоку из 5 вопросов, к максимально возможной сумме баллов. Значение индекса, равное единице, будет соответствовать максимально возможной степени сформированности навыка у ребенка, чем ближе значение индекса к единице, тем лучше сформирован соответствующий навык. То есть субиндекс показывает, какой долей от максимально возможного навыка располагает ребенок.

При анализе компонентов ЧПДН получено, что наиболее сформированным из них является здоровье (субиндекс здоровья — 0,827), что свидетельствует о нормальном развитии навыков здоровьесбережения большинства детей в соответствии с возрастными нормами. Наименее — субиндекс социокультурного развития (0,788), характеризующий сформированность навыков этикета, общения, волевых, бытовых, морально-этических навыков. Субиндекс интеллектуаль-

ного развития характеризует соответствие развития возрастным нормам внимания, памяти, воображения, мышления, он составил (0,793).

Среди детей, определившихся с выбором профессии и образовательной организацией для продолжения обучения после школы, выше показатели социокультурного развития и человеческого потенциала в целом (табл. 2).

Далее в соответствии с выдвинутыми гипотезами мы проанализировали сформированность навыков социокультурного развития подростков и их влияние на выбор профессии подростками. Дети 15-17 лет, у которых сформированы навыки общения, в большем проценте случаев определяются с выбором профессии и образовательной организацией, в которой будут продолжать обучение, чем те, у кого коммуникативные навыки развиты недостаточно (табл. 3).

Дети 15-17 лет, у которых сформированы навыки этикета, в большем проценте случаев определяются с выбором профессии, чем те, у кого коммуникативные навыки развиты недостаточно (табл. 4).

Таблица 2

Влияние показателей ЧПДН на профессиональное самоопределение подростков 15-17 лет

Дети 15-17 лет Кем по профессии хочет стать Ваш ребенок в будущем? Определился ли Ваш ребенок, в какой образовательной организации будет продолжать обучение после школы?

Еще не определился Определился с выбором Нет, не определился Да, выбрал образовательную организацию

Субиндекс здоровья 0,827 0,784 0,839 0,807 0,840

Субиндекс интеллектуального развития 0,793 0,724 0,813 0,751 0,822

Субиндекс социокультурного развития 0,788 0,698 0,814 0,739 0,821

Индекс человеческого потенциала детского населения (ИЧПДН) 0,799 0,731 0,819 0,762 0,825

Таблица 3

Влияние сформированности навыков общения на выбор профессии подростками 15-17 лет

Навыки общения

Навык плохо сформирован (1-3 балла) Высокая степень сформированности навыка (4 и 5 баллов) Средний балл

Кем по профессии хочет стать Ваш ребенок в будущем?

Ребенок определился с выбором, указана одна профессия 60,6 75,0 4,1

Ребенок окончательно не определился, выбирает из нескольких вариантов (указано более одной профессии) 4,2 8,1 4,2

Нет ответа, еще не определился 35,2 16,9 3,6

Определился ли Ваш ребенок, в какой образовательной организации будет продолжать обучение после окончания школы?

Да, выбрал организацию и специальность 28,2 43,6 4,1

Да, выбрал образовательную организацию 18,3 22,1 4,1

Нет, не определился 53,5 34,3 3,8

Таблица 4

Влияние сформированности навыков этикета на выбор профессии подростками 15-17 лет

Навыки этикета

Навык плохо сформирован (1-3 балла) Высокая степень сформированности навыка (4 и 5 баллов) Средний балл

Кем по профессии хочет стать Ваш ребенок в будущем?

Ребенок определился с выбором, указана одна профессия 58,5 74,2 4,3

Ребенок окончательно не определился, выбирает из нескольких вариантов (указано более одной профессии) 7,5 6,8 4,2

Нет ответа, еще не определился 34,0 18,9 3,8

Определился ли Ваш ребенок, в какой образовательной организации будет продолжать обучение после окончания школы?

Да, выбрал организацию и специальность 30,2 41,6 4,3

Да, выбрал образовательную организацию 20,8 21,1 4,2

Нет, не определился 49,1 37,4 4,0

Дети 15-17 лет, у которых сформированы морально-этические навыки, в большем проценте случаев определяются с выбором профессии, чем те, у кого коммуникативные навыки развиты недостаточно (табл. 5).

Дети 15-17 лет, у которых сформированы хозяйственно-бытовые навыки, в большем проценте случаев определяются с выбором профессии, чем те, у кого коммуникативные навыки развиты недостаточно (табл. 6).

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: наиболее успешными в выборе профессии стали дети, у которых сформированы социокультурные навыки: общения, этикета, морально-этические и хозяйственно-бытовые. Гипотеза подтвердилась:

• подростки, у которых недостаточно сформированы навыки общения, в два раза чаще своих общительных сверстников испытывают затруднения с профессиональным самоопределением (35,2 % против 16,9 %);

• подростки с низкой степенью сформированное™ навыков этикета в 1,5 раза чаще своих сверстников испытывают затруднения с профессиональным самоопределением (34,0 % против 18,9 %);

• подростки с низкой степенью сформирован-ности морально-этических навыков в два раза чаще своих общительных сверстников испыты-

вают затруднения с профессиональным самоопределением (35,2 % против 17,2 %);

• подростки с низкой степенью сформированное™ хозяйственно-бытовых навыков в 1,5 раза чаще своих общительных сверстников испытывают затруднения с профессиональным самоопределением (30,9 % против 17,9 %).

Результаты могут быть использованы в качестве информационной базы для разработки программ профориентационной направленности, мероприятий по повышению уровня социокультурного развития детей разных возрастных групп.

В целях создания условий для полной реализации потенциала подростков и упрощения выбора профессиональной парадигмы могут быть рекомендованы следующие направления работы образовательной организации:

• включение в программу профориентации школы мероприятий для проведения классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся с учетом сформированности социокультурных навыков;

• для детей группы риска по социокультурному развитию с начальной школы рассмотреть возможность создания программ сопровождения в рамках внеурочной деятельности с использованием индивидуальных и групповых форм работы, привлечением родителей;

Таблица 5

Влияние сформированности морально-этических навыков на выбор профессии подростками 15-17 лет

Морально-этические навыки

Навык плохо сформирован (1-3 балла) Высокая степень сформированности навыка (4 и 5 баллов) Средний балл

Кем по профессии хочет стать Ваш ребенок в будущем?

Ребенок определился с выбором, указана одна профессия 60,0 76,1 4,0

Ребенок окончательно не определился, выбирает из нескольких вариантов (указано более одной профессии) 7,5 6,7 3,8

Нет ответа, еще не определился 32,5 17,2 3,6

Определился ли Ваш ребенок, в какой образовательной организации будет продолжать обучение после окончания школы?

Да, выбрал организацию и специальность 30,0 43,6 4,1

Да, выбрал образовательную организацию 18,8 22,1 3,9

Нет, не определился 51,3 34,4 3,7

Таблица 6

Влияние сформированности хозяйственно-бытовых навыков на выбор профессии подростками 15-17 лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хозяйственно-бытовые

Навык плохо сформирован (1-3 балла) Высокая степень сформированности навыка (4 и 5 баллов) Средний балл

Кем по профессии хочет стать Ваш ребенок в будущем?

Ребенок определился с выбором, указана одна профессия 65,4 73,5 4,0

Ребенок окончательно не определился, выбирает из нескольких вариантов (указано более одной профессии) 3,7 8,6 4,3

Нет ответа, еще не определился 30,9 17,9 3,5

Определился ли Ваш ребенок, в какой образовательной организации будет продолжать обучение после окончания школы?

Да, выбрал организацию и специальность 28,4 44,4 4,1

Да, выбрал образовательную организацию 19,8 21,6 4,0

Нет, не определился 51,9 34,0 3,7

• в отношении всех участников образовательного процесса использовать партисипа-тивный подход с привлечением их для диагностической работы, обмена жизненным опытом, совместного выстраивания образовательного и послешкольного маршрута ребенка. Особенно важно активное участие родителей ребенка, так как взаимодействие школы и семьи необходимо для достижения результата;

• в отношении педагогов предусмотреть систематическое повышение квалификации, позволяющее выполнять функционал сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

• выстраивать межведомственное отношения с органами власти, центрами занятости, образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования.

1. Волошина В. П. Социокультурное развитие учащихся в учебном процессе на основе синтеза видов искусств: дис. ... канд. пед. наук. — Армавир. — 2010. — 208 с.

2. Выготский, Л. С. Психология развития человека // Эксмо. 2005. 1136 с.

3. Канин Л. И. Амплификация образовательного процесса лицея как условие свободного социокультурного развития личности: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2001. - 209 с.

4. Косабуцкая С. А., Барышников Е. Н. Диагностика социальной компетентности обучающихся в педагогической деятельности // Kant. — 2017. — № 4 (25).

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — М.: ACADEMIA. — 2004. — 223 с.

6. Короленко А. В., Гордиевская А. Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка // Социальное пространство. — 2018. — № 5 (17).

7. Родионова Е. Л. Социокультурное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 4.

8. Соколова Т. Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 20.

9. Человеческий потенциал российских регионов / Н. М. Римашевская [и др.] // Народонаселение. 2013. — № 3. — С. 82-141.

10. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 66-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.