УДК 130.2.37
социокультурное проектирование в образовании: синергетический подход
Доктор философских наук, профессор Т. Д. Скуднова,
Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова, г. Таганрог. Контактная информация для переписки: 347936, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инициативная, д. 48.
в статье анализируется современная ситуация, сложившаяся в системе гуманитарного образования. Автор обосновывает философскую концепцию синер-гетического подхода к опережающему образованию и раскрывает базовые характеристики социокультурного проектирования в образовании.
Ключевые слова: синергетика, социокультурное проектирование, опережающее образование, инновации.
В последние десятилетия институт высшего гуманитарного образования становится актуальным объектом не только традиционных психолого-педагогических исследований, но и философских, культурологических и социологических поисков. Сегодня высшая школа в России переживает сложный этап кардинального обновления, трансформаций, связанных с поиском адекватных переменам в обществе подходов и стратегий образования. В условиях демократических преобразований в жизни общества все более отчетливо проявляется тенденция ориентации на «человеческое измерение». Общенаучная значимость введения понятия «человекоразмерность» образования в качестве «ценностного императива» обоснована В. С. Степиным в концепции современной науки как постнеклассической [1]. В аспекте «человекоразмер-ности» образование онтологически есть институт становления человека. Институт образования, продолжающий функционировать как традиционная образовательная система, все отчетливее проявляет свою внутреннюю онтологическую сущность - как сложный процесс становления человека в качестве субъекта собственного бытия в образовании. Новая парадигма образования требует адекватной организации его содержания на основе принципов целостности культуры и человека. В конце XX - начале XXI в. основной проблемой стал поиск новых методологи-
ческих ориентиров познавательной деятельности.
Методологическая направленность модернизации образования ориентирует вузы на развитие познавательной самостоятельности, социальной активности студентов как основы профессиональной компетентности. Выпускник вуза, чтобы быть социально успешным и конкурентоспособным на рынке труда, должен быть профессионально компетентным, мобильным, обладать системным критическим мышлением, рефлексией и творческими способностями.
Социально-философская рефлексия проблем образования требует нового понимания его сущности и методологического обоснования его трансформации. Потребность нового осмысления социально-мировоззренческих основ образования связана и с глобальным кризисом современной цивилизации, острота которого заставляет пересматривать многие традиционные взгляды на мир и, прежде всего, признать приоритет антропологических, духовных и социокультурных ценностей в мировоззрении человека XXI столетия. Необходимость концептуального анализа приводит к выработке новых подходов, парадигм, основанных на учете открытости, сложности, нелинейности, нестабильности, хаотичности и неравновесности динамических систем. Философско-мировоззренческое осмысление приводит также к изменению онтологии личности. Происходит формирование новых представлений не только о той или иной конкретной сфере реальности, но и о человеке как креативном субъекте, носителе новой культуры, новых ценностно-мировоззренческих установок.
Особенно остро перед человечеством встает сложная концептуальная задача осмысления сущности образования как процесса саморазвития личности и формирования гуманитарной культуры в связи с осознанием сложности современного развивающегося мира. По мнению ведущих российских учёных (Ю. Г. Волков,
№1 l 2012
35
Г. И. Герасимов и др.), развитие гуманитарной культуры креативной личности является условием выживания и совершенствования современной цивилизации [2, 3].
В условиях технологизации и информатизации всей социальной жизни особенно важно, чтобы образование решало задачу формирования у человека способности к самообразованию и саморазвитию. Для этого необходимы инновационные изменения содержания, форм и методов образования, соединение и практическое применение новых технологий, направленных на развитие субъектности креативного, свободного, социально ответственного человека.
Анализ тенденций и перспектив развития современного гуманитарного образования следует начинать с системного пересмотра приоритетных ценностей образования с точки зрения их антропологической модальности, выявления взаимосвязи между глобализацией и социокультурными трансформациями, с определения социально-философских и синергетических оснований образования.
С точки зрения синергетики модернизация образования, ее философия основываются на развитии своего главного субъекта - человека, способного к самоорганизации и воспроизводству культурной традиции. Без философии человека и образования не может быть никакой теории человеческого жизненного опыта. В центре внимания появляется проблема опережающего развития образования. Открытым и дискутируемым остается сегодня вопрос о перспективах аппликации идей самоорганизации на социально-гуманитарную сферу. Синергетическая рефлексия системы образования чрезвычайно важна в современной России, поскольку образование находится в зоне бифуркации, испытывая одновременно разнонаправленные воздействия на образование и диверсификации образовательных структур. В этих условиях важно не только понять происходящие в системе образования процессы самоорганизации, но и задать необходимые параметры, адекватные тем инновациям, которые возникают в многоуровневом и разнополярном своему развитию образовательном пространстве.
По мнению Е. Н. Князевой и С. П. Курдюмова, синергетику в педагогике следует рассматривать в контексте метода и в контексте содержания образования [4]. Методологическая новизна синергетических идей в образовании связана с признанием способности систем к саморазвитию не только за счет внешнего энергоинформационного потока, но и за счет реализации внутреннего потенциала.
В. А. Игнатова выделяет три главных компонента использования идей синергетики в образовании: дидактические аспекты адаптации синергетических идей в содержание образования; использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем; реализация их в управлении образовательным процессом [5].
В. Г. Буданов предлагает три направления в использовании синергетической парадигмы в образовании:
синергетика для образования; синергетика в образовании; синергетика образования (синергетичность самого процесса образования и становления личности) [6].
В исследованиях Т. Б. Загоруля педагогическая синергетика выступает в качестве методологического принципа междисциплинарного характера [7].
В работах В. В. Попова и О. А. Музыка социосинер-гетика выступает методологическим ориентиром междисциплинарных исследований [8]. Сущность си-нергетического подхода в образовании можно рассматривать как процесс управления не управляя, но обеспечивая самовоспитание, самообразование, саморазвитие личности будущего специалиста. Синергетика пытается увидеть «мир изнутри», мир, как он видится познающим его и действующим в нем человеком, увидеть, как он может строиться, проектироваться человеком. Синергетика раскрывает особую, решающую роль человека, который, будучи встроен в сложные системы, может оказывать непосредственное влияние на ход их эволюции, выводить их на предпочтительные будущие состояния.
Для синергетического подхода в образовании характерна опора на поиск нового знания, открытие новых истин, которые имеют эвристический характер и опираются не только на правила и знания, но и на интуицию, воображение и творчество. Синергетика междисциплинарна по своей собственной природе, поскольку ориентирована на поиск универсальных паттернов эволюции и самоорганизации открытых нелинейных систем любого рода, независимо от конкретной природы элементов или подсистем. Синергетическая идея в современном образовании - это область знания, которая инициирует глубокие изменения в методологических основаниях современной науки, в философском взгляде на мир, в самом стиле научного мышления. Происходят радикальная смена и изменение во всей концептуальной системе мышления: переход от категорий бытия к со-бытию, от существования к становлению, эволюционированию, от старых структур к новым; от представлений о стабильности и устойчивости к представлениям о нестабильности и нелинейности; от эволюции к коэволюции, взаимосвязанной эволюции сложных систем; от размерности к соразмерности.
Для молодого поколения XXI века основой жизнедеятельности должна стать активность, направленная на самопознание, осмысление путей и возможностей собственной самореализации, саморазвития. Ситуация, в которой реализуется и закрепляется осмысление путей и возможностей собственной самореализации, саморазвития, интерес к окружающему миру и другим людям, может быть создана на основе социокультурного проектирования как инновационной образовательной технологии.
Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характе-
36
№1 I 2012
ризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [9].
Задача социокультурного проектирования состоит в том, чтобы создавать и поддерживать условия для интеллектуальной и творческой самореализации каждой личности, формировать способность к осуществлению профессионально-личностного выбора. В. Е. Радионов полагает, что «качество, эффективность, рациональность выбора определяются уровнем развития новой грани человеческой образованности - способности к проектной деятельности, интеллектуальной по своему характеру и призванной до «пробы в реальном материале» исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценить последствия реализации тех или иных замыслов» [10].
Исследование возможностей применения социокультурного проектирования в образовании позволило определить сущностные характеристики креативной личности современного специалиста:
- социальная ответственность (его жизнь и судьба -это тот проект, который им самим проектируется);
- активность (креативный и созидательный характер деятельности по реализации смысла своей жизни);
- способность к рефлексии, прогнозированию и проектированию своего будущего, определению своей неповторимой цели;
- готовность к согласованию жизненных индивидуальных устремлений с социальными.
Специфика социокультурного проектирования состоит в том, что оно дает возможность воссоздать целостный образ креативной личности, открывает для образования новую перспективу не массового однотипного обучения, а подготовку специалиста нового типа: компетентного, конкурентоспособного, социокультурно-ориентированного, созидающего.
Социокультурное проектирование в образовании, реализуемое через мотивированное включение студентов в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного образования. При этом оно обладает рядом дополнительных достоинств, к которым можно отнести следующие:
- социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие социально-культурную обстановку в вузе, регионе, обществе (реальную включенность студентов не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в преобразование его);
- возможность постановки целей, решения и реализации идей, значимых в данном социуме, которую принесет разработанный и внедренный проект;
- постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, будущей профессиональной деятельности, решения жизненно важных проблем;
- свободное творческое самовыражение студентов, не ограниченное рамками предмета и временем (боль-
шой выбор тем и идей проектов);
- необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного образования (использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов, большая вариативность в применении различных алгоритмов проектирования, применение своих творческих способностей и научных знаний и т. д.);
- проявления таких качеств, как самостоятельность, ответственность, креативность, оригинальность;
- собственный практический опыт в области исследования, проработка материала на основе собственного опыта и переживаний, учитывая значимость данного социокультурного проекта для данного факультета, вуза или города.
Наши исследования наглядно демонстрируют необходимость использования социокультурного проектирования в образовании, направленного на формирование и функционирование диалектически сочетающихся инновационных и традиционных технологий в образовании, изучение роли образования в его многомерных связях с мировым духовным опытом и общественной практикой.
Таким образом, социокультурное проектирование и инновационное развитие образовательного пространства вуза с позиции теории самоорганизации обеспечивают возможности для создания инновационной системы образования, в рамках которой осуществляется взаимодействие науки, образования, культуры и общества, формируется креативное, нестандартное мышление субъектов образовательного процесса, позволяющее молодежи адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям трансформирующегося общества. В контексте синергетического подхода гуманитарное образование направлено не на точность познания, а на глубину понимания объекта, что невозможно без развития внутреннего мира субъектов образования. Оно ориентировано на человеческую реальность во всей ее полноте, концентрирует внимание на человеке как существе целостном, свободном, стремящемся не только к самореализации, но и к самосовершенствованию. Если точные и естественные науки раскрывают природное единство мира, то смысл гуманитарного образования - в обнаружении духовного единства человека и мира.
Современная философия образования приобретает сегодня новую проблематику, освобождаясь от традиционной нормативности и назидательности, но сохраняя ориентацию на главную цель - познание и совершенствование человека посредством образования. В связи с этим появляется надежда на то, что модернизация гуманитарного образования будет способствовать не только профессионально-компетентностному, но и духовному развитию человека, от которого непосредственно зависят перспективы и тенденции общественной динамики.
№1 ! 2012
37
ЛИТЕРАТУРА:
1. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы. - М., 2007.
2. Волков, Ю. Г. Креативная личность в культурно-историческом контексте. - Ростов-на-Дону, 2011.
3. Герасимов, Г. И., Васильева, Е. Н., Лубский, А. В. Проектная культура преподавателя и методическое обеспечение социальных и гуманитарных дисциплин в высшей школе. -Ростов-на-Дону, 2011.
4. Князева, Е. Н., Курдюмов, С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - М.: Комкнига, 2005.
5. Игнатова, В. А. Педагогические аспекты синергетики педагогики. - 2001. - № 8. - С. 26-31.
6. Буданов, В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики. Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов / под ред. В. С. Степина, С. П. Курдюмова. - М., 2005.
7. Загоруля, Т. Б. К вопросу инноваций в образовании: педагогическая синергетика и постсинергетика // изв. Урал. гос. ун-та. - 2010. - № 3 (78). - С. 87-93.
8. Попов, В. В., Музыка, О. А. Время и социальная синергетика. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007.
9. Марков, А. П., Бирженюк, Г. М. Основы социокультурного проектирования: уч. пос. - Санкт-Петербург, 1997.
10. Радионов, В. Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб. пособие. - СПб.: СПб ГТУ, 1996. - С. 25.
SOCIAL AND CULTURAL DESIGNING IN EDUCATION: THE SYNERGETIC APPROACH
T. Skudnova, Professor, Doctor of Philosophy,
Taganrog State Teacher Training College named in the honour of A. Chekhov, Taganrog. Contact information: 347936, Rostov region, Taganrog city, Initiativnaya str., 48.
The modern situation of arts education system is analyzed in the article. The author proves the philosophic concept of synergetic approach to advancing education and reveals basic characteristics of social and cultural designing in education.
Key words: synergetics, social and cultural designing, advancing education, innovations.
38
№1 l 2012