нии и Календарь на 1914 г.-С. 395.
3. Справочная книжка Костромской губернии и календарь на 1909г. -С. 35.
4. Отчеты по Костромскому Александровскому православному братству, состоящему под Его Императорского Величества покровительством за 1880,1886 и 1899 годы.
5. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX - нач. XX вв. - Кострома, 2002. - С. 127.
6. Костромские епархиальные ведомости. -
1909. Приложение к офиц. ч.
7. Костромские епархиальные ведомости. -1902, — № П.Неофиц.ч.-С. 124.
8. Костромские епархиальные ведомости. -1901,—№ 19. Неофиц. ч.-С. 90-95.
9. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX-нач. XX вв.-Кострома, 2002.-С. 40.
10. Костромские епархиальные ведомости. -
1910. -№10. Неофиц.ч. —С. 216.
11. Костромские епархиальные ведомости. -1906. - № 6. Приложение к офиц. ч. - С. 3
12. Костромские епархиальные ведомости. -1906.-№ 17. Неофиц. ч.-С. 565
13. Костромские епархиальные ведомости. —
1906. Неофиц. ч.-С. 390.
/ 4. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX - нач. XX вв. - Кострома, 2002. - С. 49.
15. Костромские епархиальные ведомости. -
1907.-№1.Нсофип. ч.-С. 16.
16. Костромские епархиальные ведомости. -1905. -№29.Неофиц. ч. -С. 625.
17. Бердова О. В. Культурная жизнь Костромской губернии в зеркале периодической печати в XIX-нач. XX вв. - Кострома, 2002.-С.64.
18. Костромские епархиальные ведомости. -
1907. - №23. Неофиц. ч. - С. 702; Костромские епархиальные ведомости. -1913. - № 12. Неофиц-. ч.-С. 311.
19. Отчет о состоянии и деятельности общества взаимопомощи нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии за 1904г. Приложение к офиц.ч. Костромских епархиальных ведомостей. -1905.-№ 8.-С. 1-5.
20. Отчет о состоянии и деятельности общества взаимопомощи нуждающимся учащимся в Костромской духовной семинарии за 1913 г.
21. Справочная книжка Костромской губернии и календарь на 1909г. - С. 35.
22. Протоирей Феоктист Иорданский. Сочинения. - Кострома, 1911. - С. 88-90.
23. Костромские епархиальные ведомости. -
1908. - № 19. - С.487-489
24. Костромские епархиальные ведомости. —
1908.-№19.-С. 521-524.
25. Андреев Я. Краткий очерк деятельности Костромского земства по народному образованию. - Кострома, 1906.
26. Баженов И. В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. - Кострома, 1911.
27. Покровский Н.В. Памятники церковной старины Костромы.-СПб., 1909.
28. Церкви Костромской епархии: По данным архива археологической комиссии. -СПб., 1909.
И.Н. Болтенкова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В КАВКАЗСКОМ ОБЩЕСТВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ ГОРСКИХ
ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ)
Социокультурное положение женщины в кавказском обществе нашло широкое отражение в творчестве прогрессивной горской интелчигенции, яркие представители которой (Г. Дзасохов, А. Гассиев, И. Кануков, X. Уруймагов, Ч. Ахриев, М. Абаев, Б. Далгат, П. Тамбиев, К. Хетагуров и др.) были воспитаны на лучших традициях русского и кавказского народов. Они разработали особые подходы, сыгравшие важную роль в становлении и развитии педагогической мысли северокавказских народов. Просветители выступали за образование женщин, пробуждали стремление к знаниям, противодействовали невежеству в быту.
© И.Н. Болтенкова, 2008
1219
Вторая половина XIX и начало XX веков на Северном Кавказе характеризовалась интенсивным развитием женского образования. Сторонники женского образования понимали, какую огромную роль играет женщина в семье, в воспитании детей и боролись за ее эмансипацию. Видный осетинский просветитель А. Колиев был твердо убежден, что «для воспитания нового поколения нужна, прежде всего, просвещенная семья, а, следовательно, просвещенная мать» [ 16, с. 78-80]. Педаюг-публицистХ. Уруймагов в своем очерке «Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии» констатирует: «Что живет и вырастает в матерях горских детей, то делается наследством сыновей и внуков, не погибает в подрастающих поколениях» [11]. То есть можно сказать, что по мысли педагогов-про-светителей мать должна сеять семена добра в семье и обществе. Грузинский мыслитель В. Пша-велла писал по этому поводу, что женщина может «как низвергнуть нацию, гак и возвысить ее» [8, с. 93]. Вслед за ним Ч. Ахриев призывал мыслящую кавказскую интеллигенцию обратиться к проблемам женской эмансипации. Т. Каше-жев был глубоко недоволен постановкой вопроса о положении горянки во всем Северокавказском регионе, где из-за социальных и религиозных причин женщины не имели равных прав с мужчинами.
Просветители не зря поднимали вопросы социокультурного положения женщины в горском обществе. Положение горянки было не из легких. Имеется много источников, свидетельствующих о том, что женщина находилась в семье и обществе в неравноправном положении с мужчиной, что было обусловлено традиционными взглядами кавказцев на жизнь. Большой радостью и жизненной удачей считалось рождение в семье ребенка мужскою пола при заметном равнодушии к появлению девочки, которая порой даже возбуждала недоброжелательность со стороны мужа и всей родни но отношению к «неудачливой» матери. Дочери в горской семье были во всем покорны отцу. Он мог распоряжаться ими как ему заблагорассудится, вплоть до продажи в рабство. Другой просветитель Г. Дзасохов с горечью писал о незавидной доле горянки:«... женщина все еще прозябает в убогой сакле у котла для варки «араки», и воображение ее полно лишь сказками о разных духах и загробных существах. Культурный прогресс в Осетии сильно тормозится не-
развитостью женщины, поэтому надо поставить ее в лучшие условия жизни, чтобы она, наконец, могла сделаться нам «другом» в жизни и «воспитательницей» своих детей...» [6]. То же самое отмечал и А. Омаров. Он подчеркивал, что ислам, шариат и адаты унижают женщину, рассматривают ее как неполноценное и неравноправное существо. Духовенс гво учит, пишет дагестанский просветитель далее, что «у женщины ум находится на краю платья, когда она встает с места ум падает наземь» [1, с. 32]. У ингушей адат также устанавливал, что «жена не должна учить мужа, а должна слушаться его» [5, с. 339].
О положении женщины-горянки писалось много. В частности И. Кануков в очерке «Положении женщины у Северных осетин» подробно описал жизнь осетинки. «Положение осетинской женщины, как и женщины вообще у кавказских горцев, было далеко незавидным. В домашнем быту ей выделяется самая трудная роль, роль рабыни, обязанной выполнять всю домашнюю работу. По-видимому, она создана только для труда и беспрекословного повиновения своему мужу, который весьма часто обращается с ней деспотически, что естественно, в особенности, при том неприхотливом образе жизни, который ведут осетины» [8, с. 48].
Кабардинский ученый М. Абаев тоже уделял большое внимание положению женщины-горянки, женщины-матери. Он ставил вопрос о равноправии мужчины и женщины в получении образования.
Вспоминая тот исторический факт, что первая осетинская школа была открыта для горских мальчиков в 1764 году в городе Моздоке, невольно задаем вопрос, а что же с проблемой женского образовании на Северном Кавказе? По этому поводу видный ученый, педагог и публицист А. Гассиев с болью констатировал: «Школа женская - больное место здешнего общества... Главная причина не имения на Северном Кавказе женской школы - это равнодушие к женскому образованию со стороны населения, имеющего достаток, которому, прибавим, принадлежит и главная роль в городском управлении... Молодые люди думают: нам не до книг, наше дело — отмерить, отвесить; если будущим нашим женам дать образование, они гаремный досуг свой употребят на чтение книг: пропадай тогда страх, послушание, верность и нравы патриархальные!» [3, с. 39].
А. Гассиев ратовал за женское образование. Он резко осуждал те отсталые патриархальнофеодальные устои, которые давили и низводили женщину до положения рабыни. «Странно видеть, - писал он, - громадное число детей женского пола, волею патриархальных родителей лишенных хоть каких-нибудь сведений, расширяющих кругозор человека далее и выше созерцания и понятия дикаря» [4]. Он зло высмеивал людей, боявшихся женского образования только из-за того, что женщины став грамотными «гаремный досуг свой употребят на чтение книг» [10, с. 57].
В статье «Женские школы в Осетии» X. Уруй-магов писал:« В то время как упомянутый совет Общества открывал сельские мужские школы... для образования женщин в Осетии делалось очень мало. Если мы проследим отчет совета Общества с 1860 года, то увидим, что в целой сети школ только в четырех плоскостных осетинских селения были женские школы, да и те, по постановке в них учебного дела, стояли много ниже мужских школ. Что же касается жителей горной полосы Осетии, то они и понятия не имели о женской школе, и не допускали, пожалуй, даже и мысли о том, чтобы где-нибудь учили девочек» [12].
Фактическое отсутствие женских школ на Северном Кавказе в начале 60-х годов XIX века в значительной мере препятствовало пробуждению женщин-горянок к общественно-политической жизни и пагубно влияла на воспитание детей. X. -Уруймагов между тем справедливо отмечал: «Умственно развитая женщина, воспитывая своих детей, могла бы указать им путь к самостоятельной жизни» [13].
Рассматривая эти вопросы, Г. Дзасохов также указывал, что «не может быть и речи о прогрессе там, где женщина лишена свободы и возможности проявить свои природные дарования» [6]. Поэтому он отстаивал ее равноправие с мужчиной и предлагал создать во Владикавказе женскую гимназию для горянок.
Поистине величайшим событием, не только для Осетии, но и всего Северного Кавказа явилось открытие Аксо Колиевым первой женской частной школы во Владикавказе в 1862 году. За все время существования женской Ольгинской школы она вызывала не только доверие и сочувствие, но и гордость осетин. «Школа эта неразрывно связана с именами, которые являются справедливо гордостью осетин - славного героя осетинской церкви и крупного общественного дея-
теля 50-60-х годов Алексея Колиева и еще более дорогого для них имени незабвенного народного поэта Коста Хетагурова»,- писал Г. Баев [2].
Коста Хета1уров в статье «Развитие школ в Осетию) отмечал: «Школа эта, находясь в городе Владикавказе, умственном и административном центре осетин, оказала самое благотворное влияние на положение женщин в Осетии» [15].
Женская школа вскоре завоевала любовь и симпатии горцев не только в Осетии, но и всего Северного Кавказа. Это объяснялось несколькими причинами: лучшим педагогическим составом, специальной программой преподавания и воспитания, составленной еще А. Колиевым, а также доступностью поступления в нее детей из «простонародья».
Но несмотря на это, в Осетии, как и на всем Северном Кавказе, остро ощущалась нехватка женских учебных заведений. «Осетинский женский приют - это пока единственное учебное заведение, снабжающее Осетию подготовленными учительницами, через каждые два года осаждается массой девочек из сельских школ, желающих попасть его теплые душу и ум, возвышающие объятия», — писал X. Уруймагов в статье «Женские школы в Осетии» [14]. Он же с удовлетворением отмечал: «Таковы в настоящее время настроения осетинского общества, не признававшего в женщине человека» [14].
Говоря о доле женщины, Г. Баев писал: «Наш народ уже стал на путь общечеловеческой культуры, но стал одной ногой, так как осетинка-мать все еще прибывает в темноте. Стремление ее пробиться к свету встречает неодолимые препятствия. Население сознает необходимость женского образования, и в некоторых наших селениях уже открыты начальные школы для девочек, но этим дело и ограничивается» [2].
На Владикавказскую осетинскую женскую школу, которая по велению времени стала готовить народных учительниц для преподавания в сельских школах, возлагались большие надежды.
X. Уруймагов в статье «Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии» писал: « Женские школы дадут горной Осетии образованных матерей... Женские школы среди горцев-осетин, если их открыть и устроить на началах, удовлетворяющих разумным требования педагогики, окажут населению громадные услуги в деле начального воспитания. Под надзором опытных и любящих свое дело учительниц, в де-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008
221
вочках будут укрепляться сознательно добрые привычки, стремление к добру...» и, говоря о положительной роли женского приюта в жизни осетинского народа, Уруймагов прибавлял: «Осетинский женский нрикм; в целях достижения преследуемых им задач, еще много должен послужить Осегии» [6].
Такова была реакция осетинской интеллигенции на открытие женской школы.
Северокавказские публицисты поднимали злободневные вопросы, связанные с состоянием женского образования в крае, пытались достучаться в каждую семью, желая вывести горянку к свету. Призывно звучал голос Г. Дзасохова: «Пусть же помнит всякий, что для нас одним из насущнейших дел является открытие в Осетии среднего женского общеобразовательного учебного заведения» [7]. И далее Г. Дзасохов уверенно восклицал: «Я верю в богатую высокими дарованиями натуру нашей женщины и думаю, что она при возможности развития удивит нас своим высоким полетом мысли и чувства, также как теперь поражает своей покорностью и выносливостью» [7].
Надо отметить, что Г. Дзасохов знал школьное дело не понаслышке. Он проявил себя как незаурядный педагог на уровне общественно-педагогической мысли своего времени. Ему принадлежат интересные замечания о женском образовании, он активно ратовал за преобразование близкой ему женской осетинской школы, за поднятие роли женщины в обществе.
Также многое было сделано К. Хетагуровым для развития женского образования на Северном Кавказе.
Большой вклад внес в развитие и решение данной проблемы и X. Уруймагов, а также другие публицисты и писатели, которые поднимали вопросы женской школы во второй половине XIX начале XX вв.
Вопрос женского образования считался наиболее актуальным и требовал самого внимательного отношения к его разрешению. Значение его заключалось в том, что обществу необходима образованная женщина-мать, способная поставить дошкольное воспитание в семье на должный уровень. Горская интеллигенция в лице ее лучших представителей не могла оставаться в стороне. Призывно звучали ее голоса на страницах
журналов и газет, пытаясь достучаться до сердца каждого горца: «На Северном Кавказе не может быть цивилизованного общества, пока женщина прозябает в невежестве».
Библиографический список
1. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической жизни народов Дагестана в XIX в.-М., 1968.-С. 54.
2. Баев Г. В. Владикавказская осетинская женская трехклассная школа // Терские ведомости,
1908.-№№59,60,61.
3. Гассиев А.А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992.-С. 34.
4. Гассиев А. А. Несколько слов о школах Северной Осетии//Терские ведомости, 1875.-№ 16.
5. Далгат Б. Материалы по обычному праву ингушей//ИИНИИК, 1930. Вып. 2. —С. 339.
6. Дзасохов Г.И. О женском образовании в Осетии // Казбек, 1905.20 июля.
7. Дзасохов Г.И. Голос смущенной совести / / Казбек, 1905.26 июня.
8. Кануков И. Сочинения. Орджоникидзе, 1983.-С. 82.
9. Пшавелла В. О женщинах // Пшавелла В. Полное собрание сочинений: В 5 т. - Тбилиси. Т. 2.1961.-С. 248.
10. Тотоев М. С. Состояние народного образования в Северной Осетии в последней четверти XIX века IIИСОИГСИ. Т. XVII. Орджоникидзе, 1956.-С. 63.
11. УруймаговX.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии // Казбек, 1900,№ 875.
12. Уруймагов X.А. Несколько слов по поводу статьи «К учащимся церковно-приходских школ Северной Осетии»//Казбек, 1905.-№ 2364
13. УруймаговХ.А. Осетинский женский приют // Казбек, 1901,28 ноября.
14. Уруймагов X.А. Женские школы в Осетии //Казбек, 1903.-№1695.
15. БаевГ.В. Владикавказская осетинская женская школа // Терские ведомости, 1908. - № 59,60, 61
16. ЦГАСОАССР. Ф. 12. (Канцелярия начальника Терской области-1917-1920 гг.)Оп. 7. Д. 122. Л. 78-80.