Научная статья на тему 'Социокультурное оформление воздействия виртуальной реальности на духовный мир человека'

Социокультурное оформление воздействия виртуальной реальности на духовный мир человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
291
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ДУХОВНЫЙ МИР / ИДЕАЛЬНЫЕ МИРЫ / ПСИХОДЕЛИЯ / МАРГИНАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волков Илья Евгеньевич

В данной работе проводится исследование воздействия виртуальной реальности на духовный мир человека и его устойчивости в меняющемся мире. Устойчивое развитие личности связано с ролью посредничества, которую в современных условиях выполняет виртуальная реальность. В контексте симуляции и языковой игры она способна воспроизводить через измененные состояния сознания квазиустойчивость и неустойчивость за своими пределами, а в контексте подавления виртуальная реальность связана с языком интерсубъективного пространства, в котором «палач» (виртуальная реальность), подавляя «жертву», сам становится «жертвой» неоднократного использования, воспроизведения и, в конце концов, забвения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурное оформление воздействия виртуальной реальности на духовный мир человека»

III

РЕСУРСЫ И ФОРМЫ КОММУНИКАЦИЙ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

УДК 316.001

И.Е. Волков

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В данной работе проводится исследование воздействия виртуальной реальности на духовный мир человека и его устойчивости в меняющемся мире. Устойчивое развитие личности связано с ролью посредничества, которую в современных условиях выполняет виртуальная реальность. В контексте симуляции и языковой игры она способна воспроизводить через измененные состояния сознания квазиустойчивость и неустойчивость за своими пределами, а в контексте подавления виртуальная реальность связана с языком интерсубъективного пространства, в котором «палач» (виртуальная реальность), подавляя «жертву», сам становится «жертвой» неоднократного использования, воспроизведения и, в конце концов, забвения.

Ключевые слова: виртуальная реальность, социокультурное воздействие, духовный мир, идеальные миры, психоделия, маргинальность.

Представление о «виртуальной реальности» становится распространенным в последние десятилетия XX века. В этом представлении удерживаются самые разные характеристики этого объекта. Наиболее известной является точка зрения, что виртуальной реальностью можно считать только реальность информационно-компьютерных систем (П. И. Бреслав-ский, А. И. Воронов, Е. А. Шаповалов). Другие авторы относят этот феномен к социально-психологической сфере (Л. П. Гримак, А. Д. Ваганов, В. И. Михайлевич, В. П. Терин). Аспекты объективации духовного мира человека связаны с его духовно-практической компетенцией [1] и гуманитарным измерением возможностей его исследования [2]. Духовный мир - единственное никогда неисчерпаемое хранилище чувств, мыслей и способов человеческого существования. На него легко оказывается воздействие, так как восприимчивость чувств, доверительность оказываются самыми незащищенными качествами гуманитарного измерения человека [1]. В человеке скрыта потенция «развития идеальных способов исследования идеальных объектов в рамках идеальных миров» [3, с. 40]. Можно сказать, что развитие «идеальных способов исследования» сопровождается виртуальным становлением этих миров [4]. Если же обратиться к генетическому источнику понятия виртуальности, то можно отметить некоторое иерархическое построение этого понятия в научном знании. В философии стоиков выделено понятие идеала (лат. virtus) как добродетель, сила и нравственное совершенство. Аристотель намечает значение этого понятия в возможности, потенциальности, потенции (греч. Auva^t^). В средние века виртуальное понимается как скрытая сила, действующая и существующая актуально. В XIX веке термин «виртуальное» связывается с достижениями физики микромира (виртуальные частицы).

В XX веке виртуальная реальность воспринимается в различных значениях, но сам он является веком компьютерных технологий. Глобальные социальные и культурные потрясения отождествляется с не менее глобальным контекстом разотождествления человека и

предметного мира, человека и общества, заменой естественно-исторических связей искусственной виртуальной жизнью. С её помощью можно зафиксировать любые аномальные фантазии, поставить их себе на службу или сделать орудием против других людей. В постмодернистской философии тема виртуальной реальности, с одной стороны, возникает в теме симуляции и языковой игры, с другой, в контексте подавления, что связывается с неустранимой способностью влиять на сознание других людей. Отсюда возникает подавляющая форма интеракций со средствами массовой коммуникации, компьютером и их манипулятивным воздействием на субъективную сферу личности [5].

Россия, вступившая в конце XX века в эпоху реформ, сопровождающихся острыми социальными потрясениями, являет собой ныне яркий пример того, как СМК влияют на общество и на личность в новых социальных условиях. По сути, в России телевидение и Интернет стали одними из главных воспитателей подрастающих поколений. Очевидно, что такие передачи как «Дом-2», «Окна» и т. д., оказывают достаточно серьёзное воздействие на образ жизни, мыслей и действия молодёжи. Стоит также вспомнить, что появление на российском рынке в начале 1990-х годов массы боевиков западного производства сильно усугубило криминальную обстановку в российском обществе. Многие российские исследователи (Т.З. Адамьянц, В.Е. Иванов, В.А. Шилова, Л.П. Гримак) уделяют большое внимание проблеме СМК и их влияния на личность. Экран и компьютер становятся субъектами, с которыми осуществляется взаимодействие личности. Они поглощают человека как субъекта, рождают своеобразную форму культурной избыточности. Компьютер и человек становятся партнёрами. У человека возникает культурная избыточность в отношении компьютера. И в зависимости от того, насколько устойчива личность, либо человек может управлять компьютером (или выбирать сам, что ему смотреть по ТВ), либо наоборот, компьютер или телевизор управляют человеком. Здесь встаёт проблема позитивного или негативного влияния виртуальной реальности. Позитивное воздействие связано с успехами самообразования личности, с теми образами, какие она наследует [6]. Одна из самых древних картин мира - картина виртуального устройства внутреннего мира человека [7]. Она была предложена ещё в 4-6 веках в трудах христианских мыслителей Исаака Сирина и Василия Великого. Есть много уровней, ступенек реальности, где человек осуществляет свою жизнь. Сама по себе личность в так называемом «нормальном» состоянии живёт лишь на одной из этих ступенек. Эта ступенька - и есть объективная реальность, данная нам в ощущении, чувстве значения и его осознании. Все остальные реальности являются виртуальным для нас состоянием [ 8]. Чтобы человек совершил прыжок в состояние виртуальности, перешёл в виртуальное состояние, наличие технического носителя виртуальности совсем не обязательно. Состояние виртуальности личности по сути можно сравнить с так называемым измененным состоянием сознания.

Одной из форм измененного состояния сознания является психоделия. Она образует идеальный мир, спровоцированный опосредованным воздействием виртуальной реальности на состояния сознания [7]. Ярчайшим примером психоделического искусства может быть назван альбом Битлз Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band). Тимоти Лири в 1980-е оказался одним из лидеров движения киберпанков, ратовавших за «биомеханический синтез человека и компьютера». В состояние виртуальности, по мнению ряда психологов, погружаются йоги, христиане, буддисты во время осуществления религиозного ритуала. Виртуальные модели вписываются в идеологию христианства, поскольку христианство признаёт многоуровне-вость мира. Столь же очевидно, что компьютерная виртуальная реальность, как и состояние изменённого состояния сознания, ведёт за собой новые психические сдвиги. Очевидно, что человек, который полностью погружается в компьютерную виртуальную реальность и фактически уже живёт там, в ней, по ту сторону экрана, так сказать, (чаще всего такое погружение происходит с людьми, больными лудоманией (болезненной страстью к играм)), вряд ли может считаться полностью психически здоровым. Однако и без этого надо сказать, что существует масса людей, которые не могут различить в своей психике, что является виртуаль-

ным, а что является реальным. На протяжении истории всей европейской культуры существовали мистические общества, которые пытались установить контакты с потусторонним или виртуальным миром. И в рамках движения «New Age» ширится движение в поддержку признания виртуальных реальностей существующими. Здесь стоит сказать о том, что патристика всегда отрицательно относилась к подобным явлениям и, с точки зрения Православия, данные контакты скорее стоит отнести к контактам с Сатаной, чем к чему-либо другому. Психологи считают, что различение виртуальной и объективной реальности, как правило, начинает осознаваться детьми к семи годам, так как в этом возрасте возникает феномен удвоения сознания [9].

Чтобы проблема виртуальной реальности стала более ясной, необходимо осветить проблему психоделической культуры. Психоделия предполагает состояние изменённого состояния сознания, в котором осуществляется творчество. Переход в это состояние, как и переход в состояние виртуальности, предполагает наличие вспомогательных средств, или, как говорили лидеры психоделического искусства, «костылей», а точнее, лёгких наркотиков -ЛСД, марихуана и т. п. Родоначальником психоделической культуры, по сути, является Тимоти Лири. Будущий лидер молодёжной контркультуры 1960-х годов, один из апостолов западной сексуальной революции, вначале разочаровался в религии, а потом в военной службе, так и не сумев стать ни священником, ни офицером. В 1940 году Тимоти Лири получил степень бакалавра психологии, в 1950 - степень доктора, а в 1956 вышла его первая серьезная научная работа «Уровни измерения межличностного поведения». Имя Тимоти Лири стоит поставить в один ряд с пионерами групповой терапии - К. Роджерса, Э. Берна и других. Так, основы теории коммуникативных игр изначально разрабатывались Т. Лири, однако известность эта теория получила в модификации Эрика Берна [10]. Новаторские идеи самоактуализации и личностного роста, пронизывающие ранние работы Лири, совпадают по времени публикации с новациями признанных лидеров гуманистической психологии - А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюлер, к числу которых, по крайней мере, в качестве серьезного союзника, по справедливости следовало бы отнести и Т. Лири. Тимоти Лири также принадлежит психодиагностическая методика, которую активно использовали и используют в своих целях ЦРУ и ФБР. Этот опросник известен как Интерперсональный диагноз Лири (Leary Interpersonal Diagnosis). Он направлен на выявление свойств личности, значимых для взаимодействия с другими людьми. Если бы Лири ограничился данными исследованиями и продолжал бы свою научную работу в том же духе, он бы наверняка занял своё место в ряду ведущих психологов мира. Однако, в 196 году в Мексике Т. Лири попробовал по совету одного из местных коллег, ядовитых грибов, которые вызывали галлюцинации. Местные шаманы трактовали видения в мистическом духе. Вернувшись в Гарвард, где он в то время работал, Тимоти Лири произвёл несколько опытов по воздействию мескалина на сознание. Подобные опыты с галлюциногенами постепенно привели его к самому сильному из галлюциногенов -ЛСД. Таким образом, им начали проводиться эксперименты по расширению сознания и, как он утверждал, за четыре часа он узнал о человеческом сознании больше, чем за все 15 лет своей научной практики. Эксперименты с ЛСД с научной точки зрения интереса не представляли, однако общественный резонанс был огромен. Молодые бунтари 1960-х только ждали своего пророка. Именно таким пророком и стал Тимоти Лири, возведённый на престол в качестве «психоделического гуру».

Контркультура 1960-х гг. выразила основное противоречие между Западом и Востоком. Это противоречие заключается в проблеме свободы, которую по-разному понимали западная и восточная культуры. Западная культура предполагает больший аскетизм, сдержанность, ограничение эмоций, в то время как восточная культура предполагает духовную и сексуальную свободу.

В середине 1960-х гг. на Запад проникают суррогаты восточной культуры и восточной духовности в виде различных сект, утверждавших, что они имеют непосредственное отношение к традиционному индуизму. Необходимо отметить, однако, что лидеры молодёжи 60-

х вначале искали выход в совсем иных способах раскрепощения. Именно поэтому ЛСД стало столь популярным в 1960-е гг. и будто бы, как утверждали некоторые средства массовой коммуникации в те времена, в одной из песен Битлз содержится поименование ЛСД - в виде аббревиатуры по первым буквам песни Леннона «Lucy In The Sky With Diamonds». Хотя сам автор заявил, что данная песня не имеет к наркотикам абсолютно никакого отношения, а была вдохновлена детским рисунком его сына Джулиана, который нарисовал свою подругу, которую звали Люси [11]. Конфликт между культурами поставил задачу - как разрешить чувства? Появление психоанализа коррелирует с открытием интереса к Востоку. После этого формулируются теории психотехнических состояний, одним из которых является психоделия (психотехника открытия чувства) Появляется потребность закрепить это в культуре как форму открытия чувства. Для этого необходимо было формирование целого направления в искусстве.

Психоделическая культура создала модель устойчивого развития, но на самом деле, эта модель граничит с неустойчивостью, так как, по сути, истинная форма устойчивости основана на интерсубъективной связи, когда отношения между людьми задаются близостью, положенной на ценностные и осознанные основания. Тимоти Лири работал над моделью психоделики осознанно [1 1]. Появление этих форм-моделей означает, что основное противоречие между глобализацией мира и атомизацией западной личности вырождается в неустойчивость за счёт того, что общество стремится создать всеобщие формы устойчивости, такие как психоделия, которые, попадая в глобальное противоречие, создают его неразрешимость, потому что они не дают ничего ни глобальному обществу, ни человеку. Тимоти Лири действительно обладал осознанной значимостью, а все остальные использовали инструмент как сферу своего наслаждения. Вместе с тем, психоделическая симуляция разрушительна в ограниченных пределах, так как уход от подлинности своего существования, если он не переходит в болезнь, становится банальностью.

Еще одной актуальной проблемой виртуальной реальности является проблема языка [12]. Металингвистическая ситуация XX века открывает такую сторону интерсубъективности как подавление одной личностью другую личность. В трудах Ж. Делеза это подавление касается глубины человеческого образа личности. Оно связано с явлением мазохизма. В предисловии к первой главе «Представления Захер-Мазоха» Ж. Делез помещает эпиграф из романа «Униженные и оскорбленные» Ф. М. Достоевского, в котором видна стратегия подхода к личности как субъекту жизни самого Ж. Делеза: «Это слишком идеалистично... и потому жестоко» [13]. Подход Ж. Делеза к явлению идеальной организованности внутренней сферы личности заключается в том, что интерсубъективное пространство, с которым связывается категория отношений личности и меняющегося мира, выражается в особом языке жертвы, неразрывно связанной с палачом (Ж. Делёз). Насилие, которому подвергает своих жертв виртуальная реальность, тождественно доказательству, выступающему в яркой форме, скрывающей рабство и унижение, а жертвы начинают говорить языком своих палачей, так как, будучи вовлечены в маскарад неискренности, люди теряют чувство подлинности, а, следовательно, значения происходящего в действительности с ними самими перестают осознаваться.

В жертвовании есть различные стратегии. «Палач» и «жертва» способны меняться местами. Они превращаются во взаимную «жертву». Здесь не может быть негативного отношения к жертвенности палачей и к готовности принять высокую жертвенность. «Жертва» разворачивается в структуру посредничества между людьми, выполняемой с помощью ритуала как синтаксис языка «жертвы». Миф, повествование и интерпретация, например, мазохизма, образуют семантику интерсубъективности, в которую они включены. Эта семантика развертывается в различных социальных мирах, с помощью которых люди преодолевают изменения, катастрофы, перемены внешнего мира. Язык «жертвы» помогает людям жить и трудиться в позитивной негативности смерти и находить наслаждение в ее постепенности.

Таким образом, устойчивое развитие личности связано с особой ролью посредничества, которую в современных условиях выполняет виртуальная реальность. В контексте симу-

ляции и языковой игры она способна воспроизводить через измененные состояния сознания квазиустойчивость и неустойчивость за своими пределами. В контексте подавления виртуальная реальность связана с языком интерсубъективного пространства, в котором «палач» (виртуальная реальность), подавляя «жертву», сам становится «жертвой» неоднократного использования, воспроизведения и, в конце концов, забвения - как надоевшая игрушка.

Библиографический список

1. Волкова, В.О. Духовно-практическая компетенция как принцип устроения внутреннего мира человека [Текст] // Вестник Костромского государственного университета. 2005. Т. 11. № 10. С. 180-186.

2. Волкова, В.О. Постнеклассическое гуманитарное измерение человека Концепция и стратегия исследования [Текст] / В.О. Волкова, И.Е. Волков. - Саарбрюкен: LAP LAMBERT, 2014. - 108 с.

3. Когаловский, С.Р. Математика в свете идеи моделирования, идея моделирования в свете математики [Текст] / С.Р. Когаловский. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. - 155 с.

4. Волков, И.Е. Социокультурное бытие личности: новые предпосылки понимания //Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. № 1. С. 5-12.

5. Волков, И.Е. Онтологический аспект маргинальности в межличностной коммуникации // Актуальные проблемы социальной коммуникации. Материалы второй Международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2011. С. 617-619.

6. Волкова, В.О. Онтологическая категория «я» в образах прошлого, настоящего, будущего [Текст] // Антропологическая аналитика: сборник научных трудов. Нижний Новгород, 2015. С. 5-14.

7. Волков, И.Е. Устойчивое развитие личности в меняющемся мире [Текст] / И.Е. Волков. -автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Нижний Новгород, 2006. - 22 с.

8. Волкова, В.О. Состояние человека как ресурс коммуникативных компетенций в образовательной деятельности [Текст] // Человек в системе коммуникации: проблемы инновационных трансформаций. Материалы X научно-практической конференции. 2011. С. 187-189

9. Волкова, В.О. Опыт аналитики неклассических духовных исканий [Текст] // Актуальные проблемы социальной коммуникации материалы четвёртой Всероссийской научно-практической конференции. НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Н. Новгород, 2013. С. 368-371.

10. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М., 2016. - 576 с.

11. Лири, Т. Психоделический опыт: Руководство на основе «Тибетской книги мертвых» [Текст] / Т. Лири, Р. Метцнер, Р. Олперт. - Львов, 2003. - 244 с.

12. Волкова, В.О. Постнеклассическая аналитика концепции внутренней жизни человека. // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. № 1. С. 13-18

13. Делез, Ж. Представление Захер-Мазоха [Текст] / З. Фрейд. Работы о мазохизме. - М.: РИК «Культура», 1992. - 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.