Научная статья на тему 'Социокультурное измерение глобализации: национальная культура в глобальном формате'

Социокультурное измерение глобализации: национальная культура в глобальном формате Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
747
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ / TRADITION / GLOBALIZATION / CULTURE / INTERRELATIONS / CUTURAL ACHIEVEMENTS / HISTORICAL / COMMON WEALTH OF PEOPLE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Серов Александр Павлович

Глобальная культура возможна только в форме взаимопереплетения, взаимовлияния разных национальных культур, где вытеснение одной культуры другой недопустима. Национальная культура основана на народной ментальности, обычаях, фольклоре, историческом опыте. Глобализация выступает в роли донора, обеспечивающего прилив свежей крови в национальный, культурный организм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural dimension of globalization: national culture in a global format

Global culture is possible only in the form of interrelation, interweaving various national cultures, where removal of one culture by another is unacceptable. National culture is based on national mentality, customs, foklore historical experience. Globalization is a kind of donor, ensuring new blood info national cutural organisms.

Текст научной работы на тему «Социокультурное измерение глобализации: национальная культура в глобальном формате»

УДК 316.42:008

А.П.Серов

Социокультурное измерение глобализации: национальная культура в глобальном формате

Глобальная культура возможна только в форме взаимопереплетения, взаимовлияния разных национальных культур, где вытеснение одной культуры другой недопустима. Национальная культура основана на народной ментальности, обычаях, фольклоре, историческом опыте. Глобализация выступает в роли донора, обеспечивающего прилив свежей крови в национальный, культурный организм.

Ключевые слова: традиция, глобализация, культура, преемственность, культурные достижения исторической общности людей

Alexandr P. Serov

Socio-cultural dimension of globalization: national culture in a global format

Global culture is possible only in the form of interrelation, interweaving various national cultures, where removal of one culture by another is unacceptable. National culture is based on national mentality, customs, foklore historical experience. Globalization is a kind of donor, ensuring new blood info national cutural organisms.

Keywords: tradition, globalization, culture, interrelations, cutural achievements, historical, common wealth of people

Современное человечество вступило в новую историческую эпоху своего развития - эру глобализации. Глобализация означает свободу перемещения людей, товаров, сырья, финансов, идей, материальных и духовных ценностей. Она предполагает демократию, правовое равенство граждан разных общностей. Глобализация- это сближение разных культур. Глобализация является процессом комплексным, затрагивающим все сферы жизнедеятельности общества, основные его функциональные подсистемы - экономику, политику, право, культуру. В общественной жизни культурная практика оказывается вплетенной в сеть иных практик - экономической, политической, социальной. Культура предстает как совокупность ценностей, способов, принципов и правил деятельности человека. Ценность это то, что значимо для человека. Каждая культура имеет собственную иерархию ценностей. Ценностная система представителя конкретной культуры может, как совпадать, так и не совпадать с ценностной системой данного общества. Стабильность культуры гарантируется сохранением присущей ей иерархией ценностей. Изменение в структуре ценностей ведет к трансформации культурной системы.

Согласно традиционной, модернистской точке зрения структура культуры представляет систему элементов, которые образуют ядро и периферию культуры. Культурный центр- это стабильная целостность ведущих ценностных ориентаций.

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

197

Раздел I. Социологический анализ культуры

Ядро обеспечивает устойчивость, стабильность социокультурной системы. Периферия же более склонна к инновациям. Она характеризуется меньшей устойчивостью. Инновации, выдержавшие проверку временем, закрепляются в ядре культуры. Вредные традиционные факторы культуры уничтожаются самой культурой. Вследствие влияния различных факторов ценностная иерархия культуры может меняться.

Согласно постмодернистской точке зрения структура культуры характеризуется плюрализмом, множественностью, децентрализацией, неопределенностью, фрагментарностью, прерывностью, изменчивостью, электизмом, мозаичностью. Здесь нет ни ядра ни периферии. Все социокультурные элементы равнозначны и равноценны.

Краеугольным понятием постмодернизма является интертекстуальность. Интертекст - это культурно- исторический код. При работе с текстами культура, субкультура выступают открытым образованием, способным перерабатывать элементы других культур (ценностей, норм, традиций, обычаев).

Под культурой понимается универсальный способ жизнедеятельности людей, который реализуется в продуктах материального и духовного производства, способах мышления и восприятия реальности, способах деятельности, системе социальных норм и ценностей, совокупности отношений человека к природе и самому себе.

В социальной системе культура выступает как объективный императив. Культура формирует формы и способы социальной деятельности. Культура образует социальную программу (социокод, культуртип, культурген, социотип).

В настоящее время обращает на себя внимание исследователей феномен глобальной культуры. Глобальная культура представляет собой новые коммуникации (интернет), свободный обмен капиталов и информации, активность межнациональных корпораций, туризм и т. д. Культурологические концептуальные подходы к развитию современного глобального общества начинают осваивать общественную науку. Поиск новых моделей развития ведется через культуру, через ценности, символы, культурные стремления. Особой популярностью здесь пользуется работа С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций».

Доминирующими факторами в развитии цивилизаций являются социокультурные причины. Новое понимание значения и места культуры в жизнедеятельности современного общества связано утверждением принципов «культурного центризма». Сегодня начинает укрепляться понимание тенденции развития культурных перемен в формировании глобального общества.

Культура, воздействуя на мысли людей, тип поведения, вид социальных отношений в глобальном обществе, является главным источником организованных изменений общественной жизни.

198

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

Культура, таким образом, является в современном глобальном обществе универсальной основой развития социумов. Она определяет собой преобразования в политике, экономике, социальной сфере, которые основываются на новых подходах к развитию «человеческих отношений», на новых ценностях и эталонах культуры современного мира. Такой подход к культуре определяет ее понимание как системы социальных концепций, обусловливающих стратегии социального взаимодействия.

Важным аспектом современного концептуального осмысления культурных парадигм развития социума стала трансформация методов познания состояния культур в глобальном обществе. Это связано с практической ориентацией научного знания на пути достижения планируемых результатов.

Именно культура формирует и упорядочивает картину мира, создает единые способы оценки поведения участников глобального взаимодействия. Существуя как планетарное явление, как общечеловеческая культура, культура проявляется в конкретных, национальных, социокультурных формах. Культура- это система, включающая горизонтальные и вертикальные координаты. Горизонтальные уровни культуры (культура различных этносов, социальных общностей, групп). Вертикальные уровни представляют исторические слои культуры.

Общество, по Веберу, существует благодаря тому, что оно объединено вокруг своих ценностей, вокруг культуры. Глобализация связана с такими понятиями как «интенциональность общественного сознания», «ценностное сознание», «культура» и «цивилизация».

Глобализация представляет собой мир социальных и политических ценностей, связанных с организацией и координацией усилий всего человечества по выходу на новый уровень цивилизованного развития.

В современной науке наиболее часто критикуемый аспект воздействия глобализации на культуру предстает в проявлении различной культурной специфики и дополняется транскультурным аспектом воздействия глобализации на культурную динамику. Он основан на усилении принципов «разнообразия» и «различия».

Сторонники культурно-исторического подхода в одном ряду с понятие «глобализация» упоминают понятия «культура», «цивилизация».

Социокультурное измерение глобализации складывается в 70-е годы XX века в рамках западной экзистенционально - культурологической школы. Здесь генезис глобальных проблем рассматривается обусловленными социокультурными противоречиями мирового социума.

Теоретический образ глобальной культуры должен учитывать не только интеграционные процессы, не только то обстоятельство, что глобализация значительно расширяет ареал культурного общения, обмена идеями и научными, технологическими свершениями, открывает новые перспективы для творчества, но и отрица-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

199

Раздел I. Социологический анализ культуры

тельный момент - подвод многообразия жизни народов под однообразные стандарты. Это ведет к утрате блоков региональных культур.

Глобальная культура возможна только в форме взаимопереплетения, взаимовлияния разных культур, где вытеснение одной культуры другой недопустима.

Идея культурного скрещивания (ксеногамии) обозначает культурный процесс, в котором скрещиваются культурные смыслы и типы, происходящие из разных источников.

Модель культурной стандартизации потерпела неудачу. Она превратила диалог культур в столкновение культур.

Главную угрозу культурной идентичности многие усматривают в расширении сферы влияния интернета и наднациональных средств массовой коммуникации, в деятельности международных фондов и ТНК.

Все эти структуры представляют собой инструменты воздействия глобализации на культуру и культуры на глобализацию.

Открытость этих институтов глобальной культуры способствует проникновению высокой культуры в массовую, глобальной - в национальную.

В последнее время (2008 г.) появился специальный термин «глокализация», который появился путем совмещения слов «глобализация» и «локализация». Этот термин отражает сложный процесс переплетения местных, локальных, национальных культур народов и глобальных тенденций в развитии мирового сообщества.

Локальные сообщества вносят значительный вклад в глобальную культуру. Глобальная культура не монолитна. Она подобна плазме, в которой возникает, существует, взаимодействует множество культурных образований.

Культура - основной выразитель образа жизни. В эпоху глобализации в ней прослеживаются противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит обособление и дифференциация локальных, национальных культур, усиление их исторических черт. С другой стороны, происходит влияние глобального индустриального общества формирующего обезличенную массовую культуру.

Обществу необходим такой инвариант, в котором бы присутствовали взаимодополняющие компоненты: локальное и глобальное. Эту функцию реализует субъективная общечеловеческая основа культуры, которую можно обозначить как геокультуру.

В глобальной социальной системе культура выступает в роли императива, формирующего формы и способы социальной жизнедеятельности. Культура образует таким образом «социальную программу» воспроизведение которой в процессе жизнедеятельности определяет функционирование социума. В социальной системе культура выполняет организующую функцию, обеспечивая ее устойчивость и развитие. Развитие социальной системы - целостный культурный процесс, все стороны, уровни, формы которого взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

200

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

Уровень культуры социальных субъектов определяет организацию социальной системы. Изменения культуры социальных субъектов вызывают изменения, перестройку социальной структуры.

Во главу методологических подходов к анализу глобальных социальных процессов следует поставить взгляд на развитие человечества как на целостный культурный процесс, что позволяет видеть в качестве основных факторов общественного развития социокультурные феномены.

Культура - это не только сфера глобального человеческого бытия, основа социального развития, но и продукт, результат общественно-исторической деятельности людей, необходимое условие дальнейшего совершенствования человечества. Культура является общим делом человечества, его общей задачей. Ее производство, сохранение, развитие - всечеловеческое дело как условие дальнейшего развития Универсума.

Развитие производственно- культурной деятельности человека создает многообразие культур и социальных практик. Понимая под культурой универсальный способ жизнедеятельности человека по реализации творческого потенциала в продуктах материального и духовного труда, схемах мышления и восприятия реальности, стереотипах деятельности, системе социальных норм и духовных ценностей, следует учитывать преемственность и конкретность ее применения.

Преемственность культуры, сохранение и передача культурного наследия, художественных ценностей, памятников культуры, взаимодействие национальных культур происходит в формате глобализации в условиях взаимодействия внешних и внутренних факторов, национального и интернационального.

Конкретно - исторический тип культуры проявляется как упорядоченная смысловая структура, включающая в себя знания, нормы, национальные ценности. Воспроизведение индивидуальным сознанием нормативной стороны жизни общества означает выявление личностного смысла в социальных значениях нормативно-ценностных систем.

На основе диалога с социальным образцом реальности складываются такие элементы структуры индивидуального сознания, как сознание самого себя, своей причастности к определенной социальной (национальной) общности.

Единая глобальная культура представляет собой единство поликультурного и транскультурного процессов.

Поликультурная (многокультурье) означает совокупность различных монокультур. В последних наблюдается непреодолимая зависимость культуры от этноса, территории, климата, сексуальных ориентаций ее представителей. В национальной культуре, ее ядре присутствуют традиционные ценности и артефакты, исторически характерные для определенного этноса. Здесь массовая и элитарная культуры обладают своей спецификой, колоритом. Гендерный аспект также имеет ярко выраженное проявление. Национальная культура основана на народной

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

201

Раздел I. Социологический анализ культуры

ментальности, обычаях, фольклоре, историческом опыте. Существование национальной культуры в условиях глобализации вынуждает ее субъектов к принятию социокультурных решений.

С одной стороны в «культурных «закромах» остаются «рабочие» национальные ценности, с другой стороны, происходит избавление от «культурного бала-ста», очищение «социокультурного поля» от устаревших образцов. Таким образом, глобализация выступает в роли донора, обеспечивающего прилив свежей крови в национальный «культурный организм». Однако при всей положительности этой «социокультурной процедуры», зачастую наблюдают побочный отрицательный эффект, особенно в массовой культуре (пропаганда насилия, педофилии и т. д.).

Транскультура провозглашает свободу от собственной культуры, в которой родился и был воспитан человек. Она обретается при выходе из своей культуры и при встрече с другими культурами. Концепция транскультуры предполагает открытость разных национальных культур, их взаимную вовлеченность, рассеивание символических значений одной культуры в других культурах. Представляя культурное многообразие и универсальность, транскультура выражает состояние принадлежности личности многим культурам. Транскультурное развитие использует потенциал всех культур.

Введение термина «национальные формы» глобализационных стратегий связано с наличием общего и особенного в истории глобализации. Начиная с середины XVII века Европа вступает в исторический период национальных государств, которые стали главными субъектами «вестернизации».

Глобализация пока идет таким образом, что она консервирует планетарное неравенство различных стран и народов.

В большинстве исследований доминирует западная модель глобализации с развитым «Центром» и отсталой «Периферией», провозглашающая западные стандарты.

«Вестернизированность» глобализации иллюстрирует ее периодизация, где первый этап глобализации начинается в XVI веке. Он связывается со становлением капитализма в Европе и колонизацией европейцами мира. Второй этап относится к XIX столетию. На этом этапе происходит индустриальная революция и формируется мировой рынок. Третий этап глобализации реализуется к середине XX века в эпоху НТР и международных организаций.

Американский Национальный разведовательный совет подготовил ряд докладов: «Мировые тенденции- 2010», «Мировые тенденции-2015», «Контуры мирового будущего». Доклад по «Проекту- 2020» и др. В последнем докладе предъявлены несколько предполагаемых сценариев развития мировых событий.

Один из сценариев показывает бурный рост прежде всего Китая и Индии, что несомненно изменит вектор глобализации в сторону Востока. Изменится расклад

202

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

Раздел I. Социологический анализ культуры

сил. Прежние противостояния «Запад-Восток», «Север-Юг» преобразуют количественную и качественную определенность.

Другой сценарий показывает Всемирное движение за создание «Нового халифата», опирающегося на радикальный ислам, который отрицая западные нормы и ценности, станет основой новой мировой системы. В американском прогнозе на первое место поставлен «азиатский сценарий».

Китай, Индию, Японию, Южную Корею, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Малайзию объединяет общее неприятие глобальной «вестернизации». В 1990-е годы появляется концепция «азиатских ценностей», в которых заявили о себе фундаментальные культурные различия в отношении к проблемам и правам человека (доминирование коллективного над индивидуальным, порядка и гармонии над личной свободой).

Глобализация предполагает новые социокультурные реалии. В центре глобальных процессов оказывается человек, со своим материальным, физическим, нравственным состоянием. Определяющим фактором общественного развития становится человеческий потенциал, социальный капитал и научные знания.

Каждая культура содержит в себе части других культур, которые пересекаются и расширяют свои границы. Каждая культура имеет свои глубинные структуры, свои системы ценностей. В процессе глобализации эти ценности трансформируются, увеличиваются в объеме, изменяют свою значимость.

В оценке перспектив глобализации проявились два оппонирующих друг другу подхода - позитивный и негативный. К положительным результатам глобализации относят: либерально-демократические ценности, рыночную экономику, гражданское общество.

Развитые страны переносят в развивающие страны новые технологии, научные, культурные центры, создают условия для развития национальных производственных кадров.

Отрицательные последствия глобализации проявляются в концентрации капитала наиболее развитыми странами, «макронализации мира», наркобизнесе, международной преступности, распространении разрушительных нормативно-ценно-стых стереотипов. Углубляется дифференциация мирового сообщества, усиливается маргинализация все больших групп населения. Развитые страны становятся богаче, развивающиеся страны - беднее. В конечном счете, в неразвитых странах ухудшается «качество жизни».

Глобализм обеспечивает формирование мировоззрения, основанного не на нивелировании национальных социокультурных особенностей, а на их учете в реализации мировой стратегии развития. Глобализм - выявление, формирование и воплощение нового социокультурного типа развития. В его рамках предполагается интеграция западных и восточных культурных ценностей, северных и южных стереотипов. Западная активность и динамичность в сочетании с восточной гармо-

• Том 206 • Социология культуры: опыт и новые парадигмы • Часть 1 •

203

Раздел I. Социологический анализ культуры

ничностью определяют путь к новому типу развития новой культурной парадигмы XXI века.

Отличительным признаком глобальной системы является то, что в качестве ее элементов выступают новые субъекты мировой социокультурной деятельности - неправительственные организации, регионы, индивиды, что усиливает роль «транскультурных отношений».

В общем плане под глобальной культурой мы понимаем срез глобальных жизнедеятельности социумов, взятый в единстве ее носителей - этносов, суперэтносов и способов деятельности по производству материальных и духовных ценностей в социокультурном поле глобальной организации человечества. С одной стороны, культура здесь рассматривается как одно из представлений полного качества глобальной системы, под которой понимается социальная организация человеческого сообщества. С другой стороны, культура выступает как процесс, формирующийся и развивающийся исключительно под действием субъективных факторов: идей, представлений, образов, ментальности.

Различное видение современными мыслителями хода и глобального социокультурного процесса при всей специфичности исследовательских позиций позволяет сделать теоретическое обобщение о том, что процессы социальных изменений перерастают национальные границы отдельных государств. Речь идет о транссистемном характере рождения нового социокультурного качества, а фактически о тенденциях формирования новой культурной модели глобального сообщества, которое перерастает не только границы лояльности территорий, но и границы социальности в понимании глобального культурного феномена.

Следовательно, на современном этапе исторического развития происходит трансформация человеческих сообществ, национальных культур. До тех пор, пока производные изменения циркулируют в пределах локальных культур, они имеют форму системной национальной социальной трансформации, но при переходе к процессам кроскультурного масштаба трансформация становится универсальным феноменом в управлении глобальных изменений.

Социальная трансформация охватывает процесс перехода от одного состояния национальной социальной системы к другому социокультурному качеству. Сущность данного процесса заключается в системной смене полного социального качества данной социальной системы. В ходе исследования процесса социокультурной трансформации полезно выделить уровни социокультурной организации национальных сообществ, конкретных национальных социальных систем и их основных культурных элементов.

204

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.