Научная статья на тему 'Социокультурная трансформация современной ингушской семьи'

Социокультурная трансформация современной ингушской семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
384
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / ТРАДИЦИИ / ЭГОЛИТАРНАЯ СЕМЬЯ / АВТОРИТАРНАЯ СЕМЬЯ / ТРЕХПОКОЛЕННАЯ СЕМЬЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ БРАК / FAMILY / FAMILY RELATIONS / TRADITIONAL INSTALLATIONS / TRADITIONS / EGALITARIAN FAMILY / AUTHORITATIVE FAMILY / THREE-GENERATION FAMILY / INTERNATIONAL MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Озиева Любовь Сосламбековна

Среди общественных явлений семья занимает одно из важных мест и находится в центре внимания многих исследователей различных научных направлений. В настоящее время проблемы семьи определяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых стран, так и спецификой переживаемого современной Ингушетией исторического периода развития, который характеризуется системной трансформацией всех сфер жизнедеятельности общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural transformation of the modern ingush family

Among the public phenomena the family occupies one of important places and is in focus of many researchers of various scientific fields. Now problems of a family are defined by universal tendencies, characteristic for the developed countries, and by the specifics of the historical period of development endured by modern Ingushetia which is characterized by the transformation of all spheres of activity of society.

Текст научной работы на тему «Социокультурная трансформация современной ингушской семьи»

УДК 39(470.66)

ББК63.5

О-47

Озиева Любовь Сосламбековна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой физического воспитания Ингушского государственного университета, е-mail.: tex.ped.fak@yandex.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ

ИНГУШСКОЙ СЕМЬИ

(рецензирована)

Среди общественных явлений семья занимает одно из важных мест и находится в центре внимания многих исследователей различных научных направлений. В настоящее время проблемы семьи определяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых стран, так и спецификой переживаемого современной Ингушетией исторического периода развития, который характеризуется системной трансформацией всех сфер жизнедеятельности общества.

Ключевые слова: семья, семейные отношения, традиционные установки, традиции, эголитарная семья, авторитарная семья, трехпоколенная семья, межнациональный брак.

Oziyeva Lyubov Soslambekovna, Candidate of Philosophy, associate professor of the Department of Physical Training of the Ingush state university, e-mail.: tex.ped.fak@yandex.ru

SOCIOCULTURAL TRANSFORMATION OF THE MODERN INGUSH FAMILY

(reviewed)

Among the public phenomena the family occupies one of important places and is in focus of many researchers of various scientific fields. Now problems of a family are defined by universal tendencies, characteristic for the developed countries, and by the specifics of the historical period of development endured by modern Ingushetia which is characterized by the transformation of all spheres of activity of society.

Keywords: family, family relations, traditional installations, traditions, egalitarian family, authoritative family, three-generation family, international marriage.

Демократические процессы, происходящие в нашем обществе, вскрыли кризис семьи изнутри, изменили её сущностное содержание. Во все времена считалось, что семья - это основа общества и государства. Вместе с тем отношение к ней со временем, со стороны государства и общества менялось.

Как же изменились семейные отношения в Ингушетии в связи с появлением новых реалий, связанных с изменениями социально-экономических и политических отношений в обществе? Трансформация произошла в результате решительного поворота от семьи патриархальной, существовавшей в Ингушетии до революции, к семье современной, что было связано, прежде всего, с изменением роли женщины в семье и с демократизацией семейных отношений. Положение и роль женщины в современной ингушской семье зависит не только от объективных, но и от субъективных причин и от сложившихся в семье традиционных установок и этнических особенностей, от микроклимата и психологического фона в семье, в зависимости от характера супругов и от их образовательного уровня. Всё это неотделимо от объективных процессов демократизации семейных отношений в регионе.

Семьи по характеру взаимоотношений, как в городе, так и в сельской местности, делятся на эгалитарные и авторитарные. В первом случае супруги и другие члены семьи одинаково принимают участие в решении проблем семейной жизни. В городских эгалитарных семьях демократизация семейных отношений проявляется сильнее, чем в сельских, объясняется это тем, что супруги одинаково заняты профессиональным трудом и имеют примерно одинаковый культурный уровень (женщины по своему развитию не уступают мужчинам). В авторитарных семьях глава единолично решает вопросы, касающиеся семьи [1].

Наличие в семье родителей старшего поколения вносит тотальность, созвучную с традиционной семьёй. Молодые супруги, живущие отдельно от родителей, по характеру взаимоотношений бывают более свободными. Трехпоколенная молодая семья может быть ориентирована на современные стандарты, вместе с тем, при наличии в семье родителей со стороны

мужа такое не всегда удается. Негативная реакция со стороны родителей в семье, а также опасение вызвать с их стороны недовольство, заставляет молодых супругов уступать им, а порой даже поддерживать с ними те отношения, которые по нраву старшему поколению. Так, например, всегда очевидна отрицательная реакция родителей на выполнение сыновьями женских работ по дому или излишняя вольность по отношению к жене.

Важным показателем изменения семейных отношений в Ингушетии является уменьшение власти главы семьи - мужчины. Он по-прежнему считает себя главой семьи, как в городе, так и в сельской местности. При опросах, проведенных в полных эгалитарных семьях, главами себя назвали мужчины, где фактическим лидером семьи была женщина. Она же считает, что ей традиционно не положено называть себя главой семьи. В авторитарных же семьях главою семьи бывают только мужчины.

В городских семьях главенство семьи нередко становится формальностью, так как оно связывается со взрослым сыном или дочерью. В современной семье проблема лидерства решается на психологической и нравственной основе. В ингушских современных семьях лидерство запрограммировано сутью обыденного сознания. Городские семьи в отличие от сельских делятся на нетрадиционные и коллективистские [1]. Нетрадиционные предполагают участие женщины в производстве при условии, что она готова пожертвовать профессиональной карьерой и работой ради детей и мужа. Этот тип семьи является адаптацией традиционного к современным условиям занятости женщины в общественной сфере и попыткой примирить консерватизм её сознания с новыми экономическими реалиями. По всей вероятности нетрадиционная семья - это смягченный вариант авторитарной семьи, адаптированный к городским условиям жизни.

Для другого типа коллективистской семьи, важна профессиональная карьера женщины и участие обоих супругов в общественной жизни и принятие ими решений: в распространении обязанностей, с учетом интересов и способностей каждого супруга и их уважительном отношении друг к другу. Несколько иначе обстоят дела в неполных семьях, где вдова или разведенная женщина одна работает на детей и несёт на себе груз семейных обязанностей. Естественно, она является главой нетрадиционной семьи. Если же вместе с ней живут её родители, то распределение обязанностей по дому может быть иным. Женщина уже не вправе единолично решать все семейные проблемы, не советуясь со старшими. Но и здесь многое зависит от нравственных установок каждой конкретной семьи. Нередко дедушка, как в городской, так и в сельской семье, берет на себя ответственность за семью сына и выполняет обязанности главы семьи. Особенно это часто случается, когда семья материально нуждается или живет на общей жилплощади.

Определённое влияние на взаимоотношения супругов оказывает то обстоятельство, является ли эта семья социально или национально смешанной. Социально- и национально-смешанная семья, как в городе, так и в сельской местности считается весьма распространенным явлением. К этой категории относятся не только браки между представителями разных слоев групп населения, но и между выходцами из различных сельских поселений Ингушетии. По существу они представляют собой союз разных культур, каждая из которых привносит в семью свои образцы поведения, ценности и традиции.

В процессе исследования проблемы смешанных браков выявлено, что фактор сельского происхождения одного из супругов оказывается более значимым для успешности брака, нежели семья, построенная по чисто городскому или сельскому типу. В группе успешных семей преобладают те семьи, в которых либо оба супруга, либо один из них провели свою молодость в сельской местности. В группе неуспешных семей больше пар, в которых либо оба супруга выросли в городе, либо один из них в сельской местности. Это объясняется тем, что городские стереотипы и образ жизни неодобрительно воспринимаются мужчинами, выросшими в сельской местности. Они не всегда готовы уступить требованиям равноправия женщины в семье. Их идеал - семья традиционная. Они не приемлют ценности городской жизни с установкой на равноправие супругов в выполнении семейных обязанностей. На почве несовпадения интересов и взглядов в таких семьях весьма часты конфликты.

В отличие от социально-смешанных и национально-смешанных семей, которые испытывают на себе влияние разных культур, урбанизированная городская среда с невелированностью быта и устойчивостью образцов поведения накладывает отпечаток на семью, из-за чего городская семья становится специфично отличной от сельской семьи. Такая ситуация в Ингушетии общеизвестна и она характерна для многих регионов России.

Часто встречается в городских семьях такая ситуация, когда традиционно-ориентированный муж и эмансипированная современная жена сосуществуют вместе. Уязвимость подобной ситуации замечена Б.Р. Рагимовой, которая пишет, что в связи с культурой семейных отношений в городе и с ее ориентированностью на эгалитаризм в распределении обязанностей между мужем и женой, нередко муж, воспитанный в сельской местности не соглашается с женой. Такой мужчина не всегда может уступить требованиям жены, и это негативно отражается на семейных отношениях [2].

Социологи и этнографы считают, что стабильность в межнациональных семьях бывает даже выше, чем в однонациональных семьях, где супруги вступают в брак по воле своих родителей [2]. Отчасти с этим нельзя не согласиться. В межнациональных семьях супруги живут, как правило, отдельно от родителей и поэтому избавлены от систематического контроля с их стороны. Кроме этого, межнациональные семьи - это такие союзы, которые создаются по взаимному согласию. В условиях Ингушетии не стабильными являются те семьи, где муж представляет коренную национальность, а жена, например, русская или представительница другой конфессии. Нежелание чаще со стороны русской женщины ориентироваться на местные условия жизни, в конечном итоге приводит к разводу.

В межнациональные смешанные браки чаще вступают мужчины-ингуши, находящиеся за пределами республики: на учебе, в армии, на заработках. Нередко мужчина - ингуш, находясь в межнациональном браке, разводится с женой и женится на девушке своей национальности по настоянию своих родителей. Это происходит потому, что родители его не могут смириться с тем, что их сын женился на русской девушке. Замечено, что уровень разводимости в городских межнациональных семьях мало чем отличается от уровня разводимости в однонациональных ингушских семьях.

Таким образом, подводя итог изложенному, можно сказать следующее: среди городских ингушских семей преобладают однонациональные, хотя значителен процент и смешанных браков. Современные семейные отношения свидетельствуют о глубокой трансформации ингушской как городской, так и сельской семьи, в связи с общей демократизацией в стране. Важным фактором, повлиявшим на изменение современных семейных отношений, явилось новое положение женщины-ингушки, ее профессиональная и культурная ориентация. Претерпели изменения в сторону демократизации отношения между мужем и женой и отношения между взрослыми членами ингушской как городской, так и сельской семьи. Среди факторов, свидетельствующих об изменениях в современных ингушских семьях - увеличение разводов. Как известно, уровень разводимости в городах Ингушетии выше, чем в сельской местности, хотя по республике он ниже, чем по России.

Вместе с тем, несмотря на модернизацию семейных отношений, заметно вырос интерес к традиционным ценностям в ингушских семьях, особенно за последние годы, в связи с перестройкой и реформированием общества.

И так в завершении статьи, необходимо сделать следующий вывод: ингушская семья трансформировалась, перестала существовать как целостная хозяйственная единица, однако как союз родителей и детей, приобретает персоналистическое значение в современной социокультурной ситуации. Причем «семья» как вечная ценность, исторически включает такие ценности как: домашний очаг, материнство, родительство, супружество. Более того, с возрастом ценность «семьи» становится более значимой.

В то же время, спустя столетие, ингушская семья трансформировалась, изменились такие семейные ценности, как общность хозяйственных интересов, значимость родства, особая роль отца в семье, семейно-свадебная обрядовость, грамотное распределение семейных обязанностей и др. Однако неизменным для современной ингушской семьи остались такие ценности как: материнство и родительство, традиционная моногамия, уважение и любовь между членами семьи, особая роль старшего в семье. Уважение к седине, к возрасту - основополагающий принцип морали ингушского народа. Почитание старших, родителей - в целом культ старших, - естественно, не сугубо только кавказское явление. Но народ Ингушетии на протяжении своей долгой, нелегкой истории пришел к выводу, что главный «регулятор» межпоколенных отношений, внутрисемейный порядок, дисциплина, а порядок всегда там, где бережно, с уважением и любовью, даже некоторым трепетом, относятся к старшим, особенно к старым людям, аккумулирующим в себе многовековую культуру и генерирующую её молодым. Исходя из этого, можно утверждать, что значимость семьи как ценности для ингушей неоспорима [2].

При этом, важно отметить, что семья и, в первую очередь молодая семья, находится под

постоянным грузом материальных и жилищных проблем, постепенно отодвигающие на второй план семейные ценности, которые со временем могут замениться личными (внесемейными) ценностями, что, в конечном счете, может привести к распаду семьи. Данное обстоятельство усугубляется еще и тем, что особенностью общих условий существования и развития ингушской семьи является относительно слабая её государственная защита в сравнении со среднестатическими показателями, речь. Прежде всего, идет о денежных доходах, обеспеченности жильем, личной безопасности, правовой защите. В этой связи, именно действенная социальная политика, приоритетной областью которой будет направленность на семью, как ценность для современного человека, способна предотвратить и минимизировать кризисные явления современной семьи.

Хотелось согласиться с П. Сорокиным, который видел выход из кризиса семьи, прежде всего в возвращении к традиционным формам семейно-брачной жизни, но на другом витке истории. Средством к этому, по мнению Сорокина, должна послужить «моральная реконструкция» человечества, наполняющая старые формы относительно «новым» содержанием. Лучше всего это воплощает афоризм «Семья - это малая церковь». Именно такой союз поможет человечеству спастись от всеобщего кризиса [3].

Восстановление традиционной для России, в общем, и для Ингушетии в частности гуманистической ценности семьи в обществе, возрождение традиции взаимоотношений личности с государством и обществом, основанных на взаимном доверии и любви; направленность семейной политики государства на интересы семьи, на обеспечение прав каждого члена общества жить в крепкой, стабильной, психологически здоровой семье; устранение подчиненного положения института семьи в обществе на всех уровнях государственного управления и общественной жизни -первостепенная задача нашего общества и государства и каждой семьи в целом.

Литература:

1. Голосенко И.А. Социология Питирима Сорокина // История буржуазной социологии. М.,

1996.

2. Овсянникова Т.А. Теоретический анализ места и роли семьи в социокультурной реальности: монография. Майкоп, 2006.

3. Рагимова Б.Р. Современная семья и семейный быт городского населения. Махачкала: РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, 2000. 206 с.

4. Савельева О.О. Семья как социальный институт // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. 2001. №3. С. 45.

References:

1. Golosenko I.A. Sociology of Pitirim Sorokin //History of bourgeois sociology. M., 1996.

2. Ovsyannikova T.A. Theoretical analysis of the place and role of a family in sociocultural reality: monograph. Maikop, 2006.

3. Ragimova B. R. Modern family and family life of urban population. Makhachkala: RFIIAE DSC RAS, 2000. 206 p.

4. Savelyeva O.O. Family as a social institute//Monitoring of social and economic potential of families. 2001. No. 3. P. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.