Научная статья на тему 'Социокультурная сфера Томска как ресурс экономики впечатлений'

Социокультурная сфера Томска как ресурс экономики впечатлений Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Томск / культурное наследие / образование / университет / туризм / креативные индустрии / Tomsk / cultural heritage / education / university / tourism / creative industries

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Сыпченко Василина Витальевна

Исследуются возможные перспективы развития экономики впечатлений в Томске. В качестве основного ресурса рассматриваются университеты, объекты материальной и духовной культуры старейшего сибирского города. Теоретико-методологической базой исследования послужили теория экономики впечатлений («experience economy») Джозефа Б. Пайна и Джеймса Х. Гилмора, концепция «общества переживаний» Г. Шульце, а также концепция культурных индустрий Д. Хезмондалша. Проведенное исследование позволило выделить в качестве основных факторов, способствующих развитию экономики впечатлений в Томске, культуру, образование, креативные индустрии, общественное питание, туризм. На основе полученных результатов разработана схема структуры экономики впечатлений города, показывающая связь основных элементов и возможные «точки роста», обозначены направления для наращивания ее потенциала. В их числе: создание единого межуниверситетского современного культурного пространства и новых современных арт-пространств; развитие культурного и образовательного туризма; продвижение имен известных творческих личностей в качестве культурных брендов города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociocultural sphere of Tomsk as a resource of the impression economy

The purpose of the article is to explore prospects for the development of the experience economy in Tomsk. Universities and objects of material and spiritual culture of the oldest Siberian city are considered as the main resource. The theoretical and methodological basis of the study is the theory of experience economy by Joseph B. Pine and James H. Gilmore, the concept of experience society by G. Schulze, as well as the concept of cultural industries by D. Hesmondalsh. The conducted research allowed us to identify culture, education, creative industries, catering, and tourism as the main factors contributing to the development of the impression economy in Tomsk. Based on the results obtained, a scheme of the structure of the city impression economy was developed, showing the relationship of the main elements and possible «points of growth», the directions for increasing its potential were outlined. These include creation of a unified interuniversity modern cultural space and new modern art spaces; development of cultural and educational tourism, promotion of the names of famous creative personalities as cultural brands of the city.

Текст научной работы на тему «Социокультурная сфера Томска как ресурс экономики впечатлений»

УДК 316.7(571.16)

В. В. Сыпченко

Социокультурная сфера Томска как ресурс экономики

впечатлений

Исследуются возможные перспективы развития экономики впечатлений в Томске. В качестве основного ресурса рассматриваются университеты, объекты материальной и духовной культуры старейшего сибирского города. Теоретико-методологической базой исследования послужили теория экономики впечатлений («experience economy») Джозефа Б. Пайна и Джеймса Х. Гилмора, концепция «общества переживаний» Г. Шульце, а также концепция культурных индустрий Д. Хезмондалша. Проведенное исследование позволило выделить в качестве основных факторов, способствующих развитию экономики впечатлений в Томске, культуру, образование, креативные индустрии, общественное питание, туризм. На основе полученных результатов разработана схема структуры экономики впечатлений города, показывающая связь основных элементов и возможные «точки роста», обозначены направления для наращивания ее потенциала. В их числе: создание единого межуниверситетского современного культурного пространства и новых современных арт-пространств; развитие культурного и образовательного туризма; продвижение имен известных творческих личностей в качестве культурных брендов города.

Ключевые слова: Томск, культурное наследие, образование, университет, туризм, креативные индустрии

Vasilina V. Sypchenko

The sociocultural sphere of Tomsk as a resource of the impression

economy

The purpose of the article is to explore prospects for the development of the experience economy in Tomsk. Universities and objects of material and spiritual culture of the oldest Siberian city are considered as the main resource. The theoretical and methodological basis of the study is the theory of experience economy by Joseph B. Pine and James H. Gilmore, the concept of experience society by G. Schulze, as well as the concept of cultural industries by D. Hesmondalsh. The conducted research allowed us to identify culture, education, creative industries, catering, and tourism as the main factors contributing to the development of the impression economy in Tomsk. Based on the results obtained, a scheme of the structure of the city impression economy was developed, showing the relationship of the main elements and possible «points of growth», the directions for increasing its potential were outlined. These include creation of a unified inter-university modern cultural space and new modern art spaces; development of cultural and educational tourism, promotion of the names of famous creative personalities as cultural brands of the city.

Keywords: Tomsk, cultural heritage, education, university, tourism, creative industries DOI 10.30725/2619-0303-2024-3-71-76

В последние годы отечественные ученые, представители культуры и бизнеса стали больше интересоваться регионами России, их культурным и экономическим потенциалом. Стремительная смена событий, ведущая к непредсказуемым изменениям в жизни простого человека, акцентировала внимание общества на ценности самой человеческой жизни. Анализируя социально-культурные процессы, происходящие в обществе в конце XX в., немецкий социолог Герхард Шульце в 1992 г. ввел термин «общество переживаний» (Erlebnisgesellschaft), которое «характеризуется тем, что основной установкой для индивида становится интенсивное наполнение своей жизни разного рода переживания-

ми» [1, с. 439]. В обществе нового типа происходит не отказ от потребительских установок, а изменение системы ценностей. Для человека становится особенно важным то, какие эмоции он будет испытывать в процессе приобретения и в дальнейшем во время использования приобретенного товара или услуги. Важным становится и эстетическое оформление повседневной жизни. Основываясь на такой экономической трансформации, в 1996 г. американские экономисты и маркетологи Дж. Б. Пайн и Дж. Х. Гилмор объявили о переходе современной экономики на новый этап развития, назвав его «experience economy» - «экономика опыта», или «экономика впечатлений» [2].

Современными российскими исследователями феномен экономики впечатлений изучается в разных направлениях. Работы Н. И. Лыгиной, Н. А. Паршикова, О. В. Рудаковой, Г. Г. Богомазова, Д. А. Давыдовой посвящены изучению ее влияния на сферу культуры и досуга, роль в развитии регионального туризма в исследованиях С. В. Белкиной, В. М. Осокина, Т. Е. Ивановой, И. Ю. Древит-ской, И. В. Древитской. Культуру в качестве ресурса рассматривают В. В. Новосельская, Г. Я. Лаптева, Н. А. Колодий. При этом комплексное изучение экономики впечатлений Томска ранее не проводилось.

Цель исследования - на основе анализа социокультурной сферы Томска выявить ее компоненты, которые обладают потенциалом для развития экономики впечатлений города. Теоретико-методологическую рамку исследования задают теория экономики впечатлений Дж. Б. Пайна и Дж. Х. Гилмора, концепция «общества переживаний» Г. Шульце, а также концепция культурных индустрий Д. Хезмондалша.

В исследовании был использован комплексный подход, который включал полуструктурированное интервью, наблюдение, анализ обзорных, аналитических и других материалов, методы систематизации и обобщения полученных данных.

Расположенный на востоке Западной Сибири и основанный в 1604 г. Томск старше многих находящихся рядом городов: Красноярска (основан в 1628 г.), Барнаула (основан в 1730 г.), Новосибирска (основан в 1893 г., статус города получил 28 декабря 1903 г.) и Кемерова (основан в 1918 г.).

Согласно данным о состоянии объектов культурного наследия некоторых субъектов Сибирского федерального округа (Томская область, Омск, Новосибирск, Улан-Удэ, Барнаул, Красноярск, Чита), полученных в результате проведенного специалистами администрации Томска сравнительного анализа показателей социально-экономического развития центров Сибирского Федерального округа за предшествующие три года, город Томск занимает первое место по количеству объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия [3]. Именно благодаря оригинальному архитектурному облику в 1990 г. Томску был присвоен статус исторического города [4]. К 2024 г. в Томске еще сохранилось достаточное количество старинных зданий, являющихся уникальными

образцами деревянного и каменного зодчества, и с точки зрения экономики впечатлений именно эти постройки конца XIX - начала XX в. являются объектами, привлекающими наибольшее внимание.

На октябрь 2023 г. 207 деревянных зданий находятся под охраной государства, и каждое из них уникально. Сохранить часть деревянных томских домов и дать им новую жизнь удалось благодаря муниципальному проекту «Дом за рубль», действующему с сентября 2016 г. На март 2024 г. 54 объекта переданы в аренду, 10 - восстановлены, на 80 ведутся ремонтно-восстановительные работы [5]. Перспективу использования помещений оставшихся домов, отданных в аренду, в настоящее время прогнозировать сложно. Так, компания-инвестор «Улдуз» из Тулы в отреставрированных домах планирует открыть отельную сеть. Проявленный интерес иногородней фирмы к томским деревянным зданиям лишний раз подчеркивает перспективность их использования в контексте развития экономики впечатлений.

Кроме деревянных шедевров представляют интерес сохранившиеся кирпичные дома XIX-XX вв. Согласно данным Администрации Томска на территории города расположены 388 каменных зданий, представляющих историко-архитектурную ценность (в том числе 294 объекта культурного наследия и 94 объекта ценной историко-архитектур-ной среды или фоновой застройки) [3].

На основе проведенного анализа использования помещений памятников архитектуры, расположенных на территории города, все здания можно разделить на четыре типа:

1. Здания, в которых располагаются государственные учреждения;

2. Здания, в которых располагаются негосударственные учреждения;

3. Здания, в которых располагаются несколько различных организаций, доступ в которые имеют только сотрудники;

4. Здания, используемые в качестве жилых домов, а также занятые учреждениями разных направлений.

С точки зрения экономики впечатлений, третий и четвертый тип задний могут рассматриваться только в качестве объектов наружного экскурсионного показа. В качестве примера можно привести дом по адресу ул. Красноармейская, д. 67/1, известный томи-чам как «Дом с жар-птицами», или дом купца Ахмедуллы Москова (ул. Татарская, д. 46.).

Оба этих дома являются жилыми, поэтому возможность их использования в качестве «источника» впечатлений ограничена.

Здания первого и второго типа могут выступать не только как часть экскурсионных маршрутов по городу для знакомства с их внешним видом, но и в качестве мест, где получить новый опыт можно при входе в помещения и посещении расположенных в нем учреждений. Это зависит от направления деятельности организаций (учебное заведение, гостиница, музей, кафе и др.). К этой группе можно отнести, например: Главный корпус Государственного университета; здание областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова и Органного зала Томской филармонии (пр. Ленина, д. 75), которое ранее принадлежало Томскому духовному ведомству («Архиерейский дом»); бывший дом купца Хамитова Мухамеда Кари-ма (ул. М. Горького, д. 35), в настоящее время там расположен Центр татарской культуры.

Помимо архитектуры, большую роль в формировании культуры города играют такие направления, как музыка, театр, музейная и выставочная деятельность и кино. Как известно, впечатления всегда были в основе индустрии развлечений. В Томске учреждения, предоставляющие возможность получить подобные впечатления, можно разделить на две группы: государственные учреждения культуры (областные и муниципальные) и негосударственные. Всего на территории города концертно-театраль-ную и музейно-выставочную деятельность осуществляет 13 государственных учреждений1. Среди негосударственных стоит выделить театры «2+КУ» и «Версия», музей славянской мифологии, музей «Профессорская квартира», «Театральная КвАРТира», четыре кинотеатра. По данным отчетов о деятельности государственных учреждений культуры в 2023 г. муниципальными учреждениями были проведены 1 352 мероприятия, которые посетили 361 982 человека. Томская областная государственная филармония только силами собственных

1 Областные, подведомственные Департаменту по культуре Томской области: Томская филармония, Театр драмы, Театр юного зрителя, театр куклы и актера «Скоморох», Дворец народного творчества «Авангард», два музея - художественный и краеведческий. Муниципальные, подведомственные Управлению культуры администрации г. Томска: зрелищный центр «Аэлита», Дома культуры «Томский перекресток», «Маяк» и «Светлый», Дворец культуры «Концертно-театральное объединение», музей истории Томска.

творческих коллективов за период декабрь 2023 - январь 2024 гг. провела 76 концертных мероприятий, которые посетили 30 095 человек (данные без учета выездных мероприятий). Томский театр драмы за этот же период провел 154 спектакля, количество зрителей составило 43 157 человек.

На основе анализа деятельности учреждений культуры города можно сделать вывод о том, что в Томске культура является важным направлением в формировании экономики впечатлений.

В настоящее время Томск позиционирует себя как город-университет2, а вузы являются одним из основных драйверов экономического и культурного развития города и всего региона. В 2023/24 уч. г. количество обучающихся в томских вузах достигло 65,7 тыс. человек [6]. Учитывая информацию Томскстата [7], можно утверждать, что каждый девятый житель города - студент вуза. Соотношение числа студентов к общему числу жителей, а также данные рейтинга лучших студенческих городов мира позволили в 2015 г. администрации Томска зарегистрировать товарный знак «студенческой столицы России». В настоящее время в городе функционируют 9 вузов, 8 из которых - государственные.

Дж. Б. Пайн и Дж. Х. Гилмор в качестве одной из областей впечатлений выделили обучение [2]. Именно желание приобрести новый опыт и новые знания является импульсом к действиям.

В контексте экономики впечатлений университеты Томска стоит рассматривать в двух аспектах:

1. Получение высшего образования, приобретение специальности. В настоящее время обучение является одной из самых распространенных инвестиций. В связи с этим важным параметром при выборе учебного заведения является его рейтинг по качеству и количеству образовательных программ, уровню научных исследований, материально-техническому оснащению, востребованности выпускников и т. д. Помимо этого современную молодежь, стремящуюся максимально комфортно и интересно «проживать свою жизнь», интересует и уровень социально-экономического развития города, и его культура.

Именно в студенческие годы происходит активная социализация человека, появ-

2 Статус университетского города Томск приобрел с момента открытия в нем Императорского Сибирского университета (1888 г.).

ляется больше самостоятельности, устанавливаются новые отношения, формируются жизненные приоритеты и ценности. Приобретенный в этот период опыт остается в качестве одного из самых ярких впечатлений на всю жизнь, поэтому выбор города для обучения очень важен.

2. Обучение как вид впечатления, существующий на стыке двух областей впечатлений - образования и развлечений. В своем исследовании Дж. Б. Пайн и Дж. Х. Гилмор, анализируя области впечатлений, упоминают появившейся в 1940-е гг. термин «edutainment» [2, с. 29], возникший из соединения частей (морфем) двух английских слов: education (обучение) и entertainment (развлечение), -используемый для обозначения формы образования без принуждения (игровое обучение). В качестве примера применения подобных форм могут послужить программы, предлагаемые музеями университетов. Например, детский иммерсивный музей «Волшебная страна», находящийся в педагогическом университете [8].

В XXI в. томские университеты являются и культурными центрами, реализующими всероссийские и международные творческие проекты и активно осуществляющие концертно-театральную деятельность. Три университета (государственный, политехнический, систем управления и радиоэлектроники) имеют хорошо оснащенные концертные залы, расположенные в центре города, а ряд учебных корпусов является памятниками архитектуры.

Таким образом, томские вузы в структуре экономики впечатлений следует отнести к образованию и культуре, а в связи с тем, что в университетах активно создаются разного рода проекты c применением IT-технологий, они могут рассматриваться и как часть еще одного важного направления - креативных индустрий.

По словам Д. Харви, города нуждаются в культуре для того, чтобы стать «приманкой для капитала» [цит. по: 9, с. 84]. В новых экономических условиях культура и искусство все чаще рассматриваются в качестве потенциала креативной индустрии, т. к. в основе любого уникального проекта лежит творческое начало.

В рамках исследования было проведено полуструктурированное интервью с представителями культуры и бизнеса, в результате которого выявлено, что ряд интервьюируемых отождествляет понятия «креативные индустрии» и «экономика впечатлений»,

считая, что без креативных индустрий экономики впечатлений быть не может.

Согласно рейтингу субъектов Российской Федерации, по значению Российского регионального индекса креативных индустрий в 2023 г. Томская область вошла в число лидеров и заняла 4 место, уступив Москве, Санкт-Петербургу и Новосибирску [10, с. 7].

В результате анализа реализуемых на территории Томска творческих проектов, действующих арт-пространств, а также проведенных интервью были выделены два основных сегмента, входящих в направление «креативная индустрия»:

1. Арт-площадки, где реализуются проекты. Например, арт-пространство «Zalisha», лофт-клуб «Мезонин», арт-пространство «Атмосфера Live», «Пространство для социокультурных утех „Квартира № 1"», креативное пространство «Венский стул».

2. Сами проекты, направленные на получение нового уникального опыта, созданные разными организациями как государственными, так и частными, и реализуемые на всевозможных площадках города. Это разной тематики фестивали, такие как: «Межрегиональный Медвежий фестиваль» (музей славянской мифологии), Фестиваль городских ресторанов «Есть» (торгово-раз-влекательный центр «Лето»), фестиваль народных ремесел «Праздник топора».

Кроме того, в Томске на базе двух государственных образовательных учреждений культуры в 2022-2023 гг. были открыты школы креативных индустрий.

Важными направлениями экономики впечатлений Томска являются заведения общественного питания и туризм, но в рамках настоящей статьи их детальный анализ не представлен.

На основе полученных во время исследования данных была разработана структура ресурса экономики впечатлений Томска. В качестве ключевых направлений определены:

- культура (музыкальная культура, театры, музеи, выставки, архитектура (памятники деревянного зодчества, каменные постройки XIX - начала XX вв.);

- образование (томские университеты);

- креативные индустрии (арт-пространства, креативные проекты, школы креативных индустрий);

- гастроиндустрия (тематические кафе-рестораны, кафе-арт-площадки, гастрофе-стивали);

- туризм.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Развитие в контексте экономики впечатлений культуры, образования, общественного питания и туризма невозможно без применения принципов креативной индустрии.

Для наиболее эффективного использования культурно-исторических объектов необходимо учитывать их историческое прошлое, территориальное нахождение, социально-культурные потребности населения и т. п.; по каждому объекту разрабатывать оригинальные программы, включающие предложения по получению особенных, эксклюзивных впечатлений.

В связи с планированием развития Томска как города-университета, необходимо создать единое межуниверситетское современное культурное пространство; разработать проекты, внедряющие принципы экономики впечатлений в социокультурную деятельность каждого университета в отдельности; усовершенствовать инфраструктуру существующих центров культуры и создавать новые современные арт-пространства.

Для развития туризма целесообразно уделить больше внимания развитию культурного туризма, усовершенствовать и продвигать на более высокий уровень уже имеющиеся проекты, продолжить разработку новых эксклюзивных проектов, активизировать продвижение имен известных творческих личностей в качестве культурных брендов города.

Список литературы

1. Богданов Д. В. Ценностные установки «общества переживаний» // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 4 (32). С. 438-442.

2. Пайн Дж. Б., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена: монография. Москва [и др.]: Вильямс, 2005. 299 с.

3. Постановление Администрации г. Томска «Об утверждении муниципальной программы „Сохранение исторического наследия г. Томска" на 20242030 годы» № 846 от 06.10.2023 // Администрация г. Томска: офиц. сайт. URL: http://en.admin.tomsk.ru/ db1/url/P_2023_846 (дата обращения: 01.09.2024).

4. Салин В. Д. Оценка жителями Томска деревянного зодчества как культурного ресурса // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 140-летию ТГУ и 70-летию ТОО РГО. Томск, 2018. С. 300-308.

5. Томский муниципальный проект «Дом за рубль» («Аренда за рубль») // Администрация г. Томска: офиц. сайт. URL: https://admin.tomsk.ru/pgs/ c2j (дата обращения: 01.09.2024).

6. Огородова: численность томских студентов выросла до 65 тысяч человек // РИА Томск: регион. информ. агентство. 2024. 10 марта. URL: https://www. riatomsk.ru/article/20240310/ogorodova-chislennostj-tomskih-studentov/ (дата обращения: 01.09.2024).

7. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2023 г. и в среднем за 2022 г. и компоненты ее изменения (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 г.) // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области. URL: https://70.rosstat.gov. ru/folder/32175 (дата обращения: 01.09.2024).

8. Галкина Т. В. Детский музей «Волшебная страна» им. А. М. Волкова // Томские музеи. Музеи университетов: материалы к энцикл. «Музеи и музейное дело Томской области» / под ред. С. Ф. Фоминых и Э. И. Черняка. Томск: Томский ун-т, 2012. С. 311-313.

9. Чайка Ю. А. Пространство эстетизации и культурный компонент как основы конкурентного преимущества в современном городском развитии // Будущее умных городов в Европе и Средней Азии: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Томск, 6-8 июня 2021 г. Томск: Изд-во Томский политехн. ун-т, 2021. С. 84-86.

10. Рейтинг креативных регионов России: науч. дайджест / О. В. Боос и др. / Науч.-иссд. ун-т «Высш. шк. экономики». 2023. Спецвып. № 3. 33 с. URL: https:// www.hse.ru/data/2023/11/14/2106798958/Human_ Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_3_Creative_ Regions_11-2023.pdf (дата обращения: 01.09.2024).

References

1. Bogdanov D. V. Value attitudes of the «experience society». Skif. Issues of student science. 2019. 4 (32), 438-442 (in Russ.).

2. Pine J. B., Gilmore J. H. The experience economy. Work is a theater, and every business is a stage: monograph. Moscow [et al.]: Williams, 2005. 299 (in Russ.).

3. Resolution of the Tomsk City Administration «On approval of the municipal program» Preservation of the historical heritage of Tomsk «for 2024-2030» № 846 dated 06.10.2023. Tomsk City Administration: offic. website. URL: http://en.admin.tomsk.ru/db1/url/P_2023_846 (accessed: Sept.01.2024) (in Russ.).

4. Salin V. D. Assessment of wooden architecture as a cultural resource by Tomsk residents. Possibilities for the development of local history and tourism in the Siberian region and adjacent territories: coll. of materials of the XVII Intern. sci. and practical conf., dedicated to the 140th anniversary of TSU and the 70th anniversary of TOO RGS. Tomsk, 2018. 300-308 (in Russ.).

B. B. CunneHKO

5. Tomsk municipal project "House for a ruble" ("Rent for a ruble"). Administration of Tomsk: office. website. URL: https://admin.tomsk.ru/pgs/c2j (accessed: Sept.01.2024) (in Russ.).

6. Ogorodova: the number of Tomsk students has grown to 65 thousand people. RIA Tomsk: regional informational agency. 2024. Mar. 10. URL: https://www. riatomsk.ru/article/20240310/ogorodova-chislennostj-tomskih-studentov/ (accessed: Sept.01.2024) (in Russ.).

7. Estimated permanent population as ofJanuary 1, 2023 and on average for 2022 and the components of its change (taking into account the results of the 2020 All-Russian Population Census). Territorial body of the Federal State Statistics Service for Tomsk оblast. URL: https://70.ros-stat.gov.ru/folder/32175 (accessed: Sept.01.2024) (in Russ.).

8. Galkina T. V. Children's Museum "Magic Land" named after A. M. Volkova. Tomsk museums. University

museums: materials for the encyclopedia "Museums and museum business of the Tomsk region" / ed. S. F. Fomi-nykh and E. I. Chernyak. Tomsk: Tomsk Univ., 2012. 311-313 (in Russ.).

9. Chaika Yu. A. The space of aestheticization and the cultural component as the basis for competitive advantage in modern urban development. The future of smart cities in Europe and Central Asia: problems and prospects: materials of the intern. sci. and practical conf., Tomsk, June 6-8, 2021. Tomsk: Tomsk Polytechnic Univ. Publ. house, 2021. 84-86 (in Russ.).

10. Boos O. V., et al. Rating of creative regions of Russia: sci.c digest / Research Univ. "Higher school of economics". 2023. 3, 33. URL: https://www.hse.ru/ data/2023/11/14/2106798958/Human_Capital_NCMU_Di-gest_Special_Issue_3_Creative_Regions_11-2023.pdf (accessed: Sept.01.2024) (in Russ.).

76

BecmHUK Cn6MK № 3 (60) ceHma6pb ■ 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.