Научная статья на тему 'Социокультурная реальность Hi-Tech: изменение подготовки элиты будущего'

Социокультурная реальность Hi-Tech: изменение подготовки элиты будущего Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
884
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная реальность Hi-Tech: изменение подготовки элиты будущего»

15. Нёт В. Чарльз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. - 2001. - Вып. 3/4.

16. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas. -N.Y., 1948.

17. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. - М., 2004.

18. Braddock R. An extension of the «Lasswell Formula» // Journal of Communication. -1958. - V. 8.

19. Gerbner G. Toward a General Model of Communication // Audio-Visual Communication Review. - 1956. - V. 4.

20. Shannon K., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication. - Urbana,1949.

21. Schramm W. How Communication Works // Process and Effects of Mass Communication.

- Urbana, 1954.

22. DeFleur M. Theories of Mass Communication.

- N.Y., 1966.

23. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People’s Choice. - N. Y., 1944.

24. Lazarsfeld P.F. On Social Research and its Language. - Chicago, 1993.

25. Newcomb T. The Study of Consensus // Sociology Today: Problems and Prospects. -N. Y., 1959.

26. Newcomb T. An approach to the study of communicative acts // Psychological Review.

- 1953. - V. 60.

27. Westly B.H., Maclean M.S. A Conceptual Model for Communication Research // Journalism Quarterly. -1957. - № 34.

28. Якобсон Р.О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». -М., 1975.

29. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история.

- М., 1996.

30. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. - СПб., 2005.

Е. ЖУКОВА, доцент Томский государственный педагогический университет

Социокультурная реальность Hi-Tech: изменение подготовки элиты будущего

Современная эпоха тесно связана с появлением и широким распространением принципиально новых технологий, получивших название High Technology (HiTech), или высокие технологии.

В данной статье под высокой технологией мы будем понимать наукоемкую многофункциональную многоцелевую технологию, имеющую широкую сферу применения, способную вызвать цепную реакцию нововведений и оказывающую значительное воздействие на социокультурную сферу. С нашей точки зрения, именно социокультурный эффект от воздействия Hi-Tech отличает данные технологии от иных продвинутых технологий. В мировой практике к высоким технологиям, как правило, относят те производственные технологии, в которых непосредственно ис-

пользованы новейшие достижения фундаментальных и прикладных наук, например физики, химии, генетики и информатики. Мы утверждаем, что системообразующими для феномена Hi-Tech стали информа-

ционные технологии, нанотехнологии и биотехнологии.

Воздействие на социокультурную сферу, которое мы выявили в качестве критерия Hi-Tech, проявилось в возникновении высоких гуманитарных технологий (High-Hume), таких как политические технологии, PR-технологии, маркетинговые технологии, бизнес-технологии. Иными словами, High-Hume возникли как технологии, сопровождающие Hi-Tech, т.е. как управленческие технологии, оформившиеся в настоящее время в самостоятельный социокультурный феномен [1].

В связи с изменением социокультурной реальности под воздействием Hi-Tech, в том числе с трансформациями в профессиональной сфере деятельности, существует острая необходимость в выявлении тех требований к элитному специалисту, которые складываются на современном рынке труда [2]. Элитное образование ассоциируется пока еще только с подготовкой специалистов для сферы Hi-Tech, но в ближайшем будущем возникнет острая необходимость в специалистах в сфере High-Hume, и их подготовка станет прерогативой элит-

ного образования. На практике эти специалисты уже востребованы, но их специализированная подготовка в вузах пока еще либо не ведется вообще, либо ведется не на должном уровне.

Наглядно проследить воздействие Ш-ТееЬ на социокультурную реальность и человека позволяет предложенная И.В. Мелик-Г айказян информационная модель развития культуры, представляющая собой определения структурных элементов семиотического механизма культуры по Ю.М. Лотману и Б.А. Успенскому, встроенные в схему информационного процесса [3] (рис. 1). Развитие культуры представлено здесь в виде системы блоков, отвечающих отдельным стадиям знаковой динамики.

Эта же модель стала основой для корреспонденции форм культуры и системных функций утопии как образа будущего, проведенной О.Ю. Максименко [4]. В настоящее время стало ясно, что для высоких технологий характерны аналогичные системные функции в культуре [5] и что данные функции актуализируются в процессе развертывания любой идеи (не только утопической), воплощающей целеполагание бу-

Рис. 1. Информационная схема развития культуры (пунктирными линиями показаны направления воздействия структурных элементов семиотического механизма культуры на человека)

дущего. Функции высоких технологий определяют возможность достижения цели в социокультурной реальности, но при этом они видоизменяют те формы культуры, с которыми они взаимодействуют. Проходя все стадии информационного процесса, образ будущего, вызванный появлением Hi-Tech, приводит к формированию новой социокультурной реальности, при этом он наполняется новым содержанием. В результате происходит эволюция и культуры, и образа будущего, складывающегося под воздействием Hi-Tech. Итак, модель (рис.

1) позволяет вскрыть направления воздействия Hi-Tech в связи с явной нацеленностью высоких технологий на формирование образа желаемого будущего. Знание этих воздействий определит стратегию подготовки элитных специалистов.

В качестве «устройства», вырабатывающего информацию (блок 1, рис. 1), культура создает новое знание, представления

о мире, о самом человеке, новые ценности, нормы, на основе которых формулируются осознанные и неосознанные цели. В числе нового знания создаются фундаментальные идеи и концепции новых технологий. Здесь реализуется нормативная функция Hi-Tech, которая предписывает способы и правила переустройства производства, управления, коммуникации, социальной жизни. Нормативная функция определяет образ будущего, в соответствии с которым, после того как совершен выбор, вырабатывается порядок действий для общества в настоящем историческом времени, регулируемый определенными нормами и ценностями, что закрепляется в идеологии. Следует отметить, что образы будущего диктуются культурными основаниями различных обществ. Например, государственная стратегия развития нанотехнологий в Японии направлена на «создание общества гармонии с природой», тогда как для США развитие нанотехнологий осуществляется в рамках государственной стратегии, цель которой -сделать нанотехнологии основой экономи-

ки и национальной безопасности США в первой половине XXI в. [6].

Тем не менее высокие технологии вызывают к жизни определенные ценности и нормы, имеющие значение для всех постиндустриальных обществ. Так, к числу новых базовых ценностных ориентаций, складывающихся в менталитете постиндустриального общества, следует отнести: инновацию (нововведение); ориентацию на будущее; экологичность и безопасность.

Инновация (нововведение) как ценность проникает не только в профессиональную сферу, но и в повседневную жизнь людей постиндустриального общества, отражаясь на их ментальных установках, правилах социальной жизни и законах поведения. Предполагается, что в И1§Ь-Иише могут быть задействованы возможности биотехнологий (например, знание о генетической предрасположенности человека к совершению тех или иных поступков и целенаправленное воздействие на определенные гены) или нанотехнологий (например, целенаправленное воздействие посредством наноробота на определенные участки коры головного мозга, отвечающие за определенное поведение или эмоции). Заметим, что хотя в настоящее время подобные исследования еще во многом находятся на стадии теоретического осмысления, реализация данных идей на практике уже не расценивается как нечто невозможное и понимается как вопрос времени.

Вышесказанное указывает на то, что современному элитному специалисту требуется глубокая и качественная фундаментальная естественно-научная,техническая и гуманитарная подготовка, которую можно получить только на базе университетского образования. В постиндустриальном обществе преобладает ориентация на будущее. Проблема предвидения будущих изменений и их последствий становится одной из ключевых. Это проявляется в том,что способности «ловить новизну», «чувствовать время», умение «предвидеть и планировать » становятся важнейшими

характеристиками современного профессионала, и в первую очередь элитного специалиста. Отметим, что именно высокие технологии приводят к необходимости формирования не просто специалиста, обладающего заданным набором знаний, умений и навыков, а личности, имеющей высокие нравственные и жизненные устремления.

Итак, через нормативную функцию HiTech формируют новый образ будущего, новые ценности и основания элитного образования.

Следующий блок отражает воплощение идей, несомых новыми технологиями, в социокультурной реальности. Любая идея новой технологии должна быть зафиксирована в знаках и кодах - как научно-технических, так и коммуникативных. Иными словами, инновация требует своего языка, который, по выражению Ю.М. Лотмана, всегда является «штампующим устройством » культуры (блок 2, рис. 1). В данном случае реализуется вербальная функция Hi-Tech.

В технологической и научной сфере создаются и функционируют специализированные языки и термины. Ввиду того, что технологические процессы, квалифицируемые как Hi-Tech, значительно усложняются по сравнению с технологиями индустриального производства, то и описание Hi-Tech представляет собой большое количество специализированной информации, трудной для восприятия даже специалиста. В результате мир современной техники и технологий теряет наглядность функционирования.

Создание, развитие и внедрение высоких технологий требует очень интенсивного обмена научной информацией между разными группами и отдельными исследователями, в том числе между учеными разных стран. Коммуникация внутри современного научно-технического сообщества, помимо специализированных языков общения, актуализирует вопрос о международном языке общения. Сегодня в такой роли

выступает английский язык, который становится «латынью XXI века».

Специализированные термины и символы, возникшие как сленг внутри обслуживающих Hi-Tech профессиональных сообществ, все шире проникают в социокультурную среду. В культуре под воздействием Hi-Tech формируется новояз, складывается специфический язык Интернета, язык SMS-ок. Наглядным проявлением новояза служит смайлик, символизирующий улыбку, на рекламных щитах оператора сотовой связи МТС. При этом первоначальные значения чисто технических или научных терминов приобретают новые смыслы и содержание либо вообще утрачиваются.

Высокие технологии выполняют роль оператора (или способа реализации), что определяет структуру новой реальности (блокЗ, рис. 1). Реализация прогностической функции Hi-Tech приводит ко все более ускоряющимся изменениям в социальных сценариях социокультурного пространства, которые проявляются в ряде тенденций.

При этом Hi-Tech трансформируют содержание многих старых профессий, значительная часть которых вообще стала исчезать. Одновременно возникают новые профессии, относящиеся к «индустрии знаний », требующие пересмотра требований к профессиональной квалификации. Кроме того, Hi-Tech меняют социальную структуру общества, формируя новое социальное и имущественное расслоение: «класс интеллектуалов», контролирующий основные ресурсы современного общества (знания и технологии), и противостоящую ему большую часть населения, для которой технологический прогресс часто ведет к снижению уровня материального благосостояния. Ядро «класса интеллектуалов», ставшего de facto высшим классом постиндустриального общества, составляют ученые, инженеры и другие специалисты, работающие в высокотехнологичных сферах и занимающиеся разработкой, внедрением и трансфертом Hi-Tech.

Формально путь в элиту современного общества открыт. Одним из главных каналов вертикальной мобильности в постиндустриальном обществе становится образование. Но, как отмечает В.Л. Иноземцев, социальное расслоение на основе неравенства образования со второй половины 80-х гг. XX в. стало обретать некое новое качество: граница стала пролегать уже не между лицами, имеющими и не имеющими высшее образование, а между получившими образование (даже самое качественное) и проявившими некие специфические способности. Стал цениться уже не формальный уровень образования, то есть информированности, а именно знания, то есть способность к созданию нового, к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому выпускники колледжей, получившие высшее образование, сегодня оказываются «средними работниками» по отношению к имеющим ученые степени, звания, получившим высокий уровень послевузовской подготовки или проявившим себя в высокотехнологичных компаниях, что отражается в первую очередь на уровне их доходов [7]. Таким образом, путь в современную элиту связан с элитным образованием, в первую очередь «поствысшим», а способность к производству нового знания становится одной из важнейших и отличительных характеристик новых элит постиндустриального общества.

Hi-Tech меняют роль институализированного профессионального образования [8]. Ввиду быстрой ротации новых технологий и их быстрого морального старения современный специалист, и в первую очередь элитный, в течение своей жизни вынужден постоянно возвращаться к различным ступеням (подсистемам) общего и профессионального образования. Образование реально становится непрерывным, и образовательный процесс охватывает практически весь период человеческой жизни. Однако институциональное профессиональное образование в постиндустриальном обществе больше не удовлетворяет потреб-

ности человека в получении специализированного профессионального образования. Профессиональное образование уходит из образовательного института в социокультурную среду. Это связано с процессом формирования «образовательного общества », в котором, помимо учебных заведений, образовательные функции начинают выполнять и другие общественные институты (организации, компании, профессиональные сообщества, семья, средства массовой информации и т.д.), а общество находится в состоянии постоянного самообразования. И это еще раз указывает на значимость качественной фундаментальной подготовки, получаемой на базе университета и выступающей той основой, которая позволяет элитному специалисту, с одной стороны, быстро (и часто самостоятельно) переучиваться, а с другой - эффективно выстраивать свои собственные сценарии жизненного пути, профессиональной и образовательной миграции.

Таким образом, Hi-Tech определяют структуру и ускоряют темп развития новой социальной реальности. Полагание будущего, вызванное Hi-Tech, видоизменяется в социальные проекты, которые обеспечиваются уже существующими или вновь создаваемыми под их реализацию общественными институтами. Следует отметить, что современные социальные сценарии развития разрабатываются на научной основе, в рамках новых, возникших во второй половине XX в., научныхнаправлений: футурологии, прогностики и др.

Итак, реализация прогностической функции Hi-Tech привела к значительным трансформациям и перестройке социальной структурности, при этом новые структуры фиксируют себя в определенных символах и знаках (блок 4, рис. 1). Развертываясь в культуре, образ будущего, сформированный под воздействием Hi-Tech, становится объектом критической рефлексии. Переосмысливается и реальность, видоизменившаяся под воздействием Hi-Tech, и идеи, вызвавшие трансформацию

этой реальности. Здесь проявляются как критическая, так и когнитивная функции Hi-Tech: если первая - в осмыслении, часто ироническом, существующей быстроме-няющейся реальности и идей, задающих вектор изменений, то вторая - в стремлении познать эту реальность и закрепить ее в символе. Реальность Hi-Tech создает су-персимволическую экономику [9].

И критическая, и когнитивная функции Hi-Tech обнаруживаются также в стремлении создать новую реальность. Это ярко проявляется в различных футурологических проектах, которые находят воплощение в современном искусстве, в частности в художественной литературе и кинематографе (широко известные кинофильмы «Матрица», «Гаттака», «Робот-полицейский» и многие др.). Надо отметить, что именно искусство позволяет задействовать не только вербальный, но и другие каналы трансляции информации. Здесь происходит визуализация новой реальности посредством символов, что позволяет переосмыслить ее в эмоциональном плане. Действие этих функций сказывается в формировании новых стилей в искусстве, архитектуре и дизайне.

Например, стиль hi-tech в архитектуре и дизайне появился в 60-х гг. XX в. на волне восхищения архитекторов и дизайнеров стремительным развитием различных отраслей науки и техники, мощью новых технологий и предоставляемыми ими возможностями индивидуализировать продукты промышленного производства и сервиса, сохраняя их стоимость на уровне продуктов конвейерного производства. В промышленную продукцию и в саму техносферу стало возможно ввести символические формы, сочетать технически целесообразное с игрой символов, которые несет форма, и даже придавать этим символам элементы гротеска и иронии. Стиль hi-tech, как подчеркивает А.В. Иконников, тяготеет к символизму и метафорическим высказываниям. В нем визуальные признаки технического применялись для иронических мета-

фор, несущих «человеческое» содержание [10]. Другими словами, в этом стиле критическая функция Hi-Tech проявилась через ироническое отношение к окружающей реальности.

Помимо новых стилей, высокие технологии вызвали к жизни и новые виды искусства, которые получили название High-Tech-Art и представляют собой результат синтеза искусства, науки и высоких технологий [11]. К High-Tech-Artможно отнести: трансгенное искусство, влажные практики биологического искусства, нанографику, наноскульптуру,веб-дизайн, SD-графику, интерактивные компьютерные инсталляции и др. Некоторые их них уже получили широкое признание, другие еще находятся в стадии своего становления, не выходя пока за рамки хобби эстетствующих ученых и технических специалистов. Это проявляется и в том, что названия новых видов искусства пока еще не определились и не являются общепризнанными.

Длительное время в высшем образовании игнорировалась эмоциональная сторона восприятия. Но именно искусство, в том числе High-Tech-Art, способствует преодолению подобного положения, призывая человека по-новому взглянуть на себя, свои возможности и свое место в мироздании. Мы полагаем, что роль эмоциональной составляющей в современном элитном образовании должна и будет постоянно возрастать.

Изучение High-Tech-Art, с нашей точки зрения, будет способствовать преодолению разрыва «двух культур» (гуманитарной и естественно-научной). Сам процесс обучения станет более привлекательным и понятным. Новые виды искусства будут способствовать выявлению нового потенциала в имеющихся общенаучных и общетехнических дисциплинах, а также формированию компетентного элитного специалиста - полноценной личности, хорошо ориентирующейся в ценностях, целях и символах современной культуры, насущных мировоззренческих проблемах и осоз-

нающей необходимость ответственности за плоды своего труда.

Следующий важный блок (блок 5, рис.

1) показывает, что под воздействием Hi-Tech в культуре формируются новые программы поведения, своеобразно вбирающие опыт человечества. Казалось бы, в первом приближении Hi-Tech приводят к тому, что человек совершенно дезадаптируется и дезориентируется в новой социокультурной реальности. Как отмечал Э. Тоффлер, в постиндустриальном обществе человек стал жить в «клип-культуре » [12]. Это ведет к хаосу ценностей и норм. У человека появляется множество степеней свободы, что несет для него значительные сложности, связанные с принятием ответственности за собственный выбор (образа жизни, профессии, образовательных траекторий и т.д.).

Тем не менее Hi-Tech выполняют адаптивную функцию в культуре, давая возможность не только расширять выбор реальностей, но и создавать новые. Так, благодаря Hi-Tech человек может выбирать, где, как, на кого и сколько работать. Значительно увеличивается число возможностей менять профессиональные траектории.

Hi-Tech создали такой феномен, как виртуальная реальность. «Убегая» от не устраивающей его действительности в виртуальную реальность, принимая новые желанные образы, человек проживает другие жизни, которые невозможны в реальном существовании.

Особо отметим, что High-Hume позволяют человеку осуществить «сборку» в хаосе современных ценностей и норм. Они транслируют целостные образы желаемого будущего, стили жизни, нормы и ценности, на которые следует ориентироваться (наиболее наглядно это проявляется через рекламу и СМИ). Можно много говорить о нравственной подоплеке данных технологий, о моральном облике их заказчиков и исполнителей, но это не меняет сути - образ жизни, который несут с собой технологии High-Hume, позволяет современно-

му человеку адаптироваться к непрерывно меняющейся социокультурной реальности.

В постиндустриальном обществе влияние на сознание человека, как индивидуальное, так и общественное, становится самым выгодным бизнесом. High-Hume используют мощные рычаги для создания потребительских предпочтений, поэтому для элитного специалиста становится особо актуальным наличие умений распознавать манипулирующие воздействия и противостоять им.

Благодаря Hi-Tech в постиндустриальном обществе серьезным трансформациям подвергается социальная память (блок 6, рис. 1), которая становится не только обширной, но и активной. Основа Hi-Tech -компьютер - раздвигает границы возможного, позволяя «помыслить немыслимое», к примеру смоделировать несуществующие процессы и образы [12]. Возникшие на основе Hi-Tech информационные технологии создали новые, более надежные и долговечные способы хранения информации. И хотя папирус в определенных условиях может оказаться более надежным, чем CD или DVD-диск, но если информация оказывается распределенной в глобальной сети Интернет, многократно скопированной на различные носители, то она становится практически неуничтожимой до тех пор, пока существует эта глобальная сеть.

Социальная память непосредственно связана с мифологией. Высокие технологии и связанные с ними страхи и надежды сегодня создают новую социальную мифологию. Если первобытный миф идеализировал только прошлое, то современный идеализирует и прошлое, и настоящее, и будущее. Социальный миф формирует у членов той или иной общности представление об их судьбе и цели, выступая в качестве инструмента конструирования реальности. Многие мифы, окружающие сферу Hi-Tech и продукцию на их основе, создаются сознательно с помощью High-Hume. Это относительно легко осуществимо в силу того, что зависимость чело-

века от современных технологий возрастает, само их применение все чаще становится чем-то вроде допинга, а понимание потребителями природы и смысла используемых технологических объектов неуклонно снижается.

Функционирование Hi-Tech все чаще начинает восприниматься в массовом сознании как чудо. При этом экономические требования к сохранению ноу-хау прорывных технологий способствуют созданию вокруг них ореола секретности и таинственности, что также содействует сакрализации и мифологизации современного научно-технического знания в массовом сознании. В результате в общественном сознании и СМИ складываются весьма противоречивые оценки Hi-Tech, основанные по большей части не на накопленном опыте и совокупности научных данных, а на эмоциях обывателей. Это весьма характерно для мифа, который, по сути, представляет собой эмоционально окрашенный и идеализированный слепок с реальности. Рациональное осмысление высоких технологий подменяется коллективной иррациональной верой (в лучшее лекарство, бессмертие, роботов, клонов, монстров из пробирки и пр.). Таким образом формируется программа деятельности определенной общности.

Итак, под воздействием Hi-Tech содержание мифа как формы культуры изменяется, впитывая в себя черты новой социокультурной реальности. Старые идеалы сменяются новыми и становятся проектами будущего, то есть миф приобретает форму социального мифа. В этом проявляется компенсаторная функция Hi-Tech.

Все изменения, происходящие в социокультурной реальности под воздействием Hi-Tech, отражаются непосредственным образом на человеке (блок 7, рис. 1). Меняется его система норм и ценностных ориентаций, образы будущего и предпочтения. В эпоху Hi-Tech человек получает два новых имени: Homo zwischens (от нем. «между») и «человек самоактуализированный» [4]. Первое обозначает сомневающихся,

колеблющихся людей, вынужденных жить в атмосфере неопределенности. Второе -человека, в каждой ситуации выбора готового к риску, ошибкам, новым идеям, стремящегося к самосовершенствованию и максимальной реализации своего личностного потенциала вопреки культурному и социальному окружению. Человек начинает рассматриваться как продукт нанотехнологий, благодаря которым человек стремится обрести бессмертие.

В качестве выводов хотелось бы отметить, что проявление функций Hi-Tech в культуре и изменения соответствующих форм культуры под их воздействием актуализируют следующие направления специализации структур элитного образования:

1) выбор соответствующих специальностей для подготовки элитных специалистов;

2) содержание курсов менеджмента, маркетинга и в целом дисциплин социально-экономических и гуманитарных циклов;

3) выработка задаваемых междисциплинарным характером Hi-Tech и High-Hume стратегий межпредметной интеграции курсов, определенных государственным стандартом образования.

Это формирует требования как к перечню новых специальностей и квалификаций, так и к содержанию и организации образования. Должно быть разработано принципиально новое методическое сопровождение, подготовлены преподавательские кадры, способные организовывать обучение на основе междисциплинарного знания.

В отличие от предыдущих этапов развития общества подготовка элитного специалиста в эпоху Hi-T ech требует новых подходов: не просто подготовки специалиста, имеющего определенный набор знаний, навыков и умений, а формирования в первую очередь культуры личности специалиста. Только гуманистические ценности, как можно было убедиться из вышеизложенного, являются единственным ограничением использования мощи Hi-Tech и High-Hume. Поэтому возрастают требования к

содержанию гуманитарной составляющей подготовки специалистов, которым предстоит работать в сфере высоких технологий.

Таким образом, мы показали эвристические возможности основанной на информационно-синергетическом подходе методологии в выявлении требований к содержанию элитного образования и изменению его структуры в эпоху Hi-Tech, что необходимо для эффективной подготовки элиты будущего.

Литература

1. Мелик-Гайказян И.В, Жукова Е.А, Рогот-

нева Е.Н. Hi-Tech и High-Hume // Материалы XI Всероссийской научно-технической конференции «Энергетика: экология, надежность, безопасность». - Томск, 2005.

2. Мелик-Гайказян И.В. Методология моде-

лирования структур элитного образования // Сб. трудов Международной конференции «Инженерное образование и наука в мировом пространстве» GEER (12 июня 2006 г., Томск). - Томск, 2006.

3. Мелик-Гайказян И.В. Информационные

процессы и реальность. - М., 1998.

4. Миф, мечта, реальность: постнеклассичес-

кие измерения пространства культуры / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. - М., 2004.

5. Мелик-Гайказян И.В., Жукова Е.А. Фило-

софские проблемы технологий и феномен Hi-Tech // Философия математики и технических наук. - М., 2006.

6. Кобаяси Н. Введение в нанотехнологию /

Пер. с яп. - М., 2005.

7. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация.

- М., 1999.

8. Жукова Е.А. Социальный институт про-

фессионального образования и его роль в постиндустриальном обществе // Вестник Томского гос. пед. ун-та: Сер. Вопросы теории науки и образования. - 2001. -Вып. 2 (27).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. - М.,

2001.

10. Иконников А.В. Архитектура XX века: Утопии и реальность: В 2 т. - Т. 2. - М., 2001.

11. Жукова Е.А. Проблема формирования личности профессионала средствами High-Tech-Art в структурах элитного образования // Сб. тр. Международной конференции «Инженерное образование и наука в мировом пространстве»...

12. Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999.

13. Жукова Е.А. Hi-Tech: феномен, функции, формы. - Томск, 2006.

g

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ»

НАУЧНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ» — базовый философский журнал Министерства образования России.

Основные рубрики:

философия и культура в контексте времени проблемы российского образования ■ в помощь преподавателю гуманитарных дисциплин актуальные проблемы современности Публикуются статьи отечественных и зарубежных специалистов в области истории философии, философской антропологии, политической культурологии, религиоведения, психологии, философского психоанализа, эзотерики.

Журнал «Философские науки» входит в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ.

Индекс в каталоге «Пресса России» - 45490. Телефон редакции 203-72-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.