Научная статья на тему 'Социокультурная матрица высшего образования: проблема воспроизводства человеческого капитала'

Социокультурная матрица высшего образования: проблема воспроизводства человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МАТРИЦА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / SOCIOCULTURAL MATRIX OF HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / SOCIOCULTURAL CONTEXT / SOCIAL INSTITUTE / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неборский Егор Валентинович

Рассмотрена проблема воспроизводства человеческого капитала в контексте социокультурной матрицы высшего образования. Предлагается взглянуть на происходящие события в области образования и проблемы, связанные с этим, не в экономическом контексте, а в социокультурном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неборский Егор Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural matrix of higher education: Human capital’s reproduction problem

The article deals with the problem of reproduction of human capital in the context of the sociocultural matrix of higher education. The reader is welcome to take a serious view of current events in higher education and to consider the problems related to it not only in the economic context, but also in the sociocultural one.

Текст научной работы на тему «Социокультурная матрица высшего образования: проблема воспроизводства человеческого капитала»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_51

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2013. Вып. 4

УДК 316.334:378 (045) Е.В. Неборский

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МАТРИЦА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Рассмотрена проблема воспроизводства человеческого капитала в контексте социокультурной матрицы высшего образования. Предлагается взглянуть на происходящие события в области образования и проблемы, связанные с этим, не в экономическом контексте, а в социокультурном.

Ключевые слова: социокультурная матрица высшего образования, университет, социально-культурный контекст, социальный институт, человеческий капитал.

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день с системой высшего образования, неоднозначна, если не сказать, противоречива. Социологи, исследующие проблему образования, недвусмысленно указывают на серьезный кризис данного института и снижение уровня реального образования, связывая это, в первую очередь, с всеобщей неудовлетворенностью его качеством [2]. Здесь приводятся претензии как работодателей, так и самих студентов, все больше желающих получить конкретный навык, который тут же может быть конвертирован в высокую заработную плату. В то же время социологи фиксируют стабильный спрос на образование среди абитуриентов. Как отмечает в своей статье М.Н. Макарова, это явление можно назвать «тотальностью образования» [6]. Люди стремятся получить диплом о высшем образовании в надежде добиться пропуска в мир высокооплачиваемой работы. Еще Г. Беккер аргументированно показал эффективность инвестиций в высшее образование, осуществив статистический подсчет. Формула выглядела приблизительно следующим образом. Из пожизненных заработков людей с высшим образованием вычитался пожизненный заработок людей со школьным аттестатом. Дополнительно учитывались издержки в виде прямых затрат на обучение и упущенные заработки за время учебы в университете. В итоге отдача от вложений в учебу как отношение доходов к издержкам, по подсчетам Г. Беккера, составила 12-14 % годовой прибыли [14]. Он же объяснил иррациональные аспекты человеческого поведения, объединив в своих экономических теориях психологию, социологию и антропологию, введя в оборот понятие «человеческий капитал».

В таком случае система образования должна была бы перестроиться под запросы «клиентов», реализуя в учебном процессе строго согласованные практические навыки, которые выпускники использовали бы в дальнейшем, но по какой-то внутренней причине этого не произошло или произошло не в полной мере. В чем же заключается проблема? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть ситуацию в ином ракурсе, включить так называемый социокультурный контекст.

Общество, представляя собой совокупность элементов социальной системы, должно иметь под собой некий базис, на чем, собственно, оно и структурируется. Такой основой для зарождения всех форм социальных институтов, социальных отношений и личного опыта является социокультурная матрица, а ее формирование зависит от различных условий - географических, исторических, культурно-религиозных [3]. Если такая социокультурная матрица существует в контексте общества, следовательно, она существует и в контексте его институтов. Поскольку высшее образование является социальным институтом, можно предположить, что в его основе лежит социокультурная матрица высшего образования.

Социокультурная матрица высшего образования представляет собой совокупность смыслов и ценностей, вкладываемых в систему образования обществом и его отдельными агентами, на четырех уровнях социального пространства: материальном, идеальном, социальном и культурном. Социокультурная матрица высшего образования является ключевым фактором в воспроизводстве человеческого капитала. Именно она является той призмой, сквозь которую на образование смотрит общество и его отдельные агенты. Она определяет предпочтение людей в выборе той или иной профессии, траектории образовательной программы, формы организации учебного процесса, учебного заведения и т.д.

В любом обществе объективно существует социокультурный процесс. В нем происходит регулярное изменение культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и социальными группами. В этом процессе заложены две противоречивые тенденции: на сохранение культуры и на ее изменение. В этом столкновении рождается социокультурное противоречие, то есть некое несоответст-

2013. Вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

вие между системой сложившихся отношений - социальных практик, и существующей культурой -ее стержнем. Социокультурное противоречие приводит к изменению культуры и ее социального пространства, но не к ее разрушению - при условии, конечно, если это противоречие не входит в абсолютный конфликт, в этом случае речь будет идти о социокультурной катастрофе, когда система деградирует. Социокультурная матрица высшего образования представляет собой структуру, где и протекает социокультурный процесс, а ее элементы - это предметные поля, где происходят изменения.

Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то становится очевидным: процессы глобализации экономики и культуры приводят к дисфункции отдельных элементов социокультурных матриц высшего образования, заложенных в национальных государствах. В качестве примера достаточно вспомнить Болонский процесс: он не оправдал ожиданий в полной мере, натолкнувшись на подводные камни социокультурных и финансовых противоречий. Каждая из стран-участниц процесса за долгие столетия уникальной истории сформировала собственную социокультурную матрицу высшего образования. Именно эта матрица, прежде всего, не позволила в короткие сроки интернационализировать систему европейского высшего образования. И сегодня остается открытым вопрос о том, не приведет ли изменение социокультурных матриц отдельно взятых национальных государств к их разрушению. Процесс рождения новой формы сопровождается отмиранием или частичным вытеснением прежней. В этом смысле существует опасность социокультурного разрушения. Отдельно взятое национальное государство в социокультурном процессе вырабатывает собственный механизм решения проблем и возникающих потребностей, свойственных именно этой культуре, и попытка заменить один механизм другим может привести не к решению текущей социальной или культурной задачи, а к ее обострению.

Проблема воспроизводства человеческого капитала вновь выходит на передний план. Если отталкиваться от определения Г. Боуэна, что человеческий капитал представляет собой ту совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных человеком, которая позволяет ему производить товары и услуги [15], то именно эти знания и умения будут зависеть от социокультурной матрицы, а главное -условий ее существования. Иными словами, и само знание, и необходимость его применения в той или иной ситуации - все это следствие социокультурного процесса. В этом смысле университет, как генератор знания, должен служить истине, сохранению и распространению знания, а также решению гносеологических и социальных проблем [4]. Университет является инструментом преобразований и источником сохранения традиций, он способствует развитию и одновременно тормозит его. Это внутреннее противоречие обусловлено социокультурной матрицей высшего образования. Так, например, трансформация региональных университетов в социально-гуманитарные кластеры свидетельствует о попытке сохранения отдельных социокультурных компонентов [9], поскольку они оказались под угрозой вымирания. Неопределенность требований к социально-гуманитарному образованию и плюрализм современной культуры также обострили проблему содержания высшего образования. Некоторые ученые предлагают сделать акцент на модели, где учащийся сможет стать полноценным субъектом собственного образования [10; 11] или создать глобальную социокультурную среду [7]. Философские основания университетской идеи оказались не востребованы в Болонском процессе: его участники сосредоточились на унификации образовательных программ [5]. Решение же социокультурных задач отошло на второй план, что, в свою очередь, входит в противоречие с миссией университета. Канадский ученый Б. Риддингс видел выход в том, чтобы сосредоточить усилия университета на подготовке людей к существованию в ситуации глобализации и неопределенности [8].

Стремительная коммерциализация системы высшего образования во второй половине ХХ в. привела к возникновению острой конкуренции, подогреваемой различными международными рейтингами, такими как Times Higher Education Top 200 Universities, Academic Ranking of World Universities и ряда других. В контексте экономических отношений такая конкуренция должна была подстегнуть к улучшению образовательного продукта, но, по мнению ряда ученых, привела к удорожанию его стоимости, поставив большие социальные группы в положение аутсайдеров [12]. К такого рода выводам приходят многие известные представители междисциплинарного академического сообщества. Так, например, известный философ Н. Хомский уверен в том, что подрываются моральные принципы и искажается цель образования [13]. Американские экономисты Ш. Слотер и Г. Родс говорят уже об «академическом капитализме» [16], когда университеты, оказавшись в тисках рыночных отношений, сокращают число бюджетных мест, превращая образование в товар [1]. При реализации экономики знаний в глобальном масштабе социальное неравенство, заложенное в элитарное образо-

Социокультурная матрица высшего образования.

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

53

2013. Вып. 4

вание, к которому движется современная система высшего образования, вероятно, будет выглядеть не столь мрачно. Повсеместная модернизация и компьютеризация приведут к тому, что количество человек, обслуживающих наукоемкие технологии, сократится в разы. Большая же часть работоспособного населения может перейти в сферу услуг, где требования к работникам минимальны, а уровень оплаты труда достаточен для того, чтобы жить в обществе массового потребления. Но в таком случае университеты, на протяжении столетий остававшиеся флагманами высшей школы и социального института образования, ждет неизбежная гибель, поскольку для воспроизводства человеческого капитала будут использованы иные механизмы, иные институты. Так, может быть, в этом и кроется ответ на вопрос, почему университеты не спешат с радикальными изменениями под запросы отдельных клиентов, сводя процесс обучения только лишь к тем навыкам и умениям, которые работодатель желает видеть у выпускников?

Социокультурная матрица высшего образования в контексте воспроизводства человеческого капитала обеспечивает, прежде всего, реализацию социокультурных потребностей общества. Выпускник должен обладать не только навыками специалиста в конкретной профессиональной области, но также различными навыками по продуцированию культуры, ее сохранению и приумножению. Общественные нужды столь же разнообразны, как и само общество. Университет представляет собой особый социальный институт, который стоит над социальными группами и отдельными личностями, и в таком качестве он зарекомендовал себя наилучшим образом. В этом смысле было бы полезно изучить социокультурные матрицы высшего образования, заложенные в различных типах университетов, в частности, для определения того, в каком направлении необходимо проводить политику реформирования в целях улучшения качества системы высшего образования, а не полного его уничтожения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буравой М. За публичную социологию // Общественная роль социологии. М.: ООО «Вариант»; ЦСПГИ, 2008. С. 8-51.

2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования. М.: Наука, 2005. № 7. С. 101-109.

3. Колесников В.А., Полюшкевич О.А. От советского к российскому: социокультурные изменения общества. URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id= 175

4. Ладыжец Н.С. Развитие идеи Западного университета: социально-философский анализ. Ижевск: Филиал издательства Нижегородского университета при УдГУ, 1991. С. 23.

5. Ладыжец Н.С. Университетский барометр евросообщества // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 3. С. 3-6.

6. Макарова М.Н. Общество знаний: образование под вопросом // Вестн. Удм. ун-та. 2007. № 3. С. 93-106.

7. Перетягина Н.Н. Социокультурная среда образования: предпосылки моделирования, модель // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5. С. 103-111.

8. Риддингс Б. Университет в руинах. Минск: БГУ, 2009. 248 с.

9. Романова М.И. Инкубатор гениев или конвейер менеджеров? (О концепции гуманитарного университета) // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 51-61.

10. Санникова О.В. Профессиональное социально-гуманитарное образование в динамике российского образовательного пространства // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2011. Вып. 2. С. 45-55.

11. Санникова О.В. Содержание профессионального социогуманитарного образования в контексте социальных трансформаций // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 3. С. 39-47.

12. Хагуров Т.А. Высшее образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 47-57.

13. Хомский Н. Приватизация образования - подрыв солидарности. URL: http://scepsis.net^ibrary/id_380.html

14. Becker G. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. Chicago: University of Chicago Press, 1962. Vol. 70, iss. 5. P. 9-49.

15. Bowen H.R. Investment in Learning. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 538 p.

16. Slaughter Sh., Rhoades G. Academic Capitalism and the New Economy: Markets, State and Higher Education. Baltimore, MD: The John Hopkins University Press, 2009. 384 p.

Поступила в редакцию 10.11.13

2013. Вып. 4

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

E. V. Neborskiy

Sociocultural matrix of higher education: Human capital's reproduction problem

The article deals with the problem of reproduction of human capital in the context of the sociocultural matrix of higher education. The reader is welcome to take a serious view of current events in higher education and to consider the problems related to it not only in the economic context, but also in the sociocultural one.

Keywords: sociocultural matrix of higher education, university, sociocultural context, social institute, human capital.

Неборский Егор Валентинович, кандидат педагогических наук

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: neborskiy@list.ru

Neborskiy E.V.,

candidate of pedagogical science Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6 E-mail: neborskiy@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.