DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-5-95-102
Социокультурная компетентность как показатель качества профессиональной подготовки специалиста
Шишлова Екатерина Эдуардовна - канд. пед. наук, доцент. E-mail: [email protected]
МГИМО МИД России, Москва, Россия
Адрес: 119454, Москва, проспект Вернадского, 76
Аннотация. В статье вводится понятие «социокультурная компетентность» применительно к результатам обучения по различным направлениям профессиональной подготовки выпускника современного вуза (бакалавра), обосновывается актуальность такого расширения концептуального аппарата педагогики и практики в контексте современных социокультурных трендов. Определяется проблема универсальной значимости социокультурной компетентности, её востребованности в рамках всех направлений подготовки современного специалиста. Социокультурная компетентность рассматривается как интегративное, надпрофессиональное свойство личности, обеспечивающее успех профессиональной деятельности в межкультурной и международной среде в условиях глобализирующегося мира. «Социокультурная компетентность» трактуется автором как понятие более широкое, чем профессиональная компетентность и не сводимое к лингвосоциокультурной компетентности, формируемой в процессе языковой подготовки студентов к межкультурной коммуникации. Задачи статьи: выявление структурных компонентов социокультурной компетентности личности специалиста, изучение уровня её развития у студентов первого курса (на примере вуза международного профиля). Анализ структуры социокультурной компетентности осуществлялся с учётом философских и психологических аспектов концепции социокультурной модернизации образования. Уровень социокультурной компетентности обучающихся определялся с помощью специально разработанной автором анкеты. Обосновывается правомерность рассмотрения социокультурной компетентности как показателя качества профессиональной подготовки выпускника современного вуза.
Ключевые слова.: социокультурная компетентность, структура социокультурной компетентности, профессиональная подготовка в вузе, социокультурный подход, социокультурная модернизация образования
Для цитирования: Шишлова Е.Э. Социокультурная компетентность как показатель качества профессиональной подготовки специалиста // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 95-102.
DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-95-102
Введение
В условиях глобализирующегося мира возрастает востребованность компетентного специалиста, конкурентоспособного на мировом рынке труда, готового к эффективному профессиональному взаимодействию в межкультурной и международной среде [1]. От выпускника вуза сегодня тре-
буется способность быстро адаптироваться к стремительно меняющимся социоэконо-мическим условиям, готовность взаимодействовать с представителями различных культур, успешно разрешать противоречия между национально самобытным и общечеловечески значимым, строить коммуникацию, гармонично сочетая традиционные
и инновационные ценности. В этой связи мы полагаем важным ввести в современный педагогический дискурс понятие «социокультурная компетентность» для обозначения надпредметного, надпрофессионального качества специалиста, придающего личностный смысл его профессиональной деятельности, означающего внутреннюю готовность к её эффективному осуществлению на основе взаимосвязи целерациональных и ценностно-рациональных начал. В условиях социокультурных трансформаций современного мира актуальность формирования данного качества распространяется не только на социально-гуманитарные направления подготовки, но и на естественнонаучные и инженерно-технические, приобретая универсальную значимость.
На востребованность интеграции социального и культурного измерений в подготовке компетентного специалиста различных направлений социогуманитарного и естественнонаучного профиля указывает ФГОС ВО (уровень бакалавриата)1. Социокультурный дискурс здесь представлен в формате универсальных компетенций, категории которых едины для всех направлений подготовки. Среди них: способность «воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском аспектах» (УК-5); способность «выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» (УК-6); способность «осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» (УК-3). Таким образом, ФГОС ВО подчёркивают общепрофессиональную значимость подготовки социально и культурно компетентного специалиста.
1 ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения», утверждённый приказом Минобрнауки России от 15 июня 2017 г. № 555. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/410305_B_3_07072017.pdf
Целью статьи является обоснование введения понятия «социокультурная компетентность» для обозначения качества личности, способствующего эффективной профессиональной деятельности, что особенно актуально в условиях социокультурных трансформаций, перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Данный контекст не представлен в должном виде в имеющихся исследованиях, между тем он востребован в профессиональной подготовке и профессиональной деятельности специалистов как социогуманитарного, так и естественнонаучного профиля.
Задачи статьи: выявление структурных компонентов социокультурной компетентности личности специалиста; определение уровня её развития у студентов первого курса (в рамках выборки), приступивших к обучению по различным направлениям подготовки социогуманитарного профиля (экономика, юриспруденция, политология, управление), на примере вуза международного профиля.
Обзор литературы
Понятие «социокультурная компетентность» является достаточно новым для теории и практики профессионального образования. Одними из первых интегративный подход к формированию компетенций применили В.А. Болотов и В.В. Сериков в рамках разработки учебных планов и программ подготовки специалистов. [2]. Авторы обратили внимание на востребованность формирования в новых социально-экономических условиях не отдельных компетенций, а целостных комплексов: социально-информационного, коммуникативно-когнитивного, когнитивно-рефлексивного. Соглашаясь с авторами, мы считаем полезным применить интегративный подход на новом уровне, то есть для определения уже не компетенции, а компетентности, объединяющей социальное и культурное начала. Понятие «целостная социально-профессиональная компетентность человека» как личностное качество, проявляющееся в конкретных поступках, поведении и деятель-
ности, было введено И.А. Зимней, указавшей при этом на принципиальное различие понятий «компетентность» и «компетенция» [3]. Правомерность разработки и использования понятия «социокультурная компетентность» как интегративного конструкта подтверждается установленной в работах ряда авторов взаимосвязью между понятием «социализация», означающим процесс вхождения человека в существующее общество, и понятием «инкультурация», означающим процесс усвоения существующих культурных ценностей и их дальнейшее творческое развитие. При этом под культурой понимается содержание всей социальной жизни людей [4], а особой культурной ценностью признаётся человек и его творческая, преобразующая деятельность [5].
Социокультурную компетентность мы рассматриваем во взаимосвязи с профессиональной компетентностью, т.е. соглашаемся с теми исследователями, которые понимают социокультурную компетентность как качество более широкое в сравнении с профессиональной компетентностью и профессиональной культурой, как основополагающее для них [6]. Любая профессиональная деятельность и соответствующие технологии являются частью социума и продуктом развития культуры, субъектом которой признан человек, обладающий творческим, созидательным потенциалом [7]. Сужение роли социокультурной компетентности, включение её в состав профессиональной компетентности приводят к недооценке значимости формирования специалиста как субъекта деятельности, как личности, способной к успешной профессиональной самореализации.
Ряд авторов сводят функцию социокультурной компетентности к формированию готовности обучающихся к межкультурной коммуникации на основе знания культурных традиций и национальных особенностей представителей отдельных государств. Такое понимание характерно для постановки задачи формирования социокультурной компетентности в рамках языковой подготовки и, по сути, означает становление линг-
восоциокультурной компетентности [8-10]. Безусловно, языковая подготовка обеспечивает важные компоненты социокультурной компетентности, но не является достаточной для её формирования. Сведение культурного компонента к совокупности знаний о традициях и национальных достояниях обусловлено недооценкой роли человека и его потенциала как высшей культурной ценности, что приводит к сужению его значимости в подготовке компетентного специалиста. Социокультурная компетентность формируется в процессе общей (не языковой) профессиональной подготовки, в контексте междисциплинарного взаимодействия учебных предметов, прежде всего - социогума-нитарного цикла, не ограничивается рамками одной дисциплины.
Структура социокультурной компетентности
Основанием для определения структуры социокультурной компетентности, включающей ряд личностных характеристик и формируемый на их основе комплекс социокультурных компетенций, являются философские идеи о диалектической взаимосвязи традиций и инноваций как основных факторов социокультурной трансформации. Равновесное соотношение традиций и инноваций характеризует стабильное состояние социокультурной системы, в то время как приоритет в сторону инноваций говорит о стадии социокультурной трансформации [11]. Помимо традиций и инноваций, социокультурным атрибутом любого общества являются социальные стереотипы и предубеждения, которые формируются в рамках традиций. Социальные стереотипы - это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные представления о социальной действительности, нередко искажающие её видение. Они могут иметь и нейтральный характер, но в случае переноса с конкретного индивида на группу людей (социальную, этническую, религиозную, гендерную, расовую) приобретают деструктивный, нега-
тивный смысл. На основе стереотипов формируются социальные предубеждения, которые характеризуют деятельностную сторону отношений личности, рассматриваются как побуждающие к конкретным поступкам и действиям, часто принимающим разрушительный характер. В своей крайней форме социальные стереотипы и предубеждения оцениваются учёными как феномен девиант-ный, порождающий трудности и конфликты в социальных отношениях, не способствующий развитию различных сфер культуры общества (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, политической, конфессиональной) [12], препятствующий самореализации личности и её творческому развитию. Если между инновациями и традициями существует диалектическая взаимосвязь, то социальные стереотипы и предубеждения противостоят традиционным и инновационным ценностям.
С учётом вышесказанного к социокультурным характеристикам личности, в соответствии с когнитивным, эмоциональным и деятельностным компонентами, отнесены: выраженность инновационных представлений в диалектике с традиционными (когнитивный компонент), невыраженность негативных социальных стереотипов (эмоциональный компонент), невыраженность негативных социальных предубеждений (де-ятельностный компонент). Данным характеристикам соответствуют определяемые на их основе социокультурные компетенции специалиста: понимание диалектики традиционных и инновационных ценностей (информационно-когнитивная компетенция), способность к анализу культурного смысла социальных явлений и процессов (эмоционально-рефлексивная компетенция), готовность к реализации человеческого потенциала как культурной ценности (мотивационно-деятельностная компетенция). Данные компетенции, которые развиваются на основе социокультурных характеристик личности, могут дополнить перечень, имеющийся в образовательных стандартах, и таким образом
способствовать обновлению социокультурного аспекта содержания профессиональной подготовки современного специалиста.
Эмпирическое исследование
Для выявления исходного состояния социокультурной компетентности обучающихся первого курса (вчерашних абитуриентов) использовалась авторская методика «Социокультурная компетентность специалиста». Методика разработана с учётом концепции социокультурной модернизации образования, ориентирующейся на ценностные аспекты его содержания и определяющей в качестве основополагающей задачу формирования гражданской, этнокультурной, региональной и общечеловеческой идентичности обучающихся, их приобщение к общечеловеческим гуманистическим ценностям и принципам. Методика состоит из вопросов и суждений (всего 35), которые выявляют ценностное отношение респондентов (включая когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты) к таким социокультурным концептам, как «национализм/космополитизм»; «доминирование большинства/меньшинства»; «индивидуализм/коллективизм»; «доминирование мужчин/женщин» Отбор концептов осуществлялся по следующим критериям: универсальность (категории постоянны для любого общества и культуры); профессиональная востребованность (актуальность для профессиональной деятельности специалиста международного профиля); «социо-культурность» (диалектика традиционных и инновационных ценностей как факторов социокультурных трансформаций); разно-уровневость (уровни социальных взаимосвязей) [13]. Выбор социокультурных категорий обоснован и апробирован в рамках ранее выполненных исследований2.
2 Скрытое содержание образования в учебниках по английскому языку, используемых в профессиональной подготовке международников // III конкурс молодых учёных на соискание грантов по выполнению научных работ молодыми ис-
Таблица 1
Шкала определения уровней социокультурной компетентности
Table 1
Scale for determining the levels of sociocultural competence
Уровни социокультурной компетентности Социокультурные характеристики
Инновационные представления Социальные стереотипы Социальные предубеждения
Высокий уровень 95% и более (95-100%) 0% 0%
Средний уровень с тенденцией к высокому Не менее 90% (90-94%) Не более 5% (0-5%) Не более 15% (0-15%)
Средний уровень Не менее 80% (80-89%) Не более 10% (6-10%) Не более 30% (16-30%)
Средний уровень с тенденцией к низкому Не менее 70% (70-79%) Не более 15% (11-15%) Не более 45% (31-45%)
Низкий уровень Менее 70% (0-69%) Более 15% (16-100%) Более 45% (46-100%)
Уровень социокультурной компетентности определялся по шкале из пяти уровней: высокий, средний с тенденцией к высокому, средний, средний с тенденцией к низкому и низкий. Для выявления уровня социокультурной компетентности высчитывалось количество инновационных и традиционных представлений, количество стереотипов и количество предубеждений у каждого респондента. В опросе приняли участие студенты-первокурсники, приступившие к обучению по различным программам бакалавриата социогуманитарного профиля подготовки (экономика, социология, юриспруденция, политология, управление, журналистика); всего 100 человек (45 студентов и 55 студенток). Опрос позволил получить первичное представление о состоянии рассматриваемой проблемы на практике (на примере и в рамках различных направлений подготовки вуза международных отношений).
Как следует из таблицы 1, о наличии высокого уровня социокультурной компетентности свидетельствуют ответы респондентов, в которых явно преобладают инновационные представления, отсутствуют социальные стереотипы и предубеждения. О
следователями под руководством докторов и кандидатов наук / Рук. Е.Э. Шишлова. МГИМО, 2017.
наличии низкого уровня социокультурной компетентности свидетельствуют ответы респондентов, в которых заметно выражены традиционные представления, социальные стереотипы и предубеждения. Что мы получили? Основная часть респондентов имела средний уровень социокультурной компетентности с тенденцией к низкому (43%) и средний уровень (29%), значительную долю составили респонденты с низким уровнем компетентности (19%). Небольшая часть показала средний уровень с тенденцией к высокому и высокий уровень: 8% и 1% соответственно. Следует отметить, что уровень социокультурной компетентности студенток был заметно выше, чем у студентов.
Полученные результаты могут быть проинтерпретированы как подтверждающие актуальность обсуждаемой проблемы. Они позволяют сделать вывод о необходимости организации целенаправленной работы по формированию социокультурной компетентности как целостного, интегративного, надпрофессионального личностного свойства выпускника вуза. Динамика формирования социокультурной компетентности специалиста и результаты, которые он покажет на выпуске, будут свидетельствовать о качестве его профессиональной подготовки.
Педагогическим условием формирования социокультурной компетентности служит реализация социокультурного подхода к профессиональной подготовке специалиста, активизирующего воспитательный потенциал образовательного процесса, способствующего формированию не только системы знаний, умений и компетенций, но и ценностно-мировоззренческих и личност-но-значимых основ картины мира будущих профессионалов.
Заключение
Социокультурная компетентность сегодня приобретает универсальную значимость, и задача её формирования становится актуальной не только для специалистов социогу-манитарного профиля (международников, педагогов, юристов, экономистов, политиков, государственных служащих и др.), но и для всех профессионалов, включая специалистов в сфере естественнонаучного знания (физиков, биологов, математиков и др.). Социокультурный подход к профессиональной подготовке специалистов разного профиля отражает новый тип взаимодействия преподавателей и кафедр социогуманитарных, технических и естественных наук.
Вышесказанное позволяет рассматривать сформированную социокультурную компетентность как показатель качества профессиональной подготовки современного специалиста, востребованной в условиях глобального «универсума» и соответствующей универсальным компетенциям, закреплённым в государственных образовательных стандартах нового поколения.
Литература
1. Касаткин П.И, Силантьева М.В. Антропологический аспект глобальных моделей образования: поиски и решения // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 137-149. DOI: 10.17976/^/2017.06.10
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18-21.
4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. 214 с.
5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадигмы наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
6. Кустов Ю.А, Лившиц Ю.А, Стацук Е.В. Определение сформированности социокультурной компетентности студентов вузов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 1 (15). С. 119-126.
7. Romanenko N.M. The formation of research abilities in students qualified in international relations on the example of active forms and methods of scientific activity // Astra Salvensis. 2019. Supplement no. 1. Р. 289-311.
8. Language Learning and Teacher Education. A Sociocultural Approach / M.R. Hawkins (Ed). Multilingual Matters, 2004. 208 p.
9. Liendo P.J. A pragmatic approach to teaching intercultural competence to trainee teachers and translators // Latin American Journal of Content and Language Integrated Learning. 2012. No. 5(2). Р. 57-72. URL: https://laclil. unisabana.edu.co/index.php/laclil/article/ view/2721
10. Neuner G. The role of sociocultural competence in foreign language teaching and learning // Language Teaching. 1996. Vol. 29. Issue 4. P. 234-239. DOI: 10.1017/S0261444800008545
11. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.
12. Теркина А.В. Инновация как социокультурный феномен // Аналитика культурологии. 2015. № 2 (32). С. 12-17.
13. Шишлова Е.Э, Курицын И.А. Скрытое содержание профессионального языкового образования в социокультурном измерении // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 709-722.
Статья поступила в редакцию 06.03.20 После доработки 19.03.20 Принята к публикации 09.04.20
Sociocultural Competence as a Quality Indicator in the Professional Training of Specialists
Ekaterina E. Shishlova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Department of Pedagogy and Psychology, e-mail: [email protected] MGIMO-University, Moscow, Russia
Address: 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russian Federation
Abstract. The concept of "Sociocultural competence" is introduced in relation to the professional training of a graduate of a modern university (bachelor), the relevance of such an extension of the conceptual apparatus of pedagogy and practice in the context of contemporary sociocultural trends is substantiated. The problem of universal significance of sociocultural competence, its relevance for all areas of training of a modern specialist is determined. Sociocultural competence is seen as an integrative, over-professional, personality trait that ensures the success of professional activities in an intercultural and international environment in conditions of the globalizing world. "Sociocultural competence" is interpreted by the author as a broader concept than professional competence which cannot be reduced to linguistic competence formed in the process of students' language preparation for intercultural communication. The objectives of the article are: to identify the structural components of the sociocultural competence of a specialist, to study the level of its development among first-year students (using the example of a university of international profile). An analysis of the structure of sociocultural competence is carried out taking into account the philosophical and psychological aspects of the concept of sociocultural modernization of education. The level of development of sociocultural competence of students is determined using a questionnaire specially developed by the author. The article substantiates the propriety of considering sociocultural competence as an indicator of the quality of professional training of a graduate.
Keywords: sociocultural competence, sociocultural competence structure, professional training, sociocultural approach, sociocultural modernization of education
Cite as: Shishlova, E.E. (2020). Sociocultural Competence as a Quality Indicator in the Professional Training of Specialists. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 5, pp. 95-102. (In Russ., abstract in Eng.)
DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-29-5-95-102
References
1. Kasatkin, P.I., Silantyeva, M.V. (2017). The Anthropological Aspect of Global Education Models: Problems and Solutions. Polis. Politicheskie issledovaniya = Polis. Political Studies. No. 6, pp. 137-149. DOI: 10.17976/jpps/2017.06.10 (In Russ., abstract in Eng.)
2. Bolotov, V.A., Serikov, V.V. (2003). [Competency Model: From Idea to Educational Program]. Pedagogika = Pedagogy. No. 10, pp. 8-14. (In Russ.)
3. Zimnyaya, I.A. (2006). [General Culture and Social and Professional Competence]. Profession-al'noe obrazovanie [Pofessional Education]. No. 2, pp. 18-21. (In Russ.)
4. Orlova, E.A. (1994). Vvedenie v sotsial'nuyu i kul'turnuyu antropologiyu [Introduction to Social and Cultural Anthropology]. Moscow: MGIK Publ., 214 p. (In Russ.)
5. Novikov, A.M. (2000). Rossiiskoe obrazovanie v novoi epokhe. Paradigmy naslediya. Vektory razvitiya [Russian Education in a New Era. The Paradigms of Heritage. Development Vectors]. Moscow: Egves Publ., 272 p. (In Russ.)
6. Kustov, Yu.A., Livshits, Yu.A., Statsuk, E.V. (2014). Identification of Sociocultural Competence Formation of University Students. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva = Vest-nik of Volzhsky University after V.N. Tatishchev. No. 1, pp. 119-126. (In Russ., abstract in Eng.)
8.
9.
7. Romanenko, N.M. (2019). The Formation of Research Abilities in Students Qualified in International Relations on the Example of Active Forms and Methods of Scientific Activity. Astra Salvensis. Supplement no. 1, pp. 289-311.
Hawkins, M.R. (Ed). (2004). Language Learning and Teacher Education. A Sociocultural Approach. Multilingual Matters, 208 p.
Liendo, P.J. (2012). A Pragmatic Approach to Teaching Intercultural Competence to Trainee Teachers and Translators. Latin American Journal of Content and Language Integrated Learning. No. 5, pp. 57-72. Available at: https://laclil.unisabana.edu.co/index.php/laclil/article/view/2721
10. Neuner, G. (2008). The Role of Sociocultural Competence in Foreign Language Teaching and Learning. Language Teaching. Vol. 29, no. 4, pp. 234-239. DOI: 10.1017/S0261444800008545
11. Asmolov, A.G. (2008). [The Strategy of Socio-Cultural Modernization of Education: On the Way to Overcoming the Crisis of Identity and Building a Civil Society]. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies. Moscow. No. 1, pp. 65-86. (In Russ.)
12. Terkina, A.V. (2015). [Innovation as a Sociocultural Phenomenon]. Analitika kul'turologii [Cultural Studies Analytics]. No. 2, pp. 12-17. (In Russ.)
13. Shishlova, E.E., Kuritsyn, I.A. (2017). [Sociocultural Dimension of Hidden Content in a Professional Language Curriculum]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. Vol. 21, no. 4, pp. 709-722. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 06.03.20 Received after reworking 19.03.20 Accepted for publication 09.04.20
Ш
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки
Ежеквартальный научный журнал, публикующий результаты исследований в области экономики, социологии и педагогики, а также в междисциплинарных областях. Особое внимание уделяется публикациям результатов теоретических, экспериментальных и аналитических работ, посвященных развитию экономики, общества знаний, проблемам образования и науки, социально-экономическим и педагогическим аспектам развития информационно-коммуникационных технологий.
Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по соответствующим научным специальностям.
Пятилетний импакт-фактор журнала (без самоцитирования) в РИНЦ составляет 0,371; показатель Science Index - 1,771
Подписывайтесь на наш журнал!