Научная статья на тему 'Социокультурная характеристика руководящего состава губернских правлений Урала в период с 1907 по 1913 год'

Социокультурная характеристика руководящего состава губернских правлений Урала в период с 1907 по 1913 год Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная характеристика руководящего состава губернских правлений Урала в период с 1907 по 1913 год»

С.В. Любичанковский

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ГУБЕРНСКИХ ПРАВЛЕНИЙ УРАЛА В ПЕРИОД С 1907 ПО 1913 ГОД

В статье дается социокультурная характеристика руководящих кадров губернских правлений четырех губерний Урала в период с 1907 по 1913 год. Анализ статистических данных проводится по четырем основным показателям: вероисповедание, возраст, образованность, стаж работы.

Со времени своего возникновения в 1775 году губернские правления определялись законодателем как «высшее в губернии место, управляющее оною в силу законов именем Императорского Величества»1. В системе губернаторской власти в 1892 -1917 гг. это учреждение являлось ключевым2. Тем не менее, применительно к итоговому периоду своего существования, губернские правления не были предметом специального научного рассмотрения. Этим объясняется наше внимание к ним.

Из большого комплекса вопросов анализируется лишь руководящий состав губернских правлений Урала. В число руководителей этого учреждения, следуя за действующим в исследуемый период законодательством3, необходимо включить лиц, осуществляющих общее руководство губернским правлением, и глав отделений. Таким образом, речь идет о председателе губернского правления - губернаторе, вице-губернаторе, который обязан был «иметь ближайший и ответственный надзор по всем частям губернского правления»4, старшем советнике и советнике губернского правления, губернском инженере, губернском врачебном инспекторе и губернском ветеринарном инспекторе. В этот список сознательно не включены губернский тюремный инспектор и губернский землемер. Дело в том, что в течение 1907-1913 гг. они перешли в ведомство соответственно министерства юстиции и главного управления землеустройства и земледелия, а возглавляемые ими тюремное и межевое отделения губернского правления фактически слились с губернской тюремной инспекцией и губернской чертежной. Связь губернского тюремного инспектора и губернского землемера с губернским правлением была настолько формальна, что, за редким исключением, они не принимали участия в работе общего присутствия правления, в отличие от вышеназванной семерки должностных лиц. Это положение нашло отражение и в «Адрес-календарях» губерний Уральского региона, в большинстве которых губернские тюремный инспектор и землемер не

включались в список классных чиновников губернского правления5.

1907 - 1913 годы интересны тем, что это был последний мирный период существования Российской империи, в силу чего относящиеся к этому времени особенности функционирования можно рассматривать как итоговые характеристики развития аппарата управления империи. Такой подход широко распространен в научной литературе6.

Немаловажно при этом, что за исследуемый период полностью сохранился такой исторический источник, как «Список лиц, служащих по ведомству министерства внутренних дел»7. При отсутствии в сохранности полного комплекта формулярных списков наличие официального сборника, в котором по единому алгоритму систематизированы сведения о руководящем составе губернских правлений, является важным условием объективности анализа. Именно на данный источник мы и опирались при составлении всех нижеследующих таблиц, графиков и диаграмм.

Что касается территориальных рамок, то они ограничиваются Уралом. В 1907-1913 гг. в Уральский регион включались Вятская, Оренбургская, Пермская и Уфимская губернии8.Речь, таким образом, идет об обширной территории около восьмисот тысяч квадратных километров с населением более двенадцати миллионов человек9, в административном плане относящейся к 49 губерниям европейской России, управляемых по «Общему Учреждению Губернскому». В данной статье руководящий состав губернских правлений Урала рассматривается и по отдельным губерниям, и как целое, что позволяет выявить типичный для региона социокультурный облик руководства губернских правлений, одновременно определив специфику данного облика для каждой из четырех уральских губерний.

Социокультурный анализ - активно развивающееся, особенно в последнее время, направление исследования отечественного чиновничества, оперирующее обобщающими характеристиками слу-

жебного опыта, образовательного уровня и др.10. Однако применяется он, в основном, для характеристики отдельных, ключевых должностей местного уровня власти - губернаторов, вице-губернаторов, непременных членов губернского присутствия и т. д. Такой подход зачастую не дает представление о социокультурном облике служащих учреждения в целом, в то время как от лиц, составляющих канцелярию, во все времена во многом зависело эффективность функционирования аппарата государственного управления. Изучение руководящего состава губернских правлений Урала - шаг в этом направлении. Сосредоточимся на таких социокультурных характеристиках руководящего состава губернских правлений Урала в 19071913 гг., как вероисповедание, возраст, образованность, стаж работы.

Для выявления значимости того или иного показателя в социокультурном облике руководящего состава губернских правлений проводится его сопоставление с общей численностью руководства этих учреждений в 1907-1913 гг.11

В первую очередь обратимся к данным о вероисповедании руководящего состава губернских правлений Урала. Анализ показывает, что более 90% чиновников были православными, а остальные - либо католиками (около 5%), либо лютеранами (около 4%). В Вятском и Пермском правлениях служило по одному лютеранину, в Оренбургском правлении - один католик, в Уфимском правлении - два католика. Таким образом, руководящий состав в полном составе исповедовал христианство, тогда как в регионе несколько миллионов коренных жителей (в первую очередь, в Уфимской губернии) были мусульманами. Этот факт свидетельствует о том, что после издания законов о веротерпимости в губерниях Урала могли возникать трудности разрешения конфликтов на почве вероисповедания.

Обратимся к возрастной характеристике руководящего состава губернских правлений Урала в 1907-1913 гг. Точными датами рождения всех руководителей мы не располагаем. Поэтому возраст рассчитан на основе данных о времени поступления чиновника на государственную службу, путем прибавления к этой дате двадцати лет - периода времени, в течение которого человек успевал получить образование. Применение этой методики к чиновникам (губернаторам и вице-губернаторам Уральских губерний), дата рождений которых из-вестна12, завершилась успешно. Методика оправдала себя. Погрешность полученных на ее основе данных составляет около двух лет. В таблице 1

чиновники распределены по пятилетним возрастным интервалам, в соответствии с общепринятой методикой П.А. Зайончковского13.

Анализ приведенной таблицы показывает, что по возрастному показателю руководители разных губернских правлений Урала отличались. В Вятском правлении работали или очень молодые чиновники, или те, кому уже за 55 лет. Нет чиновников в возрасте 46-55лет. Это относится к 1907 году. 1913 год показывает, что состав чиновников сильно постарел: более 14% имели возраст за 61 год. В Оренбургском правлении почти 30% чиновников были старше 55 лет в 1907 году, а в 1913 году почти 30% руководителей уже были старше 60 лет. В Пермском правлении в 1907 году более 14% руководящего состава находились в возрасте 76-80 лет. Это своеобразный рекорд среди чиновничества губернских правлений Урала. В Уфимском правлении более трети руководителей в 1907 году имели возраст до 40 лет, а в 1913 году таковых не оказалось вовсе.

Из таблицы видно, что средний возраст руководящего состава по Уралу за семь изучаемых лет увеличился, но незначительно: с 44-48 до 47-51 лет. При этом из всех губернских правлений региона только в Пермском правлении возраст снизился (на один год), а в остальных вырос. Самым молодым был руководящий состав Вятского губернского правления, самым старым - Пермского (в 1907 г.) и Оренбургского (в 1913 г.). Сильнее всех постарело Уфимское правление - на семь лет. Если в 1907 году самой крупной возрастной группой среди руководящего состава правлений Урала были 36-40-летние, то в 1913 году - 46-50-летние. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что руководящий состав губернских правлений Урала в анализируемый период находился в расцвете интеллектуальных сил человека, однако возраст этот неуклонно увеличивался. Так, в 1913 году более 15% руководителей имели возраст свыше 60 лет, тогда как в 1907 году таковых было около 7%. Таким образом, возраст руководящих кадров губернских правлений Урала возрастал.

Рассмотрим вопрос об уровне образованности интересующей нас группы чиновников. Их образование сводилось к следующим типам: высшее гражданское, среднее, военное и иное. Выделение военного образования в отдельный тип, а не распределение его между высшей и средней ступенями, диктуется его спецификой, непредназначенностью к использованию в гражданском административном учреждении управления, каковым являлось губернское правление. Мы придерживаемся

Таблица 1. Изменение возраста руководящего состава губернских правлений Урала от 1907 к 1913 году

Показатели Возраст в 1907 году, чел. и % Возраст в 1913 году, чел. и %

В гп О гп п гп У гп гп Урала В гп О гп п гп У гп гп Урал а

Общая численность, чел. и % 7 100 7 100 7 100 7 100 28 100 7 100 7 100 7 100 7 100 28 100

Возраст, лет 31-35 1 14,29 1 14,29 2 7,14 2 28,57 1 14,29 3 10,71

36-40 4 57,14 2 28,57 2 28,57 8 28,57 1 14,29 1 3,57

41-45 2 28,57 2 28,57 1 14,29 5 17,86 2 28,57 1 14,29 1 14,29 1 14,29 5 17,86

46-50 1 14,29 2 28,57 3 42,86 6 21,43 2 28,57 2 28,55 1 14,29 3 42,85 8 28,57

51-55 1 14,29 1 14,29 2 7,14 3 42,86 2 28,57 5 17,86

56-60 1 14,29 1 14,29 1 14,29 3 10,71 1 14,29 1 3,57

61-65 1 14,29 1 3,57 1 14,29 1 14,29 1 14,29 3 10,71

66-70 1 14,29 1 3,57

71-75 1 14,29 1 3,57

76-80 1 14,29 1 3,57

Средний возраст, лет 40 44 47 51 48 52 42 46 44 48 42 46 52 56 47 51 48 52 47 51

общепринятого мнения, что командно-армейский стиль и методы руководства неперспективны в гражданском управлении. Таким образом, уровень образованности руководящего состава правлений определяется нами по его гражданской, а не военной составляющей. Ясно, что чем выше среди получивших гражданское образование число закончивших высшее учебное заведение, тем выше и уровень образованности коллектива. Доля военного образования рассматривается нами как прямо пропорциональная числу неадекватно подготовленных к своей работе чиновников. Исключение составляет лишь один врачебный инспектор14, чье военно-медицинское образование не являлось помехой руководству соответствующим отделением губернского правления. Данные об уровне образованности содержатся в таблице 2.

Как видно из таблицы, большинство чиновников имело высшее гражданское образование (60% по Уралу). Первое место по образованности занимало Вятское правление (более 73%), а последнее - Оренбургское (около 43%). Второе место по количеству во всех губернских правлениях занимали чиновники, получившие военное образование (в среднем, четвертая часть). При этом особенно большое место занимала доля таковых в руковод-

стве Оренбургского (почти 36%) и Пермского (более 33%) правлениях. В Оренбургском правлении, к тому же, была самая высокая доля руководителей со средним образованием.

Таблица 2. Уровень образованности руководящего состава губернских правлений Урала

ГП ВГП ОГП ПГП УГП ГП Урала

Высшее гражданское, чел. и % 11 73,33 6 42,84 6 50,00 10 71,43 33 60,00

Военное, чел. и % 3 20,00 5 35,70 4 33,34 2 14,29 14 25,45

Среднее гражданское, чел. и % 1 6,67 2 14,28 1 8,33 1 7,14 5 9,09

Иное, чел. и % - 1 7,14 1 7,14 1 7,14 3 5,46

Общая численность, чел. и % 15 100 14 100 12 100 14 100 55 100

Около 5% чиновников помещены в таблице в графе «иное». Сюда вошли лица, не окончившие как военное, так и высшее и среднее гражданские образовательные учреждения. Чиновники, получившие домашнее образование, отсутствовали. Среди наиболее популярных учебных заведений всех трех ступеней можно выделить: Институт гражданских инженеров, Московский университет, Николаевское кавалерийское училище, уездные училища.

Таким образом, вырисовывается, в целом, благоприятная картина: уровень образованности руководящего состава Урала в исследуемый период был достаточно высок, хотя процент «постороннего», военного образования был все же значителен. Однако при этом наблюдалась поляризация руководящего состава губернских правлений: в Оренбурге и Перми образованность была значительно ниже, чем в Уфе и Вятке.

Возникает вопрос, каковы были основные тенденции в изменении уровня образованности от 1907 к 1913 году? Они отражены в графике 1 и диаграмме 1.

График и диаграмма наглядно демонстрируют снижение доли высшего гражданского и увеличение доли среднего и военного образования среди руководящего состава от семи лет, прошедших от 1907 к 1913 году. За это время доля высшего гражданского образования уменьшилась по Уралу, в среднем, на 10%. Наибольший спад наблюдался в Оренбургском правлении (15%), стабильно высокой осталась доля в Уфимском правлении (более 70%). Доля военного образования выросла по Уралу тоже на 10%. Наибольший рост наблюдался в Пермском правлении (43%), спад наблюдался только в Уфимском правлении (на 14%). Среднее образование по Уралу выросло незначительно, на 3%.

График 1. Изменение уровня образованности руководящего состава Вятского, Оренбургского, Пермского

и Уфимского губернских правлений

Вятское правление

Пермское правление

1907год

85,71%

14,29% 0%

1913 год

71,43%

14,29% 14,29%

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Оренбургское правление

Уфимское правление

1907год

57,14%

28,57%

14,29%

1913 год

42,86%

42,86%

14,29%

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

— б

1907год

71,43%

28,57%

0%

1913 год

71,43%

14,29%

14,29%

Используемые сокращения: а - высшее гражданское, б - военное, в - среднее образование.

Однако если в Вятке и Уфе оно увеличилось на целых 14%, то в Оренбурге оставалось стабильным (14%), а в Перми исчезло (0%).

Итак, в области образования руководящего состава губернских правлений Урала в 1907-1913 гг. вырисовывается тревожная тенденция: падение уровня образованности и его милитаризация.

Обратимся теперь к такой социокультурной характеристике руководящего состава губернских правлений Урала, как стаж работы. Мы располагаем данными о времени нахождения чиновников на государственной службе и времени нахождения в должности. Нет соответствующей информации о первом виде стажа только по одному человеку15.

Корректность анализа потребовала сделать временные промежутки в нижеследующих таблицах (3-4) равными, а так как интересующий нас период времени равен семи годам, то и все остальные интервалы времени равны семилетке.

Таблица позволяет заключить, что более 60% чиновников Урала, составляющих руководящий

состав губернских правлений, поступили на государственную службу в 1879-1892 гг., то есть, в основном, в царствование Александра Третьего.

Примерно те же показатели характерны и для каждого из четырех правлений Уральского региона в отдельности.

Таким образом, речь идет о достаточно опытных в служебном плане людях. Нет ни одного из них, кто бы начал свою карьеру в исследуемый период. Один человек (в Пермском правлении) начал службу еще при Николае Первом.

Таблица показывает, что большинство чиновников (42%) заняло руководящий пост в губернских правлениях в начале 20 века (1900-1906 гг.), чуть меньшее количество (40%) - в 1907-1913 гг. Остальные (18%) руководили делами правлений дольше, с 1886 года. Таким образом, 60% служащих стали работать на своих руководящих постах еще до 1907 года. Надо при этом иметь в виду, что для правительственной политики исследуемого периода была характерна частая смена губернато-

ров и вице-губернаторов (от двух до четырех раз в каждой уральской губернии). Если делать поправку на «текучесть» этих кадров, то застой в руководящем составе губернских правлений станет очевидным. Это касается и каждого правления Урала в отдельности.

Диаграмма 1. Изменение уровня образованности руководящего состава губернских правлений Урала

80,00% 60,00% 40,00%-20,00% 0,00%-

А-г*"

11 .

а б в

□ 1907год 71,43% 17,86% 7,14%

□ 1913 год 60,71% 28,57% 10,71%

Очевидно, именно данную ситуацию имел в виду князь В. А. Друцкой-Соколинский, говоря о таком феномене губернской администрации, как «старослуживость» -пребывание чиновников в одной должности более десяти лет, не ища себе «ни повышения..., ни другого места вообще», так как должность обеспечивала ее обладателя незаконными доходами. В качестве примера князь приводит именно членов губернского правления16. Старослуживость была характерна для руководящего состава губернских правлений Урала. Анализ показывает, что наименее сменяемыми должностями были губернский инженер и губернский врачебный инспектор.

Итак, изучение социокультурного облика руководящего состава губернских правлений Урала в последний мирный период существования Российской империи по четырем основным показателям позволяет сделать следующие выводы:

1. Руководящий состав губернских правлений Урала в исследуемый период не был однотипен. Это свидетельствует об отсутствии целенаправленной политики в его формировании. Самым отсталым в социокультурном плане был руководящий состав Оренбургского губернского правления. Остальные правления по одним показателям выходили вперед, а по другим - отставали, то есть бесспорного лидера не было.

2. Для руководителей губернских правлений Урала в целом были характерны христианское вероисповедание, возраст расцвета интеллектуальных сил человека, высокий уровень образованности, большой стаж практической работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Общий стаж работы руководящего состава губернских правлений Урала

гп, чел. и % Время зачисления на государственную службу

1907 1913 1900 1906 1893 1899 1886 1892 1879 1885 1872 1878 1865 1871 1858 1864 1844 1850 Общая численность

вгп 2 13,3 1 6,67 7 46,67 3 20,00 2 13,33 15 100

огп 1 7,14 4 28,57 4 28,57 1 7,14 2 14,29 2 14,29 14 100

пгп 1 8,33 2 16,68 6 40,00 1 8,33 1 8,33 1 8,33 12 100

угп 1 7,14 4 28,57 4 28,57 4 28,57 14 100

гп Урала 3 5,45 3 5,45 17 30,90 17 30,90 6 10,90 5 9,09 2 3,64 1 1,82 55 100

Таблица 4. Стаж работы в должности руководящего состава губернских правлений Урала

гп, чел. и % Время вступления в должность

1907-1913 1900-1906 1893-1899 1886-1892 Общая числен ность

вгп 6 40,00 7 46,66 1 6,67 1 6,67 15 100

ОГП 6 42,86 6 42,86 2 14,28 14 100

ПГП 4 33,32 4 33,32 4 33,32 12 100

УГП 6 42,86 6 42,86 1 7,14 1 7,14 14 100

гп Урала 22 40,00 23 41,82 6 10,90 4 7,27 55 100

3. Тревожными тенденциями в динамике социокультурного облика руководящего состава губернских правлений Урала являлись следующие:

• отсутствие в руководстве представителей мусульманства;

• падение уровня образованности, выраженное в снижении числа лиц с высшим гражданским образованием и увеличении числа лиц со средним гражданским образованием;

• милитаризация образованности чиновничества;

• неуклонное увеличение возраста чиновников;

• «старослуживость» руководящих кадров.

ВЕСТНИК ОГУ 4 *2002 213

Список использованной литературы:

1. Свод законов Российской империи. Издание неофициальное (СЗРИ) /Под ред. И.Д. Мордухай-Болтовского. - Кн.1. - СПб.: Русское Книжное Товарищество «Деятель», 1912. - Т.2. - С.49. - Ст.436.

2. Любичанковский С.В. Структурно-функциональный подход к изучению местного управления Российской империи: возможности и перспективы // Клио. Журнал для ученых. - 2001. - №3. - С.59.

3. СЗРИ. - т.2. - с.54, 58-61. - Ст.446, 478, 480-481, 488, 490-492, 499-501.

4. Там же. С.58. - Ст.480.

5. См., например: Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1908 год. - Пермь, 1908. - Ч.3. - С.3.

6. См., например: Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. - СПб.: Блиц, 1995. - С.3.

7. Список лиц, служащих по ведомству министерства внутренних дел, 1907. - Ч.2 (Губернии, области и градоначальства). -СПб., 1907; Список лиц, служащих по ведомству министерства внутренних дел, 1908. - Ч.2 (Губернии, области и градоначальства). - СПб., 1908; Список лиц, служащих по ведомству министерства внутренних дел, 1909. - Ч.2 (Губернии, области и градоначальства). - СПб., 1909; Список лиц, служащих по ведомству министерства внутренних дел, 1910. - Ч.2 (Губернии, области и градоначальства). - СПб., 1910; Список лиц, служащих по ведомству министерства внутренних дел, 1911. - Ч.2 (Губернии, области и градоначальства). - СПб., 1911; Список лиц, служащих по ведомству министерства внутренних дел, 1912. - Ч.2 (Губернии, области и градоначальства). - СПб., 1912; Список лиц, служащих по ведомству министерства внутренних дел, 1913. - Ч.2 (Губернии, области и градоначальства). - СПб., 1913.

8. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга /Под ред. В.П. Семенова-Тян-Шанского. - Т.5: Урал и Приуралье. - СПб., 1914. - Предисловие; Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1907 год. - Пермь, 1907. - С.47-161, 169-342; Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1913 год. - Пермь, б.г.

- С.55-499.

9. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга. Указ. соч. С.158.

10. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в 19 веке. - М.: Мысль, 1978. - 288с.; Зырянов П.Н. Социальная структура местного управления капиталистической России (1861-1914 гг.) //Исторические записки. - Т.107.

- С.226-302; Мерзлякова Л.В. Чиновничество Вятской губернии первой половины 19 века: опыт социо-политической характеристики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Ижевск, 1997. - 228с.; Лысенко Л.М. Губернаторы и генерал-губернаторы в системе власти дореволюционной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М., 2001. - С.351-371.

11. Для удобства дальнейшего изложения введем сокращения, используемые в таблицах, графиках и диаграммах статьи: ГП -губернские правления, ВГП - Вятское губернское правление, ОГП - Оренбургское губернское правление, ПГП - Пермское губернское правление, УГП - Уфимское губернское правление, ГП Урала - губернские правления Урала.

12. Список высших чинов центральных и местных установлений министерства внутренних дел. - Ч.2. - СПб., 1907. - С.39-40, 108, 110, 117-118, 175, 177; Список высших чинов центральных и местных установлений министерства внутренних дел. -Ч.2. - СПб., 1913. - С.34-35, 101, 103, 110-111, 168, 170.

13. Зайончковский П.А. Указ. соч. С.214-219; Лысенко Л.М. Указ. соч. С.351; Россия. 1913 год. Указ. соч. С.264.

14. Губернский врачебный инспектор Вятской губернии в 1911-1913 гг. И.П. Надпорожский получил образование в Военно-Медицинской Академии.

15. Уваркин Н.П. - Уфимский губернский ветеринар в 1909-1912 гг.

16. Друцкой-Соколинский В.А. Да благословенна память. Записки русского дворянина. - Орел: «Вариант В», 1996. - С.204-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.