Научная статья на тему 'Социокультурная детерминанта генезиса русской психологии'

Социокультурная детерминанта генезиса русской психологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная детерминанта генезиса русской психологии»

УДК 159.9(091)+159.9(092)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ГЕНЕЗИСА РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

О.В. Клыпа. Северо-Восточный государственный университет (Магадан, Россия), e-mail: ovk61@mail.ru

При характеристике особенностей русской психологии необходимо учитывать культурно-исторический, социально-исторический фон, на котором она формировалась. С одной стороны русская психологическая мысль имеет общие тенденции развития с западной и восточной психологией. Как отмечал А.И. Введенский: «Конечно, наша философия, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям - это общий закон развития философии любого европейского народа... Чуткость к чужим учениям - наилучший залог успешного развития философии» [1, с. 27].

Однако русская психологическая мысль имеет свои национально-специфические особенности, детерминированные историческими, географическими, культурными, социальными и другими факторами. Подчеркнем эту мысль словами русского философа Б.П. Вышеславцева: «Основные проблемы мировой философии являются, конечно, проблемами и русской философии. Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом» [2, с. 154].

Обозначим влияние социокультурных особенностей на становление и развитие русской психологии.

В России в ходе ее истории произошло как бы переплетение двух различных типов культур и, соответственно, типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Именно интеграция различных

культур во многом определила самобытность русской психологической мысли. Русской психологии, в отличие от западноевропейской, чуждо стремление к абстрактной, чисто рациональной систематике идей. В значительной своей части она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего. Ведущей темой русской психологии была тема человека, смысла жизни, вопросы морали, нравственности. Понятие личности русскими мыслителями, осмысливалось в религиозно-философском духе. В.В. Зеньковский отмечал, что философию (в рамках которой развивалась психология) нельзя связывать только со знанием, что у философии не один, а несколько корней. Для России философия - это, прежде всего, способ постижения смысла жизни человека и человечества.

Проблема духовности человека нашла отражение в русской иконописи. Русская икона сложилась в период русского средневековья, в период, когда на Руси еще не оформилась до конца средневековая философия. По образному выражению Е.Н. Трубецкого, наши отдаленные предки были не философами, а были «духовидцами». Свои мысли они выражали не в словах, а в красках. В иконах отражены такие универсалии, как добро, зло, любомудрие, долг, спасение, надежда, любовь, даны ответы на такие вопросы, как: «что такое человек?», «в чем смысл жизни человека?» и т.д. Образный язык иконы возник из необходимости объяснить то, что невозможно передать смысловыми понятиями и определениями, а именно -душевные и духовные состояния. Иконные образы являлись «словами» иконописца, несущими мысли, идеи более понятные зрителю.

Следует отметить и тот факт, что русский народ формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, своей хозяйственной жизни, духовному складу славяне отличались и от народов Западной Европы, и от народов Востока. В процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим. Русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. Как отмечает С.В. Переве-

зенцев, «поразительная жизнеспособность определила своеобразие славянского, а позднее уже и собственно русского мировоззрения - гораздо более оптимистического, чем на Западе и Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переделать любое влияние на свой самобытный, русский лад» [3, с. 32].

В рамках данной статьи мы попытались обосновать необходимость учета социокультурного контекста для понимания генезиса русской психологии. Нельзя не согласиться с позицией С.В. Перевезенцева, указавшего на национальную специфику знаний: «Как бы ни говорили, как бы ни приучали нас к мысли о том, что знание не имеет национальных границ и особенностей, - это не правда. Имеет знание и национальную специфику, и национальный интерес <...>. Тем более, национальная специфика важна в том случае, когда человек начинает размышлять о смысле и цели жизни. Поиск ответа на вопрос о смысле и цели жизни, познания, деятельности вообще имеет национальную окраску, ибо в данном случае человек основывается на историческом, религиозном, хозяйственном опыте своего народа. В еще большей степени национальный характер знания (т.е. исторический, религиозный, хозяйственный, политический и т.д. опыт народа) проявляется в том, что и как познает человек - что он ищет в процессе познания и какими методами пользуется» [3, с. 9-10].

Литература:

1. Введенский, А.И. Судьбы философии в России / А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет // Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.

2. Вышеславцев, Б.П. Вечное в русской философии / Б.П. Вышеславцев // Этика преображенного Эроса. - М., 1994.

3. Перевезенцев, С.В. Русский выбор: очерки национального самосознания / С.В. Перевезенцев. - М., 2007.

4. Трубецкой, Е.Н. Три очерка о русской иконе / Е.Н. Трубецкой. -Новосибирск, 1991.

© О.В. Клыпа, 2014.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014.

© PEM: Psychology. Educology. Medicine, 2014. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.