I_ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.48
Рогач Ольга Владимировна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального
университета. Фролова Елена Викторовна
Доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального
университета. Рябова Татьяна Михайловна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального
университета.
Frolova Elena Viktorovna
Doctor of sociology, Professor of the Department of management and administration of the Russian state social University. Rogach Olga Vladimirovna Candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of Management and Administration of Russian State Social University Ryabova Tatiana Mikhailovna Candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of Management and Administration of Russian State Social University
СОЦИОИНЖЕНЕРНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ.2
Social engineering approach to management of development of tourist attractiveness of municipalities
Аннотация: в статье представлены базовые положения социоинженерного подхода применительно к практике управления развитием
2 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00565 "Взаимодействие ключевых субъектов местных сообществ в целях повышения туристической привлекательности российских территорий: ограничения, ресурсы и технологии развития»
The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-011-00565.
туристической привлекательности муниципальных образований в России. Авторами определена содержательная наполненность этапов социоинженерной деятельности субъектов управления развитием туристической привлекательности территории, а также сформулированы принципы, обеспечивающие эффективность взаимодействия ключевых субъектов, активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества в контексте развития индустрии туризма.
Ключевые слова: социальная инженерия, муниципальные образования, туризм, туристическая привлекательность, управление, местное сообщество, социальный ресурс.
Abstract: he article presents the basic provisions of the socio-engineering approach in relation to the practice of management of the development of tourist attractiveness of municipalities in Russia. The authors determine the content content of the stages of socio-engineering activities of the subjects of management of the development of tourist attractiveness of the territory, as well as the principles that ensure the effectiveness of interaction of key actors, the activation of social relations and horizontal interactions of representatives of the local community in the context of the development of the tourism industry.
Key words: social engineering, municipal education, tourism, tourist attraction, management, local community, social resource.
В современных социально-экономических условиях российской действительности индустрия туризма может рассматриваться как драйвер территориального развития муниципальных образований. Концепт туризма отражает достаточно сложное и многогранное явление: это и социокультурная практика, и экономические основания организации сферы досуга, и особая форма коммуникативного взаимодействия, возникающая в результате потребления туристического продукта.[1] С этой точки зрения процессы развития туристической привлекательности муниципальных образований обеспечивают глубокую интеграцию общественных взаимосвязей, стратификационную динамику и социальную мобильность. [2]
Вместе с тем процессы управления развитием туристической привлекательности муниципальных образований должны опираться на научный подход к определению параметров и специфики воздействия субъекта на объект управления, принципы, методы и средства управленческого влияния. При этом «средством осуществления социального управления является социальная инженерия как система продуманных последовательных процедур», обеспечивающих устойчивое общественное развитие.[3] Последовательная интеграция таких этапов социоинженерной деятельности, как исследование, прогнозирование, моделирование, проектирование, разработка социальных технологий обеспечивает
формирование научно-обоснованного базиса управления развитием туристической привлекательности муниципальных образований.
Современный контекст развития туристической привлекательности муниципальных образований в качестве ключевого участника преобразовательной деятельности рассматривает местное сообщество как социальный ресурс территориального развития. Консолидация усилий представителей местного сообщества, активизация их социальных связей и горизонтальных взаимодействий, могут быть конвертированы в туристические преимущества конкретных территорий, обеспечить формирование и продвижение туристического продукта, тиражирование идей гостеприимства и социальной ответственности.[4]
В виду указанных положений, управление развитием туристической привлекательности муниципальных образований детерминирует необходимость опоры на следующие идеи социоинженерного подхода:
— постановка, анализ актуальных проблем конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований;
— исследование институциональных условий и факторов, определяющих вектор и параметры взаимодействия ключевых субъектов местных сообществ для развития туристической привлекательности российских территорий;
— обновление, формирование теоретических и методологических концепций исследования туристической привлекательности муниципальных образований, обеспечение высокого уровня их релевантности современным российским тенденциям, цивилизационным вызовам, потребностям социальных групп и субъектов;
— исследование основных тенденций развития туристической привлекательности муниципальных образований РФ, анализ территориальной дифференциации для определения условий включения представителей местного сообщества в решение вопросов развития туристической привлекательности территорий, поиск механизмов реализации туристического потенциала муниципальных образований;
— разработка инструментария социологических исследований перспектив активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества, их конвертации в развитие туристической привлекательности муниципальных образований, формирование и постоянное обновление системы показателей для оценки возможностей и ограничений взаимодействия ключевых субъектов местных сообществ, эффективности управленческих практик;
— анализ отечественного и зарубежного опыта конвертации социального ресурса в развитие туристической привлекательности муниципальных образований, формирование инновационной модели и технологий активизации социального ресурса в современных российских условиях с учетом возможностей адаптации наиболее эффективных
управленческих практик, лучших достижений отечественного и зарубежного опыта;
— анализ систем управленческих взаимодействий в процессе развития туристической привлекательности муниципальных образований РФ, исследование ресурсов и ограничений управленческой деятельности, поиск адекватных механизмов развития ее потенциала и нейтрализации лимитирующих факторов.
Выводы, полученные в результате обобщения основных концептуальных положений социологии управления позволили сформулировать принципы управления развитием туристической привлекательности муниципальных образований в современных социально-экономических условиях. Особое внимание должно быть уделено следующим из них:
1. Социальная направленность развития туристической привлекательности муниципальных образований. Формирование и развитие туристической привлекательности территорий должно быть направлено на повышение уровня и качества жизни местного населения, реализацию важнейших потребностей личности. Инерционность, сложность активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества обуславливают необходимость таких управленческих воздействий, которые исключали бы регрессивные векторы их развития. Кроме того, решение вопросов территориального развития должно основываться на приоритете интересов человека. [5]
2. Социоинженерное обеспечение процессов управления развитием туристической привлекательности муниципальных образований. Основными этапами социальной инженерии являются: исследование, прогнозирование и моделирование, социальное проектирование, планирование, разработка социальных технологий. Исследование предполагает научный анализ ситуации, использование методов диагностики в процессе выявления основных проблем конвертации социального ресурса в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Своевременная, качественная информация, основанная на статистических наблюдениях и результатах исследования - необходимый фактор эффективного управления. Одним из механизмов информационного обеспечения является организация мониторинга возможностей и ограничений взаимодействия ключевых субъектов местных сообществ для развития туристической привлекательности российских территорий. Второй этап социоинженерной деятельности включает в себя прогнозирование и моделирование основных тенденций развития муниципального образования, перспектив активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества. Данный этап предусматривает оценку и анализ характеристик как нормативной модели развития, определяющей комплекс мер по конвертации социального ресурса в развитие туристической привлекательности муниципальных образований,
так и поисковой модели, позволяющей прогнозировать количественные и качественные характеристики развития территории в будущем. Третий этап -социальное проектирование, предполагает реализацию действий, направленных на формирование и оптимальное развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Плановая деятельность, предусмотренная на четвертом этапе, включает в себя определение структуры действий, необходимых для реализации целей проекта, разработку и определение системы ответственности за выполнение работ, анализ и оценку доступного ресурсного обеспечения проекта, конкретизацию стратегических и тактических целей в соответствии с имеющимися финансово-экономическими возможностями, процедуру построения календарного плана реализации проекта. Пятый этап включает в себя разработку социальных технологий, предусматривающих определение конкретных мер и приемов, обеспечивающих достижение поставленных целей.
3. Учет ситуационных факторов, определяющих параметры развития туристической привлекательности муниципальных образований в соответствии с требованиями территориальной специфики. Следует учитывать, что стратегия развития туризма в муниципальном образовании должна соответствовать природно-географическим, климатическим, экономическим особенностям территории, удовлетворять потребности местного населения, проживающего в данном муниципальном образовании. Указанные факторы являются теми доминирующими требованиями внешней среды, которые должны учитываться при разработке муниципальных проектов развития туристической привлекательности, определяя состояние ее подсистем, количественные и качественные переменные.
4. Относительная самостоятельность субъекта управления. Субъект управления должен обладать соответствующими властными полномочиями, позволяющими определять вектор, динамику и содержание процессов управления развитием туристической привлекательности муниципальных образований. Эффективность взаимодействия ключевых субъектов, активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества, детерминирована соблюдением баланса между централизацией и децентрализацией. Самостоятельность субъекта управления эксплицируется из его приближенности к объекту управления, знанием территориальной специфики и потребностей жителей местного сообщества. Ее границы во многом определяются ресурсным обеспечением управленческой деятельности, уровнем доверия населения к действиям властей.
5. Ресурсное обеспечение деятельности субъекта управления. Указанный принцип определяется необходимостью поддержания самостоятельности субъекта управления, который должен обладать соответствующими материально-техническими, финансовыми, инфраструктурными, организационными, кадровыми и информационными
ресурсами, и использовать их в целях обеспечения процессов управления развитием туристической привлекательности муниципальных образований.
6. Формирование благоприятных условий конвертации социального ресурса местных сообществ в развитие туристической привлекательности муниципальных образований. Указанный принцип включает в себя формирование соответствующих предпосылок для снижения административных барьеров включения местных жителей в решение вопросов территориального развития, прозрачность и открытость взаимодействий власти и хозяйствующих субъектов, повышение транспорентности бюджетных финансовых потоков, направляемых на развитие туристической привлекательности муниципального образования, снижение социальных и экономических рисков активизации социальных связей и горизонтальных взаимодействий представителей местного сообщества, создание условий привлечения частного капитала в развитие туризма. Социокультурные аспект институциональной среды предполагает необходимость поддержания и тиражирования таких ценностей, как гостеприимство, социальная ответственность, приоритеты общественных интересов в деятельности властных субъектов.
7. Принцип социального партнерства, который предполагает консолидацию усилий органов власти, населения и бизнес-сообщества в контексте развития туристической привлекательности муниципальных образований РФ. В современных социально-экономических условиях указанный принцип эксплицируется из ограниченности бюджетного финансирования и, соответственно, необходимости привлечения социального ресурса в развитие туристической привлекательности, что предполагает расширение границ взаимовыгодного партнерства. Гражданские инициативы, коллективная деятельность в решении проблем территориального развития, социальное согласие, доверие к власти формируют благоприятную институциональную среду развития туристической привлекательности муниципального образования.
Таким образом, социоинженерный подход к управлению развитием туристической привлекательности муниципальных образований обеспечивает комплексность усилий местных органов власти по конвертации социального ресурса в задачи территориального развития. Управленческая деятельность с опорой на научный базис позволит оптимизировать социальные связи и горизонтальные взаимодействия представителей местного сообщества, снизить давление лимитирующих факторов и административных барьеров! взаимодействия ключевых субъектов местных сообществ для развития туристической привлекательности российских территорий.
Литература
1. Зорин И.В. Феномен туризма. М.: Наука, 2005. 552 с.
2. Славин В.В. Туристическая привлекательность региона: понятие, содержание, основные принципы формирования // Вопросы управления. -2013. - Вып. 1(22). - С. 10S-113.
3. Уржа О.А. Стратификация и социальное управление. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. - С.237.
4. Фролова, Е. В. Развитие туристической привлекательности российских территорий/ Е.В. Фролова, Е.Е. Кабанова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2016. — № 1 (43). — С. 153-166.
5. Frolova E.V., Rogach O.V., Kabanova E.E., Ryabova T.M. Domestic tourist market in the population estimates: a sociological analysis. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Т. 7. № 4 (16). С. 69S-705.