Вузовская жизнь
115
Р. ПЕТРУНЕВА, доктор педагогических наук
Волгоградский государственный технический университет
Система современного высшего образования не в состоянии готовить специалистов таким образом, чтобы они в полной мере могли реализовать в проектной деятельности прогностические функции инженера. В инженерном образовании и его отношениях с обществом возникли многочисленные противоречия, из которых наиболее существенным является противоречие между сложностью и целостностью современных социоинженерных проблем и характером подготовки технических специалистов с высшим образованием. Возникла объективная необходимость изменения идеологии инженерного образования, ориентированного сегодня лишь на когнитивно-рациональные методы решения проблем.
По своей структуре современное инженерное образование изоморфно отражает специфику инженерной деятельности и представляет собой сложную композицию различных видов опыта, ведущее положение в которой занимает опыт проектирования (конструирования). Именно данный компонент задает и структуру учебной деятельности студентов высших технических учебных заведений (учебные проекты, учебно-исследовательская работа и т.д.). При этом в сферу учебных интересов будущих специалистов, естественно, не входит опыт проведения целостной социогуманитарной экспертизы технических проектов и решений.
Традиционный инженерный проект представляет собой развернутое научно обоснованное решение определенной технической проблемы. Причем в качестве аргументов в пользу такого решения обычно выступают обоснование общественной потребности в данном продукте и технико-экономическое обоснование проекта. При
Социоинженерные задачи
этом из сферы внимания проектанта, как правило, выпадают проблемы, связанные с глубоким и дальним прогнозом последствий реализации предлагаемого технического решения: а именно, отдаленные влияния на природу (в широком смысле этого слова), на трансформацию жизнедеятельности общества и природную сущность самого человека как биологического и социального феномена [1].
События последних лет - а именно, многочисленные техногенные и спровоцированные деятельностью человека природные катастрофы - сделали очевидным тот факт, что любое техническое решение должно пройти определенную экспертизу, связанную с оценкой социальных и гуманитарных последствий реализации инженерного проекта.
Можно ли научить студента проводить такую экспертизу? Хотя бы в первом приближении? Возможно ли осуществить такое обучение в рамках существующих государственных стандартов инженерного образования? Наш ответ утвердительный. Возможно, но не путем ординарного расширения блока СГЭ-дисциплин, а посредством перенесения смысловых акцентов в образовании инженера, переориентации инженерного способа мышления с техницистского на гуманистический..
В качестве структурной единицы педагогического процесса формирования гуманистического типа мышления и деятельности будущего инженера нами рассматривается специальным образом спроектированная и организованная личностно-развива-ющая учебная ситуация. В основе организации этих ситуаций лежат задачи, которые мы назвали социоинженерными.
Рассмотрим некоторые дидактические особенности задач социоинженерного типа.
116
Высшее образование в России • № 3, 2003
Они имеют два аспекта: собственно техническое решение (рационально-гностический) и гуманитарное решение (ценностно-смысловой). Исходным материалом для задач социоинженерного типа являются типичные ситуации проектирования технологического процесса в различных отраслях промышленности в тех случаях, когда их последствия могут отразиться на здоровье людей, качестве их жизни, их будущем. При решении задач такого типа субъект образования обретает новый для себя личностный опыт - опыт человекоориентированной инженерно-проектировочной деятельности. Анализ и сопоставление различных типов задач позволил выделить следующую группу признаков, которые определяют принадлежность технической задачи к социоинже-нерной группе: множественность вариантов решения, наличие технико-экономического эффекта, соответствие современным социокультурным нормам, способность развивать творческий потенциал будущих специалистов, соответствие последним достижениям науки и техники, невозможность получения решения, адекватного современным социальным условиям, вне гуманитарной экспертизы технического решения и, наконец, человекоцентризм как главная установка инженера - исследователя [2,3].
Исходя из вышеизложенного, решение современной социоинженерной задачи предстает как многоаспектная и многоуровневая познавательная конструкция, отражающая природу процессов, на которые воздействует инженерная проектировочная деятельность в условиях неполной определенности.
Социогуманитарная экспертиза технического решения представляет собой двухуровневый процесс. На низшем уровне - нормативном - анализируется соответствие технического решения различным регуля-тивам гуманитарного знания: экологического, медико-биологического, правового, этического и т.д. На втором уровне комплексная социотехническая экспертиза учиты-
вает выводы гуманитарной экспертизы и эксплицирует ее на предлагаемое техническое решение. Если по результатам анализа возможно предсказать не только ближайшие, но и отдаленные последствия проекта и они не оказывают разрушающего влияния на окружающую действительность, не трансформируют общество и человека, то принимается решение о внедрении проекта. Если таковой уверенности нет, то от реализации проекта следует либо отказаться, либо переформулировать социоинженер-ную проблему. Возможно, у новой постановочной задачи появятся и новые варианты решения, которые, вероятно, даже не будут похожи на первоначальный.
Формирование опыта проведения соци-огуманитарной экспертизы у будущего специалиста мы рассматриваем как системный эффект, возникающий под влиянием всей системы деятельности вуза, а не только как результат актуализации дидактических новшеств. В соответствии с предложенной моделью гуманитарная ориентация инженера проявляется в том, что он, создавая технический проект, продуцирует опыт человекоориентированной проектировочной деятельности, т.е. опыт по своей сути гуманитарный.
Итак, существующий опыт инженерной деятельности, а также современное развитие педагогической мысли приводят к пониманию актуальной потребности в изменении смысловых акцентов в подготовке технических специалистов. Основой таких новаций может быть специальная система учебных задач, решение которых предполагает социогуманитарную экспертизу.
Литература
1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развива-
ющийся. Очерки российской психологии. — М.,
1994.— С.189, 246.
2. Петрунева Р.М., Сериков В.В., Дулина Н.В.
Проектирование социально- инженерных задач:
Учеб.пособие. — Волгоград, 2000. — С.58
3. Инженер — философия — вуз / Под ред. Майзеля
Е.И. — Л., 1990.