Научная статья на тему 'Социоинженерные задачи'

Социоинженерные задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социоинженерные задачи»

Вузовская жизнь

115

Р. ПЕТРУНЕВА, доктор педагогических наук

Волгоградский государственный технический университет

Система современного высшего образования не в состоянии готовить специалистов таким образом, чтобы они в полной мере могли реализовать в проектной деятельности прогностические функции инженера. В инженерном образовании и его отношениях с обществом возникли многочисленные противоречия, из которых наиболее существенным является противоречие между сложностью и целостностью современных социоинженерных проблем и характером подготовки технических специалистов с высшим образованием. Возникла объективная необходимость изменения идеологии инженерного образования, ориентированного сегодня лишь на когнитивно-рациональные методы решения проблем.

По своей структуре современное инженерное образование изоморфно отражает специфику инженерной деятельности и представляет собой сложную композицию различных видов опыта, ведущее положение в которой занимает опыт проектирования (конструирования). Именно данный компонент задает и структуру учебной деятельности студентов высших технических учебных заведений (учебные проекты, учебно-исследовательская работа и т.д.). При этом в сферу учебных интересов будущих специалистов, естественно, не входит опыт проведения целостной социогуманитарной экспертизы технических проектов и решений.

Традиционный инженерный проект представляет собой развернутое научно обоснованное решение определенной технической проблемы. Причем в качестве аргументов в пользу такого решения обычно выступают обоснование общественной потребности в данном продукте и технико-экономическое обоснование проекта. При

Социоинженерные задачи

этом из сферы внимания проектанта, как правило, выпадают проблемы, связанные с глубоким и дальним прогнозом последствий реализации предлагаемого технического решения: а именно, отдаленные влияния на природу (в широком смысле этого слова), на трансформацию жизнедеятельности общества и природную сущность самого человека как биологического и социального феномена [1].

События последних лет - а именно, многочисленные техногенные и спровоцированные деятельностью человека природные катастрофы - сделали очевидным тот факт, что любое техническое решение должно пройти определенную экспертизу, связанную с оценкой социальных и гуманитарных последствий реализации инженерного проекта.

Можно ли научить студента проводить такую экспертизу? Хотя бы в первом приближении? Возможно ли осуществить такое обучение в рамках существующих государственных стандартов инженерного образования? Наш ответ утвердительный. Возможно, но не путем ординарного расширения блока СГЭ-дисциплин, а посредством перенесения смысловых акцентов в образовании инженера, переориентации инженерного способа мышления с техницистского на гуманистический..

В качестве структурной единицы педагогического процесса формирования гуманистического типа мышления и деятельности будущего инженера нами рассматривается специальным образом спроектированная и организованная личностно-развива-ющая учебная ситуация. В основе организации этих ситуаций лежат задачи, которые мы назвали социоинженерными.

Рассмотрим некоторые дидактические особенности задач социоинженерного типа.

116

Высшее образование в России • № 3, 2003

Они имеют два аспекта: собственно техническое решение (рационально-гностический) и гуманитарное решение (ценностно-смысловой). Исходным материалом для задач социоинженерного типа являются типичные ситуации проектирования технологического процесса в различных отраслях промышленности в тех случаях, когда их последствия могут отразиться на здоровье людей, качестве их жизни, их будущем. При решении задач такого типа субъект образования обретает новый для себя личностный опыт - опыт человекоориентированной инженерно-проектировочной деятельности. Анализ и сопоставление различных типов задач позволил выделить следующую группу признаков, которые определяют принадлежность технической задачи к социоинже-нерной группе: множественность вариантов решения, наличие технико-экономического эффекта, соответствие современным социокультурным нормам, способность развивать творческий потенциал будущих специалистов, соответствие последним достижениям науки и техники, невозможность получения решения, адекватного современным социальным условиям, вне гуманитарной экспертизы технического решения и, наконец, человекоцентризм как главная установка инженера - исследователя [2,3].

Исходя из вышеизложенного, решение современной социоинженерной задачи предстает как многоаспектная и многоуровневая познавательная конструкция, отражающая природу процессов, на которые воздействует инженерная проектировочная деятельность в условиях неполной определенности.

Социогуманитарная экспертиза технического решения представляет собой двухуровневый процесс. На низшем уровне - нормативном - анализируется соответствие технического решения различным регуля-тивам гуманитарного знания: экологического, медико-биологического, правового, этического и т.д. На втором уровне комплексная социотехническая экспертиза учиты-

вает выводы гуманитарной экспертизы и эксплицирует ее на предлагаемое техническое решение. Если по результатам анализа возможно предсказать не только ближайшие, но и отдаленные последствия проекта и они не оказывают разрушающего влияния на окружающую действительность, не трансформируют общество и человека, то принимается решение о внедрении проекта. Если таковой уверенности нет, то от реализации проекта следует либо отказаться, либо переформулировать социоинженер-ную проблему. Возможно, у новой постановочной задачи появятся и новые варианты решения, которые, вероятно, даже не будут похожи на первоначальный.

Формирование опыта проведения соци-огуманитарной экспертизы у будущего специалиста мы рассматриваем как системный эффект, возникающий под влиянием всей системы деятельности вуза, а не только как результат актуализации дидактических новшеств. В соответствии с предложенной моделью гуманитарная ориентация инженера проявляется в том, что он, создавая технический проект, продуцирует опыт человекоориентированной проектировочной деятельности, т.е. опыт по своей сути гуманитарный.

Итак, существующий опыт инженерной деятельности, а также современное развитие педагогической мысли приводят к пониманию актуальной потребности в изменении смысловых акцентов в подготовке технических специалистов. Основой таких новаций может быть специальная система учебных задач, решение которых предполагает социогуманитарную экспертизу.

Литература

1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развива-

ющийся. Очерки российской психологии. — М.,

1994.— С.189, 246.

2. Петрунева Р.М., Сериков В.В., Дулина Н.В.

Проектирование социально- инженерных задач:

Учеб.пособие. — Волгоград, 2000. — С.58

3. Инженер — философия — вуз / Под ред. Майзеля

Е.И. — Л., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.