122
Высшее образование в России • № 12, 2005
Увеличение количества специалистов, привлеченных к реализации идеи преподавания медицинского права в юридических вузах, - в значительной степени положительное явление, которое повышает вероятность успешного решения данной задачи. При этом, как представляется, во главу угла должно ставиться определение общей стратегии преподавания, ориентация на единые учебно-методические стандарты. Большое количество вузов, готовящих в нашей стране юристов, обусловливает необходимость более четкого обозначения критериев качества учебной литературы как для базового, так и для последипломного образования юристов. Принимая во внимание, что по естественным причинам дипломированных специалистов-правоведов у нас в стране больше, чем обучающихся в юридических вузах в настоящее время, программы специализации, переподготовки или повышения квалификации по медицинскому праву очень важны. Создание на базе одного из ведущих вузов Росии структурного подразделения по медицинскому праву уже существующего учебно-методического объединения, с включением в его состав ведущих специалистов данной отрасли, способно помочь в решении поставленной задачи. Особенно важно, чтобы юристы и в Калининграде, и в Благовещенске, равно как и в других городах России, в процессе обучения по специальности «Медицинское право» ориентировались на лучшие современные примеры, усовершенствованные методики, мнение ведущих ученых и практиков. Это более вероятно при координирующей роли указанной структуры.
Т. МОЛОДИЧЕНКО, доцент Саратовский государственный университет
Одна из отличительных особенностей современной подготовки специалистов - учет тенденций социального развития.
Изменения в структуре юридического образования назрели. Сама жизнь диктует необходимость включения медико-правовых аспектов в программы подготовки юристов. Основными причинами являются, на наш взгляд, следующие:
1) кардинальное изменение нормативно-правовой базы отечественного здравоохранения, проявившееся, в частности, в появлении более пятнадцати базовых законов, посвященных регулированию различных сфер медицинской деятельности;
2) развитие новых биомедицинских технологий, ставших реальными в результате экспериментов в области генной инженерии и обусловивших необходимость формирования соответствующей юридической позиции общественности;
3) увеличение количества т. н. «врачебных» судебных дел, связанных с правонарушениями при оказании медицинской помощи;
4) необходимость квалифицированного противодействия правонарушениям в сфере оборота лекарственных средств и др.
Литература
1. Марьян Г.В. Организационно-правовые
вопросы управления здравоохранением России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - C. 12.
2. Стеценко С.Г. Медицинское право: Учеб-
ник. - СПб., 2004. - С. 47.
3. См.: Мохов А.А. Преподавание медицин-
ского права юристам - веление времени // Научные труды I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Т. I. Россия, Москва, 2527 июня 2003 г. - М., 2003. - С. 262-264.
Социоакмеологически-ориентированные программы
В этом контексте развивается и программирование акмеологического обучения, призванного интенсифицировать процессы го-
Редакционная почта
123
меостаза, адаптации, социализации, самоактуализации в школьной и студенческой среде. Цель ставится весьма высокая: достижение вершин физического, личностного, профессионального, социального и духовного саморазвития; совершенствование образа жизни, половозрастных и типологических характеристик субъектов образовательной среды. Существенным моментом такого подхода является интенсификация на субъектном уровне творческой активности, духовности, альтруизма, мастерства.
Формирование акмеологически-ориен-тированных программ строится с учетом социального заказа общества, а также длительной природы самого процесса усвоения акмеологического опыта. На всех уровнях формирования содержания обучения должна присутствовать и конкретизироваться нацеленность на конечные результаты профессиональной подготовки в вузе, а сама подготовленность специалиста акме-типа должна рассматриваться как следствие полноценной организации студентами своей учебной деятельности.
Будущая профессиональная деятельность и ее психологическое ядро - особый склад психических качеств и особенностей акме-личности специалиста - являются теми ориентирами и стимулами, которые определяют содержание образования. Необходимо отметить, что основу составляет здесь самостоятельная деятельность студента по достижению вершин физического, личностного, профессионального, социального, духовного развития.
Методологическим ядром вузовской акмеологии являются основополагающие принципы высокой нравственности, духовности, творческого поведения, а также сложившиеся методы акмеологического исследования. Что касается методического обеспечения, то сюда входят организация обучения акме-типа, технологии и техники обучения, обеспечивающие достижение высоких результатов в профессиональной подготовке студентов.
Усвоение акмеологических знаний зави-
сит от многих объективных и субъективных факторов; при этом самообучение студента играет здесь первостепенную роль, поскольку акме-личности самосовершенствуются не только благодаря благоприятным для этого условиям, но и вопреки им (т.е. при отсутствии таковых). Поэтому стержневой формой аудиторных и внеаудиторных занятий студентов в русле акмеологи-ческого образования является их самостоятельная работа.
Основными условиями готовности к ак-меологическому самообразованию являются:
1) понимание студентами сущности и значения самообразования;
2) постоянно усложняющиеся задания;
3) работа по выполнению заданий акме-типа, смысл которой - подводить студентов к осознанию успеха в самообразовании;
4) формирование готовности к самообразованию с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей студентов.
Действенность акмеологических знаний подкрепляется навыками и умениями, формирование которых невозможно без упражнений. Важнейшую роль в этом аспекте выполняют такие методы становления акме-личности, как имитационные игры: деловые, ролевые, психотехнические, «мозговой штурм», дискуссии и диспуты, решение задач, метод инцидента, психорисунок, телесно-ориентированная психотерапия, лого-терапия, нейролингвистическое программирование, консультирование и др. Необходимой является также выработка диагностических умений и навыков.
Важно иметь в виду, что социоакмеоло-гически-ориентированные программы руководства, управления и педагогического менеджмента в вузе также имеют специфику.
Программа руководства - это управление каждым коллективом, группой и всем вузовским персоналом, состоящее в научно обоснованном их формировании; основой здесь должны являться социоакмеологичес-ки-ориентированные личности, демократический стиль руководства ими; но в большей степени - социоакмеологическая по-
124
Высшее образование в России • № 12, 2005
мощь в реализации персональных и групповых программ акмеологизации; формирование всех видов деятельности (в том числе общения) субъектов образовательной среды, планирование конкретных видов деятельности, методов и приемов их реализации в аспекте формирования компетентности и мастерства, а также условий для всестороннего жизнетворчества (в том числе своей личности) субъектов образования; осуществление рефлексии и экспертизы образовательных программ.
Программа управления, кроме программы руководства (т. е. управления людьми), должна включать управление материальными ресурсами: экономикой вуза, техническими средствами, в частности компьютерным обеспечением образовательных процессов (обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития,
просвещения и самопросвещения), управление всем движимым и недвижимым капиталом вуза. Существенным является развитие самоуправления на всех уровнях, во всех его формах вплоть до перехода к реальному со-управлению вузом; управление процессами формирования базисного акме-типа личности (гомеостазом, адаптацией, социализацией, самоактуализацией, достижением всех вершин самообразования).
Разумеется, в рамках данной публикации невозможно детализировать практический опыт акмеобразования, которым занимаются преподаватели и студенты нашего института; предпринята лишь скромная попытка обобщения эмпирического опыта составления образовательных программ в интересующей нас области, которая, несомненно, является весьма перспективной.
М. РЯБОВА, доцент МГУ им. Н.П. Огарева
Иноязычие как фактор диалогизации образования
«Через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем; и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия».
В. Гумбольдт
Ключевым аспектом в развитии образования становится сегодня усложнение диалога культур, языкового общения, приобретающего глобальный характер, где возрастающую роль начинает играть иноязычие.
Глобализация образования - это качественная ступень в развитии цивилизации. Речь идет о принципиально новой модели образования, бросающей вызов прежней, унаследованной нами от эпохи средневековья и индустриальной эры. Интеграция в мировое сообщество требует способности человека рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, но и в качестве гражданина мира, воспринима-
ющего себя субъектом диалога культур и осознающего свою ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.
Вместе с тем необходимо обратить внимание, что глобализация образования представляет собой двойственный процесс. Она несёт в себе интеграцию не только ценных достижений отдельных стран, человечества, но и широкого комплекса негативных факторов. Этот момент был обозначен еще В. Библером, который указывал на возможность возникновения в человеческом мышлении логических катастроф, имеющих далеко идущие последствия для общения, для общества [1]. В литературе отмечаются раз-