Научная статья на тему 'Социальный заказ и становление компьютерной лингводидактики как области научного знания'

Социальный заказ и становление компьютерной лингводидактики как области научного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Татьяна Николаевна, Головко Елена Алексеевна

В статье рассматриваются проблемы становления и развития компьютерной лингводидактики как области научного знания в свете современных требований, предъявляемых к процессу обучения иностранным языкам и культурам в свете компетентностного подхода к образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный заказ и становление компьютерной лингводидактики как области научного знания»

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И СТАНОВЛЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛИНГВОДИДАКТИКИ КАК ОБЛАСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Т.Н. Ломтева, Е.А. Головко

SOCIAL ORDER AND FORMING COMPUTER LINGUAODIDACTICS AS SCIENTIFIC FIELD OF KNOWLEDGE

Lomteva T.N., Golovko E.A.

Under consideration is the phenomenon of computer assisted language learning or teaching, which has by now taken shape and form of a distinctive branch of science, determined by sociocultural characteristics of present day society.

В статье рассматриваются проблемы становления и развития компьютерной лин-гводидактики как области научного знания в свете современных требований, предъявляемых к процессу обучения иностранным языкам и культурам в свете компетентност-ного подхода к образовательной деятельности.

Ключевые слова: компьютерная лингво-дидактика, информационные и коммуникационные технологии, профессиональная компетенция, системное обучение, дидактические инновации, междисциплинарность, реформирование образовательной сферы.

УДК 004.9-811.33

Современные информационные технологии находят все более широкое применение в образовании, кардинально его обновляя не только новыми способами и формами, но и новыми видами достижения целей обучения. Теория обучения иностранным языкам также претерпевает существенные преобразования под влиянием новых информационных технологий.

Новые информационные технологии создают условия для полноценной реализации основных принципов дидактики (наглядность, доступность, посильность, сознательность, активность), в корне изменяя весь ход образовательного процесса. Однако информационные технологии в образовании являются предельно наукоемкими, поэтому современному педагогу необходимо объединение компетенций - профессиональной и информационной. До настоящего времени дидактические и психологические аспекты использования информационных технологий и их педагогическая интерпретация изучались недостаточно, создано относительно немного программных средств учебного назначения, лингвистических ресурсных баз, электронных учебников, программ диспетчеризации учебного процесса. В настоящий момент информатизация образования выходит на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных и сетевых технологий в общем и профессиональном образовании.

За последние десятилетия мы могли наблюдать многочисленные попытки исполь-

Ломтева Т.Н., Головко Е.А.

Социальный заказ и становление компьютерной лингводидактики.

зования компьютера в практике преподавания языка. Проблема решалась, как правило, посредством создания компьютерных обучающих программ (КОП), с помощью которых, по мнению их авторов, можно снять многие проблемы компьютерного обучения. Созданные программы отражают в основном интуитивное, т. е. научно не обоснованное понимание использования компьютерных программ в преподавании языка, и не являются частью мировоззрения, позволяющего строить системное обучение на основе компьютерных и сетевых технологий. Поэтому они могут расцениваться как экспериментальные или как часть незавершенного проекта. В качестве основных причин такого положения до начала века можно назвать следующие:

- высокая технологичность исполнения программы, требующая труда высококвалифицированных программистов;

- большая трудоемкость производственных процессов, отсутствие новой методологической базы;

- недостаточная готовность большинства опытных методистов принимать участие в коллективной работе по созданию программных продуктов учебного назначения.

Большинство существующих компьютерных обучающих программ для преподавания иностранных языков было создано методом прямого программирования с использованием различного рода вспомогательных средств в виде функциональных библиотек. При таком подходе можно создавать программы с хорошими динамическими характеристиками, с профессионально выполненным дизайном, но, как показывает практика, в большинстве случаев законченного программного продукта не получается из-за нестабильности творческих коллективов разработчиков. К тому же КОП оказывается «закрытой» не только для модификации и сопровождения, но и для дальнейших творческих разработок по результатам опытной продукции. Программы подобного типа трудно интегрировать в учебный процесс. Но наиболее серьезным недостатком такого подхода к решению проблемы компьютерного образования в преподавании языка считает-

ся невозможность преподавателя-практика влиять на качество и совершенствование программных продуктов. Абсолютная зависимость от программиста не позволяет ему стать субъектом информатизационных процессов в его профессиональной области и, следовательно, создавать и прогнозировать педагогические и дидактические инновации, которые неизбежно должны появляться в связи с развитием новых форм коммуникации в среде новых информационных технологий.

В конце прошлого и начале этого веков стремительный прогресс в области новых информационных технологий (НИТ) создал условия для преподавания языка в Интернете. Исследователи обратили внимание на изучение дидактического потенциала компьютерного обучения за счет использования новых возможностей, которые приобрел компьютер в связи с развитием локальных и глобальных сетей, а также программного обеспечения системного, прикладного и специального назначения. Проблема усложнилась, разделившись на два тесно связанных, но обладающих своими специфическими особенностями направления: собственно компьютерное обучение и обучение в сети. Характер взаимодействия педагога и обучающегося различен при компьютерной и сетевой формах обучения: следовательно, требования технологического и методического характера к программному обеспечению учебного назначения будут разными.

Компьютерная лингводидактика развивается очень динамично, и сейчас она стоит на пороге нового этапа, а именно перехода от описательно-теоретического характера возможностей информационных технологий к практическому их массовому использованию в преподавании языка, так как на программно-техническом уровне уже созданы все предпосылки для независимой творческой деятельности педагога. На наш взгляд, самой актуальной задачей современной КЛД является создание убедительной теории, которая позволит педагогу-практику использовать её в качестве адекватного руководства по эффективному применению ин-

формационных технологий в реальном учебном процессе. При этом особенное внимание КЛД должна уделить научному анализу тенденций, формирующих закономерности развития информационных технологий, а также селективному отбору инструментальных средств, на основе которых преподаватель может создавать компьютерные обучающие программы без помощи программиста.

Термин «компьютерная лингводидак-тика» определяется появлением новых методов работы с информацией различного происхождения и новых форм коммуникации. Появление компьютерной лингводидактики как раздела методической науки обусловлено общими интеграционными процессами во всех сферах человеческой деятельности. Особенность компьютерной лингводидактики (КЛД) - в её междисциплинарности. Многие исследователи указывают на связь КЛД с другими областями знаний, такими, как прикладная лингвистика, психология, математическая лингвистика, системы искусственного интеллекта. Но, с точки зрения содержания и генезиса, наиболее естественная и тесная связь КЛД существует с общей дидактикой и лингводидактикой.

Дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению) определяется как теория обучения, которая исследует содержание, методы и формы организации обучения. Предметом дидактики является обучение, понимаемое как единый процесс преподавания и учения. Задачами дидактики являются:

- определение содержания образования и его объема на каждом уровне обучения;

- описание и объяснение процесса обучения;

- разработка теоретических моделей процесса обучения и проверки их на практике;

- разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем и новых технологий обучения.

Лингводидактика, или дидактика языка, исследует законы овладения любым языком независимо от того, выступает ли он в качестве первого или второго. Процесс овладения языком в учебных условиях является предметом исследований психологов, психо-

лингвистов, лингвистов и методистов. В то же время подойти к осмыслению этого процесса лишь с позиций той или иной отдельной дисциплины - значит не получить полной картины, демонстрирующей механизмы усвоения языка в учебных целях. Сделать это позволяет, по мнению многих ученых, только лингводидактика, так как она является интегративной наукой и призвана дать как описание механизмов усвоения языка, так и специфики управления этими механизмами в учебных условиях.

Компьютерная лингводидактика -область лингводидактики, которая изучает теорию и практику использования компьютерных и сетевых технологий в обучении языку. Развитие КЛД непосредственно связано с развитием компьютерных и сетевых технологий, поэтому предметом исследования данного раздела методики являются не только языковые, психологические, психолингвистические, методические аспекты лингводидактики, но и формально-содержательные компоненты новых информационных технологий. Целью данного направления является изучение методических аспектов внедрения в процесс обучения иностранным языкам новых информационных технологий.

В отечественной теоретической и прикладной лингвистике круг вопросов, касающихся применения компьютеров в обучении языку, связан в последнее время с именами выдающихся ученых, исследователей и практиков.

Термин «инженерная (компьютерная) лингводидактика», предложенный Пиотровским К. Р. в 1991 г., в большей степени отражал использование компьютеров как вычислительных машин для естественных дисциплин. Но в начале XXI века бурно развивающийся процесс информатизации стал важной причиной зарождения одной из интенсивно развивающихся областей методики обучения иностранному языку - компьютерной лингводидактики. В связи с этим теоретические вопросы и практические аспекты применения современных инфоком-муникационных технологий в преподавании языка нашли свое отражение в работах ученых и исследователей научных школ, поло-

Ломтева Т.Н., Головко Е.А.

Социальный заказ и становление компьютерной лингводидактики.

живших основу становления и развития компьютерной лингводидактики как отдельной области научного знания.

«Компьютерная лингводидактика» Бовтенко М. А. (Новосибирский государственный технический университет, Институт дистанционного образования) посвящена общим вопросам компьютерной лингводи-дактики - истории ее развития и становления терминологического аппарата; определения понятий «программное обеспечение обучения языку» и «интегрированная компьютерная обучающая языковая среда»; выявляется специфика компьютерных средств обучения языку и критерии лингвометоди-ческой оценки их качества (1).

«Дистанционное обучение», «Интернет в гуманитарном образовании» По-лат Е. С. (Российская академия образования, лаборатория дистанционного обучения). На основе теоретических исследований и экспериментальной работы раскрываются педагогические основы использования новых информационных технологий в практике школы и вуза. Как повысить свой профессиональный уровень с помощью различных форм дистанционного обучения, образовательных порталов и сайтов, как использовать компьютерные технологии в научно-исследовательской деятельности, как организовать информационную поддержку труда гуманитария - ответы на эти вопросы представлены в многочисленных публикациях автора (3, 4).

Халеева И. И., Потапова Р. К., Мар-чук Ю. Н. (Московский государственный лингвистический университет, кафедра теоретической и прикладной лингвистики). В различных исследованиях данных авторов раскрываются современные проблемы использования новых информационных технологий в лингвистике и лингвистическом образовании. С учетом специфики данного аспекта знаний исследования Р. К. Потаповой направлены на рассмотрение вопросов динамики становления интеллектуальных систем обучения; назначение, специфика и концепция дистанционного обучения; гипертекст в лингвистике; автоматизированные обучающие системы (5). Исследования же

Ю. Н. Марчука посвящены лингвистическим основам обработки текстов на естественном языке посредством компьютера. Рассматриваются вопросы ввода и обработки лингвистической информации, терминология и тер-минография, моделирование и машинный перевод.

С появлением таких технических средств как мультимедиа и глобальные компьютерные сети, особенно актуальной стала тема применения новых информационных технологий в процессе формирования профессиональной компетенции и ее составляющих у студентов-лингвистов. Направления, которые рассматриваются ведущими специалистами Пятигорского государственного лингвистического университета (Сарана Т. П., Воробьев Г. А., Бекасов И. К.), связаны с решением таких задач, как: использование компьютерных программ в обучении и самообучении иностранному языку на отделениях заочного обучения; использование Интернет-технологий; Веб-Квест технологии в обучении социокультурной компетенции (2, 6).

Брановский Ю. С., Ломтева Т. Н., Московская Н. Л., Головко Е. А., Минько-ва Е. Н., Щеголева О. Н., Князева О. В., Кир-гинцева Н. С. (Ставропольский государственный университет, факультет романо-германских языков). Внедрение инфоком-муникационных технологий в данном вузе осуществляется по таким направлениям как: использование элементарных аудио и видео средств при помощи компьютера; создание обучающих программ по профилирующим предметам; разработка банка тестовых заданий для системы тестирования AST; использование Интернет-технологий (создание блогов, использование чатов, форумов, email, проведение видеоконференций); формирование профессиональной и мультимедиа компетенции на основе инфокоммуни-кационных технологий.

Закономерное развитие информационных и коммуникационных технологий ставит перед методикой преподавания языка новые задачи, приоритетом которых является активное использование ИКТ для решения профессиональных задач в прак-

тической работе на новом технологическом уровне.

Мониторинг (наблюдение, анализ, прогнозирование) развития информационных технологий и их влияния на реформирование образовательной сферы позволяет прийти к следующим выводам:

- В настоящий момент информатизация образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании.

- Актуальные проблемы методики преподавания языка как иностранного неразрывно связаны с компьютерными средствами обучения - наиболее перспективным и наиболее неразработанным направлением науки.

- Информационные технологии развиваются по направлению создания инструментальных средств, позволяющих преподавателю самостоятельно продуцировать электронные обучающие материалы, которые можно использовать в компьютерном и сетевом обучении; протекание информатизаци-онных процессов в каждой сфере сопряжено с решением специфических профессиональных задач. Решить эти задачи наиболее успешно могут лишь высококомпетентные специалисты в данной области.

- Создается новая информационная среда, требующая от педагога нового, постоянно растущего уровня компетенции в области ИКТ; повышение квалификации преподавателей языков эффективнее проводить в рамках специализированных курсов, имеющих целевую профессионально-ориентированную программу.

Таким образом, внедрение компьютерной лингводидактики в образовательный процесс заключается в том, чтобы ознакомить пользователей с современным методами использования инфокоммуникационных технологий в учебном процессе, способами создания собственных разработок на основе компьютерных технологий, методикой внедрения компьютерной лингводидактики в учебный процесс школы и вуза. Это своего

рода синтез современных теоретических и практических наработок в данной инновационной научной области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2000. - 91 с.

2. Воробьев Г. А. Веб-Квест технологии в обучении социокультурной компетенции (английский язык, лингвистический вуз): Дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2004. - 193с.

3. Полат Е. С. Дистанционное обучение. - М., 1998.

4. Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров А. Е. Интернет в гуманитарном образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Полат Е. С. -М.: Владос, 2001. - 272 с.

5. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие.

- 4-е изд., стереотипное. - М.: КомКнига, 2005. - 368 с.

6. Сарана Т. П. Компьютерные программы в самообучении иностранному языку на отделениях заочного обучения (Английский язык, лингвистический вуз): Дис. ... канд. пед. наук.

- Пятигорск, 2003. - 203 с.

Об авторах

Ломтева Татьяна Николаевна, Ставропольский государственный университет, доктор педагогических наук, декан факультета романо-германских языков, профессор кафедры английского языка. Сфера научных интересов - критическая автономия обучающихся в современной лингводидактической парадигме обучения иностранным языкам и культурам [email protected]

Головко Елена Алексеевна, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, директор учебно-научного центра «Виртуальный музей компьютерной лингводи-дактики», доцент кафедры романских языков. Сфера научных интересов - вопросы внедрения инфокоммуникационных технологий в процесс подготовки преподавателей иностранного языка и процесс обучения иностранным языкам и культурам, использования 1Р-телефонии и видеоконференции.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.