УДК 316.346.2-055.2
ББК 60.55
М-52
Меретукова Зурет Кимальевна, аспирантка кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, т: 8(928)4691182.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
(рецензирована)
В статье дан теоретический анализ проблемы женского одиночества как социального явления, систематизированы предпосылки и факторы, способствующие распространению данного явления в социуме, обоснована актуальность изучения данной проблемы.
Ключевые слова: личность, социальное одиночество, коммуникация, социокуль-турный статус, культура.
Meretukova Zuret Kimalevna, post graduate student of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, Maikop State Technological University, tel.: 89284691182.
SO CIAL STATUS OF SINGLE WOMEN IN MODERN SOCIETY: STATE AND PROBLEMS
(reviewed)
The article gives a theoretical analysis of the problem of women's loneliness as a social phenomenon, assumptions and factors contributing to the spread of this phenomenon in the society have been systematized, the urgency of studying this problem has been grounded.
Keywords: personality, social loneliness, communication, socio-cultural status, and culture.
Проблема одиночества издавна занимала умы ученых, писателей и философов. Однако в настоящее время нет единого мнения о том, что такое одиночество: норма или патология. Для одних одиночество - состояние, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, возможность для общения с самим собой.
Распространение явления одиночества признают специалисты в разных областях наук, но она остается достаточно сложной и недостаточно изученной. В настоящее время одиночество -всеобъемлющее явление, поскольку в современном мире люди все больше утрачивают подлинно человеческие ценности: добро, любовь, дружбу, солидарность. По мере роста городов и массовых коммуникаций возрастает и одиночество человека, крепнет его неуверенность в будущем, растет психологическое напряжение. С недавних пор одиночество стали называть социальным бедствием. Американские исследователи У. Снетдер и Т. Джонсон отмечают, что одиночество становится всепроникающим явлением в нашем обществе, а ярко выраженное одиночество - это главная проблема как в аспекте личного, так и общественного духовного благополучия [1, с. 34]. Алейникова О.С. отмечает, что одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [2, с. 70]. Если проанализировать состояние человека, переживающего одиночество в современном мире, то для него характерен элемент неожиданности его проявления. Зачастую люди даже не представляют, что одиночество становится существенной стороной их жизни. Будучи неподготовленными к этому переживанию, они сначала теряются, а затем безмерно страдают от его болезненных ударов. Одиночество становится все более мучительным, превращаясь в хроническое переживание [3, с. 20].
На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том какими они должны быть.
Западные ученые более столетия пытаются исследовать феномен одиночества, в российской же гуманитарной науке проблема одиночества значительно актуализировалась в последние годы. Опубликовано немало работ об одиночестве пожилых людей, принявшем угрожающие размеры. В зону социального риска, вызываемого отчуждением, были включены подростки, молодежь. На наш взгляд, недостаточно изученной остается проблема женского одиночества, тем более многие специалисты считают, что именно эта социально-демографическая группа наиболее тяжело переживает данное состояние.
Шитова Н.В. отмечает, что наиболее остро одиночество переживает женщина. Она чувствует себя комфортно, когда вышла замуж и имеет семью. Для нее одиночество клеймо, свидетельство собственного неблагополучия и ненужности. Аксиома «разведенный мужчина - свободный, разведенная женщина - брошенная» до сих пор довлеет над умами и душами. Вероятно, причина в огромном количестве штампов и предрассудков, опутавших жизнь женщины. Непременные черты женского одиночества - потеря смысла жизни, безверие и безнадежность [4, с. 286].
Особенности женского одиночества зависят от причин их породивших и, в свою очередь, влияют на них, усиливая или ослабляя их действие. Причинами одиночества выступают в той или иной мере явления, с которыми женщины сталкиваются в повседневной жизни и которые прямо или косвенно вызывают потерю чувства неполноценности жизни. Пессимизм, овладевающий женщиной, неизбежно приводит к настроениям, которые, как и унылый вид, отпугнут мужчин.
Важнейшая из причин женского одиночества - демографическая. Мужская смертность, значительно, превышает женскую смертность во всех возрастных категориях. Кроме мужской смертности есть еще несколько обстоятельств, уменьшающих количество потенциальных супругов: пьянство, наркомания, отбывание наказаний в заключении, служба в армии.
Социальное самочувствие женщин, составляющих более 50% населения - это серьезный фактор, от которого зависят все происходящие в обществе процессы. От того, как реализует себя женщина в семье, в обществе, насколько гармонична ее деятельность, как удается сочетать ей свои многообразные функции, зависит здоровье будущих поколений, их физическое и психологическое состояние, а, следовательно, и социальное здоровье нации в целом.
Статус женщины - это своего рода интегральный показатель, в котором сфокусированы многие проблемы общества (занятость, стабильность брака, уровень рождаемости, здоровье населения, воспитание детей, степень развития демократизации, уровень культуры и общего самосознания). Не случайно, еще много лет назад, французский утопист Ш. Фурье писал: «общественный прогресс может быть точно измерен по общественному положению прекрасного пола» [5, с. 5], другими словами, по социальному статусу женщины.
В западной социологической науке исследование статусных позиций является давней традицией. Термин «социальный статус» в социологическом смысле был впервые употреблен английским историком Г. Мейном в последней четверти XIX века» [6, с. 15]. Согласно М. Веберу, «социальный статус» обозначает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве социальных критериев: а) образ жизни, б) формальное образование, заключающееся в практическом и теоретическом обучении, в) престиж рождения или профессии» [7, с. 18].
Положение женщины в общественной жизни, закрепленное в социальном статусе - это конкретно-историческая, изменчивая реальность, зависящая от политических, социально-экономических условий, этнических, религиозных, культурных особенностей, сложившихся в данной стране, данном обществе.
В периодическом докладе «О выполнении Российской Федерацией Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» подчеркивается, что «статус женщины аккумулирует в себе не только особенности социально-политического устройства государства, уровень его экономики, но и чутко реагирует на происходящие изменения в любой из этих сфер, в общественном сознании, ценностных ориентирах» [8, с. 176].
Исследование социального статуса женщин приобретает особую значимость, на наш взгляд, в периоды, характеризующиеся попыткой сменить модель цивилизационного развития, перейти от общества традиционного к либерально-демократическому. Такие исследования способствуют выработке более взвешенной государственной политики, содействуют поиску оптимальных решений выхода из современного сложного состояния общества. Именно такой период переживает сейчас Россия.
Исследование роли и места женщин в современном российском обществе, условий и механизмов включения женского социума во все сферы общественной жизни, особенно важно на этапе становления и развития общества с новыми социально-эко-номическими отношениями.
Значительную часть женского населения России составляют одинокие женщины, доля которых только в возрастном диапазоне активной брачности составляет около 25%, приближаясь к 50% во всем возрастном спектре. Эти женщины отличаются специфическими социальными, психологическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом.
Создающаяся в стране новая социальная среда выдвигает и новые требования к женскому социуму, изменяет диапазон социальных ролей, их содержание и место одиноких женщин в социальной структуре общества, что находит свое отражение и изменении их социального статуса.
В сфере экономики они в первую очередь ощущают дискриминацию в оплате труда, при приеме на работу; в частном секторе одинокие женщины поставлены в полную зависимость от работодателя. Одинокие женщины составляют группу населения с самым высоким риском бедности. На рынке труда одинокие женщины практически не имеют шансов занять руководящую должность. Они вытесняются в социально менее престижный сектор, что не дает гарантии прожиточного минимума, жилья, услуг здравоохранения, благоприятных перспектив, жизненного устройства детей. Одинокие жен-щины первыми страдают в случае увольнения, поэтому угроза потерять работу является для них серьезной проблемой. Весь опыт их предыдущей созидательной (общественной и личной) жизни вступает в противоречие с настоящим, маркируемым ими как социальный катаклизм, что в значительной мере осложняет адаптацию одиноких женщин к современным социально-экономическим условиям.
Актуальность проблемы поддерживает социальная значимость женского одиночества, заключающаяся в том, что большое количество одиноких женщин репродуктивного возраста затрагивает интересы общества в его биологическом воспроизводстве и воспроизводстве социальной структуры.
Проявляющаяся в обществе идеология одинокой жизни ведет к переоценке ценности семьи как важного института социализации молодого поколения. В неполных семьях происходит искажение ролевых функций, как мальчиков, так и девочек, получающая отражение в будущих семейных взаимоотношениях. Женское одиночество содержит в себе множество негативных аспектов, касающихся непосредственно личности женщины. Спектр их проявления достаточно широк: от психологической подавленности до глубокой депрессии и суицидальных намерений.
Кроме того, все названные факторы практически всегда имеют отягощенную региональную специфику, связанную с более слабой экономикой, более узкой сферой выбора профессии и приложения труда, существованием более ярко выраженных патриархатных установок в сфере брачно-семейных отношений.
В связи со сказанным изучение всех проблем одиноких женщин, обусловленных изменением сложившихся стандартов поведения, потребностей и целей одиноких женщин, их жизненных ценностей и ориентаций, в конечном итоге влияющих на социальный статус является актуальным. В современных условиях требуется иное осмысление социального статуса одиноких женщин и, соответственно, иные подходы к формированию социальной политики в отношении семьи, женщин и детей, направленной на
создание условий для самореализации одиноких женщин, раскрытия их духовного, творческого, научного и интеллектуального потенциала, что также актуализирует данную проблему.
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что очевидна необходимость привлечения научного внимания к проблемам обширной социальной общности, которую представляют одинокие женщины и формирования конструктивного отношения к их решению. Явление женского одиночества как предмет эмпирического исследования также изучено пока недостаточно, а вопрос о характере и причинах женского одиночества является многоаспектным и требует дальнейших научных исследований.
Литература:
1. The Anatomy of Loneliness. New York: International Universities Press, 1980. Р. 34.
2. Алейникова О.С. Влияние культурного кризиса на проявление социального одиночества в современной России // Человек постсоветского пространства: сб. материалов конф. / под ред. В.Р. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. Вып. 3. С. 70.
3. Рогова Е.Е. Проблемная область одиночества в современном обществе // Общество: политика, экономика, право. 2010. №1. С. 20.
4. Шитова Н.В. Феномен одиночества: возможные причины женского одиночества и психологическая характеристика личности одиноких женщин. // Территория науки. 2007. №3. С. 286.
5. Кайдаш С.Н. Сила слабых. Женщины в истории России (Х-ХХ вв.). М., 1989. С. 5.
6. Meine H. Ancient lav. New York, 1985. P. 15.
7. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социс. 1994. №5. С. 18.
8. Теория и история экономических институтов и социальных систем. М., 1993. С. 176.
References:
1. The Anatomy of Loneliness. New York.: International Universities Press, 1980. P.34.
2. Aleynikova O.S. Impact of the cultural crisis on the manifestation of social isolation in modern Russia //A man of a postSoviet space: conference proceedings. /Ed V.R. Partsvania. StPb.: St. Petersburg Philosophical Society. 2005. Issue 3. P. 70.
3. Rogova E.E. Subject area of loneliness in modern society //Society: politics, economics and law. №1. 2010. P. 20.
4. Shitova N. V. The phenomenon of loneliness: possible causes of female loneliness and psychological characteristics of single women personality // The area of science. № 3. 2007. P. 286.
5. Kaidash S.N. The strength of the weak. Women in the history of Russia (X-XX cent.). M., 1989. P. 5.
6. Meine H. Ancient law. N. Y. 1985. P. 15.
7. Weber M. Concepts of stratification // Socis. № 5. 1994. P.18.
8. Theory and history of economic institutions and social systems. M., 1993. P. 176.