Научная статья на тему 'Социальный статус личности'

Социальный статус личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8889
835
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Проценко М.В.

В данной статье исследуются общие представления о социальном статусе личности для более доступного его освещения студентам и абитуриентам СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный статус личности»

Проценко М.В.

преподаватель обществознания, ФГБОУ СПО ГУОР г.Иркутска. Социальный статус личности.

Аннотация.

В данной статье исследуются общие представления о социальном статусе личности для более доступного его освещения студентам и абитуриентам СПО.

Ключевые слова:

Социальный статус личности, личность, социальные отношения.

Понятие статуса в обиходе приравнивается к характеристике индивида, связанной с его экономическим капиталом, общественным престижем и возможностью влияния в определенных сферах жизни. Вместе с тем, социологическая трактовка данного понятия исходит из особого социального положения человека внутри группы или общества, определяемого спецификой прав и обязанностей для индивида. Статус позволяет нам идентифицировать любого человека, причисляя его к какой-либо группе и вписывая в социальную структуру общества. Примеры статусов могут быть различны: священник, руководитель, женщина, ребенок, клиент, профессор, заключенный, отец, мэр и т.д. Каждый человек волен формировать свой статус, однако он ограничен своим финансовым положением, социальными отношениями и национальной культурой в целом.

Любое государство предлагает своим индивидам определенный набор статусов, соответствующих и возможных на каждом историческом и общественном этапе развития общества. Более того, общество создает поле конкурентной борьбы за статус. На специфику этой борьбы влияет возраст, пол индивида, его социальная и профессиональная принадлежность.

Само понятие социальный статус личности имеет три составляющих: социология ( прилаг.: социальный), статус и личность.

• Социология-это наука об обществе.

• Личность- это индивид, который является носителем не только биологических и психологических качеств, но и социально значимых особенностей. Много личностей составляет общество. Личность

формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений.

• Статус- это социальная позиция занимаемая личностью в обществе.

Виды статусов:

• Личный статус- это положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

• Социальный статус- это положение человека, которое он занимает автоматически как представитель большой социальной группы или общности (профессиональной, классовой, национальной).

• Статусный набор- это совокупность статусов принадлежащих одному индивиду.

• Предписанный статус- статус который человек приобретает по факту рождения (напр.: титул, который по наследству)

• Достигаемый статус- положение которого человек достигает благодаря своим усилиям.

• Естественный статус- этостатус, который опирается на биологический признак. (мужч., женщ.)

Итак: социальный статус личности - это положение человека в обществе, занимаемое им как представителем определенной социальной группы и включающее определенный набор прав и обязанностей.

Социальный статус зависит от:

• возраста;

• пола;

• профессии;

• происхождения;

• семейного положения;

• дохода;

• образования.

Не стоит думать, будто бы за каждым закреплен один единственный социальный статус. Каждый человек может занимать несколько различных статусов, однако какой-нибудь из них будет превалировать над другими. Такой статус социологи называют основным. Основной статус доминирует в сознании человека, влияя на его жизнедеятельность и мотивы поведения, а

также окружающие люди воспринимают этот статус как ведущий для индивида. Таким образом, заметно влияние социального статуса на человека. Не меньшее влияние на него оказывают социальные роли.

Социальный статус и социальные роли — это взаимосвязанные понятия. Любой статус содержит в себе определенные модели поведения, культуру отношений и обязательств. Другими словами, ожидаемые действия. Именно эти действия и то, что формирует поведение внутри социального статуса, называется социальной ролью. В каждом статусе возможно проявление нескольких ролей, которые в социологии принято называть «ролевой набор». Ожидаемое поведение, связанное с той или иной ролью, выполняет для общества функции нормы, регуляции прав и обязанностей. Все общество основывается на ролевых отношениях, что еще раз закрепляет социализирующую роль общественности для каждого индивида. Например, социальный статус женщины может быть многоликим: жена, мать, дочь, сестра, сотрудник компании, христианка, участник какой-либо организации (кроме этого существует еще масса примеров социального статуса). Совокупность этих положений называют статусным набором. Из приведенного примера видно, чем определяется социальный статус: это и семейное положение, и религиозные взгляды, и профессиональная деятельность, и личные интересы и т.д.

Существуют противоречия статусов, что ведет человека к дискомфорту, следовательно, он стремится к изменениям. Например: в США долгое время существовала расовая дискриминация афроамериканцев. Со временем представитель этой расы становится президентом США. Это значит, что статусная система общества изменилась.

Соотношение предписанных и приобретенных статусов отражается в социальной структуре. В рабовладельческом, феодальном и кастовом обществе преобладают предписанные статусы, т.к высоко ценятся родственные связи для статусности. В демократическом обществе приобретенные статусы преобладают.

Социальная _роль личности- это совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Аспекты социальной роли:

• способ поведения;

• формализация: а) можно общаться формально (пр-р.: лектор-студент на занятии);

б) общение в не формальной обстановке ( пр-р.: те же при случайной встрече на улице);

• приобретенные роли - в детстве это игрушки, а во взрослой жизни это осознанный выбор профессиональной деятельности;

• масштаб связей - одни роли предполагают широкий круг общения ( пр-р.: журналист), а другие роли ограниченный круг (пр-р.: родитель по количеству детей в семье);

• эмоциональный аспект - судья, актер;

• мотивационный аспект - интерес, финансы, престиж или иное.

Деление социальных _ролей:

• поведение личности;

• ролевое ожидание окружающих от поведения личности. (Под призмой профессии, звучит примерно так, что можно актеру, нельзя судье.)

• социальные роли (деятельность человека в группах);

• межличностные роли (семья, друзья).

Процесс социализации. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Человек наблюдает за окружающими, а затем подражает им, принимая правила. Но у человека существуетет определенная степень свободы, которая не должна нарушать свободы других людей и системы общества.

Социализация - это процесс формирования личности, в ходе которой человек усваивает умения, образцы поведения и установки свойственные его социальной роли. (Индивид либо действует так как от него ждут, либо совершенствуется в соответствующей ему роли). Идет совмещение внешних факторов и внутренних качеств человека.

Агенты социализации- это члены общества, которые оказывают влияние на формирование личности. В детстве родители, а с 3-х лет количество агентов социализации увеличивается.

Конформизм- пассивное принятие существующего порядка.

Формы социализации:

• Адаптация- пассивное приспособление к среде;

• Интеграция- активное взаимодействие личности со средой, в результате которой не только среда влияет на личность, но и личность изменяет среду.

Степень завершенности социализации определяется:

• Умением распоряжаться финансами независимо от других.

• Возможностью обеспечить себя средствами к существованию.

• Способностью проживать отдельно от родителей.

• Способностью в выборе образа жизни.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что значит понятие социальный статус личности?

2. Назвать три составляющие социального статуса личности.

3. Назвать виды социальных статусов.

4. От чего зависит социальный статус личности?

5. Какова суть понятия социальная роль?

6. Что входит в статусный набор человека?

7. Каковы основные аспекты социальной роли личности?

8. Социализация личности, что это?

Литература:

1. Барболин М.П. Социализация личности [Электронный ресурс]: методология, теория, практика/ Барболин М.П.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2008.— 372 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27072.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества [Электронный ресурс]: монография/ В.И. Якунин [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Научный эксперт, 2009.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5705.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Дереча В. А. Теории личности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дереча В. А.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013.— 120 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21869.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Журавлев А. Л. Социально-психологическое пространство личности [Электронный ресурс]/ Журавлев А. Л., Купрейченко А.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2012.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15647.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

5. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе [Электронный ресурс]/ Журавлева Н.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2006.— 334 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15526.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

6. Коломинский Я. Л. Социальная психология развития личности [Электронный ресурс]/ Коломинский Я.Л., Жеребцов С.Н.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2009.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20142.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. Крапивенский С.Э. Социальная философия [Электронный ресурс]: учебник для студентов гуманитарно-социальных специальностей высших учебных заведений/ Крапивенский С.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2003.— 416 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3738.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

8. Маховская О.И. Коммуникативный опыт личности [Электронный ресурс]/ Маховская О.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2010.— 253 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15540.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

9. Налчаджян А.А. Атрибуция, диссонанс и социальное познание [Электронный ресурс]: монография/ Налчаджян А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2006.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3853.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

10. Ридецкая О.Г. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ридецкая О.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 516 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10832.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

11. Психология адаптации и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]/ Л.Г. Дикая [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2007.— 624 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7431.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.