Научная статья на тему 'Социальный статус и отношения к знаниям среди населения еврейской автономной области'

Социальный статус и отношения к знаниям среди населения еврейской автономной области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / ЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ПРЕСТИЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНЫЕ ГРУППЫ / POPULATION / KNOWLEDGE / EDUCATION / SOCIAL STATUS / PRESTIGE / GROUPS OF PROFESSIONAL POSITIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронина М. А., Кутовая С. В., Никитенко В. Н.

В статье представлены выявленные взаимозависимости между социальным статусом социальных субъектов и их отношениями к знаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social status and standard of knowledge amid the population of the Jewish autonomous region

In the article we reveal interdependence between social status of individuals and their standard of knowledge.

Текст научной работы на тему «Социальный статус и отношения к знаниям среди населения еврейской автономной области»

Региональные проблемы. 2010. Том 13, № 1. С. 111-114.

УДК 316.334.52.(571.621)

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС И ОТНОШЕНИЯ К ЗНАНИЯМ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

М. А. Воронина, С.В. Кутовая, В.Н. Никитенко Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан

В статье представлены выявленные взаимозависимости между социальным статусом социальных субъектов и их отношениями к знаниям.

Социальный статус индивидов и групп в человеческом сообществе обусловлен множеством причин. Ряд из них предопределён от рождения или приобретается прижизненно независимо от личных качеств социальных субъектов, например пол, родство, возрастная группа. Другие формируются в процессе жизнедеятельности и образования. Не вдаваясь в подробности анализа полного перечня личностных и групповых характеристик, детерминирующих социальный статус индивидов и групп, акцентируем внимание на зависимости их статуса от отношения к знаниям. Зависимость такого рода в современной социологической науке пока ещё не нашла должного отражения. Тем не менее реальная жизнь содержит достаточно оснований, убеждающих в том, что социальный статус человека или группы людей существенно зависит от их знаний и отношения к ним.

О зависимости социального статуса от формального образования, подкреплённого соответствующими документами (аттестатом, дипломом, удостоверением и т.п.), написано немало работ [2, 4, 6, 8, 11-14]. Однако формальное образование и фактические знания - это не одно и то же. Фактические знания играют не меньшую, а зачастую и большую роль для занятия социальной позиции и для общественного престижа. Знания сами по себе являются не только важнейшей характеристикой личности, но и выполняют значимые социальные функции. Например, исследования, проведённые Центром проблем развития образования Белорусского государственного университета среди студентов, позволили выявить ряд таких функций [4]. В анкете для студентов был сформулирован вопрос: «Чем для Вас является знание, которому Вас обучают в университете?». Результаты опроса показали, что знания, получаемые студентами, имеют широкий спектр функций. Каждый третий из них указал, что использует знания как способ понимания себя, мира и других людей; 1/4 часть респондентов считает знания способом достижения истины в качестве нравственной и эстетической ценности, около 1/5 части студентов рассматривают знания в качестве инструмента, позволяющего качественно работать и достигать определённых результатов [14].

Таким образом, студенты оценивают знания как средство для понимания и достижения истины, как инструмент для обретения собственной значимости в сообще-

стве, как предпосылку для жизненного и профессионального успеха и приобретения в последующем «символической власти» [14]. Это подтверждает тезис о том, что знания оцениваются людьми не только как личностная, но и как социальная характеристика, хотя личность уже сама по себе является «единицей общества», и её социальный статус и престиж во многом зависят от знаний и умений ими распорядиться. Знания же приобретаются не только путём обучения в образовательных учреждениях. но и в процессе всей жизнедеятельности и взаимодействия с различными источниками информации. Как мы уже писали ранее, пилотное социологическое исследование среди 130 респондентов показало, что только около 1/5 из работающих людей связывают получение своих знаний с различными формами организованного обучения. Большую часть знаний они получают другими путями [7]. Данная статья обобщает результаты социологического опроса среди почти удвоенного количества респондентов (256 чел.) и отражает выявленную зависимость между социальным статусом социальных субъектов и их отношением к знаниям.

Естественно и логично предположить, что от объёма, глубины знаний и умений их оперативно использовать в решении практических задач во многом зависит престиж человека и социальных групп в общественном окружении, их социально-психологический комфорт, востребованность на рынке труда и в общении. В народе всегда ценились и ценятся знающие люди.

В научной литературе проблемы социального расслоения, социального статуса и престижа отражены в трудах по результатам изучения социальной стратификации М. Вебера [1], З.Т. Голенкова [5], Н. Смелзера [9], П. Сорокина [10], О.И. ШкаратанаиВ.И. Ильина [13], других ученых. Вопросам исследования категории «знание» посвящены работы JI.Г. Ионина [2], А.Н. Малинкина [4], JI.H. Москвичёва [6], А.И. Трушкевича [12] и др.

Сотрудники лаборатории региональных социальногуманитарных исследований Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН задались целью выявить, как проявляется зависимость между социальным статусом и отношением к знаниям среди работающего населения конкретной территории - ЕАО.

Для ЕАО исследование зависимости между отношениями к знаниям и социальным статусом её жителей зна-

чимо с точки зрения решения задач развития системы образования и поиска путей удовлетворения потребностей населения в знаниях. Дополнительным аргументом в обосновании актуальности исследования является то, что таковые на территории области еще не проводились. Сотрудники лаборатории региональных социально-гума-нитарных исследований Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН задались целью выявить, как проявляется зависимость между социальным статусом и отношениями к знаниям среди работающего населения конкретной территории - ЕАО.

Основными методами для достижения обозначенной цели явились социологический опрос населения и анализ его результатов путём сопоставления статистических показателей отношения социальных субъектов к знаниям и их социальным статусом. Выборка опрошенных составляла 256 человек и в значительном приближении представляла собой модель генеральной совокупности работающего населения территории в соответствии с возрастом, полом, распределением по сельским и городским населённым пунктам, базовому формальному образованию, профессиям и сферам трудовой занятости. Процентное соотношение мужчин и женщин 63 и 37 % соответственно. Опрошено 6 возрастных категорий: от 18 до 24 лег (15 %), от25 до 34 (23 %), от35 до 44 (30 %), от 45 до 54 (22 %), от 55 до 64 (8 %), от 65 и старше (2 %). Городское население составляет 69 % респондентов, сельское - 31 %. Из всех статусных показателей выделены занимаемые должности и выполняемые виды работ, которые и сами респонденты считают основными показателями своего социального статуса. В результате определились следующие группы:

- руководители высшего звена - 4 %;

- руководители среднего звена - 16 %;

- работники высокой квалификации - 22 %;

- работники средней квалификации - 47 %;

- малоквалифицированные работники - 8 %;

- работники сферы инновационных технологий -1 %.

По уровням формального образования респонденты, относящие себя к руководящим должностям, работникам высокой и средней квалификации, а также к сфере инновационных технологий, как правило, имеют среднее и высшее профессиональное образование. Среди малоквалифицированных работников - респонденты с общим основным или полным средним и начальным профессиональным образованием (табл.).

Из таблицы видно, что высокостатусные позиции занимают около 78 % опрошенных. При этом формально высшее профессиональное образование среди них имеют 45,4 %, среднее профессиональное - 26,4 %. Очевидно, другие занимают высокий социальный статус не на основании своего формального образования, а на основании имеющихся у них фактических знаний.

Респондентам было предложено оценить имеющееся у них формальное образование в сравнении с образованием своих предков. Выявлено, что 47 % респондентов на момент их опроса оценили свое образование выше базового образования своих родителей, 30 % - ниже, 22 % - как такое же, 1 % затруднились ответить. Иначе говоря, имеет место рост образования потомков по сравнению с образованием их предков.

При самооценке уровня своих знаний респонденты в большинстве своём считают их вполне достаточными для успешной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в более широком смысле слова. В то же время 71 % из них высказал намерения пополнять свои знания. Независимо от фактически выполняемой работы, значительная часть опрошенных считает важными для своей жизнедеятельности юридические, экономические, психологические знания, знания о человеке и его здоровье, об отношениях между людьми (рис. 1).

Анализ результатов проведённого опроса позволил выявить, из каких источников и в каких формах респонденты предпочитают пополнять свои знания. В наибольшем числе ответов отмечены в качестве таких источников средства массовой информации (СМИ), далее по убыванию относительного числа отмечаются: общение с другими людьми, интернет-ресурсы, книги, различного рода обучающие курсы, консультации специалистов, наблюдение окружающей среды и иные (рис. 2).

В то же время значительная часть респондентов (55 %) для наращивания своих знаний хотела бы, чтоб для этого были организованы различного рода курсы переподготовки и повышения квалификации, почти столько же (54 %) хотели бы иметь больше возможностей для самообразования. Параллельно с этим высказывались желания продолжить своё обучение в образовательных учреждениях более высокого уровня, включая магистратуру, аспирантуру и докторантуру - 38 %, в кружках по интересам и в учреждениях дополнительного образования - 5 % опрошенных.

Таблица

Соотношение должностей по уровню образования населения ЕАО

Должность Образование (%)

общее полное среднее начальное профессиональное (ПТУ) среднее профессиональное (колледж, техникум, военное училище) высшее профессиональное

Руководители высшего звена - - 1 3

Руководители среднего звена - - 5 9

Работники высокой квалификации - 1 2 17

Работники средней квалификации 2 5 18 16

Малоквалифицированные работники 3 2 2 1

Работники сферы инновационных технологий - - 0,4 0,4

Рис. 1. Распределение ответов респондентов относительно необходимости различных знаний в их жизнедеятельности

Среди опрошенных большинство связывают свой социальный статус с профессиями и соответствующими должностными регламентами. В то же время даже частично реализовавшиеся в своей профессии (37 %) и намеревающихся реализоваться в будущем (11 %) не считают таковую престижной в данный момент. 41% респондентов относят свою профессию к разряду престижных, и это в основном руководители высшего звена (3 %) и работники высокой квалификации (11 %), а руководители и специалисты среднего звена (7 и 22 % соответственно) и малоквалифицированные работники (4 %) -менее привлекательной.

Сопоставление профессий респондентов и самооценок их престижности позволило установить, что эти показатели более всего коррелируют у юристов, бухгалтеров и госслужащих. Наименее престижными считают свои профессии опрошенные преподаватели и учителя, экономисты, официанты, продавцы. Причиной заниженного престижа профессий большинство из них -75 % считают неадекватную трудовым затратам и общественной значимости их профессий оплату труда, и только 25 % считают эту оплату соответствующей.

За время своей трудовой биографии более половины респондентов когда-либо меняли свою профессиональную деятельность, 47 % не делали этого ни разу. Среди выделенных профессионально-должностных групп смена деятельности происходила преимущественно от одного до трех раз. О своих намерениях изменить профессию в будущем высказались 20 % респондентов, среди которых более половины (11%) работники средней квалификации. 48 % не имеют таких намерений. Однако 27 %

не исключают возможности смены своей профессии, связывая данный факт с возникновением новых или непредвиденных обстоятельств.

Социальный статус определяется не только престижностью профессии, но и ее общественной значимостью. Так 75 % опрошенных оценивают свою профессию как социально-полезную и значимую. Кроме того, 71 % респондентов считает, что их профессия более значима на сегодняшний день, чем профессия их родителей, 25 % более значимыми считают профессии своих родителей и лишь 3 % - равнозначными.

Таким образом, сопоставлено отношений некоторых показателей социального статуса и знаний среди работающего населения в ЕАО позволяет сделать следующие выводы:

- знания являются не только личностной характеристикой социальных субъектов, но и выполняют важную функцию повышения их социального статуса;

- социальный статус зависит не только от уровней и профилей формального образования общественных субъектов, но и от их фактических знаний;

- фактические знания социальные субъекты получают не только путём организованного обучения в образовательных институтах, но и самостоятельно взаимодействуя с доступными им источниками информации;

- большинство социальных субъектов имеет намерение повышать свой социальный статус и связывает это со стремлением пополнять свои знания.

Установление зависимости между знаниями, отношениями к ним социальных субъектов и их социальным статусом является неотъемлемой частью исследования

Рис. 2. Предпочтения респондентов в отношении источников пополнения знаний

современного информационного общества, развитие которого обусловлено не столько «экономикой фабричных труб» с преобладанием массового производства, сколько «экономикой, основанной на интеллектуальном труде, человеческом капитале» [8].

Печатается в рамках проекта М 09-1-П 28-01 «Социальная структура населения российского Дальнего Востока по профилям и уровням знаний» и при финансовой поддержке ДВО РАН.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.804 с.

2. Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 431с.

3. Кравченко А.И. Социология. Общий курс: Учеб. пособие для вузов. Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова [Электрон, ресурс]: http://lib.socio.msu.ni/l/library7e].

4. Малинкина А.Н. Социология знания и современное «общество знания» [Электрон, ресурс]: http:// www.nir.ru/sj/sj/sj2-02mal.html.

5. Модернизация социальной структуры российского общества / Отв. ред. З.Т. Голенкова. М.: Институт социологии РАН, 2008.287 с.

6. Москвичёв Л.Н. Знания о мире и мир знаний. М.: Педагогика, 1989.128 с.

7. Никитенко В.Н. Пилотное исследовании соотношения уровней знаний, образования и сфер трудовой занятости населения Еврейской автономной области//Региональные проблемы. 2009. № 12. С. 60-63.

8. Полозков, С.; Семёнов, Т. Исследование различного влияния знаний и информации на развитие общества// Экономист. 2005. №2. С. 46-50.

9. Смелзер Н. Социология. М. : Феникс, 1994. 427 с.

10. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М. : Политиздат, 1992.543 с.

11. ТернерБ. Статус. [Электрон, ресурс] /Перевод с англ. и редакция В.И. Ильина. Доступно из URL: http: // www. socnet. narod. ru / library / authors / Ilyin / hrest / temer.htm.

12. Трушкевич А.И. От информации к знаниям. [Электрон. ресурс]: http://www.elitarium.ru/2007/02/14/ ot_informacii_k_znanijam.html.

13. Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ М.: ГУ ВШЭ, 2006. 468 с.

14. Ященко Л. А. Зачем я знаю то, что я узнал(а) в университете? (Результаты социологического опроса студентов БГУ) [Электрон, ресурс]: http:// www.charko.narod.ru.

In the article we reveal interdependence between social status of individuals and their standard of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.