Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВЛАДИМИРСКОГО ОТДЕЛА ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД'

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВЛАДИМИРСКОГО ОТДЕЛА ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Императорское Православное Палестинское общество / Владимирский отдел / социальный состав / конец XIX — начало XX в. / Imperial Orthodox Palestinian Society and its Vladimir branch / social makeup / end of 19th — beginning of 20th centuries

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Игорь Владимирович

Статья посвящена исследованию социального состава Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества в дореволюционный период. На основе опубликованных отчетов о деятельности организации прослеживается динамика изменения численности ее членов. Проведенный анализ показал, что количество членов во Владимирском отделе ИППО было близко к среднему по всем епархиальным отделам Общества. В изменении количественного состава Владимирского отдела прослеживаются те же тенденции, что и в других отделах — быстрый рост в первые три года сменяется с 1905 г. устойчивым снижением. В статье обозначаются причины, обусловившие снижение числа членов организации в изучаемом регионе. Обращается внимание на то, что одной из них могла стать смерть архиепископа Сергия, возглавлявшего Владимирское отделение ИППО с момента его создания, повлекшая распад системы личных связей, которые играли большую роль в привлечении новых членов. На основе собранных данных о социальном положении членов Владимирского отдела ИППО проанализирован социальный состав организации, выявлено представительство различных сословных групп. Специфика социального состава определялась тем, что Общество ассоциировалось с религиозной активностью, и к нему в первую очередь присоединялись те, кто был теснее связан с Церковью, а именно духовенство и купечество, представители которого активно участвовали в церковной благотворительности. Остальные сословные группы представлены заметно меньше. Светские члены составляли большинство во Владимирском отделении ИППО, но доля духовенства постепенно росла. Отмечается, что большие членские взносы и избирательное приглашение к вступлению новых членов определяли элитарный характер Общества. Это, с одной стороны, обеспечивало высокий статус членства, но, с другой стороны, ограничивало возможности организации работы Общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузнецов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MAKE-UP OF VLADIMIR BRANCH OF IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

The article studies the social make-up of Vladimir branch of the Imperial Orthodox Palestinian Society in the pre-revolutionary period. On the basis of published reports on the activities of the organisation, the dynamics of changes in the number of its members has been traced. The analysis showed that the number of members in Vladimir branch of the Palestinian Society was close to the average for all reginal departments of the Society. The trends, revealed in the changes of the quantitative composition of Vladimir department were similar to the other departments: rapid growth in the first three years was followed by a steady decline since 1905. The study * The study was funded by the Russian Foundation for Fundamental Research as part of the project no. 21-09-41007\21 “Vladimir Branch of Imperial Orthodox Palestinian Society: Historical Experience and Present-Day Prospects”. identifies the reasons for the decline in the number of members of the organisation in the studied region. Attention is paid to the fact that one of the reasons could be the death of Archbishop Sergius, who headed Vladimir branch of the Palestinian Society since its creation; this led to the collapse of the system of personal ties that played a major role in attracting new members. Based on the collected data on the social status of members of Vladimir branch of the Palestinian Society, the social composition of the organisation was analysed, the representation of various social groups was revealed. The specifics of the social composition was determined by the fact that the Society was associated with religious activity, and those who were more closely connected with the Church, joined the Society first of all. Those groups were the clergy and merchants, who actively participated in church charity. The other social groups are significantly less represented. Secular members made up the majority in Vladimir branch of the Palestinian Society, but the percentage of the clergy gradually grew. It is noted that high membership fees and the selective invitation of new members determined the elite nature of the society. This, on the one hand, ensured a high status of membership, but, on the other hand, limited the possibilities of organising the work of the society.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВЛАДИМИРСКОГО ОТДЕЛА ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 115. С. 66-78 БО!: 10.15382МигП2023115.66-78

Кузнецов Игорь Владимирович, канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных и правовых дисциплин Владимирского государственного университета, Муромский институт (филиал) Россия, г. Муром ikuz11@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-1381-9627

Социальный состав Владимирского отдела

Императорского Православного Палестинского

«_» _ *

общества в дореволюционный период

Аннотация: Статья посвящена исследованию социального состава Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества в дореволюционный период. На основе опубликованных отчетов о деятельности организации прослеживается динамика изменения численности ее членов. Проведенный анализ показал, что количество членов во Владимирском отделе ИППО было близко к среднему по всем епархиальным отделам Общества. В изменении количественного состава Владимирского отдела прослеживаются те же тенденции, что и в других отделах — быстрый рост в первые три года сменяется с 1905 г. устойчивым снижением. В статье обозначаются причины, обусловившие снижение числа членов организации в изучаемом регионе. Обращается внимание на то, что одной из них могла стать смерть архиепископа Сергия, возглавлявшего Владимирское отделение ИППО с момента его создания, повлекшая распад системы личных связей, которые играли большую роль в привлечении новых членов. На основе собранных данных о социальном положении членов Владимирского отдела ИППО проанализирован социальный состав организации, выявлено представительство различных сословных групп. Специфика социального состава определялась тем, что Общество ассоциировалось с религиозной активностью, и к нему в первую очередь присоединялись те, кто был теснее связан с Церковью, а именно духовенство и купечество, представители которого активно участвовали в церковной благотворительности. Остальные сословные группы представлены заметно меньше. Светские члены составляли большинство во Владимирском отделении ИППО, но доля духовенства постепенно росла. Отмечается, что большие членские взносы и избирательное приглашение к вступлению новых членов определяли элитарный характер Общества. Это, с одной стороны, обеспечивало высокий статус членства, но, с другой стороны, ограничивало возможности организации работы Общества.

© Кузнецов И. В., 2023.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-09-41007\21 «Владимирское отделение Императорского Православного Палестинского Общества: исторический опыт и современные перспективы».

И. В. Кузнецов

Ключевые слова: Императорское Православное Палестинское общество, Владимирский отдел, социальный состав, конец XIX — начало XX в.

Пореформенный период развития российского общества характеризуется ростом общественной активности и развитием институтов гражданского общества, в том числе и на региональном уровне. Данный процесс происходил как «снизу», когда власти поддерживали создание и деятельность организаций, не противоречащих официальным интересам, так и «сверху», когда на местах открывались отделы организаций, созданных по инициативе представителей власти.

Одной из организаций, решавших задачи взаимодействия власти и общества, стало созданное в 1882 г. Православное Палестинское общество, которое возникло при участии членов императорской фамилии, а в 1889 г. получило статус Императорского. Основной задачей Общества стала культурно-просветительская и миссионерская деятельность по укреплению связей России со Святой Землей. Решение этой задачи предполагало создание региональных организаций Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), способствующих организации массового паломничества и привлечению активистов и дополнительных материальных средств для работы Общества. Поэтому в середине 1890-х гг. активно разворачивается процесс создания губернских отделов ИППО.

В современных условиях изучение и использование опыта их деятельности может способствовать более эффективному удовлетворению духовных запросов населения, связанных со Святой Землей, и лучшей организации общественной активности в этом направлении. Актуальность исследования также определяется тем, что на современном этапе особенно важно уделять большее внимание изучению работы Общества в русской провинции, где оно наиболее тесно взаимодействовало с самыми широкими слоями населения. Выявление состава местных отделов будет способствовать лучшему пониманию факторов, определявших взаимодействие власти и общества на рубеже XIX—XX вв.

Деятельность Императорского Православного Палестинского общества и его местных отделений только сравнительно недавно стала привлекать внимание исследователей, получивших в период перестройки возможность объективного изучения и оценки религиозно-общественных организаций. Возрождение активной работы Общества способствовало возрастанию интереса к его истории, что нашло отражение в появлении целого ряда работ, посвященных как общим вопросам истории ИППО, так и деятельности его местных органов.

Среди общих исторических исследований деятельности Общества и его руководителей особое место занимают труды Н. Н. Лисового1. Наибольшие успехи в изучении деятельности местных епархиальных отделов Общества были достигнуты в исследовании истории епархиальных отделов ИППО на Урале и в Западной Сибири2. В этих работах дан глубокий анализ различных направлений

1 См.: Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006; Он же. Императорское Православное Палестинское Общество: XIX—XX—XXI вв. // Отечественная история. 2007. № 1. С. 3—22.

2 См.: Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Императорское Православное Палестинское Общество в культурной среде российской провинции. М., 2014; Нечаева М. Ю. Региональные отделы Императорского Православного Палестинского общества на Среднем Урале в контексте

работы Общества и представлен широкий круг материалов, служащих основой анализа социального портрета членов ИППО в регионе.

В изучении деятельности Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества следует отметить исследования профессора К. Е. Балдина3. Он отмечает, что местные отделения ИППО стремились привлекать в свои члены представителей разных слоев общества, предоставляя им возможность выбирать удобные формы участия в реализации целей Общества. К. Е. Балдин констатирует, что у членов Общества были разные мотивы для присоединения к нему, и указывает на то, что они участвовали в работе ИППО, исходя из своих возможностей и имеющегося профессионального опыта. Однако эти выводы нуждаются в дальнейшем обосновании посредством сравнительного анализа социальных характеристик членов Общества, принадлежащих к различным социальным слоям, что свидетельствует о необходимости продолжить исследования истории местных отделов Императорского Православного Палестинского общества.

Инициатива их создания исходила от председателя Общества, великого князя Сергея Александровича, в форме высочайших рескриптов, адресованных епархиальным архиереям Русской Православной Церкви. В таком порядке был организован в апреле 1895 г. и Владимирский отдел ИППО, ставший одним из первых региональных отделов.

Созданию отдела предшествовала предварительная подготовительная работа, организованная архиепископом Владимирским и Суздальским Сергием. Она включала распространение информации об Императорском Православном Палестинском обществе и подбор необходимого числа участников для учреждения отдела. По инициативе архиепископа Сергия во «Владимирских епархиальных ведомостях» были опубликованы руководящие документы Общества, дающие представление о его целях. Одновременно глава епархии подыскал 19 человек, пожелавших принять участие в Обществе. Вместе с восемью жителями Владимирской губернии, вступившими в ИППО ранее, они образовали первоначальный состав Владимирского отдела. Первые три года существования Владимирского отдела ИППО отмечены быстрым ростом числа его членов. С

развития общественных религиозных организаций в конце XIX — начале ХХ в. URL: http:// ippo.ru/old/history/rs/ural/8/index.htmI (дата обращения: 30.09.2023); Микитюк В. П. Светский актив Императорского Православного Палестинского общества в Пермской губернии. URL: http://www.ippo.rU/old/history/rs/ural/4/index.htmI (дата обращения: 30.09.2023); Микитюк В. П. Палестинское общество и предприниматели Среднего Урала (конец XIX — начало XX в.). URL: https://www.ippo.rU/old/history/rs/ural/9/index.html (дата обращения: 30.09.2023); Цысь В. В., Цысь О. П. Отделы Императорского Православного Палестинского Общества в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в.: основные направления, содержание и результаты деятельности. Нижневартовск, 2014.

3 См.: Балдин К. Е. Создание местных организаций Императорского Православного Палестинского Общества (1890-е гг.) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: «Гуманитарные науки». 2012. № 4 (12). С. 8—16; Он же. Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в Шуйском уезде в конце XIX — начале XX в. URL: http://www.ippo.ru/old/history/rs/centr/1/index.html (дата обращения: 30.09.2023); Он же. Создание Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (1895 г.). URL: https://ros-vos.net/sr/rs/1/vladimir/2/ (дата обращения: 30.09.2023).

1895 по 1898 г. оно увеличилось с 19 до 89 человек. Подобная тенденция была характерна для большинства епархиальных отделов4. Затем численность отдела стабилизировалась и незначительно возрастала, достигнув максимума в 1902 г., когда состояли 94 члена5, что соответствовало средней численности членов по всем 44 отделам Общества6. В это время Владимирский отдел занимал 15-е место среди всех отделов ИППО по числу состоявших в нем членов.

Дальнейшая динамика изменения числа членов Владимирского отдела ИППО совпадает с той, которая отмечена исследователями по материалам других отделов. После 1904 г. количество членов постоянно уменьшалось. В 1910 г. оно составило 577, а в 1915 г. — 46 человек8. Исследователями назывались различные причины этого явления. А. В. Сапсай обращает внимание на высокие размеры членских взносов и повышенные требования, предъявляемые к членам ИППО9. М. Ю. Нечаева указывает на действие целого ряда причин, среди которых выделяет «энергичность» деятельности активистов Общества10. В. В. Цысь и О. П. Цысь в качестве основной причины называют то, что после 1905 г. значительно расширились возможности проявления общественной активности и усилилась конкуренция со стороны других общественных организаций, цели которых представлялись более актуальным11.

Со всеми этими соображениями нельзя не согласиться. Действительно, Руководящие правила для местных отделений предъявляли высокие требования к идейному и нравственному облику кандидатов на вступление и требовали их тщательного отбора руководством отделов. Помимо строгого отбора доступ в Общество ограничивали и высокие членские взносы (не менее 10 руб. в год). Пожизненное членство требовало единовременного взноса не менее 200 руб. Эти нормы устанавливались Уставом ИППО и скорее соответствовали реалиям столиц, чем провинции. Поэтому даже те представители духовенства и местной интеллигенции, которые принимали постоянное участие в мероприятиях Владимирского отдела ИППО, не имели членства в нем. Примером могут служить

4 См.: Нечаева М. Ю. Императорское Православное Палестинское Общество: численность и состав членов в конце XIX — начале XX в. // Актуализация исторического знания и исторического образования в современном обществе: Ежегодник. XVII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. Екатеринбург, 2013. Ч. II. С. 490—491; Цысь В. В., Цысь О. П. Указ. соч. С. 50.

5 См.: Отчет о деятельности Владимирского Отдела ИППО за 1901/1902 год // Владимирские епархиальные ведомости. 1902. 15 апр. (№ 8). С. 151-153.

6 См.: Нечаева М. Императорское Православное Палестинское Общество: численность и состав... С. 488-489.

7 См.: Отчет о деятельности Владимирского Отдела ИППО за 1909/1910 год // Владимирские епархиальные ведомости. 1910. 1 мая (№ 18). С. 7-8.

8 См.: Отчет о деятельности Владимирского Отдела ИППО за 1914/1915 год // Владимирские епархиальные ведомости. 1915. 25 апр. (№ 17). С. 7-8.

9 См.: Сапсай А. В. К вопросу о динамике численности и состава православных общественных организаций во второй половине XIX — начале XX в. (на примере Пермской епархии) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 36-51.

10 См.: Нечаева М. Ю. Указ. соч. С. 492.

11 См.: Цысь В. В., Цысь О. П. Указ. соч. С. 50-51.

смотритель Муромского духовного училища К. А. Вознесенский и его помощник Н. П. Травчетов, ежегодно проводившие чтения о Святой Земле в г. Муроме12. Такой подход к членству в ИППО, с одной стороны, поддерживал его высокий социальный и нравственный статус, но, с другой стороны, ограничивал возможности расширения социальной базы и сфер деятельности.

В то же время динамика членства во Владимирском отделе обнаруживает, что в период Первой русской революции 1905-1907 гг. в Императорском Православном Палестинском обществе началась смена поколений. Представители старшего поколения умирали, а молодое поколение находило для себя более актуальные направления и формы общественной деятельности, а потому не проявляло интереса к вступлению в Общество. После 1905 г. во Владимирском отделе не было принято ни одного нового члена. В поисках выхода Владимирский отдел, как и ряд других, высказался в поддержку инициативы о снижении вступительных взносов, но идея сделать Общество более демократичным не была принята Советом ИППО.

Применительно к динамике численности Владимирского отдела можно высказать еще одно предположение, наряду с другими причинами объясняющее снижение числа членов. Работа по привлечению новых членов была построена на личных связях и знакомствах епархиальных архиереев, непосредственно обращавшихся к намеченным кандидатам с предложением о вступлении в Общество. Поэтому, как представляется, после смерти архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия в ноябре 1904 г. новому председателю, прибывшему из другой епархии, нужно было заново налаживать личные отношения, а это затрудняло подбор кандидатов и убеждение их вступить в Общество на фоне общего падения интереса к религиозно-просветительской деятельности. Преемники Сергия ориентировались главным образом на представителей духовенства, с которыми они общались чаще и ближе, и это оказывало влияние на социальный состав Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества.

Как и в других епархиальных отделах ИППО, во Владимирском отделе ббльшая часть членов относилась к двум социальным группам — духовенству и купечеству, которые вместе составляли до 90% участников Общества13. Соотношение этих групп было связано с общей динамикой состава. В начальный период своего существования Владимирский отдел характеризуется преобладанием светских членов, среди которых представители купечества находились в заметном большинстве. Из 19 человек, пожелавших вступить во Владимирский отдел ИППО при его основании, только трое имели духовный сан (15,8%), а купцов насчитывалось двенадцать (63,1%). Они представляли исключительно купече-

12 См.: Отчет о деятельности Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского общества за 4-й год его существования // Владимирские епархиальные ведомости. 1899. 15 мая (№ 10). С. 183; Отчет о деятельности Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского общества за 8-й год его существования // Владимирские епархиальные ведомости. 1903. 15 мая (№ 10). С. 220-221.

13 Здесь и далее рассчитано автором по ежегодным отчетам Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества, опубликованным во «Владимирских епархиальных ведомостях» за 1896-1915 гг.

ство губернского города, имели высокую репутацию в обществе и активно занимались благотворительностью, многие состояли церковными старостами. Такой набор характеристик и в дальнейшем будет отличать купцов и фабрикантов, присоединявшихся к отделу ИППО во Владимирской епархии.

В следующие три года быстрый рост числа членов Владимирского отдела ИППО обеспечивался в первую очередь за счет купечества. В этот период стараниями архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия в составе Отдела были собраны купцы и фабриканты, принадлежащие к самым известным в губернии торгово-промышленным династиям, таким как Гарелины, Каретниковы, Балины, Ганшины, Бурылины, Треумовы, Ясюнинские, входившим в элиту не только владимирского, но и всего российского предпринимательства.

Большинство купцов членов ИППО принадлежали либо к первому, либо ко второму поколениям предпринимательских династий, для которых церковная и общественная благотворительность являлась проявлением благочестия и традиционной формой самоутверждения. Для многих из них вступление в ИППО было не только знаком уважения к просьбе архиепископа Сергия, но и новым направлением их благотворительной деятельности.

Еще отчетливее мотив самоутверждения проявлялся у вступавших в Общество представителей уездного купечества, которые вели дела в удаленных от губернского центра местностях. Так, например, купец 2-й гильдии с. Жайское Муромского уезда Иродион Гаврилович Быков при вступлении в Императорское Православное Палестинское общество внес по 500 руб. и за себя, и за сына Ивана, тогда как большинство крупных фабрикантов ограничивалось единовременным взносом в 200 руб.14 Тем самым он не только демонстрировал свои возможности, но и стремился привлечь внимание епархиального архиерея, которое воспринимал как очень значимое.

В литературе высказывается мнение о том, что местные отделы ИППО сознательно отдавали приоритет приему крупных торговцев и промышленников в расчете увеличить материальные средства Общества за счет пожертвований богатых благотворителей15. Однако анализ отчетов о работе Владимирского отдела показывает, что этот расчет не оправдался. Ни один из крупных промышленников не сделал пожертвований в пользу Общества, хотя все охотно жертвовали на другие нужды. Заметными пожертвованиями отметились только уже упоминавшийся купец Быков (47 руб. 15 коп. единовременно в 1898 г.) и владимирский потомственный почетный гражданин Г. А. Пышкин (с 1904 г. ежегодно вносил от 10 до 25 руб. помимо членского взноса)16.

Количество духовных лиц, принятых в состав Владимирского отдела ИППО, в этот период также росло. В число членов были приняты настоятели монасты-

14 См.: Список членов Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского общества // Владимирские епархиальные ведомости. 1898. 1 мая (№ 9). С. 193.

15 См., например, Микитюк В. П. Палестинское общество и предприниматели Среднего Урала (конец XIX — начало XX в.). URL: https://www.ippo.ru/old/history/rs/ural/9/index.html (дата обращения: 30.09.2023).

16 См.: Отчет о движении денежных сумм Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского общества // Владимирские епархиальные ведомости. 1898. 1 мая (№ 9). С. 192; То же // Владимирские епархиальные ведомости. 1904. 15 мая (№ 10). С. 223.

рей, расположенных на территории епархии, а также несколько настоятелей приходских храмов из Владимира и уездов. Большинство из них долгое время служили в своих приходах и были опытными проповедниками. Некоторые священники прошли учебу в духовных академиях, а протоиерей Михаил Веселов-ский имел степень кандидата богословия17.

В 1902 г., когда число членов Владимирского отдела достигло максимума, на духовенство приходилось 35% от общей численности лиц, состоявших в отделе.

Прекращение приема новых членов и начавшееся сокращение общего числа членов Владимирского отдела ИППО в первую очередь отразились на светской части отдела, которая сокращалась быстрее, чем духовная. Как следствие доля духовных лиц в составе Владимирского отдела постепенно возрастала. В 1907 г. они составили 45,6%, а в 1913 — почти 47%. Как отмечалось ранее, это было связано также с тем, что руководству епархии было проще взаимодействовать с черным и белым духовенством, чем со светскими лицами.

Количество чиновников во Владимирском отделе ИППО было невелико. Они представляли два слоя в составе этой сословной группы — высшую губернскую администрацию и чиновников среднего уровня, служивших преимущественно по части духовного образования. К высшему чиновничеству принадлежали губернаторы и вице-губернаторы, но следует заметить, что во Владимирском отделе они, хотя и имели высокий статус действительных членов, выполняли главным образом представительские функции. В то время, как во многих отделах ИППО губернаторы избирались товарищами председателя, во Владимирской губернии сложилась практика занятия должности товарища председателя викарным епископом. Действительными членами Общества с 1895 по 1904 г. числились два губернатора, М. Н. Тренин и Н. М. Цеймерн, и два вице-губернатора, Н. П. Урусов и С. А. Хвостов18. Позже участие губернских начальников, очевидно, перестало рассматриваться как обязательное. После 1904 г. высшие губернские чиновники среди членов Владимирского отдела ИППО не упоминаются, хотя стоит отметить, что И. М. Леонтьев, служивший владимирским губернатором в 1902—1906 гг., ранее уже состоял в Костромском отделении ИППО и занимал там должность товарища председателя19.

Если членство во Владимирском отделе руководства губернии скорее подчеркивало высокий статус Императорского Православного Палестинского общества и его близость к власти, то вступление в Общество чиновников среднего уровня оказалось весьма полезным для организации текущей работы Владимирского отдела. Среди них особо выделяются В. Г. Добронравов и Н. В. Малицкий, последовательно исполнявшие обязанности секретаря Владимирского отдела

17 См.: Бузыкова В. С. Достойны памяти край свой любящие: Протоиерей Знаменской церкви г. Владимира М. А. Веселовский и его потомки // Старая столица: краеведческий альманах. Владимир, 2020. Вып. 4. С. 38.

18 См. списки членов Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского общества // Владимирские епархиальные ведомости. 1896—1904.

19 Балдин К. Е. Духовно-просветительная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества среди населения Костромской епархии в конце XIX — начале XX в. URL: https://ros-vos.net/sr/rs/1/3/1/?ysclid=lnen2kf1mb818419223 (дата обращения: 30.09.2023).

ИППО. В. Г. Добронравов занимал эту должность с 1894 по 1902 г., а Н. В. Ма-лицкий — с 1902 по 1917 г. В. Г. Добронравов позднее, с 1908 г., вновь был включен в Совет Владимирского отдела ИППО уже в качестве казначея.

В. Г. Добронравов и Н. В. Малицкий представляли лучшую часть провинциального чиновничества, сочетая административную деятельность с активной научно-просветительской и общественной работой. Их биографии имеют много общего. Оба они происходили из семей священников, получили хорошее духовное образование в Санкт-Петербургской духовной академии. На момент вступления в ИППО оба служили преподавателями во Владимирской духовной семинарии и были хорошо известны председателю Владимирского отдела, архиепископу Сергию, высоким уровнем образования, ответственностью и работоспособностью. Именно эти качества обусловили выбор их в качестве секретарей, отвечавших за текущее делопроизводство. В их лице Владимирский отдел получил деятельных сотрудников, а для них самих членство в ИППО помогло им в успешной служебной карьере.

Помимо преподавательской работы В. Г. Добронравов и Н. В. Малицкий были известны в губернии своими краеведческими исследованиями, а Н. В. Малицкий с 1903 г. был еще и редактором «Владимирских епархиальных ведомостей». Такие люди, как В. Г. Добронравов и Н. В. Малицкий, несомненно, могли бы серьезно помочь налаживанию взаимодействия с местной интеллигенцией, чтобы привлечь ее внимание к деятельности Императорского Православного Палестинского общества и его Владимирского отдела. Однако этот потенциал остался практически нереализованным, во Владимирском отделе ИППО не оказалось представителей ни учительского сообщества, ни других групп социально активной интеллигенции. Скорее всего, это можно объяснить предвзятым отношением к интеллигенции, которая, по мнению руководителей Владимирского отдела ИППО, в своих поисках общественного идеала руководствуется больше либеральными и социалистическими, чем православными идеями.

Обращает на себя внимание то, что в составе Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества мало представителей дворянства. Помимо уже упомянутых губернаторов М. Н. Тренина и Н. М. Цеймер-на, вице-губернаторов князя Н. П. Урусова и С. А. Хвостова к этой сословной группе принадлежали состоявшие членами Общества губернские предводители дворянства М. М. Леонтьев и князь А. Б. Голицын, шуйский уездный предводитель дворянства И. С. Шмидт, а также статский советник В. С. Счастливцев. Можно констатировать, что во Владимирской губернии у наиболее образованного сословия России, которое лучше других было подготовлено к пониманию и популяризации целей ИППО, членство в Обществе не вызвало заметного интереса.

Число женщин во Владимирском отделе ИППО было незначительным и не превышало 6,5% в отдельные годы его существования. До 1902 г. в Отделе были представлены только женщины, не имевшие духовного звания, число которых доходило до четырех. С 1902 г. в составе Отдела появляются и настоятельницы женских монастырей, расположенных на территории епархии. Как и мужчины-настоятели, они присоединялись к Обществу во многом в силу занимаемой долж-

ности. Часть женщин вступала в ИППО вместе с родственниками-мужчинами, как Анна Александровна Гарелина, мать известного иваново-вознесенского фабриканта А. И. Гарелина, вступившая в Общество вместе с сыном, или вдова другого крупного предпринимателя А. Я. Балина Илария Николаевна Балина, присоединившаяся к Обществу с сыновьями Владимиром и Николаем20. Владелица трактира в селе Орехово Покровского уезда П. Ф. Боброва вступила в ИППО самостоятельно, так же, как и владелица имения в селе Сушнево, старшая дочь фабриканта Т. С. Морозова Анна Тимофеевна Карпова, превратившая свое имение в центр общественной и культурной жизни.

Следует упомянуть еще и графиню Прасковью Сергеевну Уварову, состоявшую почетным членом Императорского Православного Палестинского общества. Она формально не принадлежала к его Владимирскому отделу, но часто бывала в своем имении Карачарово в Муромском уезде и активно помогала в организации Палестинских чтений. На ее средства в селе Саваслейка была расширена «для удобства чтений» местная чайная, приобретены книги и картины21.

География проживания членов ИППО во Владимирской губернии расширялась постепенно. В самом начале в него входили исключительно жители губернского города, но уже в 1896-1898 гг. отдел пополняется предпринимателями из разных уездов, преимущественно из Шуйского (Шуя, Иваново-Вознесенск, Тейково), Ковровского, Вязниковского, Покровского, Муромского. То же можно сказать и о представителях духовенства. Члены отдела, как правило, концентрировались в городах, практически не были представлены Судогодский и Ме-ленковский уезды.

Самому старшему из членов Владимирского отдела ИППО на момент вступления исполнилось 72 года. Большинство же членов принадлежало к возрастной группе 50-60 лет и еще обладало достаточным запасом жизненной энергии для работы в Обществе. Более молодые члены, которых можно было бы отнести к новому поколению русских предпринимателей, встречаются редко. К ним можно отнести только владимирского купца Н. Н. Сомова (вступил в 29 лет) и муромского купца И. И. Быкова (вступил, а вернее, записан отцом, в 35 лет). Это еще раз подтверждает, что молодежь, принадлежавшая к верхам владимирского общества, проявляла незначительный интерес к целям ИППО.

Можно утверждать, что динамика социального состава Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского общества и проблемы, с которыми он сталкивался в своем развитии, были достаточно типичны для местных организаций Общества и во многом определялись патерналистской моделью выстраивания взаимодействия с населением «сверху». В такой модели целевая аудитория рассматривалась почти только как пассивный объект для попечения со стороны верхов общества и восприятия информации, передаваемой центральными властями через местные отделы.

20 См.: Список членов Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского общества // Владимирские епархиальные ведомости. 1896. 1 апреля (№ 7). С. 123; Список членов Владимирского Отдела Императорского Православного Палестинского общества // Владимирские епархиальные ведомости. 1897. 15 апр. (№ 8). С. 170.

21 Государственный архив Владимирской области. Ф. 556. Оп. 1. Д. 4466. Л. 7.

В течение XIX в. эта модель реализовывалась в России в сфере религиозно-просветительской и благотворительной деятельности, где самодержавие не воспринимало гражданские инициативы как угрозу и было готово дать общественным организациям возможность удовлетворять духовные и социальные запросы различных слоев русского общества под своим контролем. До отмены крепостного права подобная модель формирования гражданского общества в нашей стране не имела серьезных альтернатив из-за концентрации основной части финансовых и материальных ресурсов в руках царской семьи и дворянской аристократии, а также низкого уровня духовной и социальной активности большинства населения.

Однако с началом буржуазной модернизации России в пореформенный период сложилась и стала распространяться модель развития институтов гражданского общества «снизу», независимо от государственной власти. В этих условиях устойчивость власти и возможность предотвратить революционный взрыв определялись как готовностью самодержавия изменяться, адаптируясь к новым реалиям, так и способностью генерировать и проводить через новые общественные организации значимые идеи, способные переориентировать социально-активные слои общества в столицах и в провинции на конструктивный диалог с властью. Рассматривая Императорское Православное Палестинское общество с этой точки зрения, следует признать, что его создание и развитие шло по уже сложившейся традиционной схеме и не позволяло в полной мере решать эту первостепенную задачу, что подтверждает практика работы его региональных отделов, в том числе и Владимирского.

В целом Владимирский отдел достаточно успешно справлялся с первоочередной задачей, поставленной Советом ИППО, — доносил до широких масс населения информацию о Святой земле и деятельности Императорского Православного Палестинского общества. В этом помогли накопленный ранее опыт организации народных чтений и выбор содержания и форм проведения бесед о Святой Земле с учетом местных условий и возможностей.

Однако руководители Владимирского отдела, как и других отделов ИППО, видели себя прежде всего в роли проводников-исполнителей указаний Совета Общества, обычно ограничиваясь лишь исполнением принятых в столице решений. Поэтому они больше ориентировались на удовлетворение ожиданий центрального руководства, чем на выдвижение новых идей. В социальном составе это выражалось в консервативной практике привлечения благонадежных слоев населения. Вместе с высокими членскими взносами это определяло элитарный характер Владимирского отдела ИППО, вне которого оказались представители крестьянства и малообеспеченные слои местной интеллигенции, а именно в этих слоях к концу XIX в. заметно выросли духовные запросы и потребность в общественной деятельности. Лишение их возможности активно влиять на содержание и методы работы Общества снижало эффективность реализации основной задачи Императорского Православного Палестинского общества — обеспечить стабильность российского общества через пробуждение в народе истинных религиозных чувств.

Консервативно-религиозная идеологическая направленность Общества привлекала в его местные организации представителей духовенства и старшего

поколения купечества, но в начале XX в. она уже была мало привлекательна для нового поколения предпринимателей, видевших другие, более актуальные общественные задачи, и влияние местных архиереев было недостаточным, чтобы привлечь их в ИППО. Поэтому в составе Владимирского отдела, как и повсюду, росла доля духовных лиц, а основная часть его работы перекладывалась на приходское духовенство, и без того уже загруженное разнообразными обязанностями. Это снижало качество деятельности, да и сама работа ИППО на местах растворялась в повседневных делах приходских священников и приобретала эпизодический характер.

При этом внутри самого духовенства тоже зрели запросы на перемены, на местах создавались демократичные по составу православные братства и другие религиозные организации, самостоятельно определявшие направления своей деятельности. Они были ближе и местному духовенству, и населению, что отодвигало Императорское Православное Палестинское общество как агента влияния на общество на второй план.

Годы Первой русской революции стали переломным моментом, когда население Российской империи сделало выбор в пользу новой модели развития гражданского общества, а деятельность ИППО на местах постепенно стала затихать, что отразилось и на его Владимирском отделе.

Список литературы

Балдин К. Е. Деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в Шуйском уезде в конце XIX — начале XX в. URL: http://www.ippo.ru/old/history/rs/ centr/1/index.html (дата обращения: 30.09.2023). Балдин К. Е. Духовно-просветительная деятельность Императорского Православного Палестинского Общества среди населения Костромской епархии в конце XIX — начале XX в. URL: https://ros-vos.net/sr/rs/1/3/1/?ysclid=lnen2kf1mb818419223 (дата обращения: 30.09.2023).

Балдин К. Е. Создание Владимирского отдела Императорского Православного Палестинского Общества (1895 г.). URL: https://ros-vos.net/sr/rs/1/vladimir/2/ (дата обращения: 30.09.2023).

Балдин К. Е. Создание местных организаций Императорского Православного Палестинского Общества (1890-е гг.) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. № 4 (12). С. 8—16. Бузыкова В. С. Достойны памяти край свой любящие: Протоиерей Знаменской церкви г. Владимира М. А. Веселовский и его потомки // Старая столица: краеведческий альманах. Владимир, 2020. Вып. 14. С. 38—43. Лисовой Н. Н. Императорское Православное Палестинское Общество: XIX—XX—

XXI вв. // Отечественная история. 2007. № 1. С. 3—22. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006. Микитюк В. П. Палестинское общество и предприниматели Среднего Урала (конец XIX — начало XX в.). URL: http://ippo.ru/old/history/rs/ural/9/index.html (дата обращения: 30.09.2023).

Микитюк В. П. Светский актив Императорского Православного Палестинского общества в Пермской губернии. URL: http://www.ippo.ru/old/history/rs/ural/4/index.html (дата обращения: 30.09.2023).

Нечаева М. Ю., Микитюк В. П. Императорское Православное Палестинское Общество в культурной среде российской провинции. М., 2014.

Нечаева М. Ю. Императорское Православное Палестинское Общество: численность и состав членов в конце XIX — начале XX в. // Актуализация исторического знания и исторического образования в современном обществе: Ежегодник. XVII всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. Екатеринбург, 2013. Ч. II. С. 484—500.

Нечаева М. Ю. Региональные отделы Императорского Православного Палестинского общества на Среднем Урале в контексте развития общественных религиозных организаций в конце XIX — начале ХХ в. URL: http://ippo.rU/old/history/rs/ural/8/index.html (дата обращения: 30.09.2023).

Сапсай А. В. К вопросу о динамике численности и состава православных Общественных организаций во второй половине XIX — начале XX в. (на примере Пермской епархии) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 81. С. 36-51.

Цысь В. В., Цысь О. П. Отделы Императорского Православного Палестинского Общества в Западной Сибири в конце XIX — начале ХХ в.: основные направления, содержание и результаты деятельности. Нижневартовск, 2014.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 115. P. 66-78 DOI: 10.15382/sturII2023115.66-78

Igor Kuznetsov, Candidate of Sciences in History, Associate Professor, Head of the Department of Social Sciences, Humanities and Law, Vladimir State University, Murom Institute (Branch) Murom, Russia E-mail: ikuz11@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-1381-9627

Social Make-Up of Vladimir Branch of Imperial Orthodox Palestinian Society in the Pre-Revolutionary Period*

I. Kuznetsov

Abstract: The article studies the social make-up of Vladimir branch of the Imperial Orthodox Palestinian Society in the pre-revolutionary period. On the basis of published reports on the activities of the organisation, the dynamics of changes in the number of its members has been traced. The analysis showed that the number of members in Vladimir branch of the Palestinian Society was close to the average for all reginal departments of the Society. The trends, revealed in the changes of the quantitative composition of Vladimir department were similar to the other departments: rapid growth in the first three years was followed by a steady decline since 1905. The study

* The study was funded by the Russian Foundation for Fundamental Research as part of the project no. 21-09-41007\21 "Vladimir Branch of Imperial Orthodox Palestinian Society: Historical Experience and Present-Day Prospects".

identifies the reasons for the decline in the number of members of the organisation in the studied region. Attention is paid to the fact that one of the reasons could be the death of Archbishop Sergius, who headed Vladimir branch of the Palestinian Society since its creation; this led to the collapse of the system of personal ties that played a major role in attracting new members. Based on the collected data on the social status of members of Vladimir branch of the Palestinian Society, the social composition of the organisation was analysed, the representation of various social groups was revealed. The specifics of the social composition was determined by the fact that the Society was associated with religious activity, and those who were more closely connected with the Church, joined the Society first of all. Those groups were the clergy and merchants, who actively participated in church charity. The other social groups are significantly less represented. Secular members made up the majority in Vladimir branch of the Palestinian Society, but the percentage of the clergy gradually grew. It is noted that high membership fees and the selective invitation of new members determined the elite nature of the society. This, on the one hand, ensured a high status of membership, but, on the other hand, limited the possibilities of organising the work of the society.

Keywords: Imperial Orthodox Palestinian Society and its Vladimir branch, social makeup, end of 19th — beginning of 20th centuries.

References

Baldin K. (2012) "Sozdanie mestnykh organizatsii Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva (1890-e gg.)". Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumani-tarnye nauki, 2012, vol. 4 (12), pp. 8—16 (in Russian).

Buzykova V. (2020) "Dostoiny pamiati krai svoi liubiashchie. Protoierei Znamenskoi tserkvi g. Vladimira M. A. Veselovskii i ego potomki", in Staraia stolitsa: kraevedcheskii al'manakh, Vladimir, vol. 14, pp. 38-43 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tsys' V., Tsys' O. (2014) Otdely Imperatorskogo Pravoslavnogo Palestinskogo Obshchestva vZapadnoi Sibiri v kontseXIX — nachaleXXvv.: osnovnye napravleniia, soderzhanie i rezul'taty deiatel'nosti. Nizhnevartovsk (in Russian).

Lisovoi N. (2007) "Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo: XIX-XX-XXI vv.". Otechestvennaia istoriia, 2007, vol. 1, pp. 3-22 (in Russian).

Lisovoi N. (2006) Russkoe dukhovnoe i politicheskoe prisutstvie v Sviatoi Zemle i na Blizhnem Vostoke v XIX — nachale XXv. Moscow (in Russian).

Nechaeva M. (2013) "Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo: chislennost' i sostav chlenov v kontse XIX — nachale XX vv.", in Aktualizatsiia istoricheskogo znaniia i istoricheskogo obrazovaniia v sovremennom obshchestve. Ekaterinburg, vol. 2, pp. 484-500 (in Russian).

Nechaeva M., Mikityuk V. (2014) Imperatorskoe Pravoslavnoe Palestinskoe Obshchestvo v kul'turnoi srede rossiiskoiprovintsii. Moscow (in Russian).

Sapsai A. (2018) "K voprosu o dinamike chislennosti i sostava pravoslavnykh Obshchestvennykh organizatsii vo vtoroi polovine XIX — nachale XX v. (na primere Permskoi eparkhii)". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi, 2018, vol. 81, pp. 36-51 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 03.05.2022 The article was submitted 03.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.