Научная статья на тему 'Социальный состав и общественная жизнь ранних пуритан в Англии конца XVI начала XVII вв'

Социальный состав и общественная жизнь ранних пуритан в Англии конца XVI начала XVII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2165
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕРЕННЫЙ ПУРИТАНИЗМ / ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПУРИТАНИЗМА В АНГЛИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАННИХ ПУРИТАН / MODERATE PURITANISM / EMERGENCE OF PURITANISM IN BRITAIN / SOCIAL STRUCTURE OF EARLY PURITANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артеменко Светлана Александровна

Данная статья рассматривает становление английского пуританизма. Главный акцент делается на социальном составе вовлеченных в движение пуританизма людей, а также на иных социальных аспектах общественной и личной жизни ранних пуритан: семейных, деловых, церковных, благотворительных, образовательных и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Structure and Public Life of Early Puritans in England at the end of XVI beginning of XVII century

The article considers the formation of English Puritanism. The main emphasis of the article is made on the social structure of people involved in the Puritan movement as well as on other social aspects of public and private life of early Puritans: family, business, clerical, charitable, educational and other aspects.

Текст научной работы на тему «Социальный состав и общественная жизнь ранних пуритан в Англии конца XVI начала XVII вв»

Всеобщая история

С.А. Артеменко

Социальный состав и общественная жизнь ранних пуритан в Англии конца XVI - начала XVII вв.

Данная статья рассматривает становление английского пуританизма. Главный акцент делается на социальном составе вовлеченных в движение пуританизма людей, а также на иных социальных аспектах общественной и личной жизни ранних пуритан: семейных, деловых, церковных, благотворительных, образовательных и пр.

Ключевые слова: умеренный пуританизм, возникновение пуританизма в Англии, социальный состав ранних пуритан.

Причиной появления первых пуритан, их недовольных голосов, призывающих избавиться от «отбросов папизма», стало сохранение вышедшей из-под контроля римского влияния Англиканской церковью всех обрядовых форм католичества при переходе на английский язык богослужения. Изначально новые протестанты-формалисты, недовольные реформой срединного пути Елизаветы, пребывая в лоне англиканской церкви, не помышляли об отделении и организации собственных епархий.

У ранних пуритан не было сильного противника: большая часть английского духовенства, принявшая новую модель англиканского богослужения, не имела ни реальных знаний, ни энтузиазма для борьбы с нарождающимся неореформатским движением. Пуритане первой волны пытались самостоятельно изменить церковный уклад и привести его к единому образцу. В основном их требования касались реорганизации богослужения в церквях, возвращению ее к первоапостольской чистоте и учреждения проповеднического служения. Возврат к простоте и чистоте жизни подразумевал под собой не только соблюдение этого правила в повседневных вопросах (простая одежда, манеры, быт), так и в богослужебных вопросах (простое убранство церкви, отсутствие дорогих одежд на священниках и украшений храмов). Именно по этой причине так истово уничтожали первые пуритане дорогое убранство бывших католических храмов: разбивали статуи, замазывали образа, убирали из обращения свечи и ломали органы. Во всех своих начинаниях каждому человеку, избранному Богом для спасения, следовало придерживаться честности и добропорядочности: как в личных делах, так и в делах общественных,

а также в торговых и деловых, согласно кальвинизму, следовало придерживаться умеренности и честного ведения дел.

Говоря о социальном составе людей, примкнувших к пуританизму, можно отметить неоднозначность мнений историков по поводу большей или меньшей предрасположенности определенных слоев общества к восприятию пуританизма. В исследованиях историков, придерживающихся марксисткой интерпретации, популярность пуританства среди англичан объясняется с экономической точки зрения. По их мнению, кальвинизм как нельзя лучше отвечал интересам буржуазии, особенно в его покровительстве торговле, накоплению богатств, трудолюбии и, в немалой степени, устройством кальвинистской церкви, основой которой являлась религиозная община, возглавляемая выборными старейшинами. «Устройство церкви Кальвина, - писал Ф. Энгельс, - было насквозь демократичным и республиканским; а где уже и царство божие республиканизировано, могли ли там земные царства оставаться верноподданными королей, епископов и феодалов?..» [1, с. 308].

Радению за торжество религиозных и нравственных идеалов истори-ками-марксистами отводится не самая главная роль в истории английской реформации. Религиозные предпосылки, по их мнению, являлись второстепенными, основные же принципы пуританизма определялись нуждами завершавшегося первоначального накопления капитала и задачами борьбы буржуазии против политического и морального авторитета монархии, феодального дворянства и церкви.

Однако, если придерживаться этой точки зрения, встает вопрос о причинах вовлечения в движение пуританизма иных социальных слоев, не относящихся к нарождающемуся классу буржуазии, к тому же нельзя сбрасывать со счетов и то, что идеологами пуританизма изначально были университетские преподаватели и священники, а не представители новой буржуазии - те лишь подхватили согласующуюся с их мировоззрением новую идею и претворили ее в жизнь. Согласно утверждению Л. Стоуна, помимо крупных и мелких торговцев, пуританизм в не меньшей степени привлекал представителей знати, ремесленников, йоменов. Ремесленники, говорит Стоун, были особенно восприимчивы к религиозным влияниям радикального характера, поскольку сидячий характер их труда располагал к философствованиям и размышлениям. Тогда как генераторами и распространителями идей пуританизма среди населения были радикально настроенные преподаватели университетов [9, с. 99-100].

Версия исследователей-марксистов о пуританах как о безжалостных предпринимателях, для которых получение прибыли было сравнимо с выполнением божьих рекомендаций, была опротестована

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Всеобщая история

А. Дж. Диккенсом. Он не отрицает, что среди воспринявших пуританскую мораль и образ жизни было немало предпринимателей, однако утверждает, что хищных предпринимателей среди них на ранних этапах не было вовсе, и лишь на поздних появилось сравнительно небольшое количество пуритан, позволяющих себе думать, что в деле получения прибыли Бог им дал возможность и право действовать сообразно необходимости. Чарлз и Кэтрин Джонс, в свою очередь, утверждают, что в XVI - первой половине XVII вв. пуритане крайне негативно относились ко всем проявлениям капиталистического предпринимательства: к роскоши, ростовщичеству, жадности и обману при заключении сделок, лишь со временем примирившись с окружающими их явлениями капиталистической экономики [2, с. 144]. Эти нормы не только позволяли следить за собственным моральным обликом, но являлись подспорьем в экономической, торговой деятельности: бережливость позволяла сохранять нажитое, осторожность помогала просчитывать риски в заключении сделок, ответственность влияла на поддержание необходимых деловых контактов.

Основание такого отношения к жизни кроется в кальвинистском обосновании бытия человека. Кальвинизм проповедовал мирской аскетизм, накопление богатств не должно было каким-либо образом влиять на простой образ жизни верующего. Р. Гривз, объясняя негативное отношение пуритан к ростовщичеству (займы нуждающимся должны быть беспроцентными), ссылается на женевскую Библию, в комментариях к которой было ясно указано, что ростовщикам грозит Божье наказание. Однако впоследствии, при преемнике Кальвина - Теодоре Безе, эта позиция сменилась на более терпимую.

Диккенс отмечал, что если сравнивать степень вовлечения в пуританизм между жителями деревень и городов, то наибольшее распространение пуританизм получил среди горожан, поскольку для его восприятия необходима была некоторая степень образованности, чего недоставало сельским жителям. Пуританизм, таким образом, сближал не классы и слои общества, а близких по духовному мировосприятию и провозглашаемым нормам общественной и личной морали членов местного сообщества.

При обсуждении вопроса о социальной природе пуританизма современные британские историки склоняются к мнению, что пуританизм лучше укоренялся в наиболее развитых в социально-экономическом отношении районах страны среди представителей формировавшегося в процессе становления капитализма предпринимательского класса, преимущественно из числа горожан. При этом отмечается, что такая взаимозависимость может быть охарактеризована лишь как своего рода

корреляция, а не жесткая причинная связь, поскольку во многих городах, которые даже составляли относительное большинство, пуританизм не имел заметного успеха. Приверженцев пуританизма исследователи находят среди представителей буквально всех социальных групп английского общества, подводя к выводу о том, что это зависело и от индивидуального выбора, а не только от социальной принадлежности человека.

Как было отмечено ранее, к движению пуритан к XVII в. примкнуло довольно много людей из разнообразных социальных слоев английского общества. Однако в XVI в. «очень немногие стали бы хвастаться, что они пуритане» [5, с. 2].

Относительно пуритан в период правления королевы Елизаветы I сложилось весьма невысокое мнение среди интеллектуальной английской молодежи. Настоятельное желание пуритан всех и вся переделать на свой лад, их желание участвовать в чужой личной жизни почиталось за наглость, глупость и лицемерие, им приписывали провоцирование ссор и излишнее любопытство, граничащее с назойливостью. В этом отношении историки любят приводить цитату из «Двенадцатой ночи Шекспира», произнесенную устами сэра Тоби: «Или ты думаешь: раз ты добродетелен, так не бывать на свете ни пирогам, ни вину?». Публицистика начала XVII в. изобилует примерами антипуританских настроений. Бен Джонсон в своих пьесах «Алхимик» и «Варфоломеевская ночь» едко высмеивает образ жизни и мораль пуритан. Так, в «Варфоломеевской ночи» булочник из Бэнбери закрыл свою лавку и забросил ремесло, поскольку его вкусные пироги и булки люди поедали на свадьбах, праздниках и иных недостойных сборищах.

Действительно, отношение пуритан к вопросам морали и этики в любых сферах деятельности человека (в особенности в богослужениях) было крайне серьезным.

Так, пуритане очень щепетильно относились к соблюдению воскресного дня. Историки пытались обосновать подобную важность воскресенья для пуритан. К. Хилл объяснял это экономическими причинами: ритм рабочей недели должен был быть единообразно выдержан, выходной день позволял сохранять и восстанавливать рабочие силы. Лишенные выходного дня работники в итоге могут загубить результат своего труда [4, с. 127]. Существует также вера во второе пришествие Христа, которое свершится в воскресенье, возможно, в какой-то степени это убеждение повлияло на столь настойчивое требование пуританами соблюдения выходного дня. Возможно, выходной день играл роль дисциплинарного надзора, поскольку именно в воскресенья все обязательно собирались на проповедь, где возможно было не только напомнить о заветах Божьих, но

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Всеобщая история

и влиять на отношение прихожан к работе через пропаганду пуританских наставлений в поведении. Такую мысль высказывает и Хилл, считая, что развивающийся капитализм нуждался в методичной переделке менталитета масс [4, с. 208].

В семейном плане пуритане придерживались, в основном, патриархального уклада. Муж являлся главой семьи, женщина находилась в полном его подчинении, основанием чему служили слова Св. Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...»

Детей пуритане воспитывали в строгости и послушании, дети эпохи Реформации - это продукт строгости и суровости своих родителей. Джон Робинсон считал, что гордыня и непослушание должно выбивать из детей силой. Детей следовало воспитывать в уважении к заповедям Божьим, в трудолюбии и разделении жизненных забот их родителей. Однако это не исключало, по мнению П. Коллинса, теплого и доброго отношения между детьми и родителями [Там же, с. 78-79].

В отношении к музыке, живописи, актерскому мастерству, вообще к искусству любого рода пуритане были настроены крайне серьезно. Искусство имело право на существование только в том случае, если имело религиозный подтекст, в противном случае оно служило на пользу распространения предрассудков, учило праздности и легкомыслию. В 1574 г. Елизавета I даровала графу Лейстеру патент, разрешающий ставить театральные представления во всех городах, «в том числе и в нашем городе Лондоне». Возмущенные этим постановлением пуритане вступили в борьбу с нечестивым развлечением, публикуя многочисленные памфлеты и трактаты: «Трактат, в котором игра в кости, танцы, суетные пьесы или интерлюдии и прочее пустое времяпрепровождение, обычное в воскресные дни, разоблачаются авторитетом слова божия и древних писателей» (Нортбрук, 1577), «Школа злоупотреблений» (Стивен Госсон, 1579), «Анатомия злоупотреблений» (Филипп Стэббс, 1583).

Обычные народные гуляния также были не в чести у пуритан, поскольку нарушали четвертую заповедь (обязательное посещение церкви по воскресеньям), несмотря даже на то, что гуляния и народные праздники сплачивали людей, позволяя сохранять добрососедские отношения в локальных сообществах. Именно этот фактор, согласно некоторым исследованиям, выдвигался в качестве основополагающего защитниками народных традиций от давления очистителей мира [3, с. 13].

Пуритане внесли большой вклад в повышение образовательного уровня английского общества. По мнению Стоуна, англичан конца XVI - первой половины XVII вв. отличал более высокий уровень образования по сравнению с прочими нациями [10, с. 41]. Объяснялся подобный рост образования ликвидацией католической монополии на получение знаний, социально-экономическим развитием Англии, требовавшим квалифицированных и образованных служащих, управленцев, исполнителей, а также подъем уровня жизни средних классов, получивших возможности вкладывать средства в образование своих детей. В немалой степени росту уровня образования способствовали пуритане, для которых образование было важной ступенью в развитии полноценной и сильной личности, а также способствовало развитию религиозного самосознания и воспитанию в детях трудолюбия [Там же, с. 71-72]. Пуритане основывали собственные учебные заведения для воспитания новых членов общества в духе и морали пуританизма. В Лондоне в 1596 г. был основан Грешем-колледж, администрацией которого были не духовенство, а миряне: торговцы и купцы. Х.Ф. Кирни, исследуя преподавательский состав колледжа, говорит, что среди преподавателей было довольно много священников, разделявших умеренно-протестантские взгляды. Уровень преподавания в Грешеме мало чем отличался от университетского в основных предметах, но «академическая университетская культура и образование были реорганизованы применительно к нуждам столицы» [6, с. 85].

Вопрос, насколько пуритане были вовлечены в благотворительную деятельность, не выяснен окончательно. У. К. Джордан, изучавший социальную деятельность пуритан в Англии в конце XVI - начале XVII вв., говорит о росте объемов благотворительной деятельности и приписывает этот импульс роста пуританам. В противовес ему Д.М. Пэллизер обращает внимание на произошедшую тогда инфляцию, на фоне которой этот рост становится не таким значительным [7, с. 347]. Согласно исследованию У. Ханта, пуритане осуждали неразборчивую благотворительность, материальной помощи, по мнению пуританских проповедников, заслуживали только смиренные бедняки.

А. Симпсон в своем исследовании «Пуританизм в Старой и Новой Англии» так описывает социальный состав пуритан: «пуритан поддерживали самые разные социальные группы, недовольные существовавшим положением вещей: знать, боровшаяся за привилегии при дворе, джентри, горожане, мелкие ремесленники, а в случае, когда усиливалась угроза со стороны папства, все англичане были более склонны к пониманию позиции пуритан. Настоящие пуритане всегда были меньшинством, но

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Всеобщая история

в обществе существовала масса недовольных, которые питали пуританизм» [8, с. 11-12].

Подобного рода значительная неоднородность социального состава пуритан не могла не привести к расколу общего движения, в результате которого в их среде выделились: умеренное движение пресвитериан и радикальное течение индепендентов-сепаратистов.

Библиографический список

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22.

2. George Ch., George K. The Protestant Mind of the English Reformation, 1570-1640. Princeton, 1961.

3. Goring J. Godly Exercises or the Devil’s Dance? Puritanism and Popular Culture in Pre-Civil War England. L., 1983.

4. Hill Ch. Society and Puritanism in Pre-Revolutionaty England. NY., 1967.

5. Images of English Puritanism. A Collection of Contemporary Sources, 1589-1646. Baton Rouge-L., 1989.

6. Kearney H.F. Puritanism, Capitalism and Scientific Revolution // Past and Present. 1964. № 28.

7. Palliser D.M. The Age of Elizabeth: England under the Later Tudor, 1547-1603. L.-NY., 1983.

8. Simpson A. Puritanism in Old and New England. Chicago, 1955.

9. Stone L. The Causes of English Revolution, 1529-1642. L., 1972.

10. Stone L. The Educational Revolution in England, 1560-1640 // Past and Present. 1964. № 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.