Evrazijskij mir: cennosti, konstanty, samoorganizacija / Pod red. Ju.V. Popkova. - Novosibirsk, 2010. - 449 s.
2. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. - Барнаул, 2006. - 240 с.
Ivanov A.V., Fotieva I.V., Shishin M.Ju. Skrizhali metaistorii: tvorcy i stupeni duhovno-jekologicheskoj civilizacii. - Barnaul, 2006. - 240 s.
3. Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории / Под ред. М.Ю. Шишина, Е.В. Макаровой. - Барнаул, 2010. - 327 с.
Konstanty kul'tury Rossii i Mongolii: ocherki istorii i teorii / Pod red. M.Ju. Shishina, E.V. Makarovoj. - Barnaul, 2010. - 327 s.
4. Монгольский мир: между Востоком и Западом / Под ред. Ю.В. Попкова и Ж. Амарсанаа. - Новосибирск, 2014.
Mongol'skij mir: mezhdu Vostokom i Zapadom / Pod red. Ju.V. Popkova i Zh. Amarsanaa. - Novosibirsk, 2014.
5. Рерих Н.К. Пути благословения. - Минск, 1991. - 456 с.
Rerih N.K. Puti blagoslovenija. - Minsk, 1991. - 456 s.
6. Рерих Н.К. Держава света. - М., 2007. - 245 с.
Rerih N.K. Derzhava sveta. - M., 2007. - 245 s.
Полосина Лидия Витальевна, магистрант 1 курса Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
УДК 94(73).017
ЭНН ХАТЧИНСОН (1591-1643): ЖЕНСКИЙ ВОПРОС ПУРИТАНСТВА
В статье рассматривается краткая биография и основные сведения о жизни английской пуританки Энн Хатчинсон, религиозные убеждения которой привели бостонских пуритан к серьезному разногласию в 1636-1638 гг. в Массачусетсе. Автор показывает также идеи Энн Хатчинсон, рассматривает ее влияние на так называемый «женский вопрос» в США.
С точки зрения автора статьи, идеалами пуританизма была свобода в вероисповедании и мышлении, но эта свобода резко ограничивалась, когда речь за-
ходила о семейных ценностях, морали и нравственности. В итоге сложившееся противоречие нашло свое отражение в борьбе женщин, оперировавших общими для пуритан идеями свободы, за пересмотр консервативных семейных традиций. Таким образом, уже в начале своей истории в Америке получил свою актуальность «женский вопрос».
В результате проделанного исследования делается вывод об особой политической культуре и политическом сознании, сложившихся в Новой Англии в первой половине XVII в., которые нашли отражение в пуританском движении. При этом пуританизм в целом не был расположен к принятию этой культуры. Для пуританской семьи был характерен патриархальный уклад, где муж являлся главой семьи, а женщине отводилась роль домохозяйки, которая должна была полностью подчиняться ему. На примере идей Энн Хатчинсон автор показывает противоречивость пуританизма в Новой Англии: стремление к свободе и равноправию и патриархальный средневековый уклад семьи. Это противоречие характерно и для дальнейшей истории США.
В итоге автор отмечает, что в идеях Э. Хатчинсон и последовавшем за тем движении в ее поддержку проявилось важное противоречие, связанное с борьбой двух культурологических аспектов. Первый был основан на традиционных ценностях, патриархате и закрытости семейной жизни, где женщина не имела и третьей части прав мужчины. Другой аспект был основан на идеях равенства перед Богом всех людей: мужчин и женщин, а значит равных прав и возможностей. Конечно, в пуританизме XVII в. было еще много средневекового, поэтому главными предметами спора были религиозные вопросы, а именно: может ли женщина обсуждать Библию, проповедовать «Слово Божие».
Ключевые слова и фразы: Энн Хатчинсон, пуританизм, Массачусетс, ан-тиномисты, теократия Бостона, свободомыслие.
The article gives a brief biography and basic information about the life of Anne Hutchinson, the religious beliefs which led Boston puritans to serious controversy in 1636-1638, in Massachusetts. The author shows also the ideas of Anne Hutchinson, is considering its influence on so-called "women's question" in the USA.
An ideal of Puritanism was freedom in religion and thinking, but this freedom is sharply limited when it comes to family values, morality and ethics. As a result, such a
contradiction was also reflected in the struggle of women who operated a General for the puritans the ideas of freedom, for reconsideration of the conservative family traditions. Thus, already in the beginning of its history in America for Puritanism received its actuality "women's issue".
In the result of carried out research the conclusion is made about a particular political culture and political consciousness developed in New England in the first half of the XVII century, which is reflected in the Puritan movement. The Puritanism in General was not disposed to adopt this culture. For the Puritan family was a typical Patriarchal lifestyle, where the husband was the head of the family, and the woman was given the role of the housewife who had to completely obey him. For example, the idea of Anne Hutchinson, the author demonstrates the inconsistency of Puritanism in New England: the desire for freedom and equality and Patriarchal, medieval lifestyle of the family. This contradiction is also characteristic of the subsequent history of the United States.
In the ideas of E. Hutchinson and ensuing movement in its support became apparent and important contradiction associated with the struggle of two cultural aspects. The first was based on traditional values, Patriarchy and the closeness of family life, where women had no rights the third part of men. The other aspect was based on the ideas of equality before God of all people: men and women, which means equal rights and opportunities. Of course, the Puritanism of the seventeenth century was still medieval, so the main subjects of dispute were the religious question, namely can a woman interpret Scripture, discuss the Bible, to preach the Word of God.
Key words and phrases: Anne Hutchinson, Puritanism, Massachusetts, Antino-mians, theocracy of Boston, freethinking.
«Господь судит не так, как человек.
Лучше быть изгнанной из церкви, чем отречься Христа».
Энн Хатчинсон
По праву XVII в. считается периодом важнейших изменений в социальной истории стран Западной Европы и Северной Америки. В это время были заложены основы современной социальной структуры этих стран, а также обозначены важнейшие социально-типологические параметры
их дальнейшего общественного развития [8, р. 34]. Социокультурные аспекты истории американского общества в XVII в. исследователи справедливо связывают с идеями пуританизма, получившими широкое распространение в Новом Свете. Сложившаяся в этот период социокультурная ситуация в Новой Англии характеризуется формированием в общественном сознании новых типов осмысления и способов преобразования действительности, которые происходили через призму идей пуританизма.
При этом пуританское движение опиралось на традиционную и средневековую, по сути, стратегию и тактику, связанную с идеалами патриархальной, т.е. «большой» семьи. Важно отметить, что в своей полемике с многочисленными противниками и официальной властью пуритане делали акцент на духовной свободе человека и божественной предопределенности. Идеалами пуританизма была свобода в вероисповедании и мышлении, но эта свобода резко ограничивалась, когда речь заходила о семейных ценностях, морали и нравственности. В итоге сложившееся противоречие нашло свое отражение в борьбе женщин, оперировавших общими для пуритан идеями свободы, за пересмотр консервативных семейных традиций. Таким образом, уже в начале своей истории в Америке получил свою актуальность «женский вопрос».
В наши дни по отношению к женщине строгих нравов, во всем послушной мужчине, сдержанной и консервативной, с высокими моральными принципами, можно услышать такое определение, как «пуританка». Именно таковой была женщина в западном обществе несколько столетий назад, когда пуританизм расширял свои границы не только в Англии, но и Северной Америке, где женщины фактически были исключены из общественной жизни.
Для пуританской семьи был характерен патриархальный уклад, где муж являлся главой семьи, а женщине отводилась роль домохозяйки, которая должна была полностью подчиняться ему [5, с. 45]. Считалось неприличным, если женщина уделяла внимание о своей внешности, поэтому даже внешне женщину-пуританку можно было безошибочно узнать: скромное длинное платье не ярких тонов, прическа без особого изыска и соответствующее поведение в обществе. Женщинам также не разрешалось выступать публично, это противоречило пуританским требованиям семьи и колонии.
В этой связи уместно сравнить пуританских женщин с представительницами высшего общества в Российском государстве, где также господствовал пат-
риархат, а мир женщины ограничивался высоким теремом. В отличие от пуританок русские княгини и боярыни активно пользовались косметикой, но лишь для того, чтобы скрыть свою красоту [3, с. 294-301]. Эта параллель указывает на то, что восприятие женщины, как существа неполноценного, не равного мужчине, являлось поликультурным и характерным для общественного развития и Европы, и России.
В XVII в. этому культурологическому восприятию был впервые брошен вызов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что случилось это в строгом пуританском обществе Новой Англии, отличавшейся особой консервативностью и строгостью нравов. Женщинам-пуританкам с самого начала были отведены границы поведения, которым они должны были придерживаться.
Недовольство сложившейся традицией, вероятно, нарастало в пуританских кругах со временем. И в 1630-е гг. оно, наконец, оформилось в новое учение, которое впервые было открыто выражено Энн Хатчинсон (Мербери) (1591-1643). Ее воззрения привели к неизбежному конфликту с пуританскими властями. Она была первой женщиной в североамериканских колониях, которая пошла против властей теократического Бостона и прямо выступила за предоставления прав женщинам в религиозных делах, противостояла подчиненному положению женщин в колонии Массачусетса [2].
Э. Хатчинсон. Гравюра XVII в.
Э. Хатчинсон родилась в Англии в семье пастора. Благодаря своему отцу, она получила хорошее образование, серьезно отнеслась к изучению Священного Писания и христианским догмам, что впоследствии привело ее к знакомству с известным английским проповедником того времени Джоном Коттоном. Он оказал большое влияние на мировоззрение Хатчинсон, регулярно приезжавшей вместе со своим мужем на его проповеди. Следует отметить, что религиозные взгляды Дж. Коттона не совсем соответствовали тем догмам, которые проповедовала пуританская церковь (он отстаивал свободу воли и также указывал на равноправие полов). После начавшихся преследований проповедник был вынужден покинуть Англию. Его пристанищем стала Америка, куда за ним и последовала преданная ему и его религиозным принципам Э. Хатчинсон вместе со своим мужем и одиннадцатью детьми [7, p. 75-76]. Конечно, такое путешествие для большой семьи было опасно, и, чтобы решиться на это, нужно было обладать незаурядным мужеством.
Стоит отметить, что отец Э. Хатчинсон также имел в свое время конфликты с церковью, из-за чего неоднократно был арестован. Поэтому можно полагать, что «нестандартные» взгляды Э. Хатчинсон на догмы английской церкви берут свое начала с самых ранних лет, от отца. Эта вера, ее взгляды на религиозную свободу, боевой дух росли и крепли вместе с ней на протяжении всей жизни.
Приехав в Бостон, Э. Хатчинсон вела активную общественную жизнь и вскоре получила широкую известность в городе. Она стала организовывать регулярные собрания для женщин, на которых шло обсуждение проповедей Дж. Кот-тона и Библии в целом. В своих религиозных взглядах она также во много расходилась с англиканской церковью. По ее мнению, соблюдение внешних законов колонии было недостаточно для того, чтобы человек стал настоящим христианином. Она призывала к благочестивой жизни, опираясь при этом на проповеди своего духовного наставника и на свои знания Библии. Она ратовала за «ковенант благодати», который мог привести человека к «спасению». А церковь, по ее мнению, опиралась на «ковенант дел», что подменяло духовное очищение. Она также считала, что каждый под «заветом благодати» способен напрямую общаться с Богом [4, с. 69]. Это существенно подрывало авторитет священников и их монополию на «истинное» толкование Библии.
«Антиномисты», что в переводе с греческого означает противозаконность, так стали называть Э. Хатчинсон и ее сторонников. И это несмотря на то, что их воззрения целиком и полностью были направлены на религиозные догмы. Объяснения этому можно найти в работе Д. Бурстина, который пишет: «Сколь бы богословским ни был образ мышления пуритан, предметом их спора всегда были общественные институты. Богословие волновало пуритан не само по себе, а в приложении к течению повседневной жизни, особенно общественной. Условия пустыни, оторванной от центров науки Старого Света, не благоприятствовали тому, чтобы пуритане с жаром предались богословским спорам по теоретическим вопросам. Иное дело - испытание богословских ценностей на прочность» [1, с. 1213]. Конечно, такое «свободомыслие» представляло особую угрозу для дальнейшего развития новоанглийского пуританизма, что не могло не вызвать опасения у лидеров Массачусетса. Другое дело, что волна недовольств исходила от женщины, что, скорее всего, вызывало еще большее возмущение. Будучи всего лишь женщиной, Э. Хатчинсон не только выступала против пуританского духовенства, стремясь доказать им «истинное» толкование Библии, но она с уверенностью считала, что имеет и равное с ними право на проповеди.
Реакция на подобные взгляды всерьез последовала в 1636 г. А уже в следующем году Э. Хатчинсон предстала перед гражданским судом.
Э. Хатчинсон перед судом. Гравюра XIX в.
На судебных процессах, будучи беременной, Э. Хатчинсон часами приходилось давать показания стоя. Но даже такие испытания не смогли сломить эту женщину. Она достойно отвечала на вопросы суда, опираясь при этом на Священное Писание, прекрасно демонстрировала свои ораторские способности, чему могли позавидовать многие проповедники. Имея бойкий характер и остроту ума, Э. Хатчинсон понимала, что суд всерьез настроен против нее, но оправдываться и признавать свою вину она не собиралась. На второй день слушания она буквально прокляла всех, кто участвовал в судебном процессе. В результате чего суд вынес приговор об изгнании ее из колонии [7].
Но испытания Э. Хатчинсон этим не закончились. Впереди ее ожидал церковный суд, обвинивший ее в святотатстве и принявший также решение об ее отстранении от церкви. «Господь судит не так, как человек. Лучше быть изгнанной из церкви, чем отречься Христа», - это был единственный ответ Э. Хатчинсон на решение суда. Надо сказать, что друг и наставник преследуемой пуританки -Джон Коттон - ради своей безопасности отрекся от ее взглядов и выступил против нее, стремясь сохранить себе жизнь [6].
Семья Хатчинсон покинула колонию в 1638 г., но везде ее преследовали и изгоняли. Последним местом жительства семьи были Новые Нидерланды, где в 1643 г. на семью напали индейцы и жестоко убили проповедницу и ее детей. Надо сказать, что бостонские власти назвали это событие справедливой Божьей карой [6, с. 24]. Через 279 лет, в 1922 г., в Бостоне был установлен памятник Э. Хатчинсон, на котором она изображена вместе со своей дочерью, а в Нью-Йорке имя пуританки носят несколько школ, река, памятная аллея.
Следует сказать несколько слов и о последовательницах Э. Хатчинсон, которых у нее было не мало. Среди первых - Мери Даер (1610-1660), подруга и последовательница проповедницы, она была одной из тех, кто защищал Э. Хатчинсон на суде. Она активно проповедовала идеи равноправия полов и права женщины на проповедь, в результате была осуждена и повешена. Другой пример - Анна Брэдстрит (1612-1672) - первая американская поэтесса, судьба которой не так трагична, как Э. Хатчинсон или М. Даер. Ее тяга к свободе, в отличие от них, проявилась не в религии, а в поэзии. А. Брэдстрит в своих стихах «сумела выйти за предназначенные ее полу границы» [2, с. 61]. К стихам американские пури-
тане относились более терпимо, и пуританская поэтесса избежала серьезных преследований.
Таким образом, идеи Э. Хатчинсон вдохновили многих женщин пересмотреть свое отношение к пуританской церкви. Они нашли отклики в обществе единомышленников, которые после изгнания своего идеолога из колонии последовали вслед за ней, а впоследствии создали даже свое религиозное ответвление. В результате наметился раскол пуританской церкви в Америки, и местные власти начинают применять ряд жёстких мер против «женского восстания» и его последствий (Декрет Генерального суда в Бостоне от 14 октября 1656 г., закон от 20 октября 1658 г. и др.). Однако Энн Хатчинсон и ее сторонники, так или иначе, смогли повернуть колесо истории в сторону свободы и равенства.
В идеях Э. Хатчинсон и последовавшем за тем движении в ее поддержку проявилось важное противоречие, связанное с борьбой двух культурологических аспектов. Первый был основан на традиционных ценностях, патриархате и закрытости семейной жизни, где женщины не имели и третьей части прав мужчины. Другой аспект был основан на идеях равенства перед Богом всех людей: мужчин и женщин, а значит, равных прав и возможностей. Конечно, в пуританизме XVII в. было еще много средневекового, поэтому главными предметами спора были религиозные вопросы, а именно: может ли женщина толковать Священное Писание, обсуждать Библию, проповедовать «Слово Божие». Но за этими первыми вопросами стояли другие, связанные уже не с религиозной, а с общественно-политической сферой жизни (хотя у пуритан эти сферы были тесно переплетены): может ли женщина заниматься общественной жизнью, политикой, наукой, искусством? Уже сами по себе такие вопросы разрушали традиционное культурологическое восприятие пуританизма, и поэтому неудивительно, что высшее общество Новой Англии так жестоко реагировало на идеи Э. Хатчинсон.
Список литературы Spisok literatury
1. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. - М., 1993. - 480 c.
Burstin D. Amerikancy: kolonial'nyj opyt. - M., 1993. - 480 s.
2. Короткова С.А. Две судьбы в начале пути // Адам и Ева: Альманах тендерной истории. - Вып. 4. - М., 2002. - С. 51-62.
Korotkova S.A. Dve sud'by v nachale puti // Adam i Eva: Al'manah gendernoj istorii. - Vyp. 4. - M., 2002. - S. 51-62.
3. Ляпин Д.А. Ритуалы власти: очерки социально-политической истории России раннего нового времени. - М., 2014. - 387 с.
Ljapin D.A. Ritualy vlasti: ocherki social'no-politicheskoj istorii Rossii rannego novogo vremeni. - M., 2014. - 387 s.
4. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. - Т. 1. - М., 1962. - 150 c.
Partington V.L. Osnovnye techenija amerikanskoj mysli. - T. 1. - M., 1962. -
150 s.
5. Федоров С.Е. Пуританизм и общество в стюартовской Англии (позднее индепендентство). - СПб., 1993. - 138 c.
Fedorov S.E. Puritanizm i obshhestvo v stjuartovskoj Anglii (pozdnee inde-pendentstvo). - SPb., 1993. - 138 s.
6. Фокс Дж. Книга мучеников. - М., 2012. - 352 c. Foks Dzh. Kniga muchenikov. - M., 2012. - 352 s.
7. Battis E. Saints and Secretaries. Anne Hutchinson and the Antinomian Controversy in Massachusetts Bay Colony. - Chapel Hill, 1975. - 340 p.
8. Beik P.H. Modern Europe: history since 1500. - N.Y., 1961. - 410 p.
Ракитин Антон Сергеевич, к.и.н.
Российский государственный архив древних актов (РГАДА), г. Москва ant-rakitin@yandex. ru
УДК 908
ИЗ ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ВОЕВОДЫ ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ: П.И. КОЛТОВСКИЙ В ДАНКОВЕ (1621-1622 ГГ.)
Настоящая статья представляет собой анализ челобитной служилых людей города Данкова с жалобой на воеводу Порфирия Колтовского. Данный документ наглядно иллюстрирует непростые отношения русского воеводы и его подчиненных, а также элементы хозяйственной жизни русского города-крепости.