Научная статья на тему 'Социальный проект «Жить сердцем»'

Социальный проект «Жить сердцем» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный проект «Жить сердцем»»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЖИТЬ СЕРДЦЕМ»

«Если ты в прошлое выстрелишь из пистолета, Будущее выстрелит в тебя из пушки».

Р. Гамзатов

Человек как общественный субъект может реализоваться в определенной сфере деятельности. Успех, как правило, обусловлен субъектным выбором личностной значимости и профессиональным самоопределением. И пусть ученик пока еще не занимает определенную нишу, ее выбор начинается уже в школе, однозначно взаимообусловлен его успешностью в образовательной деятельности. Особо важной субъектной сферой деятельности школьников является система дополнительного образования, с условием системного подхода к ее организации. Предоставление возможности продемонстрировать свою уникальность - это главное условие реализации потребности в признании, переживании эмоционального состояния успеха (если он достигнут). Создание ситуаций успешности в деятельности ребенка - сверхзадача учителя.

Образовательная среда образовательного учреждения, ближайшего окружения, микроайона или содействует или противодействует адаптивности каждого ребенка в ней, а следовательно его успешности в социально значимой деятельности. Забота о развитии социокультурного пространства - задача каждого сотрудника школы. Три доминирующих составляющих позитивной среды представлены на схеме:

Маслобойщикова Анна Евгеньевна,

к.п.н., директор

---------ьм Свиридова Елена Михайловна,

к.п.н., научный руководитель Никитина Елена Васильевна, зам. директора поУВР _________ Маслобойщиков Валерий Серафимович,

к.б.н., учитель МОУ Рыбненская СОШ г. Дмитров

бенка, вне всякого сомнения, будет сформировано на уровне общечеловеческой.

Первая ценностная компонента- космическая. Осознание сущности целостного миропонимания и принятие ответственности за сохранение жизнеспособности этой целостности. Гавриил Романович Державин воспел в поэтических строках эту ценность:

Я - Царь! Я - Раб! Я - Червь! Я - Бог...

Вторая ценность, «И дым Отечества нам сладок...», воспета всеми поэтами Земли, только разными художественными выразительными средствами. Третья ценность, ценность «Малой Родины», щемя-ще сформулирована лениградским поэтом Вадимом. Шефнером: «Но уедешь, и тайно тоскует душа, породным, неуютным местам...»

Четвертая же формируется на основе значимости и принятия ответственности за первые три - нравственно

- этическая и эстетическая ценность. Но сначала надо суметь создать атмосферу «проживания», «переживания», «эмоционального сопереживания», дать возможность прочувствовать первые три ценности мирового масштаба. Именно на них рождается «закон души», как ценность и форма его проявления в деле, в выборе поведенческого собственного кода (стиля его проявления). Форма проявления - это венец (эстетика). А в совокупности - «красота души человеческой», умение понять, что любовь должна быть действенной. Это титанический труд «разума, души, сердца».

Интегральной технологией развития каждого ребенка является проектная творческая и исследовательская деятельность. Если она ориентирована на ценностные основания, определенные Законом РФ «Об образовании», то экологическое сознание ре-

Вандализм нашего времени - наряду с прогрессом информатизации общества и интеграцией в мировое сообщество - компьютеризация этой самой «души», и доминирование ценности «квадратного метра», а не «исторического памятника человечества», пропаганда

жизни «по понятиям» вопреки истинной ценности. С этих позиций, оценка актуальности предоставления «зеленой мили» музейной педагогике бесспорна в стенах школы. Именно это направление деятельности - неисчерпаемый источник поиска и действия подрастающего человека, острова надежды будущего и Земли Российской, частицы великого русского народа. Народ же, не умеющий ценить прошлого, лишен будущего. Разрыв связей поколений - огромная беда наша, невосполнимый ущерб нашей нравственности, человеколюбия.

Больше 40 лет функционирует в школе музей «Версты» на основе возрождения связей четырех поколений. Именно, на его содержании «вдохновителе» и «организаторе» путешествий «в глубину веков» и «по родному краю», формируются главные ценности, заявленные в законе «Об образовании» РФ, каждого подрастающего человека. Это точечный центр кристаллизации поиска детского и учительского коллектива. Структура управления этим направлением деятельности уже сложилась за годы. Она представлена на схеме ниже.

За годы создания музея «Версты» пройдено множество дорог и тропок в поисках значимых ценных экспо-

натов или материалов для их подготовки. Множество поколений школьников освоило ценные для них в будущем практические действия поискового направления:

- адаптация к средствам информации всех поколений (СМИ, книги, журналы, брошюры, видеозаписи, фонотеки музыкальные, воспоминания жителей, устные рассказы, фольклор, былины, предания, легенды, сказки, забытые стихи, включая средства последнего поколения - Интернет - сеть, И КТ);

- эмоциональное проживание встреч с жителями и участниками ВОВ (местные старожилы сельского округа; ветераны ВОВ и труда; писатели, поэты, общественные деятели, путешественники, несовершеннолетние бывшие узники фашизма, и т д.);

- взаимодействие и выстраивание партнерских отношений с руководителями и сотрудниками общественных организаций: установка контакта, коммуникация, беседа, диалог, интервью, социальный опрос и т, д.;

- отбор, систематизация, классификация, преобразование собранных материалов в информационные блоки (разработка содержания лекций и экскурсий, выборки и систематизация цифровой информации, ее обобщение, визуальное представление);

- практико - ориентированная деятельность по информированию детской среды, микрорайона (лекции, экскурсии, агитки, листовки, газета «Малек», статьи т.д.);

- оформительская работа в музее (соучастие, соуправление и т. д.)

- организаторская деятельность в микрорайоне (информационная, оказание помощи жителям и участникам ВОВ, БНУФ).

Создано множество тематических коллективных проектов:

- «Следы минувших дней»;

- «Социальные проблемы русской деревни»;

- «Истоки духовной культуры русского народа»;

- «Бывшие несовершеннолетние узники фашизма»;

- «Честь и гордость Якотского сельского поселения»;

- «Живем сердцем...»;

- «Живые ростки и связь времен»;

- «Таланты Земли родной».

Нормативно - правовое сопровождение деятельности воєнно - исторического музея Союза четырех поколений «Версты осуществляется адекватно разработанному локальному положению о деятельности музея, и положения о «Совете музея «Версты»». А также нормативной документации, отражающей деятельность центра кристаллизации «Музейная педагогика» .

Музею «Версты» уже 40 лет... Экспонаты не пришли в музей сами, дети искали их в многочисленных походах и экспедициях. Ими пройдены тропки, дороги и версты родной земли Якотской, богатой и славой, и легендами, и преданиями старины...

Именно через с. Жестылево лежал царский путь в Троице-Сергиеву Лавру. Именно в нашем селе царь останавливался на ночлег, и поесть знаменитой ухи из стерлядки, считалось обязательным для царской трапезы. Теперь на земле царской обители уже 100 лет стоит ХРАМ «Покрова Пресвятой Богородицы».

Именно в нашей церкви воскресная школа в праздники и будни встречает детей, приобщает их к духовным истокам наших прадедов. Дети проживают определенные эмоциональные состояния, участвуя в театрализованных представлениях на Рождество и Пасху, хранят бережно подарки настоятеля Храма отца Игоря, благославлявшего их на успех в столь нелегком пути познания. Традицией и приобщением к духовной культуре Русского народа стала ежегодная экскурсия в Троице-Сергиеву Лавру, которая по праву считается сердцем духовной культуры и центром встречи «Святейшего Синода».

Встречи с местными жителями соединяют вчера и сегодня. Бабушки и дедушки умирающих сел, в которых осталось по 2 - 3 дома, с горечью рассказывают детям свои истории. Умение слушать и слышать старшего по возрасту и время - рождается здесь, в живой беседе. От них узнали дети , что исчезли с лица Земли деревни: Рогово, Шолохово, Буславль, Светогорово, Соколово... Дети спешат, уйдут из жизни старики, старожилы, никто уже не

поведает о днях минувших, например, о деревне Постниково, в которой была «Земская начальная школа»... Сопричастность к историческому прошлому - это мостик к памяти и любви к дому и «Дыму Отечества». Радость нечаянная, например, от того, что в селе Даниловское возродилась церковь, построенная еще в 1771 году «тщанием князя Иоанна Федоровича Голицына», вместо бывшей, деревя-ной, пережита детьми по-настоящему, потому что ассоциируется с Возрождением самой России.

Князь же Иоанн Федорович Голицын (создатель церкви, адъютант императора Петра Третьего, награжденный Орденом Александра Невского 14.11.1796 г.)-главное лицо одной из действующих экспозиций музея «Версты», имеющая в арсенале все возможности погружения детского восприятия в атмосферу старинной усадьбы князей Голицыных, помогающая юному экскурсоводу мотивировать слушателей (посетителей музея) и приобщить их к живой истории, поведанной школьникам старожилами.

Истории старины продолжают жить и возрождаться в практических делах детей, приобщаясь к единой ленте времени «прошлого, настоящего и будущего». Одна из историй продолжила свою жизнь благодаря народной памяти, инициативе наставников - учителей, в памятном знаке, изготовленном усилиями рук учащихся и учителя технологии, установленном на месте гибели военного самолета в деревне Сальницы. Это память о трагедии ноябрьских дней 1941 года. По курсу «Ленинград - Москва» возвращались награжденные 24 летчика, но погибли все, сбитые фашистским бомбардировщиком.

Внуки и правнуки награжденных летчиков благодарны детям за соучастие в их судьбе

За последние годы соционическая психология в результате ряда исследований создала классификацию поведенческих кодов людей с определенными стилями: «обвинитель», у которого всегда виновник ситуации во внешнем мире; «жалобщик», который «за пять лет предчувствует все неприятности»; «калькуляторщик», действующий с позиций личной выгоды в подсчете «за» и «против», «отстраненный», девиз которого: «Это не моя проблема»... Это уже настораживает. А вот восточные народы человека без памяти называют «манкуртом» Но вне связи времен, соединяющей память человечества в единое целое, рождающее сопричастность ко времени и сострадание к людям «давно забытых времен», человеком не стать.

Суть человеческой уникальности проявляется не только в освоении технологии интеллектуальных действий, а прежде всего в умении слышать, слушать и сострадать... Быть эмоционально разбуженным заключается не только в умении «погрузиться в чью - то боль и пережить ее», хотя это тоже важно, но важнее на уровне ценностного достижения понять и принять, что сострадание должно быть действенным, как и любовь, Тогда мир вокруг посветлеет и потеплеет, возможно, оттает чье-то «замерзшее сердце».

Музей, как накопитель информации о «былых временах», редких уцелевших экспонатов, фотографий

вряд ли обогатит детское сердце и приобщит его к действенному соучастию. Оно рождается только на основе:

- создания экспозиций, в процессе которого ребенок погружается в содержание и конструирование в логической взаимосвязи событий;

- освоение пластов содержания на основе взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;

- волонтерства и меценатства с позиций деятельностного подхода.

Один из полезных советов московского поэта

А. Летуса несет его строка «Не избегайте душе родных корчей...». Через боль, страдание и сострадание к малому, слабому, брошенному рождается внутренний свет души и потребность «спасти, согреть», а также осознать и собственную значимость.

Социальный коллективный проект, один из механизмов, ведущий к благородной цели «посеять потребность родить добро». Музейная педагогика и является центром кристаллизации «причастности ко времени» в процессе сотрудничества в его творческих группах и отделах со сверстниками и живыми соучастниками вчерашних и забытых историй, рождающим желание «дарить свое сердце». Даже имена отделов способны привлечь и оживить память: группы «Поиск», «Исток», «Шагаем верстами отцов», «Корчагинец», «Доброе сердце», агитбригада «Эх, раз!» и другие.

Коллективный проект - «Судьбы, обожженные войной...» объединил всех соучастников этих творческих групп (учителей, детей, родителей, сочувствующих). В процессе рождения проекта были найдены:

пространство взаимодействия (организация БНУФ, управление социальной защиты, Дмитровский Дом доброты, совет ветеранов ВОВ и др.);

- источники информации (материалы организаций; жители сел, деревень, микрорайона; списки домоуправлений; поселковые советы; архивы; Интернет -сеть и т. д.);

- способы обработки информации, включая ИКТ;

- конструкты взаимодействия с людьми разного уровня;

- практические, важные дела;

- личностные ценности сопричастия к пострадавшим людям,

Человеческих жертв, попавших в жернова военного времени неисчислимо много. Особую категорию из них составили бывшие несовершеннолетние узники фашизма. Учащиеся группы «Поиск» обобщили данные по Дмитровскому району:

- Всего их найдено - 228 человек (БНУФ).

- В поселке Рыбном проживает - 8 человек;

- В концлагерях из них рождено - 4 человека;

- Несовершеннолетних узников-221 человек;

- Старше 18 лет, но молодых - 23 человека.

Изучено социальное положение и проблемное

поле найденных людей:

- официальные инвалиды-36 человек. Остальные живут в отдаленных районах, их положение не лучше, но, из-за своего слабого здоровья и удаленности от

медицинских центров, они не способны оформить инвалидность;

- не работающих - 190 человек;

- не имеют никакого образования - 94 % от общего количества;

- они проживают в 43 населенных пунктах, испытывают глубокое одиночество;

- городские жители составляют 35 % от их общего количества;

- сельские жители - 65% от общего количества;

- по причинам психических и физических травм многие из них одиночки, а каждая третья женщина не имеет детей;

- поголовное большинство материально не обеспеченные люди, некоторые испытывают глубокие лишения, проживая в условиях нищеты.

Это типичная интернациональная картина распределения бывших невольников третьего рейха:

- дети, отобранные у матерей, рожденные в Германии, разделенные по национальному признаку: евреи, цыгане, русские ( П.А. Канн, В.В, Губченко, В.А. Манзюк В.А, А.Н. Трофимов);

- дети - материал для медицинских экспериментов лагерей смерти Освенцима в Польше, и подобных в Эстонии, Латвии (М.Е. Воронкова, А.П. Лензо, Е.С. и В,Н. Картыник, А.Д. Иванов, М.М. Макарова, ТЕ. Волкова); их продолжительность жизни не превышала 7-9 месяцев;

- дети концлагеря Дахау (фабрика смерти), в котором содержали мальчиков до 16 лет (В,И. Кононов, К.В. Сидоркович, В.В. Немолвина, А.П. Кудрящова);

- дети партизан (заложники) - на глазах которых расстреливали матерей (М. С. Орлова, И,Н, Зима ре в);

- дети - остарбайтеры, работавшие на военных химических заводах и шахтах (З.И. Кукушкина, И И, Мишин);

- дети, работавшие в сельском хозяйстве (Е.В. Пылаева, А.И, Шлеина, А.Н. Закроева, Н,Е. Си-бикина, А.Н. Сибикин, Е.В. Пронина, А.Н, Героева,

В.П. Апгинина, В.А. Алегинин);

- дети - живой щит, рабочие колонны, идущие впереди фашистской орды по дорогам и минным полям (М.И. Василевский, А,П. Булычев, Н.И, Лавлинский, Ю.И. Сабинина);

- дети - политзаключенные, содержащиеся в тюрьмах, приговоренные к расстрелу, в женских концлагерях Равенсбрюка и Бухенвальда (Т.И. Кукушкина);

- дети трехлетнего возраста, отобранные для онемечивания (С.В. Юдкина, Л.Н. Титарева).

Главной идеей проекта было не только выявить живых бывших узников, разобраться в классификации пережитых ужасов, но и оказать поддержку и посильную помощь обездоленным, фактически, людям, принять живое участие в их сиротской судьбе.

Задачи практической деятельности по завершению поисковой работы.

1. Оформить материалы для разработки информационных блоков (проведения экскурсий, лекторских чтений, организации творческих работ детей - обратная связь).

2. Научиться общаться с поколением этих людей.

3. Разработать программу поддержки людям, проживающим в микрорайоне п. Рыбное, и селах, где живут наши ученики и способны оказывать помощь.

4. Научиться помнить и понимать «без вины виноватых» в неустроенности собственной жизни людей, не оскорбляя жалостью, поддерживать их.

Корчагинцы справились с этой задачей, нелегкой, но дающей зерно радости от сопричастия к горькому времени:

- поздравление узников фашизма 11 апреля традиционно, включая День Победы и память обо всех ветеранах ВОВ;

- подготовка компьютерного блока информации и личное вручение в день праздников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принятие участия в феврале 2007 года в IV Всероссийской конференции по добровольчеству в составе Дмитровской делегации, ориентированной на привлечение общественности к нуждам бывших узников фашизма;

Ребенок или предмет, любовь или контроль, развитие или единый государственный экзамен, сотрудничество или насилие, культура или безликость, серость? Выбирать что-то одно - это слишком просто, мы уже это проходили - и это граничит с нетерпимостью, Школа - не плоскость, а пространство для вопросов, на которые мы ищем ответы.

Когда-то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в душе хранятся серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть так, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.

Для меня, как учителя начальной школы, главным ориентиром в выстраивании системы работы являются те результаты, которые я вместе с выпускниками школы должна получить на выходе детей в подростковую школу. Именно они определяют и задачи, и выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, и технологии - все, что входит в понятие системы. Цели и задачи начальной школы определены программой,

- участие совета музея в ежегодных митингах у Вечного огня, на Поклонной горе у комплекса «Непокоренные», в с. Якоть;

- проведение горьких уроков истории, на которых идет честный и откровенный разговор между нынешним поколением и очевидцами фашистских зверств, детство которых украдено, растоптано, лишено святынь «мамы» и «Родины»;

- обеспечение стабильности и системности сотрудничества с поколением военного времени;

- функциональная и тактическая поддержка подшефных людей в решении бытовых, медицинских, хозяйственных проблем;

- освоение учащимися исторического содержания на основе посещения городов-героев, сел, музеев страны (Смоленск, Керчь, Витебск, Полоцк, Псков, Хатынь), а также лагерей смерти.

Социальная активность и ее развитие - это не только запрос времени, но и стратегический проект реализации деятельностной модели образовательного учреждения, осваиваемый педагогическим коллективом МОУ Рыбненская СОШ.

Варламова Л.А.,

МОУСОШ №2 г. Усть-Кут Иркутской обл.

по которой я работаю - это УМК «Школа-2100». Это и создание условий для качественного усвоения материала, и формирование коммуникативных способностей, и, безусловно, развитие творческих способностей. Они замечательные, удивительно гармоничные, но,,, Выполнение их возможно при таком же «идеальном», гармоничном развитии ребенка, поступающего в школу. Раз в четыре года 1 сентября я встречаю своих первоклассников на пороге школы. Какие они? Они разные - смешные, добрые, любопытные, непоседливые, удивительно непосредственные. Мои малыши могут многому научить взрослых: удивляться, смеяться, забывать о плохом. Но начались школьные будни,,. Кому-то легко справляться с любыми задачами, кому-то трудно даже правильно держать ручку.

Чтобы более подробно выявить проблемы каждого ученика и наметить пути коррекционно-развивающего воздействия, мыв сотрудничестве с психологом школы проводим первичную диагностику. Результаты получились неутешительные. Анализ результатов диагности-

Ш

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ки свидетельствует о том, что у учащихся 1-х классов есть проблемы, связанные с недостаточным уровнем личностного развития и дезадаптацией к школьному обучению.

Передо мной встал вопрос: Как помочь им? Как сделать так, чтобы детям было интересно учиться, а приобретенные знания были качественными? Рассуждая над этими вопросами, я пришла к выводу, что наиболее эффективная помощь школьникам - обеспечение необходимого уровня развития психических процессов. В результате мной была написана программа «Успех», рассчитанная на второе полугодие 1 класса. Данная программа рассматривается как комплексная программа психологического сопровождения первоклассников в учебно-воспитательном процессе, которая должна помочь учащимся в разностороннем развитии, раскрыть способности, создать необходимые условия для самореализации. На занятие отводится 7-10 минут на каждом уроке.

Программа реализуется в групповой форме, так как опыт показал, что она является наиболее эффективной и экономичной.

На занятиях по этой программе происходит развитие познавательной сферы, в зависимости от цели конкретного занятия. Упражнения включают в себя несколько блоков: внимание, память, мышление, мелкую моторику.

В конце учебного года было проведено повторное обследование с целью выявления результатов коррекционно-развивающей работы учителя.

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что коррекционно-развивающая программа «Успех» действительно дала успешные результаты. Кроме этого, снизилась утомляемость учащихся, повысилась работоспособность, интерес к процессу обучения остался стабильным.

Если в 1 классе ребенок сохраняет много детских качеств, то уже во 2-м классе начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него -значимая деятельность, а трудности в обучении влекут за собой не только проблемы учебного, но и коммуникативного характера. И опять я возвращаюсь к своему вопросу: Как помочь ребенку стать не только хорошим учеником, но и преданным другом, радеющим за свой коллектив, любящим и умеющим общаться и дружить. Следовательно, на втором году обучения у меня возникла необходимость продолжить коррекционную работу с использованием тренировочных упражнений, воздействующих на различные стороны психики. Для этого я написала программу «Успех-2», которая является продолжением программы «Успех», которой был присвоен статус авторской педагогической разработки комбинаторного типа.

Вся коррекционная работа выстраивается на следующих принципах:

- Каждый ребенок может научиться всему, когда в него верят взрослые.

Достижение положительного результата возможно только путем от успеха к успеху»: ребенок на

каждом уроке и занятии имеет возможность чувствовать успех.

- Доброжелательная атмосфера на уроках: развитие ребенка возможно только на положительном эмоциональном фоне.

- Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.

- «Качественный» подход: средства, с помощью которых достигаются высокие результаты, оптимальны, т.е. требуют минимальной затраты времени и сил учащихся.

Игры и задания, интересные по своему содержанию, отсутствие напряженности создают положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания, а осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся.

По форме организации все игры и задания можно разделить на групповые, в парах, фронтальные и индивидуальные.

Работа в группах позволяет уделять внимание формированию социально-психологической зрелости, развивать навыки общения и совместной деятельности.

По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную части.

Для оценки эффективности занятий психологического развития можно использовать следующие показатели:

1. Уровень участия учителя в выполнении заданий учащимся: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников, следовательно, выше развивающий эффект занятий.

2. Особенности поведения учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся обеспечивают положительные результаты занятий.

3. Результаты выполнения контрольных заданий.

Новизна данной программы заключается в том, что

она глубоко психологична по смыслу, разработана не школьным психологом, а учителем начальных классов и является фундаментом для оптимального усвоения программного материала.

По окончании данного курса я увидела, что мои дети отличаются широтой восприятия, способностью к классификации, обладают продолжительным периодом концентрации внимания, живым воображением, коммуникативными качествами. Я пришла к выводу, что следует продолжить работу не только по формированию у учащихся учебных навыков, но и развитию творческих, социальных, академических и др. способностей. Для этого мы продиагностировали детей и увидели, что в классе образовались следующие группы детей:

Первая группа - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности (комплекс факторов выявляется в ходе сопоставления результатов специального тестирования на интеллект, креативность, мотивационные характеристики)- 21 %.

Вторая группа - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Юные музыканты, математики, спортсмены, артисты- 57%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.