СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА
УДК 379.852; 913.1/913; 8 910.4
Е. Д. Веселовский
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТЕЛЕЦКАЯ КРУГОСВЕТКА» АЛТАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА И МОЛОДЁЖНОГО ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
На примере Алтайского биосферного заповедника раскрывается современная роль системы особо охраняемых природных территорий России в становлении и развитии детско-юношеского эколого-познавательного туризма. Показана краткая история развития на Телецком озере туризма, в том числе и детско-юношеского. Описан 20-летний опыт Алтайского заповедника от небольшого экологического отряда Юных друзей заповедника «Хранители Озера» до создания Телецкой школы молодёжного экологического туризма «Хранители Озера». Представлены многочисленные проекты и программы, реализуемые на территории заповедника, направленные на обучение, воспитание и оздоровление подрастающего поколения средствами активного эколого-познавательного туризма.
On the example of the Altai Biosphere Reserve reveals the role of a modern system of specially protected natural territories of Russia in the development of children's and youth ecological tourism. Shown a brief history of the development of tourism at Lake Teletskoye, including children and youth. Described 20 years of experience in the Altai reserve on a small detachment of young friends ecological Reserve "Keepers of the Lake" to create Teletsk school youth eco-tourism "Keepers of the Lake." Here present numerous projects and programs implemented in the reserve, aimed at training and rehabilitation of the younger generation by means of active ecological tourism.
Ключевые слова: Алтайский биосферный заповедник, Телецкое озеро, Хранители Озера, «Телецкая кругосветка».
Keywords: Altai Nature biosphere Reserve, Lake Teletskoye, Keepers of the Lake, Teletskoye lake circumnavigation.
Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую Родину для того, чтобы вырасти достойным Гражданином, а поскольку необходимыми средствами учащиеся не располагают, государство обязано содействовать им в этом...
Рудольф Рудольфович Лейцингер, основатель первой в России детско-юношеской турбазы в г. Пятигорске
(1905 г.)
Предыстория «Телецкой кругосветки»
Люди издавна стремились попасть на Алтай, в страну сказочного «Беловодья». Кедровая тайга, богатая зверем и птицей, бурные стремительные реки с мелькающими спинами тайменей и хариусов, отсутствие болот и кровососущего гнуса, плодородная земля. Все это с давних времен привлекало к себе первопроходцев, земледельцев и охотников. А устремленные к небу снежные вершины горных хребтов невольно направляли помыслы к Создателю, и возникало ощущение, будто находишься в храме, Храме Природы. Легенды гласят, что именно на Алтае, в районе Телецко-го озера, находятся ворота в Шамбалу!
Несмотря на труднодоступность долины Катуни и Телецкого озера, уже в конце XIX в. на их берегах стали появляться первые отдыхающие «дачники-кумысники», как их называли среди местного населения.
А с конца 20-х гг. прошлого века в Советском Союзе началось планомерное освоение рекреационных ресурсов Горного Алтая, а вместе с ним и Телецкого озера. Строились профсоюзные здравницы, прокладывались туристские маршруты. И уже в середине XX в. всесоюзную известность приобрели туристско-оздоровительный комплекс «Золотое озеро» и детско-юношеская турбаза «Медвежонок» в селе Артыбаш, что в северной части Телецкого озера. Со всей страны в «Медвежонок» приезжали мальчишки и девчонки, чтобы в сопровождении опытных гидов-проводников горными тропами через черневую прителецкую тайгу подняться к заснеженным вершинам хребта Алтын-Туу.
Уже в то время начали зарождаться идеи экологического воспитания юных туристов во время походов. Детям и подросткам прививалась организация самоконтроля за своим поведением на дикой природе, главной целью которого было «Не навреди!». По ходу передвижения по маршруту постоянно велось наблюдение за окружающей средой, результаты которого фиксировались в специальных дневниках. На стоянках и таежных тропах поддерживался идеальный порядок, за которым следил специальный совет инструкторов. До 1981 г. летние палаточные лагеря «Медвежонка» размещались и на территории Алтайского государственного заповедника в южной части Телецкого озера. В 1982 г. по инициативе администрации заповедника, взявшей направление на усиление режима охраны, детские летние лагеря были закрыты, потом пришла перестройка, потом детскую турбазу «Медвежонок» закрыли и продали... Заросли детские туристские маршруты, ушли опытные инструкторы, развалились домики. С начала 90-х гг. заглохло детско-юношеское туристское движение на Телецком озере, которое могло бы стать очень важным фактором в сбережении здоровья и воспитании подрастающего поколения в сложное перестроечное время.
Краткая история «Хранителей Озера», первооткрывателей «Телецкой кругосветки»
Даже если одному пацану станет от этого легче,
этим надо заниматься.
С. П. Ерофеев,
директор Алтайского заповедника (1999 г.)
26 августа 1996 г. в селе Яйлю, центральной усадьбе Алтайского заповедника, расположившейся в живописном месте на берегу Телецкого озера, сотрудники отдела охраны собрали местных мальчишек и предложили им организовать отряд Юных друзей заповедника «Хранители Озера». Молодое поколение заповедной деревни с энтузиазмом поддержало эту идею. Главная цель создания отряда определилась как использование методов активного экологического туризма в воспитании, образовании и оздоровлении подрастающего поколения через вовлечение его в мероприятия по сохранению природы Алтая. В течение последующих лет «Храните -
ли Озера» побывали с волонтёрскими визитами не только на всех озёрных кордонах Алтайского заповедника, но и проводили общественный экологический мониторинг в природных парках «Белуха» (1999 г.) и «Укок» (2001 г.). По результатам экспедиций выходили статьи и телевизионные передачи, организовывались фотовыставки, рассказывающие об имеющихся проблемах на территориях объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай - Золотые Горы». Забегая вперёд, хотелось бы заметить, что в настоящее время первые «Хранители Озера» успешно работают в охране Алтайского заповедника и ведут активную общественную деятельность по развитию заповедной деревни Яйлю как экологического поселения...
С 1998 г. в экспедициях и экологических акциях отряда «Хранители Озера» начали принимать участие «трудные» подростки из Горно-Алтайска, состоящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних администрации города. При этом особо следует отметить, что организацию летнего отдыха для городских «хулиганов» удавалось совмещать с трудом в заповеднике по очистке таёжных троп и заготовке дров для заповедных зимовий. И за этот труд на благо природы Алтая подростки получали
заработную плату! Именно с началом работы с администрацией города Горно-Алтайска появились предпосылки для создания программы Алтайского государственного заповедника «Природа и Дети», направленной на использование методов экологического воспитания и образования в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и молодёжного экстремизма. В дальнейшем в рамках программы при участии и поддержке Правительства Республики Алтай, Горно-Алтайского государственного университета и ряда общественных организаций стали реа-лизовываться эколого-оздоровительные проекты для детей-инвалидов, воспитанников социальных приютов и детских домов и иных категорий детей, подростков и молодёжи «группы риска». В то же время организовывались и проводились мероприятия чисто экологической направленности - в 2001 г. в Алтайском заповеднике при поддержке Комитета по делам молодёжи состоялся первый республиканский летний эколого-волонтёрский лагерь «Озеро Чудес» для школьников старших классов. И опять же, забегая вперёд, сразу хочется сказать, что, во-первых, проект «Озеро Чудес» стал основой для организации и проведения профильных смен «Юный охотовед», «Юный спелеолог» и других подобных смен для молодёжи республики. А во-вторых, в настоящее время проект «Озеро Чудес» перерос в организацию деятельности постоянной летней эколого-волонтёрской площадки в Алтайском заповеднике, а многолетний опыт программы «Природа и Дети» послужил основанием для создания при заповеднике в 2010 г. Телецкой школы молодёжного экологического туризма «Хранители Озера» (URL: http://www.altzapovednik.ru/ ekoprosveschenie/teletskaya-shkola.asp) При этом следует отметить, что география участников проектов Телецкой школы давно уже вышла за пределы Республики Алтай и школа, по сути, стала международной. Также расширилась и сама программа «Хранителей Озера», которая к текущему времени включает в себя как оздоровительно-реабилитационные и эколого-волонтёрские проекты, так и проекты по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения России средствами активного экологического туризма.
Кроме этого на основе многолетнего опыта Алтайского биосферного заповедника в организации и проведении детских летних оздоровительных лагерей и молодёжных познавательных экспеди-
ций в северной части Телецкого озера в 2008 г. был создан детский оздоровительный палаточный лагерь «Адамант», а на базе Центра детского творчества города Горно-Алтайска в 2013 г. открылась Ассоциированная школа ЮНЕСКО. Не остались в стороне от заботы о здоровье детей и подростков и представители коммерческого экологического туризма, и зимой 2014 г. создали инновационную программу «Счастливое детство» (URL: http://children-happy.ru/), основанную на экологическом воспитании и образовании подрастающего поколения России. Таким образом, началось постепенное возрождение активного эколого-познавательного детско-юношеского туризма на Телецком озере.
В то же время в Алтайском заповеднике возникла необходимость в расширении географии растущего числа проектов и программ Телецкой школы молодёжного экологического туризма «Хранители Озера» и выход за пределы района центральной усадьбы Алтайского биосферного заповедника - села Яйлю и его окрестностей на просторы и далёкие берега Священного Алтын-Кёля.
Социальный проект «Телецкая кругосветка» как инновационная программа по оздоровлению, воспитанию и образованию молодого поколения России средствами активного эколого-познавательного туризма, или Путешествие через века и континенты вдоль заповедных берегов Священного Алтын-Кёля
«Ничто не ново под Луной» - эти слова Николая Карамзина как нельзя лучше подходят к появлению проекта «Телецкая кругосветка». Походы вдоль берегов Алтын-Кёля стали организовывать с самого зарождения туризма на Телецком озере. В 30-х гг. прошлого века путешествовали на гребных карбасах с прямым парусом, который ставили при попутном ветре. С 60-х гг. пересели на шестивёсельные парусные шлюпки «Ял-6», на которых и проходили до начала 90-х, до времени угасания активного туризма на Алтае, да и вообще в России. При этом следует заметить, что туристские походы по Телецкому озеру практически никогда не касались Алтайского заповедника - во времена Советского Союза режим особо охраняемой природной территории был строг и не позволял пользоваться озёрными кордонами и другими благоприятными берегами для устройства стоянок и ночлегов. Исключение делалось только в случае непогоды или иных форс-мажорных обстоятельств. Однако с 1996 г., с того времени, когда Алтайский заповедник взял на себя ответственность за возрождение лучших традиций активного эколого-познавательного детско-юношеского туризма, создав Отряд юных друзей заповедника «Хранители Озера», возобновились походы по Телецкому озеру уже с посещением кордонов заповедника и организацией на них различного рода волонтёрских работ. Школьники из Яйлю и их последователи из Горно-Алтайска, Барнаула и других городов Сибири помогали леснику Григорию Алифанову расчищать участок под сад на кордоне Кокши, чистили берега в районе водопада Корбу и в заливе Кыга, готовили дрова для таёжных избушек, чистили тропы и даже выполняли технические задания по мониторингу состояния атмосферы и акватории озера по заданиям различных исследовательских институтов. Впоследствии это движение затихло, в первую очередь по причине финансовой - нанимать катер для похода по Телецкому озеру стало довольно накладно, а своего безопасного флота для водных путешествий вдоль заповедных берегов не было. Все меро-
приятия в Алтайском заповеднике с детьми и молодёжью, за редким исключением, стали проводиться в пределах его центральной усадьбы - села Яйлю. Однако именно благодаря этому удалось создать вместе с детьми и молодёжью очень интересную экскурсионную программу, в основу которой легли история становления и развития телецкого садоводства и судоходства и, конечно же, история создания и развития Алтайского заповедника с его уникальным опытом по охране заповедной территории и научных исследований природных богатств Алтая. Познавательная программа подкреплялась оздоровительными процедурами, сдобренными креативными воспитательными мероприятиями и... «никто не ушёл обиженным»....
В 2012 г. пришло понимание, что дальнейшее развитие программ и проектов Телецкой школы без освоения новых пространств Алтын-Кёля невозможно, и было решено обратиться к опыту шлюпочных походов, когда-то существовавших на Телецком озере. После долгих обсуждений и советов знающих людей остановились на проекте постройки парусно-моторной лодки класса «Дрескомб» (URL: http://www.vodnyimir.ru/Flotiliya_Dreskombov.html). При этом наши партнёры, специалисты в области маломерного судостроения из города Горно-Алтайска, взялись доработать проект в соответствии с условиями Телецкого озера и задачами Телецкой школы. Но для реализации проекта необходимо было изыскать средства. И немалые. Для этого решили собрать необходимую сумму через социальные сети, объявив сбор средств на народный проект «Давайте построим шлюпку!» (URL: http://www.altzapovednik.ru/ekoprosveschenie/ teletskaya-shkola/teletskaya-krugosvetka/teletskaya-krugosvetka-proekt .aspx). И уже потом появилась возможность подать заявку на грант Русского географического общества. И если первый вариант сработал не так, как ожидалось, то грант на реализацию проекта «Телец-кая кругосветка» был выигран и на базе мастерской маломерного парусного судостроения Центра детского творчества «Адамант» города Горно-Алтайска была построена большая 7-метровая шлюпка, способная ходить под парусами, вёслами и под подвесным мотором. При этом следует заметить, что, во-первых, средства гранта были направлены на поддержку мастерской «Адаманта», впервые получившей подобный заказ. Во-вторых, кроме приобретённого опыта и финансов «Адамант» получил в пользование так называемый «болван», который в дальнейшем можно использовать
для последующих заказов. Пока строилась шлюпка, на Телецком озере в Алтайском биосферном заповеднике силами команды проекта «Путь Воина» был пройден и описан маршрут «Телецкой кругосветки» (URL: http://photo.gasu.ru/view-album/513#dgtop). Основная часть маршрута - это эколого-познавательная программа с оздоровительными процедурами и волонтёрскими работами в районе центральной усадьбы Алтайского биосферного заповедника села Яйлю. И уже потом, после знакомства со шлюпкой и другими водно-транспортными средствами (байдарки, катамараны) и освоения первых навыков по гребле и управлению парусным вооружением, команда отправляется в поход по Телецкому озеру. И это не просто прогулка по акватории Алтын-Кёля, а серьёзная экспедиция со своими взрослыми задачами. Это и профилактика браконьерства (там, где проходит или стоит экспедиция «Телецкой кругосветки», не ставят сети и не стреляют зверей...), это и добровольческие работы на кордонах Алтайского заповедника. А ещё это новые знания о природе Алтая и здоровый образ жизни..
В 2014 г. у проекта «Телецкая кругосветка» прибавилось забот - было решено наполнить его дополнительным содержанием, а именно: администрацией Алтайского биосферного заповедника было принято решение о создании на Телецком озере сети библиотечных центров «Читальня Алтын-Кёля» со свободным доступом. И тогда юные участники «Телецкой кругосветки» и других эколо-го-просветительских проектов Алтайского биосферного заповедника получат возможность совершить вдоль берегов Священного Алтын-Кёля увлекательное путешествие во все времена и страны, открывая для себя в книгах новые миры через призму Заповедной Природы.
И вновь, как когда-то слова Сергея Ерофеева: «Даже если одному пацану станет от этого легче, этим надо заниматься...», сказанные им в далёком уже 1999 г., дали нам мощный нравственный ориентир на непростую работу с детьми и молодёжью в условиях дикой природы, так и слова нынешнего директора Алтайского биосферного заповедника Игоря Калмыкова: «Книга как универсальный носитель всемирного культурного наследия человечества, открытая на берегах Священного Алтын-Кёля, объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, становится частью Великой Силы, превращающей Читателя в Хранителя Наследия» - вселяют в нас надежду, что мы на правиль-
ном пути и что всё только начинается. Но начинается уже на новом инновационном витке развития активного детско-юношеского эко-лого-познавательного туризма на Телецком озере.
УДК 37.061 351.858; 371.233.4
Г. А. Русских, Г. Г. Двинина
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОГОАУ «ЛИЦЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК» И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА КИРОВА
Показаны возможности культурно-образовательного пространства лицея естественных наук при помощи ресурсов городского музея. Культурно-образовательное пространство рассмотрено как среда, созданная педагогическим коллективом и учениками, способствующая развитию и самоопределению всех субъектов: тех, кто учится, и тех, кто учит. Представлены формы внеурочной деятельности, а также опыт работы лицея в инновационном режиме.
The possibilities of cultural and educational space of the Lyceum of Natural Sciences using the resources of the city museum are shown. Cultural and educational space is reviewed as an environment created by the teaching staff and students, promoting the development and self-determination of all persons: those - who study and those - who teach. Forms for extracurricular activities, experience in the innovation mode of Lyceum are presented.
Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, ресурсы городского музея, взаимодействие, педагогический коллектив, развитие личности, внеурочная деятельность, инновации в образовании.
Keywords: Cultural and educational space, the resources of the city museum, interaction, teaching staff, personal development, extracurricular activities, innovation in education.
Прошедший в России Год культуры оставил перспективу разработки и апробации новых форм взаимодействия учреждений культуры и образования. Актуальность работы была продиктована введением новых Федеральных государственных образовательных