© 2005 Н.О. Митрова УДК 316.454.5:378 ББК 60.55 М 67
Социальный проект как способ формирование коммуникативной компетентности у студентов вуза
Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые понятия коммуникативной компетентности и предлагается способ ее формирования у студентов вуза в процессе работы над социально-значимыми проектами.
Ключевые слова:
Коммуникация, общение, коммуникативные умения, коммуникативная компетентность, социальный проект.
Развитие социально активной личности является ключевой проблемой современной парадигмы
образования. Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы выступает становление специалиста, владеющего основами коммуникации, ориентированными на достижение взаимосогласованных действий в социуме. Поэтому задачей образовательного процесса высших учебных заведений является формирование
коммуникативной компетентности как части профессиональной подготовки специалиста.
Анализ литературы позволил определить следующие подходы к понятию «коммуникации»:
- сообщение, общение (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 1994);
- процесс передачи идеи от источника к получателю информации с целью изменения поведения получателя (Д. Джери, Дж. Джери, 1999);
- общение, специфическая форма взаимодействия моделей в процессах их познавательно-трудовой деятельности;
- процесс обмена информацией (Г.М. Андреева, 1999);
- опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов (А.В. Соколов, 2002).
Для полноты коммуникации важно знать эффект -изменения в поведении коммуниканта, которые происходят в результате приема сообщения. Выделяют различные варианты коммуникаций, однако, наиболее распространенным является подход, учитывающий три типа результатов:
- изменение в знаниях;
- изменение установок;
- изменение поведения реципиента.
Эффективность коммуникации обычно обусловлена
природой источника информации, особенностями форм общения и содержания самих сообщений, обстановкой, в которой люди получают информацию. На эффективность коммуникации также оказывает влияние и обратная связь -реакция коммуниканта на сообщение источника.
В педагогической литературе существует несколько определений коммуникативных умений. В частности,
Н.М. Яковлева и Е.Е. Боровикова определяют их как
«гностические, конструктивно-проектировочные,
организаторские, специальные - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, субъектами общения». В.А. Кан-Калик акцентирует внимание на умениях «общаться на людях, через верно созданную систему общения организовывать совместную творческую деятельность, целенаправленно
организовывать общение и управлять им, устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении» и т.п.
Развитие коммуникативных умений приводит к развитию коммуникативной компетентности, под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков, включающих:
- функции общения и коммуникативного процесса;
- виды общения и его основные характеристики;
- средства общения: вербальные и невербальные;
- репрезентативные системы и ключи доступа к ним;
- виды слушания и техники его использования;
- «обратную связь»;
- вопросы и ответы;
- формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния на людей.
Процесс формирования и развития коммуникативной компетентности студентов предполагает решение задач на различных уровнях общения (микроуровне - простейший акт общения «субъект-субъект»; мезоуровне - общение, ограниченное рамками определенной темы или группы; макроуровне - общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев).
Формирование коммуникативной компетентности может быть эффективно осуществлено на основе проектов, в основе которых лежит социально значимая проблема. В качестве примера приведем создание и функционирование межвузовского студенческого клуба «Жизнь без
наркотиков». Он объединяет представителей школьной, студенческой, рабочей молодежи, проводит различные акции, пропагандирует здоровый образ жизни, организует досуг с учетом интересов отдельных групп молодежи, издает и распространяет агитационные и пропагандистские материалы. Образовательные учреждения региона
осуществляют связь со студенческим клубом через своих представителей. Руководство центром осуществляется
координационным советом, который формируется из представителей вузов и их филиалов, действующих на территории региона. Координационный совет контролирует реализацию основных концептуальных идей, утверждает соответствующие программы и проекты, определяет направления деятельности каждого вуза по их осуществлению, утверждает кандидатуры специалистов межвузовского центра, а также разрабатывает внутреннюю структуру студенческого клуба.
Непосредственное взаимодействие детей, подростков и юношества с межвузовским центром осуществляет школа тьюторов (студентов, прошедших предварительную подготовку), которые строят свою работу на территориях закрепленных районов. В функции тьютора входят: составление банка данных на детей, подростков и юношество, имеющих отклонения в поведении, их патронаж, связь с семьей и школой, разработка и реализация совместно с соответствующими отделами центра индивидуальных и групповых реабилитационных программ, информирование населения о деятельности межвузовского центра. Работа тьютора начинается со сбора информации о молодежном контингенте, проживающем на подведомственной ему территории, для чего используются разные источники информации: квартальные комитеты (или КМС), образовательные учреждения, семья, при необходимости - медицинские и другие учреждения. Далее вся полученная информация поступает в межвузовский центр, где подвергается анализу специалистов, результатами которого будут руководствоваться при комплектовании групп детей, подростков, юношества нуждающихся в специальном внимании - от
психологической помощи до социальной поддержки. Тьюторы участвуют на всех этапах работы с соответствующим контингентом молодежи. Не ограничиваясь этим, они также привлекают к своей деятельности других студентов и старших школьников с целью формирования здоровой молодежной среды.
Вовлечение студентов в работу молодежного клуба открывает возможности для разновозрастного общения, позволяет включаться в различные виды коммуникативной деятельности, что, в конечном счете, должно способствовать выработке у них коммуникативной компетентности.
Примечания:
1. Большой толковый социологический словарь. - М.; Воронеж, 1997.
2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб., 2001.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.
4. Немов Ф.С. Психология. - М., 1994.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
- М.: Язь, 1994.
6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб., 1999.
7. Словарь практического психолога. - Минск, 1997.
8. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. -СПб., 1986.
9. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. - СПб., 2002.