Научная статья на тему 'Социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения'

Социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
253
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПОСТРЕФОРМЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / PENSION PROVISION / METHODS OF IMPLEMENTATION OF PENSION PROVISION SYSTEM / POST-REFORM MODERNIZATION / MECHANISM OF FORMING OF SOCIAL POTENTIAL OF THE SYSTEM OF PENSION PROVISION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Писанка С. А.

В статье проводится анализ элементов и отношений, раскрывающих социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения. Действие социального потенциала рассматривается в зависимости от уровней его реализации и мотивов поведения основных акторов, формирующих пенсионную инфраструктуру, дается оценка инструментов государственного социального обеспечения получателей пенсионных выплат. В заключение представлен механизм формирования социального потенциала постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social potential of post-reform modernization of pension provision system

The article analyses the elements and relations, discovering the social potential of post-reform modernization of the system of pension provision. Action of social potential is regarded depending upon the levels of its implementation and the motives of behavior of main actors, which form the pension infrastructure; and the evaluation of state social welfare instruments by recipients of pension payments. The mechanism of social potential forming of post-reform modernization of the pension provision system is presented in conclusion.

Текст научной работы на тему «Социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения»

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОСТРЕФОРМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПИСАНКА С.А.,

аспирант,

Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]

В статье проводится анализ элементов и отношений, раскрывающих социальный потенциал по-стреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения. Действие социального потенциала рассматривается в зависимости от уровней его реализации и мотивов поведения основных акторов, формирующих пенсионную инфраструктуру, дается оценка инструментов государственного социального обеспечения получателей пенсионных выплат. В заключение представлен механизм формирования социального потенциала постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение; методы реализации системы пенсионного обеспечения; постреформенная модернизация; механизм формирования социального потенциала системы пенсионного обеспечения.

The article analyses the elements and relations, discovering the social potential of post-reform modernization of the system of pension provision. Action of social potential is regarded depending upon the levels of its implementation and the motives of behavior of main actors, which form the pension infrastructure; and the evaluation of state social welfare instruments by recipients of pension payments.

The mechanism of social potential forming of post-reform modernization of the pension provision system is presented in conclusion.

Keywords: pension provision; methods of implementation of pension provision system; post-reform modernization; mechanism of forming of social potential of the system of pension provision.

Коды классификатора JEL: G23, H55.

В условиях перехода России к новой модели социально-экономического развития все более осознается важность достижения баланса между социальными обязательствами государства и возможностями мобилизации ресурсов на исполнение социальных обязательств, например, через реализацию индивидуальных интересов субъектов экономики.

Для раскрытия категории социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения необходимо провести обзор социальных преимуществ (степень социальной защиты и уровень удовлетворения рациональных потребностей получателей) и возможностей (выплаты, участие в программах), которые получают лица пенсионного возраста, иждивенцы, инвалиды, семьи с двумя и более детьми от механизма реализации системы пенсионного обеспечения в условиях ее модернизации.

Социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения раскрывается через совокупность элементов и отношений субъектов социального обеспечения и представляет собой процесс воспроизводства трех основных составляющих — институтов системы пенсионного обеспечения, социальноориентированной структуры системы пенсионного обеспечения и системы социально-экономических отношений участников пенсионного процесса во всех основных формах и видах их проявления.

Система социально-экономических отношений субъектов социально-пенсионной инфраструктуры (государство и частный сектор) характеризуется долгосрочной социальной мотивацией в виде пенсионной и социальной защиты по отношению к основному участнику-потребителю социальных продуктов (трансферты населению, уплата страховых взносов). В свою очередь, социально-ориентированная структура системы пенсионного обеспечения рассматривается как совокупность двух компонентов (распределительного и накопительного), образующих ее внутреннее строение, и характеризуется общими условиями получения права на пенсионное и социальное обеспечение, общностью воспроизводства отношений между участниками социально-пенсионного процесса, относительной стабильностью пенсионных институтов, институциональным формированием направлений распределения финан-

© С.А. Писанка, 2012

совых ресурсов. Следовательно, институты пенсионного обеспечения (государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, дополнительное пенсионное обеспечение) выступают ключевым ядром в перераспределении финансовых ресурсов и последующем образовании социальных и пенсионных благ в зависимости от целевого назначения выплат, обеспечивающих устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Процесс перераспределения финансовых ресурсов регулируется нормативно-правовой институциональной основой функционирующей системы пенсионного обеспечения посредством следующих законов:

• ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (от 15 декабря 2001 г., № 167-ФЗ);

• ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001 г., № 173-Ф3);

• ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 г., № 111-ФЗ);

• ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 г., № 166-ФЗ).

Организационно-управленческая функция по образованию и предоставлению социальных и пенсионных благ

возложена на Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения.

Методологической основой исследования является использование деятельностного подхода как способа представления системы пенсионного обеспечения в ее направленном действии на современное общество, выступающее здесь в качестве формирователей и получателей основных пенсионных благ и услуг, с системным анализом оснований (мотивов), уровней, факторов (условий) развития социального потенциала системы пенсионного обеспечения и предполагаемых конечных результатов постреформенной модернизации.

В основании социального потенциала постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения находятся потребности и интересы участников пенсионного процесса, образующие в своей совокупности мотивационный потенциал постреформенной модернизации.

Потребности участников пенсионного процесса как главного источника мотивации можно определить как заботу об обеспечении необходимыми средствами и условиями для достойного существования нуждающихся слоев населения, а также сохранение равновесия в социально ориентированной системе пенсионного обеспечения. Интерес выступает как осознание потребности и определяет поведение и действия участников пенсионного процесса. Уровни реализации социального потенциала системы пенсионного обеспечения, а также акторы, им соответствующие, подразделяются на:

• микроуровень — действующий пенсионер, нетрудоспособный гражданин с ограниченными физическими возможностями (инвалид), нетрудоспособный иждивенец, семья с двумя и более детьми, работодатель, работник;

• макроуровень — государство, социальный институт управления современной системой пенсионного обеспечения (Пенсионный фонд России), гражданское общество.

Конструктивный анализ социального потенциала необходимо проводить в призме его основных слагаемых, включающих:

• демографические детерминанты (возрастно-половая структура населения, воспроизводство и летальность, продолжительность жизни и демографическое старение);

• социальные детерминанты (социальная роль государства и гражданского общества, социальная защищенность, отношения солидарности).

Демографические детерминанты представляют собой совокупный ресурс, выраженный в характеристиках носителей демографического и трудового потенциалов, которые могут быть оценены с помощью совокупности соответствующих статистических показателей.

С целью оценки масштабов системы пенсионного обеспечения применяется система показателей пенсионного старения населения (табл. 1). В их числе выделены: индекс пенсионного старения, демографическая нагрузка и доля пожилых людей в общей численности лиц пенсионного возраста.

Индекс пенсионного старения: | ^/р ^ • 100, где Рп — суммарная численность населения обоих полов старше

трудоспособного (пенсионного) возраста; РД — суммарная численность населения обоих полов моложе трудоспособного возраста (дети).

Демографическая нагрузка на трудоспособное население за счет населения пенсионного возраста:

* 100, где Рт — суммарная численность населения обоих полов в трудоспособном возрасте.

Доля пожилых людей (80+) в общей численности лиц пенсионного возраста: [ ^ *100, где Рзд+ — численность населения в возрасте 80+. 1

На протяжении всего анализируемого временного интервала наметилась тенденция увеличения индекса пенсионного старения населения России и Ростовской области. Данная динамика объясняется увеличением продолжительности жизни, а также недостаточно высоким уровнем рождаемости. В 2001-2009 гг. наблюдалось положительное увеличение числа новорожденных, однако динамика летальности оставалась высокой. Социально-экономические последствия старения могут быть оценены с помощью увеличивающейся динамики демографической нагрузки на трудоспособное население за счет населения пенсионного возраста. При анализе показателей демографической нагрузки необходимо учитывать, что в качестве иждивенцев трудоспособного населения выступает не только на-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

58

С.А. ПИСАНКА

селение пенсионного возраста, но и население, находящееся в преддверии трудоспособного возраста (дети), долевая демографическая нагрузка которых в последние годы имеет тенденцию к сокращению. Как следствие, общая демографическая нагрузка не только не увеличивается, но даже снижается.

Таблица 1

Динамика структурных показателей количественной оценки пенсионного старения населения1

Показатели (п.п.) 2001 2002 2005 2006 2007 2008 2009 2010

1. Индекс пенсионного старения 1.1 Россия 107,2 111,6 121,0 124,8 129,2 132,3 133,5 134,3

1.2 Ростовская область 123,9 129,1 143,4 147,8 152,4 156,3 158,5 159,9

2.Демографическая нагрузка за счет населения пенсионного возраста 2.1 Россия 34,3 34,2 32,3 32,2 32,6 33,2 33,7 34,7

2.2 Ростовская область 38,8 38,6 36,7 36,4 36,6 37,3 37,3 38,7

3. Доля пожилых людей (80+) в общей численности лиц пенсионного возраста в целом по России 9,6 8,9 10,0 10,6 11,3 12,0 12,7 13,1

В свою очередь, в проводимом исследовании демографического потенциала современной, постреформенной системы пенсионного обеспечения наблюдается изменение возрастной структуры внутри самой группы лиц пенсионного возраста. Новая фаза внутригруппового изменения пенсионного населения в целом по России связана с ростом доли пожилых людей (80+) в общей численности лиц пенсионного возраста.

Представим далее составляющие социальных детерминант.

Во-первых, это социальная роль государства и гражданского общества как комплекс государственных программ, направленных на эффективное производство, распределение и потребление обществом социальных (пенсионных) услуг.

Во-вторых, социальная защищенность членов общества, имеющая более выраженный компенсаторский характер в сравнении с остальными составляющими социальных детерминант. Мерой социальной защищенности членов общества выступает уровень общественного доверия к проводимой государством по отношению к системе пенсионного обеспечения модернистской политике, осознание социальной (пенсионной) безопасности, вера в устойчиво функционирующие пенсионные институты.

В-третьих, система межпоколенческих отношений солидарности, которая отражает степень развитости вну-триобщественных взаимоотношений между поколениями. На микроуровне действие социального потенциала системы пенсионного обеспечения проявляется в форме:

• личной ответственности и осознания каждым гражданином общества необходимости защиты и опеки пожилых и утративших трудоспособность людей;

• понимания и предотвращении возникновения проблемы невостребованности людей старшего поколения, а также с ограниченными трудовыми способностями, в социально-экономической жизни страны;

• общественной защиты интересов вышедших на пенсию, а также грядущих поколений пенсионеров.

В сфере действия социального потенциала системы пенсионного обеспечения на макроуровне приобретает значение способность общества к ассимиляции (накоплению) пенсионного опыта предшествующих поколений, а также эффективное формирование социальной и гражданской идентичности населения страны.

Основная функция социальных составляющих социального потенциала постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения заключается в государственном социальном обеспечении действующих пенсионеров, а также категорий граждан, претендующих на материальную поддержку со стороны государства в силу различных факторов.

К основным инструментам государственного социального обеспечения действующих пенсионеров относятся следующие нижеперечисленные.

Институт государственного пенсионного обеспечения как одна из форм государственного социального обеспечения носит защитную функцию части населения, трудовые возможности которого использовались для удовлетворения нужд страны.

Социальная пенсия — форма государственного социального обеспечения, которая носит компенсаторский характер покрытия непредвиденных социальных рисков с целью защиты и поддержания минимального индивидуального дохода вне зависимости от рыночной стоимости либо ее отсутствия, трудовых возможностей получателя данной денежной выплаты.

Социальная доплата к пенсии (федеральная и региональная) — назначение ее связано с попыткой поднятия материального обеспечения пенсионера, находящегося на уровне нежизненно низкой планки, с целью стабили-

1 Расчеты автора на основании статистических данных Росстата.

зации усугубляющегося социального кризиса в связи со стабильным ростом стоимости потребительской корзины, жилищно-коммунальных и транспортных услуг, непродовольственных товаров личного потребления и общесемейного пользования. Реализуется социальная доплата путем дополнительного финансирования к основной пенсионной выплате. Конечный результат должен быть эквивалентен величине потребительского минимума пенсионера. Непременным условием получения такого социального блага является безработность действующего пенсионера. Введение социальной доплаты является трехлетней (с 01.01.2010 г.) новацией со стороны государства и регламентируется Федеральным Законом от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ, ст. 22.

Социальные выплаты являются результатом модернистской политики государства (монетизация льгот) по замене существовавших ранее льгот в натуральном виде (проезд в общественном транспорте и пригородных электричках, бесплатные лекарства и санаторно-курортное лечение) на денежные компенсации для определенной категории граждан. Введение денежной формы предоставления льгот заключается в урезании количества формальных льготников по стране с целью более тщательного учета действующих пенсионеров-льготников, а также ослабление увеличивающейся нагрузки на социально-хозяйственный сектор экономики. Вид выплаты зависит от ряда факторов, таких как заслуги перед отечеством, возраст и состояние здоровья получателя, способность осуществлять трудовую деятельность. Таким образом, предоставляемые государством социальные выплаты, назначаемые дополнительно к получаемой пенсии, весьма разнообразны и включают:

• дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО);

• ежемесячная денежная выплата (ЕДВ);

• набор социальных услуг (НСУ);

• компенсационные выплаты, заменяющие социальный пакет;

• компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособными гражданами.

Адресная социальная помощь неработающим пенсионерам и инвалидам, являясь одной из форм государственного социального обеспечения, олицетворяет собой, как правило, единовременную социальную помощь по поддержанию материального обеспечения, в первую очередь, одиноких или одиноко проживающих неработающих пенсионеров в форме компенсационных выплат на социально-бытовые нужды, а также в связи с проведением определенного рода мероприятий и праздников, таких как День Победы, День пожилого человека, День инвалида.

Инструментом государственного социального обеспечения категории граждан, претендующих на материальную поддержку со стороны государства в силу различных факторов, является материнский семейный капитал. Материнский семейный капитал (МСК) носит защитно-поощрительную функцию налаживания ухудшающейся демографической ситуации в стране, выступая в качестве финансового рычага увеличения рождаемости (усыновления) и возможного сокращения тенденции к росту однодетных семей.

С учетом проведенного анализа, социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения в условиях современной рыночной экономики трактуется как многоуровневая и многокомпонентная система элементов и отношений, обеспечивающая социальные гарантии, с одной стороны, государством в виде социальных и пенсионных выплат, участия в социальных и пенсионных программах, а с другой — предприятиями и организациями частного сектора в виде предоставления социально-пенсионных пакетов, легализующих трудовые доходы работников, отражающих концепцию трехстороннего социального партнерства (государства, частного сектора и работников), и социальной ответственности в форме защиты населения, достигшего пенсионного возраста, нетрудоспособных иждивенцев, инвалидов, семей с двумя и более детьми, уровень и качество жизни которых являются индикаторами гуманистической направленности функционирующей системы пенсионного обеспечения.

Результатом эффективного развития и сбалансированной реализации социального потенциала пострефор-менной модернизации системы пенсионного обеспечения должен стать качественно новый уровень пенсионного обеспечения и социальной защиты нуждающихся слоев населения, опирающийся на социальную солидарность и справедливость как наиболее осознанные высшие формы социального потенциала.

Механизм формирования социального потенциала постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения отражает взаимозависимость демографических и социальных детерминант, которые выступают в качестве ресурсных возможностей и деятельностных мероприятий со стороны субъектов макро- и микроуровней (рис. 1).

Государство, работодатель и работник являются заказчиками Пенсионного фонда России (ПФР), который, в свою очередь, является своеобразным подрядчиком по удовлетворению социально-пенсионных нужд гражданского общества страны. В свою очередь, заказчики, принимая результат работы — социально-экономический эффект, оплачивают его посредством финансовых вливаний в бюджет ПФР, таким образом формируя его доходную часть в виде поступлений. Поступления в ПФР представляют собой совокупное количество средств, поступивших в виде социальных трансфертов из федерального бюджета и страховых взносов напрямую от работника или через работодателя. Таким образом, в распоряжении ПФР аккумулируются финансовые ресурсы для обеспечения и эффективного предоставления социально-ориентированного пенсионного обслуживания населения страны. Пенсионное обслуживание населения характеризуется определенным набором пенсионных продуктов.

Основные пенсионные продукты — пенсии по обязательному пенсионному страхованию, а также пенсии, формирующие институт государственного пенсионного обеспечения, который является одним из инструментов государственного социального обеспечения.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

Макроуровень

ТЕІЖА ЕСОІМОМІСІІБ ^ 2012 ^ Том 10 №1 Часть З

О

О

Гражданское

общество

Пенсионный фонд России

Социальные трансферты из федерального бюджета

Г осударство

Доверие, безопасность, толерантность, ассимиляция пенсионного опыта предшествующих поколений

-------- Стоаховые взносы --------------------------

- Основные пенсионные ППОДУКТЫ

Пенсии по обязательному пенсионному страхованию: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца

Государственное социальное (пенсионное) обеспечение: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; социальная пенсия

+

Дополнительные пенсионные продукты государственного социального обеспечения: социальная ^доплата; социальная выплата; адресная социальная помощьу

Социальные продукты государственного

Работодатель

Работник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действующий

пенсионер

Нетрудоспособный

иждивенец

Я

п

п

Инвалид

Г

Социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения

к

(семейный) капитал

V"

Г осударственное социальное обеспечение

Социальные детерминанты

+

Демографические детерминанты <

Семья с двумя и более детьми

Воспроизводственный ресурс системы пенсионного обеспечения

Население

страны

Рис. 1. Механизм формирования социального потенциала постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения

С.А. ПИСАНКА

Дополнительные пенсионные продукты из общей совокупности инструментов государственного социального обеспечения выступают в качестве дополнительной материальной прибавки к имеющейся пенсионной выплате.

Пенсионные продукты несут важную стабилизирующую социальную функцию, направленную на улучшение демографической обстановки в стране, развитие человеческого потенциала.

Вместе с тем, основные пенсионные продукты являются результатом волеизъявления непосредственно самих субъектов в предоставлении им пенсионной защиты, находящихся на микроуровне, а также выступают в качестве пенсионной гарантии со стороны государства на макроуровне. В то время как комплекс дополнительных продуктов (пенсионных и социальных) характеризует социальные расходы государства на модификацию системы пенсионного обеспечения с целью улучшения жизненных показателей пожилого населения, а также категории граждан, нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства и гражданского общества.

При таком подходе социальные расходы государства некорректно определять как безвозвратные потери федерального бюджета страны. В связи с тем, что эффект действия социального потенциала на микроуровне в общем смысле определяется рядом личностных показателей индивидов (доверие, безопасность, толерантность, ассимиляция пенсионного опыта предшествующих поколений и т.д.), на макроуровне должна происходить переоценка социально-экономических ценностей в пользу менее защищенных слоев общества. Таким образом, приходит осознание социальной ответственности перед поколением, использовавшим свой трудовой потенциал во благо своего отечества. И в этом смысле социальные расходы государства и гражданского общества, направленные на поддержание адекватного и достойного уровня жизни нуждающихся слоев общества, трансформируются в демографические инвестиции для будущих поколений, тем самым повышая социально-экономическую эффективность постреформен-ной модернизации системы пенсионного обеспечения.

Проведенный анализ процесса формирования социального потенциала постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения с определением основных слагаемых, формирующих категориальный аппарат, позволяет сформулировать следующие выводы.

1) Социальный потенциал постреформенной модернизации системы пенсионного обеспечения можно определить как имеющийся в наличии общества запас социальной (пенсионной) прочности, который может быть оценен с помощью совокупности соответствующих статистических показателей, определяемых с учетом анализа демографических и социальных детерминант. Демографические детерминанты раскрывают количественно-качественную оценку уровня развития населения. Значения структурных характеристик демографической ситуации в России в целом и ее регионах в частности, отражают переход современного общества в своеобразную фазу уплаты демографического налога в связи с увеличивающейся динамикой старения населения.

Социальные детерминанты представляют оценку общественного настроения, состояния развития социальноориентированной системы пенсионного обеспечения, а также формирование целевых приоритетных направлений проводимой социальной политики, как на федеральном уровне, так и на региональном. В свою очередь, социальнофинансовые масштабы государственной политики по дополнительной пенсионной защите населения корректируют общий процесс модернизации постреформенной системы пенсионного обеспечения в сторону сокращения или увеличения социальных расходов государства.

2) Механизм формирования социального потенциала постреформенной системы пенсионного обеспечения представляет собой устойчивое и эффективное функционирование системы взаимодействия социальных акторов различных типов и уровней пенсионной инфраструктуры, главной целью которых является удовлетворение общественной потребности в полной пенсионной защите наиболее уязвимых слоев населения.

Анализ реализации инновационного варианта развития пенсионной инфраструктуры при сложившихся демографических и экономических тенденциях формирования и использования социального потенциала постреформен-ной модернизации системы пенсионного обеспечения может служить инструментом измерения уровня и качества жизни населения пенсионного возраста. Анализ совокупности детерминант выявил потребность в формировании интегрированной системы количественно-качественных измерителей результативности пенсионных преобразований с учетом их влияния на уровень жизни населения пенсионного возраста и его благосостояние.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков А.В. Автоматические стабилизаторы и реализация социальных функций государства на региональном уровне в Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2011. № 1. С. 46-52.

2. Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ (дата обращения 08.02.2012).

3. Соловьев А.К. Актуарные расчеты в пенсионном страховании: производственно-практическое издание. М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Barr N., Diamond P. The economics of pensions. // Oxford review of economic policy. 2006. Vol. 22, no. 1. P. 15-39.

5. Turner A. Pension Challenges in an Aging World. // Finance and Development. September 2006, Vol. 43, no. 3. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2006/09/turner.htm (дата обращения 27.01.2012).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.