Научная статья на тему 'Социальный потенциал бизнес-сообщества в условиях модернизируемого общества'

Социальный потенциал бизнес-сообщества в условиях модернизируемого общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕЛОВЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / BUSINESS COMMUNITY / SOCIAL POTENTIAL / BUSINESS CONNECTIONS / SOCIAL SYSTEM / CIVIL SOCIETY / SOCIAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Внуковский Максим Вячеславович

В статье дается историко-проблемный анализ развития предпринимательства, раскрывается многообразие методологических подходов, содержащихся в классических социологических теориях становления бизнеса. Особое внимание обращается на составляющие социального потенциала. Даются рекомендации по его развитию в рамках модернизируемого общества.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the historical and problem analysis of development of business is given, variety of the methodological approaches containing in classical sociological theories about business formation is revealed. The special attention addresses to the components of social potential. Recommendations on its development within the limits of the modernizing society are given.

Текст научной работы на тему «Социальный потенциал бизнес-сообщества в условиях модернизируемого общества»

Максим ВНУКОВСКИЙ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗИРУЕМОГО ОБЩЕСТВА

В статье дается историко-проблемный анализ развития предпринимательства, раскрывается многообразие методологических подходов, содержащихся в классических социологических теориях становления бизнеса. Особое внимание обращается на составляющие социального потенциала. Даются рекомендации по его развитию в рамках модернизируемого общества.

In the article the historical and problem analysis of development of business is given, variety of methodological approaches containing in classical sociological theories of business formation is revealed. The special attention addresses to the components of social potential. Recommendations on its development within the frame of the modernizing society are given.

Ключевые слова:

бизнес-сообщество; социальный потенциал; деловые сети; социальная система; гражданское общество; социальное управление; business community, social potential, business connections, social system, civil society, social management.

ВНУКОВСКИЙ

Максим

Вячеславович —

аспирант

Совремянной

гуманитарной

икадемии,

г. Москва

Vnukovskiy@

nrnail.com

К настоящему времени сформировалось несколько подходов к объяснению развития социума и отдельных социальных групп, в т.ч. бизнес - сообщества, их институционального оформления. Так, модель стратифицированного общества рассма -тривается теоретиками и практиками в виде взаимодействия кате -горий социального поведения, социальных отношений, социаль -ной личности и социальной группы. Поведение только тогда при -обретает социальный смысл, когда оно ориентируется на поведение других людей.

Бизнес - сообщество регулирует поведение предпринимательских субъектов, идущих на экономический риск ради получения при -были, реализации социально - экономических интересов. Благодаря бизнес - сообществу происходит концентрация предприниматель -ской активности в рамках обеспечения высокой эффективности принимаемых решений, прогрессивного развития бизнеса и защиты его интересов.

Результаты многочисленных исследований позволяют сделать вывод, что бизнес - сообщество постепенно переходит от стартового этапа накопления к этапу развития, когда основное значение при обретают эффективность и устойчивость, формирование бизнес -сетей, взаимосвязей между различными субъектами бизнеса.

По мере углубления дифференциации трудовых функций услож -няется и социальная организация общественного труда, что предпо -лагает профессионализацию и специализацию функций отдельных индивидов. Постепенно возникает сотрудничество, основанное на взаимозависимости людей, выполняющих разные социальные роли и функции. Каждый человек при этом ценен для общества, соци -альной группы своими личностными способностями и талантами.

Ю. хабермас считает, что развитие государства как субъекта соци -ального управления и рост демократических тенденций активно снимают остроту конфликтов, делают реальным классовый ком -промисс между обществом, властью и бизнесом. Там, где государ -ство не обеспечивает широкое внедрение принципов справедливо -сти, равенства и свободы, наступает кризис легитимности.

Заметим, что Ю. хабермас, а затем и Г. Маркузе в рамках инте -ракционизма рассматривали социальное взаимодействие как про блему консенсуса в различной социологической интерпретации.

Центральным пунктом социологической концепции Ю. Хабермаса является «жиз -ненный мир», в котором социальное дей -ствие — «застывшие» образцы поведения, и одновременно — это автономный мир личности, который дает ей право выбора в институциональных альтернативах. Очевидно, что альтернатива выбора, кото -рую имеет предприниматель, предпола гает наличие конфликта во всех сферах жизни общества и разрешение его различ -ными методами, в т.ч. и путем достижения консенсуса в процессе коммуникации. Выбор зависит от понимания мира, его рациональность обусловлена интеллектуальным потенциалом современного «эко номического» человека со свойственной ему готовностью идти на риск, с домини -рующим мотивом личной выгоды в раци ональном поведении.

Если экономический анализ рассма -тривает человека как средство дости-жения определенных экономических целей, как трудовой ресурс, то социаль ный анализ, напротив, позволяет нам рассмотреть действующего актора как цель определенного процесса, выявить ресурсы его предпринимательской дея тельности, основания для формирования бизнес сообшества.

Бизнес сообщество в нашей стране сегодня представлено множеством ассо циаций, общественных организаций и объединений, союзов, выражающих достаточно широкий спектр интересов и социально экономических позиций предпринимательства. Эволюция бизнес -сообщества во многом соотносится с эта пами развития нашего общества.

Гражданское общество понимается нами как социальная система, которая олицетворяет собой совокупность негосу дарственных отношений, и как сфера про -явления свободных индивидов, организа ций и ассоциаций граждан, добровольно сформировавшаяся в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества. В силу этого наличие полноценного граж данского общества замеряется по ряду общепризнанных параметров — политико -правовых, экономических, духовных и культурно - нравственных, — непосредственную связь с которыми имеет пред принимательство. Поскольку все виды связей, составляющих структуру граждан ского общества, реализуются через управ

ление, то важнейшим аспектом исследо -вания является выделение социальных механизмов в рамках решения управлен ческих проблем.

Развитие бизнес - сообщества предпо -лагает активное участие представителей бизнеса во всех сферах общественной жизнедеятельности, субъект объектную направленность взаимодействия биз -неса и государства. В целом в рамках проблемно целевого критерия управления бизнес сообществом можно выделить как макро - , так и микроуровень. Социальное управление на микроуровне требует ком плексной работы по ряду направлений — это формирование организационной структуры, восприимчивой к изменениям и инновациям, создание механизма само обучения персонала, формирование меха низма мотивации персонала, определение факторов, сдерживающих предпринима тельскую активность, проведение кадро -вой политики, направленной на развитие и социальную защиту персонала. В инно вационной экономике, которая строится на знаниях, вложения в развитие персо нала сегодня является одним из ключевых факторов вложений в будущий эконо мический рост. Однако распространение краткосрочных и не гарантированных тру -довых мест не будет содействовать соци -альной сплоченности, это может привести к социальному отторжению.

Важнейшее значение для создания ста -бильных социально - экономических усло -вий для развития бизнеса играет макро экономическая политика. Однако такая политика не может руководствоваться только рыночными принципами. В про тивном случае может возникнуть риск негативных социальных последствий, свя -занный с социальной напряженностью.

На макроуровне социального управ-ления важно развивать методы и инстру менты оценки воздействия экономи -ческой деятельности на социальную сплоченность, а также юридические и финансовые инструменты признания и поощрения социального вклада (специ -альная маркировка, налоговые льготы и т.д.). С учетом вышесказанного проблема состоит в том, чтобы выработать эффек тивные средства контроля за тем, чтобы инновационная экономика содействовала социальной сплоченности и не отторгала тех, кто представляет для нее меньший интерес в качестве потребителей.

Вопросы институционализации бизнес сообщества также наиболее детально про слеживаются в условиях инновационной экономики. Возможность влиять на про исходящие социальные процессы опре деляется его социальным потенциалом. Под социальным потенциалом бизнеса мы будем понимать достижение устой чивого развития самостоятельных и от ветственных компаний, которое отвечает долгосрочным интересам акционеров, соответствует социальным целям обще ства, способствует достижению социаль -ного мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека. Проблема реа лизации социального потенциала бизнес сообщества — это проблема сочетания его самоорганизации и управления извне.

В период модернизации российского общества все большее значение имеет стремление к наращиванию человеческого и социального потенциала.

Социальный потенциал бизнеса раскры -вается под постоянным давлением, кото -рое оказывают на корпорации потреби тели, некоммерческие организации (пра возащитные, экологические, социальные и др.), общественное мнение и общество в целом. Важную роль играет среди прочего стремление бизнеса повысить свою обще ственную репутацию. Появляется даже феномен конкуренции за лояльность, побуждающий бизнес ориентироваться на установление более высоких социальных стандартов. Расходы на эти цели велики, но они не снижают конкурентоспособ -ность компаний, т.к. с лихвой окупаются за счет повышения репутации фирмы в обществе и укрепления ее позиций на товарных и финансовых рынках.

Социальная активность бизнеса суще ственно смягчает неравенство в обществе, зачастую «покрывая» ту часть потребности в социальных услугах, которая в силу тех или иных причин не удовлетворяется го сударством. При этом активность корпо -раций не замещает деятельность государ -ства, а дополняет ее, делит с ним социаль ную ответственность. Границы ответствен -ности государства и бизнеса в социальной

сфере подвижны. Важно, чтобы эта гра -ница была одна, чтобы не было социаль -ных проблем, не подпадающих под влия ние государства и выпадающих из сферы опеки бизнеса. Роль бизнеса при этом вто рична, хотя и существенна, а в некоторых случаях, когда речь идет об инвестициях в человеческий и социальный капитал, — незаменима.

Бизнес также несет ответственность за сохранение социальной стабильности на соответствующей территории и должен быть заинтересован в этом как в важней шем элементе предпринимательского и инвестиционного климата.

Оптимальное социальное управление бизнесом в гражданском обществе свя -зано не только с урегулированием целей и особых корпоративных интересов, но и с социокультурными ценностями субъ екта управления (государство) и объекта управления (целевые группы предприни мателей: крупные отраслевые предпри -нимательские структуры, представители малого, среднего и крупного бизнеса). Эти ценности ориентируются, с одной стороны, на поддержание атмосферы доверия и сотрудничества, с другой — на качественное выполнение функций и поставленных задач. При этом обеспе чить оптимальное социальное управ ление помогает создание необходимых нормативно правовых механизмов, обе спечивающих формирование легитим ной деловой среды, прямую зависимость санкций от реального поведения пред принимателей, а также институциональ ное закрепление правового пространства на организационном уровне и доминанта социально - значимых прав и интересов человека как действующего актора. Наша позиция строится на том, что взаимодей -ствие государства и бизнеса должно ори -ентироваться на развитие системы сво бодного предпринимательства, развитие прав и свобод личности в экономической деятельности. Именно самостоятельность предпринимательства, выражающаяся в конкретной доле его частной собствен -ности, объективно делает его участником социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.