Социальный портрет студенческой молодежи в области физической культуры и спорта Social portrait of student youth in the field of physical culture and sport
Ибатов Александр Игоревич
Студент 2 курса Кафедра теплотехника и теплоэнергетика Казанский Государственный Энергетический университет 420066, г. Казань, ул. Красносельская, 51. e-mail: [email protected]
Ibatov Alexander Igorevich
Student 2 term
Department of heat engineering and power engineering Kazan State Energy University 420066, Kazan, st. Krasnoselskaya, 51. e-mail: [email protected]
Научный руководитель Шакирова Динара Марселевна
Старший преподаватель, кандидат социологических наук Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Казанский государственный энергетический университет» 420066, г. Казань, ул. Красносельская, 51.
e-mail: [email protected]
Scientific adviser Shakirova Dinara Marselevna
Senior Lecturer, Candidate of Sociological Sciences Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kazan State Energy University"
420066, Kazan, st. Krasnoselskaya, 51. e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматриваются проблемы физической культуры на сегодняшний день, ее перспективы, а также развитие среди молодежи физкультурного духа. Статья раскрывает роль физической культуры в жизни студента. Обучающийся должен уметь использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей и направлений. Создавшаяся ситуация требует глубокого анализа уровня физкультурной образованности студентов и принятия активных мер для повышения информационно-образовательной направленности учебных и внеучебных форм занятий физическими упражнениями студентов. Цель данного исследования определить отношение студентов к физической культуре и спорту, а также узнать их предпочтения. Обсуждаются перспективы развития физического воспитания, мнения о структурно-логической сути общеобразовательных дисциплин, приводятся результаты социологического исследования, которые демонстрируют оценку состояния здоровья студенческой молодежи.
Annotation.
This article discusses the problems of physical culture today, its prospects, as well as the development of physical culture among youth. The article reveals the role of physical culture in the life of a student. The student should be able to use physical culture and recreation activities to promote health, achieve life and professional goals and directions. The situation that has arisen requires a deep analysis of the level of physical education of students and the adoption of active measures to improve the information and educational orientation of educational and extracurricular forms of physical training for students. The purpose of this study is to determine the attitude of students to physical culture and sports, as well as to know their preferences. The prospects for the development of physical education, opinions on the structural and logical essence of general education disciplines are discussed, and the results of a sociological study are presented that demonstrate the assessment of the health status of students.
Ключевые слова: социология, социологический опрос, физическая культура и спорт, молодежь, физическое воспитание, проблемы образования, перспективы развития образования.
Key words: sociology, sociological survey, physical culture and sports, youth, physical education, problems of education, prospects for the development of education.
Введение
В современном обществе занятия физической культурой в рамках неспортивно ориентированных высших учебных заведений сводятся к простому набору базовых физических упражнений и игр, что приводит к потере истинной направленности данных занятий. Спад заинтересованности молодёжи заботой о собственном теле подогревается непонимание сути занятий как студентами, так, зачастую, и преподавателям. Данное явление служит причиной деполяризации культа здорового тела среди подрастающего поколения. О последствиях такого непонимания можно лишь догадываться, ведь именно от подрастающего поколения зависит каким будет общество в будущем: здоровым и сильным или же адинамия и леность станут вариантом нормы, при котором обращение к медицине для нормального качества жизни станет рядовым явлением.
Объем информации, который имеет рост, сложные учебные программы, различные поручения делают учебный труд молодежи интенсивным и напряженным. Это приводит к гиподинамии, а одновременное увеличение нагрузки на психику плохо воздействует на организм, усложняет учебный процесс и физическую подготовку.
Цель данной статьи состоит в обозначении важности воспитания физической культуры среди молодого поколения. Способностью использовать средства и методы физической культуры для использования полноценной социальной и профессиональной деятельности. Уметь преодолевать искусственные и естественные препятствия, а также использовать разнообразные способы передвижения. Знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности. Владеть навыками применения приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Физическая культура является одним из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности она является важным средством обогащения культуры.
В научной литературе подростковый возраст описывается как кризисный, ведь именно в этот период происходит наиболее интенсивное развитие и перестроение организма подростка, именно это время является своеобразной ступенью от неокрепшего детского к физически развитому и выносливому взрослому телу, и духу. В этом возрасте подросткам свойственна повышенная чувствительность, беспокойство, нервозность, недовольство даже самыми незначительные событиями, душевное и физическое недомогание, которое зачастую находит свое проявление в агрессивность, бунтарстве, капризах, вялости. Степень мягкости или болезненности прохождения этого периода для подростка будет зависеть от среды, в которой он проживает, от информации, получаемой от любых объектов взаимодействия. Учитывая все это, необходимо помнить, что если ребенок этого возраста не испытывал на себе положительного влияния со стороны взрослых, учителей, родителей, близких родственников, не чувствовал психологического комфорта и защищенности в своей родной семье, не имел позитивных интересов и увлечений, то его поведение характеризуется как трудное, которое может принять со временем делинквентную направленность [1].
Развитие здорового тела является важнейшим фактором становления активной жизненной позиции у молодого населения. Регулярные занятия физической культурой имеют большое дисциплинирующее значение. В рамках учебных заведений ставятся задачи такие как воспитание самодисциплины и формирование мотивационно-ценностной базы. А так же формировать понимание роли физической культуры в гармоничном развитии личности и обучение основам физической культуры[2].
Физическая культура личности - это уровень развития возможностей, умений, сознания, физических качеств. Отношение человека к собственному телу, прежде всего отражает его мотивации, способности ставить цели и достигать их. Мотивы популяризации физической культуры в обществе это, прежде всего здоровье общества и ценность генофонда государства.
Для человека привлекательность каждого человека в отдельности и общества в целом, как предмет национальной гордости и самодисциплина и постановка целей, как основа успешности личности; не мало важно и познание механизмов работы организма, и влияние внешних факторов, в экосистеме планеты [3].
Постепенное выполнение поставленных задач для молодого человека способствует пониманию им сложности жизни, а также помогает выработать духовно-нравственные критерии самооценки, как собственной личности, так и отдельно взятых индивидов в его окружении, что, в свою очередь, развивает способности к общекультурному самовыражению.
Таким образом уровень развития физической культуры личности и общества в целом является показателем состояния социума. На данный момент в целом культ здорового тела находится в упадке, однако, локально он вновь набирает популярность в определённых кругах, что можно трактовать как ранние признаки выздоровления общества. Из этого следует что спорт необходимо вернуть в систему воспитания молодежи, сделав его важнейшим элементом социализации молодых поколений россиян в семье, школе, чтобы спортивной воспитание студентов в вузе стало логическим продолжением начатого на предшествующих этапах социализации приобщения к физической культуре и спорту как основе формирования духовно и физически развитой личности.
Сейчас популярность спорта, как на любительском уровне, так и профессионального, является в большинстве своем частью маркетингового плана для профильных магазинов. В страны развиваются прибыльные виды спорта, такие как хоккей, футбол. В рамках городов и в учебных заведениях популярность набирают велосипедные мероприятия и соревнования, горнолыжные комплексы, триатлон, экстремальные соревнования, марафон. Мотивирующим студентов заниматься спортом в свободное время так же проявилось из-за введения определённых требований к экипировке.
Исторически, на территории современной Российской Федерации здоровье тела считалось одним из важнейших показателей успешности человека. Частые военные конфликты, сложность поставленных государством задач, суровость условий жизни - лишь самые очевидные причины таких ценностей. После развала идеологии и возврата к базовым потребностям для выживания, ценности общества сменились и сейчас, когда ситуация стабилизировалась, социум, до недавнего времени, стремился к комфорту, спокойствию и минимуму движений. Физическому развитию уделяли внимание лишь энтузиасты [4].
Для возможности внесения вклада в развитие учебных заведений, а также личностных предпочтений молодёжи могут, и студенты, которые проявляют инициативу в организации и участии спортивных мероприятий. Данная практика, как правило, помогает в учебе. В отношении вузовского студенчества ключевая роль в формировании принадлежит вузу как одному из базовых институтов социализации личности молодежи.
Методика проведения
С целью составления социального портрета населения в сфере организации и поддержания основ здорового образа жизни было проведено авторское социологическое исследование. Исследование было проведено в ФГБОУ ВО «Казанском Государственном Энергетическом Университете» в 2019 г. Цель исследования заключалась в оценке мотивации занятиями физической активности студентов в вузе, а также в сравнении данного аспекта по гендерному признаку и по профилю обучения. Объем выборочной совокупности составил 100 респондентов, из которых 57 парней и 43 девушки. По профилю обучения участвовавших в исследовании: гуманитарное направление - 35 человек, техническое направление 65 человек. В качестве метода использовалось анкетирование и формализованное интервью.
Результаты
На сегодняшний день у большинства студентов ФГБОУ ВО «Казанского Государственного Энергетического Университета» активный образ жизни не популярен. Анализ проведенного исследования продемонстрировал следующие результаты: 95% опрошенных считают физическую культуру нужной для общества, поскольку она укрепляет иммунную систему человека, здоровье физическое и моральное.
Гендерное распределение выглядит следующим образом: результаты студентов женского пола - 39 %, мужского пола - 56 %. Однако, самостоятельно занимаются в тренажерных залах и спортивных секциях только 25 % опрошенных обучающихся, из которых 15 % студенты мужского пола и 10 % студенты женского пола.
Студентам в анкетировании было предложено отметить причины, по которым они не могут заниматься физической активностью. При обработке результатов максимальное количество опрошенных отметили отсутствие финансовых средств (36%), из которых 18 % обучающихся студентов мужского пола и 18 % студентов женского пола. Второе место занимает недостаток времени (22%), 12 % студенты-юноши и 10 % студенты-девушки. Отсутствие желания у опрошенных (20%), ответы студентов-юношей 11 % и 9 % студенты-девушки. Предпоследним оказались проблемы со здоровьем у респондентов (17%): обучающихся студентов 12 % юношей и 5 % девушек. Замыкает рейтинг отсутствие мест для занятий (5%): 4 % студенты-юноши и 1 % студенты-девушки (Рисунок 1.1.).
40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
□ девушки
□ парни
отсутствие недостаток желания финансов времени
проблемы отсутствие
со мест
здоровьем занятий
Рисунок 1.1. Причины, по которым студенты не могут заниматься физической активностью Следующий вопрос, заданный респондентам, о наиболее популярных видах спорта среди обучающихся, показал, что студенты отдают большее предпочтение тренажерному залу (50 %), 27 % из которых обучающиеся студенты-юноши и 23 % студенты-девушки. Далее по популярности у студентов идет бассейн (23%), из которых 15 % обучающиеся мужского пола и 8 % женского пола. Предпочтения спортивным играм отдают 15% отпрошенных: 11 % студентов-юношей и 4 % студентов-девушек. Затруднились ответить 12 % студентов: 4 % мужского пола и 8 % женского пола (Рисунок 2.1.).
Рисунок 2.1. Наиболее популярные виды спорта среди студентов Проведённый сравнительный анализ профиля обучения участвовавших в анкетировании студентов показывает, что необходимой деятельностью физическую культуру считают 32 % опрошенных, выбравших гуманитарную направленность, и 63 % техническую соответственно. Самостоятельные занятия в тренажерных залах и спортивных секциях обучающиеся гуманитарного направления - 12 %, технического - 13 %.
Анкетирование, которое проводилось ранее, показало следующие процентные соотношения по отношению к выбранной студентами специальности. Причины, по которым не могут заниматься физической активностью: отсутствие финансовых средств для гуманитарного направления - 10 %, технического направления
- 26 %. Недостаток свободного времени у студентов гуманитарного направления - 9 % и технического направления - 13 %. Отсутствие желания студентов: гуманитарное направление - 8 %, техническое направление
- 12 %. Проблемы со здоровьем гуманитарного направления оказалось меньше -5 %, по сравнению с выбравшими техническое направление 12 %. Отсутствие мест для занятий: гуманитарное направление - 3 %, техническое направление - 2 % (Рисунок 1.2.).
Вопросы студенческой науки
Выпуск №4 (32), апрель 2019
40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
✓
Ж
Л
4?
/ У
о*
□ студенты технических специальностей
□ студенты гуманитарных специальностей
Рисунок 1.2. Причины, по которым студенты не могут заниматься физической активностью Вопросы о популярных видах спорта показали следующее соотношение у студентов различного профиля: тренажерный зал показал приоритет у студентов технических вузов 30 % гуманитарное направление 20 %. Бассейн: гуманитарное направление - 11 %, техническое направление - 12 %;
Спортивные игры: гуманитарное направление - 3 %, техническое направление - 12 %. Затруднились дать ответ: гуманитарное направление - 1 %, техническое направление - 11 % (Рисунок 2.2.).
50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
/ / ^
* / * £
студенты технических специальностей
студенты гуманитарных специальностей
Рисунок 2.2. Наиболее популярные виды спорта среди студентов
Факторы, оказывающие негативное воздействие на студентов: отсутствие навыков тайм-менеджмента (55%), вредные привычки (24%), заболевания (10%), низкая популярность спорта (6%), отсутствие базы физической культуры на предыдущих этапах развития (5%).
По данным статистики доля молодых людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, хоть и растет с каждым годом, но всё равно не очень велика, что и подтверждает необходимость принятия мер для популяризации физической культуры среди молодежи. Так в 2018 году, лишь 24% молодежи из 60% всего населения, занимающегося спортом, занимается физической культурой систематически [5,6].
Обсуждение результатов
Для решения проблемы низкой заинтересованности молодёжи в занятиях физической культурой необходимо определить ряд мер, направленных на популяризацию повышения уровня физической подготовки среди молодых людей.
Так, например, в целях пропаганды значимости физической культуры и спорта среди студенческой молодежи рекомендуется проведение соревнований и других различных спортивных мероприятий с привлечением средств массовой информации для их анонсирования и освещения.
Следует также пересмотреть учебные планы, которые существуют сейчас, разработать легкие и оптимальные для восприятия, понятные для студентов. Для обучения молодёжи при подборе кадров по физической культуре следует, обращать внимание на опыт работы в спортивных дисциплинах.
Стоит разработать ряд программ материально-технической и финансовой поддержки вузов, чтобы должным образом обеспечить условия для занятий спортом, и привлечь молодежь к данному виду деятельности [6].
Данные меры позволят увеличить долю спортивно-массовой занятости среди студенческой молодежи во внеучебное время, а также увеличить ее двигательную активность, работоспособность и уровень физического развития в целом.
Можно предположить, что повышение физической активности молодежи простимулирует повышение социальных потребностей в самоактуализации и самореализации. Следует создать свободную платформу для занятий различными видами спорта среди студентов. Такая возможность позволит реализовывать личностные амбиции молодых людей, повлияет на заинтересованность к занятиям физической культурой у студенческой молодежи.
Вывод
Таким образом, для популяризации занятий физической культурой среди студенческой молодёжи необходимо изменение подхода к процессу организации занятий как со стороны преподавательского состава, так и молодёжи. Принятие вышеуказанных мер поспособствует становлению физической культуры неотъемлемой частью жизни каждого человека. Спорт и физическая культура занимают важное место в учебе молодежи, а также дальнейшей их работе и жизни в целом.
Список используемой литературы:
1. Махиянова А.В., Шакирова Д.М. Роль социального окружения в формировании делинквентного поведения // Вестник экономики, социологии и права. 2016. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnogo-okruzheniya-v-formirovanii-delinkventnogo-povedeniya-v-podrostkovoy-srede
2. Бахтенов Б.У. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/aktual-nyie-probliemy-fizichieskogho-vospitaniia-studientov.html
3. Канагатов Н.Т., Сирока Л.А. Актуальные проблемы развития физического воспитания студентов. Режим доступа: http://portal.kazntu.kz/files/publicate/2013-11-19-10478.pdf
4. Информационное агентство РИА Новости. Режим доступа: https://ria.ru
5.Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connec^rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/
6. Постановление правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 25 июля 2018 года). Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420248844
7. Педагогические аспекты занятий физической культурой и спортом студенческой молодёжи в вузе: проблемы, опыт, перспективы Режим доступа: https://articulus-info.ru/wp-
content/uploads/2019/01/1 2019р Ibragimov-Zhukova-Ibatov 1.pdf