Научная статья на тему 'Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ имени Г. Р. Державина)'

Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ имени Г. Р. Державина) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8453
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СТУДЕНТА / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / ДОСУГ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL PORTRAIT OF STUDENT / YOUTH / VALUES / LEISURE / EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белинская Дина Викторовна, Задонская Ирина Анатольевна, Томилин Виктор Филиппович

Рассматриваются результаты пилотажного социологического исследования, посвященного изучению социального портрета современного студента регионального вуза. Приведены мнения студентов о процессе обучения, способах реализации их целей, готовности участия в решении основных проблем современной молодежи, формах досуга. Как результат смоделирован обобщенный портрет современного студента. Это активный молодой человек, готовый обсуждать не только проблемы молодежи, но и другие, касающиеся развития общества, как в социальных сетях, так и при непосредственных взаимодействиях. Студенты осознают проблемы девиантного поведения, они готовы их обсуждать с целью их разрешения. В целом студенты ведут здоровый образ жизни. Досуг студент предпочитает проводить в торгово-развлекательных комплексах, в которых сосредоточены разнообразные площадки для отдыха. Кроме того, студенты любят посещать кинотеатры и ночные клубы. В том случае, если они остались дома, то, прежде всего, будут общаться в Интернете, пойдут смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, будут слушать музыку и обязательно общаться дома с друзьями. К основным ценностям современного студента можно отнести такие, как семья, здоровье, любовь, дети, материальный достаток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Белинская Дина Викторовна, Задонская Ирина Анатольевна, Томилин Виктор Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PORTRAIT OF THE MODERN STUDENT (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN)

In article authors considered results of the flight sociological research devoted to studying of a social portrait of the modern student of regional higher education institution. They gave opinions of students on training process, ways of realization of their purposes, readiness of participation in the solution of the main problems of modern youth, leisure forms. As the result authors simulated the generalized portrait of the modern student. This is the active young man, ready to discuss not only youth problems, but also other, concerning developments of society, both on social networks, and at direct interactions. Students realize problems of deviant behaviour, they are ready to discuss them with the purpose of their permission. As a whole, students have a healthy lifestyle. The student prefers to spend leisure-time in shopping and entertainment centers in which there are various platforms for rest. Besides, students like to visit movie theaters and night clubs. In case they stayed at home, first of all, they communicate on the Internet, go to watch on TV various programs and movies, listen to music and it is obligatory to communicate at home with friends. It is possible to carry to main values of the modern student such, as a family, health, love, children, and material prosperity.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет современного студента (на примере студентов ТГУ имени Г. Р. Державина)»

ПРАВО И ОБЩЕСТВО

LAW AND SOCIETY

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ТГУ ИМЕНИ Г. Р. ДЕРЖАВИНА)

БЕЛИНСКАЯ ДИНА ВИКТОРОВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: may_1981@mail.ru

ЗАДОНСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ir-yar75@mail.ru

ТОМИЛИН ВИКТОР ФИЛИППОВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: sociolo@yandex.ru

Рассматриваются результаты пилотажного социологического исследования, посвященного изучению социального портрета современного студента регионального вуза. Приведены мнения студентов о процессе обучения, способах реализации их целей, готовности участия в решении основных проблем современной молодежи, формах досуга. Как результат смоделирован обобщенный портрет современного студента. Это активный молодой человек, готовый обсуждать не только проблемы молодежи, но и другие, касающиеся развития общества, как в социальных сетях, так и при непосредственных взаимодействиях. Студенты осознают проблемы девиантного поведения, они готовы их обсуждать с целью их разрешения. В целом студенты ведут здоровый образ жизни. Досуг студент предпочитает проводить в торгово-развлекательных комплексах, в которых сосредоточены разнообразные площадки для отдыха. Кроме того, студенты любят посещать кинотеатры и ночные клубы. В том случае, если они остались дома, то, прежде всего, будут общаться в Интернете, пойдут смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, будут слушать музыку и обязательно общаться дома с друзьями. К основным ценностям современного студента можно отнести такие, как семья, здоровье, любовь, дети, материальный достаток.

Ключевые слова: социальный портрет студента, молодежь, ценности, досуг, образование, профессиональная деятельность, научно-исследовательская деятельность.

Изучение социального портрета той или иной социальный группы в системе образования всегда было актуальным, поскольку речь идет о специфических характеристиках, описывающих особенности сознания и деятельности ее представителей: преподавателей, аспирантов, студентов, школьников [1-6]. Исследование социального портрета предполагает анализ социально -статусных и социально-ролевых особенностей, в которых проявляется специфика определенной социальной группы. То есть речь идет, как отмечает Н. Б. Николюкина, об информационной модели как совокупности информации о статусно -ролевом наборе, ценностях и нормах конкретного профессионального слоя или социальной группы [5, с. 43].

С целью выявления типичных характеристик студенчества регионального вуза зимой 2014 г.

было проведено социологическое исследование на тему «Социальный портрет современного студента». Генеральной совокупностью явились студенты ТГУ имени Г. Р. Державина, выборочную совокупность составили студенты дневного отделения разных курсов таких направлений подготовки, как «социальная работа», «психология», «история», «международные отношения», «политология», «культурология», «лингвистика», «журналистика». Социологический опрос проводился в форме раздаточного анкетирования. В исследовании приняло участие 233 студента. Результаты социологического опроса были обработаны с помощью программы SPSS for Windows (Version 17).

В опросе приняло участие больше девушек, чем юношей (62,7 % и 37,3 % соответственно). Большая часть студентов в данный момент проживают вместе с родителями (45,9 %), снимают

квартиру (30,5 %) и живут в собственной квартире (17,6 %). Только 6 % студентов живут в общежитии.

Большинство опрошенных студентов в данный момент не работают, так как учеба занимает все их свободное время (44,6 %). 21 % респондентов уже работают, из них только 3,4 % по той специальности, на которой учатся. 6,4 % не работают, потому что им просто лень.

Несмотря на возможность дополнительного заработка (помимо получаемой стипендии) никто из опрошенных студентов не оценивает свой уровень доходов как высокий. Чаще всего студенты говорят о среднем уровне доходов (48,1 %), ниже среднего (17,2 %), низком (6 %), и выше среднего уровня (4,3 %). Почти каждый четвертый студент затруднился с ответом.

Основной вид деятельности студентов - учеба. Полученные И. А. Слетковым данные показывают, что большинство студентов учатся с интересом, проявленным в большей или меньшей степени (82,1 %), для 13,2 % студентов учеба в тягость или отношение к ней безразличное [1, с. 62]. Он выделил три группы студентов в зависимости от их отношения к учебе. Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию, учеба вызывает у них огромный интерес (38,8 % опрошенных). Вторая группа студентов (43,3 %) состоит из тех, кто, несмотря на некоторый интерес, проявленный к учебе, в перспективе ориентирован на бизнес. Третью

группу студентов (13,2 %) составляют те, кого можно было бы назвать не определившимися. Все их параметры отношения к учебе, профессии размыты, в их оценках и позициях нет ясности и определенности первых двух групп [1, с. 64].

В задачах нашего исследования не стояла попытка выделения тех или иных групп в студенческой среде, однако вопрос об отношении современных студентов к учебе мы обойти не могли.

Как уже было отмечено, учеба занимает у студентов самое большое время. Было интересно выяснить, как относятся студенты к посещению учебных занятий. Результаты исследования показали, что 56,6 % регулярно посещают занятия, 37,8 % если и пропускают лекции и семинары, то редко, только 5,6 % часто пропускают занятия (необходимо отметить, что выборка исследования была случайная бесповторная, которая позволяет выделить лишь общие тенденции, но никак не претендует на репрезентативность).

Среди опрошенных обучающихся на «5» и «4» оказалось подавляющее большинство - 73 %, на «4» и «3» учатся 27 % респондентов. Причем девушки учатся немного усерднее юношей.

Продолжая тему учебы, скажем, что опрошенные студенты желают принять участие в научных конференциях и политических партиях, но не так рьяно, как, например, в молодежных форумах и волонтерских движениях.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

да

затрудняюсь ответить

политические движения, партии

волонтерские движения молодежные форумы научные конференции

Рис. 1. Готовность принять участие в научных конференция, молодежных форумах, волонтерских движениях и политических партиях

Полученные результаты, приведенные на рисунке 1, отчетливо показывают готовность студенческой молодежи окунуться в волонтерские движения (44,6 %). Скорее всего, это связано с прошедшими международными соревнованиями в России (Универсиада в г. Казани, зимняя Олимпиада в г. Сочи), где немаловажную роль сыграли и волонтеры. Кроме того, студенты готовы принять участие в молодежных форумах (44,2 %), поделиться своими проблемами и найти способы их решения. Конечно, среди опрошен-

К менее значимым проблемам студенты отнесли курение (17,6 %) и преступность (11,2 %).

Как мы видим, проблемы отклоняющегося поведения осознаются современной студенческой молодежью, и они готовы их обсуждать с целью их разрешения.

Подавляющее большинство опрошенных ведут здоровый образ жизни и не курят (80,7 %, тогда как курильщиков значительно меньше - всего 19,3 %). Среди тех, кто курит, преобладают юноши (26,4 %), но не девушки (15,1 %).

Что касается употребления пива и слабоалкогольных напитков, то нельзя сказать, что полученные данные свидетельствуют об отсутствии таковых. 34,8 % студентов употребляют пиво и слабоалкогольные напитки по праздникам, 28,8 % -один раз в месяц, 12,4 % - раз в неделю. Совсем не употребляют пиво и слабоалкогольные напитки 21,5 % опрошенных, еще 2,6 % затруднились ответить на вопрос.

ных достаточно много затруднившихся с ответом, что связано с неопределенностью или неосознанностью интересов.

Итак, студенты показали свою потенциальную готовность обсуждать проблемы современной молодежи. Что же они сами относят к таким проблемам? Прежде всего, как считают наши респонденты - это проблема трудоустройства. Такой вариант ответа выбрали 58,4 %. 51,1 % опрошенных отметили проблему пьянства, 26,2 % - получения образования, 20,2 % - наркоманию.

Сами опрошенные негативно относятся к тем, кто употребляет наркотики. 72,1 % осуждают таких людей, потому что последствия весьма трагичны. Вместе с тем, почти каждый третий относится к наркоманам нейтрально, а еще 0,4 % полагают, что наркомания сегодня достаточно распространенное явление.

Среди причин, толкающих современную студенческую молодежь к разнообразным формам девиантного поведения, респонденты отнесли, прежде всего, неумение занять себя в свободное время - 47,2 %. Тот факт, что спиртные напитки можно купить без особых проблем заставил задуматься 36,1 % опрошенных. Именно они считают это основной проблемой пристрастия студентов к алкоголю, наркотикам или воровству, ведь в состоянии опьянения социальные нормы и принципы так легко можно нарушить. Еще 24,5 % причину видят в изменении нравственных принципов и стандартов общественного развития (рис. 3).

трудоустройство наркомания пьянство курение

получение образования преступность другое

затрудняюсь ответить

58,4

0 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 2. Актуальные проблемы современной молодежи

люди не знают, чем занять себя в свободное время изменяются нравственные принципы и стандарты по ТВ показывают жестокость и насилие наркотические средства доступны спиртные напитки продаются бесконтрольно потому что снижается уровень жизни

другое

затрудняюсь ответить

47,2

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 3. Причины употребления спиртных напитков, наркотиков, совершения преступлений, занятий воровством, проституцией

1

Как альтернативу девиантному поведению можно предложить занятие спортом. Однако тех, кто занимается физической культурой не так много. 35,2 % студентов занимаются спортом несколько раз в месяц, 26,2 % - несколько раз в неделю, и только 2,1 % - каждый день. 18,9 % респондентов не занимаются физкультурой вообще.

Думается, мера Правительства РФ по возвращению норм ГТО исправит данное положение дел, и заниматься спортом станет не просто необходимым для поддержания здоровья и ведения здорового образа жизни, но и престижно.

Сегодня многие студенты готовятся к учебным занятиям, не проводя много времени в библиотеках, а, наоборот, сидя в удобном кресле дома, за компьютером. На вопрос «Сколько времени в день Вы проводите в Интернете?» опрошенные студенты выбрали вариант ответа- более двух часов (табл. 1).

Таблица 1

Время, проводимое студентами в Интернете за день

Нам кажется это вполне естественно, учитывая, что в Интернете современная студенческая молодежь не только ищет необходимую для подготовки

к семинарам информацию, но в большей степени знакомится, общается, играет и т. д.

Чаще всего респонденты ищут в Интернете все то, что связано с развлечением (51,1 %), общением (20,6 %), поиском учебных материалов (9,9 %), деловой информации (8,2 %) и иными делами (10,3 %), например, играют в он-лайн игры, смотрят фильмы и слушают музыку.

Возникает вопрос, сколько же спят современные студенты, учитывая, что большую часть времени они проводят на учебных занятиях, а потом еще и сидят в Интернете? Участники опроса ответили, что спят они в основном по 7-8 часов (48,1 %) и даже более - 21 % опрошенных спят по 8-9 часов.

Социологический опрос показал также высокий уровень готовности к труду среди учащейся молодежи. Студентам был предложен ряд пословиц, из которых они должны были выбрать ту, которая соответствует их характеру больше всего. Самой популярной оказалась пословица «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» (23,2 %), причем чаще всего ее выбрила юноши, а не девушки (40,2 % и 13 % соответственно). На втором месте - пословица «Замки строятся по камушку» (22,3 %), именно ее больше выбирали девушки, чем юноши (28,8 % и 11,5 % соответственно). Далее указана была пословица «Кто ищет - тот всегда найдет» (21,9 %).

Ее тоже, как и самую популярную выбрали в основном юноши (32,2 % и 15,8 % соответственно) (рис. 4).

Вариант ответа Распределение ответов, в %

15-30 минут 5,2

30-60 минут 8,2

60-120 минут 22,7

более 120 минут 63,9

Рис. 4. Пословица, наиболее близкая к характеру студентов

Кто ищет - тот всегда найдет

Замки строятся по камушку

Кто не работает, тот не ест

Кто не рискует, то не пьет шампанского

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

40,2

- всего «девушки > юноши

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45

Таким образом, получается, девушки готовы больше и усерднее трудится, стараясь добиваться всего постепенно, не рискуя, тогда как юноши готовы рискнуть и в итоге получить «царевну и полцарства в придачу».

Помимо трудовой активности, студенты всегда ярко себя проявляли в их досуговой деятельности. Сколько бы времени не тратили современные студенты на сон, просиживание часов в Интернете или в аудитории, слушая лекции, они всегда находили и находят время для развлечений.

Полученные данные свидетельствуют, что современные студенты любят посещать торгово-развлекательные центры (42,9 %). Как нам дума-

ется, это связано, прежде всего, с тем, что в них аккумулированы разнообразные формы досуга молодежи (сеть кинотеатров, кафе, парки развлечений, проходятся разные акции и т. д.). Это подтверждают и другие ответы: студенты активно посещают кинотеатры (38,2 %) и любят слушать музыку (27 %). Чуть менее популярными вариантами ответа были посещение ночных клубов (18,9 %) и чтение классической и современной литературы (18,5 %). Ни один из студентов не выбрал такой вариант ответа, как «посещение театра, оперы, балета». Среди других вариантов ответа указывались прогулки и общение с друзьями, занятие спортом (рис. 5).

посещение ночных клубов посещение театра, оперы, балета прослушивание современной и классической музыки посещение торгово-развлекательных комплексов чтение классической и современной литературы посещение кинотеатра другое

0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 5. Развлечения, наиболее подходящие студентам

Отметим, что чаще всего студенты посещают кинотеатры (84,6 %) и ночные клубы (49,5 %).

Вариант ответа Распределение ответов,

в %

Посещение ночного клуба

1 раз в неделю 7,6

1 раз в месяц 41,9

Никогда 50,5

Конечно, жаль, что театры не занимают должного места в структуре досуга современной студенческой молодежи.

Тем не менее, круг интересов студентов весьма широк. Многие отдают предпочтение музыке (87,1 %), интересуются модой (33,9 %), занимаются наукой и образованием (33,5 %), спортом (31,3 %), увлекаются фотографией (26,6 %) (рис. 6).

Таблица 2

Частота посещаемости кинотеатров, ночных клубов и театров

Распределение ответов,

в %

Посещение кинотеатра

1 раз в неделю -

1 раз в месяц 84,5

Никогда 15,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посещение театра

1 раз в неделю -

1 раз в месяц 19,3

Никогда 80,7

фотография музыка мода спорт политика наука, образование рисование другое

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 6. Круг интересов современных студентов

Среди других вариантов ответа были указаны вышивание, кулинария, а также путешествия.

Несомненно, круг интересов определенным образом влияет и на стратегии домашнего досуга. Ведь помимо подготовки к лекциям и семинарам, Интернета, есть время, которые студенты проводят дома. Чем же они занимаются? 82 % любят смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, 70,8 % слушать музыку, 30 % общаются с друзьями дома, 29,2 % читают журналы и художественную литературу, 21 % респондентов предпочитают играть в компьютерные игры.

Таким образом, мы видим, что большинство студентов предпочитают пассивные виды досуга,

те, что не связаны с особыми усилиями для достижения высоких результатов своего собственного развития - через рефлексию услышанного и увиденного, а также творческого подхода к получению знаний, умений и навыков.

Интересными, на наш взгляд, являются данные о личностных качествах студентов с их же точки зрения. Более половины опрошенных считают, что они упрямы, думается, прежде всего, в достижении поставленных целей (64,4 %), любознательны (52,8 %), искренны (43,3 %) и коммуникабельны (34,3 %).

К менее характерным личностным качествам студенты отнесли трудолюбие (18 %) и креативность (16,3 %).

трудолюбие

любознательность

упрямство

креативность

коммуникабельность

целеустремленность

искренность

16,

43,3

64,4

10

20

30

40

50

60

70

Рис. 7. Личностные качества, характеризующие современных студентов

0

Также опрошенные нами студенты, как показали результаты исследования, сердобольные, ведь большинство из них подают милостыню (табл. 3).

Таблица 3

Подают ли милостыню студенты

Как мы видим, современный студент - добрый человек, который готов заботиться об окружающих по мере своих возможностей. Отметим также, большинство опрошенных считают себя верующими людьми, но не активно верующими. 65,2 % респондентов верят в Бога, но редко посещают храмы, не всегда придерживаются религиозных обрядов, отмечают не все религиозные праздники и т. д.

При этом 79,8 % опрошенных студентов считают, что они еще не состоявшиеся люди, поскольку не всего добились в жизни. 5,2 % студентов пессимистично смотрят на свое будущее, считая, что им вряд ли чего-то удастся добиться.

Тем не менее, большинство студентов настроены оптимистично. Так, 57,9 % респондентов уверены, что у них в будущем все будет хорошо, 31,8 % - затрудняются сказать что-то определенное, и 10,3 % ничего хорошего не ждут.

Студенчество, отмечает И. А. Задонская, - определенный этап в профессиональном становлении

молодежи. Опираясь на сложившуюся систему ценностных ориентаций, молодежь выбирает вуз, факультет, будущую специальность, т. е. самоопределяется в профессии. Но поступление в вуз не снимает для молодого человека вопросы профессионального выбора, поиска своего профессионального пути. Начинается сложный процесс переосмысления студентами своего выбора, его оценки с учетом новых знаний, полученного опыта учебы в вузе по выбранной профессии, взаимодействия с преподавателями, студентами старших курсов, однокурсниками. За годы обучения проблема профессионального самоопределения все более актуализируется ориентацией на профессиональную карьеру уже после окончания вуза [4, с. 179].

Определяющим фактором жизненного успеха для студента ТГУ имени Г. Р. Державина, согласно данным И. А. Слеткова, на современном этапе развития общества выступают «связи, поддержка влиятельных лиц». Вес и значимость данного фактора сегодня несколько сократился (уменьшение с 23,7 % в 2005 г. до 18,9 % в 2012 г.) в пользу усиления таких качеств, как трудолюбие и добросовестность, а также природная одаренность, способности. В целом это говорит о том, что студенчество постепенно приобретает новые очертания ранее размытых убеждений в необходимости профессионализма, компетентности для достижения успеха [1, с. 69].

Важным для достижения успеха и поставленных целей студенты считают целеустремленность (67 %), развитие своих способностей (35,2 %), а также трудолюбие (30 %) (рис. 8).

Вариант ответа Распределение ответов,

в %

Да, часто 19,3

Да, иногда 69,5

Нет, никогда 9,4

Другое 1,7

способности везение трудолюбие богатые родители хорошее образование целеустремленность другое

затрудняюсь ответить

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 8. Качества, не<

К менее важным качествам студенты отнесли хорошее образование и богатых родителей. Как мы видим, для многих важны именно собственные усилия, все те знания, умения и навыки, которые есть у них. Главное - правильно и целеустремленно использовать свои способности в процессе достижения поставленных целей.

имые для достижения успеха

Интересным представляет и анализ ценностей современных студентов. Какие ценности важны для них? На что им следует опираться в построении своего будущего?

Проведенное исследование показало доминирование традиционных ценностей в жизни современных студентов: семьи, здоровья, любви и детей.

здоровье творчество дети

материальный достаток работа любовь уважение окружающих образование семья

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 9. Важные ценности для современных студентов

Данные рисунка 9 показывают, что ценности семьи для молодежи по-прежнему на первом месте. Конечно, высокий уровень ценности материального достатка (24 %) свидетельствует также о том, что, помимо духовных составляющих жизни, в ней место должно быть и материальным факто-

рам, позволяющим реально, предметно развивать и достигать новых жизненных высот.

Таким образом, проведенное социологическое исследование позволило нам сделать следующие результирующие выводы о социальном портрете современных студентов.

Социальный портрет современного студента можно описать следующим образом: незамужняя девушка или неженатый юноша, проживающие вместе с родителями или снимающие квартиру, ориентированные на получение образования. При этом студенты стараются вести здоровый образ жизни, готовы к трудовой деятельности и активно проводят свой досуг.

Учеба у современных студентов занимает большую часть времени, они усердно учатся, стараясь не пропускать занятия и получая во время сессии хорошие отметки. Однако, они не против дополнительного заработка, кроме стипендии. Тем не менее, только лишь некоторые из них совмещают учебу и работу, что свойственно скорее студенту-заочнику, чем очнику.

Современный студент - активный молодой человек, готовый обсуждать не только проблемы молодежи, но и другие, касающиеся развития общества, на различных площадках: Интернет, молодежные форумы, научные конференции, общественные движения. При этом Интернет-площадка является одной из основных форм общения и проведения свободного времени студента, где современная студенческая молодежь не только ищет необходимую для подготовки к учебным занятиям информацию, но также общается, играет и т. д.

Проблемы девиантного поведения в студенческой среде самими студентами осознаются, и они готовы их обсуждать с целью их разрешения. В целом студенты ведут здоровый образ жизни, не курят и уж если употребляют пиво или слабоалкогольные напитки, то только по праздникам.

В основном студенты предпочитают проводить свой досуг в торгово-развлекательных комплексах, в которых сосредоточены разнообразные площадки для отдыха. Кроме того, студенты любят посещать кинотеатры и ночные клубы. В том случае, если они остались дома, то, прежде всего, пойдут смотреть по телевизору различные передачи и фильмы, будут слушать музыку и обязательно общаться дома с друзьями.

К основным ценностям современного студента можно отнести такие, как: семья, здоровье, любовь, дети, материальный достаток. Сами о себе студенты говорят, что они упрямые и целеустремленные, любознательные и коммуникабельные, добрые и искренние.

И, несмотря на толику пессимизма в их рассуждениях, ведь они еще несостоявшиеся люди, поскольку не всего добились в жизни, большин-

ство студентов настроены оптимистично и уверены, что у них в будущем все будет хорошо.

Литература

1. Слетков И. А. Социологический портрет сту-дента-державинца // Молодежь и социум. Тамбов,

2012. № 1(9).

2. Макарова Л. Н., Налетова И. В., Бессонова А. А. Социальный портрет современного аспиранта // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 1(117).

3. Макарова Л. Н., Налетова И. В. Интеграция аспирантов в научно-исследовательскую деятельность: сравнительный анализ мнений 1990 и начала 2010-х гг. // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 9.

4. Задонская И. А. Роль институтов профессии и образования в регуляции процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105).

5. Николюкина Н. Б. О некоторых результатах социологического исследования социального портрета вузовского преподавателя Тамбовской области // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2000. Вып. 2 (18).

6. Архипова И. В. Исследование социального портрета личности современного старшеклассника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 8(76).

References

1. Sletkov I. A. Sotsiologicheskiy portret students-derzhavintsa // Molodyozh i sotsium. Tambov, 2012. № 1 (9).

2. Makarova L. N., Nalyotova I. V., Bessonova A. A. Sotsial'niy porteret sovremennogo aspiranta // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov,

2013. Vyp. 1 (117).

3. Makarova L. N., Nalyotova I. V. Integratsiya aspi-rantov v nauchno-issledovatel'skuyu deyatel'nost': sravni-tel'niy analiz mneniy 1990 i nachala 2010-kh gg. // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2012. № 9.

4. Zadonskaya I. A. Rol' institutov professii i obra-zovaniya v regulyatsii protsessa professional'nogo samoo-predeleniya studencheskoy molodyozhi // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 1 (105).

5. Nikolyukina N. B. O nekotorykh rezul'tatakh sot-siologicheskogo issledovaniya sotsial'nogo portreta vu-zovskogo prepodavatelya Tambovskoy oblasti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2000. Vyp. 2 (18).

6. Arkhipova I. V. Issledovaniye sotsial'nogo portre-ta lichnosti sovremennogo starsheklassnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarniye nauki. Tambov, 2009. Vyp. 8 (76).

* * *

SOCIAL PORTRAIT OF THE MODERN STUDENT (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G. R. DERZHAVIN)

BELINSKAYA DINA VIKTOROVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: may_1981@mail.ru

ZADONSKAYAIRINA ANATOLYEVNA Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ir-yar75@mail.ru

TOMILIN VICTOR FILIPPOVICH Tambov state university named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: sociolo@yandex.ru

In article authors considered results of the flight sociological research devoted to studying of a social portrait of the modern student of regional higher education institution. They gave opinions of students on training process, ways of realization of their purposes, readiness of participation in the solution of the main problems of modern youth, leisure forms. As the result authors simulated the generalized portrait of the modern student. This is the active young man, ready to discuss not only youth problems, but also other, concerning developments of society, both on social networks, and at direct interactions. Students realize problems of deviant behaviour, they are ready to discuss them with the purpose of their permission. As a whole, students have a healthy lifestyle. The student prefers to spend leisure-time in shopping and entertainment centers in which there are various platforms for rest. Besides, students like to visit movie theaters and night clubs. In case they stayed at home, first of all, they communicate on the Internet, go to watch on TV various programs and movies, listen to music and it is obligatory to communicate at home with friends. It is possible to carry to main values of the modern student such, as a family, health, love, children, and material prosperity.

Key words: social portrait of student, youth, values, leisure, education, professional activity, research activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.