Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СБОРЩИКА МАМОНТОВОЙ КОСТИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СБОРЩИКА МАМОНТОВОЙ КОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СБОРЩИК МАМОНТОВОЙ КОСТИ / АРКТИКА / ИСКОПАЕМЫЕ ОСТАТКИ МАМОНТОВОЙ ФАУНЫ / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяконова Августа Петровна

Целью данного исследования является введение в социологию труда социально-профессиональной страты «сборщик мамонтовой фауны». В период социальных и экономических изменений, трансформации трудовых отношений в местах добычи мамонтовой фауны появился новый вид трудовой занятости на позиции «сборщик мамонтовой кости», не регулируемой правовыми отношениями, но составляющей собой новую трудовую занятость в локальных сообществах и кочевых родовых общинах. Методологию исследования социального аспекта трудовой деятельности субъектов оборота бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны составили труды М. Вебера, П. Сорокина, концепции общего блага и экософии. По разработанной нами методике проведено углубленное интервью 20 сборщиков мамонтовой кости на арктических территориях Республики Саха (Якутия). Выявлены особенности социальных отношений, связанных со сбором ископаемой мамонтовой кости. Создан социальный портрет сборщика мамонтовой кости: это семейный молодой мужчина со средним общим образованием, испытывающий внутренний конфликт между традиционными ценностями и видом трудовой занятости в сфере палеофауны. Результаты данного исследования могут быть использованы в совершенствовании нормативно - правового регулирования добычи ископаемой мамонтовой фауны и социально-трудовой деятельности кочевых родовых общин в местах ее добычи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL PORTRAIT OF MAMMOTH TUSK COLLECTOR

The purpose of current study is to introduce a social and professional strata of «collector of the mammoth fauna» to the sociology of labour. At the time of transformation of labour relations in places of collection of «mammoth tusk», a new type of labour engagement has emerged - «a collector of mammoth tusk», which is currently not regulated legally but is a new form of labour engagement in local and nomadic tribal communities. Works by M. Weber, P. Sorokin, as well as concepts of common good and ecosophy were applied as research methodology of social aspects of labour activity focused on turnover of mammoth tusks and other remains of the mammoth fauna. Applying these methods, we conducted in-depth interview of 20 collectors of mammoth tusk in the Arctic regions of Yakutia. We have identified specifics of social relations connected to the mammoth tusk harvesting. A social portrait of the collector of mammoth tusk has been established: a young family man with comprehensive school education experiencing conflict between traditional values and labour employment in the sphere of paleofauna. The results of this research can be used for improving the norms and legislation to regulate harvesting of the mammoth fauna and social and labour activity of the nomadic tribal clans in the areas of harvesting.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СБОРЩИКА МАМОНТОВОЙ КОСТИ»

Социальный портрет сборщика мамонтовой кости

Дьяконова Августа Петровна,

аспирант кафедры социологии и у правления

персоналом Финансово-экономического института

Северо-Восточного федерального университета

им. М.К. Аммосова

E-mail: [email protected]

Целью данного исследования является введение в социологию труда социально-профессиональной страты «сборщик мамонтовой фауны». В период социальных и экономических изменений, трансформации трудовых отношений в местах добычи мамонтовой фауны появился новый вид трудовой занятости на позиции «сборщик мамонтовой кости», не регулируемой правовыми отношениями, но составляющей собой новую трудовую занятость в локальных сообществах и кочевых родовых общинах. Методологию исследования социального аспекта трудовой деятельности субъектов оборота бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны составили труды М. Ве-бера, П. Сорокина, концепции общего блага и экософии. По разработанной нами методике проведено углубленное интервью 20 сборщиков мамонтовой кости на арктических территориях Республики Саха (Якутия). Выявлены особенности социальных отношений, связанных со сбором ископаемой мамонтовой кости. Создан социальный портрет сборщика мамонтовой кости: это семейный молодой мужчина со средним общим образованием, испытывающий внутренний конфликт между традиционными ценностями и видом трудовой занятости в сфере пале-офауны. Результаты данного исследования могут быть использованы в совершенствовании нормативно - правового регулирования добычи ископаемой мамонтовой фауны и социально-трудовой деятельности кочевых родовых общин в местах ее добычи.

Ключевые слова: сборщик мамонтовой кости, Арктика, ископаемые остатки мамонтовой фауны, малочисленные народы Севера, традиционный народный промысел.

Введение

Трансформация экономики в условиях перехода на рыночные отношения в 90-е годы ХХ столетия отрицательным образом сказалась на качестве жизни населения арктических районов Республики Саха (Якутия). Население исконно проживающее на территории арктических районов, в советское время вело традиционный образ жизни, занимаясь оленеводством, рыболовством, охотой. Организация традиционного производства осуществлялась через механизмы социально-экономической кооперации в виде артелей, товариществ, факторий, колхозов и совхозов. К концу советской власти в 80-х годах прошлого века государственная протекция в формате совхозов уступила так называемым рыночным отношениям. Коренные жители Арктики, сохранявшие стиль жизни биосферного общества, не имели профессионально-трудовых компетенций для адаптации к рыночным и предпринимательским отношениям.

В начальный период формирования постсоветского общества население Крайнего Севера оказалось в бедственном положении. В поисках средств выживания и ответа на возникшие экономические и социальные вызовы местное население занялось добычей ископаемой мамонтовой кости. В правовом смысле «ископаемая мамонтовая кость» является видом минерального сырья и не включен в Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод, хотя он является особым геокриогенным природным ресурсом Крайнего Севера России [1, с. 38].

Мамонтовая кость - это ископаемый аналог современной слоновой кости, высоколиквидное сырье, пользующееся постоянным спросом на внутреннем и зарубежном рынках. Современные цены в зависимости от качества сырья составляют на внутреннем рынке 30-150 долларов за килограмм; цена на высокосортную коллекционную

411

кость на зарубежных аукционах достигает 250-280 долларов за килограмм [2]. Россия является мировым монополистом по добыче и ресурсам этого полезного ископаемого и на протяжении XVШ-XIX веков она обеспечивала значительную часть мировой торговли костью, добывая ежегодно 20-30 тонн [3].

В конце ХХ века наблюдается активное возрождение добычи остатков мамонтовой фауны в арктических территориях Сибири, чему способствует востребованность сырья на рынке, глобальное потепление климата и таяния многолетних грунтов в Арктике, а также потребность коренного населения в финансовом и материальном самообеспечении.

Легализация промышленной добычи ископаемой мамонтовой кости началась в 2003г, когда Государственный комитет Республики Саха (Якутии) по геологии и недропользованию стал выдавать лицензии на сбор с поверхности бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны индивидуальным предпринимателям, родовым кочевым общинам коренных малочисленных народов Севера, а также юридическим лицам в соответствии с принятыми в республике нормативными правовыми актам, тем самым была определена социальная база сборщиков мамонтовой фауны [4]. Законом Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 250-З № 507-Ш «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны» определяются субъекты оборота бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, в том числе устанавливается, что сбор и обработка бивней мамонта являются традиционным народным промыслом коренного населения северных районов Республики Саха (Якутия) в течение более чем двух веков [5].

Методология

Концепция общего наследия при использовании возобновляемых природных ресурсов обосновывает общую ответственность за сохранность природ-

ных ресурсов при совместном использовании выгод и распределении благ на труднодоступных территориях Арктики. Добыча ископаемых ресурсов в уязвимой природно-географической среде Арктики начинает осуществляться с соблюдением международных принципов ESG- экологическая природоохранная деятельность, направленность на общие блага и социальное развитие, корпоративное управление производством, учитывающим интересы и ценности местного населения. Социологическое обоснование и сопровождение внедрения принципов ESG еще не началось в Российской Арктике, хотя в практике горнодобывающих компаний и критериях оценки их деятельности внедряются принципы ESG. По сути, принципы ESG соответствуют экософским ценностям коренных народов, направленным на конструирование бережных отношений взаимопомощи человека-социума-природы в условиях жизни на краю ойкумены [6].

Основным критерием для определения социально-трудовой страты сборщиков мамонтовой фауны нами использована самоидентификация опрашиваемого после предварительного обследования видов трудовой занятости в локальных сообществах, проживающих в ареалах добычи остатков ископаемой мамонтовой фауны, и выявления круга лиц, предположительно состоящих в организованных сообществах, занимающихся добычей палеонтологических остатков. Основываясь на теориях М. Вебера [7, с.148] и П. Сорокина [8, с.302] и синтезируя экономические и профессиональные критерии (доход, власть, уровень образования и т.д.), мы пришли к пониманию их неактуальности по отношению к выявлению страты сборщиков мамонтовой фауны. Для определения данной новой страты более важным представляется субъективный критерий - самооценка индивидом своего социально-трудового статуса. К данному критерию следует добавить фактор социального самочувствия [9], а также учитывать «производные факторы, влияние которых действительно

412

чрезвычайно велико в условиях современного общества» [10, с.50].

Расширение сферы хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов в условиях Арктики на их исконных родовых землях стало территориально-пространственной основой для занятий добычей мамонтовой фауны для коренных жителей [11]. Данный вид деятельности имеет, с одной стороны, глубокие корни в мифологической картине мира коренных народов Арктики, а с другой стороны, является новым видом товарно-денежных производственных отношений в рыночном мире.

В Республике Саха (Якутия) были разработаны правовые формы поддержки коренных малочисленных народов севера, ведущих традиционный образ жизни. Впервые в российском праве был разработан и принят закон «О кочевой родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» [12] введено понятие «кочевая родовая община», представляющая собой форму самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и объединяемых по кровнородственному (семья, род) территориально-соседскому признакам, создаваемая на основе членства и объединения имущественных долей взносов для совместной деятельности в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры [13]. Одним из условий создания общины является прикрепление земель для традиционных занятий и промыслов. Добыча бивня мамонта стала основой для развития декоративно-прикладного искусства -резьбе по кости, отличающейся у разных арктических этнических и локальных сообществ [14, 15]. Кочевая родовая община «Омолой» Усть-Янского района Республики Саха (Якутия) ведет сотрудничество с Академией наук Республики Саха (Якутия) в реализации научных исследований мамонтовой фауны (гора Сопливая) реке Яна [16, с. 578].

Результаты исследования

Немногочисленная социально-профессиональная страта добытчиков мамонтовой фауны не выделяется ни в каких статистических отчетах, ведет скрытый образ жизни и неохотно вступает в общение с исследователями. Тем не менее нам удалось войти в доверие и провести по разработанной нами методике - расширенном интервью с 20 мужчинами, занимающимися сбором мамонтовой кости в арктических улусах Республики Саха (Якутия).

Как выяснилось, 60% опрошенных сбор бивней мамонта считают видом традиционного промысла народов Арктики. 60% опрошенных не знают закон РС(Я) «О регулировании, пользовании и распоряжению особым природным ресурсом ископаемых остатков мамонтовой фауны» и 20% считает свое занятие нелегальным видом дохода, 20% -обычной работой по найму у владельцев лицензии, остальные затруднились с ответом.

13% добытчиков знают свои права и обязанности, 60% - не знают и не интересовались, 13% частично знают о приоритете добычи представителями коренных малочисленных народов Севера. Выявлено 6% опрошенных, считающих, что в правовом регулировании нарушается принцип общего блага для всех жителей Арктики.

Преобладающая часть сборщиков состоит в возрастной категории от 35 лет до 55 лет, что представляет 65% от общего числа опрошенных. Значительная их часть являются местными жителями или уроженцами мест, где производится добыча остатков мамонтовой фауны. 65% из них проживают в местах добычи мамонтовой фауны более 15 лет, то есть фактически выросли в этих местах и знают природно-ландшафтные особенности исконных земель. Каждый третий добытчик мамонтовой кости является неместным или приехавшим на сезон добычи.

Добыча и сбыт мамонтовой фауны является для большинства занятых мужчин источник содержания семей.

413

Лишь 13% молодых мужчин не имеют своих семей, но их доход вносится в семейный бюджет родительской семьи.

Следует отметить достаточно высокий уровень профессионального образования мужчин, вовлеченных в данную трудовую занятость: имеют основное среднее образование - 10%, среднее общее - 50%, среднее профессиональное образование - 32% (водитель, менеджер культуры, хореограф, оператор ЭВМ, бухгалтер) и высшее профессиональное образование - 8% (экономическое и юридическое образование). Как выяснилось при глубинном интервью, определенная часть молодых мужчин, не имеющих профессионального образования, становятся добытчиками мамонтовой фауны в силу отсутствия иных источников доходов в малонаселенном арктическом селе. Безработица стала причиной вовлеченности в данную сферу у 50% опрошенных.

С другой стороны, данный вид трудовой занятости требует определенных профессиональных компетенций в обращении с техническими средствами, знаний в экономике предпринимательства и правового регулирования добычи ископаемой мамонтовой кости. Для 30% опрошенных сбор мамонтовой фауны является дополнительным доходом к зарплате по основному месту работы, а 20% добытчиков сбор бивней считают попутным занятием к традиционному виду деятельности (оленевод, охотник, рыбак). Из всех числа опрошенных только 13% являются членами Союза сборщиков и переработчиков мамонтовой фауны, а 20% не слышали о таком союзе. На роду у каждого третьего добытчика были и есть мастера резьбы по кости.

Вовлечение в производственно-трудовые отношения в социальной страте добытчиков мамонтовой фауны осуществляется посредством связей неформальных структур локального сообщества, по рекомендации членов кочевых родовых общин, друзей, знакомых (50%), по приглашению бригад сборщиков мамонтовой кости (40%), и только 10% опрошенных были при-

няты в сообщество сборщиков по объявлению. Сезонная добыча длится от 3 до 60 дней. Доходы могут быть варьироваться до 60 тыс до 1,5 млн р.

Открытая взаимопомощь и поддержка сборщиков бивней мамонта наблюдается только у членов одной семьи и родственников, у жителей одного села. 20% опрошенных указывают на существующую конкуренцию между группами сборщиков, 34% считают, что никто чужим не помогает и не поддерживает. Тем не менее, наблюдается достаточно высокая нестабильность трудовых отношений. Каждый третий сборщик отрабатывает лишь один сезон. 50% опрошенных сообщили, что они проработали несколько сезонов. Более 5 лет продержались в качестве добытчиков лишь 20%, наибольший стаж трудовой деятельности в этой сфере имеют местные мужчины. Нестабильность доходов, риски производственных циклов по добыче ископаемой кости, неопределенность системы сбыта и реализации продукции являются основными сдерживающими факторами для устойчивого развития данного вида предпринимательской деятельности. Сбыт добытой мамонтовой кости распределился следующим образом: отдают добытое лицензиату, по договору с которым работают - 20%, руководителю родовой общины - 10%, имеют постоянного посредника для нашей группы сборщиков - 40%, случайным перекупщикам -14%, остальные затруднились с ответом.

Трудовая занятость в сфере пале-офауны вызывает неоднозначное отношение у местных жителей в зависимости от территориальной принадлежности добытчика. 20% из опрошенных (все местные жители) считают, что местное население одобряет и поддерживает их род занятий, так как данный вид промысла приносит доход в семьи сел. 20% (все приезжие) ответили, что местное население не одобряет и не поддерживает, относится враждебно. Причиной называют нанесение урона природе, так как используют «промышленный способ» добычи мамонто-

414

вой кости. 60% опрошенных добывают попутным способом (когда остатки сами выступают на поверхности) и 40% промышленный (размытие помпой почвы) (из них 30% приезжее население).

Как правило, перед началом добычи мамонтовой кости проводят ритуалы и обряды почитания духов местности и воды, кормления огня молоком, творогом, рассыпают бисер и тд. 60% добытчиков признают, что происходит нарушение ландшафта, экосистемы, 20% считают, что происходит потеря артефактов об истории заселения Арктики и лишь 20% считают, что как такового вреда нет, это все надуманно и необоснованно.

Согласно традиционному верованию эвенов Якутской Арктики, исконная среда их обитания имеет два статуса: танара сирэ (профанная земля, созданная Творцом для пользования людей) и ойуун сирэ (сакральные места, где похоронены шаманы и удаганки, где наложен запрет на любые нарушения покрова земли и требуется соблюдения строгих обычаев и ритуалов, оберегающих их чуткий покой). Различить границы между ними можно посредством звуков колокольчика, издающих предупредительный звон при приближении к сакральному месту. Так же существовало стереотипное представление об опасности иметь какие бы то ни было отношения с «уу оьу11а» (водяной бык), как называли северные якуты мамонта, Люди могли подбирать только те остатки клыков мамонта, что лежали на поверхности верхнего слоя почвы и мастерить из них предметы повседневного пользования. Хотя по заказу купцов и промышленников царской России местные жители находили и сдавали клыки мамонтов, промысел столетиями оставался экологически щадящим и не требовал профессионализации добытчиков мамонтовой фауны.

Проведенное исследование выявило несоответствие принципов нормативно-правового регулирования добычи мамонтовой фауны как общего блага и укоренившегося среди коренного населения отношения к остаткам ма-

монтовой кости как принадлежащим к их исконным родовым местам и, соответственно, как к собственности родовых общин и местных жителей. Так, добытчики считают, что лицензию на право сбора бивней мамонта и других остатков мамонтов фауны должны выдавать органы местного самоуправления, на территории которых производится сбор (53%), также есть мнения о передаче этих полномочий руководству родовой общины.

Заключение

Социальный портрет добытчика мамонтовой кости представляет собой семейного мужчину 35 лет со средним общим образованием, проживающий на территории арктического района, работающий в родовой общине и понимающий, что мамонтовая кость является особым ресурсом, требующим пристального внимания государства, но в тоже время считающего, что распоряжаться, владеть, добывать имеют право только население, проживающее на территории места добычи.

Литература

1. Кириллин Н.Д. Федерализм и недра. Якутск: Бичик, 2012. 176 с.

2. Смирнов А.Н. Ископаемая мамонтовая кость - проблемы и перспективы изучения и освоения ресурсного потенциала в Российской Арктике / https://lib.herzen.spb.ru/ media/magazines/contents/1/5(13)/ smirnov_5_13_255_265.pdf (Дата обращения: 17.03.2022)

3. Зензинов В.М. Добыча мамонтовой кости на Новосибирских островах // Природа. 1915. С.979-991.

4. Ковалев Л.Н., Кириллин Н.Д. Региональное нормативное правовое регулирование рационального пользования остатками мамонтовой фауны в Республике Саха (Якутия): Тезисы докладов IV Международной мамонтовой конференции. Якутск: Изд-во АН РС(Я), Институт прикладной экологии Севера АН РС(Я). 2007. С. 86-88.

415

5. Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 250-З N507-III «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны» /https:// www.google.com/url?sa=t&rct = -j&q=&esrc=s&source=web&cd=&-cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjp-w978msz2AhVioosKHQchB7kQF-noECAUQAQ&url=http%3A%2F%2F-www.consultant.ru%2Fregbase%2F-cgi%2Fonline.cgi%3Freq%3Ddoc% 26base%3DRLAW249%26n%3D7 551&usg=AOvVaw3NBMYFf518sx-Ubp8oVbPSQ (Дата обращения: 17.03.2022)

6. Vinokurova U.A. Ecophy: A response to the global climate change looking gor a new civilizational paradigm. With a commentary by Jan Kieniewicz. / Wydzial «Artes Liberales» Warszawa 2019. - 45 с.

7. Вебер М. Основные положения социальной стратификации /Пер. с англ. А.И. Кравченко. - 156 с.

8. Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация. - М.: Издательство политической литературы. - 1992. -543 с.

9. Малева Т.М., Бурдяк А.Я. Средний класс: эмпирические измерения социальной мобильности поколений в России // Журнал новой экономической ассоциации. - 2016. - 14. -С. 62-85.

10. Федорова, Л.Н. Социальные страты и классы: взаимосвязь и российские реалии / Л.Н. Федорова // Проблемы современной экономики. -2018. - № 4. - С. 47-50.

11. Потравный И. М., Протопопов А.В., Гассий В.В. Добыча бивней'мамон-та как вид традиционного природопользования // Арктика: экология и экономика. - 2020. - No 1 (37). -С. 109-121. - DOI: 10.25283/22234594-2020-1-109-121.

12. «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера» /https:// www.google.com/url?sa=t&rct = -j&q=&esrc=s&source=web&cd=&-

cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjqyN-q7msz2AhXys4sKHQeKBbkQFnoE-CAwQAQ&url=http%3A%2F%2Fw-ww.consultant.ru%2Fregbase%2F-cgi%2Fonline.cgi%3Freq%3Ddoc% 26base%3DRLAW249%26n%3D5 525&usg=AOvVaw1 uXeNa4jmEx-Y0hcRhc0QNo (Дата обращения: 17.03.2022)

13. Слепцов А.Н. Родовая община коренных малочисленных народов Севера в системе управления традиционным природопользованием // Арктика: экология и экономика. - 2021. - Т. 11, No 4. - С. 568-581. - DOI: 10.25283/22234594-2021-4-568-581.

14. Иванов В.Х. Якутская резьба по кости. Новосибирск: Наука, 1979;

15. Чернышова С.Л. Современные особенности косторезного искусства Чукотки /Холод и цивилизация: кол. моногр. / под общ. ред. д-ра социол. наук У.А. Винокуровой; [ред. совет: С.С. Игнатьева и др.]. - Новосибирск: Наука, 2021. - 160с. - (Культура Арктики; вып.11).

16. Слепцов А.Н. Родовая община коренных малочисленных народов Севера в системе управления традиционным природопользованием // Арктика: экология и экономика. - 2021. - Т. 11, No 4. - С. 568581. - DOI: 10.25283/2223-45942021-4-568-581.

THE SOCIAL PORTRAIT OF MAMMOTH TUSK COLLECTOR

D'iakonova A.P.

North-Eastern Federal University

The purpose of current study is to introduce a social and professional strata of «collector of the mammoth fauna» to the sociology of labour. At the time of transformation of labour relations in places of collection of «mammoth tusk», a new type of labour engagement has emerged - «a collector of mammoth tusk», which is currently not regulated legally but is a new form of labour engagement in local and nomadic tribal communities. Works by M. Weber, P. Sorokin, as well as concepts of common good and ecosophy were applied as research methodology of social aspects of labour activity focused on turnover of mammoth tusks and other remains of the

416

mammoth fauna. Applying these methods, we conducted in-depth interview of 20 collectors of mammoth tusk in the Arctic regions of Yakutia. We have identified specifics of social relations connected to the mammoth tusk harvesting. A social portrait of the collector of mammoth tusk has been established: a young family man with comprehensive school education experiencing conflict between traditional values and labour employment in the sphere of paleofauna. The results of this research can be used for improving the norms and legislation to regulate harvesting of the mammoth fauna and social and labour activity of the nomadic tribal clans in the areas of harvesting.

Keywords: collector of mammoth tusk, Arctic, remains of the mammoth fauna, minority peoples of the North, traditional activities.

References

1. Kirillin N.D. Federalism and subsoil. Yakutsk: Bichik, 2012. 176 p.

2. Smirnov A.N. Fossil mammoth bone -problems and prospects of studying and developing the resource potential in the Russian Arctic / https://lib.herzen.spb. ru/media/magazines/contents/1/5(13)/ smirnov_5_13_255_265.pdf (Date of access: 17.03. 2022)

3. Zenzinov V.M. Extraction of mammoth bone on the New Siberian Islands // Priroda. 1915, pp. 979-991.

4. Kovalev L.N., Kirillin N.D. Regional normative legal regulation of the rational use of the remains of the mammoth fauna in the Republic of Sakha (Yakutia): Abstracts of the IV International Mammoth Conference. Yakutsk: Publishing House of the Academy of Sciences of the RS (Y), Institute of Applied Ecology of the North of the Academy of Sciences of the RS (Y). 2007. P. 86-88.

5. Law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated June 16, 2005250-Z N507-III "On the regulation of the use and disposal of a special natural resource -the fossil remains of the mammoth fauna" /https:// www.google.com/url?sa= t&rct=j&q=&esrc=s&-source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2a-hUKEwjpw978msz2AhVioosKHQchB7kQF-noECAUQAQ&url=http%3A%2F%2Fwww. consultant.ru%2Fregbase%2Fcgi%2Fon-line.cgi%3Freq%3Ddoc%22base%3D-doc%22base%3DRW%3DRW5 AOvVaw3N-BMYFf518sxUbp8oVbPSQ (Date of access: 03/17/2022)

6. Vinokurova U.A. Ecophy: A response to the global climate change looking gor a new civ-

ilizational paradigm. With a commentary by Jan Kieniewicz. / Wydziat "Artes Liberales" Warszawa 2019. - 45 p.

7. Weber M. The main provisions of social stratification / Per. from English. A.I. Kravchen-ko. - 156 p.

8. Sorokin P.A. Man. Society. Civilization. - M .: Publishing house of political literature. -1992. - 543 p.

9. Maleva T.M., Burdyak A. Ya. Middle class: empirical measurements of the social mobility of generations in Russia // Journal of the New Economic Association. - 2016. - 14. -S. 62-85.

10. Fedorova, LN Social strata and classes: relationship and Russian realities / LN Fe-dorova // Problems of modern economics. -2018. - No. 4. - P. 47-50.

11. Potravny I. M., Protopopov A.V., Gassy V.V. Extraction of mammoth tusks as a type of traditional nature management // Ark-tika: ecology and economy. - 2020. - No 1 (37). - S. 109-121. - DOI: 10.25283/22234594-2020-1-109-121.

12. "On the tribal, tribal nomadic community of the indigenous peoples of the North" / https://www.google.com/url?sa=t&rct=-j&q = &esrc = s&source = web&cd = &-cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjqyN-q7msz2AhXys4sKHQeKBbkQFnoE-CAwQAQ&url=http%3A%2F%2Fwww.con-sultant.ru%2Fregbase%2Fcgi%2Fonline. cgi%3Freq%3Ddoc%26base%3DRLAW 249%26n%3D5525&usg=AOvVaw1uX-eNa4jmExY0hcRhc0QNo (Date of access: 03/17/2022)

13. Sleptsov A.N. Tribal community of indigenous peoples of the North in the system of management of traditional nature management // Arktika: ecology and economy. -2021. - T. 11, No 4. - S. 568-581. - DOI: 10.25283/2223-4594-2021-4-568-581.

14. Ivanov V. Kh. Yakut bone carving. Novosibirsk: Nauka, 1979;

15. Chernyshova S.L. Modern features of the bone-carving art of Chukotka / Cold and civilization: coll. monograph. / under total ed. Dr. Sociol. Sciences U.A. Vinokurova; [ed. advice: S.S. Ignatieva and others]. - Novosibirsk: Nauka, 2021. - 160p. - (Culture of the Arctic; issue 11).

16. Sleptsov A.N. Tribal community of indigenous peoples of the North in the management system of traditional nature management // Arctic: ecology and economy. -2021. - T. 11, No 4. - S. 568-581. - DOI: 10.25283/2223-4594-2021-4-568-581.

417

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.