УДК 316.6:378
СОЦИАЛЬНЫЙ ЛОКУС СТУДЕНТА-МЕДИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Т.Б. Сергеева, Э.Г. Абакарова
Аннотация. В статье поднимаются актуальные вопросы социального здоровья студенчества. Авторы рассматривают понятие социального здоровья с точки зрения философского и педагогического подходов. С целью диагностики влияния образовательного пространства на психоэмоциональную удовлетворенность было проведено социологическое анкетирование студентов Ставропольского государственного медицинского университета. Результаты опроса представлены в статье. Ведущая идея исследования состоит в следующем: социальное здоровье рассматривается через гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, соответствие социальным нормам.
Ключевые слова: социальное здоровье, организационная культура вуза, социальная инклюзия,
социокультурное пространство.
SOCIAL LOCUS OF A MEDICAL STUDENT
IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SYSTEM
T. Sergeeva, E. Abakarova
Abstract. Questions of current importance of social health of students are raised in this article. The authors consider the concept of social health from the point of view of philosophic and pedagogical approaches. For the purpose of diagnostics of influence of educational space on psycho-emotional satisfaction sociological survey of students of Stavropol state medical university is carried out. The survey results are presented in the article. The foremost idea of the research consists in the following: social health is considered through harmonic relationships with the surrounding people, conformity of social norms.
Keywords: social health, the organizational culture of the University, social inclusion, and socio-cultural space.
Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как «состояние физического, психологического и социального благополучия». ВОЗ признала, что это определение отражает более полное понимание здоровья как обобщённую, целостную характеристику качества жизни отдельного человека, всего населения и популяции в целом.
Особую социальную группу сегодня составляет студенческая молодёжь,
выступающая носителем огромного
интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству, инициативе, максимальной работоспособности.
Высокое качество подготовки студентов в вузе, способность данной социальной группы к аккумулированию и трансляции знаний во многом обусловлены уровнем их социального здоровья, которое имеет немаловажное значение для успешного социального
функционирования как самих молодых людей, так и общества в целом.
Социальное здоровье студенчества является важной проблемой в силу стратегической значимости данной социальной группы.
Представители философского понимания (П.А. Сорокин, Н.Н. Моисеев, П.К. Анохин, Э. Дюркгейм, Р. Мертон) социальное здоровье
считают необходимым компонентом полноценного существования человека. Социальное здоровье рассматривается в тесной связи с душевным здоровьем и определяется как состояние динамического равновесия и гармонии человека с самим собой и окружающей его социальной и природной средой, достигаемое через правильно организованную добродетельную жизнь, подчиненную общественным нормам и нравственно-моральным требованиям. С позиции психологического подхода (А.А. Агаева, А. Адлер, В.А. Ананьев, Л.А. Байкова, С.В. Егорова, А. Маслоу, Г.С. Никифоров, И.В. Тухтарова, В. Франкл, К. Хорни и др.), социальное здоровье изучается в неразрывной взаимосвязи с духовным и психическим здоровьем. Одним из наиболее значимых моментов является взаимоотношение человека и культуры, а также влияние этого взаимоотношения на психику человека, его психологические и социальные характеристики. Представители данного подхода характеризуют сущность социального здоровья через гармоничные взаимоотношения с
окружающими, соответствие поведения социальным нормам и требованиям культуры.
Условиями для обретения социального
176
здоровья личности студента являются организация социальной инклюзии,
доступность социальных ресурсов, степень управляемости ситуацией. Личностными чертами социально здорового человека можно считать социальную активность, эмпатию, сострадание, способность к заботе и ответственности, умение преодолеть
возрастные границы во взаимодействии со старшими, готовность к социальной мобильности, адекватный уровень
эмоциональных реакций, способность к дифференциации общественных явлений по отношению к общественным нормам.
По результатам социологического опроса очевидно, что для студентов в первую очередь важен эмоциональный компонент
образовательного процесса. Достигнув определённого эмоционального комфорта, студенты в значительной мере удовлетворяются достигнутым положением. Эмоциональная комфортность в рамках образовательного процесса способствует
формированию эмоционально
детерминированного габитуса. Выражаясь словами П. Бурдье, студент «обживает институции» - в нашем случае вузовское социокультурное пространство, - исходя из поисков эмоциональной удовлетворённости. Проще всего обрести её в рамках дружеских отношений на уровне студенческой группы.
С целью диагностики влияния образовательного пространства вуза на психоэмоциональную удовлетворённость
студентов нами было проведено социологическое анкетирование студентов первых, вторых курсов специальностей лечебное дело, стоматология, педиатрия Ставропольского государственного
медицинского университета в количестве 360 человек. Образовательное, социокультурное пространство вуза может быть определено как система определённых ценностей, убеждений, обычаев и традиций, разделяемых сотрудниками и студентами вуза, выраженных в нормах, образцах, стандартах и стереотипах деятельности и мышления, которые наследуются ими в форме поведения и отношений, а также взаимных ожиданий руководителей, сотрудников и студентов вуза. Образовательное пространство вуза сегодня -это особая система управления интеллектуальным, культурным, социальным и научно-техническим потенциалом общества.
Многочисленные работы современных авторов выявляют негативные поведенческие характеристики, ухудшающие самочувствие
молодого поколения (рост молодежной девиантности, агрессивности, преступности, алкоголизма, наркомании, нигилизма,
экстремизма). В то же время по результатам проведённого анкетирования студентов-
медиков, на вершине ценностной иерархии все же находятся ценности духовного порядка: семья, любовь, патриотизм, дружба, справедливость, свобода, самореализация личности, сострадание, которые
прослеживаются в ответах на следующие
вопросы: «Осуждаете ли Вы молодых людей, просящих милостыню?» - 64,4% ответили - нет, никогда. «Могли бы Вы дать в долг деньги своему однокурснику?» - да, ответили 66,2% опрошенных студентов. «Что Вы считаете отступлением от социальной нормы?» - 70,8% респондентов считают отсутствие вежливости, 60,5% - использование нецензурных
выражений, 47% - употребление алкоголя, 37,5% - неприязнь к людям.
Результаты опроса показали, что более 50% студентов проявляют высокую
удовлетворённость отношениями с
одногруппниками, другими студентами и с профессорско-преподавательским составом. У 47,5% опрошенных студентов появились старшие товарищи из числа преподавателей, чьё мнение для них явилось авторитетным и кому они могли бы доверять. Данные свидетельствуют о высокой степени социального доверия, достаточно успешной социальной инклюзии в вузовские структуры и удовлетворённости своим студенческим статусом.
К политике вуза большинство опрошенных студентов относятся положительно: по мнению большинства опрошенных респондентов, мероприятия и отношения в вузе либо полностью, либо частично мотивируют к взаимопомощи и взаимовыручке, к участию в студенческом самоуправлении, к творческому подходу к учёбе, к участию в научной деятельности. Вовлеченность студентов в различные виды культурных мероприятий, проводимых вузом, ярко выражена при ответе на вопрос «Посещаете ли вы культурные мероприятия в нашем вузе и какие?».
По результатам анкетирования культурные мероприятия посещают 96,6% респондентов, студенческие праздники - 28,6%,
торжественные собрания - 17,5%,
художественную самодеятельность - 9,7%.
Таким образом, можно говорить о высокой степени удовлетворённости характером студенческой позиции к ситуации на факультете и в вузе.
177
Мы считаем, что именно организационная культура вуза путем изучения интересов студентов, способов их объединения, подбора кураторов всех уровней и направлений способствует формированию ощущения принадлежности, идентичности, вовлеченности в дела вуза и приверженности ему, способствуя успешной адаптации студентов. Она позволяет каждому студенту лучше осознать цели деятельности вуза, сформировать позитивное отношение к вузу, в котором они учатся, ощутить себя частью единой системы и определить ответственность перед ней.
Для студента-медика основной социальной опорой была и остаётся семья. 33,6% опрошенных студентов не представляют без них своей жизни, 27,5% считают, что родители помогают им во всем, 20,6% респондентов проживают с семьёй.
Здесь ещё раз находит подтверждение концепция социального контроля
американского социолога Питера Бергера, признающего, что человек испытывает в своём поведении давление различных социальных институтов, при этом максимальное влияние на поведение индивида оказывает семья.
В неформальных студенческих структурах наблюдается укрепление межличностных связей.
Доля респондентов, которые оценили свои отношения с товарищами по учёбе и в группе как хорошие, основанные на взаимном уважении, составляет две трети от общего количества студентов. 66,3% считают, что их уважают товарищи, 63,8% - однокурсники, 54,4% - друзья родителей, 40,8% -
преподаватели.
Как элемент образа жизни в современной действительности все большей популярностью пользуется умение устанавливать социальные контакты. Так, например, 61% опрошенных завязывают новые знакомства в своём вузе, 46,1% - в ходе учебного процесса, 40% - в социальных сетях, 27,7% - во время массовых мероприятий в вузе.
Доверительные беседы относительно политических событий в стране и мире 57,5% ведут с товарищами, 49,7% - с родителями, 17,7% - с преподавателями.
Очевидно, что досуг студента-медика сегодня ограничен определёнными временными и пространственными рамками. В задачи всех
Литература:
1. Бормотов И.В. Система ценностей современной российской молодежи: (социальнофилософский анализ) / Бормотов И.В.; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации, Тул. фил.
звеньев системы вуза должны входить не только общеобразовательная и профессиональная подготовка, но и формирование навыков рационального использования досуга. В содержании этой деятельности должны занять достойное место функции выработки у обучающихся умения беречь своё время, ценить его досуговую часть, умело использовать ее для совершенствования своего образа жизни и своих личностных качеств.
Мы видим, что социальная инклюзия довольно успешно реализуется в рамках студенческой группы и, следовательно, в студенческой субкультуре.
Видимо, современный молодой человек как всякая личность, находясь в плену внешнего противоречивого мира, аналогично формирует свой внутренний мир. 52,5% респондентов удовлетворены успешной учёбой, 48,8% ощущают себя здоровыми людьми. Можно предположить, что профессия врача - одна из немногих профессий сегодня - относится к особому типу духовности, культуры, которую мы понимаем как меру использования интеллекта для самоорганизации своей жизни. В этом отношении для студенчества гораздо более приоритетна личная судьба и неформальные отношения со сверстниками-одногруппниками, нежели коллективные и, в существенной мере, формализованные взаимодействия на институциальном уровне.
Существует тенденция замыкания студента в кругах его мировоззренческого горизонта, с одной стороны, в рамках собственного эгоцентрического мировосприятия, с другой стороны, в пределах молодёжной субкультуры. На наш взгляд, это и есть потенциал социальной мобильности в вузовских стенах.
Резюмируя результаты анкетирования, мы акцентируем внимание на том, что значительное количество студентов-медиков, принимавших участие в опросе, в целом не испытывают каких-либо трудностей в процессе адаптации, адекватно относятся как к формальным, так и неформальным нормам, в большинстве ситуаций стремятся найти наиболее оптимальное решение, ориентированы на позитивные ценности, их взаимоотношения с окружающими можно охарактеризовать как гармоничные. Все это свидетельствует о социальном здоровье участников исследования.
Финуниверситета. Тула: Тульский полиграфист, 2013. - 221 с.
2. Сергеева Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. Монография. Ростов-Ставрополь: Сервис-школа, 2000. - 288 с.
178
3. Сергеева Т.Б. Социальное здоровье: социально-философский аспект. Учебное пособие для студентов. Ставрополь: СтГМА, 2003. - 44 с.
4. Социальная защита детей и молодежи в современной России: сборник статей / Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Поволж. ин-т им. П.А. Столыпина; [ред.кол.: Д.Ф. Аяцков (отв. ред.) и др.]. Саратов: Поволжский институт им. П.А. Столыпина, 2012. -182 с.
5. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия / Пер. с англ. А. Суворовой. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 320 с.
6. Красавина Е.В. Социальная адаптация
современной российской молодежи / Е.В. Красавина; Рос. тамож. акад. М.: Изд-во
Российской таможенной академии, 2013. - 111 с.
7. Якунин А.А. Жизненные стратегии современной молодежи / А.А. Якунин. Новочеркасск: Лик, 2013. - 193 с.
References:
1. Bormotov I.V. Sistema cennostej sovremennoj rossijskoj molodezhi: (social'no-filosofskij analiz) / Bormotov I.V.; Finansovyj un-t pri Pravitel'stve Ros.
Federacii, Tul. fil. Finuniversiteta. Tula: Tul'skij poligrafist, 2013. - 221 s.
2. Sergeeva T.B. Cennosti obrazovanija i
vospitanija v kontekste teorii sociokul'turnoj dinamiki. Monografja. Rostov-Stavropol': Servis-shkola, 2000. -288 s.
3. Sergeeva T.B. Social'noe zdorov'e: social'no-filosofskij aspekt. Uchebnoe posobie dlja studentov. Stavropol': StGMA, 2003. - 44 s.
4. Social'naja zashhita detej i molodezhi v
sovremennoj Rossii: sbornik statej / Ros. akad. nar. hoz-va i gos. sluzhby pri Prezidente Ros. Federacii, Povolzh. in-t im. P.A. Stolypina; [red.kol.: D.F. Ajackov (otv. red.) i dr.]. Saratov: Povolzhskij institut im. P.A. Stolypina, 2012. - 182 s.
5. Vaclavik P., Bivin D., Dzhekson D.
Pragmatika chelovecheskih kommunikacij: Izuchenie patternov, patologij i paradoksov vzaimodejstvija / Per. s angl. A. Suvorovoj. M.: Aprel'-Press, Izd-vo JeKSMO-Press, 2000. - 320 s.
6. Krasavina E.V. Social'naja adaptacija
sovremennoj rossijskoj molodezhi / E.V. Krasavina; Ros. tamozh. akad. M.: Izd-vo Rossijskoj tamozhennoj akademii, 2013. - 111 s.
7. Jakunin A.A. Zhiznennye strategii sovremennoj molodezhi / A.A. Jakunin. Novocherkassk: Lik, 2013. - 193 s
Сведения об авторах:
Сергеева Татьяна Борисовна (г. Ставрополь, Россия), доктор философских наук профессор, заведующая кафедрой философии и гуманитарных наук, ГБОУ ВПО «Ставропольский Государственный медицинский университет», кафедра философии и гуманитарных дисциплин, email: postmaster@stgmu.ru
Абакарова Эмма Гаджиевна (г. Ставрополь, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры философии и гуманитарных наук, ГБОУ ВПО «Ставропольский Государственный медицинский университет», кафедра философии и гуманитарных дисциплин.
Data about the authors:
Sergeeva T. (Stavropol, Russia), doctor of philosophical sciences, professor, Stavropol State medical University, the department of philosophy and humanities, e-mail: postmaster@stgmu.ru
Abakarova E. (Stavropol, Russia), candidate of psychological sciences, associate professor, Stavropol State medical University, the department of philosophy and humanities.
179