В рамках юридической психологии долгое время проблема мотивации являлась лишь предметом прикладных исследований в области определения общей направленности (социальной, либо асоциальной), а также служила основанием для исследования и анализа некоторых специфических видов мотивации (в частности, криминальной). В рамках юриспруденции данная проблема долгое время вообще оставалась забытой. Так, анализ Уголовного кодекса, например, позволяет предположить, что проблема мотивации хоть и заявляется в рамках некоторых научных исследований (в частности, в области криминологии), но тем не менее не нашла своего отражения на уровне анализа реальных форм поведения преступника. Так, проблема мотивации фигурирует лишь в статьях, касающихся подготовки и проведения террористических актов. В остальных случаях данная проблема, как правило, представлена лишь формально. В то же время, будучи связанной с личностными особенностями субъекта, именно мотивация зачастую может определять не столько характер, сколько меру его участия как в социально одобряемых, так и в ненормативных ситуациях. На данный момент этот аспект проблемы представлен в литературе по психологии и юриспруденции крайне незначительно.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе проблемы деформации мотивационной системы и криминализации поведения можно рассматривать и как явление, являющееся результатом общей деформации мотивационной системы вследствие нарушений в области психофизиологических и личностных особенностей, т.е. имеющее общепсихологические корни, и как проблему юридической психологии. Более того, знание психологического контекста мотивации может стать основой для решения некоторых юридических проблем в области криминального поведения.
Список литературы
1. Арбузова Е.Н. Юридическая психология: Учебное пособие. - СПб.: СПбАА, 2005.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
3. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: МГУ, 1990.
4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2005.
7. Узнадзе Д. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.
8. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. - СПб.: Питер, 2003.
9. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2003.
УДК 157.2 В.А. Комлев*
Социальный конфликт как основная детерминанта суицидного поведения осужденных
В статье дается описание основных видов конфликтов среди осужденных, способствующих формированию суицидного поведения. Приводятся и подробно анализируются примеры конфликтного поведения осужденных, закончившихся суицидом.
In clause is given the description of the basic kinds of conflicts among condemned, promoting formation of suicidal behavior. Examples of disputed behavior condemned ended are resulted and are in detail analyzed by a suicide.
Ключевые слова: суицидное поведение, конфликт, предиспозивная фаза, аутоагрессивная фаза, дисперсонолизация.
* Старший психолог управления федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области, соискатель по кафедре юридической психологии.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Психология
Среди многочисленных проблем уголовно-исполнительной системы Росси особого внимания в силу своей социальной значимости заслуживает предупреждение суицидного поведения среди спецконтингента, отбывающего наказание в местах лишения свободы. Лишение свободы как социальное явление, является одним из факторов, вызывающих у человека сильнейший стресс, а это, в свою очередь, может привести к совершению суицидальных попыток в условиях изоляции.
В то же время, как показывают многочисленные исследования [3, 6, 7], фактором, определяющим наступление состояния дезадаптации, является социальный конфликт. Конфликт, переживаемый личностью, образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую -тенденция, препятствующая ее удовлетворению.
Конфликт бывает внутренним и внешним. Внутренний конфликт возникает, когда обе его стороны располагаются как бы внутри личности (например, долг и страсть, желание и возможность, привязанность и разочарование).
Внешний конфликт возникает, когда одна из его составляющих тенденций располагается вне личности и представляет собой элемент внешней ситуации, препятствующий удовлетворению потребности (запрет, приказ, требование и т.д.).
В ряде случаев конфликт имеет смешанный характер.
В условиях заключения, как показывают наблюдения, встречаются следующие виды конфликтов.
1. Конфликты, обусловленные спецификой содержания в условиях лишения свободы и межличностных взаимоотношений осужденных:
а) индивидуальные адаптационные трудности к ситуации лишения свободы;
б) межличностные конфликты с другими осужденными;
в) межличностные конфликты с представителями администрации;
г) межличностные конфликты с активом отряда.
Пример 1. Осужденный С., 1967 г.р., осужден по ст. 158, ч. 3, к семи годам лишения свободы. Дата прибытия в ИК - 12.05.2005 г. В коллективе осужденных авторитетом не пользовался, относился к числу «отвергаемых», другие осужденные сторонились его в плане общения. У осужденного была стойкая позиция - уклонение от соблюдений требований установленного порядка отбывания наказаний. Среди осужденных неоднократно высказывал желание перевестись в другое учреждение с облегченными условиями режима содержания (больницу). С этой целью 08.02.2006 г. ввел инородное тело (заточенный гвоздь длинной 100 мм) в третье межреберье по среднеподмышечной линии слева. В результате произошло проникающее ранение грудной клетки слева с повреждением левого легкого (ткань легкого, доли бронха и легочной артерии). От полученного ранения осужденный С. скончался.
2. Конфликты, обусловленные спецификой лично-семейных взаимоотношений осужденных:
а) неразделенная любовь, измена любимой девушки, жены, развод;
б) тяжелая болезнь, смерть близких;
в) интимно-сексуальные конфликты.
Пример 2. Осужденный Ж., 1971 г.р., осужден по ст. 158, ч. 2, УК РФ к 5 годам 3 месяцам строгого режима. Начало срока - 15.06.2001 г. Конец срока - 14.09.2005 г. Женат, сыну 14 лет. По причине карточного долга написал заявление на обеспечение личной безопасности. Шесть месяцев находился в ПКТ в одиночной камере. 07.09.2005 г. получил информацию от дежурного инспектора по ШИЗО, ПКТ о том, что гражданская жена осужденного вышла замуж за другого человека. 09.08.2005 в 11-40 во время обеда ШИЗО, ПКТ младший инспектор дежурный по ШИЗО, ПКТ в смотровое отверстие в двери камеры увидел осужденного Ж. с веревочной петлей на шее, сидящего на батарее отопления, другой конец веревки был привязан к оконной решетке камеры. Когда оперативный дежурный вошел в камеру, осужденный Ж. сполз с батареи, подогнув ноги. Петля на шее была завязана узлом, который не позволял ей затягиваться. Осужденный Ж. был извлечен из петли, после чего ему была оказана необходимая медицинская помощь.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением осужденных:
а) опасение уголовной ответственности (у подследственных);
б) боязнь позора в связи с асоциальным поступком (под антисоциальным может подразумеваться и нарушение правил тюремной субкультуры - невозможность отдать карточный долг).
Пример 3. Осужденный К., 1963 г.р. Оба родителя судимы. Сам имел уже 3-ю судимость по ст. 105, ч. 1, УК РФ. Срок лишения свободы - 16 лет. Начало срока - 27.12.1998 г. Конец срока -26.12.2004 г. В ИК с 27.02.2000 г. Осужденный К. состоял на профилактическом учете как лицо, влияющее на обстановку в колонии. В среде осужденных К. пользовался авторитетом и влиянием. Был хорошо адаптирован к условиям ИУ, знал неформальные нормы среды осужденных. Относился к числу
«авторитетов». Обладал сильным типом личности с задатками лидера. Регулярно конфликтовал с представителями администрации по условиям режима содержания. Имел 23 взыскания. Общий срок ТТТИЗО - 55 суток. 14.01.2006 г. совершил акт суицида со смертельным исходом. Был обнаружен в помещении промышленной зоны учреждения в 20 ч. 30 мин. Тело осужденного К. находилось в ванной, наполненной водой, на левом предплечье след от глубокого пореза в районе локтевого сгиба. Также обнаружены три следа от уколов иглой от медицинского шприца. Характер введенной инъекции неизвестен. На столе оставлена записка («в моей смерти прошу никого не винить»). В результате расследования было установлено, что причиной суицида осужденного К. послужило нарушение норм тюремной субкультуры (насильное мужеложство другого осужденного «по беспределу»).
4. Конфликты, связанные с состоянием здоровья осужденных:
а) хронические, соматические (телесные) тяжелые и неизлечимые заболевания;
б) психические расстройства.
Пример 4. Осужденный Р., 1980 г.р. Осужден по ст. 159, ч. 2, УК РФ к четырем годам общего режима. Начало срока - 27.08.03 г., конец срока - 26.08.2007 г. Среди осужденных характеризовался как малообщительный, конфликтных ситуаций не создавал, нарушений режима содержания не допускал, часто находился в подавленном состоянии. Перед совершением преступления жил с матерью, отца нет. 06.11.2004 г. получил информацию о том, что результат анализа на ВИЧ - положительный. 09.11.2004 г. совершил суицид в расположении отряда, под лестницей, ведущей на второй этаж, путем самоудушения на веревке, предназначенной для сушки белья. В тумбочке осужденного найдено письмо, адресованное маме, в котором он пишет, что понимает, сколько он принес неприятностей своим поведением, раскаивается в содеянном и уверяет, что больше такого не повторится.
Одним из основных признаков того, что человек находится в серьезном кризисе, является состояние депрессии и тревоги.
При возникновении конфликтной ситуации у осужденного наступает состояние дезадаптации, которая состоит из двух фаз - предиспозивной и аутоагрессивной.
1. Предиспозивная фаза. Этот период определяется повышенной психологической напряженностью и поиском путей выхода из создавшейся критической ситуации. Внимание концентрируется на «непреодолимых» трудностях в жизни, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей в решении возникших проблем, на кажущей невозможности дальнейшего пребывания в ИУ (особенно для лиц, впервые находящихся в заключении). Ожидание возможного неблагополучного развития событий вызывает беспокойство, постепенно перерастающее в чувство тревоги.
Характерной особенностью этого периода является острая потребность человека в установлении неформального контакта, теплых дружеских отношений, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке («поиск опоры»), желание поделиться своими переживаниями. К сожалению, в силу специфики и сложившихся традиций, эта потребность, как правило, остается нереализованной.
Если в первые дни осужденный проявляет активность в поисках сочувствия и помощи извне, т.е. от кого-либо, то в последующем эта активность заметно снижена, хотя потребность в помощи остается высокой.
В рассматриваемый период возникает чувство, что жизнь не имеет будущего, что в ней есть только прошлое.
Жизнь воспринимается только ретроспективно. Человек пытается найти утешение в воспоминаниях о приятных, счастливых моментах своей жизни, но эти воспоминания, как правило, только отягощают восприятие настоящего. Иногда вся пережитая жизнь воспринимается как бесконечная череда провалов и неудач.
На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы дисперсонолизации, неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, переживание какой-то «неестественности» окружающего, его непонятности и враждебности. Возникает ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования («жить не стоит», «устал от такой жизни», «никакого просвета»), при этом мысли о собственной смерти, как правило, носят налет теоретизирования без какого-либо желания умереть. Предиспозивная фаза является лишь предпосылкой аутоагрессивного акта.
Несмотря на различие причин, в любом случае конфликт для субъекта имеет характер реальности, сопровождается крайне тягостным переживанием напряжения и стремлением его ликвидировать.
2. Аутоагрессивная фаза. Продолжительные, но неудачные попытки практически преобразовать психотравмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все его ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. Поражения и неудачи влекут за собой снижение самооценки, изменяют позитивное отношение к себе, приводят к мыслям о собственной
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008
Психология
несостоятельности, порождая внутренний конфликт «неприятия самого себя», самоотрицание. На фоне эмоционально подавленного состояния возникает «сужение сознания», оно концентрируется лишь на негативных аспектах ситуации. В результате человек оказывается неспособным воспринимать то, что могло бы помочь ему в разрешении проблемы.
По мере того, как исчерпываются все известные варианты разрешения ситуации, возникает ощущение беспомощности перед лицом трудностей.
Измененным кажется также течение времени, его мучительное замедление, ощущение того, что «этот кошмар никогда не кончится. Никогда!»
Появляются нестойкие, сначала диффузные суицидальные мысли («Я что-нибудь с собой сделаю», «Повеситься, что ли?»), а позднее и суицидальные замыслы - разработка плана самоубийства, обдумывание способа, «примеривание к нему».
Принятию решения о самоубийстве обычно способствует дополнительная психотравма, которая еще более убеждает осужденного в неизбежности катастрофы. Причем сила ее может быть совершенно незначительной:
1) информация с негативной или нейтральной эмоциональной окраской от любимого человека или друга в виде письма, при встрече, от «доброжелателей» и т.д.;
2) информация об отклонении апелляции или просьбы о помиловании;
3) резкое ухудшение отношений с окружающими: с другими осужденными - проигрыш в карты (даже не очень крупный), с администрацией - найденный запрещенный предмет при обыске;
4) полученная информация о тяжелой или неизлечимой болезни (туберкулез, ВИЧ и т.д.)
Однако само принятие такого решения свидетельствует о переживании необычайной глубины и силы.
Положение усугубляется тем, что в ИУ среди спецконтингента не принято (более того -
категорически не приветствуется) без чьей-либо конкретной просьбы оказывать моральную поддержку. «Лезть в душу», по «зоновским» критериям, считается, по меньшей мере, нетактичным.
Характерными особенностями поведения осужденных в этот период являются замкнутость, стремление к уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему, эмоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания. В этот момент осужденными могут быть совершены любые дисциплинарные поступки, за которые можно быть переведенным в ПКТ, водворенным в ТТТИЗО. Все это делается с целью найти уединение.
Суицидальный период заканчивается непосредственно суицидальным актом - самоубийством или покушением на него.
Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев - наличием предсмертных записок.
Осужденные совершают самоубийства, как правило, в ночное время или рано утром. Поведение строится таким образом, чтобы никто не помешал достижению конечного результата.
Все попытки совершаются без свидетелей (как правило), а способы суицида в этих случаях выбираются наиболее «жесткие»: самоповешение или (что реже) использование различного рода холодного оружия (самодельные ножи, заточки и др.).
Список литературы
1. Амбрумова А.Г., Ратинов А.Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности // Комплексные исследования в суицидологии. - М., 1996.
2. Берковиц Л. Агрессия. Причины последствия и контроль. - СПб., М., 2002.
3. Волков В.Н. Виды и формы симулятивных проявлений у спецконтингента ИТУ, СИЗО, ЛТП МВД СССР. - Домодедово, 1988.
4. Волков В.Н. Медицинская психология в ИТУ. - М., 1989.
5. Глущенко В.В. Прогнозирование. - М., 2000.
6. Заломова В.М. Выявление и предупреждение суицидальных состояний в условиях пенитенциарных учреждений: Методические рекомендации. - Тавда, 2001.
7. Кузнецова Т.И. Методические рекомендации по работе с суицидальными намерениями сотрудников и осужденных. - Самара, 2001.
8. Лестер Д., Данто Б. Самоубийство за решеткой. - Рязань, 1994.
9. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - СПб., 2005.
10. Методические рекомендации по работе с осужденными «группы риска», имеющими психические аномалии / Под ред. Б.Г. Бовина. - М., 2005.