Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПАРТНЕРСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Береговая Е.Б., Жгенти И.В., Стукалова О.В.

Цель статьи - раскрыть представления о возможностях формирования социального капитала некоммерческой общественной организации. Показано, что в основе формирования социального капитала лежат способности к созданию структурированной общности, готовой к достижению общей цели. Сделан анализ факторов, позволяющих социальному капиталу стать ресурсом повышения эффективности деятельности некоммерческой организации, что предполагает также создание неформального партнерского взаимодействия, которое не только значительно расширяет возможности благотворительной деятельности, но и повышает уровень доверия людей к третьему сектору. Представлены результаты анализа социального капитала Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» (г. Москва). Сделан вывод о том, что социальный капитал влияет на уровень применения практик социального партнерства в реализации благотворительных программ, социально-образовательных проектов и обучающих семинаров для сотрудников социальных учреждений и образовательных организаций. В деятельности фонда созданы сети социального взаимодействия в различных регионах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Береговая Е.Б., Жгенти И.В., Стукалова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CAPITAL OF A NON-PROFIT ORGANIZATION AS A RESOURCE FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF ITS ACTIVITY

The purpose of the article is to reveal the vision about the possibilities of forming the social capital of a non-profit public organization. It is shown that the formation of social capital is based on the ability to create a structured community, ready to achieve a common goal. An analysis is made of the factors that allow social capital to become a resource for improving the efficiency of a non-profit organization, which also involves the creation of informal partnerships, which not only significantly expands the possibilities of charitable activities, but also increases the level of people's trust in the third sector. The results of the analysis of the social capital of the Charitable Foundation for the Promotion of the Development of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life" (Moscow) are presented. It is concluded that social capital affects the level of application of social partnership practices in the implementation of charitable programs, social and educational projects and training seminars for employees of social institutions and educational organizations. In the activities of the foundation, networks of social interaction have been created in various regions of the Russian Federation. The article was supported by the Moscow Mayor Grant Competition 2021; Project "On the steps of opportunities", application No. 2021-0490.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 304.44

Социальный капитал некоммерческой организации как ресурс повышения эффективности ее деятельности

Social capital of a non-profit organization as a resource for increasing the efficiency of its activity

Береговая Е.Б., Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», bereg444@mail.ru

Жгенти И.В., Благотворительный фонд содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», i.zhgenti@obrazfund.ru

Стукалова О.В., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», stukalova@obrazfund. ru

Beregovaya E., the Charitable Foundation for the Promotion of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life", bereg444@mail.ru

Zhgenti I., the Charitable Foundation for the Promotion of the Development of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life", i.zhgenti@obrazfund.ru

Stukalova O., the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, stukalova@obrazfund.ru DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.034

Статья выполнена при поддержке Гранта Конкурс Грантов Мэра Москвы 2021; Проект "По ступеням возможностей", заявка № 2021-0490.

Ключевые слова: социальный капитал, благотворительный фонд, социально ориентированная деятельность, некоммерческая организация, партнерство, взаимодействие, информационная среда.

Keywords: social capital, charitable foundation, socially oriented activity, non-profit organization, partnership, interaction, information environment.

Аннотация. Цель статьи - раскрыть представления о возможностях формирования социального капитала некоммерческой общественной организации. Показано, что в основе формирования социального капитала лежат способности к созданию структурированной общности, готовой к достижению общей цели. Сделан анализ факторов, позволяющих социальному капиталу стать ресурсом повышения эффективности деятельности некоммерческой организации, что предполагает также создание неформального партнерского взаимодействия, которое не только значительно расширяет возможности благотворительной деятельности, но и повышает уровень доверия людей к третьему сектору. Представлены результаты анализа социального капитала Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» (г. Москва). Сделан вывод о том, что социальный капитал влияет на уровень применения практик социального партнерства в реализации благотворительных программ, социально-образовательных проектов и обучающих семинаров для сотрудников социальных учреждений и образовательных организаций. В деятельности фонда созданы сети социального взаимодействия в различных регионах Российской Федерации.

Abstract. The purpose of the article is to reveal the vision about the possibilities offorming the social capital of a non-profit public organization. It is shown that the formation of social capital is based on the ability to create a structured community, ready to achieve a common goal. An analysis is made of the factors that allow social capital to become a resource for improving the efficiency of a non-profit organization, which also involves the creation of informal partnerships, which not only significantly expands the possibilities of charitable activities, but also increases the level of people's trust in the third sector. The results of the analysis of the social capital of the Charitable Foundation for the Promotion of the Development of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life" (Moscow) are presented. It is concluded that social capital affects the level of application of social partnership

279

practices in the implementation of charitable programs, social and educational projects and training seminars for employees of social institutions and educational organizations. In the activities of the foundation, networks of social interaction have been created in various regions of the Russian Federation. The article was supported by the Moscow Mayor Grant Competition 2021; Project "On the steps of opportunities", application No. 2021-0490.

Введение. Социальный капитал

некоммерческой общественной организации (далее - НКО) - вопрос, который широко рассматривается в последнее десятилетие в научной литературе (Дж. Коулман [6], Дж. Истон [13], И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон [8], А.Т. Коньков [5] и др.). Исследователи выделяют ряд наиболее характерных черт этого понятия [2; 12] -в том числе в применении к такой сложной сфере, как «третий сектор» общественного развития [4; 11]. Среди этих черт, в контексте реализации социально ориентированных проектов Благотворительного фонда «Образ жизни» (https://obrazfund.ru/), на основе анализа деятельности которого построена данная статья, наиболее актуальны следующие:

1. Целеполагание как основный принцип деятельности и выбора инструментов, форматов, партнерских связей. Социальный капитал может быть сформирован НКО только в том случае, если все предпринятые шаги, все создаваемые связи, все используемые инструменты деятельности направлены на достижение основных задач, которые, в свою очередь, формируют миссию организации.

2. Осознанность процесса формирования социального капитала НКО. Поскольку в основе формирования социального капитала лежат способности людей к созданию структурированной общности, готовой к достижению общей цели (команды/коллектива/рабочей группы и пр.), каждый член этой общности должен глубоко понимать миссию деятельности, быть включенным в этапы ее достижения и владеть механизмами реализации (компетенциями, знаниями, уровнем профессионального развития в той или иной области). Интериоризация ценностей деятельности тесно связана с осознанием определенных преимуществ создания социального капитала организации.

3. Динамичность социально ориентированной информационной среды. Деятельность НКО должна широко освещаться, все информационные поводы необходимо переводить в статус социально значимых событий. Только так социальный капитал может быть превращен в ресурс создания неформального партнерского взаимодействия, которое не только значительно расширяет возможности благотворительной деятельности,

но и повышает уровень доверия людей к третьему сектору, его влиянию на качество жизни каждого члена и состояние гражданского общества, в целом.

НКО обладают большими ресурсами в области неформальных коммуникаций, реализации различных социальных практик в сотрудничестве с социально ответственным бизнесом, кооперации со СМИ. Все это, в совокупности, позволяет создавать гибкую и динамичную информационную среду, откликающуюся на самые острые актуальные запросы общества, дающую достаточно объективную информацию о событии или факте, полученную от не ангажированных стейкхолдеров.

4. Многогранность и одновременно системность деятельности. НКО выступают посредниками между государственными властными структурами и так называемым «социальным пространством», в которое включены представители социально

ориентированной общественности, бизнес, профессиональные сообщества (например, в сфере поддержки людей с инвалидностью, зоозащиты, паллиативному помощи и др.), волонтерские группы. Во многом такая деятельность обеспечивает интеграцию и просвещение общества, а также, что особенно важно, снятие социальной напряженности. Очевидно, что широта социального пространства и его составляющих диктует НКО многогранность направлений, видов, форматов -в т.ч. временных - деятельности. Это могут быть разовые акции, региональные и локальные фестивали, спортивные благотворительные мероприятия, но наиболее эффективным представляется системная благотворительность, направленная на просвещение и даже воспитание общества, профилактику социальных проблем, поддержку собственных усилий людей в их преодолении. Системная благотворительность помогает снять сопутствующий этой деятельности эффект развития иждивенчества, потребительства, виктимного поведения. В этом случае основной задачей благотворителя является создание условий для профессионального, личностного и социального роста благополучателя, который должен

самостоятельно прикладывать усилия для преодоления трудной ситуации/проблемы.

Системная благотворительность отказывается от интерпретации этого вида общественной работы как «способа раздачи благ нуждающимся» и видит свою сверхзадачу в позитивных изменениях и даже общем улучшении состояния общества.

К сожалению, приходится констатировать, что пока системная благотворительность не имеет широкого распространения в российском третьем секторе, доминирует адресная помощь, а социальная интеграция носит фрагментарный характер.

Материалы и методы исследования. В ходе исследования (ноябрь 2021 г. - июнь 2022 г.) экспертной группой, в которую вошли авторы статьи был проведен контент-анализ отчетных документов Благотворительного фонда «Образ жизни», его информационной среды, 14 интервью сотрудников, их тестирование, диагностика профессиональной эффективности с помощью оценочных шкал. Также анализировались отзывы благополучателей фонда и их партнеров о 1) выездных событийных мероприятиях; 2) инклюзивных фестивалях; 3) реализации социально-образовательных проектов; 4) аналитические записки и методические рекомендации, подготовленные сотрудниками фонда [1;3;9;10]. Проведено три среза контент-анализа информационной среды фонда (ноябрь -декабрь 2021 г.; март - апрель 2022 г., май - июнь 2022 г.), к анализу привлечено 112 информационных постов в социальных сетях, 24 публикации в СМИ - в том числе, в зарубежных, отражающих деятельность фонда в сфере проведения благотворительных партнерских мероприятий (благотворительные форумы). Проведен анализ динамики трафика сайта фонда, его контента и структуры.

Результаты исследования. Анализируя уровень формирования социального капитала в Благотворительном фонде «Образ жизни», можно заключить, что:

1. В настоящее время в этой организации есть ряд отчетливых признаков наличия целостного хорошо сформированного социального капитала,

а именно:

создана

устойчивая

система

нематериальных ценностей [2];

- произошел отчетливый переход к современным методам организации труда, что позволяет усилить качество использования а) творческого потенциала сотрудников, б) форм социального партнерства, в) эффективных технологий и социального знания, в т.ч. в применении социо-когнитивного подхода к образованию взрослых [7];

определен регламент признанных всеми сотрудниками норм, правил, убеждений, отношений понимания и доверия, сформированных в рамках деятельности фонда, способствующий более эффективной социальной работе;

- разработан признанный всеми сотрудниками Этический кодекс организации, который определяет ценности и пути конструктивных коммуникаций внутри коллектива, между коллективом и партнерами, между коллективом и благополучателями.

2. Данный фонд уже много лет успешно практикует социальное партнерство в реализации собственных благотворительных программ, социально-образовательных проектов и обучающих семинаров для сотрудников социальных учреждений и образовательных организаций. Таким образом, активно используются инструменты системной благотворительности, создаются сети социального взаимодействия - это касается представителей государственных структур, профессионалов социальной сферы, коллег из других НКО, волонтеров, местного сообщества из различных регионов Российской Федерации.

3. Уровень успешности в формировании социального капитала отражается в росте профессиональных компетенций сотрудников фонда, что, в частности, предполагает применение современных подходов к организации социально значимых мероприятий и их PR стратегий, информационному обеспечению. Анализ информационной среды фонда позволяет выявить активное применение таких эффективных инструментов, как медиарилейшнз, модель «социального медиамаркетинга», ambient media, циклическое построение базовых мероприятий, транслирующих обществу ценности фонда. Оценка динамики развития фонда определяет значительное повышение качества маркетинга и уровня узнаваемости фонда в третьем секторе нашей страны.

4. Осознанность (важная характерологическая черта социального капитала) сотрудников проявляется в:

- высоком уровне оптимизации деятельности всех сотрудников фонда (оценка осуществлялась по критериям «регламентация», «адекватность самооценки», «включенность», «взаимозаменяемость», «содержательность рабочего времени»). Так, в фонде всеми сотрудниками применяется разработанный регламент, ведется отчетность по всем мероприятиям/программам/проектам,

организуются семинары для представления ключевых результатов по основным программам, проектам, мероприятиям, составляются аналитические документы, которые находятся в открытом доступе для всех сотрудников отчетных документов применяется всеми сотрудниками фонда, что подтверждает срез собранных документов;

повышении качества и содержательности контента социальных сетей и сайта фонда, которые освещают трансляцию миссии и уровень

решения задач фонда через изложение сущности мероприятий и проектов, см. таблицу 1.

- готовности (экспертиза подтверждает наличие этого качества у 100% сотрудников фонда) к обучению и самообразованию, получению консультаций специалистов, вовлеченности в организацию мероприятий, имеющих как акционный, так и комплексный характер (фестиваль, форум и пр.).

Таблица 1 - Оценка уровня информационного обеспечения социально-культурных проектов Благотворительного фонда «Образ жизни» по выделенным критериям (обобщение срезов ноябрь - декабрь 2021 г.; март - апрель 2022 г., май - июнь 2022 г.)

Критерии Качество и содержательная наполненность трансляции миссии фонда в социальных сетях и на сайте Прирост аудитории, интерес аудитории к проектам фонда, возникший вследствие подключения к информационному полю фонда Регулярность и активность освещения деятельности фонда, его ценностей и взаимодействия с партнерами Системность оценки социального эффекта информационного обеспечения деятельности фонда; анализ влияния публикаций на прирост целевых аудиторий и др.

Оценка в % (по сравнению со 100%) 100% 92% 100% 75%

Заключение. Таким образом, можно аргументированно утверждать о том, что в Благотворительном фонде «Образ жизни» 1) сформирован устойчивый, осознанный, многокомпонентный, отвечающий миссии фонда социальный капитал; 2) команда фонда владеет его ресурсами и способна его использовать для развития системной благотворительности в России.

Важным эффектом наличия социального капитала фонда является рост компетенций в такой сфере, как профессиональное управление социально значимым мероприятием, позволяет успешно расширять социальное партнерство, углублять командообразующий опыт

организации.

Благотворительным фондом «Образ жизни» хорошо освоен и применяется важный для НКО принцип масштабирования и тиражирования, когда на начальном этапе социально ориентированного проекта создается импульс, обеспечивающий трансляцию цели проекта -привлекаются целевые аудитории, мотивируются участники, на следующем этапе происходит освоение ценностей фонда и осознание его миссии, создается круг партнеров, обладающих требуемым уровнем квалификации и разделяющих ценности фонда; а затем происходит развитие проекта в самостоятельной деятельности участников и партнеров

(концентрические волны системной

благотворительности).

В целом, проведение всех социально значимых мероприятий Благотворительного фонда «Образ жизни» направлено на расширение партнерских связей, повышение компетентности сотрудников, трансляцию миссии фонда и просвещение общества, поддержку идей системной благотворительности. Среди постоянных социальных партнеров

Благотворительного фонда «Образ жизни» можно назвать Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (и его региональные отделения в Калужской, Московской, Нижегородской и Самарской областях), Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному

сотрудничеству (РОССОТРУДНИЧЕСТВО), министерства и департаменты социальной защиты населения в 8 регионах России, ведущие педагогические университеты, 55

образовательных организаций в 14 регионах нашей страны, 97 социальных учреждений из 36 регионов России; благотворительные фонды «Свет», «Абсолют», Фонд Владимира Потанина и другие известные НКО. Все это также подтверждает главный вывод исследования -фонд обладает значительным, хорошо

структурированным социальным капиталом, что позволяет ему осуществлять сложную системную благотворительную деятельность, обладающую

ощутимым социальным эффектом для самых разных групп благополучателей.

Литература:

1. Береговая Е.Б., Михайлина Е.В., Стукалова О.В. Эффект занятий искусством в социальных учреждениях: социализация воспитанников и профилактика профессионального выгорания педагогов / Е.Б. Береговая, Е.В. Михайлина, О.В. Стукалова // Казанский педагогический журнал. - 2021.

- № 1. - С. 235-241.

2. Бурдье П. Формы капитала / П. Бурдье // Западная экономическая социология. - РОССПЭН, 2004.

3. Жгенти И.В. Дистанционное обучение в сфере дополнительного профессионального образования: проблемы и перспективы / И.В. Жгенти // Гуманитарное пространство. - 2022. - Т. 11. - № 1. - С. 45-55.

4. Калюжнова Н.Я. Социальный капитал как ресурс региональной конкурентоспособности: понятие, формы, экономические оценки / Н.Я. Калюжнова. -Иркутск, 2006.

5. Коньков А.Т. Социальный капитал и экономическое взаимодействие / А.Т. Коньков. - М.: Изд-во РУДН, 2006.

6. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3.

7. .Левина Е.Ю., Никулин С.Г. Социокогнитивный подход в концепции образования взрослых / Е.Ю. Левина, С.Г. Никулин //

Referen

1. Beregovaya E.B., Mikhailina E.V., Stukalova O.V. The effect of art classes at social institutions: students' socialization and the prevention of teachers' professional burnout / E.B. Coastal, E.V. Mikhailina, O.V. Stukalova // Kazan Pedagogical Journal. - 2021. - № 1. - S. 235-241.

2. Bourdieu P. Forms of capital / P. Bourdieu // Western economic sociology. - ROSSPEN, 2004.

3. Zhgenti I.V. Distance learning in the field of additional professional education: problems and perspectives / I.V. Zhgenti // Humanitarian space. - 2022. -T. 11. - № 1. - S. 45-55.

4. Kalyuzhnova N.Ya. Social capital as a resource of regional competitiveness: concept, forms, economic assessments / N.Ya. Kalyuzhnova. - Irkutsk, 2006.

5. Konkov A.T. Social capital and economic interaction / A.T. Konkov. - M.: Publishing house of RUDN University, 2006.

6. Coleman J. Social and human capital / J. Coleman // Social sciences and modernity. - 2001. - № 3.

7. Levina E.Yu., Nikulin S.G. Socio-cognitive approach in the concept of adult education / E.Yu. Levina, S.G. Nikulin // Professional education in Russia and abroad.

- 2019. - № 4 (36). - S. 106-112.

Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 4 (36). - С. 106-112.

8. Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности / И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон // Гос. ун-т; Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

9. Методические рекомендации по развитию навыков успешной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства. -М.: БФ «Образ жизни», БФ «Абсолют помощь», 2021.

10. Профлаб - обмен опытом и перспективы развития. Методические рекомендации. Рабочие тетради; под общей редакцией Е.Б. Береговой. - М: Педагогическое общество России, 2018.

11. Соколова C.B., Соколов Б.И. Формирование и использование целевого капитала некоммерческой организации / С.В. Соколова, Б.И. Соколов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. - 2009. - Вып. 1.

12. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Ф. Фукуяма; пер. с англ. - М.АСТ; Ермак, 2004.

13. Araujo L., Easton G. A Relation Resource Perspective on Social Capital // Corporate Social Capital and Liability / ed. By R.Th A.J. Lendeers, S.M. Gabbay. -USA: Kluwer Academic Publishers, 1999.

ces:

8. Mersiyanova I.V., Yakobson L.I. Non-governmental non-profit organizations: institutional environment and performance efficiency / I.V. Mersiyanova, L.I. Jacobson // State. un-ty; High School of Economics. - M.: Ed. GU HSE house, 2007.

9. Guidelines for the development of skills for the successful socialization of children in difficult life situations, by means of art. - M.: Charity Fund "Lifestyle", Charity Foundation "Absolute Help", 2021.

10. Proflub - exchange of experience and perspectives of development. Guidelines. Workbooks; under the general editorship of E.B. Coastal. - M: Pedagogical Society of Russia, 2018.

11. Sokolova C.V., Sokolov B.I. Formation and use of target capital of a non-profit organization / S.V. Sokolova, B.I. Sokolov // Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 5. Economy. - 2009. - Issue. one.

12. Fukuyama F. Trust: social virtues and the path to prosperity / F. Fukuyama; trans. from English. - M.: ACT; Ermak, 2004.

13. Araujo L., Easton G. A Relation Resource Perspective on Social Capital // Corporate Social Capital and Liability / ed. By R.Th. A.J. Landeers, S.M. Gabbay. -USA: Kluwer Academic Publishers, 1999.

5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы)

Сведения об авторах:

Береговая Елена Борисовна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, директор Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», член Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере, e-mail: bereg444@mail.ru

Жгенти Инга Вахтанговна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, заместитель директора Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», e-mail: i.zhgenti@obrazfund.ru

Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», заместитель директора Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни» по образовательным программам, e-mail: stukalova@obrazfund.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.