Научная статья на тему 'Социальный капитал как фактор конкурентоспособности экономики на муниципальном уровне'

Социальный капитал как фактор конкурентоспособности экономики на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шакирова А. А.

На сегодняшний день социальный капитал служит одним из факторов экономического развития территории. Под социальным капиталом понимается нормы поведения, общественные сети, социальные связи, влияние которых оказывает положительный эффект на использование ресурсов, взаимодействие между субъектами экономики, управление экономическими системами, создание общественных благ, формирование общественных ценностей и т.д. Предметом исследования выступают устойчивые социальные связи и сети, совместная деятельность партнеров, обеспечивающие рост конкурентоспособности экономики на уровне муниципалитета. Цель данной статьи заключается в выявлении роли социального капитала в экономическом развитии муниципального образования. В статье показано, что на муниципальном уровне социальный капитал стимулирует рост конкурентоспособности, обеспечивает развитие экономики и способствует инновационному развитию территории. Результаты проведенного исследования могут быть использованы экономистами и социологами для анализа и при расширении объектно-предметных исследовательских областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шакирова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный капитал как фактор конкурентоспособности экономики на муниципальном уровне»

Социальный капитал как фактор конкурентоспособности экономики на муниципальном уровне

Шакирова Алина Анасовна

аспирант, кафедра финансового менеджмента, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), аИпа-зЬтМ^а-kzn@yandex.ru

На сегодняшний день социальный капитал служит одним из факторов экономического развития территории. Под социальным капиталом понимается нормы поведения, общественные сети, социальные связи, влияние которых оказывает положительный эффект на использование ресурсов, взаимодействие между субъектами экономики, управление экономическими системами, создание общественных благ, формирование общественных ценностей и т.д. Предметом исследования выступают устойчивые социальные связи и сети, совместная деятельность партнеров, обеспечивающие рост конкурентоспособности экономики на уровне муниципалитета. Цель данной статьи заключается в выявлении роли социального капитала в экономическом развитии муниципального образования. В статье показано, что на муниципальном уровне социальный капитал стимулирует рост конкурентоспособности, обеспечивает развитие экономики и способствует инновационному развитию территории. Результаты проведенного исследования могут быть использованы экономистами и социологами для анализа и при расширении объектно-предметных исследовательских областей.

Ключевые слова: социальный капитал; конкурентоспособность; муниципальные образования; общественные блага; социальные сети; экономические связи.

Введение

В настоящее время тема социального капитала является одним из распространенных направлений исследований во множестве дисциплин: социологии, политологии, культурологии, экономике и других общественных науках. Под социальным капиталом понимаются нормы поведения, общественные сети, социальные связи, влияние которых оказывает положительный эффект на использование ресурсов, взаимодействие между субъектами экономики, управление экономическими системами, создание общественных благ, формирование общественных ценностей и т.д. Проведенные исследования показывают, что социальный капитал - это нематериальный фактор и ресурс, который влияет на экономику, определяет улучшение благосостояния на различных уровнях: семьи, сообщества, регионов, стран. При этом социальное и экономическое развитие региона зависит от степени развития административных территориальных единиц, входящих в его состав, поскольку устойчивое развитие экономической системы в целом предполагает гармоничное развитие его элементов на различных уровнях. На сегодняшний день муниципальные образования обладают значительным потенциалом роста и могут способствовать социальному и экономическому развитию региона и страны в целом. В условиях нестабильной экономической и политической ситуации, информатизации общества, роста уровня общественных потребностей и ожиданий, нарастания сложности взаимоотношений между различными группами населения перед органами управления на различных уровнях возникает проблема поиска нетрадиционных подходов к социально-экономическому развитию территории. Ввиду этого необходимо применение современных подходов к реализации потенциала муниципальных образований, основанных не только на решении экономических проблем, но и на работе в рамках совершенствования социального партнерства, развития социальных связей и социальных сетей. Социальный капитал может служить необходимым фактором повышения конкурентоспособности муниципального образования и обеспечения социально-экономического развития на муниципальном и региональном уровне. На основе обобщения обзора отечественной и зарубежной литературы в статье выявлены экономические эффекты развития социального капитала на муниципальном уровне.

«

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

1. Социальный капитал как фактор развития территории

В настоящее время тема социального капитала является одним из распространенных направлений исследования во множестве дисциплин: социологии, политологии, культурологии, экономике и других общественных науках. Под социальным капиталом понимается нормы поведения, общественные сети, социальные связи, влияние которых оказывает положительный эффект на использование ресурсов, взаимодействие между субъектами экономики, управление экономическими системами, создание общественных благ, формирование общественных ценностей и т.д., Проведенные исследования показывают, что социальный капитал - это нематериальный фактор и ресурс, который влияет на экономику. При этом происходит улучшение благосостояния на различных уровнях: семьи [29, С. 871-897], сообщества [23, С. 419-436], регионов [21, С. 1053-1064; 24, С. 257-286; 27, С. 133-149; 28, С. 333-338; 31, С. 295321], стран [26, С. 1251-1288; 30, С. 151-208]. От него зависит и качество общественных услуг, таких как образование, здравоохранение, состояние здоровья, репродуктивный потенциал, общественная безопасность, а также качество государственных слуг и государственного управления [1, С. 88-108].

Влияние социального капитала на экономический рост в Российской Федерации выявлены и математически доказаны в исследованиях Т.В. Крамина и др. [10, С. 66-76] В результате применения регрессионной модели, основанной на производственной функции Кобба - Дугласа, было доказано, что в межрегиональные колебания ВРП

значительным вклад вносят не только различия в объеме трудового и физического, но и интеллектуального и социального капиталов.

Данное исследование доказывает влияние социального капитала на развитие регионов Российской Федерации. При этом социальное и экономическое развитие региона зависит от степени развития административных территориальных единиц, входящих в его состав, поскольку устойчивое развитие экономической системы, в целом, предполагает гармоничное развитие его элементов на различных уровнях. На сегодняшний день муниципальные образования обладают значительным потенциалом роста и могут способствовать социальному и экономическому развитию региона и страны в целом. Кроме того, за последние десятилетие в условиях нестабильной экономической и политической ситуации, информатизации общества, роста уровня общественных потребностей и ожиданий, нарастания сложности взаимоотношений между различными группами населения перед органами управления на различных уровнях возникает проблема поиска современных подходов к социально-экономическому развитию территории [12, С. 32-44]. Ввиду этого необходимо применение систематизированных подходов к реализации потенциала муниципальных образований, основанных не только на решении экономических проблем, но и на работе в рамках совершенствования социального партнерства, развития социальных связей и социальных сетей.

2. Обзор исследований роли социального капитала в развитии муниципальных образований

Исследования роли социального капитала в развитии муниципальных образований в последние десятилетия осуществлялось в рамках общественных дисциплин: социологии, политологии, культурологии и экономики. Перейдем к рассмотрению наиболее значимых исследований, которые указывают на наличие положительной связи между социальным капиталом и социально-экономическим развитием муниципального образования.

Согласно исследованию, проведенному Н.Н. Лебедевой и О.А. Ломовцевой [11, С. 109-117], социальный капитал представляет собой важную составляющую экономических отношений субъектов Южного федерального округа Российской Федерации. Формы организации деятельности на муниципальном уровне

отличается изолированностью поселений, высоким уровнем внутренней кон-солидированности и традиционно-общинными отношениями внутри социума. Преодолеть подобную специфику социальных и экономических отношений позволяет социальный капитал. Авторы в своей работе ссылаются на исследования аграрных сообществ в Бразилии, Мексике, Индии, на Тайване, которые показывают, как при определенных условиях можно использовать социальный капитал для демократизации социальных и экономических отношений на местном уровне. Кроме того, множественность социальных сетей, которые пронизывают хозяйственную жизнь местных этнических сообществ, в некоторой степени служит фактором стабилизации и упорядочения фрагментарной ткани формального институционального полотна [7, С. 62-65; 25, С. 295-307].

Согласно авторам, социальный капитал, как значимый фактор этноэкономи-ки, эффективно выполняет воспроизводственную и стабилизирующую функции, которые могут предоставить возможность для модернизации хозяйственной и в целом общественной жизни наций и народностей Северного Кавказа [11, С. 109-117]. Стратегическим направлением регулирования экономики является снижение неопределенности социальной среды в общенациональном масштабе, повышении уровня информационной прозрачности деятельности субъектов хозяйствования и управления и др.

Влияние социального капитала на социально-экономическое развитие северных регионов России рассматривается в исследовании Н.В. Охлопковой и Л.Ю. Писаревой [14, С. 254-257]. Согласно авторам, развитие социально-экономического партнерства в муниципальных образованиях северных территорий в рамках сотрудничества местного населения, органов власти, научных кругов и бизнес сообщества является наиболее эффективной и устойчивой основой для развития хозяйственной и социальной жизни региона. В своей работе Н.В. Охлопкова и Л.Ю. Писарева ссылаются на международный опыт развития отдаленных и малонаселенных северных территорий в Норвегии и групп местных сообществ в Канаде, где на основе принципов формирования социального капитала раскрывается высокая эффективность п перспективность стратегического социально-экономического партнерства. Кроме того, авторами дается анализ результатов проведенной работы по формиро-

ванию социального капитала северных территорий Российской Федерации, благодаря которой произошло повышение уровня развития предпринимательской активности, снятие социальной напряженности, установление дружеских контактов, рост доверия, открытости и др. [14, С. 254-257]

Особое внимание роли социального капитала в формировании социальной и экономической деятельности на уровне сел уделено в работе Г.В. Бражника [2]. Автор в своей работе пишет, что кризис взаимного доверия, распад традиционных связей и отношений между людьми, массовое социальное дезертирство, заключающееся в отказе выполнять детерминированные статусом роли, негативно сказываются на развитии социального капитала в сельской местности. Согласно Г.В. Бражнику, социальный капитал воплощает реальные возможности местных жителей, прочные связи между ними, отношения ответственности и сотрудничества, которые используются для повышения качества жизни всего сообщества в целом и отдельного индивида в частности. Так, П. Бурдье, определял социальный капитал как «агрегацию действительных или потенциальных ресурсов, связанных с включением в прочные сетевые или более-менее институциали-зированные отношения взаимных обязательств или признаний» [22, С. 81], что также находит свое отражение на сельском уровне.

Кроме того, формирование социального капитала может происходить не только в рамках одного муниципалитета, но также и на межмуниципальном уровне. Межмуниципальное сотрудничество предполагает формирование союзов и ассоциаций, которые могут быть построены на территориальной, функциональной или видовой основе. При этом в объединения могут вовлекаться как большое количеством муниципальных образований, так и малое число муниципалитетов. Межмуниципальное взаимодействие может осуществляться в следующих форматах: межмуниципальные контракты на оказание услуг, советы местных органов власти, совместные соглашения, городские агломерации и т.д. К примеру, развитие агломераций с учетом общероссийских задач - один из ключевых элементов стратегии развития ряда субъектов Российской Федерации (Самарской, Ростовской, Челябинской, Иркутской областей). Развитие города в рамках агломерации стало частью стратегического плана развития Екатеринбур-

© £

Я

3

9

2 а

9

<35

сэ

сч

£

б

а

2 о

га и ряда других крупных городов (Перми, Челябинска, Владивостока и др.) [4, С. 4-15].

В рамках межмуниципального взаимодействия благодаря совместному решению задач социально-экономического развития (разработка и реализация совместных инвестиционных проектов, развитие туристических и рекреационных зон, повышение квалификации муниципальных служащих и др.) формируются социальные сети и связи, которые развивают социальный капитал и предоставляют дополнительные возможности для дальнейшего развития.

3. Источники формирования социального капитала на муниципальном уровне

Муниципальные органы власти, население и бизнес связаны сетью формальных и неформальных взаимоотношений, обусловленных заинтересованностью в успешном социально-экономическом развитии муниципального образования. Формирование социального капитала на муниципальном уровне может происходить с участием всех заинтересованных в этом процессе лиц:

- активизация социальной активности населения;

- развитие и формирование общественных форм объединения;

- взаимодействие в системе «органы управления - население»;

- взаимовыгодное сотрудничество в системе «органы управления - бизнес»;

- развитие межмуниципального сотрудничества;

- кластерные формы развития.

Совместная работа на перечисленных

уровнях предполагает достижение взаимопонимания, формирования отношений, основанных на тесном сотрудничестве и доверии, что влечет за собой социальное и экономическое развитие муниципального образования, укрепление социального капитала, а также рост конкурентоспособности. Модель управления, основанная на вовлечении в процесс управления различных субъектов социальной и экономической деятельности, актуальна на муниципальном уровне ввиду ограниченности бюджетных средств, территориальной привязанности и социально-экономической взаимозависимости субъектов.

Рост социальной активности населения предполагает вовлечение граждан в механизмы совместного решения задач социального и экономического развития муниципального образования, примера-

ми могут служить помощь пожилым людям, благоустройство территории, развитие работы местных клубов и т.д. На современном этапе развития России в условиях недостаточной финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований различные формы самоорганизации населения начинают приобретать важное значение при осуществлении муниципального управления. Подобные формы самоорганизации экономят ресурсы, обеспечивают реализацию проектов и мероприятий, способствуют достижению стратегических и тактических целей развития территории. Одной из таких форм является территориальное общественное самоуправление, не получившее пока, несмотря на свою эффективность, широкого распространения в российских регионах. Это объясняется как пассивностью населения, так и не до конца урегулированным статусом территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления [18, С. 153-168]. Кроме этого, необходимым условием развития социального капитала на уровне муниципальных образований выступает развитие традиций солидарности, благотворительности и справедливости. В подобных условиях должны формироваться социальные сети, необходимым фактором развития которых, в первую очередь, является доверие между участниками, развитые межличностные отношения [3, С. 57-62; 5, С. 76-89; 16, С. 1-4].

Иным источником формирования социального капитала на муниципальном уровне выступают некоммерческие организации, общественные фонды и т.д., которые способствуют повышению уровня социально-экономического развития общественного сектора [8, С. 44-47]. Благодаря некоммерческим организациям осуществляется формирование и реализация частных инициатив граждан в реализации социально и экономически значимых проектов

Взаимодействие органов управления и населения на муниципальном уровне может осуществляться в форме оценки эффективности и безопасности муниципального управления, личных приемов граждан по различным вопросам, осуществления различного рода экспертиз, информационных дней, работы общественной палаты.

Формирование социального капитала на уровне взаимодействия органов муниципальной власти и бизнеса осуществляется посредством различных конкурсов, грантов, выставок и ярмарок, спо-

собствующих развитию партнерских отношений, взаимовыгодному сотрудничеству, совершенствованию механизмов экономического взаимодействия.

Среди форматов межмуниципального взаимодействия можно выделить следующие:

- межмуниципальные контракты на оказание услуг,

- совместные соглашения,

- советы местных органов власти и др. [4, С. 4-15; 15, С. 393-395]

Некоторые исследователи выделяют преимущества развития кластеров на муниципальном уровне с целью улучшения жизни жителей муниципалитета. Социальный кластер представляет собой интеграцию организаций и учреждений социальной сферы независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Это открытая, внутренне дифференцированная, сложная и многоуровневая система, посредством которой предоставляются социальные услуги населению и формируется благоприятная социокультурная среда. Кластеры формируются на основе единых нормативов и стандартов, применения информационно-коммуникационных и инновационных технологий, стратегии социального развития. Перспективность внедрения кластерных технологий в процесс управления отмечают многие исследователи. Так, В.П. Бабинцев и В.М. Захаров [6, С. 183-191] полагают, что кластерное развитие является одним из условий повышения эффективности организации управленческих процессов на региональном уровне. Применение кластерных технологий предполагает рассмотрение в качестве единой системы всех основных составляющих регионального управления - государственную, муниципальную, хозяйственную и общественно-политическую.

Таким образом, формирование социального капитала на муниципальном уровне происходит в процессе сотрудничества власти, бизнеса, общественных организаций и населения, целью которого является развитие местного сообщества и решение проблем на местном уровне. Развитие и совершенствование социального капитала способствует использованию скрытых нематериальных ресурсов, раскрытию потенциала муниципального образования, формированию экономических и социальных связей [9, С. 77-82].

Следует выделить экономические эффекты развития социального капитала на уровне муниципального образования:

- эффективное решение социально-экономических проблем при сохранении баланса интересов всех взаимодействующих сторон;

- развитие гражданских институтов в обществе и наличие эффективных форм их взаимодействия с органами власти;

- формирование благоприятного бизнес-климата для реализации различных проектов на уровне малого, среднего и крупного предпринимательства;

- рост доверия к власти со стороны бизнеса и населения, а также снижение риска взаимодействия экономических агентов;

- повышение качества жизни населения муниципальных образований;

- рост конкурентоспособности муниципального образования;

- инновационное развитие;

- экономический рост.

Следует отметить, что социальный капитал повышает уровень эффективности внедрения и управления инновациями, что, в свою очередь, является важнейшим фактором устойчивого экономического развития, а также повышает эффективность использования активов нации. Например, в основе внедрения инноваций лежит уверенность в том, что вложенные средства окупятся, а доверие предприятий и организаций к потребителям и контрагентам, а также, государству, стимулирующему внедрение инноваций, подкрепляет эту уверенность. Это, в свою очередь, влияет на успешность внедрения инноваций и развитие технологий как ключевого источника устойчивого экономического развития. -Основными результатами влияния социального капитала на инновационное развитие являются значимые параметры социально-экономического развития региона или муниципального образования. Так, растет информационная открытость субъектов российской экономики в направлениях реализации государственной инновационной политики. За счет этого происходит увеличение привлекательности научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций.

Влияние социального капитала на экономический рост муниципального образования эмпирически доказано на примере Республики Татарстан А.А. Шакировой и Т.В. Краминым. Так, было обнаружено влияние социального капитала на валовой территориальный продукт, мерой социального капитала при этом послужили число организаций, использующих Интернет и электронную почту [19].

4. Значение социального капитала для успешной реализации территориального маркетинга

В конкурентных условиях новым фактором управления на региональном и муниципальном уровне становится территориальный маркетинг, который позволяет оптимально использовать ресурсы территории и раскрывать ее потенциал. Кроме того, современные подходы к управлению территориальным маркетингом предполагают влияние институциональных факторов. К примеру, О.У. Юл-дашева [20, С. 10-17] пишет, что формирование институциональной среды, создающей благоприятные условия для экономии трансакционных издержек, является важной идеей институциональной концепции управления территориальным маркетингом. При этом подобные меры требуют тесного взаимодействия между территориальными органами власти и другими субъектами системы территориального маркетинга и предполагают изучение потребностей субъектов в различных параметрах институциональной среды.

Формирование эффективной институциональной среды можно рассматриваться с точки зрения развития социального капитала, который включает в себя отношения, основанные на доверии, устойчивые социальные связи и сети, координацию совместной деятельности партнеров. Эти элементы социального капитала могут служить для муниципального образования дополнительном конкурентным преимуществом, с точки зрения территориального маркетинга.

Согласно Т.В. Сачук [17, С. 40-53], социальный капитал территории представляет собой возможность получения дополнительной полезности в результате поддержания социальных норм, сформированных взаимными обязательствами и ожиданиями каждого члена местного сообщества, развития человеческих отношений, социальных сетей,. По мнению автора, полезность заключается в формировании местного патриотизма, достижении местной самоидентификации, росте солидарности и т.д. Возрастание роли социального капитала в свою очередь благоприятно сказывается на территориальном маркетинге. Формируемых в рамках развития институциональной среды формальные объединения, такие как ассоциации, агентства, союзы, а также неформальные формы взаимодействия людей повышают значимость и конкурентоспособность муниципального образвоания.

В рамках территориального маркетинга не меньший интерес представляет брендинг территорий, который широко используется как за рубежом, так и в нашей стране (сюда можно отнести, к примеру, Казань, Сочи и др.). Развитие бренда территории дает возможность эффективно реализовать территориальный потенциал, что в свою очередь может способствовать социально-экономическому развитию муниципального образования. Согласно Т.В. Мещерякову и др. [13, С. 149-152], бренд территории включает в себя логотип и его нематериальные атрибуты, имидж территории, ценности и ассоциации потребителей, которые связаны с данной территорией, ответственность властей и их имидж и т.д. Наиболее близкими к сущности бренда, по мнению авторов, являются понятия социального и символического капиталов. Социальный капитал в рамках рассматриваемого исследования оценивается с точки зрения доверия в результате позитивного взаимодействия субъектов. По мнению авторов, привлекательный и развитый бренд может сформироваться только на основе социального капитала, то есть доверия потребителей (внутренних и внешних) внутренним субъектам территории. Т.В. Мещеряков и др. рассматривают социальный капитал во взаимосвязи с процессом управления брендом территории и считают, что в процессе трансформации бренда социальный капитал развивается на основе символического и культурного капиталов в результате последовательного формирования доверия к бренду со стороны потребителей. Благодаря этому создается дополнительная ценность и преимущества для субъектов территории.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальный капитал оказывает положительное влияние на территориальный маркетинг, что в свою очередь увеличивает конкурентоспособность, а также привлекательность территории на муниципальном уровне.

Выводы.

Исследования роли социального капитала в развитии муниципальных образований в последние десятилетия осуществлялось в рамках общественных дисциплин. Наиболее значимые исследования указывают на наличие положительной связи между социальным капиталом и социально-экономическим развитием на уровне муниципального образования. Активность общества, бизнеса и органов власти на муниципальном уровне, на-

О

3

в

S

ff

2 е

9

CS

сч £

Б

а

2 ©

правленная на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, развитие предпринимательской деятельности, открытости и прозрачности деятельности муниципальных органов власти, является одной из форм проявления социального капитала. Развитие и совершенствование социального капитала способствует использованию скрытых нематериальных ресурсов, раскрытию потенциала муниципального образования и росту его конкурентоспособности, формированию экономических и социальных связей.

Литература

1. Афанасьев, Д.В. К исследованию роли социального капитала регионов в условиях социально-экономического кризиса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. -2015. - №4. - С. 88-108.

2. Бражник, Г.В. Роль и значение социального капитала в развитии муниципального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№2. - С. 1-6.

3. Бражник, Г.В. Солидарность как основа социального капитала сельского социума: перспективы возрождения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2013. -№2 (145). - С. 57-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бутова, Т.В., Пухова, М.М., Щукин, И.А. Проблемы и перспективы становления института межмуниципального сотрудничества в России // Управленческие науки. - 2013. - №3 (8). - С. 4-15.

5. Грановеттер, М. Экономические институты как социальные конструкты: рамки анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - №1 (7). - С. 76-89.

6. Захаров, В.М., Бабинцев, В.П. Совершенствование институциональных оснований регионального управления в Белгородской области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2008. - №5 (45). - С. 183-191.

7. Капра, Ф. Скрытые связи. Киев: София. - 2004. - 104 с.

8. Киварина, М.В. Социальное партнерство как фактор повышения конкурентоспособности Новгородской области // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2014. - №19. - С. 44-47.

9. Кокшарова, А.А. Межсекторное социальное партнерство на муниципальном уровне как значимый фактор социально-экономического развития территории //

Вестник Поволжского института управления. - 2009. - №1. - С. 77-82.

10. Крамин, Т.В., Григорьев, Р.А., Ти-мирясова, А.В. и др. Вклад интеллектуального и социального капиталов в экономический рост регионов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. - 2016. - №4 (10). - С. 66-76.

11. Лебедева, Н.Н., Ломовцева, О.А. Социальный капитал и модернизация этноэкономики Юга России // Общественные науки и современность. - 2006. - №2. - С. 109-117.

12. Лексин, В.Н., Швецов, А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». - 2012. - 368 с.

13. Мещеряков, Т.В., Окольнишнико-ва, И.Ю., Никифорова, Г.Ю. Бренд как коммуникативный капитал // Проблемы современной экономики. - 2011. - №1. -С. 149-152.

14. Охлопкова, Н.В., Писарева, Л.Ю. Социальный капитал в инновационном социально-экономическом развитии северных регионов России // Проблемы современной экономики. - 2012. - №4. -С. 254-257.

15. Попов, Д.А. Межмуниципальное сотрудничество: опыт зарубежных стран и перспективы развития в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. - 2008. - №2. - С. 393-395.

16. Сажина, В.А. Социальный капитал и местное самоуправление в России / / Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - №26. - С. 1-4.

17. Сачук, Т.В. Особенности территориального маркетинга на муниципальном уровне // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. -2013. - №5. - С. 40-53.

18. Чекавинский, А.Н., Ворошилов, Н.В. Территориальное общественное самоуправление как институт развития на муниципальном уровне // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - №6 (42). - С. 153-168.

19. Шакирова, А.А., Крамин, Т.В. Влияние социального капитала на экономический рост муниципальных образований субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан) // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. - 2017. - №1. - С. 63-68.

20. Юлдашева, О.У., Мещеряков, Т.В. Институциональная концепция управления территориальным маркетингом // Вестник Балтийского федерального уни-

верситета им. И. Канта. - 2011. - №3. - С. 10-17.

21. Beugelsdijk, S., Van Schaik, T. Differences in social capital between 54 Western European regions // Regional Studies. - 2005. - №8 (39). - С. 1053-1064.

22. Bourdieu, P. The forms of capital (1986) // Cultural Theory: An Anthology. -2011. - С. 81-93.

23. Bowles, S., Gintis, H. Social capital and community governance // The Economic Journal. - 2002. - №483 (112). - С. 419436.

24. Callois, J.-M., Schmitt, B. The role of social capital components on local economic growth: Local cohesion and openness in French rural areas // Review of Agricultural and Environmental Studies. -2009. - №3 (90). - С. 257-286.

25. Helliwell, J.F., Putnam, R.D. Economic growth and social capital in Italy / / Eastern Economic Journal. - 1995. - №3 (21). - С. 295-307.

26. Knack, S., Keefer, P. Does social capital have an economic payoff? A crosscountry investigation // The Quarterly Journal of Economics. - 1997. - С. 1251-1288.

27. Li, Y., Wang, X., Westlund, H., et. al. Physical Capital, Human Capital, and Social Capital: The Changing Roles in China's Economic Growth // Growth and Change. -2015. - №1 (46). - С. 133-149.

28. Lopez-de-Silanes, R., La Porta, R., Shleifer, A., et. al. Trust in Large Organizations // The American Economic Review. - 1997. -№2 (87). - С. 333-338.

29. Narayan, D., Pritchett, L. Cents and sociability: Household income and social capital in rural Tanzania // Economic Development and Cultural Change. - 1999. - №4 (47). - С. 871-897.

30. Woolcock, M. Social capital and economic development: Toward a theoretical synthesis and policy framework // Theory and Society. - 1998. - №2 (27). - С. 151208.

31. Zak, P.J., Knack, S. Trust and growth // The Economic Journal. - 2001. - №470 (111). - С. 295-321.

Social capital as a factor of

competitiveness of economy at the municipal level Shakirova A.A.

Kazan Innovative University named after V. G.

Timiryasov (IEML) Presently social capital is one of the factors of economic development of the territory. Social capital refers to norms of behavior, social networks, social relations, the impact of which has a positive effect on the use of resources, interaction between economic entities, management of economic systems, the creation of public goods, the formation of social values, etc. The subject of the research is stable social relationships and networks, joint activities of

partners ensuring the growth of competitiveness of the economy at the municipal level. The purpose of this article is to identify the role of social capital in the economic development of the municipality. The article shows that social capital stimulates the growth of competitiveness, provides economic development and promotes innovative development of the territory at the municipal level. The results of the study can be used by economists and sociologists to analyze and expand the object-subject research areas.

Keywords: Social capital; competitiveness; municipal formation; public goods; social networks; economic connections. References

1. Afanasyev, D.V. Toward a Study of the Role of

Social Capital of the Regions under the Conditions of the Socio-Economic Crisis // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. - 2015. - №4. - pp. 88-108.

2. Brazhnik, G.V. The role and importance of social

capital in the development of the municipality // Modern problems of science and education. - 2013. - №2. - p. 1-6.

3. Hickle, G.V. Solidarity as the basis of social

capital of a rural society: the prospects for revival // Scientific Gazette of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right. - 2013. - №2 (145). - pp. 57-62.

4. Butova, T.V., Pukhova, M.M., Schukin, I.A.

Problems and prospects of the formation of the institution of inter-municipal cooperation in Russia // Management Sciences. - 2013. -№3 (8). - p. 4-15.

5. Granovetter, M. Economic institutions as social

constructs: scope of analysis // Journal of sociology and social anthropology. - 2004. -№1 (7). - pp. 76-89.

6. Zakharov, V.M., Babintsev, V.P. Improving the

institutional foundations of regional governance in the Belgorod region // Scientific Gazette of Belgorod State University. Series: History. Political science. - 2008. - №5 (45). - p. 183191.

7. Capra, F. Hidden communications. Kiev: Sofia. -

2004. - 104 p.

8. Kivarina, M.V. Social partnership as a factor in

improving the competitiveness of the Novgorod region // Strategy for sustainable development of Russian regions. - 2014. -№19. - p. 44-47.

9. Koksharova, A.A. Intersectoral social partnership

at the municipal level as a significant factor in the socio-economic development of the territory // Bulletin of the Volga Institute of Management. - 2009. - №1. - pp. 77-82.

10. Kramin, T.V., Grigoriev, R.A., Timiryasova, A.V. et al. The contribution of intellectual and social capital to the economic growth of the regions of the Russian Federation // Actual problems of economics and law. - 2016. - №4 (10). - p. 66-76.

11. Lebedeva, N.N., Lomovtseva, O.A. Social capital and modernization of the ethnoeconomy of the South of Russia // Social sciences and modernity. - 2006. - №2. - pp. 109-117.

12. Leksin, V.N., Shvetsov, A.N. State and regions. Theory and practice of state regulation of territorial development. M .: Book house «LIBROCOM». - 2012. - 368 p.

13. Mescheryakov, TV, Okolnishnikova, I.Yu., Nikiforova, G.Yu. Brand as a communicative capital // Problems of the modern economy. -2011. - №1. - p. 149-152.

14. Okhlopkova, N.V., Pisareva, L.Yu. Social capital in the innovative socio-economic development of the northern regions of Russia // Problems of the modern economy. - 2012. - №4. - p. 254-257.

15. Popov, D.A. Inter-municipal cooperation: the experience of foreign countries and development prospects in the Russian Federation // Sport: economics, law, management. - 2008. - №2. - p. 393-395.

16. Sazhina, V.A. Social capital and local government

in Russia // State administration. Electronic messenger. - 2011. - №26. - p. 1-4.

17. Sachuk, T.V. Features of territorial marketing at the municipal level // Works of the Karelian Research Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - №5. - p. 40-53.

18. Chekavinsky, A.N., Voroshilov, N.V. Territorial public self-government as an institution for development at the municipal level // Economic and social changes: facts, trends, forecast. -2015. - №6 (42). - p. 153-168.

19. Shakirova, A.A., Kramin, T.V. The impact of social capital on the economic growth of municipalities of the Russian Federation (on the example of the Republic of Tatarstan) // Vector Science TSU. Series: Economics and Management. - 2017. - №1. - p. 63-68.

20. Yuldasheva, OU, Meshcheryakov, T.V. Institutional concept of territorial marketing management // Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. - 2011. - №3. - p. 10-17.

21. Beugelsdijk, S., Van Schaik, T. Differences in social capital between 54 Western European regions // Regional Studies. - 2005. - №8 (39). - p. 1053-1064.

22. Bourdieu, P. The forms of capital (1986) // Cultural Theory: An Anthology. - 2011. - pp. 81-93.

23. Bowles, S., Gintis, H. Social capital and community governance // The Economic Journal. - 2002. - №483 (112). - p. 419-436.

24. Callois, J.-M., Schmitt, B. The French rural areas // Review of Agricultural and Environmental Studies. - 2009. - №3 (90). -p. 257-286.

25. Helliwell, J.F., Putnam, R.D. Economic growth and social capital in Italy // Eastern Economic Journal. - 1995. - №3 (21). - p. 295-307.

26. Knack, S., Keefer, P. Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation // The Quarterly Journal of Economics. - 1997. - p. 1251-1288.

27. Li, Y., Wang, X., Westlund, H., et. al. Capital Growth, Human Development, and Social Capital: Growth and Change. - 2015. - №1 (46). - p. 133-149.

28. Lopez-de-Silanes, R., La Porta, R., Shleifer, A., et. al. Trust in Large Organizations // The American Economic Review. - 1997. - №2 (87). - p. 333-338.

29. Narayan, D., Pritchett, L. Cents and social security in rural Tanzania // Economic Development and Cultural Change. - 1999. -№4 (47). - pp. 871-897.

30. Woolcock, M. Social development and economic development: Toward a theoretical synthesis and policy framework // Theory and Society. - 1998. - №2 (27). - p. 151-208.

31. Zak, P.J., Knack, S. Trust and growth // The Economic Journal. - 2001. - №470 (111). - p. 295-321.

О À

R

S

N

e

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.