Научная статья на тему 'Социальный капитал: элитная траектория'

Социальный капитал: элитная траектория Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
414
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / SOCIAL CAPITAL / ДОВЕРИЕ / TRUST / РОССИЙСКАЯ ЭЛИТА / RUSSIAN ELITE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Подолько Елена Олеговна

В статье анализируется концепт социального капитала, акцентируется недопустимость деформации социального капитала российской элитой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CAPITAL: ELITE TRAJECTORY

The article analyzes the concept of «social capital», the author emphasizes the inadmissibility of the deformation of social capital by the Russian elite.

Текст научной работы на тему «Социальный капитал: элитная траектория»

УДК 316.37

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ЭЛИТНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Е.О. Подолько

Тверской государственный технический университет

[email protected]

В статье анализируется концепт социального капитала, акцентируется недопустимость деформации социального капитала российской элитой.

Ключевые слова: социальный капитал, доверие, российская элита.

Социальный капитал — один из инструментов изучения темы элиты. О деформации социального капитала в российских реалиях заявляют многие его исследователи1. В данной статье обозначим локус вовлеченности российской элиты в социальную капитализацию, учитывая, что в системе координат социального капитала, процессах его наращивания элите задается роль аттрактора.

В широком смысле капитал — это всеобщая форма воспроизводства человеческого опыта. В словаре «Социальная философия» под капиталом мыслится «форма закрепления, сохранения (воспроизводства), накопления, развития человеческого опыта. Основой капитала является опредмечивание человеческих качеств и сил в виде средств деятельности и кооперации людей, в виде системы вещей, обусловливающей воспроизводство общественной жизни. Капитал, как опредмеченная и отчужденная от индивидов форма опыта, создает предпосылки для квазиавтономного существования опыта людей в человеческой истории, для его передвижения в социальном про-

1 Соболева И.В. Деформации социального капитала и перспективы их преодоления // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние. Научные и публицистические заметки обществоведов. — М.: Институт экономических стратегий, 2010. - С. 371-398.

странстве и социальном времени, для его стандартизации, разделения и синтезирования. В этом смысле капитал — средство накопления и порождения социальной энергии, ее унификации и преобразования»2.

Под социальным капиталом изначально понимались структура и качество неформальных связей; и по аналогии с экономическим капиталом были заданы его характеристики, такие как ограниченность, способность к накоплению, ликвидность, конвертируемость, способность к самораз-витию3.

Экзегезис концепта социального капитала указывает на то, что он не только является определенным товаром, но представляет собой также «актив», или «ресурс»4.

Идея социального капитала относится к организации людей, преследующих коллективные цели, и восходит к идее социального порядка. Среди основных идей концепции в социальной жиз-

2 Кемеров В.Е., Латыпов И.А. Капитал. Социальная философия. Словарь / под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. — М: Академический проект, 2003. - С. 188.

3 Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. — 2003. — № 2. — С. 5-16.

4 Harriss J. Depoliticizing Development: The

World Bank and Social Capital. — New Delhi: Left World Books, 2001. — P. 3.

ни успех общего дела и общая польза корреллируются, но важно уточнить, насколько эффективно этот ресурс может быть включен в совместную организацию деятельности.

Сегодня продолжается дискуссия по вопросу о том, относится ли социальный капитал к ресурсам, к сетям или к сочетанию социальной структуры, сетей и связанных с ними идей и ценностей, к ассоциированному взаимодействию. «Дефинируется» социальный капитал в авторской концепции «социального капитала» Р. Патнэма. В его видении «социальный капитал — это уходящие вглубь истории традиции социального взаимодействия, предполагающие нормы взаимности и доверия между людьми, широкое распространение различного рода добровольных ассоциаций»5. Автор толкует социальный капитал как социальный отношенческий ресурс, как общий ресурс, на который могут рассчитывать члены общества в целом или его отдельных групп, слоев, страт. В содержание социального капитала включаются также в качестве его важнейших характеристик такие параметры, которые побуждают участников к более эффективному совместному действию по достижению общих целей: социальные сети (отношения и коммуникации), общепринятые нормы поведения и уровень доверия, установившийся между факторами.

В работе Р. Патнэма «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии» исследуется экономический рост некоторых национальных государств. На примере различных районов Италии Патнэм показывает, что там, где

5 Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. —

М., 1996. - С. 224.

есть культура гражданственности, где сильны гражданская активность и заинтересованность, там граждане «вовлечены в решение публичных проблем, а не в патрон-клиентские отношения и не в персоналист-скую политику. Люди доверяют друг другу, рассчитывая на то, что все будут вести себя справедливо и законопослушно. В таких регионах лидеры отличаются относительной честностью. Они верят в народное правление, они предрасположены вступать в компромиссы со своими политическими противниками. Рядовые граждане и лидеры принимают здесь условия равенства. Социально-политические структуры организованы горизонтально, а не иерархически. В сообществах такого рода ценятся солидарность, гражданственность, сотрудничество и честность. Управление осуществляется эффективно»6. Противоположность этому составляют районы Италии, где отсутствует культура гражданственности и господствует тотальное недоверие. Согласно Патнэму, через доверие как ключевой индикатор социального капитала, как символическое средство осуществления обмена, реальная практическая ценность которого состоит в обеспечении эффективности социальных, политических, экономических интеракций, обеспечивается вовлеченность в гражданские дела, в гражданские ассоциации.

Близкую интерпретацию социального капитала дает Джеймс Коулман: «Социальный капитал определяется его функцией. Это не отдельная сущность, но разнообразие различных сущностей, обладающих двумя общими элементами: все они включают некоторый аспект со-

6 Putnam R. Making Democracy Work: Civic Tra-

ditions in Modern Italy. — Princeton: Princeton Uni-

vercity Press, 1993. - Р. 115.

циальных структур и облегчают определенные действия единичным или коллективным акторам внутри структуры. Как и другие формы капитала, социальный капитал продуктивен, так как способствует достижению определенных целей. Так же, как физический и человеческий капитал, социальный капитал не является полностью взаимозаменяемым, но может быть определен для каждой отдельной деятельности, способствуя определенным действиям. В то же время форма социального капитала в отношении другой деятельности может быть бесполезной или даже вредной. Отличие социального капитала от остальных форм капитала заключается в том, что он включен в структуру отношений между акторами и среди акторов, а не сосредоточен в самих акторах или в средствах производства»7. При этом, по мнению Д. Коулмана, существует проблема дефицита «социального (общественного) капитала» — способности людей ради реализации общей цели работать вместе в одном коллективе8. Эта проблема укоренена в отсутствие развитого общественного инстинкта использовать доступные людям экономические и иные возможности: связи, отношения, информацию. В свою очередь, социальный капитал презентирует некоторую часть человеческого капитала, понятого как человеческие знания и навыки. Коулман считает также, что человеческий капитал состоит и в способности людей составлять друг с другом некую общность, причем эта часть человеческого капитала имеет принципиальное значение не только для

7 James S. Coleman. Social Capital in the Creation of Human Capital / / American J. of Sociology. — № 94 (1988). - Р. 98.

8 Там же, р. 95-120.

хозяйственной жизни, но и для каждого

~ 9

аспекта социальной жизни в целом .

Известный отечественный социолог, «элитолог» М.Н. Афанасьев аргументирует необходимость трактовки социального капитала в интерпретации Коулмана и Патнэма как общественный капитал. «Social capital, по Колмену и Патнэму, следует переводить и трактовать как общественный капитал. Такой перевод точно выражает аутентичный смысл их термина: включенный в структуру отношений между индивидами общий ресурс, используемый к общей выгоде. То есть такой перевод не вопрос вкуса — он более точен, концептуален и к тому же необходим для терминологического различения двух рядов социальных явлений и значений. В одном случае речь идет о социальном капитале — отношенче-ском ресурсе вертикального продвижения и воспроизводства господствующего статуса, факторе воспроизводства господствующего социального класса, господствующей элиты. В другом случае речь идет об общественном капитале — отношенческом ресурсе максимизации общей выгоды, факторе воспроизводства спонтанной обще-

~ 10 ственной связности»10.

Необходимость различения социального и общественного капитала вызвана также особым пониманием социального капитала в концепции П. Бурдье. Здесь социальная реальность предстает как ансамбль отношений, пространство социальных позиций, которые детерминированы друг другом и историей их формирования. Социальное пространство многомерно, структурируется на основе распределения различных видов капиталов (экономического, культур-

9 Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3. — С. 7.

10 Там же.

ного, символического), выступающих как инструменты и цели борьбы внутри пространства. По Бурдье, субъекты «распределены в общем социальном пространстве в первом измерении по общему объему капитала в различных его видах, которым они располагают, и во втором измерении — по структуре их капитала, т. е. по относительному весу различных видов капитала (экономического, культурного) в общем объеме

11

имеющегося у них капитала» .

Согласно концепции П. Бурдье, под социальным капиталом подразумевается совокупность актуальных и потенциальных ресурсов, связанных с использованием устойчивой сети более или менее институ-циализированных отношений знакомства и взаимного признания. Основу социального капитала составляет принадлежность к группе. Чем сильнее развита социальная сеть личных отношений, которую актор создает путем постоянной работы над своими отношениями и к которой он может обратиться, тем выше шансы воспроизводства его экономического и социального капиталов. Социальный капитал обладает эффектом мультипликатора, так как способен оказывать влияние на другие формы ка-12

питала12.

Сравнивая концепции «социального капитала» Коулмана, Патнэма, Бурдье, М.Н. Афанасьев пишет: «Коулман и Пат-нэм ищут социальные ресурсы и факторы максимизации валового, регионального или национального продукта. Бурдье интересуют социальные ресурсы и факторы воспроизводства верхнего статуса индиви-

11 Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир / / Начала. — М., 1994. — С. 188.

12 Bourdieu P. Le capital social: notes provisoires / / Actes de Recherche dans les Sciences Sociales. - 1980. - V 31.

да и верхнего класса общества. Да, обе заинтересованные стороны рассматривают «более или менее институциализирован-ные отношения взаимного знакомства и признания», причем и та и другая стороны рассматривают подобные отношения в качестве воспроизводимого и накапливаемого ресурса для извлечения пользы. Однако Коулман и Патнэм толкуют о социальном отношенческом ресурсе, который не сосредоточен непосредственно ни у одного из членов сообщества, попросту говоря -об общем ресурсе и общей пользе. А Бур-дье выделяет социальный отношенческий ресурс, используемый индивидом для вертикального продвижения и концентрируемый в его персональном и всегда классовом статусе. Если коротко, Коулман и Патнэм раскрывают секрет социальной кооперации, Бурдье разоблачает секрет

13

социального господства» .

Представления о социальном капитале как о совокупности социальных отношений и связей базируются на исследованиях природы человеческих взаимодействий, множественность и контекстность которых образует систему социальных отношений. В результате оказывается, что социальные отношения обладают экономическими свойствами капитала, что находит выражение в следующем.

Во-первых, участие людей в социальных отношениях становится способом получения каких-либо выгод или благ, при этом само по себе оно не представляет для партнеров никакой ценности. Классик немецкой социологии Ф. Теннис отмечал, что в сложных обществах социальные связи становятся предметом целевого построения и манипуляций, направленных на извлечение личной выгоды. Следовательно,

13 Коулман Дж. Указ. соч. — С. 7.

можно говорить о том, что социальные отношения имеют инструментальный характер.

Во-вторых, основу социальных отношений формируют сети социальных связей, которые используются для транслирования информации, экономии ресурсов, взаимного обучения правилам поведения, формирования репутаций. На основе социальных сетей, которые часто имеют тенденцию к относительной замкнутости, складывается институциональная основа — принадлежность к определенному социальному кругу, или членство в группе.

В-третьих, эффективные социальные отношения возможны в условиях прочного социального порядка. Если социальная организация, структура социальных институтов, а также социальная среда повседневной жизни оказываются прочными и неизменными, то у людей возникает ощущение экзистенциальной безопасности, которая выражается в доверии к социальным институтам (в том числе экономическим и политическим), которое в свою очередь способствует формированию социальной дисциплины и спонтанной социализованности.

Стабильность и социальный порядок способствуют формированию единой социальной общности (ассоциации) посредством существования единых норм и ценностей, разделяемых всеми ее членами. Результатом наличия и признания общих норм и ценностей становится взаимное доверие, у которого есть своя вполне конкретная экономическая величина.

Концепт социального капитала по мере углубления социологических и философских исследований дополняется уточнениями, новыми смыслами, расширением дискурсивных практик. Сегодня принято различать такие виды капитала, как обще-

ственный, человеческий, культурный, социальный, символический, когнитивный. Каждый из названных видов капитала может рассматриваться в широком или узком, применительно к определенному предмету исследования, смысле. Уже П. Бурдье в работе «Набросок теории практического действия» вводит понятие «культурного капитала» для обозначения тех преимуществ, которые передаются в социальном поле элит от поколения к поколению, от родителей к детям (например, навыки устной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми, ориентация на достижения в учебе) и расширяют возможности их социальной мобильности. Установленные требования элитных школ, которым необходимо соответствовать, чтобы оставаться успешным и не выпадать из определенной страты, способствуют воспроизводству классового неравенства и дальнейшему накоплению культурного капитала в руках элит. В содержание культурного капитала входит также знание, позволяющее его обладателю понимать и оценивать различные типы культурных отношений, предметов и ценностей культуры. Как известно, произведение искусства имеет смысл и представляет интерес только для того, кто обладает культурной компетентностью, ибо нужно знать код, на котором закодировано художественное сообщение. В противном случае любой артефакт для невежды может оказаться всего лишь куском глиняного горшка, а не фрагментом древнегреческой амфоры. Американский социолог П. Ди Маджио, анализируя академическую успешность американских студентов — выходцев из элиты, предложил инструмент для количественного измерения культурного капитала — частоту контактов актора в детстве и юности с «высокой куль-

турой». Было отмечено, что культурный капитал оказывает существенное влияние на академическую успешность и на профессиональное продвижение после окончания высшей школы.

Расщиряя поле дифференциации «социальных капиталов», П. Бурдье в ходе исследования природы конфликтов среди французской профессуры обозначил такие формы, как «капитал академической власти» и «символический капитал».

Возвращаясь к основным идеям Д. Ко-улмана, отметим, что в содержании его концепта значительное место занимает проблема доверия. В его понимании социальный капитал ассоциируется с потенциалом взаимного доверия и взаимопомощи. Капитал целерационально формируется в межличностных отношениях и включает в свое содержание информационно-коммуникативные каналы, социальные нормы, взаимные обязательства (формально закрепленные или предполагаемые) и ожидания. По аналогии с физическим и человеческим капиталом, воплощенным в орудиях труда, знаниях и обучении, которые повышают индивидуальную производительность, социальный капитал содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие, создающие условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды. Социальный капитал — это социальный «клей», который позволяет мобилизовать дополнительные ресурсы отношений на основе доверия людей друг к другу. «Социальный капитал - это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой социальной структуре... Способность к накоплению

социального капитала не является индивидуальной характеристикой личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Таким образом, социальный капитал рассматривается как продукт совместной деятельности, основанной на включенности человека в социальную структуру.

Развернувшаяся в американской прессе дискуссия по поводу выявленной тенденции сокращения социального капитала в последней четверти ХХ века стала причиной расширения исследований этого феномена. Для подсчета национального объема социального капитала были предложены два показателя: индекс доверия и членство в общественных объединениях. Согласно исследованию Роберта Патнэма, число членов разного рода добровольных ассоциаций (от родительских комитетов до клубов женщин-избирательниц и кружков игры в боулинг) за минувшие два-три десятилетия сократилось в пределах 25...50 %; время, затрачиваемое на неформальное общение вне работы, с 1965 года уменьшилось на четверть, а на деятельность в общественных организациях — чуть ли не наполовину; наконец, индекс доверия (процент положительных ответов на вопрос «Можно ли доверять людям?»), с 1972 года снизился примерно на треть.

Надо отметить, что вопрос об определении социального капитала до сих пор является предметом научных дискуссий. В концепции П. Бурдье значение понятия «символический капитал» сначала являлось практически синонимом понятия «социальный капитал, а у Дж. Коулмана социальный капитал — это прежде всего трудно определяемый кредит доверия, который облегчает любой акт социального обмена

и об экономической выгодности которого принято молчать. В главе «Символический капитал» своей книги «Практический смысл» П. Бурдье пишет: «В рамках экономики, по определению отказывающейся признавать "объективную" суть "экономических" практик, т. е. закон "голого интереса" и "эгоистического расчета"... такой отрицаемый капитал, признанный в своей законности, а значит, не узнанный в качестве капитала (одной из основ такого признания может быть признательность — в смысле благодарности за благодеяния), — это и есть символический капитал, и в условиях, когда экономический капитал не является признанным, он, вероятно, наряду с религиозным капиталом образует единственно возможную форму накопления». Символический капитал — это «капитал чести и престижа, который производит институт клиентелы». И далее: «Зная, что символический капитал — это кредит, но только в самом широком значении слова, т. е. своего рода аванс, задаток, ссуда, которые одна лишь вера всей группы может предоставить давшему ей материально-символические гарантии, легко понять, что демонстрация символического капитала (всегда весьма дорогостоящая в экономическом плане) составляет, вероятно повсеместно, один из механизмов, благодаря которым капитал идет к капиталу».

Однако, изначальная путаница между «символическим» как особым видом капитала и символическим характером самого производства любой ценности привела в конце концов к тому, что на сегодняшний день в научной литературе бытует несколько трактовок символического капитала, причем самая общая из них принадлежит самому П. Бур-дье: «Символический капитал... — любая собственность, любая разновидность капи-

тала, воспринимаемая социальными агентами, категории восприятия которых таковы, что позволяют им знать о ней, замечать ее, придавать ей ценность».

В настоящее время некоторые исследователи считают символический капитал видом культурного, другие, наоборот, культурный капитал относят к одной из важнейших форм символического капитала. Зачастую путаница возникает потому, что и культурный и символический капитал основаны на знании. В первом случае это полученное образование и общая культурная компетентность, во втором — экспертное влияние, т. е. власть, основанная на знании и признании авторитетности этого знания другими людьми.

Можно предположить, что все названные формы человеческого капитала, понимаемого в широком социально-гуманитарном смысле, передаются из поколения в поколение в «снятом» виде по мере расширения и усложнения социального взаимодействия. Также представляется важным обратить внимание на то обстоятельство, что утрата субъекта — носителя этого капитала — приводит к необходимости формирования нового социума. Человеческая история свидетельствует об исчезнувших цивилизациях с их невосполнимым социальным опытом, а также об уходе с исторической сцены различных социальных субъектов: религиозных каст, рыцарских орденов, дворянства и т. д.

С другой стороны, культурный задел, оставленный нашими гениальными предками, начинает осваиваться потомками по мере возрастания понимания и развития научно-технических возможностей общества. Непосредственными акторами этих процессов становятся личности конгениальные, способные протянуть связующую

нить к прошлому, актуализировать его и включить в современный социальный капитал. К примеру, можно говорить о новом прочтении и толковании произведений поэзии, живописи или старинных манускриптов, что превращает эти артефакты в актуальный капитал современности.

В определенной степени суммируя основные социологические и философские подходы к проблемам социального капитала, участники научного семинара под руководством Е. Ясина обсудили вопросы, касающиеся измерения, анализа и оценки влияния социального капитала в России. Как сказал Е. Ясин, « . всякий раз, когда мы начинаем спорить о проблемах реформ, нужны они или не нужны и т. д., мы сразу же заводим разговор о каких-то группах влияния, о каких-то интересах, о каких-то играх в прямом и переносном смысле, имея в виду, что люди интригуют друг против друга в своих интересах». Поэтому следует больше уделять внимания институциональным, а не персональным отношениям.

Именно на эту сторону проблемы обратил внимание Л. Полищук, высказавший мнение о том, что попытки утвердить современные институты в странах, где они до того отсутствовали, путем различного рода экономических, правовых и политических реформ часто оканчивались неудачей. Закономерно возникает вопрос: «А что, кроме этих институтов, необходимо для того чтобы обеспечить устойчивое развитие?» В поисках ответа исследователи все чаще стали обращать внимание на состояние общества и наличие той, подчас трудноуловимой и аморфной, субстанции, которая получила в литературе собирательное название социального капитала.

Как было продемонстрировано в статье, понятие «социальный капитал» обременено

длительной интеллектуальной историей, и разные люди трактуют его по-разному, что нередко приводит к недоразумениям. Мы считаем возможным в своей работе придерживаться простого и ясного рабочего определения: социальный капитал - это способность общества или сообществ к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий индивидов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны так или иначе действовать сообща. Именно эту способность действовать сообща, причем самостоятельно и по собственной воле, без принуждения извне, и следует называть социальным капиталом.

Исходя из этого, очевидно, не следует отождествлять социальный капитал только с доверием. Или, быть может, не надо слишком расширительно понимать феномен доверия. В книге «Проблема доверия»14 американский социолог А. Селигмен доказывает, что социальный капитал суть лишь совокупность форм жизни ассоциаций, основанных на различных типах уверенности в работе системы и ее институциональных образований. Данный социальный капитал (уверенность) сам основывается на различных проявлениях безусловного, что как раз и обеспечивается различными условиями солидарности, выступающей в присущих ей многообразных обличьях. Селиг-мен выводит уравнение: социальный капитал = жизнь ассоциаций = уверенность (основана на) безусловности = принципах генерализованного обмена = солидарности. Основания принятых в обществе безу-

14 Селигмен А. Проблема доверия. — М.: Идея-

Пресс, 2002. - С. 90.

словностей могут быть очень различными. (Среди них — родственные связи, общности религиозных верований, простое знакомство, коллективное сознание), и именно здесь вступает в игру элемент доверия, определяемый как весьма уникальная раз-

15

новидность итеракционной матрицы .

А. Селигмен указывает на различные модели социабельности, жизни в ассоциации, принципов генерализованного обмена, т. е. всех форм социального капитала, которые делают возможной социально-экономическую жизнь. Существуют различия между доверием, уверенностью (система ролевых ожиданий) и духовной близостью (способность приписывать другому собственные сильные оценки), фиксация которых не позволяет смешивать доверие: «а) со всеми формами безусловностей или принципов генерализованного доверия, б) с реализацией уверенности, т. е. с существованием во всех обществах социального капитала как некой экономической экстер-налии. Пожалуй, именно это ошибочное употребление термина "доверие" не позволило многим аналитикам заметить, что в различных обществах мы имеем дело с весьма различными типами экстерналий (различными принципами генерализованного обмена»). Ибо, как мы утверждали выше, в отличие от уверенности, которая может быть (а может и не быть) присуща любой системе, характеризующейся общностью сильных оценок (речь идет об уверенности в социетальных принципах безусловности, об основе безусловности, каковой является генерализованный обмен), доверие возникает только как составная часть весьма конкретного типа безусловности — безусловности, относящейся к самостоятельным действиям отдельно взятых агентов. Различные

15 Там же. Идеи и идеалы № 3(13), т. 2' 2012

типы безусловности обеспечивают различные типы уверенности, основываются на различных видах ассоциаций (хотя на практике все они существуют в «смешанном» виде, в разнообразных комбинациях, в которых роль основной общественной составляющей безусловности играет то один, то другой из этих видов)»16.

М.Н. Афанасьев утверждает: «Дело в том, что социальные связи текучи и противоречивы. Пример мафии, который обычно приводят, как раз не самый интересный в силу его очевидности: мафия, как и государство .представляет собой институт недоверия и зиждется на санкциях. А вот, к примеру, ватаги греческих героев и скандинавских варягов — они действительно оставили значимый общественный капитал в своих метрополиях и колониях, но походя растоптали не одно сообщество. Этнические объединения и церковные приходы по всему миру оказывают братскую помощь "своим", но нередко склоняясь к агрессии в отношении "чужих", разрушают добрососедство и мирную жизнь в целых странах и

17

регионах» .

Социолог справедливо критикует тех, кто, измеряя социологическими инструментами социальное доверие, экстраполирует его на общественный капитал. «Доверие взаимодействующих людей — имманентная характеристика общественного капитала. Но из этого совсем не следует, что всякое социальное доверие порождено именно общественным капиталом и выступает его составляющей»18. Заметим, что вместе с Коулманом и Патнэ-мом М.Н. Афанасьев под общественным

16 Селигмен А. Указ. соч. — С. 95.

17 Афанасьев М.Н. Общественный капитал российских элит развития // Общественные науки и современность. — 2009. — № 3. — С. 8.

18 Там же.

капиталом понимает социальный, отно-шенческий ресурс максимизации общей выгоды и воспроизводства общественно полезной социальной связности.

В последние пять лет ведущими отечественными социологами проведены исследования, посвященные оценке ценностей, мотиваций, социальных представлений, общественного капитала российской элиты19. Все результаты исследований, к сожалению, показывают лишь нашу «надежду» на то, что российская элита является держателем социального капитала, создателем общественного капитала гражданского взаимодействия и кооперации. При этом следует иметь в виду, что участие в генерировании и формировании новой социальной ткани элитных групп развития должно быть определяющим, общеобразующим. М.Н. Афанасьев делает вывод о том, что общественный капитал в наших элитных группах невелик, он заметно уступает живому опыту общественного участия и взаимодействия как европейцев и американцев, так и китайцев. «Общественные, гражданские связи интересуют представителей российских элитных групп прежде всего как социальный капитал (по Бур-дье) — связи, которыми прирастают власть, влияние, карьера и богатство. Что касается такого индикатора, как уровень межличностного доверия, то для элиты он оказывается ниже среднего»20. Напомним, что доверие — ресурс накопления социального капитала, оно отражает актуальный и прошлый опыт социальных взаимодействий, воспроизводит сложившиеся традиции, структуру и нормы взаимоотношений. До-

19 Афанасьев М.Н. Российские элиты развития: запрос на новый курс. — М., 2009. — С. 25.

20 Афанасьев М.Н. Общественный капитал российских элит развития // Общественные науки и современность. — 2009. — № 3. — С. 16.

верие можно полагать как механизм, обеспечивающий приобщение к жизни в ассоциациях. Доверие, понимаемое как символический кредит, есть главное условие благоприятной возможности социально-экономической жизни. Оно базируется на системе развивающихся ожиданий и составляет основу кооперации. Дефицит доверия влечет проблему дефицита социального капитала. Радиус доверия как показатель социального капитала отражает широту и интенсивность социальных связей в обществе.

Вспомним, что элита должна выделяться среди остальных своим культурным и нравственно-духовным авторитетом. Элита, «по определению», обязана выступать субъектом интеграции общества, быть катализатором социальных изменений и наращивать социальный капитал. К сожалению, современная российская элита преуспела лишь в процессе деформации накопленного страной социального капитала.

Литература

Афанасьев М.Н. Общественный капитал российских элит развития // Общественные науки и современность. — 2009. — № 3. — С. 5—16.

Афанасьев М.Н. Российские элиты развития: запрос на новый курс. — М., 2009. — 132 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бурдье П. Поле интеллектуальной деятельности как особый мир // Начала. — М.: Босю-Ьс^оэ, 1994. — 288 с.

Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3. — С. 121—139.

Кемеров В.Е., Латыпов ИА.. Капитал. Социальная философия. Словарь / под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. — М.: Академический проект, 2003. — 482 с.

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии. — М., 1996. — 288 с.

Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. — 2003. — № 2. — С. 5—16.

Селигмен А. Проблема доверия. — М.: Идея-Пресс, 2002. — 256 с.

Соболева И.В. Деформации социального капитала и перспективы их преодоления // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние. Научные и публицистические заметки обществоведов. — М.: Институт экономических стратегий, 2010. — С. 371—398.

Стрельникова Л.В. Социальный капитал: типология зарубежных подходов // Общественные науки и современность. — 2003. — № 2. — С. 33—41.

Bourdieu P. Le capital social: notes provisoires // Actes de Recherche dans les Sciences Sociales. - 1980. - V 31.

Harriss J. Depoliticizing Development: The World Bank and Social Capital. — New Delhi: Left World Books, 2001. — P. 3.

James S. Coleman. Social Capital in the Creation of Human Capital // American J. of Sociology. — № 94 (1988). — P. 95—120.

Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modern Italy. — Princeton: Princeton Univercity Press, 1993. — P. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.