ПСИХОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ PSYCHOLOGY OF INNOVATION ACTIVITY
УДК 159.9
Т.А. Терехова
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ И САМОРЕАЛИЗАЦИЕЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются структурно-содержательные характеристики инновационного потенциала и социального капитала, которые позволяют личности самосовершенствоваться, проявлять креативность и способность генерировать новые идеи. Автору удалось показать, что уровень самореализации зависит от совокупности определенных личностных качеств и свойств, составляющих психологические ресурсы, они в свою очередь, образуют структуры таких образований как социальный капитал и инновационный потенциал. Отсутствие позитивного социального капитала влечет за собой низкий уровень развития инновационного потенциала личности.
Ключевые слова. Инновационный потенциал личности: инновационные компетенции, креативность, предприимчивость; социальный капитал: доверие, толерантность, социальная сплоченность.
T.A. Terekhova
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
SOCIAL CAPITAL, ITS INTERRELATION WITH INNOVATIVE POTENTIAL AND SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY
Abstract. The article considers structural and substantial characteristics of innovative potential and the social capital which allow the personality to self-improve, show creativity and ability to generate new ideas. The author managed to show that the level of self-realization depends on set of the certain personal qualities and properties making psychological resources, that in turn, form structures of such educations as the social capital and innovative potential. Lack of the positive social capital involves a low level of development of innovative potential of the personality. Keywords. Innovative potential of the personality, innovative competences, creativity, enterprise, social capital, trust, tolerance, social unity.
Потребность в самореализации стала неотъемлемой частью мотивационно-потреб-ностной сферы многих людей. Эта субъективная характеристика есть проявление новых тенденций общественного развития, которыми характеризуется настоящий этап антропогенеза. И человечество в целом, и отдельные люди осознали необходимость самореализации для осуществления своего дальнейшего развития, выполнения своей миссии.
В психоисторическом контексте самореализация личности понимается как «постепенно осознаваемый людьми процесс реализации собственных возможностей, который все более становится понятным людям как то, что
обеспечивает смысл и ценность их собственно человеческого существования» [2, с. 32].
В данной работе мы рассматриваем самореализацию как развитие инновативных качеств личности, она детерминируется психологическими ресурсами личности, в частности, социальным капиталом.
Впервые понятие «социальный капитал» появилось у Лид Джадсон Ханифан в 1916 г. Данный термин отражал «те значимые обстоятельства, которые влияют на повседневную жизнь каждого», т.е., что проявляется через характер социальных отношений среди людей. Дальнейшая разработка данного вопроса проходила в рамках различных дисциплин
социологии, психологии, экономики. Наиболее фундаментальные концепции мы отмечаем у социологов (П. Бурдье, Дж. Коулмен, Р. Патнэма и др.)
По Джеймсу Коулмену — «Социальный капитал — это совокупность отношений, порождающих действия. Эти отношения связаны с ожиданиями того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций» [4]. Следовательно, ценность социального капитала заключается в ресурсах, которые они могут использовать для достижения своих целей.
Анализ современных концепций социального капитала, позволят рассматривать данный феномен как инвестицию, ресурс личности, основу эффективных социальных связей, фундамент инновационного потенциала специалиста.
Раскрытие сущности понятия «инновационный потенциал» целесообразно осуществлять через определение его составных категорий. Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В более широком смысле потенциал — это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым [1].
Категорию «инновационный потенциал» вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Следовательно, инновационный потенциал — это своего рода характеристика способности личности к изменению, улучшению, прогрессу, в конечном итоге к самореализации.
Таким образом, и социальный капитал и инновационный потенциал содержат в себе некие интенции, которые позволяют личности самосовершенствоваться, проявлять креативность и способность генериро-
вать новые идеи, т.е. самореализовываться личности.
Самореализация, будучи сложным явлением, может рассматриваться как цель, средство, процесс, состояние, результат и итог усилий.
Среди многообразных факторов успешной самореализации важная роль принадлежит свойствам личности. Уровень самореализации зависит от совокупности определенных личностных качеств и свойств, составляющих психологические ресурсы, они в свою очередь, образуют структуры таких образований как социальный капитал и инновационный потенциал.
В нашем исследовании под психологическими ресурсами понимается «система психологических характеристик (качеств личности), которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения <.. .> в процессе делового общения, но и в стиле его мышления, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений, поиска управленческих схем и др.» [1].
Анализ зарубежных и отечественных исследований позволяет констатировать, что социальный капитал выступает одним из таких психологических ресурсов в самореализации личности.
В рамках исследования региональных аспектов самореализации личности, ее взаимосвязей со слагаемыми социального капитала и инновационного потенциала мы будем опираться:
1. На психологическую структуру социального капитала, выделенную Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко:
- доверие (как ведущий показатель социального капитала);
- социальная сплоченность;
- толерантность.
2. На шкалу самооценки инновативных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Та-тарко).
В исследовании приняли участие 201 человек, в том числе 101 студент (18-25 лет) и 100 взрослых (41-65 лет) г. Иркутска.
Для оценки достоверности различий в представлениях двух групп респондентов о социальном капитале, инновативных качествах был проведен сравнительный анализ по каждой категории рассмотренных понятий с использованием ^критерия Стьюдента (табл. 1, 2).
Проведем сравнительный анализ инно-вативных качеств у студентов и взрослых по
категориям, по которым были выявлены статистически значимые различия.
1. Наибольшие значимые различия в представлениях испытуемых об инноватив-ных качествах личности были получены по категории «Креативность» (р < 0,001). Данная категория представлена утверждениями: ему нравится делать все по-своему, оригинально; для него важно разнообразие в жизни; для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность. Сравнительный анализ показал, что студентам больше чем взрослым по данной категории нравится делать все по-своему, оригинально; для студентов гораздо важнее, чем для взрослых разнообразие в жизни; однако любознательность, любовь к исследованию нового в большей степени характерна для взрослых.
2. Категория «Предприимчивость». В эту категорию были включены такие утверждения как готовность идти на риск ради достижений; небоязнь ошибок и конструктивное реагирование на них; комфортное самочувствие в нестабильной обстановке. Проведенный анализ позволил установить, что студенты больше готовы к риску ради достижения успеха или результатов; они комфортнее чем
взрослые чувствуют себя в нестабильной среде. Взрослые способны адекватно реагировать на ошибки и находить конструктивные решения.
Анализ полученных данных по социальному капиталу позволил определить содержание категориального пространства, отражающего имплицитные представления студентов и взрослых: доверие (считаете ли Вы, что большинству людей можно доверять; доверять друг другу); социальная сплоченность (вести себя уважительно по отношению друг к другу; относиться к окружающим людям как к равным; быть готовым поделиться материальными вещами (деньгами, одеждой, имуществом) с нуждающимися; быть готовым разделить мысли, идеи, чувства других людей, нуждающихся в этом); взаимная толерантность (насколько терпимо относятся окружающие Вас люди к представителям: этнических меньшинств; иных вероисповеданий; сексуальных меньшинств; инакомыслящим (людям с иными политическими взглядами)).
В табл. 2 представлен сравнительный анализ слагаемых социального капитала, отражающего имплицитные представления студентов и взрослых.
Результаты сравнительного анализа инновативных качеств личности у студентов и взрослых
Таблица 1
Категория и ее составляющие Среднее (студенты) Среднее (взрослые) i-критерий Стьюдента Уровень значимости р
Предприимчивость готов идти на риск ради достижений 3,287 1 2,820 0 3,031 0,003
не боится ошибок и конструктивно реагирует на них 3,148 5 3,480 0 -2,357 0,019
вполне комфортно чувствует себя в нестабильной среде 2,811 9 2,430 0 2,243 0,026
Креативность ему нравится делать все по-своему, оригинально 3,742 6 3,190 0 4,001 0,000
для него важно разнообразие в жизни 3,940 6 3,420 0 3,645 0,000
для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность 3,158 4 3,440 0 -1,933 0,049
Таблица 2
Результаты сравнительного анализа слагаемых социального капитала у студентов и взрослых
Категория Среднее (студенты) Среднее (взрослые) i-критерий Стьюдента Уровень значимости р
Доверие считаете ли Вы, что большинству людей можно доверять 2,168 3 3,010 0 -5,905 0,000
Социальная сплоченность относиться к окружающим как к равным 3,257 4 3,670 0 -3,268 0,001
Взаимная толерантность насколько терпимо относятся окружающие вас люди к этническим меньшинствам 3,138 6 3,800 0 -5,228 0,000
насколько терпимо относятся окружающие вас люди к иным вероисповедованиям 3,346 5 3,730 0 -3,064 0,002
Результаты, представленные в табл. 2 свидетельствуют о том, что среди значимых категорий социального капитала выявлена вся его психологическая структура.
3. Категория «доверие» представлена утверждением: большинству людей можно доверять. Причем взрослые в большей степени, чем студенты склонны доверять большинству людей (р < 0,001).
4. Выявлены различия в представлениях по категории «социальная сплоченность» (р < 0,01), включающей утверждение: относиться к окружающим как к равным. Отметим, что эта категории более выражена у взрослых.
5. Категория «взаимная толерантность» (р < 0,001). Эта категория представлена утверждениями: терпимое отношение окружающих людей к этническим меньшинствам; терпимое отношение окружающих людей к иным вероисповедованиям. Сравнительный анализ средних значений по этой категории показывает, что взрослые в большей степени, чем студенты проявляют терпимость и по отношению к этническим меньшинствам, и по отношению к иным вероисповедования
С целью дифференцированного анализа слагаемых социального капитала и инновационного потенциала личности, результаты анкетирования были обработаны корреляционным методом.
Результаты корреляционного анализа позволяют констатировать, что в группе взрос-
лых корреляционные связи установлены между показателями СК (социальная сплоченность) и ИП (предприимчивость) по характеристикам — (быть готовым поделиться материальными вещами (деньгами, одеждой, имуществом) с нуждающимися и он полагает, что возможности даются только тем, кто их сам активно ищет) — (г = 0,22), и значимая связь обнаружена между показателем СК (социальная сплоченность (готовность делиться материальными ценностями с нуждающимися)) и ИП (любовь к исследованию нового, любознательность (компетенция)) — г = 0,31.
Гораздо более тесные и значимые связи обнаружены между СК (социальная сплоченность) и ИП (предприимчивость) в группе студентов (табл. 3).
Данный факт мы объясняем тем, что, условием реализации предприимчивости у молодых людей выступает фактор социальной сплоченности. Следовательно, студент в силу отсутствия жизненного опыта, компенсирует его социальным капиталом (социальной сплоченностью) находя поддержку в социуме, если СК отсутствует или его недостаточно, молодой человек сталкивается с ограничениями в реализации предприимчивости. Взрослые более автономны, независимы от такого компонента СК как социальная сплоченность при реализации ИП (предприимчивости), они имеют уже некий результат и более уверенны в индивидуальных стратегиях самореализации.
Результаты корреляционного анализа показателей СК (социальная сплоченность) и ИП (предприимчивость) в группе студентов
Таблица 3
СК (социальная сплоченность) ИП (предприимчивость) Коэффициент корреляции
Готовым поделиться материальными вещами с нуждающимися Для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность 0,31
Он готов вкладывать деньги в инновации 0,24
Для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность 0,31
Он готов вкладывать деньги в инновации 0,24
Быть готовым поделиться материальными вещами (деньгами, одеждой, имуществом) с нуждающимися Он полагает, что возможности даются только тем, кто их сам активно ищет -
Для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность 0,31
Он готов вкладывать деньги в инновации 0,24
В какой степени Вы ощущаете себя представителем своего государства (РФ) Не боится ошибок и конструктивно реагирует на них 0,20
С его точки зрения, сегодняшние потери совсем не обязательно плохи для будущего 0,26
Для него характерна любовь к исследованию нового, любознательность 0,22
Анализ корреляции между показателями СК (социальная сплоченность) и ИП (креативность) выявил противоречивую ситуацию в выборке студентов. Во взрослой выборке установлена отрицательная корреляция между сравниваемыми показателями (табл. 4).
Таким образом, мы вновь обнаружили более выраженную автономию во взрослой выборке от социума, социальной сплоченности как компонента СК, в отличие от группы студентов. С одной стороны, творчество это глубоко субъективный, внутри личностный процесс, поэтому выраженная ориентация на социальную сплоченность может затормозить его. С другой стороны, любая идея, результат требуют общественного признания и поддержки, особенно к этому чувствительны молодые люди. Основу суверенитета взрослой выборки, как мы и ранее отмечали, составляют опыт, практическая смекалка и житейская мудрость. Они позволяют личности чувствовать себя более уверенной в индивидуальной деятельности и самореализации.
Анализ корреляционных связей показателей СК (социальная сплоченность) и ИП (самореализация) неоднозначен. В выборке
взрослых установлена только отрицательная корреляция между данными характеристиками. В группе студентов наряду с отрицательной корреляцией выявлена одна положительная взаимосвязь СК и ИП (табл. 5).
В данной работе самореализация рассматривается как «...осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества с другими людьми.» [3]. С одной стороны она детерминирована психологическими ресурсами личности, они сугубо индивидуальны, как и способы, их воплощения. С другой стороны, человек существо социальное, и наличие единичной положительной корреляции между показателями СК и ИП в группе студентов, вновь подтверждается вывод о зависимости студентов от социальной сплоченности, что порождает определенные стратегии поведения.
Корреляция показателей СК (доверие) и ИП (предприимчивость) в группе взрослых не значима, у студентов мы обнаруживаем отрицательную корреляцию. Следовательно, предприимчивость личности, содержит в себе авантюризм, склонность к риску, свободу, открытость всему новому (табл. 6).
Таблица 4
Результаты корреляционного анализа показателей СК (социальная сплоченность) и ИП (креативность) в группе студентов
СК (социальная сплоченность) ИП (креативность) Коэффициент корреляции
Взрослые Студенты
В какой степени Вы ощущаете себя представителем своего государства (РФ) Он творческий человек, всегда стремиться создать, придумывать что-то новое - 0,22
Как бы Вы оценили уровень своей религиозности Он творческий человек, всегда стремиться создать, придумывать что-то новое - 0,33
Какие чувства вызывает у Вас ощущение того, что Вы гражданин своего государства (РФ) Творческий человек, всегда стремиться создать, придумывать что-то новое - -0,22
Он творческий человек, всегда стремиться создать, придумывать что-то новое -0,23 -
СК (социальная сплоченность) ИП (самореализация) Коэффициент корреляции
Взрослые Студенты
Какие чувства вызывает у Вас ощущение того, что Вы гражданин своего государства (РФ)? Счастливы ли вы -0,27 -
Во многом, моя жизнь близка к моему идеалу -0,33 -
Условия моей жизни отличные -0,25 -0,23
Как бы Вы оценили уровень своей религиозности В целом, я получил все важное, чего я хотел(а) в своей жизни - 0,26
С каким чувством у Вас ассоциируется ваша религия Условия моей жизни отличные - -0,29
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа показателей СК (социальная сплоченность) и ИП (самореализация) в группе студентов
Таблица 7
Результаты корреляционного анализа показателей СК (доверие) и ИП (креативности) в группе студентов
6
Таблица
Результаты корреляционного анализа показателей СК (доверие) и ИП (предприимчивость) в группе студентов
СК (доверие) ИП (предприимчивость) Коэффициент корреляции
Доверять друг другу Он считает, что изменения это путь к успеху -0,26
Он готов идти на риск ради достижения -0,24
Считаете ли вы, что большинству людей можно доверять Для него важно разнообразие жизни 0,20
Для него важно разнообразие жизни -0,20
У взрослых более адекватная и сдержанная оценка реальности. В молодежной среде возможны крайности. В группе студентов установлена преимущественно отрицательная корреляция между показателями ИП (предприимчивость) от СК (социальная сплоченность). Следовательно, высокий уровень доверия, препятствует накоплению и реализации ИП.
Личность находится в ситуации выбора: доверять, следовательно, пребывать в ситуации стабильности и уверенности, результатом этого становиться стагнация в накоплении социального и инновационного капитала; или ее изменение. Трансформирование привычной ситуации, сопровождается неуверенностью, осознанием риска, открытием новых горизонтов, возможностей, что усиливает осознание неудовлетворенности, несоответствия желаемого действительности и как в результате утрата доверия. Дискомфорт сложившейся ситуации требует поиска новых решений, разработку и применение иных стратегий поведения, не гарантирующих успех. «Неудобные» условия существования инициируют переход от тактики приспособления к преобразованию, формированию поля самореализации.
Следовательно, ценность влияния доверия относительна — оно приглушает осознанность потенциалов, ресурсов личности и ограничивает их реализацию.
Корреляционный анализ не выявил связей между показателями СК (доверие) и ИП (креативность) в группе взрослых, но установил ее среди студентов (табл. 7).
СК (доверие) ИП (креативность) Коэффициент корреляции
Считаете ли вы, что большинству людей можно доверять Ему нравится делать все по-своему, оригинально 0,25
Творческий человек, всегда стремится создать, придумать новое 0,26
Доверие как компонент СК у взрослого населения не является обязательным условием проявления ИП (креативности). У студентов обратная ситуация, отсутствие доверия к обществу, существенно ограничивает развитие и возможности проявления творчества. Ориентация на социальную сплоченность усиливает выявленную зависимость. Для молодого человека уровень доверия значим в ситуации осознания и проявления творческих способностей.
Индикатором реализации инновационного потенциала, социального капитала личности является осознание собственной самореализации. Студентам трудно судить о том, насколько они самореализовались, так как «вся жизнь впереди», они «готовятся покорять, достигать.». Подтверждением данного вывода служит тот факт, что в выборке взрослых установлена значимая корреляционная связь между показателями СК (доверие) и ИП (самореализация) (табл. 8).
Таблица 8
Результаты корреляционного анализа показателей СК (доверие) и ИП (самореализация)
СК (доверие) ИП (самореализация) Коэффициент корреляции
Взрослые Студенты
Доверять другдругу В целом, я получил все важное, чего я хотел(а) в своей жизни 0,28 -
Считаете ли вы, что большинству людей можно доверять Во многом, моя жизнь близка к моему идеалу 0,20 -
В целом, я получил все важное, чего я хотел(а) в своей жизни 0,23 -
Если бы я смог прожить свою жизнь заново, я бы не изменил(а) в ней почти ничего 0,27 -
Условия моей жизни отличные - -0,23
В группе студентов корреляция имеет отрицательную направленность, т.е. высокая степень доверия сдерживает самореализацию. Взрослые объективно находятся в более «выгодной» позиции, их сознательное бытие больше по продолжительности, есть накопленный опыт житейской мудрости, более трезвая оценка себя, других, своих достижений, следовательно, иное осознание удовлетворенности пройденного пути. Удовлетворенность есть индикатор, мера самореализации. Взрослые автономны, но не изолированы от общества, поэтому доверие выступает как условие самореализации и наоборот, осознанность степени самореализации служит его основой.
Вывод о более выраженной ориентации молодого поколения на социум (социальная сплоченность), по сравнению с группой взрослых, подтверждается корреляционным анализом связей характеристик СК (толерантность) и ИП (предприимчивость) (табл. 9).
Таблица 9
Показатели корреляционной связи между показателями СК (толерантность) и ИП (предприимчивость)
СК (толерантность) ИП (предприимчивость) Коэффициент корреляции
Взрослые Студенты
Быть готовым разделить мысли, идеи, чувства других людей, нуждающихся в этом С его точки зрения, сегодняшние потери совсем не обязательно плохи для будущего - 0,22
Насколько терпимы к представителям иных вероисповеданий Он считает, что изменения это путь к успеху - 0,22
Насколько терпимы к инакомыслящим (людям с иными политическими взглядами) Он вполне комфортно чувствует себя в нестабильной среде 0,20 -
Иные вероисповедания Он считает, что изменения это путь к успеху - 0,22
С его точки зрения, сегодняшние потери совсем не обязательно плохи для будущего - 0,24
Ему нравится делать все по-своему, оригинально - 0,24
В студенческой выборке корреляционные связи между показателями СК (толерантность) и ИП (предприимчивость) более тесные и значимы по сравнению с группой взрослых. Следовательно, накопление и реализация выделенных ресурсов взаимообусловлено в данной среде.
Корреляционный связь между показателями СК (толерантность) и ИП (креативность) выявлена только в группе студентов, но она не столь однозначна (табл. 10).
Таблица 10
Результаты корреляционного анализа показателей СК (толерантность) и ИП (креативность)
СК (толерантность) ИП (креативность) Коэффициент корреляции
Взрослые Студенты
Быть готовым разделить мысли, идеи, чувства других людей, нуждающихся в этом Он творческий человек, всегда стремится создать, придумать новое - -0,23
Насколько терпимы к представителям иных вероисповеданий Ему нравится все делать по-своему, оригинально - 0,24
У взрослых взаимосвязи между толерантностью и креативностью не установлено, что объясняется более выраженным суверенитетом данной выборки от социума. Для студенческой выборки характерна несколько иная тактика поведения. Корреляция между выделенными показателями противоречива, в одних ситуациях она может способствовать реализации креативности, в других препятствовать самореализации. Все зависит от способностей, потенциальных возможностей личности сохранить, в конечном итоге реализовать свою индивидуальность. Не приспособиться и, безусловно, принять идеи, мировоззрение, традиции, устроенность быта, а наитии силы преобразовать, усовершенствовать то, что тебя не устраивает. Это не бунт и протест, не выражение агрессии к другим, отличающимся от нас или большинства, а поиск, осознание и реализация себя.
Анализ корреляционных связей между показателями СК (толерантность) и ИП (самореализация), выявил положительную взаимосвязь в группе взрослых и неоднозначную в выборке студентов (табл. 11).
В группе взрослых высокие показатели толерантности связаны с осознанием саморе-
ализации, что проявляется в ощущении удовлетворенности (ценности, смысла) своего бытия. В выборке студентов нет однозначной связи между данными показателями.
Таблица 11 Результаты корреляционного анализа показателей СК (толерантность) и ИП (самореализация)
СК (толерантность) ИП (самореализация) Коэффициент корреляции
Взрослые Студенты
Вести себя уважительно по отношению друг к другу Во многом, моя жизнь близка к моему идеалу 0,20 -
Во многом, моя жизнь близка к моему идеалу - 0,32
Насколько терпимы к этническим меньшинствам Счастливы ли вы 0,27 -
Условия моей жизни отличные - -0,21
Обобщая корреляционный анализ связей компонентов СК и слагаемых ИП, приходим к выводу, что в выборке взрослых корреляция данных компонентов выглядит более гармоничной. Более сильные и тесные корреляционные связи выявлены между показателями СК (доверие, толерантность) и самореализацией.
В студенческой группе гораздо больше выявлено корреляционных связей между показателями СК и ИП, однако во многих случаях они носят противоречивый и неоднозначный характер. Основным отличием данной выборки явились выраженная зависимость показателей ИП от СК — социальной сплоченности. Наиболее значимая и тесная корреляция установлена между показателями СК (социальной сплоченностью) и ИП (предприимчивость).
Результаты факторного анализа обеих групп респондентов (студентов и взрослых), позволяют констатировать, что на первый план выходит фактор «Инновационного потенциала», он представлен такими характеристиками как креативность (ему нравится делать все по-своему, оригинально, вполне комфортно чувствует себя в нестабильной среде, вполне комфортно чувствует себя в нестабильной среде) и предприимчивость (встреча с неизведанным не пугает его, готов идти на риск ради достижений, полагает, что возможности даются только тем, кто их сам активно ищет, вполне комфор-
тно чувствует себя в нестабильной среде, не боится ошибок и конструктивно реагирует на них, он считает, что изменения — путь к успеху, он считает, что изменения — путь к успеху, полагает, что возможности даются только тем, кто их сам активно ищет, сегодняшние потери совсем необязательно плохи для будущего).
Вторым фактором выступает «Самореализация» — которая проявляется в общей удовлетворенности жизнью, т.е. когда личность осознает ценность и смысл своего бытия (я удовлетворен своей жизнью, условия моей жизни отличные, во многом моя жизнь близка к идеалу, если бы я смог прожить жизнь заново — ничего бы не изменил в ней и пр.) Данные характеристики согласуются с показателями шкалам Самоактуализационного теста: «Поддержка» (уровень ответственности личности за собственную жизнь); «Компетентности во времени» (способность жить во всей полноте, ощущать неразрывность прошлого настоящего и будущего, видеть свою жизнь целостной). «Самоуважение», «Самопринятие» и «Синергичность» — это те качества, которые определяют гармонию человека с самим собой и с внешним миром. Синтез шкал «Самоуважения» и «Самопринятия» образует блок самовосприятия. В совокупности все три характеристики можно обозначить понятием «социализированность личности». Эта интегральная характеристика, которая проявляется в более эффективном проявлении фундаментального стремления человека к конструктивным социальным взаимоотношениям. В совокупности все три характеристики можно обозначить понятием «социализированность личности». Эта интегральная характеристика, которая проявляется в более эффективном проявлении фундаментального стремления человека к конструктивным социальным взаимоотношениям. Прежде всего, выше названные характеристики согласуются с компонентами социального капитала (доверие, социальная сплоченность, взаимная толерантность).
Все названные шкалы согласуются как с компонентами социального капитала, так и с инновационными качествами, выделенными Р. Бином и Р. Рэдфордом («Понимание сути и механизмов инновационного процесса» и «Способности фокусировать усилия на стратегических проблемах», «Непрерывное образование и обучение», «Лю-
бопытство», «Открытость (для возможной критики и обучения всему и у всех)», «Интерес и даже страсть к освоению новых полезных идей».
Третьим факторов — «Социальный капитал» представленный: толерантностью (терпимостью к инакомыслию, вероисповеданию, разного рода социальным меньшинствам); доверием (уважительное отношение к людям, готовностью поделиться духовными и материальными ценностями с другими); социальной сплоченностью (ощущение своей сопричастности с обществом, сознание своей гражданской, позиции) [6].
Результаты факторизации данных каждой выборки отдельно выявили важное отличие: в факторной структуре студентов, обнаружен отрицательный вес показателя инновационного потенциала (предприимчивость) в ситуациях экономической или социальной неопределенности. Этот факт мы связываем с тем, что данная группа респондентов несколько уступает взрослой выборке как в плане практического опыта, накопленного капитала житейской мудрости и экономического благополучия и независимости. Все обозначенные причины существенно ограничивает сферу реализации их возможностей, потребностей, следовательно, и инновационного потенциала.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть социальный капитал и инновационный потенциал с точки зрения психологии, т.е., какие психологические ресурсы личности их составляют. Результаты описательной статистики, процедур корреляционного и факторного анализа, позволяют констатировать, что социальный интеллект выступает в качестве компонента социального капитала. В структуру личности социальный интеллект входит как интегральное
системное образование, опосредующее все жизненно важные процессы человека. Он связан как с отдельными личностными характеристиками, так и с целостными личностными комплексами (креативностью, экстраверсией, интроверсией, самоконтролем, саморегуляцией, самоуважением, уверенностью в себе, самоопределением, коммуникативной компетентностью, моральными установками, высокой гибкостью поведения, адаптивностью и другими). Следовательно социальный интеллект согласуется с компонентами социального капитала такими как: социальная сплоченность, доверие и толерантность.
Возможность реализации инновационного потенциала и социального капитала личность открывает в самореализации. В результате процедур корреляционного и факторного анализа установлено, что отличительной особенностью выборки взрослых является — социальная автономность личности, содержание которой составляет опыт, житейская мудрость. Автономность позволяет, избежать барьеров, неуверенности, страхов на пути реализации социального капитал и инновационного потенциала. Объективно жизненный путь взрослого — содержательнее в плане достижений и реальных свершений, что подтверждается корреляцией показателей самореализации (удовлетворенность) и социальным капиталом (доверие, толерантность). Молодое поколение напротив больше ориентировано на социум, потому что жизненного опыта нет, необходима поддержка, одобрение общества. Данная закономерность существенно не ограничивает возможности самореализации студентов, это компенсируется более высокими показателями СК (толерантность, социальная сплоченность) и ИП (предприимчивость, креативность).
Список использованной литературы
1. Денисов В. Психологические ресурсы / В. Денисов. — URL: http://www.cfin.ru/ management/people/denisov-07.shtml.
2. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Галажин-ский. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2000. — 153 с.
3. Коростылева Л.А. Особенности самореализации личности на разных этапах жизненного пути / Л.А. Коростылева, А.Н. Никонова // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылевой. — СПб. : Изд-во СПбГу, 2001. — Вып. 5. — 232 с.
4. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3. — С. 122-139.
5. Культура имеет значение / под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. — М. : Московская школа политических исследований, 2002. — 320 с.
6. Лебедева Н.М. Культура как фактор общественного прогресса / Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. — М. : Юстицинформ, 2009. — 408 с.
7. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. — М. : Международная педагогическая академия, 1994. — С. 51-236.
References
1. Denisov V. Psikhologicheskie resursy [Psychological resources]. Available at: http://www. cfin.ru/management/people/denisov-07.shtml.
2. Klochko V.E., Galazhinskiy E.V. Samorealizatsiya lichnosti: sistemnyy vzglyad [Self-realization of the personality: system look]. Tomsk State University Publ., 2000. 153 p.
3. Korostyleva L.A., Nikonova A.N. Features of self-realization of the personality at different stages of a course of life. In Nikiforov G.S., Korostyleva L.A. (eds). Psikhologicheskie problemy samore-alizatsii lichnosti [Psychological problems of self-realization of the personality]. St. Petersburg State University Publ., 2001, iss. 5. 232 p.
4. Coleman J. Capital social and human. Obshhestvennye nauki i sovremennost' = Social sciences and present, 2001, no. 3, pp. 122-139. (In Russian).
5. Harrison L., Huntington S. (eds). Kul'tura imeet znachenie [The culture has value]. Moscow School of Political Researches Publ., 2002. 320 p.
6. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Kul'tura kak faktor obshhestvennogo progressa [Culture as factor of public progress]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2009. 408 p.
7. Piaget Ge. Psychology of intelligence. Izbrannye psikhologicheskie trudy [Chosen psychological works]. Moscow, International Pedagogical Academy Publ., 1994, pp. 51-236. (In Russian).
Информация об авторе
Терехова Татьяна Александровна — доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной и экономической психологии, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, Ленина, 11; e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Терехова Т.А. Социальный капитал, его взаимосвязь с инновационным потенциалом и самореализацией личности / Т.А. Терехова // Психология в экономике и управлении. — 2014. — № 2. — С. 38-47.
Author
Terekhova, Tatyana A. — PhD (Psychology), Professor, Department of Social and Economic Psychology, Baikal State University of Economics and Law, 664003, Russian Federation, Irkutsk, Lenin Str., 11; e-mail: [email protected].
Reference to article
Terekhova T.A. Social capital, its interrelation with innovative potential and self-realization of the personality. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in Economics and Management, 2014, no. 2, pp. 38-47 (In Russian).