Научная статья на тему 'Социальный институт государственной службы как один из факторов проведения административной реформы в Российской Федерации'

Социальный институт государственной службы как один из факторов проведения административной реформы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / СРЕДНИЙ КЛАСС / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / STATE GOVERNMENT SERVICE / ADMINISTRATIVE REFORM / MIDDLE CLASS / SOCIAL INSTITUTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Елена Александровна

В работе обсуждаются вопросы совершенствования государственной службы Российской Федерации в ходе административной реформы. Показано, что рассмотрение государственной службы как социального института, а не только как профессиональной деятельности позволит существенно улучшить проведение административной реформы в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions concerning improving of Russian state government service during the administrative reform are discussed. It is shown that consideration of state employment as a social institute, not only as a professional work permits to improve essentially the administrative reform's realization in our country.

Текст научной работы на тему «Социальный институт государственной службы как один из факторов проведения административной реформы в Российской Федерации»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2010, №3 УДК 316.354:351/354

Социальный институт государственной службы как один из факторов проведения административной реформы в Российской Федерации

Е.А. Васильева

В работе обсуждаются вопросы совершенствования государственной службы Российской Федерации в ходе административной реформы. Показано, что рассмотрение государственной службы как социального института, а не только как профессиональной деятельности позволит существенно улучшить проведение административной реформы в нашей стране.

Ключевые слова: государственная служба, административная реформа, средний класс, социальный институт.

The questions concerning improving of Russian state government service during the administrative reform are discussed. It is shown that consideration of state employment as a social institute, not only as a professional work permits to improve essentially the administrative reform's realization in our country.

Key words: state government service, administrative reform, middle class, social institute.

Административная реформа, происходящая в Российской Федерации на протяжении вот уже 10 лет, ставит своей целью повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Для реализации указанной цели в 2006-2010 годах планировалось осуществить ряд мероприятий, а именно:

внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий;

создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

ВАСИЛЬЕВА Елена Александровна - к. соц. н., начальник Департамента управления делами министерства экономического развития РС(Я), [email protected]

повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;

формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления [1].

Очевидно, что можно поделить основные задачи административной реформы на две основные группы: задачи, связанные с модернизацией государственных услуг и задачи, связанные с кадровым потенциалом государственной службы. В настоящее время можно констатировать, что первая группа задач реализована. Однако реализация второй группы задач существенно затруднена. По нашему мнению, это обусловлено недопониманием сущности государственной службы как сложного многосущностного социального объекта.

В российской науке в последние 10 лет, после принятия Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, закрепилось определение гражданской службы как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности различных уровней власти [2]. Гражданские служащие при этом рассматриваются исключительно как лица, осуществляющие определенную профессиональную деятельность, не имеющие личностной

персональной заинтересованности в результатах труда, наемные работники.

В то же время уже неоднократно в науке поднимался и положительно решался вопрос об ин-

о ее нормативном значении для общества, о ее тождественности (которая становится все очевиднее с развитием в обществе демократических институтов) государству

Как социальный институт государственная служба представляет собой исторически закрепившиеся нормы и правила поведения людей в сфере государственного управления, регулирующие общественную жизнь посредством исполнения обязанностей в рамках должностей государственной гражданской службы и государственных должностей [6]. Но помимо общепризнанных признаков социального института (это нормоустанав-ливающая организация, формально лигитимизиро-ванная в обществе, включенная в социально-экономическую, идеологическую и ценностную структуру общества), она обладает также рядом специфических черт, присущих именно чиновничеству - закрытость, осознание исключительности полномочий, присущих их должностному положению, властные полномочия, подкрепленные отсутствием персонифицированной ответственности и четко сформулированных критериев эффективности деятельности.

Выделенные специфические черты позволяют приблизить государственную службу к понятию «средний класс» с точки зрения стратификационного подхода. Средний класс, по мнению М. Ве-бера, определяется следующими характеристиками:

это номинальное образование, взаимосвязь классовой позиции и классового сознания не является обязательной;

это слои, получающие доход, обусловленный их собственностью (что в применение к государственной службе можно трактовать, как полномочия должности) или качествами, приобретенными благодаря выучке;

это стабилизирующий элемент социальной структуры, имеющий широкие перспективы [7].

ственные и муниципальные служащие, представляющие собой единый социальный институт, составляют существенную прослойку общества и наиболее значительную долю среднего класса, статистически определяемого по трем основным критериям: уровень образования, уровень дохода и имеющаяся собственность.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2008 г. численность государственных гражданских служащих, муниципальных служащих и лиц, занимающих государ-

ственные должности, составила 1670,8 тыс. человек, что составляет 2,4% от общей численности занятых в экономике за этот же период. При этом в Республике Саха (Якутия) доля государственных служащих в общей численности занятых существенно выше и составляет 4% (см. рисунок).

Государственные гражданские служащие Российской Федерации, %

4,5 ч

4,0

3,5

3,0

2,5

2,0

1,5

1,0 -

0,5 -

0,0

I I

% от занятых

4,0

11

экономически активного

% от занятых % от

экономически активного

РОД

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата государственных служащих составляет 21344 руб. (в целом по РФ - 17290 руб.) (таблица). Интересно, что доля работников, получающих заработную плату в пределах 20200-25000 руб. в целом по РФ составляет 7,8% от общей численности занятых. Таким образом, можно отметить, что из общего числа работников, поручающих доход в размере до 25000 руб. государственные служащие составляют 30,8%.

Среднемесячная

номинальная

начисленная

заработная плата, руб.

Российская Федерация 17290

Государственная гражданская служба 21344

% к уровню РФ 123,4

Дальневосточный федеральный округ 20778

Государственная гражданская служба 28711

% к уровню ДВФО 138,2

Республика Саха (Якутия) 23816

Государственная гражданская служба 31385

% к уровню РФ 131,8

То же мнение подтверждают и оценки социологов, проводимые по различным методикам. Так, согласно аналитического отчета Института социологии РАН, при использовании интегрального подхода, предполагающего сочетание у одного человека всех критериев отнесения к среднему классу (образование, социально-профессиональный статус, уровень благосостояния и самооценка своего положения в обществе), к среднему классу

ВАСИЛЬЕВА

(включая верхний средний) могут быть отнесены 14% экономически активного населения России [8]. Следовательно, государственные служащие составляют не менее 15,7% среднего класса современной Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, проведение административной реформы приобретает особое значение с точки зрения не только повышения эффективности государственного управления, но и применительно к сохранению социальной стабильности в обществе. Как известно, средний класс представляет собой опору государства, его наиболее стабильную и консервативную прослойку. Фрустрация среднего класса колеблет сами устои государства. Таким образом, при проведении административной реформы следует уделять внимание не только модернизации кадрового корпуса государственных служащих, но также проводить большую работу по прогнозированию психологического климата в органах государственной власти. Реформа, связанная с переменами в сознании людей, не может считаться успешной в случае реализации только технических мероприятий, необходимо также уделить внимание психологической адаптации государственных служащих новым условиям работы.

Представляется, что определение государственной службы как социального института, а не только как профессиональной деятельности позволит избавить административную реформу от присущей ей деперсонифицированности, отстраненности от личности государственного служащего.

Литература

ской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. №1789-р.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ,ч. 1 ст. 3.

3. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционально-функциональный анализ. -М., 1999.

4. Миллс Ч.Р. Властвующая элита. - М., 1959.

5. Бахрах Д.Н. Государственная служба Российской Федерации. - Екатеринбург, 1995.

6. Васильева Е.А. Социальный потенциал государственной службы // Автореф... .канд. соц. наук. - СПб, 2003 г. - 14 с.

7. ВеберМ. Классы и сословия//ВестникМГУ Серия 18. Социология и политология. - 2003, №4. - С. 25-30.

8. http://www.isras.ru/

analytical report MiddleClass 1.html#reference5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.