Научная статья на тему 'Социальный и профессиональный портрет депутатского корпуса государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, по итогам выборов 18 сентября 2016 года'

Социальный и профессиональный портрет депутатского корпуса государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, по итогам выборов 18 сентября 2016 года Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8263
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДЕПУТАТЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / STATE DUMA / ELECTIONS / ELECTORAL PROCESS / DEPUTIES / SOCIAL AND PROFESSIONAL PORTRAIT / ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рогозина О. А., Нагорная А. М.

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии, через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и местного самоуправления и, тем самым, реализуют свое конституционное право. На основе официальных данных составлен социальный и профессиональный портрет депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, по итогам выборов 18 сентября 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PROFESSIONAL PORTRAIT DEPUTY CORPS OF THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION VII CONVOCATION, FOLLOWING THE ELECTIONS OF 18 SEPTEMBER 2016

Elections are a legal form of direct people's will, the most important manifestation of democracy, through elections the citizens have an impact on the formation of public authorities and local self-government and, thus, exercise their constitutional right. Based on official figures compiled social and professional portrait of the deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation VII convocation, following elections September 18, 2016.

Текст научной работы на тему «Социальный и профессиональный портрет депутатского корпуса государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, по итогам выборов 18 сентября 2016 года»

УДК 328.36+342.52 ББК 66.3

СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ДЕПУТАТСКОГО КОРПУСА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ VII СОЗЫВА, ПО ИТОГАМ ВЫБОРОВ 18 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА

О.А. РОГОЗИНА, ОУВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск, Россия

e-mail: olgarogozina94@yandex. ru А.М. НАГОРНАЯ, ОУ ВО ЮУИУиЭ, г. Челябинск,, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии, через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и местного самоуправления и, тем самым, реализуют свое конституционное право. На основе официальных данных составлен социальный и профессиональный портрет депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, по итогам выборов 18 сентября 2016 г.

Ключевые слова: Государственная Дума, выборы, избирательный процесс, депутаты, социальный и профессиональный портрет, избирательная система.

Актуальность. 18 сентября 2016 года на всей территории Российской Федерации прошел Единый день голосования в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва (далее Государственная Дума РФ, ГД РФ), одновременно состоялись выборы представительных органов в 39 регионах, в 7 субъектах прошли прямые выборы высших должностных лиц, а также порядка 5 тысяч муниципальных кампаний.

Выборы в Государственную Думу - нижнюю палату парламента - регулируются не только нормами Конституции, но и законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [1]. Седьмой созыв Государственной Думы должны были избрать 4.12.2016 года, но после принятых 3 июля инициатив трех фракций: «Справедливой России», «ЛДПР», «Единой России» голосами 339 депутатов, при минимальных 226, закон о

переносе срока волеизъявления граждан на третье сентябрьское воскресенье после утверждения его в Совете Федераций и подписи президента, вступил в силу.

По данным Федеральной службы государственной статистики на 01.01.2016 г. численность постоянного населения России Федерации (включая Республику Крым и город Севастополь) составляло 146 544 710 человек [6], в т.ч. зарегистрировано 109 820 679 избирателей, а с учётом зарегистрированных за пределами РФ - 110 061 200 избирателей [7], в выборах приняли участие 52 700 992 человека (47,81%). В общей сложности в ЕДГ предстояло выбрать 450 депутатов Государственной Думы Российской Федерации, каждый из которых должен был представлять 244 581 избирателя.

Нами был осуществлен сбор персональных данных избранных депутатов ГД РФ в соответствии с авторской таблицей.

Таблица 1

Социальный и профессиональный портрет депутатского корпуса ГД ФС РФ VII созыва [3]

№ ФИО Партийная Год Образование Профессия (должность, Опыт работы в органах

принадлежность рождения (возраст) сфера деятельности) государственной власти

На основании данных таблицы составлен депутата Государственной Думы Федерального социальный и профессиональный портрет Собрания Российской Федерации.

Из числа избранных депутатов лишь 61 -женщина, 389 - мужчины, т.е. сохраняется дисбаланс представленности мужчин и женщин во властных структурах, несмотря на то, что после IV всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в 1995 г. в Пекине, Россия взяла на себя обязательства по расширению участия женщин на уровне принятия решения, и в 1996 г. был издан указ президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [2].

Из числа избранных депутатов лишь 61 -женщина, 389 - мужчины, т.е. сохраняется дисбаланс представленности мужчин и женщин во властных структурах, несмотря на то, что после IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, состоявшейся в 1995 г. в Пекине, Россия взяла на себя обязательства по расширению участия женщин на уровне принятия решения, и в 1996 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2].

Гендерный состав немного изменился, и женщины получили на 10 мандатов больше, чем в 2011 году — теперь их в Госдуме 14%, т.е. на 2% снизилось количество мужчин. По 36 (8%) округам женщины заняли лидирующие позиции, мужчины по 189 (42%), соответственно. По спискам первые получили 33 места (7,3%), вторые - 192 (42,7%). По этому показателю Россия уступает среднему уровню в мире (23%) и занимает 122 место в списке стран по версии Межпарламентского союза (1Ри [5]).

Реального равенства в политике не удается достичь и в начале XXI столетия, по

численности женщины-избиратели сегодня не только не уступают избирателям-мужчинам, но и превосходят их. Однако по количественным параметрам женщины по-прежнему отстают от мужчин в таких вопросах, как членство в партиях и активное участие в предвыборных кампаниях; участие в выборах в законодательные органы в качестве кандидатов; работа в местных советах, региональных собраниях, национальных парламентах и в Европейском парламенте в качестве избранных членов и руководителей; работа в составе судейского корпуса и на высоких государственных должностях, а также на должностях министров и руководителей правительства и государства. Эта ситуация остается неизменной, несмотря на то, что конституции всех современных

демократических государств гарантируют женщинам равные права, в том числе гражданские и избирательные.

Возрастной состав депутатского корпуса

18-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет старше 60

лет

Рис. 2. Возрастной состав депутатского корпуса ГД ФС РФ VII созыва

По-прежнему заметна тенденция старения депутатского корпуса, наблюдаемая еще с 2003 г. - в 4 раза уменьшилось число молодых (до 30 лет) - 3 депутата. В ЕДГ почти 60% избранных депутатов были старше 50 лет, самой молодой партией по традиции стала ЛДПР - средний возраст депутатов которых составляет 43,4 года. Данную партию представляет самый молодой депутат Госдумы - 21-летний руководитель молодёжной организации Василий Власов. «ЕР» и «СР» по среднему возрасту стоят рядом - 53,2 и 55,2 года, соответственно, у представителей КПРФ этот возраст составляет 58,6 года. Средний возраст увеличился у всех парламентских партий. Госдума по этому показателю стала старше - средний возраст 52,8

69 Гендерный состав

(14%) _ „„

81 ■ Мужчины

■ Женщины

(86%)

Рис. 1. Распределение мест в парламенте по итогам выборов 18.09.2016 г.

года (по данным IPU, в среднем в мире это 53 года [5]).

Вселяет надежду на плодотворную работу депутатского корпуса информация о том, что 82% избранных кандидатов в депутаты имеют высшее образование (чаще всего несколько), 8% высшего образования не имеют (в VI созыве таких было на одного депутата больше), 10% -другое или данные отсутствуют.

Как показало исследование РБК «Чем богаты депутаты новой Госдумы»[4], среди депутатов Государственной Думы - свыше 80 мультимиллионеров, многие из них входят в рейтинге Forbes «Богатейшие бизнесмены России», 340 народных избранников имеют доход от 1 миллиона до 10, не указали в декларации никакого дохода 12 человек, а самый маленький ненулевой доход показал, вернувшийся в Думу в качестве одномандатника от «Гражданской платформы», Рифат Шайхутдинов, который заработал в 2015 году 5 тыс. руб. при этом имея жилые дома как на территории РФ, так и заграницей. Несмотря на то, что по закону публикуемые сведения о доходах кандидатов в депутаты федерального и регионального уровней идентичны, существует нормативная возможность, теоретически позволяющая опубликовать две разные декларации. Объем сведений устанавливает ответственная избирательная комиссия, поэтому эти данные могут колебаться.

Опыт работы в ГД ФС РФ VI созыва

48,4% (218) 51,6% (232)

Были депутатом ГД ФС Не имели депутатского РФ VI созыва мандата ГД ФС РФ VI

созыва

Рис. 3. Количество депутатов, переизбранных из ГД ФС РФ VI созыва в VII

По итогам выборов, мы видим, что 232 депутата VII созыва не входили в Госдуму VI созыва (в 2011 г. соотношение вновь избранных и новых депутатов было таким же). Через одномандатные округа пришло немного больше новых лиц, чем через партийные списки: в «Единой России» обновилось 60% состава фракции, из оппозиционных партий с депутатами шестого созыва рассталась «Справедливая Россия», приняв в свои ряды

30% новых членов (7 новичков, 2 из которых пришли из других фракций). Доля новобранцев в ЛДПР составила 28% (11 человек), КПРФ обновилась на 21% (9 человек), однако в большинстве случаев кандидаты имеют опыт работы как минимум в региональных Законодательных Собраниях.

По профессиональной принадлежности из 450 депутатов 12,44% (56 человека) работают в бизнесе (директор, управляющий, генеральный директор, заместитель директора,

предприниматель, руководитель, топ-менеджер и т.д.); 11,11% (50 человек) родом деятельности указали представительные органы власти; являются членами/руководителями

общественных организаций, в т.ч. профсоюзов -4 % (18 человек); журналистами являются -1,11% (5 человек); в парламенте количество представителей силовых структур составляет 0,89% (4 человека); 0,44% (2 человека) представителей депутатов являются

пенсионерами; сферу здравоохранения представляют лишь 1,11% (5 народных); сферу образования представляют 2,22% (10 человек); указали род деятельности «депутат ГД ФС РФ

VI созыва» - 48,69% (218 человек); в новом созыве оказалось 11,33% (51 человек) чиновников и всего по 1 представителю рабочего класса и образования - 0,22%; род деятельности 2,44% (11 человек) депутатов ГД ФС РФ VII созыва не представлены в официальных источниках.

Таким образом, мы видим, что социальный и профессиональный портрет депутата ГД ФС РФ

VII созыва выглядит следующим образом: мужчина 52-53 года, представитель Единой России, имеющий высшее образование, высокий доход, профессиональный политик, имеющий опыт работы в органах государственной власти и местного самоуправления.

Если сравнить портрет депутата ГД РФ со среднестатистическим портретом народного избранника муниципальных выборов 2014 года в Челябинском городском округе и депутатом Законодательного Собрания Челябинской области (2015 года), мы видим изменения по нескольким критериям: повысился возраст с 40 и 45 до 52-53, т.е. в Государственную Думу электорат выбирает более опытных политических представителей. Депутаты ЗС ЧО и ГД ФС РФ имеют опыт работы в государственных или муниципальных органах в отличие от депутата Челябинского городского округа. Гендерный состав также весьма

Законодательные изменения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесли свою специфику. Возвращение к смешанной избирательной системе не означает возврата назад, эта система работает в новой среде, мы считаем важным, что вновь вернулось территориальное

представительство, означающее, что избиратели знают своего депутата, так как голосовали по округу они за конкретного человека, а не список кандидатов, который за время полномочий созыва может практически полностью поменяться.

В современных условиях модернизации избирательной системы России мы считаем, что необходимо отказаться от полного заимствования только западных аналогов демократии и избирательной системы и игнорирования при этом отечественного опыта, российских традиций. На наш взгляд, ученым и практикам еще предстоит четко рассмотреть возможность применения данных систем в избирательном процессе различных уровней, ведь от выбора путей реформирования государственного строя в целом, демократии в особенности и избирательной системы в частности, непосредственно зависит и процесс дальнейшего развития современной России.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10.01.2003 №20-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/185412/. Дата обращения 16.09.2016

2. Указ президента РФ от 30.06.1996 №1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации". [Электронныйресурс]. Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=235654. Дата обращения 13.09.2016

3. Авторская таблица

4. Зейман А. и др. Исследование РБК: чем богаты депутаты новой Госдумы // РБК. Опубликовано 02.10.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.rbc.ru/politics/05/10/2016/57J3/58b9a79479e0574af17. Дата обращения 14.10.2016

5. Межпарламентская ассамблея государств - участников содружества независимых государств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://iacis.ru/about/partners/partnerskie_organizatsii/mezhparlamentskiy_soyuz/. Дата обращения 18.10.2016

6. Население России: численность, динамика, статистика. Опубликовано 19.11.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.statdata.ru/russia. Дата обращения 21.10.2016

7. Петров В. Избраны. "Российская газета" публикует постановление ЦИК об итогах выборов //Российская газета, выпуск №70831 (215). Опубликовано 23.09.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rg.ru/2016/09/23/cik-obnarodoval-rezultaty-vyborov-v-gosdumu.html. Дата обращения 22.10.2016

отличается: в 2014 году в Челябинской Городской Думе была лишь одна (2,04%) женщина, в Законодательном Собрании области по итогам выборов 2015 года - 6 (10%), а в Госдуме их количество увеличилось до 61 (13,56%). Такие критерии сравнения как образование, политическая принадлежность -остались неизменными.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что избирательный процесс является институтом демократии,

обеспечивающим связь общества со структурами государственной власти и местного самоуправления. Выборы, занимающие центральное место в избирательной системе, от результатов их проведения зависят основные направления политики государства, степень учета интересов населения в органах власти.

За длительную историю проведения выборов, также остается открытым вопрос сроков проведения Единого дня голосования. Нами выявлено, что существующий временной период проведения выборов не позволяет полностью оценить объективность

распределения избирательных голосов, по причине не явки многих социальных слоев населения.

SOCIAL AND PROFESSIONAL PORTRAIT DEPUTY CORPS OF THE STATE DUMA OF THE RUSSIAN FEDERATION VII CONVOCATION, FOLLOWING THE ELECTIONS OF 18

SEPTEMBER 2016

O.A. ROGOZINA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected] A.M. NAGORNAYA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

Elections are a legal form of direct people's will, the most important manifestation of democracy, through elections the citizens have an impact on the formation of public authorities and local self-government and, thus, exercise their constitutional right. Based on official figures compiled social and professional portrait of the deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation VII convocation, following elections September 18, 2016.

Keywords: The State Duma, elections, the electoral process, deputies, social and professional portrait, the electoral system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.