вания в виде безвозмездной помощи. Обращения к инвесторам и благотворителям о поддержке образования не получат реального результата без введения системы определенных налоговых льгот и преференций, что существовало в период действия Федерального закона «О налоге на прибыль предприятий». Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, не уплачивают НДС только при безвозмездной передаче основных средств бюджетным и автономным учреждениям. Передача денежных средств не подпадает ни под какие - либо льготы. Сложившаяся ситуация требует формирования налоговой политики, способной оптимизировать налоговые платежи не только в сфере общего образования, но и бизнеса.
Библиографический список
1. Концепция Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 163-р от 01.02.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referent.rU/1/173627 (дата обращения 23.12.2011).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2: ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=122957;div=LAW.
3. О транспортном налоге: закон Ивановской области 28.11. 2002 года № 88-ОЗ (в редакции от 28.01.2011 № 1-ОЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения 13.03.2012).
4. Об образовании: Закон от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 03.12.2011 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения 13.03.2012).
Sokolova E. Ju.
TAXATION EXTRABUDGETARY REVENUE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Lack of budget financing of educational institutions forcing the school to attract extra-budgetary sources, the revenues from which are directed to the development of material resources and teachers' salaries, with some income subject to taxation. The article deals with the direction of tax efficiency of educational institutions. Keywords: off-budget financing, education, payment for services, tax.
УДК 332.364
Берендеева А. Б., Клюзина С. В., Гурьева Е. В.
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья посвящена проблемам устойчивого развития региона, анализу демографических и миграционных проблем, ситуации на рынке труда и в области доходов населения. Делается сравнительный анализ среднедушевых доходов населения и заработной платы по четырем регионам: Ивановской, Владимирской, Костромской и Ярославской областям.
Ключевые слова: устойчивое развитие региона, социальный фактор экономического развития, демографическая ситуация, диспропорции на рынке труда, среднедушевые доходы, заработная плата.
Реализация стратегии устойчивого экономического развития региона как сложной социо-эко-номико-экологической системы является ключевой проблемой управления региональной экономикой. Устойчивое развитие региона - это элемент системы устойчивого развития государства, которое обеспечивает региональную социально-
политическую и экономическую стабильность, а также устойчивую способность региона к саморазвитию и защищенность его интересов от внутреннего и внешнего воздействия [12, с. 280]. Выделяются два типа устойчивого развития: а) отсутствие возможности каких-либо экономических потрясений внутреннего или внешнего характе-
© Берендеева А. Б., Клюзина С. В., Гурьева Е. В., 2011
Экономика образования ♦ № 5, 2011
29
ра; б) реальная защищенность региона от возможных экономических катаклизмов, способность надежно им противостоять. Важным направлением устойчивого развития выступает развитие социальной составляющей региональной экономики: занятости и доходов населения, социальной сферы и системы предоставления социальных услуг.
Социальный фактор регионального развития определяется прежде всего демографическими характеристиками. На протяжении последних 20 лет демографическая ситуация в стране и в большинстве субъектов РФ характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала [11, с. 84].
Отмечаются следующие негативные демографические тенденции.
1) Сокращение численности населения страны. Росстат России произвел расчет предположительной численности населения до 2030 г. Во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях естественный прирост населения будет оставаться отрицательным: во Владимирской области - сокращение численности на 139,7 тыс. чел., в Ивановской - на 121,9, в Костромской - на 75,4, в Ярославской - на 68,0 тыс. чел. [15].
Темпы сокращения численности населения могут вырасти в связи с сохранением высокой доли бедности, медленным созданием новых рабочих мест с достойными условиями и оплатой труда. Причиной сокращения численности населения является негативная тенденция в процессе естественного воспроизводства, превышении смертности над рождаемостью.
2) Рост демографической нагрузки на население в трудоспособном возрасте. По РФ в целом коэффициент демографической нагрузки (число нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста) составляет сейчас 607, в ЦФО - 623, во Владимирской области - 652, в Ивановской -651, в Костромской - 635, в Ярославской - 649. По среднему варианту прогноза к 2031 г. этот показатель составит в РФ 826, т. е. в 1,36 раза больше, по низкому варианту - 763 (в 1,26 раза), по высокому варианту - 865 (в 1,43 раза). При этом, как отмечается в Концепции демографического развития РФ до 2025 г., ожидаемая продолжительность
жизни должна вырасти в целом по стране к 2025 г. на 7 лет и составить 75 лет (2008 г. все население -67,9 г., мужчины -61,8, женщины -74,2).
3) Высокий уровень заболеваемости и смертности населения. Например, заболеваемость на 1000 жителей составляет в Ярославской области 982,8 заболевания, во Владимирской - 937,6, в Костромской - 745,0 при среднероссийском показателе - 772,0.
Уровень смертности зависит от социально-экономического развития страны, благосостояния населения, развития системы здравоохранения, доступности медицинской помощи и т. д. Уровень смертности населения наиболее адекватно отражается в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении: для женщин - 72 года, мужчин - 59 лет.
4) Миграционный отток населения из малых городов, сельских и неблагополучных территорий. Как показывают исследования, в Ивановской, Владимирской, Костромской, Смоленской и других областях Центра России в связи с отсутствием работы в малых городах чрезвычайное распространение получила трудовая и коммерческая миграция [21, с. 129]. Большинство квалифицированных работников покинули предприятия из-за низкой, подолгу не выплачиваемой заработной платы и стали трудовыми мигрантами на рынке труда Москвы.
Между тем именно «небольшие города являются главными опорными центрами, малыми столицами, скрепляющими огромные пространства России, обеспечивающими ее единство и целостность» [10, с. 189].
Сохранение данных негативных тенденций, сопровождаемых активным потреблением алкогольных напитков низкого качества, может привести к необратимым процессам в развитии экономики средних и малых городов, сел. Деградация села может привести к ситуации, когда не будут выполняться его важнейшие функции (производственная, социально-демографическая, культурная, природоохранная, рекреационная) [18, с. 11-12].
Негативные последствия алкоголизации населения: смертность и уменьшение продолжительности жизни; убийства и самоубийства (по данным пресс-службы МВД, около 80 % убийц в России нетрезвы в момент убийства; такое же состояние выявляется и у около 40 % самоубийц); оставленные дети (Россия занимает I место в мире
по количеству брошенных детей); дорожно-транспортные происшествия (более 60 % смертельно травмированных в ДТП в России погибают с повышенным содержанием алкоголя в крови); алкоголизация детей; деградация социальной и духовно-нравственной среды и др.
Потери от алкоголизма в экономике составляют в России не менее 1 трлн 700 млрд р. в год. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью [9, с. 14]. Растут расходы государства, работодателей, семей по ликвидации последствий транспортных происшествий с участием нетрезвых водителей; расходы, связанные с лечением заболеваний, причина которых - употребление алкоголя (примерно на 20 % растут расходы на лечение болезней, косвенно связанных с потреблением алкоголя) [6, с. 79-84].
Таким образом, злоупотребление алкоголем -основной фактор демографического и социального кризиса в России, общенациональная угроза на уровне личности, семьи, общества, государства и, следовательно, угроза национальной безопасности.
Целью политики в области доходов населения является существенное снижение уровня бедности на основе поддержания высоких темпов экономического роста, развития отраслей экономики, прежде всего промышленности, обеспечения макроэкономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты и совершенствования механизмов социального партнерства.
Необходимо решить задачи: выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы; решение основных социальных проблем военнослужащих; преодоление проблемы бедности пенсионеров и других категорий. Данные задачи обозначены в Концепции-2020 [13].
В структуре доходов населения предусматривается повышение доли заработной платы с 37,6 %
в 2007 г. до 42,4 % в 2020 г. В результате роста денежных доходов населения доля и численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет иметь тенденцию к сокращению. Она должна сократиться с 15,2 % в 2006 г. до 7,8 % к 2015 г. и достигнет примерно 11,1 млн. чел. К 2020 г. масштабы бедности сократятся до 6,2 % (8,9 млн. чел.). С 2006 по 2020 г. численность и удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума запланировано снизить более чем в 2 раза.
Доля среднего класса (к нему отнесены лица со среднедушевым доходом свыше 6 прожиточных минимумов, а также лица, имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей) должна повыситься с 30 % населения в 2010 г. (около 18 % в 2006 г.) до 52-55 % в 2020 г. Но, как отмечают многие исследователи (Ю. Левада, С. Саблина, Р. Симонян и др.), для превращения среднего потребительского слоя в полноценный класс необходимы такие условия, как модернизация и структурные преобразования экономики, изменение психологии, формирование определенных мировоззренческих характеристик, новых стереотипов социального и политического поведения [19, с. 60].
Таким образом, перед нашим государством продолжают стоять важные задачи по развитию инновационно и социально ориентированной экономики, укреплению социальной стабильности в обществе и созданию объективных условий для повышения уровня и качества жизни (благосостояния) населения, доступности социально значимых услуг, формирования среднего класса.
Наше исследование подтвердило, что экономика существует внутри социальной жизни, а экономическая политика входит в социальную политику как ее особый элемент.
Экономика должна обеспечивать ресурсами и общество, и социальную политику в частности. Но именно социальная политика определяет многие направления экономической политики, критерии ее оценки, ее основные ограничители, инфраструктуру экономики и играет основную стимулирующую роль в экономике. Именно социальные механизмы экономики (через развитие человеческих потребностей, мотивацию к труду) формируют структуру производства, определяют содержание экономической жизни, направленность экономической деятельности.
Экономика образования ♦ № 5, 2011
31
Библиографический список
1. Аникин В. А. Работа в жизни россиян // Социол. исслед. - 2009. - № 12.
2. Бабаев Б. Д. Москва: донор или «вампир»? : монография. - Иваново-Москва, 2009.
3. Где в России жить лучше. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2010 году // Рос. газ. - 2011. -16 марта.
4. Где в России жить лучше. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в I полугодии 2011 года // Рос. газ. - 2011. - 21 сент.
5. Гильмитдинов Ш. Конкурентоспособность человеческого капитала зависит от политики, проводимой государством // Человек и труд. - 2008. - № 6.
6. Дерман Н. А. Алкоголь и курение в Эстонии (кластерный анализ) // Социол. исслед. - 2011. - № 3.
7. Долгосрочная целевая программа Московской области «Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mszn.mosreg.ru/ soc_eco_programs/273 .html (дата обращения 02.11.2011).
8. Долгушкин Н. К., Новиков В. Г., Староверов В. И. Проблемность современного сельского бытия и пути его оздоровления // Социол. исслед. - 2009. - № 2.
9. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации : социально-экономические последствия и меры противодействия : доклад Общественной палаты РФ. М., 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oprf.ru/files/dokladalko.pdf (дата обращения 16.09.2011).
10. Любовный В. Я. Городская проблематика в стратегии социально-экономического развития России // Общеэкономические и отраслевые проблемы стратегии территориального развития России: сб. докладов. - М. : СОПС, 2002.
11. Лысенко С. Депопуляция населения в России (на примере Центрального федерального округа) // Вопр. экономики. - 2006. - № 11.
12. Медведев А. В. Устойчивое развитие региональных экономических систем // Экономические пробле-
мы развития России : сб. науч. тр. / Под ред. Б. Д. Бабаева. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2011.
13. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. -2008. - № 47. - Ст. 5489.
14. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов : доклад министра Э.С. Набиулли-ной на заседании Правительства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ minec/press/news/ doc20100923_06 (дата обращения 19.01.2011).
15. Предположительная численность населения РФ : стат. бюллетень [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_105/Main.htm (дата обращения 14.09.2011).
16. Распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы по результатам выборочного обследования организаций за апрель 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/obsled/ trud2011.htm (дата обращения 12.01.2012).
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. - М., 2011.
18. Село и социальная инфраструктура : место в концепции устойчивого развития старопромышленного региона : науч. изд. / Б. Д. Бабаев, С. В. Клюзина и др.; науч. ред. А. Б. Берендеева и А. И. Новиков. -Иваново : Иван. гос. ун-т, 2011.
19. Симонян Р. Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // Социол. исслед. - 2009. - № 1.
20. Социальная сфера и доступность социальных благ в регионе / Науч. ред. Б. Д. Бабаев и А. Б. Берендеева. - Иваново, 2010.
21. Флоринская Ю. Ф., Рощина Т. Ф. Оценка уровня миграционной мобильности молодежи малых российских городов (по опросам выпускников школ) // Пробл. прогнозирования. - 2008. - № 3.
22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi?pl=2244055 (дата обращения 12.01.2012).
Berendeeva A. B., Kluzina S. V., Guryeva E. V.
SOCIAL FACTOR OF REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT
The article is devoted to the problems of stable regional development, analysis of demographic and migration problems, labor market and personal income situation. You can find the results of comparative analysis such indicators as personal income and average wage in four regions: Ivanovo, Vladimir, Kostroma, Yaroslavl.
Keywords: stable regional development, social factor of economic development, demographic situation, labor disproportions, income per capita, wage.