УДК 316.47+331.101.262(045)
ВолоВик ольга Анатольевна, ассистент кафедры государственного, муниципального управления и менеджмента Института управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 8 научных публикаций
социальный аудит в муниципальном образовании
В статье рассматриваются различные подходы к определению социального аудита, проводится сравнение зарубежной и российской модели социального аудита. Раскрываются особенности социального аудита в муниципальном образовании.
ключевые слова: социальный аудит, социальные отношения, социальное партнерство.
Современные модернизационные трансформации на глобальном, региональном и локальном уровнях социального пространства актуализируют исследования взаимосвязей социальных институтов и социальных процессов.
В настоящее время в западной и в отечественной практике используется множество подходов и определений социального аудита в зависимости от его целей и объектов. Например, в энциклопедическом словаре «Управление организацией» дано следующее определение данного понятия: «Социальный аудит - специфическая форма анализа, ревизии социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия»1.
Социальный аудит в России применительно к исследованию социально-трудовых отношений на предприятии, к управлению человеческими ресурсами на предприятии развивается в настоящее время в рамках экономических
наук благодаря сотрудничеству Академии труда и социальных отношений (Москва) с Международным институтом социального аудита (Париж). Коллектив авторов (Т.В. Гришина, А.Л. Жуков, Н.Н. Карнаух, В.Н Кисёлев, А.Н. Крестьянинов, В.А. Мальцев, С.Т Па-паев, ВТ. Понизов, ЮН. Попов, А.И. Рофе, Е.К. Самраилова, А.А. Шулус) написал учебное пособие по социальному аудиту2. Социальный аудит, в теории А.А. Шулуса, «опирается на концепцию социоэкономики - междисциплинарную научную дисциплину, в центре которой находится процесс воспроизводства человеческих ресурсов. Практическое значение социального аудита заключается в том, что он может служить в качестве эффективного инструмента регулирования социоэкономических отношений и тем самым значительно повысить уровень управления человеческими ресурсами - решающим фактором производства в условиях современного рыночного хозяйства»3.
© Воловик О.А., 2012
Значимой особенностью этой теории является идея связи социального аудита и социальной ответственности. Принцип социальной ответственности, являющийся обязательным для органов власти, может быть реализован с помощью технологии социального аудита.
В российских условиях методологической и методической основой модели социального аудита стали научные разработки Академии труда и социальных отношений в области социоэкономики - базового элемента нового направления, которое «как научная школа представляет синтез общественного и экономического. Это конкретные формы общественного воспроизводства человека как главного ресурса нации. В рамках этой научной школы человек рассматривается в трех главных направлениях: а) как производитель в единстве его физических и интеллектуальных способностей к труду; б) как потребитель материальных, социальных, духовных благ, выступающих необходимыми условиями существования человека труда и семьи; в) как субъект свободного времени, затрачиваемого на отдых, досуг, а самое главное - на творчество и развитие личности»4.
В Концепции российской модели социального аудита, разработанной Академией труда и социальных отношений, социальный аудит определяется как инструмент регулирования социоэкономических отношений посредством добровольного социального диалога всех сторон, заинтересованных в достижении социального консенсуса. Суть социального аудита сводится к диагностике причин проблем, возникающих на предприятии, в отрасли или в регионе, оценке их важности и возможностей разрешения, формулированию конкретных рекомендаций для заинтересованных сторон5.
Российская концепция социального аудита в отличие от западных аналогов, с одной стороны, предусматривает больший методологический диапазон за счет использования категории «социальных отношений», с другой - обладает определенной конструктивной новизной за счет необходимости использования ее как инструмента анализа специфики социальных
взаимодействий в России. Важной особенностью российской модели является также то, что социальный аудит выступает как инструмент системы социального партнерства. Такой подход к социальному аудиту значительно расширяет круг заказчиков исследования социальных отношений. Поскольку социальный аудит имеет комплексный и многосторонний характер, инициаторами и заказчиками его проведения могут выступать практически все участники социальных отношений.
Редукция понятия социального аудита из сферы корпоративного управления в сферу муниципального управления, в область реализации социальных программ обусловлена базовой потребностью всех субъектов социальных отношений в координации усилий для повышения результативности и эффективности социальной политики, адекватной интересам населения.
Социальная функция муниципальных органов власти как главных субъектов социальной политики должна обеспечивать заинтересованность глав местных администраций в разработке территориальных регламентов социального аудита, объектами которого могут стать как предприятия, так и отдельные города и районы, поселения на подведомственной территории.
Социальный аудит применяется социологами для диагностики состояния и функционирования социальной системы и системы управления, оценки эффективности управления, а также разработки социальных прогнозов и проектов. Таким образом, основной целью социального аудита является оптимизация управления, повышение его эффективности. «Социальный аудит как технология проверки надежности системы предназначен для оптимизации принятия управленческих решений. Поэтому основой социального аудита муниципального управления городским социумом выступает детальное рассмотрение реальных, наиболее «острых» социальных проблем, потребностей, жизненных ценностей, социальных ожиданий и предпочтений горожан, степени эффективности работы социальных служб и др.»6.
В качестве объекта социального аудита можно рассматривать и уровень развития человеческого потенциала, а также условия его воспроизводства. Страны, в которых значительное внимание уделяется социальным и демографическим вопросам, обладают более мощным совокупным уровнем развития при прочих равных условиях. И не только потому, что человеческий фактор определяет экономическое развитие страны. «Интеллектуальный потенциал общества является фундаментом его интенсивного поступательного движения. Потери людских ресурсов независимо от характера и конкретных причин, особенно для России с ее громадными территориями, становятся не только внутриполитической, но и геополитической проблемой. Они дестабилизируют и ослабляют страну, а в экстремальной ситуации угрожают национальной безопасности»7.
Область применения социального аудита расширяется за счет выхода на территориальные социальные общности, которые представляют собой совокупность людей, объединенных сознанием причастности к территории, стремлением к сотрудничеству и взаимодействием в пределах пространственной локализации их жизнедеятельности8.
Примечания
В связи с расширением области применения следует уточнить содержание понятия «социальный аудит территориальной общности» и, в частности, понятия «социальный аудит муниципального образования». На наш взгляд, под социальным аудитом муниципального образования следует понимать процесс диагностики социального пространства, включающий его многомерную оценку, системный анализ и прогнозные сценарии изучаемого муниципального образования.
Технология социального аудита в муниципальном образовании должна включать в себя три основные цели и три объекта, соответствующие этим целям: 1) аудит деятельности органов муниципальной власти; 2) аудит социального самочувствия населения; 3) аудит взаимоотношений между социальными институтами. При этом социальные институты должны выступать также и в качестве субъектов социального аудита. Обязательным условием социального аудита в муниципальном образовании должно стать социальное партнерство, в этом случае социальный аудит может стать фактором усиления связи и повышения уровня доверия между институтами гражданского общества и органами муниципальной власти.
1 Управление организацией: энцикл. слов. М., 2001.
2 Социальный аудит: учеб. пособие / под ред. А.А. Шулуса, Ю.Н. Попова. М., 2008.
3 Социальный аудит: учеб. / под ред. А.А. Шулуса; Ю.Н. Попова. М., 2008. С. 6.
4 Шулус А.А. «На нашем знамени должно быть начертано: человек, развитие, справедливость». Академия труда и социальных отношений. 90 лет. М., 2009. С. 5.
5 Концепция российской модели социального аудита. М., 2007.
6 Халиуллин Р.З. Муниципальное управление социумом малого северного города: опыт социального аудита: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2002. С. 15.
7 Сбережение народа / под ред. Н.М. Римашевской. М., 2007.
8 Северное регионоведение в современной регионологии: моногр. / отв. ред. Ю.Ф. Лукин. Архангельск, 2005. С. 142.
Volovik Olga Anatolyevna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Management and Regional Studies
SOCIAL AUDIT IN MUNICIPALITY
The article considers various approaches to the definition of social audit and compares foreign and Russian models of social audit as well as describes peculiarities of social audit in municipality.
Key words: social audit, social relations, social partnership.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Дрегало А.А., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и менеджмента Института управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова