Научная статья на тему 'Социальный аудит организаций потребительской кооперации: система процедур и аналитических показателей'

Социальный аудит организаций потребительской кооперации: система процедур и аналитических показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / АУДИТ СООТВЕТСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аманжолова Б.А., Терещенко Д.О., Шишова Ю.А.

Представлена система аналитических процедур и показателей, позволяющих оценить удовлетворенность заинтересованных сторон и сбалансированность политики использования ресурсов для развития социальных аспектов функционирования потребительских обществ и их союзов. Предлагаемая система аналитических процедур и показателей способствует повышению качества управления предпринимательской и социальной сферами деятельности потребительских обществ и их союзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный аудит организаций потребительской кооперации: система процедур и аналитических показателей»

УДК 657.6-051:334.735

СОЦИАЛЬНЫЙ АУДИТ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ:

СИСТЕМА ПРОЦЕДУР И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ*

Б. А. АМАНЖОЛОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры аудита, Сибирский университет потребительской кооперации E-mail: bibigul_1@mail.ru

Д. О. ТЕРЕЩЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета и налогообложения, Сибирский университет потребительской кооперации E-mail: bibigul_1@mail.ru

Ю. А. ШИШОВА,

аспирант кафедры аудита, Сибирский университет потребительской кооперации E-mail: yuliya. shishova.74@mail.ru

Представлена система аналитических процедур и показателей, позволяющих оценить удовлетворенность заинтересованных сторон и сбалансированность политики использования ресурсов для развития социальных аспектов функционирования потребительских обществ и их союзов. Предлагаемая система аналитических процедур и показателей способствует повышению качества управления предпринимательской и социальной сферами деятельности потребительских обществ и их союзов.

Ключевые слова: социальный аудит, потребительская кооперация, аналитические процедуры,

* Статья публикуется по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2014. № 1 (352).

система показателей, аудит эффективности, аудит соответствия.

Методические основы социального аудита организаций потребительской кооперации формирует система аналитических процедур количественного и качественного содержания на всех стадиях аудиторского процесса: планирование аудита, сбор аудиторских доказательств, формирование мнения о выполнении кооперативными организациями социальных обязательств перед пайщиками, работниками, местными жителями и о достоверности отражения социальных показателей в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В основу выделения заинтересованных сторон в результатах социального аудита авторами приняты Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года [2] и международный стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами АА 1000 SES [4]. В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года отмечено, что главным условием динамичного и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлеченных групп, в качестве которых выделяются потребители товаров и услуг, работники потребительской кооперации, пайщики [2]. При этом каждая вовлеченная группа рассматривается как база для развития различных сторон деятельности кооперативных организаций: потребители товаров и услуг -основа экономического развития; работники потребительской кооперации - движущая сила системы потребительской кооперации; пайщики -социальная основа потребительской кооперации. В результате из совокупности заинтересованных сторон (собственники, инвесторы, потребители, работники компании, поставщики, кредиторы, органы государственной власти, сообщества, финансовые организации, средства массовой информации и т. д.) выделены значимые для потребительской кооперации группы - потребители товаров и услуг, работники, пайщики.

Авторский подход к формированию состава аналитических процедур социального аудита, целесообразных для применения в условиях деятельности кооперативных организаций, предполагает последовательную реализацию аналитических процедур аудита соответствия, аудита эффективности и стратегического аудита [1].

Для применения аналитических процедур социального аудита предлагается использовать систему показателей, обеспечивающую возможность:

- диагностики и выявления направлений социальной деятельности, требующих применения аудиторских процедур по существу;

- формирования единого информационного массива для реализации аналитических процедур, т. е. возможности получения и последовательного применения аудиторских доказательств для подтверждения или опро-

вержения информации, полученной на последующих стадиях аудиторского процесса, выявления противоречивой информации;

- выявления существенных искажений показателей социальной деятельности;

- оценки состояния, результатов и перспектив предпринимательской и социальной деятельности потребительских обществ и их союзов в соответствии с определенными предметными областями.

Авторский подход к формированию системы показателей соответствует логике реализации аналитических процедур, т. е. оценочные показатели структурированы по следующим критериям: стадии аудиторского процесса; области аудита; виды аналитических процедур; конкретные предметные области аудита в разрезе объектов аудита.

Так, на этапе планирования для диагностики объектов социального аудита предлагается использовать систему показателей, формирующую основу реализации аналитических процедур аудита соответствия. Эти показатели позволяют:

- в рамках предметной области аудита «пайщики» - оценить соответствие деятельности кооперативных организаций целям, закрепленным в уставе, соответствие реализуемой дивидендной политики положениям уставных и иных внутренних локальных документов, а также провести анализ отдельных направлений социальной политики в отношении соблюдения интересов пайщиков;

- в предметной области «работники » - оценить соответствие условий труда требованиям действующего законодательства, провести анализ политики организации в области развития персонала и ее соответствия стратегии развития потребительской кооперации, исследовать основные направления социальной политики кооперативных организаций в отношении соблюдения интересов работников;

- в предметной области «потребители товаров, работ, услуг» - оценить удовлетворенность населения товарами, услугами кооперативных организаций, соответствие ценовой политики кооперативных организаций уровню жизни, покупательской способности обслуживаемого населения, а также исследовать политику кооперативных организаций в отношении

населения, нуждающегося в социальной защите.

При построении системы показателей аудита соответствия авторы исходили из того, что, с одной стороны, показатели должны характеризовать соответствующее направление социальной деятельности, социальные цели потребительских обществ и их союзов (целевые показатели), с другой стороны, их реализацию (оценочные показатели), т. е. отражать результаты действий, предпринятых для реализации направлений социальной деятельности, поставленных социальных целей.

Критерием для оценки соответствия состояния объектов социального аудита социальным целям деятельности кооперативных организаций и выявления аспектов социальной деятельности, оставленных без должного внимания со стороны органов управления потребительской кооперации, выступает отклонение соответствующих показателей от плановых данных или от показателей за предшествующие сопоставимые отчетные периоды.

Для реализации аналитических процедур аудита эффективности на этапе планирования предлагается использовать систему показателей, позволяющую оценить:

- в предметной области «пайщики» - степень экономического участия пайщиков в деятельности кооперативных организаций, провести анализ дивидендной политики, системы бонусов и имущественного потенциала;

- в предметной области «работники» - уровень вклада трудового коллектива в результаты деятельности кооперативных организаций, эффективность системы вознаграждений и мотивационных выплат;

- в предметной области «потребители товаров, работ, услуг» - интенсивность развития оборота розничной торговли, сферы бытовых услуг и эффективность использования новых, модернизированных объектов торговли. Для реализации потенциальных возможностей системы показателей, применяемой в аудите эффективности, она должна отвечать следующим требованиям:

- широта охвата показателями всех сфер и сторон социально-экономической деятельности

кооперативной организации с учетом обеспечения их информативности для анализа трех основных критериев эффективности социальной и экономической деятельности кооперативных организаций: продуктивность, результативность и экономичность использования финансовых и материальных ресурсов;

- взаимосвязь показателей системы, выражающаяся в наличии содержательной внутренней взаимосвязи компонентов системы и организующем начале, в качестве которого рассматривается повышение результативности, продуктивности и экономичности использования финансовых и материальных ресурсов в решении социальных, экономических и экологических проблем местности, жителей, работников и пайщиков;

- ориентированность на характеристику степени достижения целей социально-экономической деятельности, результатов конкретных мероприятий, выражающуюся в возможности надежной оценки изменений в соответствии с состоянием целей, факторов, действий;

- включение предупреждающих индикаторов и исторических показателей, имеющих четкую методику расчета, а также понятную процедуру интерпретации и оценки в соответствии с уровнем информационно-аналитического обеспечения деятельности кооперативных организаций.

В результате исследования современной социально-экономической ситуации в системе потребительской кооперации и с учетом перечисленных требований была сформирована система показателей, структурированных по критериям продуктивности, результативности и экономичности, характеризующим эффективность деятельности кооперативной организации. При отнесении конкретного показателя к той или иной группе авторы руководствовались экономическим смыслом его расчета, а также влиянием на формирование значений интегральных показателей. Так, в группу индикаторов, характеризующих продуктивность, включены показатели, демонстрирующие взаимосвязь между затраченными ресурсами (факторами) и объемом реализации товаров, услуг. Величина и динамика показателя

объема реализации товаров, услуг позволяют судить о продуктивности предпринимательской деятельности, результаты которой во многом определяют потенциал для реализации социальных задач кооперативными организациями в отношении всех трех групп, вовлеченных в деятельность потребительской кооперации (пайщики, работники, потребители). Показатели продуктивности, сгруппированные по соответствующим аналитическим процедурам и предметным областям социального аудита кооперативных организаций, представлены в табл. 1.

Группу индикаторов по критерию результативности образуют показатели, характеризующие соотношение фактических результатов функционирования (прибыли, убытка) и затраченных ресурсов, изменений в социально-экономической ситуации. В качестве результативного показателя деятельности принята чистая прибыль, в качестве ресурсов и факторов производства взяты как традиционные, так и специфические, характерные исключительно для потребительской кооперации

показатели: объем инвестирования в форме паевых взносов за период, объем заемных средств, предоставленных пайщиками для финансирования деятельности кооперативных организаций (табл. 2).

Критерий экономичности характеризуется экономией или перерасходом ресурсов, используемых в решении социальных, экономических задач с учетом фактически достигнутых результатов. Для оценки экономичности предлагается использовать показатели относительной динамики, выполнения плана, учитывающие соотношения динамики различных видов ресурсов (факторов) и результативных показателей. Расчет показателей экономии или перерасхода предполагает применение в качестве информационной основы данных планов, бюджетов, смет.

Показатели экономичности, сгруппированные по соответствующим аналитическим процедурам и предметным областям социального аудита кооперативных организаций, представлены в табл. 3.

Таблица 1

Показатели продуктивности, сгруппированные в соответствии с аналитическими процедурами и предметными областями социального аудита

кооперативных организаций

Предметная область социального аудита Аналитическая процедура Ресурс (фактор) Показатель

Пайщики Анализ экономического участия пайщиков в деятельности кооперативных организаций Объем заемных средств, предоставленных пайщиками для финансирования деятельности кооперативных организаций Процент доходов на заемные средства, предоставленные пайщиками

Стоимость сданной кооперативу сельскохозяйственной продукции, сырья, дикорастущих ягод, грибов, лекарственного сырья, продукции индивидуальной трудовой деятельности и т. д. Удельный вес сданной пайщиками кооперативу продукции в обороте розничной торговли

Анализ дивидендной политики и системы бонусов Сумма расходов, связанных с предоставлением пайщикам бонусов Уровень расходов, связанных с предоставлением бонусов пайщикам

Собственный капитал Оборачиваемость собственного капитала

Паевой фонд Оборачиваемость паевого фонда

Анализ имущественного потенциала Основные средства Фондоотдача основных средств

Нематериальные активы Фондоотдача нематериальных активов

Неделимый фонд Оборачиваемость неделимого фонда

Совокупные активы Капиталоотдача

Окончание табл. 1

Предметная область социального аудита Аналитическая процедура Ресурс (фактор) Показатель

Работники Анализ вклада трудового коллектива в результаты деятельности кооперативных организаций Численность работников Производительность труда работников

Анализ системы вознаграждения и мотиваци-онных выплат Расходы на выплаты мотиваци-онного характера Уровень расходов на выплаты мо-тивационного характера, процент доходов от основной деятельности на один рубль расходов на выплаты мотивационного характера

Расходы на оплату труда работников Уровень расходов на оплату труда, процент доходов от основной деятельности на один рубль расходов на оплату труда

Потребители товаров, работ, услуг Анализ интенсивности развития оборота розничной торговли Товарные запасы Оборачиваемость товарных запасов

Численность обсуживаемого населения Оборот розничной торговли в расчете на одного человека обслуживаемого населения

Денежные доходы населения Процент охвата денежных доходов населения оборотом розничной торговли

Анализ интенсивности развития сферы бытовых услуг Расходы, формирующие себестоимость оказанных услуг Оборачиваемость бытовых услуг

Численность обслуживаемого населения Объем бытовых услуг в расчете на одного человека, обслуживаемого потребительской кооперацией населения

Денежные доходы населения Процент охвата денежных доходов населения объемом бытовых услуг

Анализ эффективности использования новых, модернизированных объектов торговли Расходы на введение в эксплуатацию новых объектов торговли, расходы на модернизацию Уровень расходов на введение в эксплуатацию новых объектов торговли, на модернизацию

Оборот розничной торговли нового объекта торговли Удельный вес оборота розничной торговли новых объектов торговли в общем обороте розничной торговли

Таблица 2

Показатели результативности, сгруппированные в соответствии с аналитическими процедурами и предметными областями социального аудита

кооперативных организаций

Предметная область социального аудита Аналитическая процедура Ресурс (фактор) Показатель

Пайщики Анализ экономического участия пайщиков в деятельности кооперативных организаций Объем инвестирования в форме паевых взносов за период Рентабельность паевых взносов

Объем заемных средств, предоставленных пайщиками для финансирования деятельности кооперативных организаций Рентабельность заемных средств, предоставленных пайщиками

Стоимость товаров, услуг, приобретенных пайщиками в кооперативных магазинах, сфере услуг Рентабельность продаж товаров, услуг пайщикам

Окончание табл. 2

Предметная область социального аудита Аналитическая процедура Ресурс (фактор) Показатель

Анализ дивидендной политики и системы бонусов Собственный капитал Рентабельность собственного капитала

Паевой фонд Рентабельность паевого фонда

Расходы на выплату дивидендов Рентабельность дивидендов

Средний размер паевого взноса Рентабельность паевого взноса

Расходы на кооперативные выплаты Рентабельность кооперативных выплат

Анализ имущественного потенциала Основные средства Рентабельность основных средств

Нематериальные активы Рентабельность нематериальных активов

Совокупные активы Рентабельность активов

Работники Анализ вклада трудового коллектива в результаты деятельности кооперативных организаций Расходы на оплату труда соответствующей категории работников Рентабельность расходов на оплату труда соответствующей категории работников

Анализ системы вознаграждений и мотиваци-онных выплат Расходы на выплаты мотивацион-ного характера Рентабельность расходов моти-вационного характера

Потребители товаров, работ, услуг Анализ интенсивности развития оборота розничной торговли Оборот розничной торговли Рентабельность оборота розничной торговли

Оборачиваемость товарных запасов Рентабельность товарных запасов

Анализ интенсивности развития сферы бытовых услуг Объем бытовых услуг, оказанных населению Рентабельность продаж бытовых услуг

Анализ эффективности использования новых, модернизированных объектов торговли Расходы на введение в эксплуатацию новых объектов торговли, расходы на модернизацию Рентабельность расходов на введение в эксплуатацию новых объектов торговли, на модернизацию, рентабельность продаж новых объектов торговли

Таблица 3

Показатели экономичности, сгруппированные в соответствии с аналитическими процедурами и предметными областями социального аудита

кооперативных организаций

Предметная область социального аудита Аналитическая процедура Ресурс (фактор) Показатель

Пайщики Анализ экономического участия пайщиков в деятельности кооперативных организаций Объем заемных средств, предоставленных пайщиками для финансирования деятельности кооперативных организаций Экономия (перерасход) расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, предоставленных пайщиками для финансирования деятельности кооперативных организаций

Анализ дивидендной политики и системы бонусов Расходы на выплату кооперативных выплат Экономия (перерасход) средств, связанных с кооперативными выплатами

Анализ имущественного потенциала Основные средства Экономия (перерасход) основных средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание табл. 3

Предметная область социального аудита Аналитическая процедура Ресурс (фактор) Показатель

Работники Анализ вклада трудового коллектива в результаты деятельности кооперативной организации Численность работников Экономия (перерасход) трудовых ресурсов

Анализ системы вознаграждений и мотивационных выплат Расходы на выплаты мотива-ционного характера Экономия (перерасход) средств на выплаты мотивационного характера

Потребители товаров, работ, услуг Анализ интенсивности развития оборота розничной торговли Товарные запасы Экономия (перерасход) товарных ресурсов

Анализ интенсивности развития сферы бытовых услуг Расходы, формирующие себестоимость оказанных услуг Экономия (перерасход) средств, связанных с оказанием бытовых услуг

Анализ эффективности использования новых, модернизированных объектов торговли Расходы на введение в эксплуатацию новых объектов торговли, расходы на модернизацию Экономия (перерасход) средств на введение в эксплуатацию новых объектов торговли, на модернизацию

Критериями оценки эффективности объектов на стадии планирования социального аудита выступает характер отклонения данных показателей от плановых данных или показателей за предшествующие сопоставимые отчетные периоды.

Для реализации процедур по существу предлагается применять интегральные показатели, которые:

- позволяют сформировать комплексную оценку эффективности реализации социальной деятельности в рамках каждой предметной области социального аудита (пайщики, работники, потребители товаров, работ, услуг);

- находятся в причинно-следственной связи с показателями, формирующими основу осуществления аналитических процедур аудита соответствия и стратегического аудита;

- позволяют выявить объекты бухгалтерского, управленческого и налогового учета, требующие применения аудиторских процедур по существу, отличных от аналитических процедур.

Комплексность оценки эффективности отдельных направлений социальной деятельности обеспечивается тем, что в расчете интегральных показателей участвуют частные интегральные показатели, каждый из которых характеризует ре-

зультативность, продуктивность и экономичность соответствующей предметной области социального аудита. Так, для комплексной оценки эффективности реализации социальной деятельности предметной области «пайщики» предлагается использовать интегральный показатель, в расчете которого участвуют частные интегральные показатели, характеризующие продуктивность использования кооперативной собственности (капиталоотдача) и результативность использования кооперативной собственности (рентабельность активов)

5 = 4 К х Яа, где 5 - интегральный показатель эффективности;

К - капиталоотдача; Ra - рентабельность активов. Комплексную оценку эффективности предметной области «работники» предлагается осуществлять с применением интегрального показателя, рассчитанного на основе частных интегральных показателей оценки продуктивности расходов на оплату труда (производительность труда) и результативности расходов на оплату труда (рентабельность расходов на оплату труда)

5 = 7Р х Яг, где Р - производительность труда;

Rr - рентабельность расходов на оплату труда и иных выплат стимулирующего характера. В качестве комплексного показателя оценки эффективности предметной области «потребители» предлагается применять интегральный показатель, основанный также на расчете частных интегральных показателей - оборачиваемости товарных запасов и затрат, связанных с оказанием услуг, и результативности их использования (рентабельность товарных ресурсов, услуг) Б = ^ С х ,

где С - оборачиваемость товарных ресурсов, затрат, связанных с оказанием услуг; Rt - рентабельность товарных ресурсов, услуг.

Критериями для вынесения суждения об эффективности использования ресурсов для реализации социальной деятельности и степени выполнения социальных обязательств кооперативными организациями являются отклонения интегральных показателей от показателей, рассчитанных за сопоставимые периоды, либо рассчитанных на основе плановых данных.

Предлагаемые авторами интегральные показатели находятся в причинно-следственной связи с показателями, формирующими основу осуществления аналитических процедур аудита соответствия и стратегического аудита. Наличие причинно-следственной связи между интегральными показателями и показателями аудита соответствия обеспечивается тем, что показатели аудита соответствия выступают источниками информации для расчета интегральных показателей, а интегральные показатели в свою очередь выступают источниками информации для расчета показателей стратегического аудита.

Так, источниками информации для расчета интегрального показателя комплексной оценки эффективности по области «пайщики» выступают следующие показатели, составляющие основу аналитических процедур аудита соответствия: размер паевого фонда, численность пайщиков, размер паевого взноса, заемные средства, предоставленные пайщиками, удельный вес этих средств в составе источников формирования кооперативного имущества, стоимость основных средств, нематериальных активов.

Источниками информации для расчета интегрального показателя комплексной оценки эф-

фективности по области «работники» выступают показатели, составляющие основу аналитических процедур аудита соответствия: выручка от реализации, расходы по основному виду деятельности, средний размер заработной платы и иных выплат в пользу работников, численность различных категорий работников, их производительность труда.

Базу для расчета интегрального показателя комплексной оценки эффективности по области «потребители» формируют показатели, составляющие основу аналитических процедур аудита соответствия. Это выручка от реализации, расходы по основному виду деятельности, средний размер товарных запасов, расходы, формирующие стоимость услуг, стоимость товарных запасов, сданных пайщиками для реализации через кооперативную торговую сеть.

На завершающей стадии аудита предлагается использовать систему интегральных показателей, обеспечивающих оценку степени реализации и способности достижения кооперативными организациями направлений и показателей развития, заложенных в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. Интегральные показатели стратегического аудита основаны на интеграции показателей динамики, характеризующих продуктивность, результативность и экономичность использования ресурсов для реализации социальной деятельности по конкретной предметной области социального аудита.

Таким образом, в процессе реализации авторского подхода к использованию аналитических процедур социального аудита сформирована система показателей, позволяющих формализовать аудиторскую оценку социальной деятельности кооперативных организаций. Для предметной области «пайщики» система показателей и особенности их анализа представлены в табл. 4.

Особенностью разработанной системы показателей является обеспечение преемственности и взаимосвязи количественных параметров аудита соответствия, эффективности и стратегического аудита, что определено характером аналитических процедур, последовательностью их реализации и рациональностью формирования информационного обеспечения контрольной деятельности.

Таблица 4

Показатели, предназначенные для аудиторской оценки предметной области

социального аудита «пайщики»

Показатель Контролируемые параметры Выводы аудитора

Аудит соответствия

Прибыль Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), прибыль отчетного периода Сокращение темпов роста показателей свидетельствует о несоблюдении интересов пайщиков в обеспечении деятельности кооперативной организации собственными источниками финансирования

Совокупные активы Валюта баланса Отрицательная динамика стоимости имущества характеризует несоблюдение интересов пайщиков в сохранении кооперативной собственности

Выручка Выручка Сокращение темпов роста выручки свидетельствует о несоблюдении интересов пайщиков в обеспечении непрерывности деятельности кооперативной организации

Собственный капитал Паевой фонд (численность пайщиков, средний размер паевого взноса), добавочный капитал, уставный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Существенное изменение структуры и отрицательная динамика собственных источников финансирования характеризуют несоответствие текущей деятельности целям функционирования кооперативных организаций

Аудит эффективности

Рентабельность активов -критерий результативности Прибыль, совокупные активы Изменение показателя характеризует степень результативности использования имущества кооперативных организаций в основной деятельности

Капиталоотдача - критерий продуктивности Выручка, собственный капитал Изменение показателя характеризует вклад собственных источников финансирования в доходы от основной деятельности

Экономия (перерасход) средств пайщиков, инвестированных в активы -критерий экономичности Выручка, совокупные активы Экономия свидетельствует о наличии резервов повышения результативности и продуктивности деятельности

Стратегический аудит

Темпы изменения капита-лоотдачи, рентабельности активов, уровня расходов Капиталоотдача, рентабельность активов, уровень расходов Существенное изменение показателя свидетельствует о повышении (снижении) эффективности социальной деятельности кооперативной организации с учетом среднесрочной или долгосрочной перспектив ее функционирования

В результате применения авторского подхода сформирована система показателей, обеспечивающая реализацию аналитических процедур социального аудита в отношении предметной области «работники» (табл. 5).

Разработанная система показателей, предназначенных для аудита предметной области «работники», также обеспечивает преемственность и взаимосвязь количественных параметров аудита соответствия, эффективности и стратегического аудита.

В результате применения авторского подхода сформирована система показателей, обеспечива-

ющая реализацию аналитических процедур социального аудита в отношении предметной области «потребители товаров, работ, услуг» (табл. 6).

Критериями для оценки способности достижения кооперативными организациями направлений и показателей развития, заложенных в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, являются размер и характер отклонения интегральных показателей от аналогичных, рассчитанных на основе прогнозных данных.

На завершающей стадии аудита применяется система интегральных показателей стратегичес-

Таблица 5

Показатели, предназначенные для аудиторской оценки предметной области социального аудита «работники»

Показатель Контролируемые параметры Выводы аудитора

Аудит соответствия

Прибыль Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), прибыль отчетного периода Сокращение темпов роста показателей свидетельствует о несоблюдении интересов работников в обеспечении источников финансирования, стимулирующих и других выплат

Расходы на оплату труда Расходы на оплату труда, включаемые в себестоимость, прочие расходы, премии, компенсации и другие выплаты, начисляемые за счет собственных источников финансирования деятельности Существенное изменение структуры расходов характеризует несоблюдение условий трудовых договоров и коллективного договора

Выручка Выручка по видам экономической деятельности Сокращение темпов роста выручки свидетельствует о несоблюдении интересов работников в обеспечении непрерывности деятельности кооперативной организации

Численность работников Численность персонала по категориям, движение персонала в течение отчетного периода Существенное изменение структуры и отрицательная динамика численности характеризуют несоответствие текущей деятельности целям функционирования кооперативных организаций

Аудит эффективности

Рентабельность расходов на оплату труда - критерий результативности Прибыль, расходы на оплату труда Изменение показателя характеризует степень результативности использования кадровых ресурсов кооперативных организаций в основной деятельности

Производительность труда - критерий продуктивности Выручка, численность работников Изменение показателя характеризует вклад персонала кооперативной организации в доходы от основной деятельности

Экономия (перерасход) средств, направленных на оплату труда - критерий экономичности Выручка, уровень расходов на оплату труда Экономия свидетельствует о наличии резервов повышения результативности и продуктивности деятельности

Стратегический аудит

Темпы изменения производительности труда, рентабельности расходов на оплату труда, уровня расходов на оплату труда Рентабельность расходов на оплату труда, производительность труда, уровень расходов на оплату труда Существенное изменение показателя свидетельствует о повышении (снижении) эффективности социальной деятельности кооперативной организации с учетом среднесрочной или долгосрочной перспективы их функционирования

Таблица 6

Показатели, предназначенные для аудиторской оценки предметной области социального аудита «потребители товаров, работ, услуг»

Показатель Контролируемые параметры Выводы аудитора

Аудит соответствия

Прибыль Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), прибыль отчетного периода Сокращение темпов роста показателей свидетельствует о несоблюдении интересов потребителей в непрерывности деятельности кооперативной организации

Расходы на продажу Расходы на оплату труда, транспортные расходы, расходы по содержанию основных средств Существенное изменение структуры расходов характеризует несоблюдение политики в отношении качества товаров, услуг, предоставленных кооперативными организациями

Окончание табл. 6

Показатель Контролируемые параметры Выводы аудитора

Выручка Выручка Сокращение темпов роста выручки свидетельствует о несоблюдении интересов потребителей в обеспечении социально значимыми товарами, услугами

Товарные запасы Ассортиментная, договорная, ценовая политика Существенное изменение структуры и отрицательная динамика по товарным группам характеризуют несоответствие текущей деятельности целям функционирования кооперативных организаций

Аудит эффективности

Рентабельность товарных ресурсов, услуг -критерий результативности Прибыль, товарные запасы Изменение показателя характеризует степень результативности использования товарных ресурсов кооперативных организаций в основной деятельности

Оборачиваемость товарных запасов и расходов, формирующих себестоимость услуг - критерий продуктивности Выручка, товарные запасы, расходы, формирующие себестоимость услуг Изменение показателя характеризует вклад товарных ресурсов кооперативной организации в доходы от основной деятельности

Экономия (перерасход) средств, расходов на продажу - критерий экономичности Выручка, уровень расходов на продажу Экономия свидетельствует о наличии резервов повышения результативности и продуктивности деятельности

Стратегический аудит

Темпы изменения оборачиваемости товарных запасов, рентабельности товарных ресурсов, уровня расходов на продажу Рентабельность товарных ресурсов, оборачиваемость товарных запасов, уровень расходов на продажу Существенное изменение значения показателя свидетельствует о повышении (снижении) эффективности социальной деятельности кооперативной организации с учетом среднесрочной или долгосрочной перспектив функционирования

кого аудита. Расчет интегральных показателей методически взаимосвязан с комплексной оценкой эффективности социальной деятельности, поскольку основан на интеграции частных интегральных показателей, характеризующих в динамике продуктивность, результативность и экономичность использования ресурсов для реализации социальной деятельности по соответствующим предметным областям социального аудита.

Результаты комплексной оценки эффективности социальной деятельности Краснозерского районного потребительского общества представлены в табл. 7.

Динамика комплексных и частных интегральных показателей оценки позволяет сделать вывод, что на протяжении 2009-2011 гг. текущая деятельность потребительского общества осуществлялась с соблюдением социально-экономических интересов пайщиков, работников, а также с учетом интересов потребителей с точки зрения

их обеспечения социально значимыми товарами и услугами.

Результаты перспективной оценки степени реализации имущественного, кадрового и экономического потенциала районного потребительского общества свидетельствуют о наличии предпосылок для роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Особого внимания, по мнению авторов, заслуживает оценка влияния налоговой нагрузки кооперативных организаций на эффективность реализации их социально-экономического потенциала. Важность исследования налоговой нагрузки определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, выполнение обязательств по своевременной и полной уплате налогов характеризует социальную ответственность кооперативных организаций. Во-вторых, суммы начисленных налогов оказывают прямое влияние на состояние источников финансирования социальной

Таблица 7

Результаты реализации аналитических процедур социального аудита районного потребительского общества за 2009-2011 гг., %

Показатель Темп изменения

2010 к 2009 2011 к 2010

Пайщики

Капиталоотдача 109 99

Рентабельность активов 237 127

Экономия средств пайщиков, инвестированных в активы 131 211

Комплексный интегральный показатель оценки эффективности социальной деятельности 161 112

Интегральный показатель стратегического аудита 144 112

Работники

Производительность труда 95 157

Рентабельность расходов на оплату труда и иных выплат стимулирующего характера 124 223

Экономия средств, направленных на оплату труда работников и иных выплат стимулирующего характера 127 207

Комплексный интегральный показатель оценки эффективности социальной деятельности 108 187

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интегральный показатель стратегического аудита 97 119

Потребители товаров, работ, услуг

Оборачиваемость товарных ресурсов, затрат, связанных с оказанием услуг 104 114

Рентабельность товарных ресурсов, услуг 104 107

Экономия, перерасход расходов, связанных с реализацией продукции, оказанием услуг 114 103

Комплексный интегральный показатель оценки эффективности социальной деятельности 104 111

Интегральный показатель стратегического аудита 107 111

деятельности кооперативных организаций. Для демонстрации влияния налоговой нагрузки на эффективность социальной деятельности кооперативных организаций использовалась система относительных показателей налоговой нагрузки,

разработанная Д. О. Терещенко [3]. Информация об изменении налоговой нагрузки районного потребительского общества в анализируемом периоде представлена в табл. 8.

Наблюдается тенденция роста налоговой нагрузки районного потребительского общества. При этом значительный рост наблюдается по показателям, характеризующим налоговую нагрузку на выручку от реализации, прибыль до налогообложения, а также по обобщающему индикатору уровня налогообложения (262,83 %). Приведенная информация объясняет поведение следующих показателей социального аудита: капиталоотдачи, рентабельности активов, экономии расходов, связанных с реализацией товаров, работ, услуг (см. табл. 7). Использование показателей налоговой нагрузки в процессе реализации аналитических процедур социального аудита обеспечивает углубление выводов аудитора в отношении социально-экономической эффективности деятельности кооперативных организаций. Так, снижение темпов роста рентабельности активов в аудируемом периоде в большей степени объясняется повышением налоговой нагрузки на затраты, выручку от реализации товаров, работ, услуг, прибыль до налогообложения. Следовательно, факторный анализ рентабельности активов должен быть дополнен действиями аудитора по раскрытию влияния суммы начисленных налогов на формирование прибыли, дебиторской и кредиторской задолженности.

Таким образом, применение аналитических процедур социального аудита, основанных на интеграции методов аудита соответствия, аудита эффективности и стратегического аудита, способствует повышению информационной прозрачности деятельности потребительских обществ и их союзов, поскольку позволяет выявлять аспекты социальной деятельности, наиболее значимые с позиции раскрытия их в системе отчетности потребительской кооперации. Практическое внедрение предлагаемых аналитических процедур обеспечивает достоверность социальной информации, представленной в бухгалтерской отчетности, что способствует выявлению резервов реализации социальной миссии потребительских обществ и их объединений с учетом потребностей заинтересованных сторон.

Таблица 8

Динамика относительных показателей налоговой нагрузки районного потребительского общества за 2011-2012 гг.

Показатель Порядок расчета 2011, доля 2012, доля Темп изменения, %

Налоговая нагрузка на выручку от реализации Сумма косвенных налогов 0,002 0,20 10 000,00

Выручка от реализации товаров, работ, услуг

Налоговая нагрузка на затраты Сумма налогов, относимых на затраты Сумма затрат 1,81 2,334 128,95

Налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения Сумма налогов, относимых на прибыль до налогообложения Прибыль до налогообложения 1,55 3,50 225,81

Уровень налогообложения Сумма чистой прибыли Сумма налоговых платежей 57,31 150,63 262,83

Налогоемкостьреализа-ции Сумма налоговых платежей 1,49 2,17 145,64

Выручка от реализации товаров, работ, услуг

Список литературы

1. АманжоловаБА., Наумова А В., ШишоваЮ.А. Аналитические процедуры в социальном аудите организаций потребительской кооперации // Аудитор. 2012. № 12. С. 49-55.

2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года // Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации. URL: http://www. rus.

coop/education&science/branch_legal_documents/ index. php?sphrase_id=6300.

3. Терещенко Д. О. Статистическое исследование налогообложения торговой организации: монография. Новосибирск: НГТУ, 2011. 179 с.

4. АА1000 Stakeholders Engagement Standard // Institute of Social and Ethical Accountability -AccountAbility. URL: http://www. accountability. org/images/content. ru.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

Напоминаем также, что нашим подписчикам предоставляется возможность размещения рекламы в наших изданиях с 50%-ной скидкой.

(495) 989-96-10 podpiska@fin-izdat.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.