Научная статья на тему 'Социальныеаспекты непрерывного профессионального образования в решении кадровых проблем региональных рынков труда'

Социальныеаспекты непрерывного профессионального образования в решении кадровых проблем региональных рынков труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самоделкин В. П.

В статье дается социологическая оценка проблем непрерывного профессионального образования на современном этапе развития общества. Выявлены актуальность и целесообразность многоуровневого профессионального образования в решении кадровых проблем устойчивого развития региона. Автором предложена модель многоуровневого непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров в региональном научно-образовательном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальныеаспекты непрерывного профессионального образования в решении кадровых проблем региональных рынков труда»

Самоделкин В.П.

Уфимский государственный авиационный технический университет

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ

РЫНКОВ ТРУДА

В статье дается социологическая оценка проблем непрерывного профессионального образования на современном этапе развития общества. Выявлены актуальность и целесообразность многоуровневого профессионального образования в решении кадровых проблем устойчивого развития региона. Автором предложена модель многоуровневого непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров в региональном научно-образовательном комплексе.

На рубеже III тысячелетия изменился со- ловеческого общества и стимулом социаль-

циальный характер общества: в России осу- ного развития».

ществляется переход от унитарной государственной социальности к демократической постиндустриальной социальности в условиях глобализации человеческой цивилизации. Суть ее заключается в острой борьбе за мировые ресурсы, в жесточайшей конкуренции на мировых рынках труда, капиталов, товаров, интеллектуальных продуктов.

Известный британский социолог Зигмунд Бауман в своей книге «Индивидуализированное общество» дает несколько признаков, определяющих состояние современного общества, один из которых звучит следующим образом: «В современном «обществе риска» потребности производства меняются гораздо быстрее, чем человек способен осваивать те знания и навыки, которые прежде считались необходимыми для участия в нем. С одной стороны, снижается ценность традиционных образовательных учреждений. Возникает резкая дифференциация между людьми способными и не способными столь быстрому усвоению меняющейся социальной реальности. Мобильность и подвижность начинают воспроизводить сами себя» [1].

Надо признать, что в данной формулировке кроется наиболее важный и острый социальный конфликт всей системы образования, которая оказалась «на распутье» в условиях нарастающей научно-технической революции при глобальной информатизации общества.

Социология конфликта в целом исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни. Выявление и развитие конфликта- в целом полезное и нужное дело. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал социальный конфликт «неизбежным явлением в истории че-

Американский социолог Л. Козер считал, что конфликт предотвращает окостенение системы и открывает дорогу инновациям, стабилизирует динамическое развитие социальной системы, создавая новую форму социальных институтов.

Одной из наиболее эффективных и действенных реакций противостояния глобализирующим процессам является программа модернизации и развития системы профессионального образования.

В 1990 году Организацией Объединенных Наций были определены и признаны «измерители» социальной категории «человеческий потенциал», определяющие статику и динамику развития современных государств, назвали их индексами развития человеческого потенциала (ИРЧП):

- ожидаемая продолжительность жизни;

- доступность получения образования и его уровень;

- реальный ВВП на душу населения.

Измерители ИРЧП базируются на четырех принципах:

1. Устойчивое развитие общества.

2. Равенство реализации возможностей для всех членов общества.

3. Возможность членов общества повышать свои возможности и продуктивность деятельности.

4. Расширение возможностей членов общества в управлении и принятии значимых для них решений [2].

В «Теории развития человеческого потенциала», разработанной лауреатом Нобелевской премии Г. Беккером, кругооборот «человеческого капитала» определяется образованием, развивающим возможности и способности человека, а в конечном итоге -

производительность и продуктивность труда. «Человеческий капитал», по Г. Беккеру, определяется имеющимся у каждого человека определенным объемом знаний, умений и навыков, а также мотиваций к профессиональной деятельности и определяется двумя уровнями профессиональной квалификации:

а) общая профессиональная квалификация;

б) специальная квалификация, которая базируется на образованности и накопленном профессиональном и жизненном опыте [2].

Формула «образование на всю жизнь», фундаментально звучащая в 70-80-х годах прошлого столетия, сегодня, это мягко сказано, является историческим анахронизмом. Образование «через всю жизнь» или ленинское «учиться, учиться и еще раз учиться» сегодня наиболее актуально, что обеспечивает мобильность, подвижность, востребованность и конкурентоспособность специалистов на рынке труда.

Российская система профессионального образования всегда отличалась фундаментальностью и академичностью, нацеленностью на профессию [6].

Система образования является социальной подсистемой общества и всегда имеет право на способ самоопределения исходя из факта осмысления состояния общественной жизни и тех целей и задач, которые ставит перед ней общество. Современный этап развития общества ставит перед системой образования цель обеспечить триединство важных и определяемых критериев:

- инновационность, развитие нового сознания личности, интеллекта, способности к самостоятельной деятельности, нестандартному, преобразующему мышлению и инициативности;

- гуманитарность, характеризуемая уровнем нравственного и духовного развития, образованностью, грамотностью, здоровым образом жизни и профессиональной культурой;

- интегрированность - характеризуется сбалансированностью интересов личности, общества, самодостаточностью, мобильностью и динамизмом в профессиональной деятельности [3].

Актуальность проблемы непрерывного профессионального образования заключается в исторической необходимости развития

всей образовательной системы, сохранения и передачи и преумножения интеллектуального потенциала, развития национального самосознания, укрепления нравственного, духовного, психического, физического здоровья нации в динамично меняющихся условиях жизни [5].

Непрерывное образование прежде всего следует рассматривать в аспекте профессионального образования, т. к. реализация человеческих возможностей и способностей проявляется прежде всего через его профессиональную деятельность. Непрерывное профессиональное образование как подсистему образования следует структурировать через многоуровневую подготовку и переподготовку специалистов с учетом их востребованности региональным рынком труда и устойчивым социально-экономическим и политическим развитием региона. Ныне существующая система профессиональной подготовки и переподготовки кадров имеет традиционные уровни: курсовая подготовка, начальное, среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование [7].

Нужно признать, что состояние профессиональной подготовки и переподготовки кадров, потребных для региона, сегодня бессистемно и находится в состоянии неопределенности и неуверенности. Каждое образовательное учреждение пытается решать названные выше цели и задачи, ориентируясь прежде всего на самосохранение и выживание в условиях рыночных преобразований. Связь между элементами образовательной системы реализуется в соответствии с Государственными образовательными стандартами, не вполне целенаправленно и без учета специфики конкретных образовательных уровней. На сегодня контакт разноуровневых образовательных учреждений носит необязательный и эпизодический характер. Данная модель образовательной системы является классической, консервативной, закрытой и разобщенной, не имеющей единого вектора в определении целей и задач, методического обеспечения, а самое главное - в определении общих для всей образовательной системы критериев качества подготовки специалистов. В качестве аналитического среза состояния рынка труда и образовательных услуг в отдельно взятом регионе, характерном для многих провинци-

альных промышленных центров, рассмотрен город Кумертау, являющийся промышленноэкономическим центром юга Республики Башкортостан. Промышленное производство региона составляет машиностроение и металлообработка в объеме 80,6%. В данной отрасли работает основная часть трудоспособного населения города. Рынок образовательных услуг представляют 16 образовательных учреждений профессионального образования, 6 из которых являются негосударственными, не имеющими к промышленному производству абсолютно никакого отношения. Высшее образование представлено тремя филиалами, четырьмя представительствами и одним отделением. На удовлетворение потребностей машиностроительного комплекса работает лишь только один вуз - Кумертауский филиал УГА-ТУ. Среднее профессиональное образование представлено семью сузами, три из которых негосударственные. Из государственных сузов только одно обеспечивает воспроизводство специалистов среднего звена для градообразующей машиностроительной отрасли. Начальное профессиональное образование - осуществляют подготовку рабочих специалистов для промышленности два профессиональных лицея по 2-3 специальностям, связанным с металлообработкой и машиностроением. Итого в промышленном центре юга РБ с численностью населения 74 тыс. человек обучается по дневной форме обучения 4,5 тыс. человек, из них 47% - это молодежь, прибывшая учиться из соседних районов и городов [7]. Однако профессиональная направленность учебных заведений, расположенных в г. Кумертау, в настоящее время не обеспечивает машиностроительные предприятия в специалистами машиностроительных производств, такими, как станочники металлообработки, сборщики, сварщики и др. Специалисты с высшим и средним образованием направления «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» предприятиями города всегда востребованы. Однако одновременно происходит «перепроизводство» экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов, поваров, портных, продавцов и др. специалистов непроизводственной сферы, которые вынуждены искать работу на стороне или не по специальности или по неприобретенной специальности. Подобная ситуация не является

исключением из правил, этот срез характерен для многих малых провинциальных центров, ориентированных прежде на развитие военно-промышленного комплекса. Сегодня в условиях реальной «демографической ямы» такое воспроизводство специалистов и «разбазаривание» трудовых и финансовых ресурсов - недопустимая роскошь.

Целесообразность внедрения системы многоуровневой непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки специалистов позволит гибко, целенаправленно, экономически эффективно решать проблему обеспечения потребностей конкретных предприятий и производств, как в производственной, так и в непроизводственной сферах, стабилизировать социальную напряженность, выравнивать демографическую составляющую в регионе в положительную сторону.

Основные направления функционирования системы многоуровневого непрерывного профессионального образования заключены в следующих принципах: непрерывности, преемственности, целостности, мобильности, технологичности, гуманизации, демократизации, гибкости [4].

Многоуровневое непрерывное профессиональное образование должно быть массовым и представлять собой систему развернутого изложения и обоснования целей, задач, методов и критериев оптимальной подготовки и переподготовки специалистов. Конечный результат данной системы ориентируется на уровень и качество профессионального образования специалистов, именно востребованных в данном региональном рынке труда в первую очередь, руководствуясь принципом рыночной экономики «спрос определяет предложение» [7].

Ученый совет Уфимского государственного авиационного технического университета в июне 2003 года, учитывая положительный опыт Кумертауского филиала УГАТУ по совершенствованию системы «школа -технический университет», принял решение: «На базе филиала УГАТУ в г. Кумертау создать научно-образовательный комплекс, включающий учреждения начального, среднего профессионального образования, промышленные предприятия, с целью разработки инновационных решений в интересах предприятий южного региона Республики

ВПО по следующим направлениям и специальностям [8]:

а) «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительного производства», специальность «Т ехнология машиностроения»;

б) «Промышленная автоматика», специальность «Автоматизация технологических процессов и производства».

Модель МНПО в рамках регионального научно-образовательного комплекса представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:

- общее образование - гимназия №1 и Республиканский политехнический лицей-интернат;

Башкортостан и реализации их кадрового обеспечения». Для выполнения данного решения разработаны:

- региональная концепция многоуровневого непрерывного профессионального образования (МНПО);

- программа создания и развития регионального научно-образовательного комплекса;

- спроектирована математическая модель МНПО региона;

- подготовлены и утверждены сквозные, взаимосвязанные учебные планы и программы, обеспечивающие преемственность государственных образовательных стандартов, и методическое обеспечение уровней СПО и

А, В, С - «восходящий поток» - сокращенный цикл обучения, N М - «нисходящий поток» - досрочная аттестация и выпуск на рынок труда, К - квалифицированный рабочий, Ь - лучшие выпускники техникума, колледжа, О - одаренные выпускники лицеев, училищ, Р - «продвинутые» школьники;

I уровень востребованности на рынке труда рабочих II уровень востребованности на рынке труда специалистов среднего звена III уровень востребованности на рынке труда специалистов с высшим образованием

Рисунок. Модель многоуровневого непрерывного профессионального образования (МНПО) подготовки и переподготовки кадров в региональном научно-образовательном комплексе.

- начальное профессиональное образование - профессиональный лицей №33;

- среднее профессиональное образование - Кумертауский авиационный техникум;

- высшее профессиональное образование - Кумертауский филиал УГАТУ;

- рынок труда, промышленный сектор

- Кумертауское авиационное производственное предприятие, машиностроительный завод «Искра».

Эти элементы системы связаны между собой долгосрочными договорными обязательствами.

В качестве математической модели МНПО используется сетевой граф (рисунок). Формирование модели осуществляется путем анализа состояния уровней, их обособленности, устойчивости, возможностей качественно трансформироваться под воздействием взаимовлияний уровней как по вертикали - «восходящие и нисходящие потоки», так и по горизонтали во времени. Любой полный путь на таком графе будет являться допустимым вариантом структурного решения, выраженным через затраты времени, ресурсов и критериев качества подготовки специалиста. В данной модели базисная роль отводится общеобразовательной школе, которая должна в условиях модернизации образовательной системы закладывать в подрастающее поколение наряду с необходимым объемом и уровнем общих знаний, умений и навыков еще и основы профессиональной деятельности. Рассматривая актуальность профессиональной, технологической подготовки школьников - будущих студентов, а затем профессиональных специалистов, необходимо учитывать, что в современном мире научно-технические и социальные процессы быстро и кардинально из-

меняют условия труда и содержание профессиональной деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Модель МНПО не предусматривает «выброс» школьника на рынок труда при получении аттестата зрелости без приобретения им общих профессиональных знаний и начальной квалификации. Он должен быть обучен «ремеслу», будь то курсовая подготовка в подсистеме НПО либо в межшкольном учебно-производственном комбинате. Владеющий современным ремеслом молодой человек имеет возможность более мягко адаптироваться в самом начале трудовой жизни, самореализоваться в условиях разнообразия преобразовательной профессиональной деятельности. Для этого он должен знать основы современной техники и технологий, организационно-экономические и правовые принципы современного производства в условиях планетарных рыночных отношений.

Выводы:

1. Правовое регулирование и реализация системы многоуровневого непрерывного профессионального образования должным образом обеспечивается Федеральным законом «Об образовании», статьями 20-24.

2. Государственные образовательные стандарты должны играть ключевую роль в оптимизации профессионального образования.

3. Общеобразовательный базис должен обеспечивать подвижность, гибкость и при-спосабливаемость профессионального образования к рынкам труда в условиях научнотехнического прогресса.

4. Необходимо при решении задач оптимизации МНПО ориентироваться на конечные результаты: уровень и качество профессиональной подготовки специалистов, востребованных на региональных рынках труда.

Список использованной литературы:

1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: «Логос», 2002.

2. Карелин И.Ю. и др. Государственное регулирование рынка труда. Социальная политика государства. Учебное пособие. Уфа: РИО БАГСУ, 2004 - С .113-116.

3. Ильин В. Образование в XXI веке // Высшее образование в России. - М., 2004. - №1. С. 167-169.

4. Бобриков В.Н. Формирование профессиональной культуры специалистов 21 века в техническом университете: Труды 3-й Междунар. науч.-практ. конф. СПбГПУ. СПб. 2003 - С. 27.

5. Самоделкин В.П. Формирование профессиональной культуры специалистов 21 века в техническом университете: Труды 3-й Междунар. науч.-практ. конф. СПбГПУ. СПб. 2003 - С. 24.

6. Самоделкин В.П. Интеграция методической (научно-методической) работы и система повышения кадров: материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск 2006. 2 ч. С.164.

7. Самоделкин В.П. Политические и экономические условия устойчивого развития российского региона. Сборник научных статей научно-практической конференции. Уфа: БАГСУ, 2006. С. 192-195.

8. Самоделкин В.П., Даутов А.И. Инновационные процессы в системе непрерывного профессионального образования: материалы Республиканской научно-практической конференции (Кумертау 16.04.2004) - Уфа: РИОРУНМЦ МО РБ, 2004. С. 11-18.

21.12.06 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.