СОЦИАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ: теоретико-методологические основы исследования
В.В. Заболотнева
Введение. Зарубежным и отечественным религиоведением, историками религии, авторами публикаций по проблемам государственно-конфессиональных отношений разработаны методологические подходы к изучению эволюции религиозных систем, а также проведена большая работа по изучению феномена новой религиозности. Тем не менее разнообразная и развивающаяся религиозная жизнь требует постоянного переосмысления, уточнения и дополнения известных способов изучения новых религиозных движений (НРД), а вновь появляющийся обширный эмпирический материал ставит перед наукой задачу его объективной и комплексной оценки.
Под новыми религиозных движениями мы понимаем религиозные течения, возникшие, как правило, в зарубежных странах в 60-70 гг. ХХ в. и получившие в конце 80-х и начале 90-х гг. распространение в Советском Союзе, а затем и в России. Некоторые из действующих в нашей стране НРД зародились за рубежом полтора столетия тому назад (мормоны), однако в России они появились а начале 90-х гг., поэтому здесь они относятся к типу НРД. При этом одни религиозные объединения соглашаются с причислением их к «новым», другие же заявляют о своей тысячелетней укорененности в мировой культуре, в том числе российской (кришнаиты), и на этом основании отвергают свою принадлежность к новым религиозным движениям1. Некоторые религиозные образования не считают себя «новыми», утверждая, что как раз они и сохранили преемственность вероучительной и социальной традиции, в то время как имеющие себя «традиционными» этой традиции изменили (приверженцы Церкви Божией Матери Державной), больше известные как «богородничники» .
1 См.: Матвеева М, Сидоров И., Яковлев В. Ведическая традиция в России: Кто такие
кришнаиты: новое явление или возрождение традиции? М., 1997.
2
См.: Красная патриархия: Волки в овечьей шкуре. М., 1993.
Термин «новые религиозные движения» порождает дискуссии в религиоведческом сообществе. Предлагаются иные обозначения действующих в России религиозных новообразований: «опозиционные», «альтернативные», «нетрадиционные», «внеконфессиональные религии», «религии «Нового века»
Оппоненты рассматриваемых типов религиозных объединений называют их сектами или культами, при этом сопровождая некоторые из них прилагательными «деструктивная» или «тоталитарная». При известных недостатках термина «новые религиозные движения» (например, как долго такие образования могут называться новыми и в чем состоит их новизна?) данный термин, во-первых, передает отличительные признаки НРД (верующие первого поколения, отступление вероучений и социально-этических наставлений от сложившихся в России религиозных систем, активное миссионерство, разрыв с прошлым) и, во-вторых, избегает оскорбительных оценок, утверждений об изначальной вредности и опасности объединений рассматриваемого типа. По этим причинам ученые предпочитают пользоваться боле нейтральным термином НРД, когда заходит речь о таких группах, которые обычно принято называть культами или сектами3.
В обширном массиве публикаций, в том числе и в диссертационных работах, посвященных различным аспектам НРД, исследованию социальных учений этого типа религиозных образований, уделяется мало внимания. Так, в обстоятельных монографиях и диссертациях Е.Г. Балагушкина и Л.И. Григорьевой социальные программы не выделяются в качестве существенных элементов рассматриваемых разновидностей НРД4.
Кандидатские диссертации на близкую тему были подготовлены и защищены И.В. Шарыповой [Внекультовая деятельность новых религиозных движений (социально-философский анализ), 2005 г.] и З.А. Ерёминой (Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России, 2007 г.). Основное внимание в них уделяется выявлению особенностей НРД как субъекта социальной деятельности, религиозной мотивации такой деятельности.
3
См.: Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение. СПб., 1997. С. 3-20.
4 См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Ч. 1. М., 1999; Ч. 2. М., 2000; Григорьева Л.И. Религии «нового века» и современное государство: Социально-философский очерк. Красноярск, 2002.
В диссертационной работе З.А. Ерёминой исследуются модели общественного устройства и социальные проекты некоторых разновидностей НРД. В то же время в этих диссертациях не определяются теоретико-методологические основания изучения тех же моделей социального устройства и социальных проектов НРД. К тому же социальные учения сводятся лишь к внекультовой и социальной деятельности, в то время как социально-этические построения ряда НРД (Церковь объединения и Церковь Последнего Завета) и даже практика их реализации нередко органически вплетены в вероучительный комплекс.
В публикациях И.Я. Кантерова раскрываются социальные ориентации НРД, распространенных в современной России, прослеживается отступление от первоначальных социально-политических установок. Обосновывается вывод о переходе ряда религиозных новообразований от «мироотвергающей модели» взаимоотношений с социальным окружением к «мироисцеляющей». Раскрываются причины внесения изменений в социальные лозунги и пророчества, сформулированные в ранний период существования неорелигиозного образования5.
Объективное изучение социальных учений новых религиозные движений предполагает рассмотрение всей совокупности концепций, терминов, способов изложения, образующих несущую конструкцию социально-политической теории НРД в целом и его конкретной разновидности в динамике - начиная от формирования, через всевозможные модификации и кончая современной версией предмета исследования.
Широко распространенным изъяном трактовок социальных ориентаций НРД, как, впрочем, и традиционных религий, является игнорирование перемен в социальных программах различных разновидностей религиозных новообразований, заметных сдвигов в отношении последних к социальному окружению, отказа от жесткой конфронтации с существующей моделью мироустройства.
Обоснования подобной позиции могут различаться. Радикальные оппоненты НРД, например, не видят необходимости вникать в изменения, происходящие в социальных построениях новых религиозных объединений,
5 См.: Кантеров И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины): Учебное пособие. Владимир, 2006. С. 157-160.
поскольку они причисляют их наиболее продвинутые и многочисленные версии к тоталитарным сектам (культам). А организации такого рода имеют криминальную природу - в основе их подчинение человека своему влиянию с последующим принуждением работать на секту, отдавать квартиры, денежные сбережения. Поэтому социальные теории, равно как и вероучительный комплекс, являются всего лишь прикрытием, маскировкой криминальной сущности объединений тоталитарного толка.
Представления о неизменности социальных ориентаций новых религиозных образований разделяют некоторая часть религиоведческого сообщества и государственные служащие. Основную причину подобных представлений следует искать в привычке к облегченным подходам в изучении такого сложного и противоречивого феномена, как новые религиозные образования. Между тем осмысление находящегося в развитии того или иного НРД требует непрерывного отслеживания перемен в социальных концепциях как его, так и новых религиозных движений в целом. Это предполагает изучение изданий неорелигиозных организаций, в том числе материалов, появляющихся на сайтах многих НРД. Много сведений о новациях в социальных теориях новых религиозных организаций можно найти в выступлениях их основателей и лидеров.
Отрицание и игнорирование эволюции в социальных учениях НРД, рассмотрение их в статике - это не только теоретическая ошибка, забвение принципа конкретно-исторического подхода в научном познании. В практике государственно-конфессиональных отношений незнание и недооценка изменений в социальных концепциях и социальной практике НРД может служить серьезной помехой в получении объективной оценки состояния религиозной ситуации, в принятии адекватных решений.
Важнейшими принципами научного познания являются объективность и надежность. В нашем исследовании это означает решительный отказ от любых проявлений идеологической и конфессиональной ангажированности. В оценках социальных учений НРД имеют широкое распространение представления о новых религиозных движениях как носителях и распространителях экстремистских идей, угрозе национальной безопасности России. Не отрицая присутствия в социально-этических теориях и изданиях некоторых
разновидностей новых религиозных организаций пропаганды антиобщественных, националистических, расистских лозунгов, пропаганды гипертрофированной формы религиозного превосходства, следует признать ошибочным рассмотрение феномена НРД исключительно через призму статей Уголовного и Гражданского кодексов Российской Федерации и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».
С правовой точки зрения взгляд на корпус социальных теорий и понятий НРД как изначально криминальный противоречит важнейшему принципу демократического общества - презумпции невиновности. Его формулировка содержится в ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Данный принцип провозглашен и в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН, а также в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
С методологических позиций криминализация социальных идеалов и социальной деятельности всех разновидностей НРД характеризуется неправомерным продуцированием из вероучительных постулатов неорелигиозных организаций непременно антиобщественных намерений и действий. Подобный подход вдвойне ошибочен и порочен в наши дани, когда многие из НРД настроены на сотрудничество с государственными и общественными институтами. Религиоведы, в первую очередь государственные служащие и сотрудники правоохранительных и судебных органов, должны всегда помнить, что последователи НРД - это не только приверженцы религиозных взглядов, не совпадающих с традиционными верованиями, но и полноправные граждане Российской Федерации.
Объективность в изучении социальных теорий НРД недостижима без достоверных знаний о предмете исследования. В наши дни лишь немногие материалы о новых религиозных движениях основываются на наблюдениях, систематическом изучении изданий НРД, их объективном анализе и научной обработке и осмыслении полученных данных. Достоверность собранных теоретических и эмпирических материалов создает возможность составления
надежного прогноза функционирования социальных конструкций тех или иных НРД.
Особенности социальных учений НРД
Под социальными учениями новых религиозных движений понимаются концептуально или иным образом оформленные представления об обществе, его политическом устройстве, об отношении к широкому кругу вопросов, функционирования социума, начиная от суждений о браке, демографии и кончая оценками глобальных международных проблем.
В центре всех социальных концепций находятся и экономическая проблематика, положение человека труда, социальное расслоение. Выдвигаются проекты преодоления разразившегося в мире финансово-экономического кризиса. Так, организация, известная как общероссийское общественное движение «Звенящие кедры», а также фонд «Анастасия», движение «Родная земля», - каждый из них, - единственный путь спасения планеты и преодоления кризиса, в виде наделении каждого желающего гектаром земли для создания родового поместья. «На своей Родовой земле не бывает кризисов. Мы вместе создаем новую Россию. Россию цветущих родовых поместий», - говорится в газете «Малая Родина», издающейся владимирской инициативной группой жителей родовых поселений6. Большинство социальных учений НРД претендует на глобальное видение человека и человечества, носит универсальный характер, адресуется не какой-то группе, классу, нации, а всему роду человеческому, людям доброй воли иногда.
Социальные воззрения позиционируются НРД не как политические учения, а как религиозно-нравственные учения, скорее как собрания наставлений, чем набор жестких предписаний.
Основные характеристики содержания и структуры социальных учений НРД обусловлены особенностями данного типа религиозных образований. Это позиций конкретной разновидности НРД по широкому кругу общественно-политических проблем. Структура социальных учений НРД включает тематические блоки, раскрывающие отношение объединения к мирским реальностям в целом и российской действительности, а также к конкретным областям социального и духовного бытия. Структура социального учения
6 См.: Малая Родина. 2010. Март. Спецвыпуск.
отражает природу, вероучение организации, ее цели. Выявление связей, изучение взаимодействия и соподчиненности составных частей социальных концепций НРД позволяют лучше понять состояние и перспективы нового религиозного движения, его место в государственно-конфессиональных отношениях.
В содержании социальных учений НРД отражается своеобразие рассматриваемого типа религиозных образований, прежде всего отсутствие укорененности в исторических, культурных и религиозных традициях народов России. По причине непродолжительности существования НРД не могли внести вклада в становление и укрепление государственности, отстаивание целостности и независимости Россйского государства в переломные моменты его истории.
Отсутствие у НРД глубоких традиций двояко сказывается на содержании социальных учений. Социальные концепции несут на себе ярко выраженный отпечаток формирующегося феномена, иногда находящегося в стадии становления. Отсюда подвижность как содержания, так и структуры социальных конструкций НРД, внесение в них новых установок и суждений, порой существенно видоизменяющих ранее сформулированную версию. Данная особенность наиболее ярко проявляется в эклектике, свойственной всем без исключения НРД. В социальных построениях новых религиозных групп причудливо сочетаются элементы различных культурных и религиозных традиций. Так, в пространном изложении социального учения Церкви Объединения христианские мотивы соседствуют с восточными религиозно-философскими традициями. В социальных установках Белого Братства прослеживается заметное влияние мировоззренческих теорий и понятий Нью Эйдж.
Рассмотреннные особенности социальных учений НРД позволяют религиозным новообразованиям гибко реагировать на меняющееся состояние окружающей среды - вносить коррективы, отказываться от формулировок и лозунгов, ухудшающих их позиции, заменять на более привлекательные. В подобных маневрах руководители новых религиозных объединений не связаны авторитетом традиций, в которых закреплены позиции по социальным проблемам. Подобная свобода от груза традиций позволяет наполнять социальные программы положениями, созвучными умонастроению различных
слоев населения, в первую очередь молодежи. В то же время в условиях религиозно-духовного плюрализма и конкуренции отсутствие опоры на традиции делает социальные теории НРД уязвимыми при столкновении с традиционными религиозными системами и секулярными трактовками общественных явлений.
Желание откликаться на злободневные проблемы и события, стремление теологически «переварить» их создает для неорелигиозного объединения опасность «потери лица», минимизации влияния на социальное учение вероучительного ядра. Форсированная модификация социальных концепций за счет новомодных теорий и терминов фактически превращает религиозное объединение в разновидность светской общественной институции. Для недопущения таких последствий теоретики НРД вынуждены постоянно решать непростую задачу поиска баланса между привлекательными социально-этическими программами и вероучительным комплексом. Ведь при всей необычности и даже экстравагантности некоторых вероучений НРД именно наличие вероучения, в основе которого лежит вера в существование трансцендентного начала, дает основание новому объединению называться религиозным. Вымывание трансцендентного начала, вытеснение его социальными программами и обещаниями обычно ведет к деградации, расколу религиозного объединения на конкурирующие группировки.
Социальные концепции НРД различаются по объему, охвату проблематики, уровню обоснованности сформулированных положений. А перечисленное зависит от способности основателя (лидера) объединения и его окружения найти концептуальное оформление предлагаемой идеальной модели общества, от суждений по конкретным социальным проблемам. На ранних стадиях автором социальных программ чаще всего выступает основатель объединения. Например, взгляд на мир и общественное развитие Виссарион (основатель Церкви Последнего Завета) первоначально изложил в небольшой по объему брошюре «Слово Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего его Отца Небесного»7. Виссарион заявляет о происходящем в наши дня переходе «...от эпохи Царства Силы в уровень Царства Души». При
7
См.: Слово Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего его Отца Небесного: Дополнение ко второму изданию. М, 1994.
господстве Царства Силы проявления человека «...сводятся к тому, чтобы потреблять дары Природы, а накопившуюся от сего силу направлять на то,
о
чтобы поставить под свою зависимость более слабого» . Представления Виссариона об обществе вплетены в панораму представлений о божествах, сферах их компетенции, в многочисленные наставления на разные темы и жизненные ситуации.
На протяжении без малого двадцати лет Виссарион единолично формулирует ключевые оценки состояния общества и его будущего, в том числе поведения человека в различных жизненных обстоятельствах. Они находят отражение в книгах, многочисленных интервью и встречах Виссариона со своими последователями в России и за ее пределами. Удел ближайшего окружения Виссариона - разъяснять смысл очередных озарений Учителя, призывая скорее приобщиться к истине, содержащейся в этих озарениях.
Из действующих в России новых религиозных движений зарубежного происхождения наиболее разработанное и систематизированное социальное учение представлено у «Ассоциации святого Духа за объединение Мирового Христианства». Эта религиозная организация больше известна под наименованиями Церковь Объединения и Движение Объединения. В книге под названием «Божественный Принцип» излагаются основы учения Мун Сон Мёна. Хотя значительная работа по приданию книге систематизированного вида была проделана Ю Хё-Уоном - первым президентом Церкви Объединения, а сам Мун в основном проверял составленный текст, в данном объединении автором «Божественного Принципа» считается основатель религиозной организации. В Церкви Объединения «Божественный Принцип» фактически почитается наравне с Библией, а его изучение является важнейшей обязанностью последователей учения Мун Сон Мёна9.
Наряду с подробным изложением вероучения Церкви Объединения «Божественный Принцип» содержит взгляды на исторический процесс, его периоды, начиная от рабовладельческого строя и кончая двумя мировыми
8 См. там же.
9 См.: Божественный Принцип. М., 1998. В изданиях Церкви Объединения менялось написание имени основателя. В книге «Божественный Принцип» оно пишется Мун Сан Мён, в последнее время используется написание Мун Сон Мён.
войнами. В своих многочисленных публикациях и выступлениях Мун Сон Мён постоянно высказывается и о многих социальных и политических проблемах, выступая с инициативами, направленными на укрепление взаимопонимания между народами и устранение бедности и неграмотности.
Стиль и язык изложения социальных учений НРД на ранних стадиях функционирования организации полностью зависит от манеры и уровня подготовленности создателя объединения и его окружения. Адресованные небольшой численности последователей суждения по социальной проблематике обычно облекаются в форму пророчеств, предсказаний, назиданий, носят расплывчатый и абстрактный характер. В них, как правило, отсутствуют оценки общественных процессов в целом и текущих жизненных ситуаций. Свойственный социальным теориям понятийный ряд чаще всего слабо представлен, перемежается с догматикой, терминами вероучения. И лишь на последующих стадиях социальное учение обретает отчетливо выраженное содержание, логику и адресата. Но и на этой стадии основатель объединения обычно продолжает пользоваться прежней формой изложения представлений о социуме.
Основной целью Церкви Саентологии, по замыслу ее основателя Рона Хаббарда, является улучшение духовного и материального бытия людей. Хаббард считает мифом рассуждения об инертности народных масс. Его безосновательность, полагает он, подтверждается масштабными переменами, вызванными распространением христианства: «Например, почти две тысячи лет назад с приходом святого Павла в Рим перемены в нравах всех римских рабов начали происходить со скоростью лесного пожара»10. Отсюда делается вывод: человек не приспосабливается к окружающей среде, он приспосабливает окружающую среду к себе. И этим обусловлен его успех. Особенность саентологии состоит в том, что она предлагает новые пути обретения спасения при помощи тщательно разработанных технологий и методик.
Хаббард в своих работах обращается не только к различным философским проблемам - смысла жизни, ответственности человека перед будущими поколениями, - но и предлагает рецепты решения практических проблем:
10 Хаббард Л.Р. Настольная книга для преклира. Copenhagen, 2007. C. 8.
преодоление конфликтов в трудовых коллективах, в семейной жизни, предотвращение войн и т.д.
В новом религиозном объединении «Церковь Божией Матери Державная» автором основных положений социального учения является ее основатель Иоанн (Береславский). За последнее время его взгляды на общество претерпели заметные изменения. Они проявляются в отказе от прежней жесткой конфронтации с существующими в мире моделями жизнеустройства, которые осуждались за отступничество от следования откровениям Божией Матери, получаемым Иоанном. Более терпимыми стало и отношение к Русской Православной Церкви. Зато усиливаются критические замечания в адрес католицизма, скандалы, связанные с педофилией, инициативы нынешнего Папы Римского причислить Папу Пия Х11 к лику святых, хотя его взаимоотношения с нацистами порождают много вопросов.
Способы распространения социальных учений новых религиозных учений,
их основные функции
Социальные учения новых религиозных движений - это не продукт, являющийся достоянием одних лишь их авторов. На стадии возникновения и первых шагов существования создатели религиозных образований знакомят с зачатками социального учения своих пока еще немногочисленных последователей. За неимением средств социальная тематика, как, впрочем, и все сформулированное учение, обычно распространяется в форме проповедей и бесед или, если появляются материальные возможности, издаются листовки («Белое Братство») или небольшие брошюры (Церковь Последнего Завета, многочисленные группы Нью Эйдж.
Если новому религиозному объединению удается закрепиться, значительно расширить ряды своих последователей, а некоторым обзавестись статусом зарегистрированной организации, появляется возможность распространения социальных доктрин печатным или электронным способом. В этом имеют заметное преимущество НРД зарубежного происхождения. Они, не дожидаясь роста численности приверженцев, сразу же после появления на территории России в полной мере пользуются финансовой, организационной и моральной поддержкой «материнской организации». Разнообразная литература,
в том числе содержащая социальные учения, в большинстве своем издается за рубежом и затем переправляется в Россию. При этом численность книг разнится от четырех-пяти (мормоны), до сорока ( Церковь Саентологии).
Особняком здесь стоят Свидетели Иеговы. Наряду с различными тематическими изданиями они получают из-за рубежа публикуемые там два раза в месяц журналы «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!». Именно в этих изданиях регулярно помещаются материалы по разнообразным общественно-политическим и нравственным проблемам. При этом журнал «Пробудитесь!» публикует статьи на сугубо житейские темы - как бросить курить, как освободиться от стресса11 и т.д.
Некоторые НРД публикуют специальные материалы, в которых разъясняется отношение объединения к проблемам, относящимся к деятельности этого объединения. Как правило, такие публикации являются реакцией на критические оценки функционирования той или иной новой религиозной организации. Они издаются в виде пресс-релизов, пояснительных записок, заявлений.
В 1995 г. последователи учения Муна в России опубликовали брошюру «По поводу некоторых вопросов, поднимаемых в прессе о Движении Объединения». В ней в позитивных тонах рассказывается о проектах Движения Объединения, вдохновленных идеями добра и мира, отраженными в теологических принципах преподобного Муна. « С помощью этих проектов люди хотят внести свой вклад в дело превращения нашего разъединенного и погрязшего в грехах мира в мир активного добра и любви»12.
Все структурированные и обладающие достаточными финансовыми возможностями НРД распространяют свои социальные теории и через интернет. На собственных сайтах они не только излагают свое отношение к общественно-политическим проблемам, но и активно участвуют в дискуссиях, давая пояснения по вопросам, вызывающим несогласие или непонимание. Такие дискуссии нередко принимают острую форму, сопровождаются обвинениями НРД в тоталитаризме, нарушении прав человека.
11 См.: Пробудитесь! 2010. Май.
12
По поводу некоторых вопросов, поднимаемых в прессе о Движении Объединения. М, 1995. С. 24-25.
Другой формой распространения новыми религиозными движениями своих социальных учений являются конференции, семинары, проводимые многими организациями достаточно регулярно. Такие формы практикуют как крупные объединения, так и небольшие, насчитывающие не больше 50 последователей. Под эгидой UPF (Федерации за всеобщий мир) Церковь Объединения организует ежемесячные конференции и лекции, посвященные теоретическим и практическим социальным проблемам. 27 мая 2010 г. евразийское отделение UFO провело дискуссионный семинар на тему: «Пути решения конфликтов». Евразийское отделение UFO издает красочно оформленный журнал «UFO сегодня». На его страницах обсуждаются проблемы разоружения, предложения по преодолению дискриминации женщин и т.д.13
Источником распространения сведений о социально-нравственных теориях новых религиозных образований выступают СМИ. В печатных изданиях, в телепередачах в основном концентрируется внимание на криминальных сюжетах. Большинство телеканалов строит передачи на «антисектантские» темы в формате ток-шоу, подменяя серьезный разговор о сложном и противоречивом явлении насыщенными эмоциями выступлениями. Как правило, в качестве экспертов приглашаются одни и те же люди, придерживающиеся одних взглядов на НРД. Формируемые СМИ представления о новых религиозных образованиях оказывают существенное влияние на отношение массового сознания к НРД создают вокруг них атмосферу подозрительности и враждебности.
Определяющей целью социальных учений новых религиозных движений было и остается пополнение рядов последователей. Достижению этой цели служат соответствующие функции социальных учений. Возникновение и реализация функций обусловлена особенностями зарождения нового религиозного движения, его местом в общественно-политическом и духовном пространстве общества. На начальном этапе существования первостепенной задачей основателя движения и его сподвижников является формулирование (отчетливо или смутно осознаваемого) проекта мироустройства. Чтобы иметь даже небольшой круг единомышленников, становящемуся религиозному образованию необходимо представить данный проект как радикально
13 См.: UFO сегодня. 2010. Февр.
отличающийся от социальных учений существующих конфессий и светских общественно-политических движений и партий14.
Особенности возникновения, формирования и способов выживания возникающего религиозного новообразования подробно рассматриваются в книге И.Я. Кантерова. Соглашаясь с его трактовками особенностей этапов зарождения и последующей деятельности нового религиозного объединения, мы концентрируем внимание на выявлении функций социального учения в различных этапах деятельности религиозного объединения.
Как уже отмечалось, на стадии зарождения социальное учение любой разновидности НРД всегда характеризуется альтернативным отношением к «наличным земным реалиям», мирским и конфессиональным теориям мироустройства. И, несмотря на ярко выраженную оппозиционность, первоначальные социальные проекты содержат в себе изрядную долю прагматизма. Их альтернативность имеет свои границы, определяемые стремлением к выживанию и последующему существованию становящегося НРД. Таким образом, функция социального учения на раннем этапе существования нового религиозного образования заключается в создании благоприятных условий для его становления, формирования и успешной деятельности.
Чтобы уберечь возникшую группу сторонников от распада, социальные проекты и наставления должны быть «сбалансированы», содержащееся в них противостояние с «неправедным миром» не должно вести к ликвидации группы. Как, правило, оппозиционность «мирскому граду» проявляется в предъявлении эмоционально окрашенных обвинений в отступлении от справедливости, забвении любви ближнего, алчности и корыстолюбии. Ясные представления о добре и зле должны стать основой бытия людей - к такому выводу Л.-Р. Хаббард приходит в своей книге15. «Чтобы что-то можно назвать добром, оно должно приносить пользу человеку, его семье, его детям, его группе, человечеству в целом. Чтобы что-то назвать добром, оно должно содержать в себе созидание, которое перевешивало бы сопутствующее ему разрушение».
14 См.: Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России. М., 2007. С. 184.
15 Хаббард Л.Р. Саентология: новый взгляд на жизнь. Copenhagen, 2007. C. 243.
Важное значение имеет и психологический аспект компенсации -утешение, которому отводится ведущая роль в большинстве НРД. Хотя функция утешения свойственна и традиционным религиям, духовенство ведущих конфессий не всегда откликается на нужды и чаяния людей. На этом поприще некоторые НРД обнаруживают некоторое превосходство над «историческими религиями», делая упор на индивидуальную работу, учет индивидуальных характеристик личности.
Функция утешения явственно проявляется в условиях финансово-экономического кризиса. Выдвигаемые отдельными НРД глобальные и вполне конкретные программы ослабления пагубных последствий кризиса находят отклик у некоторых социальных и возрастных групп. Эти программы несут в себе заряд оптимизма, сочетающийся с утешением, успокоением в жизненных треволнениях.
Способность авторов (составителей) «заявочных» версий социального комплекса включить в него привлекательные и оригинальные тезисы и установки во многом обусловливает успех возникшего религиозного объединения. При этом имеет место альтернативность социальных проектов формирующихся религиозных групп. Масштабы и острота альтернативности могут проявляться в форме предсказаний близкой гибели «греховного мира», переноса этого события на будущее, а чаще всего они принимают форму обличений нравственной деградации общества.
Что касается отношения к главной конфессии современной России, то и здесь со стороны НРД наблюдается значительный разброс вариантов поведения.
Социальные учения новых религиозных движений способствуют выполнению ими коммуникативной функции. Она проявляется в создании объединений единомышленников, связанных не только вероучением, но и общими представлениями об обществе, смысле жизни, а также нравственными установками.
Итак, действующие в России новые религиозные движения обладают социальными учениями, формулирующими отношения последователей данного типа объединений к миру, общественно-политическим реалиям, семье и браку, образованию, службе в армии. Социальные концепции НРД следует оценивать в динамике, учитывая происходящие в них перемены.
© Заболотнева В.В., 2010