Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ: СТОЛКНОВЕНИЕ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ РОССИИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ: СТОЛКНОВЕНИЕ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
247
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕОПОЛИТИКА / МЯГКАЯ СИЛА / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПАНТЮРКИЗМ / POLITICAL SCIENCE / FOREIGN POLICY / INTERNATIONAL RELATIONS / GEOPOLITICS / SOFT POWER / SOCIAL TECHNOLOGIES / NATIONAL INTEREST / PAN-TURKISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Садуни Рамзес Рамзесович, Сенокоп Ян Станиславович

Статья посвящена специфике внешней политики Турции на современном этапе, а также роли «мягкой силы» в продвижении внешнеполитических интересов Турции. Авторы приходят к выводу, что расширение идей пантюркизма и рост влияния Турции на территориях Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока угрожают национальным интересам России, а также создают в перспективе риски для евразийской интеграции под эгидой ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TECHNOLOGIES IN TURKEY'S FOREIGN POLICY: CLASH WITH RUSSIA'S NATIONAL INTERESTS

The article is devoted to the specifics of Turkey's foreign policy at the present stage and important role of "soft power" in promoting Turkey's interests in foreign policy. The authors cume to the conclusion that the expansion of the ideas of pan-Turkism and the growing influence of Turkey in Transcaucasia, Central Asia and the Middle East threaten Russia's national interests, and also create risks in the future for Eurasian integration under the auspices of the EEU.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ: СТОЛКНОВЕНИЕ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ РОССИИ»

УДК:327

DOI 10.34823/SGZ.2021.1.51538

Р.Р. САДУНИ аспирант кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Я.С. СЕНОКОП аспирант кафедры международных отношений

и интеграционных процессов факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова**

Социальные технологии во внешней политике Турции: столкновение с национальными интересами России

Статья посвящена специфике внешней политики Турции на современном этапе, а также роли «мягкой силы» в продвижении внешнеполитических интересов Турции. Авторы приходят к выводу, что расширение идей пантюркизма и рост влияния Турции на территориях Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока угрожают национальным интересам России, а также создают в перспективе риски для евразийской интеграции под эгидой ЕАЭС.

Ключевые слова: политическая наука, внешняя политика, международные отношения, геополитика, мягкая сила, социальные технологии, национальные интересы, пантюркизм.

R.R. SADUNI Post-graduate student of the Department of international relations and integration processes, Faculty of political science, Lomonosov Moscow State University

Y.S. SENOKOP Post-graduate student of the Department of international relations and integration processes, Faculty of political science, Lomonosov Moscow State University

* Садуни Рамзес Рамзесович, e-mail: saduni_ramses@mail.ru

** Сенокоп Ян Станиславович, email: yan.senocop@yandex.ru

Social technologies in Turkey's foreign policy: clash with Russia's national interests

The article is devoted to the specifics of Turkey's foreign policy at the present stage and important role of "soft power" in promoting Turkey's interests in foreign policy. The authors cume to the conclusion that the expansion of the ideas of pan-Turkism and the growing influence of Turkey in Transcaucasia, Central Asia and the Middle East threaten Russia's national interests, and also create risks in the future for Eurasian integration under the auspices of the EEU.

Keywords: political science, foreign policy, international relations, geopolitics, soft power, social technologies, national interest, pan-Turkism.

На современном этапе внешняя политика Турции включает в себя несколько тенденций. С начала XX в. внешнеполитическая деятельность Турции отличается многовекторностью. Однако существует и другая тенденция: внешняя политика Турции становится все более подверженной идеологическому фактору, а именно доктрине пантюркизма.

Идеология пантюркизма представляет из себя целостную систему, главной целью которой является формирование моноэтнического тюркского геополитического пространства с единым языком, культурой и главенствующей ролью Турции. Данная цель достигается путём распространения своего экономического, религиозного, культурного, политического влияния на тюркоязычные регионы. На протяжении XX в. Турция неоднократно изменяла свои внешнеполитические ориентиры. Прозападная позиция Турции подразумевала рост ее влияния на пересекающихся геополитических направлениях с Россией (в Центральноазиатском регионе и на Кавказе).

Тем не менее в 90-е гг. отмечалось ослабление пантюркизма во внешней политике Турции. В первую очередь это было связано с напряженными отношениями с Арменией, Грецией, Болгарией и Россией в этот период. Данные процессы способствовали изменению подходов в реализации внешнеполитической деятельности Турции и распространении идей пантюркизма. Если ранее упор делался на политические методы, то с этого периода основной акцент был сфокусирован на «мягкой силе» и социальных технологиях, позволяющих сфор-

мировать благоприятный образ Турции и ее главенствующую роль в «Тюркском мире».

Основной упор был сделан на различных формах культурной дипломатии. Однако на практике за культурными формами часто стоят политические и экономические интересы. При этом насаждение идей создания единого геополитического пространства тюркоязычных стран в своих крайних вариациях может оказывать влияние на рост национализма в соседних с Россией тюркоязычных странах, а также на рост сепаратистских настроений в ряде мусульманских регионов России.

Поставив окончательный крест на цели стать частью европейского сообщества в 2017 г.1, турецкое государство Ред-жепа Тайипа Эрдогана стало ориентироваться на проведение суверенной прагматичной внешней политики без прежних «заигрываний» с Европейским Союзом. Турция стала больше ориентироваться на себя и свои национальные интересы. Ее текущий статус позволяет ей искать партнерские взаимоотношения одновременно и на Западе, и на Востоке, преимущественно с Россией. В каждом отдельно взятом случае Турция принимает решение исходя из своей личной выгоды несмотря на прошлые соглашения или историю партнерских отношений. Такая позиция ставит страны ЕС, США, Россию и Китай в крайне неудобное положение и вынуждает каждый раз по-новому договариваться с Турцией.

Важно отметить роль идей пантюркизма в рамках нового подхода во внешней политике Турции. Так, идеи пантюркизма нашли свое применение в ряде регионов, где проживают тюр-коязычные народы. Этнический фактор стал основой в проведении политики «мягкой силы» Турции на территории регионов Восточной Европы, Ближнего Востока и Центральной Азии. В зону интересов Турции в том числе попали пять тюркоязычных государств, ранее входивших в состав СССР: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан. После получения независимости бывшие республики СССР стали менее подвержены влиянию со стороны Москвы. После отказа от коммунистической идеологии эти страны оказались в идеологическом вакууме, что предопределило

1 «Нам больше не нужно членство в ЕС»: что стоит за заявлением Эрдогана о «своём пути» Турции/^^ 01.10.2017. Электронный доступ: https://russian.rt.com/world/article/435605-erdogan-turciya-es-chlenstvo

поиски нового культурного кода. Этими обстоятельствами успешно воспользовалась Турция, которая выдвинула проект создания «Тюркского мира». Кроме того, Турция стала активно проявлять интерес к ряду субъектов России, где сосредоточено тюркоязычное мусульманское население.

Турция годами работала над усилением связей с исламскими религиозными общинами, предпринимательским сообществом, а также создавала культурные, общественные и политические площадки для налаживания связей с тюрко-язычным населением, проживающим на территории России. В круг ее интересов попали не только Татарстан, Крым, Башкирия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, но и другие республики, народы которых были далеки от Турции в историческом прошлом, например, Якутия, Тыва, Чувашия, Хакасия, Алтайская республика, а также нетюркские республики Северного Кавказа: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Адыгея.

По всем этим направлениям Турция работает на долгую перспективу, цель которой - постепенное формирование будущих элит в тюркоязычных государствах и национальных республиках в России. В основу этой стратегии заложены перспективы лоббирования турецких политических и экономических интересов изнутри. Для этого используется целый пласт социальных технологий и механизмов. Например, в тюркоязычных странах постсоветского пространства стали открываться турецкие школы для талантливых и одаренных детей из местных семей. После завершения обучения их дальнейшую жизненную траекторию аккуратно сопровождают и курируют. Часть из них продолжает обучение в своих странах и им оказывают всяческую помощь при поступлении в местные вузы, а также при дальнейшем трудоустройстве. Для других открываются двери турецких университетов, где будущие студенты получают стипендию и после получения высшего образования могут остаться работать в Турции. Также активно открываются двухсторонние образовательные учреждения, как, например, Казахско-турецкий институт или Тюркс-

1

кая академия наук .

Особое значение в реализации турецкой «мягкой силы» отводится структурам «общественной дипломатии», деятель-

1 Руководство Турции прекрасно понимает, что такое мягкая сила // МГИМО, 17.08.2016. Электронный доступ: https://mgimo.ru/about/news/experts/ruko-vodstvo-turtsii-prekrasno-ponimaet-chto-takoe-myagkaya-sila/

ность которых направлена на улучшение имиджа Турции в глазах международного сообщества. Ключевую роль в этом аспекте занимают Международная организация тюркской культуры (ТюрКСОЙ), Институт Юнуса Эмре и Турецкое агентство по международному сотрудничеству и развитию (ТИКА), которые через совместные программы осуществляют культурно-просветительскую миссию, а также оказывают гуманитарную помощь в 60 странах мира. С 2000 г. в рамках ТИКА реализуется проект «Тюркология». В соответствии с ним для повышения уровня заинтересованности граждан в наиболее известных зарубежных университетах создаются научные кафедры по изучению Турции1. Также в реализации общественной дипломатии задействовано множество НПО, которые за выделяемые гранты, популяризируют изучение турецкой культуры, осуществляют правозащитную деятельность и ведут информационную работу с населением на местах. При этом многие из этих организаций слились в 2009 г. под эгидой «Тюркского совета». В рамках этой организации также функционирует ряд важных проектов, затрагивающих практически все сферы: науку и образование, культуру, туризм, экономику, иностранную помощь и СМИ, которые способствуют информированию мирового сообщества, особенно других тюркоязыч-ных стран, о новом потенциале Турции2. Для формирования положительного имиджа страны за рубежом Турция также довольно успешно использует кинематограф: турецкие режиссеры презентуют свои работы на кинофестивалях мирового уровня, а на официальном сайте Министерства культуры размещены документальные фильмы, рассказывающие о культуре и жизни в Турции. Растет популярность турецких сериалов на Ближнем Востоке, в Средней Азии и на Балканах, а в апреле 2010 г. Турция запустила первый арабский спутниковый телевизионный канал.

Кроме того, Турция уделяет повышенное внимание поддержке своих предпринимателей за рубежом. Так, в 2008 г. был создан Мировой турецкий бизнес-совет, направленный на объединение и продвижение турецких бизнес-структур за рубежом. Для развития деловых связей со странами Централь-

1 Сафонкина Е.А. Турция как новый актор политики «мягкой силы // Вестник международных организаций, 2014, т.9, №2, с. 145-163.

2 Руководство Турции прекрасно понимает, что такое мягкая сила // МГИМО, 17.08.2016. Электронный доступ: https://mgimo.ru/about/news/experts/ruko-vodstvo-turtsii-prekrasno-ponimaet-chto-takoe-myagkaya-sila/

ной Азии спустя три года был создан Тюркский совет бизнеса, в который вошли помимо Турции Азербайджан, Казахстан и Киргизия1.

При ведущей роли Турции успешно функционируют и политические площадки кооперации независимых тюркоязычных государств. Так, в 2008 г. была создана Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (Тюрк ПА), которая признана упрочить механизм межпарламентских отношений между тюрко-язычными странами: Турцией, Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном и Узбекистаном.

Безусловно, такая активная деятельность Турции по расширению ее влияния в странах постсоветского пространства угрожает национальным интересам России и ее безопасности. Несмотря на передачу российской разведкой сведений о готовящемся покушении на Эрдогана в июле 2016 г., наращивание сотрудничества в области импорта российского вооружения, в частности зенитно-ракетных систем С-400, строительства «Росатомом» первой АЭС на территории Турции, а также запуска транзитного газопровода «Турецкий поток» для экспорта российского газа в Европу, российско-турецкие отношения по-прежнему остаются противоречивыми. Причиной этого стало несовпадение интересов и целей государств в Сирии, Ливии, а также активное вмешательство Турции в ход новой войны на территории Нагорного Карабаха между Азербайджаном и Арменией. Особые опасения также вызывает использование Турцией радикальных исламистов и боевиков в Сирийском, Ливийском и Нагорно-Карабахском конфликтах.

• В Сирии Турция занимается активной поддержкой боевиков «умеренной» оппозиции туркоман на севере Сирии. Вооруженный конфликт в Сирии является типичным примером современного гибридного вооруженного конфликта, про-

1

текающего в условиях нарастающей интернационализации . Турция стремится к свержению поддерживаемого Россией сирийского руководства и не смогла выполнить Астанинское соглашение 2017 г. в части обеспечения отвода боевиков от линии фронта на 20 км, а также осуществить демаркацию исламистов «Аль-Каиды» от «умеренной оппозиции».

1 Сафонкина Е.А. Указ. соч., с. 145-163.

1 Манойло А.В. Конфликт в Сирии и внешняя политика России// Актуальные проблемы Европы, 2020, № 2, с. 145-172.

• На территорию Ливии в 2019 г. были переброшены более 4 тыс. наемников для поддержки ПНС (Правительство национального согласия)1.

• Турция стала одним из инициаторов конфликта в Нагорном Карабахе и перебросила из Сирии и Ливии в Азербайджан своих наемников для участия в вооруженном конфликте с Арменией. Подобные действия приводят к дестабилизации ситуации в Закавказье, что в свою очередь является прямой угрозой национальной безопасности России в силу близости ее границ2.

Таким образом, новая, постоянно развивающаяся и эффективная политика «мягкой силы» способствует росту влияния Турции в евразийском регионе. Углубление процессов развития взаимоотношений между странами «Тюркского мира» создает в перспективе риски для реализации евразийской интеграции под эгидой ЕАЭС. Также не может не настораживать деятельность Турции по укреплению связей с тюркоязычными и исламскими регионами России, что может сказаться на стабильности федеративных процессов в российском государстве и взаимоотношений этих субъектов с Москвой. Проникновение Турции не только в культурную и экономическую, но в и идеологическую сферу жизни Центральной Азии способствует распространению смешанных с исламизмом идей пантюркизма, что является вызовом устоявшейся во всех центральноазиатских государствах светской парадигме.

1 Между Россией и Турцией - конфликт, мощнее которого не было со времен сбитого российского самолёта в 2015 г//Meduza, 07.02.2020 Электронный доступ: https://meduza.io/feature/2020/02/07/mezhdu-rossiey-i-turtsiey-konfNkt-rтюschnee-kotorogo-ne-bylo-so-vremen-sbitogo-rossiyskogo-samoleta-v-2015-godu-erdogan-grozit-voynoy

2 Макрон заявил о наличии доказательств участия исламистов из Турции в боях в Карабахе // ТАСС, 01.10.2020 Электронный доступ: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9603571

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.