Научная статья на тему 'Социальные технологии в формировании положительного социально-психологического настроя молодежи как фактора национальной безопасности Российской Федерации'

Социальные технологии в формировании положительного социально-психологического настроя молодежи как фактора национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
132
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦЕННОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ / ЦЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / МЯГКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MOOD / SOCIAL TECHNOLOGIES / VALUES OF YOUNG PEOPLE / VALUES OF TEACHERS / SOFT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гребенюк Анастасия Игоревна, Данакин Николай Семенович, Гребенюк Александр Александрович

В статье рассматривается проблема негативного социально-психологического настроя в педагогическом коллективе и студенческом сообществе. Статья базируется на материалах эмпирического исследования весной 2019 г. в г. Белгород, БГТУ им. В. Г. Шухова, а также на вторичных результатах исследований по рассматриваемой проблеме. Анализ полученных данных позволил выделить важные проблемы во взаимодействии преподавателей вузов и студентов. При исследовании социальных технологий в контексте формирования положительного социально-психологического настроя, их векторов влияния и подходящих типов к использованию рассматриваются также возможные используемые средства реализации управленческих решений и действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гребенюк Анастасия Игоревна, Данакин Николай Семенович, Гребенюк Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Technologies in the Formation of Positive Social and Psychological Young People’s Mood as a Factor of National Security

The article deals with the problem of negative socio-psychological attitudes between the university teaching staff and the students’ community. The article is based on the empirical research conducted in 2019 in Belgorod, BSTU named after V. G. Shukhov, as well as on the secondary results of the studies on this issue. The analysis of the data made it possible to highlight the important problems in the interaction between university teachers and students. In the course of investigating the social technologies in the context of formation of positive socio-psychological mood, their vectors of influence and suitable types of their usage, the possible means of management decisions and actions are also considered.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии в формировании положительного социально-психологического настроя молодежи как фактора национальной безопасности Российской Федерации»

СЛОВО МОЛОДЫМ СОЦИОЛОГАМ

УДК 316.42

Социальные технологии в формировании положительного социально-психологического настроя молодежи как фактора национальной безопасности Российской Федерации

А. И. Гребенюк, Н. С. Данакин, А. А. Гребенюк

Гребенюк Анастасия Игоревна, соискатель кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г Шухова, scherbacovaa@gmail.com

Данакин Николай Семенович, доктор социологических наук, профессор, директор НИИ Синергетики, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г Шухова, synergy7@mail.ru.

Гребенюк Александр Александрович, старший преподаватель кафедры технологии цемента и композиционных материалов, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, alexander.grebeniuk@mail.ru

В статье рассматривается проблема негативного социально-психологического настроя в педагогическом коллективе и студенческом сообществе. Статья базируется на материалах эмпирического исследования весной 2019 г. в г. Белгород, БГТУ им. В. Г. Шухова, а также на вторичных результатах исследований по рассматриваемой проблеме. Анализ полученных данных позволил выделить важные проблемы во взаимодействии преподавателей вузов и студентов. При исследовании социальных технологий в контексте формирования положительного социально-психологического настроя, их векторов влияния и подходящих типов к использованию рассматриваются также возможные используемые средства реализации управленческих решений и действий. Ключевые слова: социально-психологический настрой, социальные технологии, ценности молодого поколения, ценности преподавателей, мягкое управление.

Social Technologies in the Formation of Positive Social and Psychological Young People's Mood as a Factor of National Security

A. I. Grebenyuk, N. S. Danakin, A. A. Grebenyuk

Anastasiia I. Grebenyuk, https://orcid.org/0000-0002-7677-3144, Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, 46 Ko-styukov St., Belgorod 308012, Russia, scherbacovaa@gmail.com

Nikolai S. Danakin, Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, 46 Kostyukov St., Belgorod 308012, Russia, synergy7@mail.ru

Alexander A. Grebenyuk, https://orcid.org/0000-0002-9089-9755, Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, 46 Kostyukov St., Belgorod, Russia 308012, alexander.grebeniuk@mail.ru

The article deals with the problem of negative socio-psychological attitudes between the university teaching staff and the students' community.

The article is based on the empirical research conducted in 2019 in Belgorod, BSTU named after V. G. Shukhov, as well as on the secondary results of the studies on this issue. The analysis of the data made it possible to highlight the important problems in the interaction between university teachers and students. In the course of investigating the social technologies in the context of formation of positive socio-psychological mood, their vectors of influence and suitable types of their usage, the possible means of management decisions and actions are also considered. Keywords: social and psychological mood, social technologies, values of young people, values of teachers, soft management.

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-35-39

В условиях непрерывного изменения отношений между социальными группами, слоями и поколениями российское общество нуждается в использовании системы управления, удовлетворяющей потребности всех сторон взаимодействия и соответствующего времени. Учитывая тот факт, что в управлении персоналом уже разработаны и используются различные системы и методы, все же решение проблем в преподавательском коллективе и у студентов вынуждает менеджеров пересматривать используемые и внедрять новые технологии управления.

Грамотный выбор и реализация социальных технологий при формировании положительного социально-психологического настроя выступает основой успешной деятельности и развития как организации, так и общества в целом.

Защищенность государства - явление абсолютное и практически недостижимое. Однако все стремится к развитию и идеализации, поэтому максимальное обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также различных сфер деятельности представляет для правительства одну из первостепенных задач.

Говоря о проблеме обеспечения безопасности, стоит отметить, что она включает в себя работу как ответственных государственных структур, так и всего общества сразу по нескольким направлениям. В стратегии обеспечения национальной безопасности РФ среди прочих обозначены стратегические приоритеты, посредством которых реализуется обеспечение безопасности: оборона страны; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; культура, что находится в непосредственной связи с образованием.

© Гребенюк А. И., Данакин Н. С., Гребенюк А. А., 2020

Под национальной безопасностью мы понимаем возможный наивысший уровень защиты населения, территории, возможность развития и реализации целей. Стратегия обеспечения безопасности зачастую определяется национальными интересами, которые включают в себя эффективное развитие и функционирование различных сфер (экономическая, социальная, военная, политическая, культурная, научная, техническая и т. д.).

В вопросе безопасности социум одновременно может выступать и как потенциальная угроза, и как жертва, а также способствовать решению возможных проблем. Гражданское общество может непосредственно оказывать содействие в решении национальных проблем, в том числе в вопросе обеспечения национальной безопасности, путем выполнения двух основных функций: своевременного выявления сферы безопасности, которая нуждается в правовом сопровождении, и указания на возникающую проблему.

Несмотря на активность военной сферы, политической и других в обеспечении безопасности и отстаивании национальных интересов, внутри самого гражданского общества существует ряд проблем, требующих постоянного внимания во стороны правительства и общества.

Изначально стоит отметить, что социальная сфера занимает едва ли не основную позицию среди угроз в различных сферах жизни. В 2013 г. были опубликованы результаты исследования специалистов в сфере анализа риска в определенных направлениях деятельности. Эксперты выделили пять основных сфер в качестве потенциальных угроз национальной безопасности: политическая, экономическая, социальная, природно-техногенная, научно-техническая. По результатам этого опроса были определены важные угрозы, имеющиеся в социальной сфере:

- коррупция, криминализация и некомпетентность властных структур - снижение доверия к власти;

- снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры;

- духовный кризис в обществе;

- неравномерность социально-экономического развития регионов в стране;

- рост преступности;

- рост алкоголизма, наркомании;

- обострение демографической ситуации в стране;

- возможность биолого-социальных чрезвычайных ситуаций в стране1.

Все пункты указаны в порядке убывания, в соответствии с выбором экспертов. Из этого видно, что часть угроз находится в компетенции вузов, в частности, духовный кризис в обществе, неравномерность социально-экономического развития регионов в стране, которые если не в полной мере, то частично способны решаться благодаря качественным знаниям и навыкам выпускников региональных вузов.

Актуальность данного исследования обусловлена увеличением объема работы сотрудников, требованиями к уровню образования, квалификации, компетентности и т. д. со стороны работодателей. Кроме того, к требованиям непосредственно на рабочих местах прибавляются внешние факторы, которые отображают интересы правительства.

Ввиду развития сфер жизнедеятельности ценность образования приобретает новое значение. Однако с ростом требований к образованию и увеличением содержания появляются новые и не менее серьезные угрозы, к примеру, низкий социально-психологический настрой молодежи.

Современные люди живут в веке, когда многое зависит от социально-экономических и политических факторов, в том числе частная жизнь, карьера, отношения в социуме и т. д. Молодежь в социуме выступает как важный инструмент и итоговая цель одновременно. Под этим понимается возможность людей совершенствоваться и вносить свой вклад в развитие общества, культуры, науки и т. д. Культура, воспитание, образование молодых людей выступает целью работы общества в контексте межличностного взаимодействия, их поведения, приоритетов, целей, действий и т. д.

В формировании положительного психологического настроя студентов огромную роль играет психологический микроклимат образовательного учреждения, под которым понимается климат студенческого коллектива, важный для формирования их как специалистов2. В условиях постоянного межличностного взаимодействия внутри сообществ комфорт каждого участника является ключевым фактором в эффективности общения.

Кроме климата внутри студенческого сообщества большую роль играет также климат внутри преподавательского коллектива, что накладывает отпечаток на работу каждого педагога, а также на их самоэффективность. Результаты проведенных исследований показывают, что самоэффективность преподавателей зависит от стресса на работе, профессионального выгорания и удовлетворенности работой, стремления и цели преподавателей, отношения к изменениям.

Профессиональная деятельность представителя практически каждого направления и сферы заключается в коллаборации с коллегами, партнерами или объектами управления, т. е. подчиненными. Несмотря на тенденцию и требование к сотрудникам непрерывно повышать квалификацию, стажироваться или проходить курсы профессиональной переподготовки, практическая реализация имеющихся теоретических знаний в управленческой науке редко находит отражение. В данной ситуации имеют место не качественные, а количественные показатели деятельности предприятий.

Ценностные предпочтения молодежи формируют их цели и обусловливают действия по их достижению. В июне 2019 г. ВЦИОМ опубликовал результаты исследований, где говорится, что

старшее поколение считает, что у современной молодежи превалируют материальные ценности, и в сравнении с 2014 г. количество людей, придерживающихся такого мнения, увеличилось3. В 2017 г. ВЦИОМ опубликовал иерархию ценностей молодежи (возраст респондентов 1834 года). Расположены они следующим образом: доход (15%), порядок и стабильность (1%), самореализация (8%)4.

Для сравнения, в 2006 г. в Краснодарском крае провели исследование по определению ценностей молодого поколения. Выяснилось, что семью, до сих пор входящую в число немногих традиционных ценностей, выбрали около 90,0% респондентов. Труд и работа, при выборе которых респонденты разделяются на две части: те, у кого в приоритете интересная содержательная часть и личная заинтересованность в моральных результатах (79,3%), и те, кто основной целью видит заработок (20,7%), нашли отражение в ответах большинства опрошенных. Также респонденты не обошли вниманием власть, демократию, социальную справедливость, отношение к религии, нравственность и успех, к каждой из которых у молодых людей уже было сформировано свое отношение и имелся определенный индикатор приоритета5.

Учитывая имеющуюся часть исследований по проблеме ценностей молодого поколения, включающих возрастные группы студентов и преподавателей, отметим, что при выборе наиболее подходящих приемов и социальных технологий для получения положительного социально-психологического настроя стоит учитывать эти результаты и сами ценности, в первую очередь, как важный этап в достижении общенациональных целей.

Причинами низкого социально-психологического настроя могут выступать различные моральные, материальные, социальные и другие факторы.

У большинства студентов во время учебы в университете возникают трудности по разным

причинам, таким как неправильный выбор профессии, нежелание учиться, психологическая незрелость и т. д. Весной 2019 г. нами было проведено исследование среди студентов и преподавателей БГТУ им. В. Г. Шухова (г. Белгород). Общий объем опрошенных - 241 человек, из них 145 студентов и 58 преподавателей. Целью исследования было определение существующих проблем в качестве современного высшего образования, влияющих на обеспечение национальной безопасности. Кроме того, в перечень были включены вопросы, позволяющие определить имеющиеся трудности у двух групп респондентов.

Выяснилось, что наибольшее количество молодых людей испытывают трудности адаптации к новой организации учебного процесса (39,62%) (рис. 1).

Для формирования положительного социально-психологического настроя студентов и преподавателей управленцами используется определенный арсенал методов управления климатом в коллективе.

Преподаватели назвали важные для обучения трудности, с которыми они столкнулись при работе со студентами младших и старших курсов (рис. 2, 3). Выяснилось, что имеющиеся проблемы разнятся и находятся в определенной зависимости от социально-психологического настроя и взаимосвязи обеих сторон учебного процесса.

В ведении образовательной деятельности результатом выступает не просто факт наличия защищенных дипломных проектов и выданных дипломов об окончании вуза, но также заинтересованность и желание развиваться в данной сфере, что формируется в процессе обучения. Так, преподавателей попросили определить, насколько их студенты заинтересованы в специальности, по которой обучаются (рис. 4). Респондентам было предложено пять вариантов ответов, воспользовались они только двумя. Так, 70,6% определили, что заинтересовано большее количество

Рис. 1. Трудности студентов-первокурсников

1-2-й курс

ш недостаток базовых знаний

3-4-й курс

III пропуски занятий

26,2%

22,7%

23,5%

22,7%

29,7%

с низкая мотивация к обучению

ъ низкая самооценка обучающихся

.г'нежелание работать в коллективе

Рис. 2. Проблемы студентов младших курсов в оценке преподавателей

студентов, 29,4% выделили, что заинтересована малая доля студентов.

Несмотря на представленные результаты всех исследований, в обоих коллективах существует ряд проблем, которые ложатся на плечи управленцев, и основная цель - сформировать положительный социально-психологический климат. В этом случае эффективным представляется использование социальных технологий, которые являются своеобразной схемой решения конкретных задач, например, повышение эффективности или квалификации преподавателей, стимулирование, улучшение условий труда, рационализация и улучшение межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Если рассматривать социальные технологии более детально, можно сказать, что этой проблемой вплотную отечественные исследователи начали заниматься с 60-х гг. ХХ в. В этот же период были заложены основные мысли относительно формулировки самого термина «социальные тех-

23,5%

•< низкая мотивация к обучению

■ь недостаток практики

25,5% •-- отсутствие дисциплины

Рис. 3. Проблемы студентов старших курсов в оценке преподавателей

нологии». К примеру, В. Г. Афанасьев дает следующее определение: «.. .это элемент механизма управления и средства перевода абстрактного языка науки. на конкретный язык. достижения поставленных целей»6.

Реалии социально-экономической ситуации мобилизуют три особых вида технологий, направленных:

- на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к рыночным отношениям;

- на реконструкцию системы обучения, адекватную рыночным преобразованиям в части деформации и развития профессиональной структуры специалистов;

- на самоорганизацию объекта управления, на новые формы и структуры организации, обеспечивающие расширенное воспроизводство ее человеческих ресурсов7.

Для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе необхо-

Рис. 4. Заинтересованность студентов в своей специальности, в оценке преподавателей

дима атмосфера взаимопонимания, открытости и толерантности8. Отечественными социологами выделяются три группы социальных технологий: макротехнологии, которые применяются на уровне общества и основных сфер деятельности; мезотехнологии, работающие на региональном уровне и в социальных институтах; микротехнологии - разработаны для управления и самоорганизации небольших групп людей.

По типам технологии подразделяются на: те, которые связаны с социальным проектированием; те, которые помогают решать социальные проблемы с помощью методов управления; те, которые развивают социальные системы, используя игры открытого типа; те, которые защищают системы, действуют на основе методов социальной борьбы.

Для управления людьми и развития положительного социально-психологического настроя рациональнее будет использовать технологии мягкого управления. Их применение обусловлено рядом причин, заключающихся в распространении внутреннего управления на внешнюю среду, которая не имеет четких рамок. Эффективной составляющей мягкого управления является социальное партнерство. Это способ координации интересов социальных групп на основе разработанных моделей взаимодействия. Данный вид управления больше взаимодействует, чем воздействует на субъект управления посредством учета и ориентации на его цели, ценности, способности, интересы, потребности и т. д.

Групповая сплоченность играет важную роль в управлении персоналом, который осуществляется посредством слежения и регулирования процессов. Первое реализуется при помощи своевременного информирования управленцев об имеющейся или назревающей проблемной ситуации, а также о социальной ситуации внутри университета. Эти действия помогут в принятии эффективных управленческих решений. Второе понятие включает в себя применение своевременного управленческого воздействия на социальные процессы среди преподавателей и лично на каждого члена коллектива для достижения необходимого функционирования организации. Кроме этого, для достижения целей организации кадровые органы используют следующие приемы: распределение обязанностей среди сотрудников и выдача четких заданий каждому, а также контроль за их выполнением.

Современные реалии, развитость информационных источников, повсеместная компьютеризация большинства организационных процессов внутри и вне вуза позволяют активно использовать социальные технологии.

Таким образом, проанализировав результаты социологических исследований, выяснилось, что преподаватели и студенты имеют ряд проблем, которые зависят в том числе и от социально-психологического настроя в каждом коллективе. В управлении персоналом на протяжении долгого времени (начиная с середины XIX в.) активно используются социальные технологии и разрабатываются новые. Для формирования положительного социально-психологического настроя в преподавательском коллективе и студенческом сообществе важную роль играют не только эффективные управленческие решения и действия, но, в первую очередь, грамотное применение инновационных технологий, способных решать имеющиеся проблемы и предотвращать их.

Примечания

1 См.: Воробьев Ю. Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России // Стратегия гражданской защиты : проблемы и исследования. 2013. Т. 3, № 2 (5). С. 95-104.

2 См.: Ермолаева Е. В., Павлова Л. А. Благоприятный социально-психологический климат в коллективе как условие эффективной работы // Новая наука : Теоретический и практический взгляд. 2015. № 3. С. 50-52.

3 См.: ТАСС : ВЦИОМ : более 80% россиян считают, что молодежь ориентирована на материальные ценности. URL: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=9773 (дата обращения: 10.10.2019).

4 См.: ВЦИОМ изучил главные ценности молодёжи. URL: https://www.eseur.ru/VCIOM_izuchil_glavnie_ cennosti_molodeji/ (дата обращения: 10.10.2019).

5 См.: Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи : диагностика и тенденции изменений // Социс. 2008. № 2 (286). С. 83-90.

6 Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М. : Политиздат, 1977. С. 235.

7 См.: КалачевИ. В. Социальные технологии в управлении современной организацией : дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2004.

8. См.: Россошанская А. Ю., Ермолаева Е. В. Социальный портрет современного студента-медика // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6, № 1. С. 154.

Образец для цитирования:

Гребенюк А. И., Данакин Н. С., Гребенюк А. А. Социальные технологии в формировании положительного социально-психологического настроя молодежи как фактора национальной безопасности Российской Федерации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 35-39. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-35-39

Cite this article as:

Grebenyuk A. I., Danakin N. S., Grebenyuk A. A. Social Technologies in the Formation of Positive Social and Psychological Young People's Mood as a Factor of National Security. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 1, рр. 35-39 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-35-39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.