Научная статья на тему 'Проблема качества высшего образования как составляющей экономики знаний'

Проблема качества высшего образования как составляющей экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / "УТЕЧКА УМОВ" / KNOWLEDGE ECONOMY / QUALITY OF HIGHER EDUCATION / COMPETITIVENESS OF THE COUNTRY / NATIONAL INTERESTS / "BRAIN DRAIN"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенюк Анастасия Игоревна

Дается теоретическое обоснование заявленной проблемы, обусловливается необходимость выявления с позиции социологии основных проблем качества образования и угроз ему. Характеризуются основные современные проблемы в системе высшего образования в комплексе со школьным, заключающиеся в большей степени в качестве подготовки школьников к обучению в вузах. Рассматриваются основные компоненты и основания экономики знаний. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного автором, нацеленного на определение уровня качества современного российского образования в оценке преподавателей вуза. Анализируются результаты вторичного социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в соответствии с заявленной темой исследования. Определены ресурсы поддержки интереса молодого поколения к получению высшего образования и повышению его уровня. Профессиональная компетентность специалистов рассматривается как конечная цель и комплекс профессиональных составляющих, на наличие которых молодое поколение должно ориентироваться как на успешный результат обучения. В результате эмпирического исследования частично выявлены угрозы повышению качества высшего образования РФ и развитию инновационной экономики, повышению уровня конкурентоспособности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенюк Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF QUALITY OF HIGHER EDUCATION AS A COMPONENT OF KNOWLEDGE ECONOMY

The article gives a theoretical justification of the problem of quality of higher education. The need to identify some core problems and sources of threat to education quality are substantiated from the point of view of sociology. To a significant extent, they are related to the quality of preparation of school students for higher education. The main components and foundations of the knowledge economy are considered. The author presents the results of her empirical study aimed at determining the level of quality of modern Russian education as assessed by teaching staff of higher educational institutions. The results of a secondary sociological study conducted by the Russian Public Opinion Research Center are analyzed. The resources for supporting the interest of the younger generation in higher education and raising the level of this interest are determined. Professional competence of specialists is considered as the ultimate goal and as a complex of professional components which should be considered by the young people as their successful learning outcome. As a result of the empirical research, we have identified some threats to improving the quality of higher education in the Russian Federation, to the development of an innovative economy, and to raising the level of the country's competitiveness.

Текст научной работы на тему «Проблема качества высшего образования как составляющей экономики знаний»

146 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (54), с. 146-152

УДК 316.4

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

© 2019 г. А.И. Гребенюк

Гребенюк Анастасия Игоревна, аспирант кафедры cоциологии и управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова

scherbacovaa@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.07.2018 Статья принята к пуОликации 15.04.2019

Дается теоретическое обоснование заявленной проблемы, обусловливается необходимость выявления с позиции социологии основных проблем качества образования и угроз ему. Характеризуются основные современные проблемы в системе высшего образования в комплексе со школьным, заключающиеся в большей степени в качестве подготовки школьников к обучению в вузах. Рассматриваются основные компоненты и основания экономики знаний. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного автором, нацеленного на определение уровня качества современного российского образования в оценке преподавателей вуза. Анализируются результаты вторичного социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в соответствии с заявленной темой исследования. Определены ресурсы поддержки интереса молодого поколения к получению высшего образования и повышению его уровня. Профессиональная компетентность специалистов рассматривается как конечная цель и комплекс профессиональных составляющих, на наличие которых молодое поколение должно ориентироваться как на успешный результат обучения. В результате эмпирического исследования частично выявлены угрозы повышению качества высшего образования РФ и развитию инновационной экономики, повышению уровня конкурентоспособности страны.

Ключевые слова: экономика знаний, качество высшего образования, конкурентоспособность страны, национальные интересы, «утечка умов».

Введение

В современном обществе существует много проблем, отражающихся на функционировании и развитии техники, науки и инноваций, что, в свою очередь, определяет уровень конкурентоспособности страны. Так как образование по праву считается основным условием развития общества, вопрос о его качестве рассматривается на национальном уровне, а повышение его качества представляет собой сложную систему, до конца не сформированную. Переход к экономике знаний способствует оптимальному использованию имеющегося человеческого потенциала и потенциала вузов.

В связи с тем, что тенденции высшего образования находятся в перманентной трансформации и зависят от экономической политики, актуализируется проблема качества высшего образования в РФ. Концепция экономики знаний не является новой для мировой общественности, однако каждое государство интерпретирует и вносит собственные изменения в соответствии с национальными интересами, особенностями, менталитетом. Россия так же, как и другие государства, использует основные положения теории экономики знаний, усовершенствованные и уточненные в сравнении с пер-

вичным использованием Фрицем Махлупом в 1962 г. Однако при значительной проделанной работе по повышению уровня образования, как составляющей экономики знаний, возникает ряд принципиально важных задач и проблем.

Несмотря на изученность и всестороннее развитие экономики знаний, в частности в Российской Федерации, в ходе развития цивилизации возникают новые препятствия и проблемы, затрагивающие общественные, национальные, государственные и международные интересы.

Методы

В статье представлены результаты проведенных автором исследований, направленных на выявление оценки качества образования преподавателями вузов. Также используются результаты вторичного анализа данных социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения. Для рассмотрения и анализа имеющихся проблем в высшем образовании как составляющей экономики знаний используются аналитический и эмпирический методы исследования.

Результаты исследования

Современность знаменательна развитием технологий и естественных наук в геометрической прогрессии. России, несмотря на проделанные шаги в развитии экономики знаний, еще далеко до «передовиков», с учетом имеющегося потенциала вузов и человеческого капитала как основы научных инновационных разработок.

На протяжении последнего десятилетия ученые много внимания уделяли переходу к новой, инновационной экономике, или экономике знаний. Буквально до 2013 года эта проблема была причиной многочисленных научных публикаций и исследований. Однако результаты исследований не были оценены достаточно высоко, чтобы стать основой эффективных экономических решений и рационального использования имеющихся в России человеческих ресурсов и потенциала.

Стоит отметить основные компоненты экономики знаний:

1) образование;

2) науку;

3) человеческий капитал (в том числе качество жизни и специалистов высшей квалификации);

4) инновационную систему, в том числе законодательную базу и материальные составляющие инфраструктуры инновационной системы;

5) инновационную промышленность, реализующую новшества;

6) благоприятную среду функционирования человеческого капитала [1].

Выделяются 4 основания экономики знаний:

1) экономический и институциональный режим;

2) образование и опыт; 3) информационная и коммуникационная инфраструктура; 4) система инноваций [2, с. 2590]. Каждый компонент взаимодействует и влияет на качество образования в целом. Основные условия развития экономики знаний неоднократно были исследованы зарубежными учеными, что помогло определить: трудовые действия [3]; приоритетные образовательные задачи и направления подготовки, отношение как поддержку конкурентоспособности организации [4]; модель самоорганизации интернет-сетей, как составляющей повышения экономики знаний [5, с. 153].

Институциональная среда экономики знаний включает в себя определенное количество участников, партнеров, имеющих непосредственное влияние на продуцирование новых знаний и дальнейшее их практическое применение с максимальной выгодой для национальной экономики. Так, для успешного функционирования инновационной экономики и создания эффективной институциональной среды определя-

ется институциональная модель, включающая в себя институты развития, освоения знаний, производства знаний, распространения знаний, а также правовые и финансовые институты [6, с. 9].

Экономика знаний - это не просто разновидность и уровень развития экономики страны, а сложная система управления знаниями и инновациями, которая напрямую зависит от большинства аспектов управления страной (политика, экономика, общество, образование и т.д.). Не стоит забывать, что развитие этой системы зависит от бюджетной политики России. Так, путь перехода к экономике знаний для РФ был непростым, необходимо было решить ряд принципиально важных вопросов, которые были отражены в основных параметрах бюджетной системы и направлениях бюджетной политики РФ на 2015-2017 гг., это, к примеру, оптимизация расходов бюджетной системы РФ, повышение качества государственных программ, так, дефицит федерального бюджета 2013-2017 гг.: 0.323 трлн руб. - 0.554 трлн руб., объем ВВП РФ 2013-2017 гг.: 66.5 трлн руб. - 89.8 трлн руб. и т.д. [7, с. 81-82]. Эти задачи стояли перед Россией на период 2015-2017 гг. И что получилось? Возьмем, к примеру, рост ВВП на душу населения. Чтобы не углубляться в экономическую специфику исследования и терминологию, отметим только, что в подготовленной минэкономики картине деловой активности говорится о значительном росте ВВП на апрель 2018 г. Ответом на оптимистические прогнозы и положительные официальные финансовые данные практически сразу опубликованы различные варианты анализа представленных рейтингов в соответствии со спецификой подсчета процентов (например, на сегодня Россия считает ВВП в рублях, что значительно дешевле, чем в долларах США) в статьях экономистов, ученых различных направлений. Наличие этих публикаций если не является основанием для полного недоверия официальным данным, то по крайней мере заставляет задуматься. На то, что экономика не пребывает, как представлено общественности, в хорошем состоянии, указывают ряд проведенных в 2018 г. нововведений, затрагивающих, помимо системы налогообложения, еще финансовую поддержку науки и образования со стороны государства с учетом ВВП на душу населения.

Переход на инновационную экономику, основанную на знаниях, происходит под непосредственным влиянием глобализации. Несмотря на то, что этот процесс вызывает неоднозначную реакцию научного общества, нельзя отрицать тот факт, что на различные тенденции,

системы и т.д. повлиял именно он. Ввиду произошедших радикальных перемен перед социумом стоит сложная задача: контроль результатов и своевременная корректировка. Человеческие ресурсы являются как решением вытекающих проблем, так и потенциальными угрозами. Учитывая эти факты, отметим, что важным «рычагом» управления и развития общества является образование и образовательная политика.

С учетом интеллектуального потенциала российского молодого поколения и потенциала экономического и промышленного в сфере развития экономики знаний и в системе обеспечения качества высшего образования продолжают присутствовать недочеты и наблюдается недостаточно высокий уровень развития. Для выявления причин данной проблемы необходимы фундаментальные исследования. Тем не менее выявим основные проблемные точки соприкосновения качества образования и инновационной экономики или экономики знаний.

К примеру, в Ирландии среди существующих проблем в развитии экономики знаний определяют низкий уровень взаимодействия студентов, науки и технологий [8, с. 34]. Китай реализует собственную экономику, основанную на инновациях, что позволяет не только поддерживать собственное производство, но и инвестировать в иностранные предприятия. Образование является ядром в стратегии развития экономики знаний Китая [9]. В России признается приоритетность развития данных областей, однако действия правительства для их поддержки и развития совершенно несопоставимы с имеющимися ресурсами.

Ввиду ряда событий последних пяти лет экономические и торговые взаимоотношения России с определенными мировыми государствами значительно ухудшились. Естественно, это повлекло за собой действия правительства, направленные на развитие экономики, начиная с модернизации системы образования для молодого поколения с начала 2000-х гг.: укрепление и развитие отечественной промышленности (тенденция импортозамещения); науки (упор на организацию и проведение всероссийских олимпиад, конференций по приоритетным направлениям; научных конкурсов, фестивалей, грантов для молодых ученых и школьников и т.д.); образования (высшего и среднего: открытие «кванториумов», инновационных площадок и школ) - и заканчивая повышением пенсионного возраста и налогообложения, условиями предоставления льгот для пенсионеров. Таким образом, к тенденции «оОразование на протяжении всей жизни» прибавляется тенденция

«раОота на протяжении всей жизни». Об истинных целях и мотивах подобных изменений можно только догадываться, тем не менее ясно, что бесконечные изменения, отмены и нововведения могут отразиться негативно на старшем и младшем поколениях.

Ввиду перечисленных изменений, возникает вероятность, что условием выбора будущей специальности абитуриента будут не столько собственные интересы (самореализация, удовлетворенность родом занятости, направлением и т.д.) или даже государственные (согласно государственному заказу профессий, финансовой поддержке и предоставлению рабочих мест), а интересы коммерческие - то, что принесет большую прибыль.

С учетом вышесказанного отметим, что в первую очередь страдает отношение общества, в частности молодежи, к правительству, что может стать причиной низкого уровня патриотизма среди населения. Кроме того, еще один «рычаг» регулирования стабильности - финансовая обеспеченность, что для молодого поколения имеет большое значение. Поддержание этих показателей на низком уровне может стать серьезным основанием для увеличения внешней миграции населения в страны с более развитой экономикой и социальной политикой, т.е. новая волна «утечки умов» за рубеж.

Стоит справедливо заметить, что сегодня высшему образованию уделяется очень много внимания со стороны как правительства, так и общества. Для повышения его качества разработано и внедрено множество инновационных экономических, педагогических, методологических и управленческих разработок и концепций. Однако с позиции методологии и педагогики этим модернизация не ограничивается. Сейчас изменения в систему управления образовательными учреждениями и в сам учебный процесс могут вноситься по несколько раз за учебный год, и, соответственно, все это влияет на качество образования.

Приведем в пример результаты социологического исследования (2016 г. и 2018 г.), проведенного ВЦИОМ после нескольких лет действия единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2018 г. 80% опрошенных «знают о ЕГЭ», что значительно больше в сравнении с 2016 г. - 75%. Основные цели, которыми руководствовалось правительство РФ при введении ЕГЭ, были вынесены разработчиками исследования для оценки респондентами. Так, выяснилось, что, по мнению опрошенных, качество подготовки и знаний учащихся ухудшилось в целом - школьников «натаскивают» только на прохождение тестов (2016 - 70%; 2018 - 77%).

Кроме того, достаточно малая часть считает, что российское образование приблизилось к общепринятым международным стандартам (2016 г. - 41%), а за два года и это количество уменьшилось (2018 - 37%) [10]. Проблема данного вида аттестации школьников неоднократно поднималась в трудах современных российских ученых, таких как М.Ю. Демидова, И.В. Воеводина, Т.В. Немчикова и др. ЕГЭ также является составляющей принципа альтернативности в управлении образовательными инновациями в вузе, означающей, что в экономике знаний и инновационном развитии высшего образования непосредственное участие принимают школы [11, с. 198; 12].

Несмотря на то, что среднее и высшее образование взаимосвязаны и являются частями единой образовательной системы, определяющие уровня их качества разнятся. Отметим, что качество высшего образования измеряется в первую очередь уровнем компетенций выпускников и их способностью к дальнейшему профессиональному и личностному росту [13].

Качество образования имеет тесную взаимосвязь с качеством жизни населения [14, 15], социальными взаимоотношениями, развитием науки, техники, технологий, экономики, культуры, обеспечением национальной безопасности и многим другим. Не стоит игнорировать также тот факт, что благодаря образовательным учреждениям поддерживается и передается национальная культура.

В понятие «качество образования», согласно закону об образовании РФ, вкладывается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [16]. Однако, несмотря на официально утвержденное определение, в науке не прекращаются дискуссии относительно критериев и составляющих качества образования в соответствии со всеми потребностями в первую очередь общества и государства.

Образование уже давно представляет собой процесс не просто обучения молодежи определенной профессии для работы по существующей и устаревшей схеме, а развития у молодого поколения способностей и желания самостоятельно мыслить и вести, в соответствии с тенденцией, инновационную деятельность. Таким

образом Россия постепенно формирует и активирует новое мышление молодых профессиональных кадров.

Выделяют факторы, от которых зависит качество высшего образования:

— качество персонала, которое определяется степенью академической квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов;

— качество образовательных программ в сочетании с качеством процесса преподавания и научных исследований;

— качество подготовки студентов в условиях диверсификации образовательных программ, повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи;

— качество инфраструктуры и учебной среды высших учебных заведений, охватывающей всю совокупность условий их функционирования [17].

Для формирования международных рейтингов стран мира по уровню образования используется система индексов, куда входит индекс уровня образования в странах мира (Education Index): он оценивает достижения страны по двум показателям - индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса), индекс совокупной доли учащихся, обучающихся на начальном, среднем и высшем уровнях образования (1/3 веса). Так как уровень качества высшего образования общепризнан как показатель конкурентоспособности страны на мировом рынке, правительство должно реагировать на международные показатели.

К пониманию качества образования в каждом государстве подходят по-разному в соответствии с национальными интересами и потребностями. К примеру, в США к действующей системе образования и ее содержанию был проделан долгий путь: проведено множество исследований и разработок, на основе которых были учтены все аспекты образовательной деятельности и выявлены основные цели, которые актуальны и сегодня [18].

Одной из проблем современной науки является то, что заказчиком проведения научных исследований в большинстве случаев является государство, а не общество. При подобных обстоятельствах проблемы для исследований могут быть продиктованы интересами правительства, а результаты иметь некоторую искаженность, чтобы избежать в случае широкой огласки недовольства граждан. В этом случае наука подчиняется инвесторам, которые формируют направления исследований, и не имеет необходимой свободы.

Ввиду описанных выше проблем и тенденций в сфере экономики и высшего образования актуализируется необходимость в изучении общественного мнения о качестве действующей системы образования РФ и уровня знаний учащихся и выпускников школ и вузов.

■ Отличное ■ Посредственное н Плохое / очень плохое ш Затрудняюсь ответить

Рис. 1. Состояние современной системы образования России (по данным ВЦИОМ)

Рис. 2. Качество профессионального образования на примере вуза и в целом по стране в оценке преподавателей

6

33

20

41

Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен социологический опрос «Система образования в России: 1991-2016 гг.» (и=1600 респондентов) [19]. Результаты показали, что 53% опрошенных видят современное высшее образование менее доступным, тем не менее 81% респондентов хотели бы, чтобы их дети получили высшее образование, что значительно повысилось в сравнении с результатами 1991 г. - 53%. Увеличилось количество людей, которые считают, что материальное благополучие зависит от уровня образования человека (1991 - 31%; 2016 - 40%) и не зависит (1991 -47%; 2016 - 53%). Кроме всего прочего респонденты оценили качество образования (см. рис. 1).

В марте 2018 года в г. Белгороде нами был проведен социологический опрос преподавателей вузов. Респондентам было предложено оценить качество профессионального образования на примере собственного вуза и в целом по стране (см. рис. 2).

Общий объем опрошенных - 515 человек. Социологическое исследование проводилось в два этапа и имело две отличные друг от друга тематики: 2016 год - «Профессиональная компетентность как фактор обеспечения национальной безопасности»; 2017-2018 гг. - «Взаимосвязь качества высшего профессионального образования с обеспечением национальной безопасности России».

На основе полученных данных можно сделать вывод, что невысоко оценивают качество профессионального образования в целом по стране большая часть опрошенных (80%), высокую оценку дали 10% респондентов, и столько же (10%) не смогли ответить на поставленный вопрос. Что касается оценки качества профессионального образования, которая отражает и деятельность университета, 40% определили его как высокое, такое же количество (40%) считают, что уровень образования невысокий, и 20% воздержались от оценки образовательной деятельности университета, в котором работают.

Так, полученные нами результаты позволили определить мнение вузовских преподавателей относительно качества современного высшего образования на примере части белгородских вузов. Кроме того, эти данные легли в основу дальнейших исследований и разработок, нацеленных на определение качества высшего образования и формирование концепций управленческих моделей вузами как залога его повышения.

Проблема низкой оценки качества образования в РФ уже неоднократно поднималась в научных публикациях, однако это не делает ее неактуальной, скорее наоборот, она только обретает новую значимость ввиду произошедшего прогресса и изменений в науке и промышленности.

Сегодня экономика находится в плотной взаимосвязи с наукой и образованием, в частности высшим. Вузы постепенно переводятся на самостоятельный заработок за счет продаж образовательных услуг и научных разработок. Экономические трудности возникают у университетов при выполнении научно-исследовательской работы. Так, вместо того чтобы к ученым обращались предприятия и другие представители бизнеса за научными разработками и после успешной реализации выплачивали часть от прибыли научным работникам, университеты самостоятельно вынуждены искать инвесторов, стремиться получить грант или любую другую материальную помощь для проведения научных исследований. Таким образом рыночная экономика становится основным рычагом деятельности образовательных организаций и научных коллективов. Ввиду этого в высшем образовании устанавливается концепция рыночного предпринимательства, которое «...ориентировано на получение прибыли, поэтому оно обходит некоммерческие сферы и отрасли национальной экономики, не приносящие прибыли. К ним относятся прежде всего фундаментальные науки. . Рыночная экономика не способна должным образом развивать социальную сферу, поскольку реагирует на нужды той части населения, которая по каким-то причинам оказывается неспособной оплачивать товары и услуги» [20, с. 143].

Вывод

Экономика знаний включает в себя шесть основных компонентов, с опорой на которые проводятся реформы и вводятся различного рода новации в разные сферы деятельности, в частности в образовательную систему. Говоря об образовании в РФ, отмечают четыре основных компонента, влияющих на уровень его качества.

Ввиду экономических нововведений последних лет актуализируются риски «утечки умов» из РФ. В соответствии с официальными данными, основная часть российских эмигрантов имеют высшее образование и являются высококвалифицированными специалистами, потеря которых ежегодно приносит серьезные убытки экономике России. Нет необходимости проговаривать весь ущерб техническому, инновационному, экономическому и т.д. развитию от увеличения количества профессионалов, покинувших РФ. Кроме того, учитывая экономическую составляющую, участие которой только растет в высшем образовании, целесообразным является её грамотное использование и на местном уровне, что окажет такое же влияние на

целостное повышение качества образования, как и учебно-методическое и другое сопровождение учебного процесса.

Российское образование находится в зависимости от образовательных, экономических, геополитических интересов. Вузы постепенно переводятся на самостоятельное финансовое обеспечение, что определяет тенденцию коммерциализации образования, которая уже заработала определенную дозу критики со стороны представителей педагогических, социологических и педагогических наук. Однако, при умелом использовании, учете возможных проблем и особенностей каждого направления исследований и ведении образовательной деятельности, эта тенденция может значительно помочь развитию экономики знаний.

Результаты проведенных исследований указывают на невысокую оценку качества современного российского образования преподавателями и общественностью. Эти данные заставляют задуматься о целесообразности некоторых нововведений и действующих направлений в образовании. Представленные данные проведенных исследований будут использованы нами в дальнейшей разработке концепции управления вузом как одного из факторов повышения качества высшего образования РФ.

Статья подготовлена в рамках программы развития опорного университета на базе БГТУ им. В. Г. Шухова.

Список литературы

1. Сысоева С.В. Высшее профессиональное образование в экономике знаний // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2013. Т. 2. № 71. С. 344-347.

2. Weber A.S. The role of education in knowledge economies in developing countries // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. 15. Р. 2589-2594.

3. Nunes A. Increased productivity efforts yield few rewards in the knowledge economy // Transportation Research Part A 94. 2016. Р. 338-347.

4. Dumitrascua V., Dumitrascub R.A Competitive organizations knowledge based on economy // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2014. 116. Р. 3432-3436.

5. Lafond F. Self-organization of knowledge economies // Journal of Economic Dynamics & Control. 2015. 52. P. 150-165.

6. Муртазин А.С. Институциональные основы формирования экономики знаний в России: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2015. 23 с.

7. Дикунова М.С. Бюджетная политика России при переходе к экономике знаний // Российская экономика знаний: вклад региональных исследователей: Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием (Кемерово, 5-6 октября 2017 г.). В 2 ч. 2017. С. 79-83.

8. Kerr A., Riain S.O'. Knowledge Economy // International Encyclopedia of Human Geography. 2009. P. 31-36.

9. Yanqing Jiang. 13: Knowledge economy and knowledge-based development: a tentative discussion // In: China: Trade, Forcing Direct Investment and Development Strategies Chandos Publishing, 2014. Р. 205210 (Chandos Asian Studies Series).

10. ЕГЭ 2018: общественная оценка. Результаты социологического опроса ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infographics.wciom. ru/theme-archive/society/social-problems/education-skil ls/article/egeh-2018-obshchestvennaja-ocenka.html

11. Данакин Н.С., Шутенко А.И. Принципы управления образовательными инновациями в современном вузе // Трансформация идеи гражданского общества в контексте социальных изменений: Сборник статей по материалам Первой Международной конференции / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 2014. С. 197-203.

12. Данакин Н.С., Шутенко А.И., Оспищев П.И. Принципы управления образовательными инновациями в современном вузе // В мире научных открытий. 2014. № 11. С. 4244.

13. Щербакова А.И. Профессиональная компетентность в понимании работников образовательных учреждений и студентов // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. 2018. № 1 (43). С. 137-144.

14. Ерлыгина Е.Г., Штебнер С.В. Образование как фактор повышения качества жизни молодежи // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. Май № 2 (39). С. 62-66.

15. Kimie Fujita, Hee Sun Kang, Masaaki Mawatari et al. International Journal of Orthopaedic and Trauma Nursing [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1878 12411830042X

16. Об образовании в Российской Федерации: фе-дер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Принят Гос. Думой. Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. Режим доступа: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0% BA %D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82% D1%8B/2974

17. Быкасова О.О. Качество образования и система менеджмента качества как основа конкурентоспособности современного высшего образования // Евразийское научное объединение. 2015. Т. 2. № 4 (4). С. 104-106.

18. Jonghun Kim. School accountability and standard-based education reform: The recall of social efficiency movement and scientific management // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 60, May. P. 80-87.

19. Система образования в России: 1991-2016 гг. Результаты социологического опроса ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://info graphics.wciom.ru/theme-archive/society/social-proble ms/education-skills/article/sistema-obrazovanija-v-rossii -1991-2016.html

20. Экономика инновационного развития / Под ред. М.В. Кудиной и М.А. Сажиной. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2014. 256 с.

THE PROBLEM OF QUALITY OF HIGHER EDUCATION AS A COMPONENT OF KNOWLEDGE ECONOMY

A.I. Grebenyuk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shukhov Belgorod State Technological University, Belgorod

The article gives a theoretical justification of the problem of quality of higher education. The need to identify some core problems and sources of threat to education quality are substantiated from the point of view of sociology. To a significant extent, they are related to the quality of preparation of school students for higher education. The main components and foundations of the knowledge economy are considered. The author presents the results of her empirical study aimed at determining the level of quality of modern Russian education as assessed by teaching staff of higher educational institutions. The results of a secondary sociological study conducted by the Russian Public Opinion Research Center are analyzed. The resources for supporting the interest of the younger generation in higher education and raising the level of this interest are determined. Professional competence of specialists is considered as the ultimate goal and as a complex of professional components which should be considered by the young people as their successful learning outcome. As a result of the empirical research, we have identified some threats to improving the quality of higher education in the Russian Federation, to the development of an innovative economy, and to raising the level of the country's competitiveness.

Keywords: knowledge economy, quality of higher education, competitiveness of the country, national interests, «brain drain».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.