DOI: 10.15593/2224-9354/2019.1.3 УДК 316.74:378
В.С. Каташинских
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ИЗМЕНЕНИЙ СОДЕРЖАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАКРОРЕГИОНА
Статья посвящена изучению процессов изменений содержания высшего образования на примере Уральского федерального округа. Эти изменения могут быть институционального, организационного, системного характера, но без них невозможно дальнейшее развитие высшего образования. В этой связи автор обосновывает необходимость перехода к новой модели высшего образования, в качестве которой называет нелинейную. Для перехода к ней требуется реализация ряда условий, связанных с управлением высшим образованием, его содержанием, взаимодействием образовательных общностей. Каждое из этих условий должно быть включено в процессы изменений, происходящих в системе высшего образования с целью повышения эффективности ее функционирования в современных реалиях. Для их реализации необходимо применение соответствующих социальных технологий управления.
В статье обосновываются преимущества социально-технологического подхода к управлению изменениями содержания высшего образования. Они заключаются в адекватности специфике объекта, ориентации на достижение целей, соответствии новейшим разработкам науки, проектировании.
Анализируя каждое из условий перехода к нелинейной модели высшего образования в макрорегионе, автор приводит результаты эмпирических исследований, проведенных в Уральском федеральном округе, которые доказывают необходимость реализации этих условий с позиций образовательных общностей (студентов и преподавателей), а также стейкхолдеров высшего образования (представителей работодателей и властных структур).
Предлагаются конкретные социальные технологии для реализации перехода к нелинейной модели высшего образования в Уральском федеральном округе. Обосновано, что эти социальные технологии могут быть различного содержания, главное требование к ним - отражать специфику объекта, характер его взаимодействий и условия функционирования.
Ключевые слова: социальные технологии, процессы изменений, высшее образование, нелинейная модель высшего образования, макрорегион.
Современные реалии, стремительно меняющиеся условия жизни и работы все чаще требуют от нас новых знаний, умений и навыков как для обыденной, так и для профессиональной жизни. Ускоряющиеся темпы развития всех сфер человеческой жизни ведут к необходимости создания и применения новых, инновационных технологий управления изменениями, происходящими в нашей жизни. Эта тенденция характерна практически для всех сфер жизни человека. Однако в особенности она касается высшего образования, ведь именно обучаясь в вузе, человек получает основные знания и навыки не только для профессиональной, но и во многом для обыденной жизни.
© Каташинских В.С., 2019
Каташинских Варвара Сергеевна - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и технологий ГМУ, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», е-mail: [email protected].
К сожалению, современное высшее образование часто не отвечает тем требованиям, которые предъявляет ему современное общество. С одной стороны, российское высшее образование само по себе консервативно. Это обусловлено сложившимися традициями обучения, менталитетом субъектов высшего образования. С другой стороны, многочисленные оптимизации, модернизации, реструктуризации, которым подвергается система российского высшего образования в последние 10-20 лет, на практике часто ведут к бюрократизации, усложнению его структуры, формализму, что, в свою очередь, вовсе не способствует быстрой адаптации системы высшего образования к современным условиям.
Помимо формальной стороны организации образовательного процесса, управления вузами, также медленно адаптируется к изменениям и содержание высшего образования. Часто то, чему студента учили в вузе, к моменту, когда он начинает трудовую деятельность, морально устаревает, появляются новые технологии, механизмы, методы. Вместе с тем «наблюдается отсутствие универсальной методологии и методики интеграции содержания высшего образования и недостаточный уровень готовности выпускников вузов к решению интегрированных профессиональных задач» [1, с. 77]. Причем это касается не только технических, инженерных, естественно-научных, но и гуманитарных, социально-экономических, управленческих отраслей деятельности. Все чаще мы встречаем инновационные технологии решения управленческих, экономических, социальных кейсов и задач.
Изучение изменений содержания высшего образования, а также социальных технологий управления ими, с нашей точки зрения, должно осуществляться на всех уровнях, как федеральном, так и региональном. Именно в таком подходе мы видим перспективу внедрения каких-либо изменений в высшем образовании, ведь несмотря на то, что Российская Федерация - единое государство, каждый регион или макрорегион обладает особой геополитической, культурной, социальной спецификой. Вот почему мы предлагаем проанализировать процессы изменений содержания высшего образования, а также возможные социальные технологии управления ими на уровне макрорегиона. Это позволит изучить на локальном уровне содержание и характер изменений в высшем образовании с учетом специфики конкретного макрорегиона.
Наглядным представляется кейс Уральского федерального округа (УрФО). Он занимает 10,6 % территории России, на его долю приходится 8,4 % населения страны, уровень благосостояния населения (по оценкам уровня денежных доходов населения) выше, чем в среднем по России, внешнеторговый оборот составил в 2017 году 7,8 % от общероссийского показателя. По объему валового регионального продукта УрФО занимает третье место по России после Центрального и Приволжского федеральных округов [2].
УрФО имеет развитую сферу высшего образования. В нем действует 53 вуза, среди которых образовательные организации всех типов, существующих в современной России [3, с. 73-86].
Объектом исследования в данной статье являются изменения содержания высшего образования, предметом - социальные технологии управления процессами изменений содержания высшего образования в Уральском макрорегионе. Цель статьи заключается в анализе возможностей применения социальных технологий управления изменениями содержания высшего образования Уральского макрорегиона.
Методологической базой статьи являются теории институционального, системного, нелинейного анализа. Эмпирическое исследование, которое составляет основу данной статьи, было проведено научной группой Уральского федерального университета под руководством профессора Г.Е. Зборовского, включая автора, в три этапа.
На первом (2016 г.) этапе проводились экспертные опросы методом глубинного полуформализованного интервью. Было опрошено 80 экспертов (в том числе по УрФО - 30) - представителей профессионального научно-педагогического сообщества (ректоры, проректоры, директора институтов, деканы, заведующие кафедрами, профессора и т.д.), бизнес-сообщества, напрямую связанных с образовательным и/или управленческим процессом в вузе.
На втором этапе (2017 г.) был проведен массовый опрос преподавателей и студентов вузов УрФО. В ходе исследования была реализована квотная выборка. Объем выборочной совокупности преподавателей составил 810 чел., студентов - 1860 чел. (опрашивались студенты 3-4-х курсов и магистранты). На этом же этапе были проведены два «круглых стола», посвященных экспертному тестированию элементов нелинейной модели высшего образования.
На третьем этапе (2018 г.) осуществлялась комплексная реализация методов экспертных оценок, анализа документов, экспертного фокусирования с ключевыми информантами для составления прогнозных сценариев и тестирования стратегии развития высшего образования в Уральском макрорегионе. Проводилось полуформализованное интервью стейкхолдеров (представителей бизнес-сообщества) университетов Уральского федерального округа (п = 124).
Развитие высшего образования в современной России в последние десятилетия все время сопровождается процессами изменений, в том числе и его содержания. Они происходят на разных уровнях.
Во-первых, это изменения институциональные [4], которые касаются финансирования вузов, развития механизмов непрерывного, дополнительного, дистанционного высшего образования, внедрения новых информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, совершенствования системы дополнительной подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава [5]. Во-вторых, нельзя не отметить изменения
организационные. Они в большинстве своем связаны с оптимизацией и реорганизацией структуры вузов, а именно с процессами их укрупнения, объединения и т.п. Вместе с тем особое внимание уделяется оптимизации образовательных программ, образовательного и научного процесса в вузе [6].
Изменения, происходящие в высшем образовании, также могут быть системными, функциональными, ценностными, иными словами, касаться места и роли высшего образования в обществе.
Все изменения, происходящие в содержании современного высшего образования России, требуют качественно новой основы, принципиально иной системы связей и взаимодействий его субъектов и объектов, которая будет адекватна требованиям современного общества.
В этой связи мы приходим к необходимости перехода российского высшего образования к его новой модели, в качестве которой мы видим нелинейную модель (в противовес существующей линейной) [7]. Под нелинейной моделью высшего образования мы понимаем в самом общем виде особые (нелинейные) конфигурации и взаимосвязи основных элементов системы высшего образования, которые обеспечивают ее органичность, адаптивность и функциональность в современных условиях [8, с. 152]. Среди основных элементов системы высшего образования мы должны назвать образовательные организации (вузы), образовательные общности (студенты, профессорско-преподавательский состав), управление высшим образованием. Каждый из этих элементов находится в постоянном взаимодействии как друг с другом, внутри системы высшего образования, так и с внешними объектами, в первую очередь, со стейкхолдерами высшего образования (здесь мы имеем в виду государство, работодателей, родителей абитуриентов и студентов, общественность, общество в целом).
Переход к нелинейной модели высшего образования предполагает выполнение ряда условий. К таким условиям мы относим следующие аспекты функционирования высшего образования:
1) новую модель университетского управления;
2) новую модель управления высшим образованием в макрорегионе и регионе;
3) структуру сетевых взаимодействий между вузами макрорегиона на основе их типологии;
4) академическую мобильность;
5) взаимодействие со стейкхолдерами;
6) нормативную базу нелинейного образования в макрорегионе и регионе;
7) новые формы/форматы образования;
8) новые принципы взаимодействия образовательных общностей в вузах макрорегиона;
9) изменение состава образовательных общностей;
10) инновационность [8, с. 153].
Каждое из этих условий должно быть включено в процессы изменений, происходящих в системе высшего образования с целью повышения эффективности ее функционирования в современных реалиях. Однако названные изменения не могут происходить сами по себе. Для их эффективной реализации необходимо применение соответствующих социальных технологий управления. Преимущества социально-технологического подхода к управлению изменениями содержания высшего образования заключаются в том, что он предполагает адекватность специфике объекта, ориентацию на достижение стратегических и тактических целей, соответствие новейшим разработкам науки, использование позитивного опыта социальных модификаций, проектирование [9].
Применительно к управлению общественными явлениями и процессами социальные технологии представляют собой, с одной стороны, некий проект, который содержит определенные процедуры и операции, необходимые для достижения заявленной цели, с другой стороны, непосредственно деятельность, осуществляемую в рамках проекта.
В управлении изменениями содержания высшего образования могут быть применены самые разные социальные технологии. Они классифицируются по разным основаниям. Наибольший интерес представляет классификация с позиций отношения к управленческим решениям. По этому основанию социальные технологии делятся на два типа:
1) социальные технологии, направленные на подготовку управленческих решений в рамках социологической проблематики, или технологии социологической диагностики;
2) социальные технологии, направленные на реализацию управленческих решений, или социальные технологии реализации [10, с. 115].
В рамках этой статьи нас интересует второй тип социальных технологий, который позволит нам предложить варианты реализации конкретных управленческих решений для перехода к нелинейной модели высшего образования в макрорегионе.
Обозначенные выше изменения содержания высшего образования, необходимые для внедрения его нелинейной модели в Уральском макрорегионе, можно условно разделить на три группы. Для реализации каждой из этих групп изменений может быть применена особая социальная технология.
Первая группа изменений - это изменения в управлении вузом. К ней мы относим необходимость разработки и внедрения новой модели университетского управления, управления высшим образованием, а также нормативной базы нелинейного образования в макрорегионе и регионе. Для решения задач перехода к нелинейной модели управления вузом уместно провести реинжиниринг его административной системы. Необходимы изменение бюрократической системы управления вузом, рационализация внутривузовской среды (установление новых
четких адекватных социальному контексту критериев оценивания результативности деятельности всех субъектов высшего образования), модификация образовательного процесса (формирование стратегии социально-технологического образования). Вместе с тем в ходе реинжиниринга исследователями этого вопроса предлагается внедрить стратегию менеджмента участия, когда субъекты высшего образования планомерно движутся к общей цели, опираясь на научные разработки. Одновременно реинжиниринг управления вузом предполагает улучшение ресурсного обеспечения, кадрового потенциала [9].
Поскольку предметом этой статьи являются социальные технологии управления изменениями содержания высшего образования, остановимся на них более подробно.
Следующая группа процессов изменений - это изменения содержания высшего образования в части взаимодействий и взаимоотношений субъектов и объектов высшего образования. В рамках этой группы необходимо обратить внимание на изменение структуры сетевых взаимодействий между вузами макрорегиона, активизацию взаимодействия со стейкхолдерами высшего образования, разработку новых принципов взаимодействия образовательных общностей в вузах макрорегиона, изменение их состава, модернизацию системы академической мобильности.
Изменения содержания высшего образования для перехода к его нелинейной модели включают установление принципиально новых сетевых взаимодействий между вузами внутри макрорегиона. В ходе нашего исследования была охарактеризована структура необходимых сетевых взаимодействий [3, с. 124-135].
В рамках нелинейной модели высшего образования в макрорегионе сетевые взаимодействия могут быть созданы на основе типологии [11, 12], ведь в зависимости от типа вуз занимает определенное место в образовательном пространстве макрорегиона [13]. Мы предлагаем объединить вузы УрФО в сети по профилю (для обмена ресурсами), так как в этом макрорегионе имеет место ярко выраженная отраслевая структура высшего образования. Сети могут составлять вузы, разные по статусу и возможностям (для того, чтобы у «слабых» вузов появилась возможность улучшать качество подготовки за счет дополнительных возможностей, которые имеют вузы более сильные, статусные, успешные), а в УрФО действуют вузы всех существующих ныне типов.
Основой для сетевых связей между вузами могут быть также их потребности, цели, задачи. Наше исследование показало, что в Уральском макрорегионе среди приоритетных направлений образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов обозначены энергетика, ресурсосбережение, рациональное природопользование, экология, информационные технологии, социально-гуманитарное знание, экономика, управление и др.
Большинство из них технические либо естественно-научные. Лишь несколько вузов ориентированы, в том числе, и на социально-гуманитарное знание. Описываемая ситуация отражает как общероссийское направление развития высшего образования, так и специфику УрФО как индустриального макрорегиона, где существует высокий уровень спроса на высококвалифицированные кадры для инженерно-технических отраслей [14, с. 24].
Наш анализ наличия сетевых взаимодействий между вузами в УрФО показал, что они являются скорее исключением, нежели правилом. Однако потребность в них определенно существует. Это подтверждает и опрос преподавателей. Более 75 % опрошенных высказали мнение, что сотрудничество в рамках партнерских моделей между вузами в макрорегионе является тем типом отношений, который лучше всего обеспечит повышение качества образования. Среди ограничений, которые мешают эффективному внедрению сетевых связей между вузами, преподаватели называли, в первую очередь, отсутствие проработанной нормативной базы по формам оплаты труда и распределению нагрузки преподавателям, разработке сетевых учебных планов и пр.; материальных возможностей вузов; проработанной нормативной базы по обмену преподавателями и студентами, по реализации электронных форм обучения, открытого образования и др.; наработанной практики применения.
Поэтому для разработки и установления сетевых взаимодействий в рамках нелинейной модели высшего образования в УрФО мы предлагаем применить такие социальные технологии, которые будут обращены на устранение названных ограничений. Они должны быть направлены на создание проработанной нормативно-правовой базы для оптимизации функционирования сетевых взаимодействий между вузами УрФО в области образовательных программ, научных исследований. К этой же группе можно отнести такие социальные технологии, которые позволят эффективно взаимодействовать вузам внутри групп, выделенных по отраслям деятельности, по миссиям и целям, по потребностям.
Взаимодействие высшего образования и его стейкхолдеров является одним из приоритетных направлений современных исследований. Одним из этапов нашего исследования был экспертный опрос работодателей и представителей власти как значимых стейкхолдеров высшего образования, на предмет их взаимодействия с институтом высшего образования в Уральском макрорегионе.
Осуществляя прогноз реализации условий перехода к нелинейной модели высшего образования в УрФО, эксперты по всем параметрам дали положительные оценки развитию этих условий. Однако оценки эти не превысили 2,2 балла (по пятибалльной шкале) в краткосрочной (3-5 лет) и 2,7 балла в долгосрочной перспективе (10-15 лет). Притом, в первую очередь, эксперты отмечали необходимое изменение требований компаний к компетенциям специалистов с высшим образованием. В краткосрочной перспективе было
обозначено также изменение потребностей предприятий в обучении работников в вузах и участия вузов в инновационном секторе экономики в макрорегионе, в долгосрочной - изменение потребности рынка труда макрорегиона (УрФО) в специалистах с высшим образованием, а также изменения, связанные с инновациями.
Иными словами, это те изменения, которые связаны непосредственно с содержанием высшего образования, с теми потребностями, которые есть у работодателей и, следовательно, рынка труда в отношении компетенций выпускников вузов.
Опрошенные эксперты высказали мнение, что наиболее эффективными способами взаимодействия вузов и предприятий являются целевое обучение специалистов, создание бизнесом полноценной базы для практики и дипломного проектирования студентов, участие работодателей в комиссиях по ди-пломированию, защите ВКР.
Поэтому именно с этими аспектами содержания высшего образования должны быть связаны социальные технологии управления изменениями в нем в рамках реализации такого условия перехода к нелинейной модели высшего образования в УрФО, как активное взаимодействие вузов со стейк-холдерами. Среди этих технологий мы можем выделить создание программ, способствующих распространению института целевого обучения студентов, создание взаимовыгодных условий для работодателя и вуза для такого вида сотрудничества; отказ от формального прохождения практики студентами в первых попавшихся, «удобных», «своих» организациях в пользу тех, где студент реально может получить необходимые ему навыки для дальнейшей профессиональной деятельности и перспективы сотрудничества; привлечение работодателей к участию в создании и корректировке образовательных программ, в комиссиях по защитам дипломов. Иначе говоря, в рамках этого условия перехода к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе должны быть применены социальные технологии, которые будут способствовать сближению содержания высшего образования и требований работодателя к компетенциям выпускников.
Очень важным условием перехода к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе является активизация академической мобильности, а также переход ее на качественно новый уровень [15]. В современных условиях среди студенчества она практически отсутствует. Только 9 % студентов УрФО участвовали в какой-либо программе академической мобильности. Однако более половины опрошенных студентов хотели бы принимать участие в таких программах, как внутри региона, так в России и за рубежом.
Среди преподавателей картина не особенно отличается. Только 16 % из них лично принимали участие в программах академической мобильности, хотя половина преподавателей заинтересованы в развитии всех ее видов. Бо-
лее того, две трети преподавателей убеждены, что и вуз заинтересован в развитии программ академической мобильности.
Для перехода к нелинейной модели высшего образования внутри Уральского макрорегиона нам представляется необходимым применение социальных технологий, связанных с развитием внутрирегиональной академической мобильности как преподавателей, так и студентов. Разработка этого направления позволит расширить горизонты как профессиональной деятельности педагогов, так и объема знаний, умений и навыков студентов.
В процессе перехода к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе должно произойти также качественное изменение отношений образовательных общностей макрорегиона как на уровне вуза, так и на уровне конкретных его субъектов, преподавателей и студентов [16].
Согласно концепции нелинейной модели высшего образования [17] в макрорегионе отношения между образовательными общностями внутри вуза должны строиться на принципах доверия, кооперации, открытости. Необходимо отметить, что сейчас практически три четверти как студентов, так и преподавателей говорят о том, что доверяют друг другу. Вместе с тем доверие к администрации вуза имеют только 41 % студентов и 47 % преподавателей УрФО, а к образовательной политике государства - четверть студентов и только пятая часть преподавателей.
Таким образом, именно в направлении установления доверительных и открытых отношений между образовательными общностями и администрацией вузов, а также государством необходимо стремиться в рамках перехода к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе. С нашей точки зрения, эти изменения нужно начинать с формирования у образовательных общностей личной заинтересованности в эффективном взаимодействии с администрацией вуза в рамках принятия различных управленческих решений. Сегодня около половины студентов не готовы участвовать в принятии различных управленческих решений в вузе. Треть готовность свою подтверждает, но не обладает уверенностью, что от этого будет какой-то позитивный результат. Таким образом, более 80 % студентов УрФО не хотят/не верят в эффективность своего взаимодействия с администрацией вузов. Среди преподавателей доля также настроенных ниже (около 70 %), однако тоже очень высока.
В этой связи наиболее востребованными социальными технологиями для изменения отношений между образовательными общностями внутри вузов при переходе к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе должны стать технологии, способствующие формированию потребности в участии образовательных общностей в жизни вуза и макрорегиона, развитию человеческого капитала образовательных общностей, качественному развитию стратегий поведения преподавателей и студентов, в том числе их социальной и гражданской активности.
В целом для описываемой группы изменений наиболее эффективным будет применение социальной технологии проектирования. Она относится к числу наиболее перспективных, способствующих внедрению изменений с помощью четких механизмов, выстроенных на основе алгоритмов, актуальных для конкретных условий места и времени реализации.
Еще одна группа процессов изменений содержания высшего образования, необходимых для перехода к его нелинейной модели в макрорегионе, -изменения, связанные непосредственно с содержанием обучения. Для разработки и реализации этих изменений необходимо придать новый, инновационный характер содержанию высшего образования, а также разработать и внедрить его новые формы/форматы. Содержательные изменения в высшем образовании должны идти по разным направлениям. С одной стороны, необходимо внедрение общенаучных, общеобразовательных компетенций, имеющих инновационный характер, связанных с новыми информационными, управленческими, интеллектуальными технологиями. С другой - с нашей точки зрения, инновационность высшего образования должна быть согласована с требованиями работодателя, современными условиями рынка, экономики и производства.
Инновационность является неотъемлемым условием большинства современных процессов изменений содержания высшего образования. Вне зависимости от уровня распространения изменения должны носить инновационный характер, что обусловлено высоким темпом развития современной науки и техники. Наиболее важные инновационные изменения имеют институциональный и системный характер. Однако немаловажное значение в отношении содержания высшего образования также имеют педагогические инновации, связанные с необходимостью передачи студентам особых знаний, умений и навыков [18].
Один из важных вопросов современных исследованияй связан с определением содержания инновации. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года в качестве цели инновационного развития российского социума обозначено формирование у граждан страны компетенции «инновационного человека», а именно готовность и способность к непрерывному образованию, критическому мышлению, профессиональной мобильности, креативность и предприимчивость, конкурентоспособность, сочетание индивидуальных и командных способностей, активное владение иностранными языками как коммуникационными инструментами [19]. Однако, на наш взгляд, вряд ли названные компетенции являются на самом деле инновационными для современного общества. Уже сейчас мы наблюдаем необходимость обладания этими компетенциями для эффективной и успешной профессиональной деятельности. Другое дело, что вуз не всегда дает их студенту. Вот почему, с нашей точки зрения, внедрение в образова-
тельный процесс педагогических технологий, связанных с названными инновационными компетенциями, является оправданным.
В рамках нашего исследования под субъектами инновационного развития вуза мы имеем в виду, безусловно, студентов и преподавателей, уровень их инновационной культуры. Поскольку этот показатель достаточно сложно объясним, мы предлагаем использовать самооценки студентов и преподавателей.
Согласно результатам нашего исследования, в инновационной педагогической деятельности участвует около трети преподавателей УрФО, каждый десятый - во взаимодействии «высшая школа - академическая наука» и «высшая школа - бизнес». Преподаватели отмечают также и возможный рост личной инновационной активности. Практически 70 % тех, кто сейчас не принимает участие ни в каких видах инновационной деятельности, планирует делать это в ближайшей перспективе в преподавании, около половины - во взаимодействии с наукой, около трети опрошенных прогнозируют рост личной инновационной активности в сфере взаимодействия с бизнесом и органами власти [20, с. 72-73].
Говоря об участии в инновационных проектах, 16 % студентов отметили, что участвовали в разработке таких проектов для бизнеса, каждый пятый - для социальной сферы, менее 10 % - для сферы управления и столько же - для академической науки.
Что касается уровня инновационной культуры, то и преподаватели, и студенты оценили его как средний (немногим более 50 % опрошенных). Таким образом, мы видим явное несоответствие между условиями современной жизни, запросами государства и реальными оценками инновационности высшего образования его субъектами.
Для активизации процессов изменений, связанных с инновационным развитием содержания высшего образования, необходима реализация социальных технологий, направленных на изменение характера содержания высшего образования, образовательных программ, методов и подходов к обучению.
Внедрение новых форм и форматов высшего образования, как неотъемлемое условие перехода к нелинейной модели высшего образования, в большинстве своем связано с электронными, дистанционными технологиями. В рамках нашего опроса одним из исследуемых аспектов было отношение студентов и преподавателей к использованию новых образовательных ресурсов. Необходимо отметить, что и студенты, и преподаватели знают о существовании электронного, дистанционного обучения, о национальной платформе «Открытое образование», массовых онлайн-курсах. Однако обе категории респондентов активно используют в учебе только электронное обучение. Практически все из них (а это 80 % опрошенных) считают его эффективным.
Дистанционное образование получает только 28 % опрошенных студентов, 50 % преподавателей использует его в образовательном процессе. Однако только около 40 % респондентов считают дистанционное образование эф-
фективным. Среди причин, по которым респонденты не считают дистанционное обучение эффективным, и преподаватели, и студенты называют в первую очередь отсутствие возможности непосредственного живого общения преподавателя со студентами, тем самым обращая наше внимание на ценность коммуникации, человеческого общения в образовательном процессе.
Однако все более широкое распространение электронного и дистанционного обучения неизбежно. Нас ведут к этому как реалии современной жизни, так и государственная политика в области высшего образования. В этой связи становится актуальной проблема эффективного внедрения, распространения и адаптации электронного и дистанционного обучения в таких вариантах, которые давали бы возможность личной коммуникации между студентом и преподавателем. Именно такой направленности социальные технологии и должны быть применены для реализации этого условия перехода к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе.
В современных реалиях существует необходимость в изменении содержания высшего образования, в том числе и в макрорегионах. В ходе исследования, проведенного на материалах Уральского федерального округа, было обосновано, что одним из возможных путей этого является переход к новой нелинейной модели высшего образования. Для осуществления такого перехода необходимо выполнение ряда условий, которые связаны с изменениями в управлении вузами, во взаимодействиях между образовательными общностями, в содержании обучения. Каждое из условий может быть реализовано при помощи определенных социальных технологий. С учетом специфики Уральского федерального округа, его ярко выраженной отраслевой направленности, оценки студентов и преподавателей различных условий перехода к новой нелинейной модели высшего образования нами предложен ряд социальных технологий управления изменениями содержания высшего образования. Эти социальные технологии могут быть различного содержания, они могут быть проектными, реинжиниринговыми или какими-то еще, главное, чтобы они отражали специфику объекта, характер его взаимодействий и условия функционирования.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 16-18-10046 «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности».
Список литературы
1. Певная М.В., Шуклина Е.А. Институциональные ловушки нелинейного развития высшего образования в России // Интеграция образования. -2018. - Т. 22, № 1. - С. 77-90.
2. Социально-экономическое положение федеральных округов 2018 г. / Офиц. сайт Федер. службы гос. статистики. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b18_20/Main.htm (дата обращения: 20.06.2018).
3. Актуальные проблемы трансформации высшего образования в макрорегионе / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских [и др.]. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. - 400 с.
4. Старыгина А.М. Реформа высшего образования в России: институциональные трансформации в контексте глобальных тенденций современности // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 11. - С. 146-153.
5. Старыгина А.М. Институциональные изменения в российской системе высшего образования в контексте модернизации [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2017. -№ 2 (199). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-izmeneniya-v-rossiyskoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya-v-kontekste-modernizatsii (дата обращения: 06.06.2018).
6. Вольчик В.В., Маскаев А.И., Савко П.О. Институциональные и организационные изменения при слиянии вузов [Электронный ресурс] // JIS. - 2017. -№ 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-i-organizatsionnye-izmeneniya-pri-sliyanii-vuzov (дата обращения: 06.06.2018).
7. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности: моногр. / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских, А.К. Клюев, А.А. Кузь-минчук, С.В. Кульпин, М.В. Певная, Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина / под ред. Г.Е. Зборовского. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 336 с.
8. Амбарова П. А., Зборовский Г.Е. Возможности практической реализации нелинейной модели высшего образования в УрФО (по материалам круглого стола) // Известия УрФУ. Проблемы образования, науки и культуры. -2017. - Т. 168, № 23 (4). - С. 151-164.
9. Серкина Я.И. Социальные технологии управления инновационным развитием вуза [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Белгород, 2013. - URL: http://cheloveknauka.com/v/379137/a?#?page=1 (дата обращения: 12.06.2018).
10. Агранович В.Б. Социальные технологии управления как проявление инноваций в транзитивном обществе // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. - 2008. - Т. 312, № 6. - С. 114-118.
11. Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш., Овчинников М.Н. О некоторых подходах к разработке типологий российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 4-5. - С. 21-28.
12. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов / И.В. Абанкина, Ф.Т. Алескеров, В.Ю. Белоусова, Л.М. Гох-
берг, К.В. Зиньковский, С.Г. Кисельгоф, С.В. Швыдун // Форсайт. - 2013. -Т. 7, № 3. - С. 48-63.
13. Каташинских В.С. Специфика сетевого взаимодействия в высшем образовании // Россия между модернизацией и архаизацией. 1917-2017 гг.: материалы XX Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 т. / под ред. Л.А. Закс [и др.]. -Т. 2. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. - С. 374-378.
14. Каташинских В.С. Специфика типологии вузов в индустриальном макрорегионе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3 (48). - С. 24-32.
15. Певная М.В., Калинина А.Н. Академическая мобильность как объект исследований в контексте понимания нелинейности высшего образования в России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2(41). - С. 73-81.
16. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Взаимодействие между образовательными общностями российского мегаполиса: проблемы управления // Муниципалитет: экономика и управление. - 2017. - № 3 (20). - С. 21-30.
17. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. О концепции нелинейного развития высшего образования в России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2 (41). - С. 52-62.
18. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С., Тамошкина Е.В. Инновационные изменения в современном высшем образовании России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=26813 (дата обращения: 06.06.2018).
19. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) [Электронный ресурс] / Минэкономразвития России. - М., 2010. - URL: https://www.isma.ivanovo.ru/ attachments/1770 (дата обращения: 06.06.2018).
20. Зборовский Г.Е., Каташинских В.С. Типология вузов в макрорегионе как структурная основа нелинейной модели развития высшего образования // Социология образования. - 2017. - № 4. - С. 67-83.
References
1. Pevnaia M.V., Shuklina E.A. Institutsional'nye lovushki nelineinogo razvitiia vysshego obrazovaniia v Rossii [Institutional traps of Russia's higher education nonlinear development]. Integratsiia obrazovaniia, 2018, vol. 22, no. 1, pp. 77-90.
2. Sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie federal'nykh okrugov - 2018 g. [Socio-economic situation of federal districts - 2018]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_20/Main.htm (accessed 20 June 2018).
3. Zborovskii G.E., Ambarova P.A., Katashinskikh V.S. [et al.]. Aktual'nye problemy transformatsii vysshego obrazovaniia v makroregione [Topical issues of
transformation of higher education in macroregion]. Ekaterinburg, Humanitarian university, 2017, 400 p.
4. Starygina A.M. Reforma vysshego obrazovaniia v Rossii: institutsional'nye transformatsii v kontekste global'nykh tendentsii sovremennosti [Higher education reform: Institutional changes in the Russian system of the higher education in the context of global trends of our times]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia, 2015, no. 11, pp.146-153.
5. Starygina A.M. Institutsional'nye izmeneniia v Rossiiskoi sisteme vysshego obrazovaniia v kontekste modernizatsii [Institutional changes in the Russian system of the higher education in the context of modernization]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 2 (199), available at: https://cyberleninka.ru/article/n7institutsionalnye-izmeneniya-v-rossiyskoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya-v-kontekste-modernizatsii (accessed 06 June 2018).
6. Vol'chik V.V., Maskaev A.I., Savko P.O. Institutsional'nye i organizatsionnye izmeneniia pri sliianii vuzov [The merging of higher educational institutions: Institutional and organizational change]. JIS, 2017, no. 3, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-i-organizatsionnye-izmeneniya-pri-sliyanii-vuzov (accessed 06 June 2018).
7. Zborovskii P.A., Ambarova V.S., Katashinskikh A.K., Kliuev A.A. [et al.]. Nelineinaia model' rossiiskogo vysshego obrazovaniia v makroregione: teoreticheskaia kontseptsiia i prakticheskie vozmozhnosti [Nonlinear model of Russian higher education in the macroregion: Theoretical framework and practical opportunities]. Ed. G.E. Zborovskii. Ekaterinburg, Humanitarian university, 2016, 336 p.
8. Ambarova P.A., Zborovskii G.E. Vozmozhnosti prakticheskoi realizatsii nelineinoi modeli vysshego obrazovaniia v UrFO (po materialam kruglogo stola) [Possibilities of practical implementation of non-linear model of higher education in UrFD (based on the materials of the "round table")]. Izvestiia UrFU, 2017, vol. 168, no. 23(4), pp. 151-164.
9. Serkina Ia.I. Sotsial'nye tekhnologii upravleniia innovatsionnym razvitiem vuza [Social technologies of management of innovative development of the university]. Abstract of Ph.D. thesis. Belgorod, 2013, available at: http://cheloveknauka.com/ v/379137/a?#?page=1 (accessed 31 January 2019).
10. Agranovich V.B. Sotsial'nye tekhnologii upravleniia kak proiavlenie innovatsii v tranzitivnom obshchestve [Social technologies of management as a display of innovations in transitive society]. Izvestiia Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesursov, 2008, vol. 312, no. 6, pp. 114-118.
11. Vashurina E.V., Evdokimova Ia.Sh., Ovchinnikov M.N. O nekotorykh podkhodakh k razrabotke tipologii rossiiskikh vuzov [On some approaches to developing a typology of Russian universities]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2014, no. 4-5, pp. 21-28.
12. Abankina I.V., Aleskerov F.T., Belousova V.Iu., Gokhberg L.M., Zin'kovskii K.V., Kisel'gof S.G., Shvydun S.V. Tipologiia i analiz nauchno-obrazovatel'noi rezul'tativnosti rossiiskikh vuzov [Typology and analysis of Rus-
sian universities' performance in education and science perspectives]. Forsait, 2013, vol. 7, no. 3, pp. 48-63.
13. Katashinskikh V.S. Spetsifika setevogo vzaimodeistviia v vysshem obrazovanii [Specificity of networking in higher education]. Rossiia mezhdu modernizatsiei i arkhaizatsiei. 1917-2017 gg. Proceedings of XX All-Russ. Sci.-Pract. Conf. Vol. 2, Ekaterinburg, Humanitarian university, 2017, pp. 374-378.
14. Katashinskikh V.S. Spetsifika tipologii vuzov v industrial'nom makroregione [Speficity of the typology of universities of the industrial macro-region]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 3 (48), pp. 24-32.
15. Pevnaia M.V., Kalinina A.N. Akademicheskaia mobil'nost' kak ob"ekt issledovanii v kontekste ponimaniia nelineinosti vysshego obrazovaniia v Rossii [Academic mobility as a target of research in the context of nonlinear Russian higher education]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 2 (41), pp. 73-81.
16. Zborovskii G.E., Shuklina E.A. Vzaimodeistvie mezhdu obrazovatel'nymi obshchnostiami rossiiskogo megapolisa: problemy upravleniia [Interaction between the educational communities of the Russian Megapolis: The problems of management]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 3 (20), pp. 21-30.
17. Zborovskii G.E., Shuklina E.A. O kontseptsii nelineinogo razvitiia vysshego obrazovaniia v Rossii [Concerning the conception of nonlinear development of higher education in Russia]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016, no. 2 (41), pp. 52-62.
18. Shneider E.M., Dimitriuk Iu.S., Tamoshkina E.V. Innovatsionnye izmeneniia v sovremennom vysshem obrazovanii Rossii [Innovative changes in modern higher education of Russia]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2017, no. 5, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id= 26813 (accessed 06 June 2018).
19. Innovatsionnaia Rossiia - 2020 (Strategiia innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda) [Innovative Russia - 2020 (Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020)]. Moscow, 2010, available at: https://www.isma.ivanovo.ru/attachments/1770 (accessed 06 June 2018).
20. Zborovskii G.E., Katashinskikh V.S. Tipologiia vuzov v makroregione kak strukturnaia osnova nelineinoi modeli razvitiia vysshego obrazovaniia [Typology of universities in macro-region as a structural basis of a nonlinear model of development of higher education]. Sotsiologiia obrazovaniia, 2017, no. 4, pp. 67-83.
Оригинальность 92 %
Получено 27.06.2018 Принято 27.07.2018 Опубликовано 03.04.2019
V.S. Katashinskikh
SOCIAL TECHNOLOGIES FOR MANAGING THE PROCESSES OF CHANGING THE CONTENT OF HIGHER EDUCATION IN THE MACRO-REGION
The article is devoted to the study of the processes of changes in the content of higher education by the example of the Urals Federal District. These changes may be institutional, organizational, and systemic in nature, but without them further development of higher education is impossible. In this regard, the author justifies the need to move to a new model of higher education, referred to as 'nonlinear'. The transition to it requires the implementation of a number of conditions related to the management of higher education, its content, and the interaction of educational communities. Each of these conditions should be included in the processes of changes occurring in the higher education system in order to increase the efficiency of its functioning in the modern realities. To implement them, it is necessary to apply appropriate social management technologies.
The article substantiates the advantages of social-and-technological approach to manage changes in the content of higher education. They consist in the adequacy of the specificity of the object, focus on achieving the goals, compliance with the latest developments in science, design.
Analyzing each of the conditions of transition to a non-linear model of higher education in the macro-region, the author presents the results of empirical research conducted in the Urals Federal District, proving the need to implement these conditions from the standpoint of educational communities (students and teachers), as well as stakeholders of higher education (representatives of employers and government agencies).
Specific social technologies are proposed to implement the transition to a non-linear model of higher education in the Urals Federal District. It is grounded that these social technologies can have different content, the main requirement for them being to reflect the specifics of the object, the nature of its interactions and conditions of functioning.
Keywords: social technologies, processes of change, higher education, non-linear model of higher education, macro-region.
Varvara S. Katashinskikh - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Technology of Public Administration, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, e-mail: [email protected].
Received 27.06.2018 Accepted 27.07.2018 Published 03.04.2019