Научная статья на тему 'Социальные среды современной политики: блогосфера'

Социальные среды современной политики: блогосфера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
637
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / BLOG / БЛОГОСФЕРА / BLOGOSPHERE / СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА / MODERN RUSSIAN POLITICS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ВСЕМИРНАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / WWW

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шатин Илья Михайлович

Специфика современного информационного общества заключается в том, что подавляющее количество свободного и рабочего времени затрачивается на производство и потребление знаний и информации. Одним из важнейших источников информации сегодня является Интернет, а в рамках интернет-пространства блогосфера. Выполняя функцию источника информации, блогосфера является определенной субкультурой и социальной сетью, представляя собой важную социальную среду. Взаимодействие персональных связей между субъектами, а также другими медиа-каналами вкупе с возможностью быстрого размещения и распространения информации наделяют блогосферу инициативным преимуществом в социальном конструировании фреймов для анализа текущих событий. Специфика блогосферы как сетевого феномена и социальной среды, а также следствия этого факта важны не только с точки зрения ее значимости для политических акторов, но и с позиций ее научного изучения. Возникает целый ряд вопросов о том, какие правила действуют в этой среде, каким образом эта социальная среда вписывается в современное политическое пространство, какое влияние оказывает на него. Наше внимание сосредоточивается на вопросе о специфике блогосферы как социальной среды современной российской политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Environment of Modern Politics: Blogosphere

The specific character of the information-oriented society is that a substantial amount of time is spent on creating and consuming new information and knowledge. Internet is one of the most important mediasource nowadays, and Blogosphere plays the role of an important mediasource. Blogosphere is as well a specified subculture and social network. Personal network ties its participants and other media outlets. Blogosphere has an additional advantage constructing frames to understand current events. Thus, the blogosphere is a networked phenomenon, a fact which has important consequences both for how significant it is for political actors. The issues raised in the article are: what rules and laws work in its environment, how this social environment is included in modern politics, and how Blogosphere is affecting politics.

Текст научной работы на тему «Социальные среды современной политики: блогосфера»

И.М. Шатин

СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ: БЛОГОСФЕРА

Специфика современного информационного общества заключается в том, что подавляющее количество свободного и рабочего времени затрачивается на производство и потребление знаний и информации. Одним из важнейших источников информации сегодня является Интернет, а в рамках интернет-пространства - блогосфера. Выполняя функцию источника информации, блогосфера является определенной субкультурой и социальной сетью, представляя собой важную социальную среду. Взаимодействие персональных связей между субъектами, а также другими медиа-каналами вкупе с возможностью быстрого размещения и распространения информации наделяют блогосферу инициативным преимуществом в социальном конструировании фреймов для анализа текущих событий. Специфика блогосферы как сетевого феномена и социальной среды, а также следствия этого факта важны не только с точки зрения ее значимости для политических акторов, но и с позиций ее научного изучения. Возникает целый ряд вопросов о том, какие правила действуют в этой среде, каким образом эта социальная среда вписывается в современное политическое пространство, какое влияние оказывает на него. Наше внимание сосредоточивается на вопросе о специфике блогосферы как социальной среды современной российской политики.

Ключевые понятия: блог, блогосфера, современная российская политика, Интернет, Всемирная глобальная сеть, социальная среда.

Наблюдаемый сегодня стремительный рост скорости и объемов коммуникативных взаимодействий, осуществляемых в современном информационном обществе с помощью Интернета1 и социальных медиа2, ставит перед нами вопрос о комплексном изучении Интернета и его функциональных сегментов в области

© Шатин И.М., 2011

социально-политического знания. В отечественной исследовательской литературе все чаще появляются работы, посвященные различным аспектам взаимосвязи блогосферы, Интернета и политики3, однако попытка их четкой систематизации затруднена из-за разнообразия теоретико-методологических подходов, используемых авторами, а также сложности применения таковых к исследуемой области. Это обстоятельство актуализирует проблемы системного, научного изучения коммуникативных феноменов Интернета и блогосферы как социальных явлений в контексте современной политики.

В данной статье предпринимается попытка осветить ряд насущных вопросов, связанных с исследованием социальных сред в современной политике и общественных процессах, в частности блогосферы, которую автор понимает как специфическую информационную, коммуникативную, социальную среду, обладающую сетевой структурой, интегрированную в сложную систему современного общества. Мы подойдем к проблеме научного анализа бло-госферы в политике через понятия информации, социальной среды и структуры сетевых связей.

Интернет и блогосфера играют значимую роль в коммуникативных процессах современного общества, в котором информация давно выступает в качестве основного ресурса, выполняя вместе с тем социобразующую функцию. Сложность, разнородность и полиморфизм информации порождают насущную необходимость в активном расширении арсенала практик ее получения и освоения. Известный немецкий социолог Н. Луман предлагает понимать информацию как «различение между тем, что могло бы быть, и тем, что происходит или сообщается». Он настаивает на том, что последняя обладает событийной сущностью, и, «хотя информацию [и] производит знание, ее необходимо отличать от (переносимого) знания». Н. Луман делает акцент на том, что информация по сути своей является парадоксальной коммуникацией, обладающей способностью порождать одновременно уверенность и неуверенность. «Во многом это объясняется двойственной природой информации и контингентностью ее предмета», - поясняет Н. Луман. Для иллюстрации подобных свойств информации немецкий ученый приводит в качестве примера сообщение о том, что поезд задерживается на 20 минут. Пассажир, получая такую информацию, может принять решение выпить чашку кофе, но всегда остается шанс, что поезд прибудет раньше. Иными словами, Н. Луман утверждает, что любое решение (в том числе политическое) окружает себя информацией. Тем не менее он не относит развитые информационные системы к прерогативе исключительно современного общества.

Специфику последнего Н. Луман видит в том, что сегодня все больше общественных структур создаются и изменяются благодаря принятию решений. Информация и современное общество связаны через процесс принятия решений, а именно посредством неожиданности последних. «Решения должны зависеть от неожиданности, потому что сами являются неожиданностью. <...> Сегодня это верно в отношении почти всех областей коммуникации: политических выборов, позитивного права, определения направления дальнейших исследований в науке, инвестиций капитала в стране или за рубежом, выбора профессионального образования - всего, что воспринимается как реальность, поскольку об этом сообщается в средствах массовой информации», - говорит Н. Луман.

Характеристика информации, выделяемая Н. Луманом, очень важна в свете научного изучения Интернета и блогосферы. Миллиарды гигабайт данных, составляющих знания в различных областях науки и человеческой деятельности, становятся актуальной информацией только при наличии их запроса. Интернет и блогосфе-ра актуализируют знание, превращая его в информацию, а также дают возможность проследить этот процесс внешнему наблюдателю, помогая составить представление о том, что в данный момент интересует общество.

Признавая важную роль информации в процессе принятия общественных и политических решений, в рамках изучения блого-сферы следует обратить внимание на важное для ее анализа понятие социальной среды. Вслед за соображениями Н. Лумана мы склонны считать, что, поскольку «информация всегда является неожиданностью, следовательно, она не может быть внесена в систему из окружающей среды. Она должна быть произведена в самой системе, так как неожиданность становится явной посредством внутренних ожиданий системы»4. Если коммуникация, возникающая в процессе информационного запроса, разворачивается в социальной среде, то последняя задает те рамки, в которых запрос может быть удовлетворен. Тем самым сама среда оказывает влияние на решения, принятые на основе полученной информации, и, как следствие, нуждается в отдельном уровне анализа. Интернет и блогосфера образуют специфическую социальную среду, окружающую человека как в общем информационном поле, так и при взаимодействиях внутри ее рамок.

Само же понятие социальной среды является довольно широким и включает в свою структуру значительное множество смыслов. Оно берет начало в социобиологии5 и социальной экологии и выделяется в качестве культурно-психологического компонента

среды человека, основывающегося в том числе и на средствах информационного воздействия6.

Распространено также понимание социальной среды как культуры, в которой воспитывался или существует тот или иной индивид, совокупности людей и социальных институтов, с которыми ему приходится взаимодействовать. Согласно этому подходу социальная среда может формировать чувство солидарности между ее членами. Представители одной социальной среды часто выражают свои мысли в сходной форме и стилистике, пользуясь сходными структурами, даже если их умозаключения различаются. Более подробно такое сходство членов одной социальной среды рассматривается в рамках изучения проблемы «знакомых незнакомцев». Н. Агаруол, сотрудник исследовательской лаборатории в Принстоне (штат Нью-Джерси, США), и его коллеги в своем исследовании описывают проблему, связанную с поиском «знакомых незнакомцев» в блогосфере, т. е. тех членов социальной сети, которые не связаны друг с другом непосредственно, но обнаруживают между собой некое сходство. Исследователи приходят к довольно интересным выводам относительно ключевых свойств социальных сетей. «Большинство участников социальных сетей связано лишь с небольшим числом таких же рядовых участников, - утверждают они. - Таким образом, индивиды, демонстрирующие общие черты, чаще всего не известны друг другу. Более того, большинство среднестатистических членов социальной сети имеют очень ограниченный взгляд на нее, что создает дополнительные сложности в объединении этих "знакомых незнакомцев"»7.

В свете этого нам представляется эффективным использовать в исследовании коммуникативного потенциала блогосферы в политике понятие социальной среды, принимая во внимание динамический характер и непрерывную трансформацию последней в социальном континууме при сохранении определенного набора специфических качеств.

Помимо особенностей, заключающихся в феноменах информации и социальной среды, значительный интерес для научного изучения блогосферы в политической коммуникации представляет ее сетевая структура. Американские исследователи Х. Фаррел и Д.В. Дрезнер в статье «Власть и политика блогов» анализируют влияние блогеров и блогосферы на политику в США. Обращая внимание на специфику блогосферы как сетевой структуры, они предлагают рассматривать последнюю, сосредоточиваясь на двух взаимосвязанных аспектах: неравномерном распределении читателей во всей совокупности блогов и все возрастающем взаимодействии между блогами и основными СМИ8.

Наиболее важное отличие между блогами и более традиционными СМИ состоит в том, что блоги представляют собой сетевое явление. Сетевые связи, в основе которых лежит система гиперссылок, являются специфической характеристикой блогосфе-ры: блогеры постоянно взаимодействуют друг с другом, распространяя интересные истории, аргументы и точки зрения. Х. Фаррел и Д.В. Дрезнер утверждают, что, даже несмотря на то что десяток миллионов блогеров создают около сотни тысяч новых сообщений и тем ежедневно, среднестатистический блогер практически не имеет политического влияния, хотя в целом нельзя отрицать факт влияния блогосферы на политику. Исследователи поясняют, что распределение ссылок и трафика в блогосфере сильно смещается за счет небольшого числа блогеров, которые овладевают всеобщим вниманием. Благодаря этому горстка «избранных» блогов может выступать как в качестве собирателей информации, так и в роли «суммарной статистики» по блогосфере9.

Вместе с тем американские ученые приводят данные, подтверждающие тот факт, что за счет логарифмически нормального распределения связей в блогосфере популярные блоги склонны становиться со временем еще популярнее10. Новые блогеры могут включать себя в сеть, создавая ссылки на другие, уже существующие блоги, используя их как способ заявить о своем присутствии в блогосфере. Можно резонно предположить, что они будут склонны делать ссылки на тех хорошо известных блогеров, которые уже имеют множество входящих ссылок, нежели на других, неизвестных. Это утверждение справедливо с точки зрения специфики сетевой структуры блогосферы и подтверждается также исследованиями феномена «знакомых незнакомцев» в социальных сетях, о чем мы говорили выше. Итак, наряду с тем, что авторитетные и популярные блогеры склонны становиться еще авторитетнее и влиятельнее, привлекая новых читателей, малоизвестные блоги также сохраняют определенные шансы обрести популярность и влияние при удачных условиях.

Основную причину влияния блогосферы на политику Х. Фаррел и Д.В. Дрезнер видят в том, что журналисты и лидеры общественного мнения регулярно читают блоги. Это объясняется связью между СМИ и блогами, а также специфическими, «локальными» знаниями и политическим опытом, которыми располагают некоторые блогеры. Американские ученые отмечают, что блоги обладают преимуществом быстрой публикации, а следовательно, имеют инициативное преимущество в социальном конструировании фреймов для понимания текущих политических событий. В результате политические комментаторы будут полагаться на блоги как на источники, в частности тогда, когда «элитные» блоги сосредоточивают

свое внимание на определенных сюжетах и событиях. Распределение сетевых связей между отдельно взятыми блогами по степенному закону11 будет соответствовать различным формам и уровням политического влияния и эффективности. Иными словами, известные и авторитетные блогеры будут оказывать большее влияние на формирование тем политической повестки дня, и их мнения будут иметь большие последствия во влиянии блогосферы на СМИ и в конечном счете на политику. Мы имеем возможность проиллюстрировать это обстоятельство на примере отечественной общественно-политической повестки дня.

В последнее время обсуждение многих резонансных тем, повлекших за собой реакцию общественности и решения со стороны власти, было инициировано блогерами. Широкую известность получила история о ДТП, произошедшем весной 2010 г. в Москве с участием машины вице-президента «Лукойла» А. Баркова, в котором погибли две женщины. Блогеры самостоятельно занялись поиском очевидцев и документальных свидетельств инцидента, а центральные каналы СМИ развернули в связи с происшествием широкую дискуссию12. В результате было составлено обращение к Президенту РФ Д. Медведеву с просьбой посодействовать в раскрытии обстоятельств аварии и привлечь виновных к ответственности, подпись под которым поставили многие деятели культуры. Президент, ознакомившись с обращением, поручил главе МВД взять это дело под личный контроль и отчитаться перед ним13.

Не меньший резонанс получили события, связанные с организацией сотрудниками ДПС на МКАД в марте 2010 г. «живого щита» из автомобилей граждан, призванного заблокировать путь преступникам. Происшествие стало предметом общественной дискуссии после того, как один из участников событий разместил в Интернете видеобращение, воспроизведенное впоследствии многими известными блогерами. Инцидент вызвал бурную реакцию граждан и привлек к себе внимание Генпрокуратуры и Госдумы, по факту происшествия было возбуждено уголовное дело, последовали увольнения в рядах начальства московского ГИБДД, вышестоящие руководители ведомства получили выговор, в общественно-политической повестке дня вновь возникла дискуссия о реформе системы правоохранительных органов14.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что вслед за президентом Д. Медведевым блоги в Интернете стали вести многие высокопоставленные чиновники, представители государственной власти разных уровней. Увеличилось число политических деятелей, обозначивших свое присутствие в блогосфере, что привело к появлению специальных сервисов в Интернете, призванных оценивать

активность и рейтинги популярности блогов чиновников, политиков и общественных деятелей. Можно отметить проект сайта «По-лит.ру» «Гослюди»15, и проект «Госблоги»16. Этот факт свидетельствует о том, что влияние блогосферы на политику признается экспертами, а ее изучение становится одной из насущных задач при анализе современной российской политики.

Подводя итоги, еще раз остановимся на аналитических конструктах, посредством которых представляется эффективным исследовать блогосферу в комплексе явлений социально-политической коммуникации. Анализ с точки зрения феномена информации позволит исследователю рассматривать блогосферу как систему, переводящую знание в информацию, оказывающую влияние на характер политической коммуникации через процесс и результаты информационного запроса. Вместе с тем политическое изучение блогосферы должно строиться на ее понимании с позиций социальной среды как аналитической категории. Это позволит рассматривать блогосферу в качестве специфической, динамической, культурно-психологической, социальной общности, члены которой демонстрируют определенную иерархию. Их взаимодействия на информационном, материальном и психологическом уровнях будут влиять не только на внутреннее состояние этой среды, но и на среды, ее окружающие, в том числе политику, что вполне подтверждается практическим опытом. Специфика блогосферы как сетевого феномена важна и с точки зрения ее влияния на политическую коммуникацию, и с позиций научного изучения. Не вполне верно понимать блогосферу как пример эгалитарной социальной среды. Как следует из анализа, приведенного в статье, влияние отдельных участников блогосферы на политическую сферу зависит от их персонального авторитета.

Примечания

В 2009 г. количество интернет-пользователей по всему миру превысило 1 млрд человек. Для России этот показатель составляет около 30 млн. По данным исследовательской компании «comScore», в Интернете больше миллиарда пользователей [Электронный ресурс] // NEWSru.com. URL: http://hitech.news-ru.com/article/26Jan2009/netststs (дата обращения: 15.03.2010). Число активных пользователей блогов в российском сегменте Интернета составляет около полумиллиона человек. См.: Бройнляйн А. Феномен российской блогосферы [Электронный ресурс] // Berliner Zeitung, InoPressa. URL: http://www.inopressa.ru/article/08Jan2010/berlinonIine/blog.html (дата обращения: 15.03.2010).

2

3 В числе авторов, обращающихся к данной тематике, можно назвать И.А. Быкова, Е. Горного, Д.В. Иванова, Д.Г. Иванова, К.А. Калюжного, А. Лебедева, Д.Н. Пескова, Ю.Г. Чернышева, А.В. Чугунова и др.

4 Луман Н. Решения в «информационном обществе» / Пер. с нем. А.М. Ложе-ницина; Под ред. Н.А. Головина [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии [СПб., 2006]. URL: http://www.soc.pu.ru/publications/pts/luman_i.shtml (дата обращения: 25.03.2010).

5 См.: Социобиология // Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Т. 7: Народы и культуры. Оксфорд; М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2002. С. 274.

6 См.: Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. С. 286.

7 Agarwal N. et. al. A Social Identity Approach to Identify Familiar Strangers in a Social Network // The International Conference on Weblogs and Social Media, May 17-20, 2009. San Jose, California, cop. 2009, Association for the Advancement of Artificial. Intelligence (www.aaai.org). P. 1.

8 Farrell H, Drezner D.W. The Power and Politics of Blogs // Public Choice. 2007. № 134. 12 Sept. P. 16.

9 Ibid. P. 17.

10 Ibid. P. 19.

11 Распределение согласно степенному закону противостоит распределению по экспоненте. В 1897 г. итальянский экономист В. Парето опубликовал количественные данные о распределении числа граждан и предприятий наиболее развитых государств Европы по величине их доходов. Оказалось, что это распределение имеет степенной вид. Бытует мнение, что элементы любых систем для любых ресурсов, порожденных человеком и человеческим обществом, распределены не по экспоненциальному, а по степенному закону.

12 Донат К.-Х. Блогеры встряхнули Россию [Электронный ресурс] // Neue Zürcher Zeitung, InoPressa. URL: http://inopressa.ru/article/15Mar2010/nzz/blog-gers.html (дата обращения: 24.03.2010).

13 Глава МВД отчитается перед Медведевым об обстоятельствах ДТП на Ленинском проспекте [Электронный ресурс] // NEWSru.com. URL: http:// www.newsru.com/russia/10mar2010/dtp.html (дата обращения 25.03.2010); По результатам расследования ДТП водитель машины А. Барков был признан невиновным. Глава столичного ГУВД В. Колокольцев отметил, что расследование данного дела происходило в условиях беспрецедентной открытости, под непосредственным контролем Президента РФ. По словам начальника ГУВД, все материалы дела (за исключением персональных данных свидетелей и участников ДТП) будут опубликованы в Интернете; Милиция оправдала водителя вице-президента «Лукойла», в столкновении с машиной которого погибли две женщины [Электронный ресурс] // NEWSru.com. URL: http:// newsru.com/russia/07sep2010/medcedes.html (дата обращения: 07.09.2010).

14 Против сотрудников ДПС, выставивших на пути преступников «живой щит» из автомобилистов, возбудили уголовное дело [Электронный ресурс] // NEWSru.com. U RL: http://www.newsru.com/russia/10mar2010/liveshield.html (дата обращения: 26.03.2010).

15 Гослюди.ру [Электронный ресурс] // Гослюди.ру, проект Полит.ру. URL: http://www.goslyudi.ru/ (дата обращения: 1.04.2010).

16 Госблоги.ру: Рейтинг записей из блогов чиновников за последние два дня [Электронный ресурс] // Госблоги.ру. URL: http://gosblogi.ru/ (дата обращения: 01.04.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.