Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Рослякова М.В. — Социальные сети в профессиональной деятельности государственных служащих: российская практика и зарубежный опыт // Социодинамика. - 2019. - № 9. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.9.30298 URL: https://nbpublish.com'library_read_article.php?id=30298
Социальные сети в профессиональной деятельности государственных служащих: российская практика и зарубежный опыт
Рослякова Марина Валентиновна
кандидат исторических наук преподаватель, Ивановский филиал РАНХиГС 153002, Россия, Ивановская область, г. Иваново, пер. Посадский, 8
И strateg.0bl2014@yandex.ru
Статья из рубрики "Политические коммуникации"
Аннотация.
Актуальность статьи обусловлена повсеместным проникновением социальных онлайновых сетей в жизнь общества. Цель работы - раскрыть перспективы использования в профессиональной деятельности государственных служащих социальных онлайновых сетей с учетом зарубежного опыта. Социальные сети предоставляют пользователям платформу для установления контактов, получения сервисов, сетевые сообщества выражают солидарное мнение об окружающей жизни, вырабатывают консолидированную позицию в отношении политики государства. Государственные органы вынуждены адаптироваться и реагировать на центры влияния, возникающие в цифровом пространстве. Социальные сети становятся объектами и средствами управления, используются для решения задач публичного управления. В работе использовался аналитический и сравнительный методы, раскрывающие особенности использования социальных сетей в профессиональной деятельности государственных служащих. В статье рассматривается практика использования социальных сетей в работе органов исполнительной власти, дан обзор официальных страниц федеральных органов власти в социальных сетях, охарактеризована программа «Инцидент менеджмент». В статье указывается, что для профессионального применения технологий и инструментов электронного взаимодействия необходимо обучение цифровым компетенциям и освоение лучшей практики. В работе рассмотрен опыт стран ОЭСР по регулированию использования государственными служащими социальных сетей. Результаты могут быть полезны при разработке политики государственных органов в социальных сетях, рекомендаций по взаимодействию государственных служащих с гражданами в цифровом пространстве.
Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровые технологии, Инцидент менеджмент, социальные сети, государственные служащие, государственное
управление, лучший опыт, орган исполнительной власти, цифровизация, социальные медиа
10.25136/2409-7144.2019.9.30298 DOI:
10.25136/2409-7144.2019.9.30298
Дата направления в редакцию:
04-08-2019
Дата рецензирования:
05-08-2019
Проникновение цифровых технологий в жизнь общества требует профессионального присутствия в интернет-пространстве органов государственного управления и государственных служащих.
По мнению К. Шваба, новейшие технологии и универсальные инновации ведут к преобразованию человечества, четвертая промышленная революция фундаментально
изменит жизнь, труд и общение —Ожидания связаны с позитивными преобразованиями экономической, культурной, социальной и гуманитарной среды. Трансформации происходят в системе публичного управления, переосмысление подходов закреплено в стратегических документах государства. В перспективе прогнозируется устранение посреднических функций государственных органов, перераспределение власти, «технологии будут наделять граждан полномочиями, давая им новый способ выражать свои мнения, координировать усилия, ... находить пути для
обхода государственного надзора» —с,86]. В России цифровизация управления определена как цель национального развития, запланированы меры по внедрению цифровых технологий в практическую работу органов государственного управления всех
уровней [31, 32].
Реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление» должна обеспечить к 2024 году 70% взаимодействий граждан и организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями в цифровом виде. Разработанный на шесть лет план мероприятий вполне возможно позволит добиться желаемых показателей. Но, следует обратить внимание на высказывание эксперта Gartner в области IT государственного сектора А. Миколейта^47^, который утверждает, что «классического электронного правительства» как инфраструктурного проекта больше не существует.
Новые цифровые проекты основываются на гибких методах и подходах, ориентированы на динамическое формирование требований к продуктам и услугам. Выявление потребностей и апробирование идей происходит при непосредственном участии пользователей. Граждане становятся бета-тестерами для цифровых продуктов и услуг, предлагаемых государством. Цифровые технологии и платформенные решения трансформируют государственную службу, переводят взаимодействия с гражданами в цифровой, проактивный и дистанционный режим.
В российском интернет-пространстве действуют система ГосWEB - многочисленные официальные сайты органов государственной власти, информационно-сервисные
порталы (примерно 35 тыс. сайтов, 5 тыс. государственных порталов, 130 порталов
услуг), мобильные приложения —с,38]. которые обеспечивают оперативное предоставление государственных услуг и информации. В рейтинге по Индексу развития электронного правительства Россия занимает 32 место (из 193 стран), что подтверждает
успехи в развитии онлайновых государственных сервисов^42, с-58"". При этом онлайн-взаимодействие населения с органами власти в европейских странах охватывает большую часть населения - в Швеции - 84% от общей численности населения старше 15
лет, в Финляндии - 83%, во Франции - 68%, в России - 33% (данные 2017 г.)Г42, с-59"". Разработка проекта «Сервисное государство 2.0» («Цифровое государственное управление») подтверждает, что государство и дальше будет активно вторгаться в интернет-пространство.
По мере развития цифровизации значимым инструментом государственного управления становятся социальные сети. Безусловно, нетрадиционные способы коммуникации требуют от государства творчества, инноваций и смелости, но не учитывать, что большинство граждан РФ используют социальные сети в повседневной практике, рискованно. Социальные сети обеспечивают онлайн-присутствие органа власти, расширяют инструменты взаимодействия, выступают как дополнительная площадка для управления коммуникациями органов государственной власти и граждан, что позволит повысить эффективность и результативность управления. Поэтому органы власти, безусловно, должны сохранять традиционные каналы взаимодействия с населением, использовать официальные интернет-платформы и включаться в социальные сети. Подчеркнем, что происходящие изменения затрагивают не только технологии, но влияют на организационную культуру, профессиональные компетенции государственных служащих.
Изложенное позволяет сформулировать цель статьи - раскрыть перспективы использования в профессиональной деятельности государственных служащих социальных онлайновых сетей с учетом зарубежного опыта.
Предмет исследования - профессиональная деятельность государственных служащих в социальных сетях. При подготовке работы использовались аналитический и сравнительный методы, раскрывающие особенности использования социальных сетей в профессиональной деятельности государственных служащих.
Под социальными сетями понимаем интерактивную форму социального взаимодействия, основанную на интернет-технологиях и предоставляющую пользователям условия для установления контактов, формирования сообществ для общения, обмена информацией или достижения цели с использованием различных форматов - текст, изображения, аудио и видео. Социальные сети сочетают технологии, коммуникации и социальное взаимодействие.
Вовлеченность граждан в социальные сети возрастает. Аудитория интернета в РФ, по состоянию на начало 2019 года среди пользователей старше 16 лет составила 90
миллионов человек и достигла отметки 75,4% взрослого населения страны I18". По другим данным, 78% российских пользователей сети интернет участвуют в социальных
сетях (для сравнения: США - 75%, Германия - 56%, Швеция - 74%, Франция - 49%)Г42 с.261.
Увеличивается число регулярных пользователей и частота использования Сети. Г17, с-2°"". Рост социальных сетей остается основной тенденцией развития интернета, 52% россиян
ежедневно заходят в одну из социальных сетей 32% времени, проведенного в
интернете, потрачено на социальные сети Россия одна из немногих стран, где
активный интернет-пользователь зарегистрирован в среднем в четырех социальных сетях
Главные социальные сети в России - «ВКонтакте», ««Одноклассники»» и «Instagram». «ВКонтакте» остается лидером по активным авторам (36 млн) и по объему ежемесячного контента (более 1 млрд публикаций). Самая быстрорастущая социальная сеть среди российских пользователей в 2018 году - «Instagram», Россия занимает 1 место в Европе
по числу активных пользователей «Instagram»^41!.
При оценке популярности социальных сетей сошлемся на опрос россиян Фондом «Общественное мнение» в 2018 году «Какими социальными сетями вам приходилось пользоваться за последние два-три месяца?», большинство респондентов назвали «Вконтакте» (41 %), далее следуют «Одноклассники»» (33 %), «Instagram» (21 %), <^сеЬоок» (10 %), Мой мир на Mail.ru (5 %) и «Twitter» (4 %). При этом 37 % россиян заявили, что не пользуются соцсетями (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Какими социальными сетями Вам приходилось пользоваться за последние два-три
месяца (% опрошенных), 2018 г.
Источник: ФОМнибус. URL: 03.08.2019)
https://fom.ru/Obraz-zhizni/14137 (дата обращения:
Приведенные данные показывают, что социальные сети стали частью жизни общества. Все демографические группы независимо от пола, возраста и статуса присутствуют в
социальных сетях и демонстрируют похожую структуру использования Отметим, что за десятилетие социальные сети из элемента субкультуры молодежи и специалистов 1Т превратились в необходимое условие для развития бизнеса и деятельности государственных органов.
Предлагаемые новой коммуникационной технологией возможности - обмен файлами, подписки на новости, создание личных страниц, закрытых и открытых сообществ, организация дискуссий, создание баз знаний и многое другое востребованы в коммерческих и некоммерческих организациях.
В исследовании Глобального института МсК^еу 72% от 4200 опрошенных компаний сообщили, что используют в работе социальные сети и платформы Государство,
осуществляющее общественно-значимые функции, не менее бизнес-структур
заинтересовано в повышении эффективности деятельности, качественном исполнении задач и функций, возложенных на государственные органы, что стимулирует применение в государственном управлении технологий, успешных в бизнесе.
В коммерческой среде социальные сети используют как платформы для работы с клиентами, где существующие и потенциальные потребители, получают услуги и информацию в интерактивно. Социальные медиа служат каналами для продвижения компаний, продуктов, рекламы, маркетинговых исследований и решения других бизнес-задач.
Примеров описания и обобщения опыта использования социальных сетей в бизнес-сфере в исследовательской литературе достаточно. При этом отметим, что для социальных наук вопросы изучения цифровой среды, использование сетей в частной и профессиональной деятельности - активно формирующееся междисциплинарное направление исследований. Следует согласиться с Е.Г. Ефимовым, что изучение осложнено постоянными качественными изменениями, которые происходят в этой сфере
[12, с-110"1. На июль 2019 года в базе данных электронной библиотеки научных статей eLIBRARY.RU выявлено 10960 записей, в которых использовано ключевое слово «социальные сети», это исследования психологов, социологов, экономистов, маркетологов.
Актуальным направление является изучение использования социальных сетей в менеджменте. Укажем работу Н. Ермоловой 111 в которой обобщена информация по продвижению бизнеса в социальных сетях «Facebook», «Twitter», Google. Самойлюк В.Н.
J39! показал, что в процессе он-лайн общения с потребителем смещаются акценты в управлении предприятием, возрастает внимание к социальной ответственности бизнеса.
Попок Л.Е. 134 указывает, что модель поведения потребителей - пользователей социальных сетей не вписывается в привычные представления, описанные в классических экономических учениях, поэтому бизнес пересматривает подходы к
взаимодействию с внешней средой. В статьях О.Н. Жильцовой113!, Л.А., Корчаговой, А.С. Королевой 120 рассматриваются возможные стратегии продвижения бизнеса на основе мониторинга социальных сетей. Таким образом, опыт использования социальных сетей в интересах коммерческой деятельности изучается.
Поиск исследований, в которых рассматривались «социальные сети» и «государственное управление», «государственная служба», показал их незначительное количество. Публикации затрагивают проблемы политической коммуникации в социальных сетях, акцент сделан на роли сетей в организации политических протестов, преобразовании политической системы на основе интернет-коммуникаций -Ш.
Политологи отмечают политизацию сообществ социальных сетей, вследствие чего власть вынуждена включаться в интернет-среду, использовать для «управления общественным
сознанием и упрочения собственной легитимности» I26!. Политики понимают выгоды ведения онлайн-коммуникации, осваивают онлайновые сети для проведения
политических кампаний и борьбы с оппонентами I28!. Рассматриваются вопросы стимулирования использования новых коммуникационных инструментов во взаимодействиях государства и общества, указывается, что исследований об
использовании социальных сетей политиками в России, недостаточно В целом,
интерес к изучению социальных сетей в государственном управлении присутствует. Отметим работу Н.Е. Дмитриевой18!, в которой на основе мониторинга официальных
аккаунтов федеральных ведомств проведен анализ использования сетей в деятельности публичной власти, исследование подтвердило, что новые каналы взаимодействия с обществом повышают информированность граждан и органов власти. Н.В. Днепровская 191 изучила присутствие в социальных сетях федеральных министерств. А.А. Парфенчик
1331 рассматривает правовые и организационные основы обеспечения электронного участия граждан в решении государственных дел посредством социальных сетей на основе зарубежного и белорусского опыта.
Дискуссия, имеющая отношение к профессиональной деятельности государственных служащих в социальных сетях, инициирована в связи с обязанностью предоставлять сведения об адресах сайтов в информационном поле сети интернет, на которых размещалась общедоступная информация и данные, позволяющие идентифицировать служащего. Так, Губанов А.В., Зотов В.В. рассматривали проблемы мониторинга аккаунтов государственных служащих в социальных сетях, обобщают зарубежный опыт
—161 Авторы обоснованно указывают, что контроль деятельности в интернет-пространстве, затруднен, необходимо формирование комплекса правовых актов, всесторонне регулирующих правоотношения, вызванные внедрением инструментария
социальных медиа в практику государственного управления -161. Гудулова Г.О.171 считает, что контроль над информацией, размещаемой служащим в интернете, снижает негативные последствия неосмотрительного поведения служащего в интернете.
Принимая закон № 224-ФЗ [30], государство стремилось предостеречь служащих от поведения, несовместимого с нравственным обликом государственного служащего, побудить соблюдать правила профессиональной этики. Служащие, после вступления закона в силу, по оценкам экспертов, выбрали приемлемый для себя способ
нейтрализации рисков - уходят из социальных сетей. 1151
В нескольких статьях отмечается роль социальных сетей в формирова нии имиджа
государственной службы (Шмальц Ю.В., Аширбагина Н.Л.1441, Беленкова Л.М. t31). Родина Л.В. указывает, что требуется регламентация поведения государственных
служащих в социальных сетях как инструмент управления репутацией ведомства 1371 Предлагается профессиональную деятельность служащих оценивать с использованием социальных сетей -U41.
Авторы выражают общую мысль - развитие социальных сетей требует адекватной реакции со стороны государственных органов, вследствие того, что участник социальной сети, указавший принадлежность к государственной службе, воспринимается остальными как представитель власти. В целом, работы, в которых изучается использование социальных сетей в практической деятельности государственных служащих, немногочисленны.
Необходимо пояснить, что под профессиональной служебной деятельностью государственных служащих понимается исполнение должностных обязанностей в соответствии с целями, задачами, полномочиями и функциями государственного органа, действующего в отраслевой сфере экономики или управления.
Профессиональная деятельность осуществляется на основе специальных знаний и навыков, требует определенной подготовки и образования. Для эффективного исполнения обязанностей с учетом функциональных особенностей замещаемой должности гражданской службы требуются общие и прикладные профессиональные качества.
Мы обращаем внимание, что сегодня сохраняется традиционный подход, когда государственная служба является средством отстаивания законов и регулирующего воздействия, и востребован сервисный подход, когда государство ориентировано на маркетинг и эффективное обслуживание граждан - клиентов государственных органов. Влияние двух факторов - цифровизации и клиенториентированности требует развития специальных знаний, умений и навыков. Профессионализм государственного служащего должен включать цифровую компетентность, что позволит применять новые технологии и принимать решения с непосредственным участием граждан. ИКТ-компетенции включены в состав базовых квалификационных требований для замещения должностей
государственной гражданской службы -Г27". Считаем, что среди прочих в актуальный перечень компетенций государственных служащих должны быть включены компетенции, не обхо димые для ра боты с с о циа льными ме диа .
Обладание необходимыми компетенциями позволит специалисту использовать сети для решения профессиональных задач в интересах развития государства и общества. Среди перспективных направлений организации взаимодействия в социальных сетях отметим:
- выявление, учет интересов и потребностей граждан, организаций, при выборе управленческих решений;
- оценка рисков общественно значимых решений;
- использование социальных сетей для повышения качества услуг;
- развитие прозрачных отношений органов власти с обществом;
- повышение информированности общества о работе органов государственной власти;
- пов ыше ние до в е рия о бще с тв а к ре ше ния м ис полните льной в л а с ти;
- своевременная корректировка решений с учетом изменившихся обстоятельств;
- расширение внутреннего и межведомственного сотрудничества с использованием внутренних платформ социальных сетей;
- анализ онлайн-активности граждан, оценка популярности и востребованности контента;
- изучение поведения людей, сообществ в интернет-пространстве, проведение нацеленного воздействия на референтные группы органов власти.
- конструирование государством сообществ социальных сетей, лояльно настроенных по отношению к власти.
«Принудительная сила» интернета вынуждает органы исполнительной власти
присутствовать в интернете, иначе теряется важнейший канал коммуникации и влияния. В профессиональной деятельности государственного служащего социальные сети могут использоваться как объект и средство управления. На наш взгляд, в первую очередь, социальные сети - коммуникационная площадка для оперативной обратной связи органов власти и граждан. Кроме того, социальные медиа - огромный объем информации о реальных и потенциальных проблемах граждан. Пользователи обсуждают в открытых публикациях факты и события, происходящие в политической, социальной, экономической жизни страны и конкретной территории. Постоянное наблюдение за социальными сетями и своевременное реагирование на жалобы и обращения
пользователей становится важным направлением деятельности органов власти.
В качестве примера приведем действующую с 2018 года в пилотном режиме систему «Инцидент менеджмент», которая представляет собой систему мониторинга упоминаний и обработки обращений в социальных сетях. Задача системы - отслеживать «инциденты», которые отбираются в социальных медиа. «Инцидент» мониторит пять социальных сетей — «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Twitter» и ««Одноклассники»» по ключевым словам.
Программа позволяет оперативно реагировать на негативные публикации, вопросы в социальных сетях, касающиеся действия/бездействия власти, обеспечивает регулярную загрузку информации социальных медиа для обработки инцидентов и формирования динамических отчетов. Помимо классификации сообщений и распределение для реагирования, программа способна оценить скорость реагирования на каждом этапе и контролировать удовлетворенность пользователей.
Первые итоги показывают целесообразность решения вопросов с помощью «Инцидента». Так в Башкортостане, который занимает второе место в стране по работе системы, за первый квартал 2019 года, на имя главы Республики пришло более 22 тысяч обращений,
из них свыше 15 тысяч - через социальные сети J41. Большинство обращений поступает через социальную сеть «ВКонтакте» - 54%, на втором месте «Instagram» - 33%, обращения поступают по вопросам благоустройства, дорог, ЖКХ, здравоохранения, работы общественного транспорта, образования, экологии, строительства. В системе предусмотрены сроки для ответа: в течение трех часов руководитель, отвечающий за направление, обязан проинформировать, что тема зафиксирована, в течение последующих 24 часов - сообщить о решении проблемы, в сложных случаях - ответ пользователи получат не позднее, чем через 8 дней. По результатам реагирования
составляется рейтинг глав администраций и служащих
Отметим, что информации о работы программы недостаточно, нормативная основа работы с системой в открытом доступе отсутствует. Известно о рекомендации Администрации Президента РФ ввести должности ответственных за интернет-коммуникации при губернаторах или создать отделы по SMM (Social Media Marketing) в местных правительствах. Планировалось, что Институт развития интернета (ИРИ) с февраля 2019 года будет сопровождать региональные администрации в работе с социальными сетями. Таким образом, государство оценило значение оперативного реагирования на проблемы, которые находят поддержку и активное комментирование пользователей сетей, и отслеживает реакцию региональных властей на жалобы и пожелания населения
в социальных сетях [21, 23]. Программа «Инцидент менеджмент» - пример системной работы органов власти с социальными сетями, признание новой сферы деятельности для государственных служащих.
Таким образом, организуется выполнения задач и функций органов власти посредством взаимодействия государственных служащих с гражданами (потребителями) в социальных сетях, то, что в коммерческой сфере называют CRM (Client Relations Management) -управление взаимоотношениями с клиентами.
Для полнофункционального использования потенциала социальных сетей органы власти создают официальные аккаунты в социальных сетях. Подчеркнем, что в российской правовой системе отсутствует кодифицированный нормативный акт, регулирующий деятельность социальных сетей, в том числе не принят документ, определяющий создание и функционирование официальных аккаунтов органов власти в социальных
сетях. При этом организация доступа к официальным сайтам, перечень информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети интернет определен в Федеральном законе от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В настоящее время социальные сети обязаны руководствоваться Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Отсутствие унифицированного подхода к созданию и ведению официальных страниц органов власти в социальных сетях влияет на количество и наполнение.
На основе перечня министерств и ведомств размещенных на официальном сайте Правительства России и официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), были рассмотрены официальные страницы ФОИВ, зарегистрированные в социальных сетях. Раздел сайта «Правительственные страницы в
соцсетях», ^З6" в полной мере не отражает состав органов исполнительной власти, например, в него не включены Минобрнауки РФ и Минпросвещения РФ.
Всего было изучены данные по 72 ФОИВ, полученные результаты обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Количество пользователей официальных страниц
ФОИВ в социальных сетях (на 02.08.2019 г.)
ФОИВ Twitter Facebook Вконтакте Одноклассники YouTube
МИД 1163728 377527 402740 нет 16759 18
Минобороны 182709 234007 381225 44661 139015 32
МЧС 766508 23488 198150 нет 23536
МВД 135891 16 983 169832 189496 30929 16
Минпросвещения нет 28496 149829 104752 7321 5
Росавтодор 25960 58509 141668 34767 2109 6'
ФАС России 191100 9167 18858 нет 1361
Минкультуры 47394 9115 27712 44684 нет 6
Минздрав 49888 5023 25194 106761 нет
Росгвардия нет нет 53312 нет 30000 7
Минпромторг 50430 32941 21336 нет не указано 3
Минфин 88933 5194 3113 нет 322 3
Росмолодёжь 16525 5877 106294 нет нет
Россотрудничество 93029 17792 нет нет нет
Рособрнадзор 46070 7087 35876 нет 19472
Минэкономразв 79994 15151 3159 нет 1335 6
Минстрой 17692 17745 8627 24802 538 2
ФССП России 3004 2719 58335 нет нет
Минтранс 40981 2127 нет нет нет 9
Роскомнадзор 51788 нет нет нет нет
ФНС 1 570 4874 45006 нет нет
0.; 25136/2409-7144.2019.9. 30298 со биодинамика, 2 019 -
Росреестр 8670 1652 40551 нет нет
Минэнерго 44720 5503 нет нет нет
Минкомсвязь 39998 4837 нет нет нет 2
Ростуризм 893 46552 нет нет нет
Минприроды 28418 6798 нет нет 11144
Минтруд 45152 нет нет нет нет
Минкавказ 671 1478 нет нет нет 3
ФАДН России нет 2775 3562 23238 нет 5
Минспорт нет 771 22014 нет 675 1
Минсельхоз 2056 6240 3856 1355 1086 1
Росрыболовство 15683 1344 нет нет 5627
Рослесхоз 18055 3402 нет нет нет
Росприроднадзор нет 3347 6948 2848 нет 6
Минвостокразв 18655 нет доступа нет доступа нет доступа нет
Роструд 1992 4397 11926 нет 288
ФТС нет 2448 нет нет 1089 1
ФСИН России 3467 нет нет нет 7215
Казначейство 667 1840 нет нет нет 7
Россвязь 6815 нет нет нет нет
Росгидромет 121 965 2124 1290 109 1
Росалкогольрег 177 372 937 нет 1705
Роспатент 144 3283 нет нет 248
Росимущество 20 2840 нет нет нет
ФМБА 404 нет нет нет 198 2
Минобрнауки нет нет 2653 нет нет
Росстат 952 315 1292 нет нет
Ространснадзор 2067 нет нет нет нет
Росстандарт 331 1523 нет нет 179
Росархив нет нет 1489 нет 9
Росавиация 371 513 нет нет нет
Ростехнадзор нет 862 нет нет нет
Росаккредитация 95 444 нет нет 155
Россельхознадзор 334 нет нет нет не указано
Росрезерв нет 134 нет нет нет
Источник: официальные сайты ФОИВ; официальные страницы органов ФОИВ в социальных сетях; Правительство РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 03.08.2019). Официальные аккаунты найдены в следующих социальных сетях: «Twitter», «Facebook», «Вконтакте», ««Одноклассники»», «YouTube», «Instagram». Три службы зарегистрированы в LiveJournal. Из 72 ФОИВ имеют страницу минимум в одной из социальных сетей - 56, не имеют ни одной страницы - 17, включая СВР России, ФСБ России, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ, ФСО РФ. Некоторые из перечисленные ведомства взаимодействуют с обществом другими средствами или невысока востребованность в коммуникации со стороны граждан. Но деятельность Роспотребнадзора, Росздравнадзора, безусловно, граждан интересует, поэтому отказ этих ведомств от социальных сетей объяснить 91
сложнее.
В шести социальных сетях зарегистрированы МВД РФ, Минобороны РФ, Минсельхоз РФ, Минстрой РФ, Росгидромет РФ, Росавтодор РФ. Наиболее востребованной сетью оказался «Twitter» - 46 ФОИВ из 56 владеют официальной страницей, далее следует ««Facebook»» - 44; «Вконтакте» - 29; ««YouTube»» - 26, ««Instagram»» - 26, наименее востребованной - «Одноклассники» (11). Данные обобщены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Наличие официальных страниц ФОИВ в социальных сетях (%)
(на 02.08.2019 г.)
Источник: официальные сайты ФОИВ; официальные страницы органов ФОИВ в социальных сетях; Правительство РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 03.08.2019).
По количеству пользователей так же лидирует «Twitter», но далее следует Вконтакте, «Instagram», на четвертом месте - «Facebook», несмотря на большее число аккаунтов (диаграмма 3).
Диаграмма 3
Количество пользователей, зарегистрированных на официальных страницах ФОИВ в социальных сетях (на 02.08.2019 г.)
Источник: официальные сайты ФОИВ; официальные страницы органов ФОИВ в социальных сетях; Правительство РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 03.08.2019).
Более миллиона подписчиков в социальных сетях имеют МИД РФ,Минобороны РФ, МЧС РФ, приближается к миллиону МВД РФ, остальные ФОИВ располагают значительно меньшим числом участников на официальных страницах. Но тенденция на увеличение числа подписчиков прослеживается очень четко (диаграмма 4).
Диаграмма 4
Количество читателей официальных страниц ФОИВ в «Twitter»
Источник: [2019] расчеты автора; [2015] Дмитриева Н.Е. Для связи в сети: результаты мониторинга открытости федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 123146.
Таким образом, увеличивается как количество официальных аккаунтов федеральных органов власти, так и количество подписчиков. Вследствие востребованности социальных сетей в государственном секторе согласимся, что необходимо «регулирование и институционализация отношений между гражданами, бизнесом и
правительством в социальных сетях...» [10, с-271. Отсутствие опубликованных правил взаимодействия в социальных сетях для государственного сектора затрудняют коммуникации и выстраивание конструктивных связей. Дмитриева Н.Е. показала, что правила поведения сформулированы на страницах МВД России, МЧС России, Минфина России, ФАС России, но это не нормативно закрепленный порядок использования социальных сетей в работе органов исполнительной власти [8, с-129-13°1.
В коммерческих организациях и органах государственной власти накоплен полезный опыт разработки политик и руководств по социальным сетям для персонала и служащих. Регламентирующие и определяющие общий характер поведения документы охватывают использование популярных социальных сетей, а так же упорядочивают цифровую активность на работе и вне ее, например, просмотр веб-сайтов, загрузку контента, размещение или публикацию в интернете.
Принятая политика позволит государственному служащему:
- поддерживать репутацию государственной службы и конкретного органа в социальных с е тя х;
- соблюдать правовые аспекты использования социальных сетей;
- предотвращать нарушения протоколов безопасности;
- соблюдать требования защиты персональных данных;
- быстро реагировать на кризисные ситуации или нарушения в социальных сетях;
- понимать права и ответственность сторон взаимодействия.
Принятие политики использования социальных сетей в государственном управлении и следование рекомендациям гарантирует, что активность сотрудника в социальных сетях, улучшит исполняемые функции, не нанесет ущерб репутации организации.
В связи со сказанным полезным будет обращение к зарубежному опыту регламентации поведения служащих государственного сектора в социальных сетях. Данные по странам
О Э С Р^49! показывают, что большинство правительств не осуществляет централизованного контроля и управления использованием социальных сетей. Ответственность за разработку и реализацию политики лежит на отдельных государственных министерствах, агентствах и департаментах. В общем случае политика разрабатывается учреждением, расположенным в центре правительства, и содержит:
- кодексы поведения для учреждений и / или отдельных лиц (то есть, что делать или не делать при использовании социальных сетей в качестве учреждения или должностного лица);
- практические руководства, контрольные списки и другие ресурсы для поддержки планов социальных сетей отдельных учреждений;
- руководство по развитию навыков и обмену передовым опытом на уровне сообществ.
Рассмотрим Руководство по социальным медиа для государственных служащих в
Великобритании ^^^ (далее - Руководство ик), Руководство по социальным СМИ для
персонала, разработанное Европейской Комиссией,[46] (далее - Руководство ЕК), Публичное комментирование в социальных сетях: руководство для сотрудников
Австралийской государственной службы (APS) -ИИ.
В европейских странах в целом много внимания уделяется регламентации поведения служащих, поэтому при определении правил поведения в социальных сетях делаются отсылки к действующим Кодексам поведения. В Руководстве ЕК изложено пять основных принципов, которые должны соблюдаться служащими при подключении к интернету или социальным сетям:
- объективность - представление ситуации в разумной и непредвзятой форме;
- беспристрастность - взвешенное мнение и сбалансированность;
- лояльность - представление взглядов в четком соответствии с мнениями, ранее в ыс ка з а нными Ко мис сие й и о тв е тс тв е нным Ко мис с а ром;
- конфиденциальность - неразглашение информации, которая не обнародована;
- осмотрительность - осторожность, умеренность и чувство меры.
Стандарты, которые прописаны в Руководстве ик предлагают действовать в соответствиисКодексом государственной службы, в котором установлены основные ценности - честность, объективность и беспристрастность. Это универсальные принципы для любого вида деятельности, поэтому государственные служащие следуют правилам при использовании как традиционных, так и цифровых средств массовой информации.
В Руководствах не разграничивается публичная профессиональная и частная жизнь,
требования предъявляются единообразные. Стандарты этического поведения не зависят от того, осуществляет служащий доступ к интернету с личного или официального устройства. Внимание обращается на риски, связанные с тем, что в социальных сетях границы между профессионалом и личностью размыты, служащий высказывает частное мнение, но окружающие воспринимают его как представителя власти.
Социальные сети рассматриваются как публичный форум, поэтому при обмене мнениями служащий обязан применять правила, аналогичные для публичного устного или письменного выступления. Государственным служащим запрещено без разрешения разглашать официальную информацию и принимать участие в политической или иной общественной деятельности, которая ставит под угрозу или компрометирует беспристрастную государственную службу и орган, который представляет служащий.
В Руководстве ик отмечается, что без надлежащего разрешения не следует комментировать политику и практику правительства, избегать толкования политически спорных вопросов и воздерживаться от личных нападок, оскорбительных замечаний для отдельных лиц или групп.
Несоблюдение предписанных правил наказывается дисциплинарным взысканием, увольнением, последствия не зависят от того, в личном или официальном качестве служащий совершил нарушения.
В Руководстве для сотрудников Австралийской государственной службы (APS) указывается, что любая критика работы, администрации, руководителя в социальных сетях почти всегда будет рассматриваться как нарушение Кодекса поведения. Наоборот поощряются положительные комментарии в социальных сетях об агентстве или разъяснение политики и услуг, которые оно предоставляет.
Специальные разъяснения в Руководстве ик даны по взаимодействию с общественностью. Указывается, что присутствие государственного служащего в социальных сетях, не означает обязанности отвечать на все вопросы, направленные через социальные сети. Граждан ориентируют на учетные записи в социальных сетях, которые специально предназначены для ответов на публичные запросы, блогеров и журналистов - на отдел по работе со СМИ.
Руководство ЕК при общении советует быть последовательными и уважительными к мнению других, не забывать о законах о клевете и диффамации. Рекомендации касаются поддержанию личной репутации, указывается на мнимую анонимность интернета, поэтому не рекомендуется публиковать, то, что не следует видеть коллегам или семье.
При взаимодействии с общественностью важно понимать особенность социальных сетей, которая заключается в разрушении барьеров между государственным, частным и некоммерческим секторами. Услуги и информация, которые предлагает правительство, сосуществуют вместе с сетью некоммерческих, неправительственных и других организаций. При редактировании общих веб-сайтов, при работе с чатами и комментариями необходимо проявлять осторожность, т.к. посты связывают с правительственными 1Р-адресами. Руководство ик предостерегает, что несогласованные и неуместные комментарии приведут к дисциплинарному взысканию.
Среди преимуществ присутствия государственных служащих в сети отмечается возможность открытого формирования политики и предоставление услуг.Социальные сети применяют как инструмент для выявления потребностей или изменения поведения граждан, получения обратной связи от общественности. Политики и руководства
помогают служащим решать возникающие проблемы при использовании новых каналов взаимодействия.
Таким образом, профессиональная деятельность государственных служащих заключается в обеспечении исполнения законов, организации предоставления обществу услуг, регулировании социально-экономических процессов, участии в подготовке и реализации государственных решений. Для профессионального выполнения поставленных задач необходимо использовать адекватные современным условиям инструменты, каналы и средства. Расширение доступа к интернету и рост участников социальных сетей создает динамические коммуникационные инструменты, которые постоянно развиваются. Общество справедливо ожидает, что государственные служащие будут выполнять обязанности и предоставлять государственные услуги не только традиционными способами, но и с помощью цифровых технологий. Профессиональная деятельность служащего осуществляется посредством мониторинга социальных сетей, создания собственного контента. Для осознания возможностей работы с социальными медиа профессиональному сообществу следует выработать соответствующие правила и стратегии. Принятие общей политики в отношении социальных сетей важно подкрепить программами развития цифровых компетенций, обучению навыкам работы государственных служащих в социальных сетях.
Библиография
1. Акопов, Г.Л. Политика и Интернет: монография / Г.Л. Акопов. М.: ИНФРА-М, 2019. 202 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog/product/1016684 (дата обращения: 01.08.2019).
2. Аудитория интернета в России выросла на 4% [Электронный ресурс]. URL: https ://2018.rif.ru/news/auditoriya-interneta-v-rossii-virosla-na-4 (дата обращения: 15.02.2019).
3. Беленкова, Л.М. Имидж государственных органов: потенциал информационно-коммуникационных технологий // Управленческое консультирование. № 4. 2017. С.199-209.
4. Глава Республики Башкортостан: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https ://glava rb.ru/rus/press_serv/novosti/121545.html;
https ://glavarb.ru/rus/press_serv/novosti/122211.html?sphrase_id = 11287258 (дата обращения: 03.08.2019).
5. Губанов, А.В., Зотов, В.В. Использование потенциала социальных сетей в кадровых технологиях на государственной гражданской и муниципальной службе // Управление в XXI веке: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 2016. С.202-206.
6. Губанов, А.В., Зотов, В.В. Социальные сети как новый инструмент государственного и муниципального управления в Российской Федерации // Коммуникология. 2017. Т.5. №4. С.83-92.
7. Гудулова, Г.О. Контроль поведения госслужащих в интернете как средство повышения доверия органам государственной власти // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т.7. №1. С.305-306.
8. Дмитриева, Н.Е. Для связи в сети: результаты мониторинга открытости федеральных органов исполнительной власти в социальных сетях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. C. 123-146.
9. Днепровская, Н.В. Цифровая трансформация взаимодействия органов государственной власти и граждан // Государственное управление. Электронный
вестник. 2018. № 67. С. 96-110.
10. Дятлов, С.А., Доброхотов, М.А. Формы реализации человеческого капитала в цифровой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4. С.25-28.
11. Ермолова, Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях «Facebook», «Twitter», Google+ [Электронный ресурс] М.: Альпина Паблишер, 2016. 401 c. URL: Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48465.html. ЭБС «IPRbooks».
12. Ефимов, Е.Г. Социальные интернет-сети (методология и практика исследования): монография. Волгоград, 2015. 168 с.
13. Жильцова, О.Н. Исследование потенциала социальных сетей для малого бизнеса // Маркетинг и логистика. 2017. № 4. С.27-33.
14. Захаров, В.М. Филимонова, Г.А. Оценка профессиональной деятельности государственных гражданских служащих в Белгородской области с использованием социальных сетей // ARS ADMINISTRANDI. 2014. № 4. С. 29-36.
15. Золотов, Е. «Разбитые окна» [Электронный ресурс]. URL: http://gosvopros.ru/territory/razbitye-okna/224/ (дата обращения: 15.02.2019).
16. Зотов, В.В., Губанов, А.В. Оценка деятельности государственных и муниципальных служащих на основе их самопрезентации в социальных сетях // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т.7. № 2. С.174-181.
17. Интернет в России. М.: Форвард Принт, 2018. С.20.
18. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России: [Электронный ресурс]. URL: https ://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii-1/ (дата обращения: 21.07.2019).
19. Колозариди, П. В., Макушева, М. О. Интернет как проблемное поле социальных наук // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 1-11. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.01.
20. Корчагова, Л.А., Королева А.С. Социальные сети как инструмент продвижения бизнеса // Маркетинг в России и за рубежом. 2018. № 6. С.37-46.
21. Кремль ставит на поток обучение региональных властей реакции на негатив в соцсетях [Электронный ресурс]. URL:
https ://www.vedomosti.ru/politics/news/2019/01/30/792782-negativ-v-sotssetyah (дата обращения: 10.02.2019);
22. Крыштановская, О.В., Филиппова, А.М. Исследования политической коммуникации: государство и социальные сети // Вестник университета (Государственный университет управления). 2018. № 6. С.171-176.
23. Кураторы по негативу: как губернаторам рекомендовали работать в соцсетях [Электронный ресурс]. URL:
https://www.rbc.ru/politics/24/12/2018/5c1ccfa99a7947609f834de0? utm_source = pushc&.ref=tjournal.ru (дата обращения: 12.02.2019).
24. Лебедев, П. Цифровая эпоха. Затерянные в соцсетях. Декабрь, 2018. [Электронный ресурс]. URL:
https ://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/publication/documents/2019-01/lebedev_socseti.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
25. Леонарди, П., Цедал, Н. Ловушки социальных сетей [Электронный ресурс]. URL: https: //hbr-russia.ru/management/korporativnyy-opyt/a26351 (дата обращения: 01.08.2019).
26. Лымарь, Е.М., Федорченко, С.Н., Белюстин, А.А., Федорченко, Л.В. Финальный
аккорд: III волна исследования политизации социальных сетей интернета // Журнал политических исследований. 2018. № 3. С.84-110.
27. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы Версия 3.2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. М., 2017.
28. Михайлова, О.В., Ковальчук, С.К. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация в государственном управлении // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. Вып. № 69 (август).
29. Мурзагулов, Р. Разберутся без лишней бюрократии // Российская газета. Башкортостан. 2018. 22 нояб. [Электронный ресурс]. URL:
https ://rg.ru/2018/11/22/reg-pfo/v-bashkirii-vlasti-uznaiut-o-problemah-obshchestva-iz-socsetej.html (дата обращения: 03.08.2019).
30. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 27. Ч.1. Ст. 4157.
31. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от
19.07.2018) [Электронный ресурс]. URL:
http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf (дата обращения:
15.02.2019);
32. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года: утв. Правительством РФ 29 сент. 2018 г. [Электронный ресурс]. URL:
http://static.government.ru/media/files/ne0vGNJUk9SQjlGNNsXlX2d2CpCho9qS.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
33. Парфенчик, А.А. Использование социальных сетей в государственном управлении // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 2. С.186-200.
34. Попок, Л.Е. Российский бизнес и социальные сети: перспективы использования и зарубежный опыт // Экономические исследования. 2013. № 3. С.3.
35. Правительство РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ministries/ (дата обращения: 03.08.2019).
36. Правительство РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/social/ (дата обращения: 03.08.2019).
37. Родина, Л.В. Регламентация поведения сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих в социальных сетях как инструмент управления репутацией ведомства // Академическая мысль. 2018. № 3. С.36-39.
38. Руководство по социальным медиа для государственных служащих: октябрь 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/social-media-guidance-for-civil-servants/social-media-guidance-for-civil-servants (дата обращения: 15.02.2019).
39. Самойлюк, В.Н. Социальные сети и формирование социально-ответственного бизнеса // Социологический альманах. 2011. № 2. С.211-218.
40. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование [Электронный ресурс]. URL: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/ (дата обращения: 01.08.2019).
41. Соцсети в России: цифры и тренды 2018 / Brand Analytics [Электронный ресурс].
URL: https://raec.ru/live/branch/10785/ (дата обращения: 15.02.2019).
42. Цифровая экономика: 2019 : краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова,
К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 96 с.
43. Шваб, К. Четвертая промышленная революция. М.: Издательство «Э», 2017. 208 с.
44. Шмальц, Ю.В., Аширбагина, Н.Л. Формирование образа государственного служащего в социальных сетях // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. Омск, 2017. С.474-477.
45. Экосистема цифровой экономики России 2017: ежегодный аналит. отчет [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/upload/files/de-itogi_booklet.pdf (дата обращения: 15.02.2019).
46. European Commission «Social Media Guidelines for All Staff». [Электронный ресурс] URL: https://ec.europa.eu/ipg/docs/guidelines_social_media_en.pdf (дата обращения: 01.08.2019).
47. Klein M. Mut zur Agilität / A.Mickoleit, A. Mendonsa: URL: https://www.egovernment-computing.de/mut-zur-agilitaet-a-827489/ (дата обращения: 31.07.2019)
48. Making public comment on social media: A guide for employees [Электронный ресурс] URL: https://www.apsc.gov.au/making-public-comment-social-media-guide-employees (дата обращения: 31.07.2019).
49. OECD Working Papers on Public Governance Social Media Use by Governments: A Policy Primer to Discuss Trends, Identify Policy Opportunities and Guide Decision Makers [Электронный ресурс]. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/governance/social-media-use-by-governments_5jxrcmghmk0s-en#page1
D0I:https://doi.org/10.1787/5jxrcmghmk0s-en (дата обращения: 28.07.2019).