Научная статья на тему 'Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента'

Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / воспитательная работа / контент / молодежные сообщества / молодежные организации / social networks / educational work / youth communities / youth organizations / content

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Елизавета Владимировна Маякова, Анна Эммануиловна Тер-Григорян, Александра Олеговна Блинова

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь – одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций, формируя иную коммуникационную культуру. Отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, YouTube, составлен перечень формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи «Движение первых», Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. Проанализированы официальные страницы/каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. В заключении авторами были сделаны выводы о том, что ВКонтакте является самой востребованной социальной сетью среди молодежных организаций; мессенджер Telegram в основном полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн, включает: новости о конкурсах, акциях, проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Полученные результаты позволяют сделать выводы о возможности использования социальных сетей в построении воспитательного процесса в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Елизавета Владимировна Маякова, Анна Эммануиловна Тер-Григорян, Александра Олеговна Блинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks of youth communities: content features

Social networks have become a part of our lives and young people are one of the most active groups on these platforms. The digital environment has significantly changed the format of communications, forming a different communicative culture. The authors of the article identified and studied the existing platforms for online communications: VKontakte, Odnoklassniki, Telegram, YouTube, made a list of formal youth communities, defined types, selection and their formation. Youth communities were identified based on expert interviews with the school directors’ assistants on educational work, educational advisers, curators of schools and colleges. They are the Russian Movement of Children and Youth, “The Movement of the First”, the Russian public organization Russian Youth Union, Russian children’s and youth military-patriotic public movement “Yunarmiya”, Russian competition “Big break”, the Russian public movement “Volunteers of Victory”, Mosvolonter, Young inspectors of Russia. This organizations interact with schools and colleges within educational work through the social networks. The authors analyzed the statistical pages of the youth communities in the social networks, in order to identify the features of the content and activities of communities; presented a comparative table of the characteristics of youth communities in the social network “VKontakte” according to the developed criteria. In conclusion, the authors found that “VKontakte” is the most popular social network among youth organizations; messenger «Telegram», basically, completely duplicates its content; the main content reflecting the activities of offline organizations includes news about competitions, promotions, events, posts that highlighting the activity of youth organizations; quizzes and votes have the greatest response from subscribers. The results allow to make conclusions about the possibilities of using social networks in building the educational work in educational organizations.

Текст научной работы на тему «Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента»

Научно-педагогическое обозрение. 2024. Вып. 2 (54). С. 75-84 PedagogicalReview. 2024, vol. 2 (54), pp. 75-84

Научная статья УДК 371.485; 371. 842

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2024-2-75-84

Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента

Елизавета Владимировна Маякова1, Анна Эммануиловна Тер-Григорян2,

Александра Олеговна Блинова3

12•3Московский городской педагогический университет, Москва, Россия

1 mayakovaev@mgpu.ru

2 ter-grigoryanaeh@mgpu.ru

3 blinovaao@mgpu.ru

Аннотация

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, и молодежь - одна из самых активных групп на этих платформах. Цифровая среда существенно изменила формат коммуникаций, формируя иную коммуникационную культуру. Отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации: ВКонтакте, Одноклассники, Telegram, YouTube, составлен перечень формальных молодежных сообществ, выявлены типы, критерии отбора и специфика их формирования. На основе проведенных экспертных интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами школ и колледжей определены молодежные сообщества, осуществляющие взаимодействие с образовательными организациями в рамках воспитательной работы через социальные сети: Российское движение детей и молодежи «Движение первых», Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи», Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», Всероссийский конкурс «Большая перемена», Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы», Мосволонтер, Юные инспекторы движения России. Проанализированы официальные страницы/каналы молодежных сообществ в социальных сетях с целью выявления особенностей контента и деятельности сообществ, представлена сравнительная таблица характеристик молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте» по разработанным критериям. В заключении авторами были сделаны выводы о том, что ВКонтакте является самой востребованной социальной сетью среди молодежных организаций; мессенджер Telegram в основном полностью дублирует его содержание; основной контент, отражающий деятельность организаций офлайн, включает: новости о конкурсах, акциях, проведенных мероприятиях, посты, освещающие активность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов; наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования. Полученные результаты позволяют сделать выводы о возможности использования социальных сетей в построении воспитательного процесса в образовательных организациях.

Ключевые слова: социальные сети, воспитательная работа, контент, молодежные сообщества, молодежные организации

Для цитирования: Маякова Е. В., Тер-Григорян А. Э., Блинова А. О. Социальные сети молодежных сообществ: особенности контента // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 2 (54). С. 75-84. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-75-84

© Е. В. Маякова, А. Э. Тер-Григорян, А. О. Блинова, 2024

Маякова Е. В., Тер-Григорян А. Э., Блинова А. О. Социальные сети молодежных сообществ... Original article

Social networks of youth communities: content features

Elizaveta V. Mayakova1, Anna E. Ter-Grigorian2, Aleksandra O. Blinova3

12•3Moscow City University, Moscow, Russian Federation

1 mayakovaev@mgpu.ru

2 ter-grigoryanaeh@mgpu.ru

3 blinovaao@mgpu.ru

Abstract

Social networks have become a part of our lives and young people are one of the most active groups on these platforms. The digital environment has significantly changed the format of communications, forming a different communicative culture. The authors of the article identified and studied the existing platforms for online communications: VKontakte, Odnoklassniki, Telegram, YouTube, made a list of formal youth communities, defined types, selection and their formation. Youth communities were identified based on expert interviews with the school directors' assistants on educational work, educational advisers, curators of schools and colleges. They are the Russian Movement of Children and Youth, "The Movement of the First", the Russian public organization Russian Youth Union, Russian children's and youth military-patriotic public movement "Yunarmiya", Russian competition "Big break", the Russian public movement "Volunteers of Victory", Mosvolonter, Young inspectors of Russia. This organizations interact with schools and colleges within educational work through the social networks. The authors analyzed the statistical pages of the youth communities in the social networks, in order to identify the features of the content and activities of communities; presented a comparative table of the characteristics of youth communities in the social network "VKontakte" according to the developed criteria. In conclusion, the authors found that "VKontakte" is the most popular social network among youth organizations; messenger «Telegram», basically, completely duplicates its content; the main content reflecting the activities of offline organizations includes news about competitions, promotions, events, posts that highlighting the activity of youth organizations; quizzes and votes have the greatest response from subscribers. The results allow to make conclusions about the possibilities of using social networks in building the educational work in educational organizations.

Keywords: social networks, educational work, youth communities, youth organizations, content

For citation: Mayakova E. V., Ter-Grigorian A. E., Blinova A. O. Sotsial'nye seti molodezhnykh soobshchestv: osobennosti kontenta [Social networks of youth communities: content features].

Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2024, vol. 2 (54), pp. 75-84. https:// doi.org/10.23951/2307-6127-2024-2-75-84

Воспитание является частью педагогического процесса в образовательных организациях, осуществляющих реализацию образовательных программам на ступенях среднего общего образования и среднего профессионального образования, направлено на реализацию государственного заказа на качественное образование в современных условиях.

Принятая Стратегия развития в Российской Федерации до 2025 г. и Закон Президента РФ о воспитательной составляющей образования предполагают определить «воспитание как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде» [1].

Предпринятые на государственном уровне шаги повлекли за собой формирование команд воспитания, куда должны входить заместитель директора по воспитательной работе, советник дирек-

тора по воспитанию, социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог, кураторы. Все участники команды решают ряд воспитательных задач, в том числе связанных с коммуникативной активностью детей и молодежи в социальных сетях, сопровождение этой активности.

В настоящее время активное общение и коммуникации между подростками и молодыми людьми часто осуществляется опосредованно, в коммуникационных виртуальных сетях, в которых формируются молодежные формальные и неформальные сообщества. Общение молодежи в социальных сетях стало новой формой коммуникации не только для каждого молодого человека в отдельности, но и для его взаимоотношений со сверстниками [2]. В настоящее время большинство подростков предпочитают проводить время в социальных сетях, которые являются во многих случаях источником «хорошего настроения» [3]. Находясь в социальных сетях, подростки организовывают свой досуг, узнают последние новости и наблюдают за лентой мероприятий.

Существуют разнообразные направления и формы воспитательной работы в цифровой образовательной среде [4]. В образовательных организациях наблюдается присутствие социальных сетей в образовательной деятельности и воспитательной работе с подростками.

Организация воспитательной работы в школах и колледжах связана со взаимодействием с социокультурной средой как формой общения человека с окружающим обществом, в результате которого формируется мировоззрение обучающихся. В образовательных организациях, осуществляющих реализацию программам на ступенях среднего общего образования и среднего профессионального образования, разработаны и реализуются программа и план по воспитательной работе, в который в том числе входит взаимодействие с формальными молодежными объединениями (организациями, движениями). Это зарегистрированные структуры с существующей четко прописанной структурой власти, правилами поведения, фиксированным членством. Формальные молодежные объединения могут быть официальными (созданы различными государственными структурами) и неофициальными (созданы посредством низовой инициативы с дальнейшей формализацией) [5].

В рамках исследования Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО Московского городского педагогического университета изучались молодежные сообщества, организации и объединения, которые активно взаимодействуют со школами, в том числе посредством социальных сетей и интернет-платформ.

Критериями отбора молодежных сообществ для исследования их взаимодействия с образовательными организациями в контексте исследования стали:

1. Формальные сообщества.

2. Число участников от 100 000 человек.

3. Наличие региональных подразделений или нескольких подразделений в столичном регионе.

4. Сообщества, ориентированные на социальную, патриотическую, досуговую, волонтерскую и внеклассную деятельность.

5. Сообщества представлены в интернете (имеют свои сайты и страницы в социальных сетях).

6. Имеющие четко определенную социальную миссию.

7. Пропагандирующие формирование активной гражданской и патриотической позиции или другие социально значимые общественные темы (здоровый образ жизни, экология, культура, во-лонтерство и т. п.).

В рамках исследования были проведены экспертные интервью с заместителями директоров по воспитательной работе, советниками по воспитанию, кураторами московских школ и организаций среднего профессионального образования. Согласно данным, полученным в результате экспертных интервью с сотрудниками школ, основное взаимодействие выстраивается со следующими сообществами:

- «Росмолодежь» [6];

- «Российское движение детей и молодежи»: будьвдвижении.рф [7];

- «Российский союз молодежи»: ruy.ru [8];

- «Юнармия»: yunarmy.ru [9];

- «Большая перемена»: bolshayaperemena.online [10];

- «Российское движение школьников» (РДШ): рдш.рф [11];

- «Волонтеры Победы»: волонтерыпобеды.рф [12];

- «Мосволонтер»: mosvolonter.ru [13];

- «Юные инспекторы»: юидроссии.рф [14].

Воспитательная работа проводится в онлайн- и офлайн-форматах. Для подготовки и организации основных форм воспитательной работы первичная информация поступает через социальные сети, распространяется от директора к заместителям, далее кураторам, классным руководителям и к детям [15]. Созданные социальные группы являются открытыми, всегда можно увидеть информацию об организации или итогах проведения мероприятия.

Для анализа контента и деятельности молодежных сообществ в социальных сетях были отобраны и изучены действующие площадки для онлайн-коммуникации в нашей стране - две крупнейшие российские социальные сети «ВКонтакте» [16] и «Одноклассники» [17], а также популярный мессенджер Telegram [18] и самый известный в мире видеохостинг YouTube [19].

«ВКонтакте». Самая популярная социальная сеть в России. Данная социальная сеть стала полноценным социальным пространством, проникающим в повседневную жизнь молодых граждан [20]. В сети находятся более 82 млн человек ежемесячно, поэтому данный ресурс можно использовать для рекламы разных брендов. Сайт дает возможности разным компаниям создавать группы и публичные страницы для размещения новостей, публикации фотографий, видео, аудиозаписей, организовывать трансляции в режиме реального времени. Сайты на странице можно создавать, используя специальный конструктор. Возможности таргетированной рекламы помогают привлечь пользователей из разных сообществ. Возраст аудитории варьируется от 15 до 45 лет. Социальное медиа «ВКонтакте» также служит аккумулятором информационных потоков гражданско-политической направленности [21].

«Одноклассники». Социальная сеть насчитывает более 40 млн пользователей, которые на 1015 лет старше аудитории «ВКонтакте» и Telegram. Средний возраст аудитории 30-60 лет. В «Одноклассниках» присутствует строгая модерация и отличается эта сеть отсутствием «спамеров» и «ботов». Пользователи этой сети не часто переходят на дополнительные сторонние ресурсы. В связи с серьезной модерацией здесь сложно продвигать свои услуги и товары. Но несмотря на все это, доступно создание своего сообщества или группы. Участники социальной сети, составляющие бренды, имеют возможность делать рассылки, тесты, анкеты и делиться фирменными стикерами, подарками. Реклама в сети имеет формат игр, что привлекает покупателей и пользователей.

Telegram. На наш взгляд, самый популярный мессенджер в России сейчас - это Telegram. В нем насчитывается более 700 млн активных участников, средний возраст пользователей от 14 до 50 лет. Сервис позволяет обмен сообщениями, создание тематических каналов и групп. Русскоязычный Telegram имеет 300 тысяч каналов. Если верить статистике, то можно предположить, что каждый пользователь подписан на 10-15 каналов. Большую популярность по подписке принадлежит новостным, развлекательным, образовательным и политическим каналам. Но 75 % от всех пользователей, в том числе подростки и молодые взрослые, узнают новости, используя информацию, размещенную в Telegram. Для того чтобы собрать больше пользователей у себя в группе, нужно быть очень активным и создавать интересный контент.

YouTube. YouTube относится к видеохостинговым сайтам, позволяющим своим пользователям просматривать, делать загрузку и передавать видеоматериалы в прямом эфире. Основная аудитория - публика в возрасте от 18 до 34 лет. Сайт имеет более миллиарда пользователей и предоставляет возможность реализовывать творческие идеи каждого участника, обмениваться мнениями и осуждать их, демонстрировать свои таланты, находить публику по интересам, наблюдать за миро-

выми событиями и мероприятиями, также получать знания, саморазвиваться, реализовывать себя. На платформе пользователи ищут и находят единомышленников по общению на 76 языках мира.

Поиск социальных сетей производился для следующих официальных молодежных сообществ:

Российское движение детей и молодежи «Движение первых». Организация официально представлена в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram;

Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи»: организация официально представлена в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram;

Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнар-мия». Организация официально представлена в социальной сети «ВКонтакте», мессенджере Telegram, социальной сети «Одноклассники», имеет канал на YouTube;

Всероссийский конкурс «Большая перемена»;

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ) (организация будет реорганизована путем присоединения к «Движению первых»). Организация официально представлена в социальной сети «ВКонтакте», мессенджере Telegram, имеет канал на YouTube;

Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». Организация официально представлена в социальной сети «ВКонтакте» и мессенджере Telegram, имеет канал на YouTube;

Мосволонтер. Организация официально представлена в социальной сети «ВКонтакте» и мес-сенджере Telegram;

Юные инспекторы движения России. Организация официально представлена в социальной сети «ВКонтакте», мессенджере Telegram, имеет канал на YouTube.

По результатам поиска социальных сетей было обнаружено, что каждое из рассматриваемых молодежных сообществ официально и широко представлено в социальной сети «ВКонтакте» (рисунок), а также мессенджере Telegram, некоторые сообщества имеют канал на YouTube, и почти ни одно из них не имеет аккаунтов в «Одноклассниках», что, вероятно, связано с ориентацией данной социальной сети на более возрастную аудиторию.

Для анализа социальных сетей с целью выявления особенностей! контента и деятельности молодежных сообществ были определены следующие критерии:

1. Соответствле конлента цели, основной тематике, миссии молодежного сообщества.

2. Молодежнля ориентированность контента / ориентированность контента на молодежь.

3. Частота обновления контента.

4. Специфика контента:

ЬОЛОШЁРЫ ленды

Рис . Фрагменты страниц молодежных сообществ в «ВКонтакте»

Таблица 1

Сравнительные характеристики официальных молодежных сообществ в социальной сети «ВКонтакте » (на момент исследования)

Сообщества Критерии

1 2 3 4 5

Соответствие контента цели тематике, миссии молодежного сообщества Молодежная ориентированность контента Частота обновления контента (количество постов в день) Специфика контента Степень вовлеченности аудитории

Контент, отражающий деятельность молодежного сообщества офлайн Событийность Информация, связанная и/или не связанная напрямую с деятельностью сообщества Количество комментариев под постами, «лайков», репостов Количество участвующих в конкурсах, акциях и т.п.

РДДМ «Движение первых» + + 2-3 + + + 100-1500 лайков, до 100 комментариев, до 30 репостов До 1500

Российский союз молодежи + + 2-3 + + + 40-500 лайков, 150-800 комментариев, до 10 репостов Около 600

Юнармия + + 3 + + + В среднем 110 лайков; до 10 комментариев; 44 репостов 150-5000

Большая перемена + + 3 + + + В среднем 250 лайков, около 20 комментариев, около 30 репостов 100-3000

РДТТТ (организация будет реорганизована путем присо-еди-нения к «Движению первых»)) + + 6 + + + 400^150 лайков на пост; 17-20 комментариев; 120 репостов 400-6000

Волонтеры Победы + + 2 + + + ЗОО^ЮО лайков; до 5 комментариев; до 20 репостов 100-500

Мосволонтер + + 1-2 + +/- + 60-270 лайков; до 10 комментариев; до 20 репостов -

ЮИД + + 1 + + + 118-150 лайков; 5 комментариев; 55 репостов 70-200

| § §

Еч Со

>-3 £

I

а;

ь

к а;

О »

С>

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-к к

а:

о; то

§

о

то

§ о

I4

то то

3 »

00 о

4.1. Наличие контента, отражающего деятельность молодежного сообщества офлайн: новости о прошедших мероприятиях, анонсы конкурсов и акций, фотоотчеты и т. п.

4.2. Событийность (контент, созданный специально для соц. сети): конкурсы, акции и т. п., проводимые в социальных сетях.

4.3. Полезная информация, поздравления, видео, лайфхаки и другая информация, связанная и/или не связанная напрямую с деятельностью сообщества.

5. Степень вовлеченности аудитории:

5.1. Количество комментариев под постами, лайков, репостов (отражают «виральность» контента, иными словами, свойство контента широко распространяться без усилий со стороны его автора за счет того, что пользователи сами охотно делятся публикацией с другими).

5.2. Количество участвующих в конкурсах, акциях и т. п.

Результаты анализа социальных сетей по разработанным критериям представлены в таблице.

Таким образом, «ВКонтакте» является самой востребованной социальной сетью среди молодежных организаций. На страницах сообществ в данной социальной сети размещается большое количество разнообразного контента, ведется активная работа с подписчиками. В мессенджере Telegram контент в основном полностью дублируется из сети «ВКонтакте», подписчиков и их активность значительно меньше. Социальная сеть «Одноклассники» практически не используется молодежными сообществами, или контент там публикуется значительно реже.

Самой популярной социальной сетью среди официальных социальных сетей молодежных сообществ является страница «ВКонтакте» сообщества РДДМ «Движение первых».

В социальных сетях проанализированных сообществ можно выделить основные типы контента, отражающие деятельность организаций офлайн: новости о конкурсах и акциях, новости о проведенных мероприятиях; посты, освещающие деятельность молодежных организаций вне рамок мероприятий и конкурсов.

Контент, вовлекающий в деятельность (конкурсы, акции, викторины, опросы), присутствует практически во всех социальных сетях проанализированных сообществ с относительно разным количеством постов, посвященных деятельности молодежных организаций офлайн. Наибольший отклик у подписчиков вызывают викторины и голосования, возможно, из-за простоты условий участия.

Для молодежных сообществ их страницы в социальной сети «ВКонтакте» являются одним из главных и мощных ресурсов по привлечению и информированию молодежи, вовлечению ее в деятельность сообщества, а также площадкой для объединения представителей сообщества из разных регионов.

Социальные сети молодежных сообществ ведутся на высоком профессиональном уровне командой разнопрофильных специалистов в соответствии с индивидуальным узнаваемым стилем оформления, бренд-буком.

Список источников

1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». Ст. 2, п. 2. URL: https://rg.ru/ documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 02.06.2023).

2. Панченко И. М. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. № 2. С. 86-94. doi: 10.24411/2079-0910-2018-10006 (дата обращения: 15.05.2023).

3. Рогач О. В., Фролова Е. В. Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия // Вестник Пермского ун-та. Философия. Психология. Социология. 2022. № 2. С. 305-314. doi: 10.17072/2078-7898/2022-2-305-314 (дата обращения: 15.05.2023).

4. Матушак А. Ф., Павлова О. Ю., Ахкамова Ю. А., Зырянова А. В., Алехина Н. В., Грибачева Н. В., Цилицкий

B. С. Сравнение форм воспитательной работы образовательных организаций в цифровом образовательном пространстве и предпочтений обучаемых // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 3. С. 7-30. doi: http:// dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 (дата обращения: 15.05.2023).

5. Иванова Е. В., Барсукова Е. М., Маякова Е. В., Тер-Григорян А. Э. Устойчивые городские сообщества и их взаимодействие с социальными институтами // UniverCity: Города и Университеты: сб. ст. / под ред.

C. Н. Вачковой, Н. И. Кондратьевой. Вып. 6. М.: Грин Принт, 2022. С. 23-40.

6. Росмолодежь. URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 15.05.2023).

7. Российское движение детей и молодежи «Движение первых». URL: https://будьвдвижении.рф (дата обращения: 15.05.2023).

8. Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи». URL: https://ruy.ru (дата обращения: 15.05.2023).

9. Всероссийское детско-юношеское движение «Юнармия». URL: https://yunarmy.ru (дата обращения: 15.05.2023).

10. Большая перемена. URL: https://bolshayaperemena.online (дата обращения: 15.05.2023).

11. Российское движение школьников. URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/рдш.рф (дата обращения: 15.05.2023).

12. Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы». URL: https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--р^волонтерыпобеды.рф (дата обращения: 15.05.2023).

13. Мосволонтер. URL: https://mosvolonter.ru/o-nas (дата обращения: 15.05.2023).

14. Юные инспекторы движения России. Официальный сайт. URL: https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/юидроссии. рф (дата обращения: 15.05.2023).

15. Пронина Н. А. Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // Новые технологии. 2011. № 1. С. 174-179.

16. Социальная сеть «ВКонтакте». URL: vk.com (дата обращения: 15.05.2023).

17. Социальная сеть «Одноклассники». URL: ok.ru (дата обращения: 15.05.2023).

18. Мессенджер «Telegram». URL:telegram.org (дата обращения: 15.05.2023).

19. Видеохостинг «YouTube». URL: https://www.youtube.com/ (дата обращения: 15.05.2023).

20. Панич Н. А., Мороз Н. А. Репрезентация жизненного мира молодежи в социальных сетях // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 4 (72). С. 54-58.

21. Домбровская А. Ю. Репрезентация гражданской активности российской молодежи в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 203-225. doi: 10.14515/monitoring.2021.6.2012.

References

1. Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 2020 g. N 304-FZ «O vnesenii izmeneniy v Federa'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" po voprosam vospitaniya obuchayushchikhsya» [Federal Law of July 31, 2020 No. 304-FZ "On amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on issues of education of students]. Article 2, p. 2 (in Russian). URL: https://rg.ru/documents/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (accessed 02 June 2023).

2. Panchenko I. M. Sotsial'nye seti kak novaya forma kommunikatsii: pol'za ili opasnost' dlya obshchestva? [Social networks as a new form of communication: benefit or danger to society?]. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy - Sociology of science and technology, 2018, no. 2, pp. 86-94 (in Russian). doi: 10.24411/20790910-2018-10006 (accessed 15 May 2023).

3. Rogach O. V., Frolova E. V. Analiz vliyaniya soеtsial'nykh setey na sovremennykh podrostkov: klyuchevye problemy i destruktivnye posledstviya [Analysis of social networks for modern teenagers: main problems and destructive consequences]. VestnikPermskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya - Bulletin of the Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology, 2022, no. 2, pp. 305-314 (in Russian). doi: 10.17072/2078-7898/2022-2-305-314 (accessed 15 May 2023).

4. Matushak A. F., Pavlova O. Yu., Akhkamova Yu. A., Zyryanova A. V., Alekhina N. V., Gribacheva N. V., Tsilitskiy V. S. Sravnenrne form vospitatel'noy raboty obrazovatel'nykh organizatsiy v tsifrovom obrazovatel'nom prostranstve i predpochteniy obuchaemykh [A comparative analysis of moral education forms in the digital learning environment within educational settings and students' preferences]. Science for Education Today,

2022, vol. 12 (3), pp. 7-30 (in Russian). doi: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2203.01 (accessed 15 May 2023).

5. Ivanova E. V., Barsukova E. M., Mayakova E. V., Ter-Grigoryan A. E. Ustoychivye gorodskiye soobshchestva i ikh vzaimodeystviye s sotsial'nymi institutami [Sustainable urban communities and their interaction with institutions]. UniverCity: Goroda i Universitety: sbornikstatey [UniverSity: Cities and Universities: collection of articles]. Eds S. N. Vachkova, N. I. Kondrat'eva. Vol. 12. Issue 6. Moscow, Grin Print Publ., 2022. P. 23-40 (in Russian).

6. Rosmolodezh (in Russian). URL: https://fadm.gov.ru/ (accessed 15 May 2023).

7. Rossiyskoye dvizheniye detey i molodezhi «Dvizhenie pervykh» [Russian movement of children and youth "Movement of the First"] (in Russian). URL: https://будьвдвижении.рф (accessed 15 May 2023).

8. Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya «Rossiyskiy soyuz molodezhi» [All-Russian public organization "Russian Youth Union"] (in Russian). URL: https://ruy.ru (accessed 15 May 2023).

9. Vserossiyskoye detsko-yunosheskoye dvizheniye «Yunarmiya» [All-Russian children's and youth movement "Yunarmiya"] (in Russian). URL: https://yunarmy.ru (accessed 15 May 2023).

10. Bol'shayaperemena [Big change] (in Russian). URL: https://bolshayaperemena.online (accessed 15 May 2023).

11.Rossiyskoye dvizheniye shkol'nikov [Russian movement of schoolchildren] (in Russian). URL: https://xn--d1axz.xn--p1ai/ рдш.рф (accessed 15 May 2023).

12. Vserossiyskoye obshchestvennoye dvizheniye «Volontery Pobedy» [All-Russian public movement "Volunteers of Victory"] (in Russian). URL: https://xn--90abhd2amfbbjkx2jf6f.xn--p1ai/ волонтерыпобеды.рф (accessed 15 May 2023).

13.Mosvolonter (in Russian). URL: https://mosvolonter.ru/o-nas (accessed 15 May 2023).

14. Yunye inspektory dvizheniya Rossii (in Russian). URL: https://xn--d1ahba2alia5i.xn--p1ai/ юидроссии.рф (accessed 15 May 2023).

15. Pronina N. A. Rol' sotsial'nykh setey v sisteme vospitaniya shkol'nikov [The role of social networks in the system of education of schoolchildren]. Novye tekhnologii - New Technologies, 2011, no. 1, pp. 174-179 (in Russian).

16. Sotsial'naya set'«VKontakte» (in Russian). URL: vk.com (accessed 15 May 2023).

17. Sotsial'naya set'«Odnoklassniki». URL: ok.ru (accessed 15 May 2023).

18.Messendzher «Telegram». URL: telegram.org (accessed 15 May 2023).

19. Videokhotsting «YouTube». URL: https://www.youtube.com/ (accessed 15 May 2023).

20. Panich N. A., Moroz N. A. Reprezentatsiya zhiznennogo mira molodezhi v sotsial'nykh setyakh [Representation of youth life in social networks]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika - Society: sociology, psychology, pedagogy, 2020, no. 4 (72), pp. 54-58 (in Russian).

21. Dombrovskaya A. Yu. Reprezentatsiya grazhdanskoy aktivnosti rossiyskoy molodezhi v sotsial'nykh media [Repesentation of the Russian Youth Civil Activity in Social Media]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nye peremeny - Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2021, no. 6, pp. 203-225 (in Russian). https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.6.2012

Информация об авторах

Маякова Е. В., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Московский городской педагогический университет (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226).

Тер-Григорян А. Э., научный сотрудник, Московский городской педагогический университет (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226).

Блинова А. О., младший научный сотрудник, Московский городской педагогический университет (2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226).

Information about the authors

Mayakova E. V., Candidate of Pedagogic Sciences, Leading Researcher of the Laboratory of Educational Infrastructures, Moscow City University (Vtoroy Sel'skokhozyaystvenny proyezd, 4, Moscow, Russian Federation, 129226).

Ter-Grigorian A. E., Research Officer, Moscow City University (Vtoroy Sel'skokhozyaystvenny proyezd, 4, Moscow, Russian Federation, 129226).

Blinova A. O., Research Assistant, Moscow City University (Vtoroy Sel'skokhozyaystvenny proyezd, 4, Moscow, Russian Federation, 129226).

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; принята к публикации 21.02.2024 The article was submitted 06.06.2023; accepted for publication 21.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.